Церковные награды русской православной церкви: Церковные награды и внешние знаки отличия духовенства, Церковный протокол

Разное

Содержание

Награды Русской Православной Церкви — врачам,

В Мытищах в Храме Рождества Христова состоялось вручение наград Русской православной церкви врачам Мытищинской городской клинической больницы. Награды вручил благочинный Мытищинского церковного округа, протоиерей Димитрий Оловянников. Медалью «Патриаршая благодарность» Русской православной церкви награждена заместитель главного врача по медицинской части Мытищинской ГКБ Татьяна Королева. Медалью московской епархии РПЦ «За дела милосердия» II степени — заведующая пульмонологическим отделением номер 1 Анастасия Васильченко.

Говоря о первой волне новой коронавирусной инфекции и о том, как сейчас проходит вторая, Татьяна Вячеславовна отметила:

«Для нас как все началось 18 марта, так все и продолжается. Мы не выходили из состояния борьбы за жизни людей с новой коронавирусной инфекцией. Тогда было тяжело, потому что только начинали бороться с новой болезнью. И сейчас тяжело, потому что поток пациентов каждый день большой. Изменилась и сама болезнь. Усталость тоже имеет значение. Не физическая, а моральная, потому что ежедневно поступает по 100 человек и отделения постоянно заполнены. Плюс мы еще ведем легкий стационар, который работает на долечивание пациентов. И в этой работе задействованы все филиалы Мытищинской городской клинической больницы. Все это направлено на то, чтобы максимально помочь жителям Мытищ и Московской области. Надо сказать, что мы берем на себя пациентов со всей Московской области, много пациентов везут и из Москвы. О Мытищинской больнице знают как о центре, в котором умеют лечить пациентов с новой коронавирусной инфекцией».

Татьяна Королева рассказала и о том, как врачи встретили болезнь:

«Страх сначала был у всех. Но как мы только начали работать, он отошел. Была одна только цель – максимально помочь пациенту. Практически все врачи прошли через болезнь. Для нас это было ожидаемо. И мне, как одному из руководителей, было нелегко смотреть, как наш персонал болеет, потому что все они и лечились в нашей Мытищинской городской клинической больнице. Некоторые медицинские работники перенесли болезнь очень тяжело и пришлось бороться за их жизнь».

Одно из первых отделений, в котором начали лечить пациентов с новой коронавирусной инфекцией – пульмонологическое. А потом, с увеличением количества пациентов, в эту работу были включены и другие отделения стационара.

«Я выбрала профессию врача, поэтому для меня значение не имеет, с какой угрозой предстоит столкнуться: будь то чума или холера. Мой долг — оказать помощь тем, кто в ней нуждается. В новую коронавирусную инфекцию для нас все было в первый раз. Нужна была быстрая реакция, готовность вести пациентов с болезнью, о которой мы мало что знали. И сегодня с уверенностью можно говорить о том, что многое зависит от того, насколько быстро пациент обращается за медицинской помощью. То есть, если не получает должной помощи амбулаторно, то в итоге поступает в тяжелом состоянии. И тогда все зависит от тактики лечения, а не от дорогостоящих медицинских препаратов», — отметила заведующая пульмонологическим отделением № 1 МГКБ Анастасия Васильченко.

Анастасия Викторовна скаала и о том, что до сих пор есть те, кто не верит в эту болезнь и не соблюдает общеизвестные правила безопасности. Поэтому надо быть осторожными, соблюдать меры безопасности, о которых говорят.

Почти год назад наградой Русской православной церкви была удостоена и заведующая поликлиникой №2 Мытищинской городской клинической больницы, депутат Совета депутатов г.о. Мытищи Любовь Кикоть. Церемония вручения состоялась в храме Христа Спасителя в Москве. Патриарх Кирилл вручил Любовь Васильевне юбилейную медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» .

В РПЦ назвали условие лишения церковных наград из-за пыток заключенных — РБК

Ранее медалью были награждены начальник УФСИН по Саратовской области Алексей Федотов, а также его заместитель и главный санитарный врач УФСИН. Федотова уволили за две недели до публикации видео с пытками

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

РПЦ может отозвать епархиальные награды, которыми ранее были награждены несколько сотрудников ФСИН Саратовской области, если выяснится, что они причастны к пыткам в тюремной областной туберкулезной больнице № 1. Об этом в своем Telegram-канале сообщил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Очень важно, чтобы по результатам расследования все виновные ответили перед законом. Что касается епархиальных наград, врученных нескольким сотрудникам ФСИН, по имеющейся у меня информации из Саратовской митрополии, если будет доказана причастность награжденных к происходившему, награды будут отозваны», — написал Легойда.

Он также подчеркнул, что любой христианин, «если он сотрудник ФСИН и столкнулся с ситуацией, подобно той, которая сейчас расследуется в саратовской колонии», должен остановить нарушение закона.

МВД объявило в розыск передавшего записи пыток заключенных в Саратове

В июле медалью Саратовской митрополии «Спас Нерукотворный» III степени был награжден начальник областного управления ФСИН Алексей Федотов. В конце сентября его уволили «за серьезные просчеты в оперативно-служебной деятельности». Сообщения о пытках в тюремной больнице в Саратовской области появились через две недели, в начале октября. Однако «Новая газета» писала, что о нарушениях в областной туберкулезной больнице № 1 родственники заключенных рассказывали еще с середины 2000-х годов, а портал Gulagu.net, который в октябре опубликовал данные о пытках, сообщал о преступлениях в больнице несколько раз в течение этого года.

Епископ Верейский Пантелеимон вручил церковные награды добровольцам «красных зон»

9 января 2022 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, глава Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископ Верейский Пантелеимон совершил Божественную литургии в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия. По окончании богослужения архиерей вручил награды Синодального отдела тем, кто особо потрудился во время пандемии.

«Дорогие братья и сестры, очень рад поздравить вас с Рождеством Христовым. И очень рад в этот день в замечательной обители — обители милосердия — поблагодарить людей, которые особенно трудятся для помощи нуждающимся людям, больным в это непростое время пандемии. Святейший Патриарх Кирилл, поздравляя с Рождеством Христовым всех собравшихся в Храме Христа Спасителя, особенно говорил о врачах, добровольцах, священниках, медицинских и социальных работниках, которые трудятся в «красных зонах».  И я хотел бы еще и еще раз поблагодарить вас за ваши труды», — сказал епископ Пантелеимон, обращаясь к собравшимся.

За организацию работы федеральной горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие» медалью святого праведного Филарета Милостивого II степени был награжден руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. Проект запустил Синодальный отдел по благотворительности по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в феврале 2020 года. Теперь каждый нуждающийся человек может позвонить по круглосуточному бесплатному номеру и попросить о помощи. Ежемесячно на федеральную горячую линию церковной социальной помощи поступает более 3000 звонков.

За самоотверженный труд во благо больных и страждущих медалью святого страстотерпца Евгения Боткина была награждена главный врач Шуйской центральной районной больницы Екатерина Кузьмина. В 2021 году в «красной зоне» больницы города Шуя была организована работа добровольцев, которые помогали ухаживать за больными. В декабре 2020 года в Шуе Ивановской области открыли первый филиал паллиативной помощи Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

Также наград Синодального отдела по благотворительности были удостоены добровольцы «красных зон» Москвы. Медали святого праведного Филарета Милостивого получили 17 добровольцев. Грамотами был отмечен 51 доброволец.

В Москве курсы больничных добровольцев были организованы в июле 2021 года на базе Учебного центра больницы святителя Алексия Синодальным отделом по благотворительности при поддержке Департамента здравоохранения и Департамента труда и социальной защиты Москвы. Сотни православных добровольцев, закончив курсы, участвуют в уходе за пациентами COVID-стационаров. За это время на курсы больничных добровольцев записалось более 1000 человек, 478 человек прошли обучение. В настоящее время, после обучения на курсах больничных добровольцев, в «красных зонах» московских больниц помогают 330 человек. В Сокольниках — 244 человека, в ВДНХ — 63 человека, в 15-й ГКБ — 15 человек, в Клинической больнице Управления делами Президента РФ на Лосиноостровской улице — 8.

Также больничные добровольцы начали посещать COVID-отделение в Златоустовской епархии, набор на курсы православных добровольцев «красной зоны» продолжается в Екатеринбурге и в Ростове-на-Дону.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко», в группе Синодального отдела в Facebook, «ВКонтакте», ОК, в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram. Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс. Кью.

Диакония.ru

Патриаршие награды получили священники и медики в Искитиме и Сочи

Медали Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность» получили священники и медики в Искитиме Новосибирской области и Сочи за самоотверженный труд в борьбе с коронавирусной инфекцией. Церковные награды вручили епископ Искитимский и Черепановский Лука, епископ Сочинский и Туапсинский Герман.

«Позвольте от всего сердца поблагодарить вас и в вашем лице всех медицинских работников за тот самоотверженный труд, то служение ближнему, которое вы несете всегда, но особенно с приходом этой болезни», — сказал епископ Искитимский и Черепановский Лука, обращаясь к врачам во время награждения.

Епископ Искитимский и Черепановский Лука вручает Патриаршие награды медикам Искитима

В Искитиме медали Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность» получили медицинские работники Искитимской городской центральной больницы: главный врач Алексей Кайгородов, заведующая подстанцией скорой помощи Наталья Григоревская, заведующий пульмонологическим отделением Сергей Самойлов, врач-инфекционист Юрий Курашов, врач-реаниматолог Евгения Белоус.

Наград были также удостоены сотрудники поликлиники №2 Искитима: заведующая поликлиникой Наталья Филиппова и фельдшер доврачебного приема Надежда Сорокина.

Епископ Искитимский и Черепановский Лука вручил церковные медали и священникам епархии: руководителю социального отдела иерею Иакову Шумбасову и ключарю Никольского кафедрального собора протоиерею Олегу Половникову.

Епископ Искитимский и Черепановский Лука и медики, получившие Патриаршие награды 

В Сочи за труды по борьбе с коронавирусной инфекцией медалью Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность» были награждены: руководитель социального отдела Сочинской епархии протоиерей Александр Копырин, врач-терапевт медицинского центра «Армед» Сочи Жанна Гапонцева, врач-пульмонолог 4-й городской больницы Сочи Наталья Савотина.

Епископ Сочинский и Туапсинский Герман вручает Патриаршие награды медикам Сочи

Ранее медали Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность» получили медики в Рязани, Ярославле, Челябинске, Чебоксарах, Ижевске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Санкт-Петербурге.

Стоит отметить, что во время пандемии церковные социальные службы, священники и архиереи оказывают помощь медикам и больницам в России и других странах.

Аппараты ИВЛ, кислородные концентраторы, лекарства, оборудование и средства защиты передавали епархии в Иркутске, Сарапуле, Пскове, Ханты-Мансийске, Санкт-Петербурге, Белгороде, Ярославле, Боровичах, Серове, Азове, Новочеркасске, Саратове, Окуловке, Черкассах, Нежине, Изюме, Сумах, Запорожье, Одессе, Киеве, Минске, Городищах.

Православные волонтеры кормили бригады медиков Скорой помощи в Одессе и Симферополе, в Нижнем Тагиле добровольцы возили на вызовы врачей поликлиники.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви», в группе Синодального отдела в Facebook, VK, в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram.

Система наград русской православной церкви

Священноначалием Русской Православной Церкви в течение последних десятилетий создана система орденов и медалей, отмечающих подвиг и вклад наших современников — священно- и церковнослужителей и мирян — в дело возрождения русской православной духовности, на благо вере и Отечеству. На сегодняшний день эта система включает восемь орденов различных степеней и три медали. Кроме того, особые знаки отличия могут быть учреждаемы Священными Синодами Белорусской и Украинской Автономных Церквей. Так, священнослужители и миряне братской Беларуси награждаются орденом «Креста преподобной Евфросинии Полоцкой».

Ордена и медали Русской Церкви могут вручаться любому из ее членов независимо от сана, происхождения, имущественного или сословного ценза. Митрополит и сельский батюшка, ученый богослов и скромный сотрудник просветительных и медицинских учреждений, иерей и мирянин — награда каждого определяется его трудом и верой, а не чином и общественным положением. Как сказано в известной пасхальной беседе Святителя Иоанна Златоуста, тот, кто пришел на ниву церковного подвига не с утра, но с полудня, и даже не с полудня, но лишь к вечеру, и даже, как многие из нас, «к одиннадцатому часу», т.е. на склоне лет, равно ублажается и равной удостаивается награды. Никому и никогда не поздно присоединиться к великому общему деланию Святой Церкви.

В древности Русская Церковь не знала какой-либо системы внешних отличий и наград. Накал духовной жизни в епархиях и приходах был тогда совсем другой, несопоставимый с нашей современной эпохой. Позже, в период Императорской России, с ее внешним блеском, «табелью о рангах» и разработанной иерархией регалий, представителей духовенства награждали в соответствии с общим порядком. Разумеется, в Церкви существовала и существует своя, особая наградная система, исходящая из особенностей священного сана, богослужебных одеяний и принадлежностей священнослужителей. Само назначение более высокого сана является наградой, обусловленной достоинством служения награждаемого. Иерей может стать протоиереем, иеромонах — игуменом и архимандритом, епископ — архиепископом и затем митрополитом. Диакон может быть награжден правом ношения двойного ораря, иерей (и иеромонах) — набедренником, наперсным крестом, протоиерей — палицей, крестом с украшением, митрой, правом служить при отверстых Царских Вратах до Херувимской и до Отче наш, архимандрит — правом употребления посоха при богослужении , архиепископ — именной или памятной панагией. ..

Но, помимо этих церковно-богослужебных отличий, священноначалие Русской Церкви разработало в последние четыре десятилетия и самобытную орденскую церковную наградную систему. Первым по времени учреждения стал орден святого равноапостольного князя Владимира (трех степеней), появившийся в нашей Церкви в период первосвятительства Святейшего Патриарха Алексия I, в конце 1950-х гг., и долгое время остававшийся единственной церковной наградой. При Святейшем Патриархе Пимене был учрежден орден преподобного Сергия Радонежского в 1978 г. Десять лет спустя, в 1988 г., в ознаменование 1000-летнего юбилея Крещения Руси, было учреждено сразу три ордена: орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, ставшего высшей наградой Русской Православной Церкви, которой награждаются Главы Церквей, орден святого благоверного князя Даниила Московского, одинаково часто вручавшегося как церковным, так и светским деятелям, потрудившимся на ниве духовного возрождения России, и орден святой равноапостольной княгини Ольги — специально для церковных тружениц, подвижниц Церкви и духовного просвещения.

Ввиду необходимости поощрения вклада и подвига людей, отдающих свои силы борьбе с многоразличными духовными и социальными недугами нашего общества, благотворительности и попечению о слабых и нуждающихся в помощи, были учреждены орден святого мученика Трифона (в 1995 г.) и — совместно с Российским детским фондом — орден святого благоверного царевича Димитрия (в 1997 г.).

Возрождение миссионерского служения, целью которого является ныне уже не просвещение внешних, языческих народов, но возвращение ко Христу и воцерковление основной массы нашего народа, подвигло нас учредить также и специальный миссионерский орден — святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского (1999 г.). Кроме указанных орденов мы награждаем священно- и церковнослужителей и мирян также и церковными медалями: преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

…Не орден красит человека. И никто из нас не придет с орденами и медалями на Страшное Судище Христово. Но священнослужители с достоинством носят назначенные им священноначалием награды как свидетельство достойного прохождения церковного служения, уважения со стороны паствы и церковного народа.

Орден святого апостола Андрея Первозванного

В память 1000-летия Крещения Руси Священный Синод Русской Православной Церкви учредил 27—28 декабря 1988 г. три новых ордена: святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней и святой равноапостольной княгини Ольги, также трех степеней. Святой апостол Андрей (память 30 ноября/13 декабря) называется «первозванным» потому, что стал первым из апостолов Спасителя. Сразу после крещения Христа на Иордане, когда Иоанн Креститель указал на Него как на Мессию, Спасителя мира, Андрей, обо всем забыв и все оставив, пошел вслед за Учителем. Для Русской Церкви память апостола важна еще и тем, что согласно летописи апостол Андрей Первозванный первым принес провозвестие христианской веры в пределы нашего Отечества, посетил Киев и Новгород, благословил христианское будущее Русской Земли.

Прежде, в Российской Империи, существовал орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром Великим в 1698 г. и почитавшийся главным среди российских орденов. Равным образом, ныне орден святого апостола Андрея является высшей наградой Русской Православной Церкви. Алмазная звезда ордена носится на правой стороне в верхней части груди, а знак ордена на ленте надевается через левое плечо и располагается под звездою ордена; все другие ордена носятся ниже. В центре ордена — образ святого апостола с характерным косым («андреевским») крестом, на котором был распят апостол. Подлинные сохранившиеся частицы креста, как и мощи святого, находятся в кафедральном Андреевском соборе в греческом городе Патры. Орден является Патриаршей наградой, им награждаются лица только по решению и инициативе Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира

Орден святого Владимира трех степеней является старейшим по времени учреждения в Русской с Православной Церкви. Он был учрежден в 1957 г. в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Первоначально он скромно именовался «нагрудный знак в честь святого равноапостольного великого князя Владимира» и предназначался для награждения преимущественно представителей зарубежных Православных Церквей и инославных исповеданий.

…Историки назвали его Великим, Церковь — святым равноапостольным, поэтическая память народа — Владимиром Красным Солнышком. Великий князь Владимир Святославич (960—1015; память 15/28 июля) сумел из конгломерата разрозненных племен и княжений создать единую могучую Святую Русь. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 г. Князь не стал навязывать народу новую религию: он отправил послов в разные страны «испытать веры», И когда посланные вернулись, выслушал их в собрании старцев и народа и, с соборного согласия, выбрал православную веру — по критерию истинной красоты и благодати. «Ибо, — сказали послы, — когда стояли мы за службой в Константинопольском соборе святой Софии, не знали, где находимся — на небе или на земле». Крещение Руси на тысячу лет вперед предопределило нравственный облик и исторический путь нашего народа.

Первые награждения орденом (тогда еще называвшегося «знаком») состоялись весной 1958 г. Среди лиц, удостоенных ордена I степени в 1959 году, были митрополит Гор Ливанских Илия Карам и император Эфиопии Хайле Селассие I.

Первым русским человеком, удостоенным высокой награды, стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Орден святого Владимира \ степени был вручен ему 18 июля 1961 г., в день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского, на Архиерейском соборе, состоявшемся в Троице-Сергиевой Лавре. Орденом могли награждаться также храмы, монастыри и целые епархии. В 1964 г. Владимира I степени получила Московская Духовная Академия, в 1977 г. — Ленинградская Духовная Академия.

Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги

Орден был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 27—28 декабря 1988 г., одновременно с орденами апостола Андрея Первозванного и князя Даниила Московского. Орден предназначен исключительно для награждения женщин. Великая княгиня Киевская Ольга, в крещении Елена ( +969 г.; память 11/24 июля), стала первой русской правительницей-христианкой. Позднейшие предания называют родиной ее Псков, а начало ее самостоятельного правления в летописях связано с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря.

Ольга Русская вошла в историю как великая созидательница державной жизни и культуры древней Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта. Много трудов приложила княгиня для усиления оборонной мощи страны. Не менее насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси. В 946 г. Ольга отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное хождение, сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии — развития дружеского русско-византийского диалога. Сердце княгини открылось православию, она принимает решение стать христианкой.

Таинство крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником от купели был сам император Константин Багрянородный. По возвращении в Киев Ольгой была построена первая, еще деревянная, церковь Софии Премудрости Божией. Бог прославил княгиню-подвижницу чудесами и нетлением мощей. Воспитанный ею внук, великий князь Владимир Красное Солнышко, через 20 лет после смерти княгини сделает христианство государственной религией Руси.

…В России до 1917 г. уже существовала награда этого имени. По инициативе созданного известным публицистом М.О. Меньшиковым «Общества святой Ольги» в 1914 г. был высочайше утвержден «знак отличия святой Ольги». Он призван был отмечать «заслуги женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно подвиги и труды их на пользу ближнего». Знак отличия святой Ольги был вручен лишь один раз. В 1916 г. второй степени знака отличия была удостоена Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях первой мировой войны троих сыновей-офицеров.

Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Орден Святителя Иннокентия был учрежден в Русской Церкви в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия. Святитель Иннокентий (Вениаминов; 1797—1879; память 31 марта/13 апреля и 23 сентября /6 октября) занимает особое место в истории русской святости. Он прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Апостол Сибири и Америки, он поистине пронес благовестие Божие «даже до края земли», проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам, составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Уже будучи митрополитом Московским, основал Православное Миссионерское общество.

В феврале 1999 г., когда праздновалось 70-летие Святейшего Патриарха Алексия II, ему по решению Священного Синода был вручен вновь учрежденный орден Святителя Иннокентия I степени — за первосвятителъские труды на благо Русской Церкви. «Принимая эту награду, — сказал в ответ Патриарх, — от лица всей Русской Православной Церкви, совершающей в эти годы свое миссионерское, просветительское служение, укрепляющей в сердцах и душах людей веру Христову, будем сохранять единство, и никто, и ничто не разлучит нас, как говорил апостол Павел, от любви Божией».

Святейший Патриарх Алексий II вошел в историю Церкви как первый из ее Первосвятителей, неустанно предпринимающий близкие и дальние путешествия по епархиям, храмам и обителям в отечестве и за рубежом, куда нередко, как говорится, «не ступала нога православного архиерея». И всюду епископы, священнослужители и простые верующие люди чувствуют архипастырскую заботу, духовную щедрость и любовь Предстоятеля, от внимания которого не ускользают их трудности и печали.

Не случайно в последние годы Русская Церковь оказывает особое внимание возрождению православного миссионерства, в котором нуждаются ныне, увы, не только не просвещенные еще светом евангельской истины язычники, но и большинство народа, забывшего за десятилетия атеистической власти свои православные корни. «Новым крещением Руси» называют по праву период патриаршества Святейшего Алексия П.

Орден преподобного Сергия Радонежского

Орден Преподобного Сергия Радонежского трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 1978 г. Орденами I и IIстепени награждаются предстоятели Поместных Православных Церквей, главы инославных Церквей и религиозных объединений, видные церковные и государственные деятели — за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Преподобный Сергий (1322—1392; память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября) вошел в историю России и Русской Церкви как великий «воспитатель русского народного духа» (В.О. Ключевский), реформатор русского православного монашества, основатель десятков монастырей. Его называли по праву «игуменом Земли Русской». Но значение аввы Сергия далеко выходило за рамки собственно церковной деятельности. Духовный вождь Руси, именно он благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, а затем скрепил его духовное завещание, по которому великое княжение переходило к сыну Димитрия великому князюВасилию.

Так, впервые великое княжение стало наследственным, династическим, что способствовало укреплению и консолидации русской державной государственности. Первый орден Преподобного Сергия I степени был вручен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену — за выдающийся вклад за развитие взаимоотношений между православными Сестрами-Церквами, экуменические и миротворческие заслуги. Вторым награжденным стал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ныне Святейший Патриарх. Третий орден получил Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В день 600-летней годовщины Куликовской битвы, в праздник Рождества Богородицы 8/21 сентября 1980 г. орден Преподобного Сергия I степени был присвоен основанной великим русским подвижником Троице-Сергиевой Лавре.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского

Орден святого Даниила трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской», Православной Церкви 27—28 декабря 1988 г. в память 1000-летия Крещения Руси. Им награждаются как духовные, так и светские лица.

Святой благоверный князь Даниил (1261—1303; память 4/17 марта) был младшим сыном святого Александра Невского. Но в истории действует незримо евангельский закон, который можно было бы назвать «благословение младшего сына». После смерти отца Даниилу досталась по разделу малая, никому еще не известная Москва. Он основал первую московскую обитель — Свято-Даниловский монастырь, где ныне почиют его мощи.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Бог вознаградил его будущим процветанием княжеской династии московских Даниловичей, от которых «произошли великие князья и цари Московские. «Сей-то первоначальный основатель, — скажем словами митрополита Московского Платона, — положил начало нынешнему величию Москвы».

Предстоятель Русской Церкви вручает орден святого Даниила, как правило, сам, придавая награждению особо торжественный характер. Орденом награждаются и светские лица, много сделавшие для возрождения духовной жизни России, для укрепления ее могущества и благосостояния. Орденов I степени были в разное время удостоены мэр Москвы Ю. М. Лужков, министр обороны РФ И.Д. Сергеев, писатель А.И. Солженицын. Орден святого Даниила следует носить на правой стороне груди, степени ордена размещаются в линию.

Орден святого мученика Трифона

Орден святого мученика Трифона трех степеней учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 февраля 1995 г. Орденом награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, писатели и журналисты, медицинские работники и работники просвещения за активную деятельность по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, другими разрушительными явлениями в духовной жизни общества.

Святой мученик Трифон (память 1/14 февраля) с юности имел от Бога благодать изгонять бесов и исцелять больных. Мы редко теперь связываем в своем сознании одно с другим, но в православном понимании грех — не только и не столько преступление, но ущерб, болезнь. «Бог смерти не создал», — сказано в Писании; болезнь и смерть вошли в мир с первородным грехом, нарушением заповедей Божиих. Соответственно и лечить нужно одновременно — тело и душу, хворь — и ее первоисточник, грех. Исцелить — значит, вернуть человеку целомудрие и цельность. Без молитвы, без благодати

Божией невозможно врачевание ни телесных, ни духовных, ни социальных, цивилизационных недугов, к числу которых и относятся алкоголизм, наркомания, умопомрачения под влиянием экономических стрессов, информационных психозов, тоталитарных сект. Именно таким благодатным целителем был святой Трифон, претерпевший мученическую смерть в эпоху антихристианских гонений при римском императоре Деции (250 г.).

Орден имеет три степени. Первая — серебряный крест с позолотой, вторая — серебряный крест, третья — серебристый крест из ювелирного сплава. В наше время, когда без совместных усилий Церкви и общества, государства и благотворительных фондов, бизнесменов и средств массовой информации невозможна эффективная борьба с социальными болезнями и нестроениями, образ святого мученика Трифона, безвозмездного целителя, просившего излеченных им об одном — о хранении веры Христовой, укрепляет и поддерживает нас.

Орден благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

В наградной системе Русской Православной Церкви особое место занимает орден святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца. Он учрежден по инициативе председателя Российского детского фонда писателя Альберта Лиханова 29 сентября 1997 г. совместно РДФ и Московским Патриархатом. Согласно статуту ордена им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Каждое представление носит индивидуальный характер, список кандидатов представляется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, который и принимает решение о награждении.

Святой благоверный царевич Димитрий, злодейски убитый в Угличе 15 мая 1591 г. (память 15/ 28 мая, 3/16 июня), был младшим сыном царя Иоанна Грозного. Сосланный с матерью в результате дворцовых интриг в Углич, отрок-царевич мирно жил в этом старинном русском городе, пока и здесь его не настигла рука посланных из Москвы убийц. Предание обвиняет в преступлении Бориса Годунова: именно ему, не имевшему прав на престол, мог мешать последний сын ИоаннаIY. В кровавом мареве политических греховных страстей, голода и разрухи народная любовь в Смутное время вызвала к жизни целую вереницу призраков-Лжедимитриев.

Для прекращения соблазна 3 июня 1606 г. мощи убиенного царевича были перенесены в Москву, в Кремлевский Успенский собор. С тех пор не прекращается ряд чудесных исцелений, помощи в болезнях и несчастьях, особенно детям, посылаемых Господом по молитве к святому Димитрию. Г Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия, исполненный в технике финифти, окруженный рубинами, с надписью За дела милосердия.

Среди первых награжденных были город Углич, храм царевича Димитрия при Первой Градской больнице г. Москвы, а также ряд деятелей, достойно послуживших попечению о больных и несчастных детях. В их числе: председатель правления Волгоградского отделения РДФ, создатель медицинского центра «Нежность» для детей-инвалидов Р. К. Скрынникова; православная благотворительница из Швейцарии Тамара Симон, пожертвовавшая 100 тысяч долларов на благотворительную помощь детям-инвалидам; Л.С. Горелышева — за 42 года беспрерывной работы прачкой в детском доме города Суздаля; семейный детский дом М.В. и Т.В. Сорокиных (Ростовская обл.) за воспитание 38 приемных детей.

Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Медаль Святителя Иннокентия, «апостола Сибири и Америки», учреждена в Русской Церкви в один день с одноименным орденом, в 1999 г. В центре медали, на голубом эмалевом фоне, — золотой образ великого благовестника. На обороте надпись: «За миссионерские труды».

Огромные просторы России невольно вызывают мысль о необъятном поле для подвигов апостольского православного благовестия. И русские миссионеры с первых веков после Крещения Руси неустанно шли с евангельской проповедью к окрестным языческим народам. Шли не для того, чтобы покорять, подчинять племена и народности своей власти, своим обычаям — шли, чтобы дать просвещение, нравственные устои и хозяйственные навыки, чтобы включить в пространство мировой христианской цивилизации.

Следуя благодатным заветам равноапостольных Кирилла и Мефодия, для каждого из бесписьменных народов великой России, православные миссионеры, в первую очередь, создавали азбуку, разрабатывали литературный язык, переводили Священное Писание и богослужебные книги. Так действовал современник Преподобного Сергия святитель Стефан Пермский в XIV в., так же действовал и Святитель Иннокентий в XIX в. Их труды и заветы продолжают современные православные миссионеры. При Священном Синоде создан особый Миссионерский отдел, в Белгороде — Духовная семинария с миссионерским уклоном.

Медаль преподобного Сергия Радонежского

Медали Преподобного Сергия двух степеней — золотая и серебряная — были учреждены священноначалием Русской Православной Церковью вместе с одноименным орденом в 1978 г.

Золотые и серебряные медали появились в русской наградной традиции раньше орденов. Есть сведения, что «золотыми» (имеется в виду «медалями», ведь медаль и происходит от слова «металл ) были награждены впервые участники одного из русских походов XV века.

В обители, основанной столетием раньше «Игуменом Земли Русской», разумеется, не было первоначально ни золота, ни серебра. Даже богослужебные сосуды были деревянные, даже книги — берестяные. Единственным «золотом» в обители были люди — иноки Сергиевой школы. Каждый имел свое трудовое послушание: сам Преподобный Сергий (в Житии сказано, что он обладал ростом и силой двух мужчин) пилил доски, рубил избы, носил воду для братии. И каждый, следуя заветам игумена, постоянно трудился: корчевали лес, строили, пахали, писали книги и иконы, воздвигали храмы. Главное дело инока — молитва. Но труд внешний, физический никогда не мешает внутреннему, духовному — как говорят монахи, «умному деланию».

Не стоит думать, что великие подвиги — духовные и телесные — удел древних подвижников. Среди наших современников, тихо и незаметно, вершатся иногда, может быть, не меньшие подвиги. И никто из них не ожидает при этом ни похвалы, ни ордена. Скромная медаль, осененная именем и образом Преподобного Сергия, с девизом на оборотной стороне «Смирением возвышаемый», — лучшая, пожалуй, награда для этих бескорыстных тружеников.

Медаль святого благоверного князя Даниила Московского

Золотая медаль святого князя Даниила, с надписью «За труды во славу Святой Церкви» на обороте, была учреждена в Русской Церкви вместе с одноименным орденом в год 1000-летия Крещения Руси, в 1988 г.

Труд и добродетель святого Даниила, основателя династии московских Даниловичей, состоял, прежде всего, в бережливости, верности заветам отцов, медленном, но верном укреплении Московского Державного Центра. Историк В.О. Ключевский так писал о его потомках: «Московские Даниловичи являются во многих отношениях образцами умеренности и аккуратности. Не блистая особыми доблестями, эти князья совмещали в себе много менее дорогих, но более доходных качеств.

Прежде всего, эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: «жити за один». Они — очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет своих родителей. Поэтому среди них рано складывается фамильный обычай, отцовское и дедовское предание. Отсюда твердость поступи у московских князей, ровность движения, последовательность действий; работа у них идет ровной и непрерывной нитью, как шла пряжа в руках их жен, повинуясь движению веретена. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое — вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам».

Указанная характеристика как нельзя лучше отражает идеал русского исторического строительства, хозяйственного освоения земли. Эти качества и таланты как никакие другие нужны нам сегодня. Носителей этих талантов и отмечает Церковь медалью, носящей имя святого князя Даниила.

Новые ордена и медали

3 апреля 2001 г. учреждены новые награды Русской Православной Церкви:

1. Орден святителя Макария, митрополита Московского.
2. Орден преподобного Андрея Рублева 1, 2 и 3 степени.
3. Медаль святителя Макария, митрополита Московского.
4. Медаль преподобного Андрея Рублева 1 и 2 степени.

25 марта 2004 г. учреждены новые награды Русской Православной Церкви:

1. Орден святителя Алексия, митрополита Московского 1, 2 и 3 степени.
2. Орден преподобного Серафима Саровского 1, 2 и 3 степени.
3. Орден Славы и Чести.
4. Медаль преподобного Серафима Саровского 1 и 2 степени.

В порядке поощрения – Огонек № 5 (5261) от 11.02.2013

РПЦ определилась, как будет награждать своих служителей и мирян

Одним из неприметных для светской прессы документов, принятых на архиерейском соборе, стало Положение о наградах РПЦ. Документ заменил разрозненные положения о богослужебно-иерархических (предназначены для поощрения священнослужителей) и общецерковных наградах, которые были учреждены в разные времена для поощрения как священнослужителей, так и мирян «за заслуги на поприще духовном и гражданском», в частности, благотворителей, миссионеров, богословов, ученых, просветителей и т. д.

Вообще, хотя самый первый русский орден и был учрежден в честь св. Андрея Первозванного (при императоре Петре I в 1698-м), свои собственные ордена и медали Русская православная церковь учредила только в XX веке. До этого православное духовенство награждали орденами Российской империи, которые при вручении освящались особым чином. Первой же наградой РПЦ стал орден святого равноапостольного князя Владимира, учрежденный в 1957 году к 40-летию восстановления патриаршества в России (до этого делами церкви управлял Священный синод). Интересно, что первыми этот орден получили пять видных деятелей Евангелическо-лютеранской церкви ФРГ и ГДР, а также митрополит Гор Ливанских Илия (Карам).

В настоящее время к общецерковным наградам РПЦ относятся 16 Патриарших орденов разных степеней, 13 Патриарших медалей. Помимо них существуют еще и Патриаршие знаки (Патриарший знак храмостроителя, Патриарший знак святой великомученицы Варвары, Патриарший знак Материнства), и Патриаршие грамоты. Этими знаками награждаются клирики и миряне в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви.

Свои награды и медали могут учреждать синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты и митрополичьи округа, а также епархии РПЦ. Для каждого ордена или медали прописаны свои статуты и правила ношения, оговорена процедура награждения,— эти сведения и объединены в Положение о наградах, в котором, в отличие от светских документов такого рода, прописаны также и обязанности орденоносцев.

Высшие ордена

Орден святого апостола Андрея Первозванного

Учрежден: 28 декабря 1988 года

Основания для награждения: «награждение им зависит единственно от Патриаршего изволения»

Внешний вид: знак ордена — Андреевский крест, образованный четырьмя изумрудами в оправе в виде жгута. В центре знака — овальный медальон с образом святого апостола Андрея Первозванного. Звезда ордена — позолоченная восьмиконечная, украшенная драгоценными камнями

Материалы: серебро с позолотой, литье, чеканка, камни (бриллианты, лазурит, рубины), финифть

Ношение: звезда носится на левой стороне груди выше звезд других орденов. Знак ордена носится светскими лицами на плечевой ленте, на бедре, в месте перекрестия ленты, а духовными — на шейной ленте того же размера

Орден святого равноапостольного князя Владимира 1-й степени

Учрежден: 1957 год

Основания для награждения: клирики — за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской православной церковью, миряне — за полезные труды на благо православия.

Внешний вид: позолоченный греческий крест с узким выпуклым рантом. В центре знака — круглый, белый эмалевый медальон с позолоченной рельефной монограммой СВ. Звезда ордена — позолоченная, восьмиконечная, в ее центре — круглый медальон с образом святого равноапостольного князя Владимира

Материалы: серебро, позолота, фианиты, холодная эмаль, художественная финифть

Ношение: звезда ордена носится на левой стороне груди

Орден Славы и чести 1-й степени

Учрежден: 25 марта 2004 года

Основания для награждения: значительный вклад в межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами

Внешний вид: круглый медальон с изображением оливковой ветви на фоне голубого неба, вокруг медальона расположены фианиты, а сам он положен на позолоченную семиконечную звезду. Звезда ордена — позолоченная семиконечная, в ее центре — круглый медальон с изображением голубя на фоне голубого неба, несущего в клюве оливковую ветвь

Материалы: серебро, позолота, холодная эмаль, фианиты, художественная финифть

Ношение: звезда ордена носится на левой стороне груди

Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси 1-й степени

Учрежден: 23 марта 2004 года

Основания для награждения: награждаются только предстоятели поместных православных церквей, а также архиереи за безупречную службу, достижения во взаимодействии церковной и светской власти

Внешний вид: позолоченный латинский крест с расширяющимися концами, в центре креста — круглый медальон с изображением орла, парящего над городом на синем фоне. Звезда ордена — позолоченная восьмиконечная, в ее центре — круглый медальон с поясным изображением святителя Алексия

Материалы: серебро, позолота, холодная эмаль, фианиты, финифть

Ношение: звезда ордена носится на левой стороне груди

Орден святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени

Учрежден: 1957 год

Основания для награждения: клирики — за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской православной церковью, миряне — за полезные труды на благо православия

Внешний вид: знак ордена меньше, чем знак ордена Владимира 1-й степени. Звезда ордена не позолоченная, а серебряная

Материалы: мельхиор с серебрением и частичной позолотой, холодная эмаль

Ношение: звезда ордена носится на левой стороне груди


Награды, учрежденные в период патриаршества Кирилла






Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского

Учрежден: 6 сентября 2012 года

Степени: три

Основания для награждения: миссионерское и просветительское служение или оказание помощи в миссионерском и просветительском служении

Внешний вид: знак ордена представляет собой позолоченный крест (материал — серебро), ветви которого сужаются от центра к вершинам и покрыты белой эмалью. В центре креста — круглый медальон с рельефной позолоченной монограммой «СН» (святитель Николай). Звезда ордена имеет 12 лучей, каждый из которых усеян шестью фианитами (только для 1-й степени). Орден 3-й степени звезды не имеет

Ношение: звезда ордена носится на правой стороне груди. Планка ордена может носиться на повседневной одежде, располагается в таких случаях на левой стороне груди

Медаль ордена святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского

Учреждена: 6 сентября 2012 года

Медаль ордена святого равноапостольного князя Владимира

Учреждена: 25 декабря 2012 года

Медаль ордена Славы и чести

Учреждена: 25 декабря 2009 года

Медаль ордена святой равноапостольной княгини Ольги

Учреждена: 25 декабря 2012 года

Медаль ордена святого благоверного князя Димитрия Донского

Учреждена: 25 декабря 2012 года

Медаль «Патриаршая благодарность»

Учреждена: 25 сентября 2012 года

Медикам вручили церковные награды

Смотреть видео

Патриаршей благодарностью отметили представителей здравоохранения калужской области. Медиков и волонтеров наградили медалями русской православной Церкви за вклад в борьбу с пандемией короновируса. Среди них не только руководители медицинских учреждений. В список награжденных вошли вирусологи, пульмонологи и специалисты скорой медицинской помощи.

Под сводами Никитского храма не обычные прихожане. На молебне перед мощами святых целителей стоят врачи и волонтеры. Именно их кандидатуры внесли в почетный список общецерковных наград.

Алексей Пелевин, настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Калуги: «Церковь не только молится за медиков, но и старается всячески их поддерживать. И вот такая мера поддержки по всей РПЦ сейчас церковь награждает всех медицинских работников, которые трудятся по борьбе с заболеваемостью».

Награждает медиков епископ Тарусский Иосиф (Королев). Профессия врача тесно связана с православием, отмечает викарий калужской области. По его мнению, принципы медицинской этики схожи с евангельской проповедью.

«Самая главная христианская добродетель это любовь. А высшее проявление любви — это жертвенность. Жертвенность это когда мы жертвуем собой, своими силами ради ближних», — отметил священнослужитель.

В списке награжденных нет случайных имён. Кандидатуры медработников представители РПЦ согласовывали с областным министерством здравоохранения. Учитывались не только профессиональные заслуги, но и человеческие качества. Вирусологи работают в лабораториях, пульмонологи в реанимациях. Сфер деятельности много, но цель у всех одна. Сохранить здоровье, а в нынешней ситуации зачастую и жизнь.

Надежда Антипкина, заместитель главного врача по поликлинике Калужской областной больницы №4: «Тяжелый сейчас период в стране. И для врачей особенно. Увеличилось количество вызовов. Идет активная вакцинация. Моя задача как организатора здравоохранения обеспечить максимально удобную работу для врачей, распределение равномерной нагрузки. И обеспечить, чтобы пациенты, все обратившееся пациенты, получили медицинскую помощь».

На абмулаторном лечении в настоящий момент около 1200 человек. В 6 поликлиниках калужской городской больницы работают более 11 выездных бригад. Ежедневно врачи прививают не меньше 500 человек. Благодаря Недежде Антипкиной механизм работы поликлиник больницы №4 имени Хлюстина действует слаженно и эффективно.

ПЦР-тесты, выдача лекарств и своевременная госпитализация… Заместитель главного врача лично инструктирует каждого сотрудника и продумывает с ним возможный алгоритм действий. В работе с пациентами важно быть готовым к любому развитию событий. Ведь главная награда для врача — спасённые жизни. А медали — лишь одно из доказательств, что труд медиков по-прежнему ценят.

наград духовенства | Религия Вики

Церковные награды являются средством признания и поощрения священнослужителей и мирян за их усилия и достижения для Православия. Эти усилия могут быть в любой из многих различных областей, и точные критерии и система наград будут несколько различаться в зависимости от православной юрисдикции. Они рассматриваются как средство вознаграждения людей за их вклад в Православие, будь то пастырский, богословский, академический, административный, духовный, социальный, образовательный, миссионерский или благотворительный.

Вообще выделяют четыре группы церковных наград — иерархические, которые могут зависеть от них лично или от их престола; для неженатых священников, включая настоятелей; для женатых священников; и те, которые не зависят от какого-либо клерикального статуса. Существует небольшое количество диаконских наград, независимо от того, женат диакон или нет.

Иерархические награды следующие:

  • Повышение в звании;
  • Элементы литургического облачения, имеющие духовное значение;
  • Различие в праздновании (служба Божественной литургии при отверстых Царских вратах до Херувимской песни или до Отче наш.)

Награды присуждаются в строгом порядке их градации. Имеются награды за епископство, священство и диаконство. Вручение наград священникам и диаконам производится правящим епархиальным архиереем или по его указанию викарным архиереем. При вручении архиерейских наград иерарх провозглашает «Аксиос». Награды, касающиеся отличия в праздновании, регулируются иерархическим положением священнослужителя во время соборных празднеств.

В случае идентичных наград старшинство определяется датой рукоположения.

Для епископата

Награждение осуществляется по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Привилегией ношения второй панагии пользуются Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии.

Привилегией крестного старшинства во время богослужений пользуются Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины (на территории Украины).

Примикирия используется Святейшим Патриархом во время всех богослужений и Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины, Их Высокопреосвященствами Митрополитами Токийским и всея Японии, Минским и Слуцким, Кишиневским и всея Молдовы только в пределах их соответствующих юрисдикций и епархиальные иерархи в пределах своих епархий.

Для священства
  • Набедренник — Награждение производится указом епархиального иерарха не ранее чем через три года после рукоположения награждаемого. Набедренник подвешивается к левому плечу и располагается с правой стороны ниже Зоны, на бедре.
  • Фиолетовая Скуфия — Это уже не отдельная награда Московского Патриархата, а следующая награда в практике Русской Православной Церкви Заграницей.
  • Камилавка фиолетового цвета — Награждение производится указом епархиального иерарха не ранее чем через три года после награждения Набедренником. Его носят во время богослужений (снято по Уставу), а также во время официальных и торжественных мероприятий.
  • Золотой Наперсный крест — Награждение по указу епархиального иерарха не ранее чем через три года после пожалования Камилавкой (для монашествующих — Набедренником) и не менее чем через пять лет в священническом сане.Носится во время богослужений вне облачения и в повседневных обстоятельствах вне рясы.
  • Сан протоиерея или сан игумена (для монашествующих) — Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее десяти лет службы в священническом сане.
  • Палица —Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (игумена — для монашествующих).Палицу носят под фелонью, через плечо; Палица носится справа, а набедренник слева.
  • Крест орденский — Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения Палицей. Носится во время Богослужения поверх облачения и поверх рясы в другое время
  • Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих) — Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее тридцати лет примерного служения в Церкви Божией.Митра удостаивается возведения в сан архимандрита.
  • Митра с накладным крестом — Носится начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенным в архимандрита, при служении в храмах духовной миссии. Его надевают только во время богослужений и снимают по предписанию Устава.
  • Совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни —Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой.
  • Совершение Божественной литургии при открытых Царских вратах до «Отче наш» — Награждение производится указом Патриарха Московского и всея Руси не ранее права совершения Божественной литургии при открытых Царских вратах до Херувимская песнь.
  • Патриарший крест — Награждение производится в исключительных случаях за примерное служение Церкви по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Его носят во время Богослужения поверх облачения, а в другое время поверх рясы.
  • Сан протопресвитера — Награждение производится в исключительных случаях, за примерное служение по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Для диаконата
  • Двойной орарь — Награждение по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после рукоположения награждаемого.
  • Возведение в сан протодиакона —Награждение по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее двадцати лет диаконского служения.
  • Камилавка фиолетового цвета — Награждение по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через десять лет после возведения в протодиаконы. Носится во время богослужений (снимается по Уставу), а также во время официальных и торжественных мероприятий.
  • Возведение в сан архидиакона (для монашествующих) —Награждение по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее тридцати лет примерного служения Церкви.Указом Патриарха архидиаконом может быть назначен старший диакон Патриаршего соборного храма.

Внешняя ссылка

Источник

Патриарх Московский вручил министру обороны России награду

Патриарх Московский Кирилл вручил министру обороны России Сергею Шойгу медаль Русской православной церкви за «руководство строительством главного храма Вооружённых Сил России».

Российский министр награжден орденом Славы и Чести I степени, который является наградой Русской Православной Церкви второй степени.

Церемония награждения прошла в воскресенье в Воскресенском храме – главном храме Вооруженных Сил России, строительство которого было завершено год назад.

В этот же день в храме была совершена Божественная литургия Патриархом Кириллом, при этом, помимо Сойгу, Патриарх вручил орден Дмитрия Донского 1-й степени двум заместителям министра обороны Андрею Картаполову и Тимуру Иванову.

«Я очень доволен тем, как Русская Православная Церковь выстраивает отношения с вооруженными силами. Большое спасибо, Сергей Козугетович, за ваш решающий вклад в выстраивание этого нового пути взаимодействия Церкви и Вооружённых Сил», — сказал Патриарх, как сообщает РИА.

Патриарх Московский среди прочего заявил, что «соблюдение присяги и исполнение воинского долга есть святое деяние для Родины, ближнего и Бога».

Обращаясь к воинам в храме, Святейший Патриарх Кирилл призвал их помнить о вечной жизни при исполнении служебных обязанностей. Другими словами, он сказал им не бояться, если их убьют.

«Эта церковь посвящена в честь Воскресения Христова, это великий символ вечной жизни. Само название этой церкви обращено к военным: Христос Воскресе, и мы воскреснем, и жизнь вечна.

Так что не бойся и доблестно выполняй свой долг. И помни, если ты пожертвуешь своей жизнью за Родину, за ближнего, ты будешь с Богом, в Его Царстве, слава вечной жизни», — сказал Патриарх.

© patriarchia.ru© patriarchia.ru© patriarchia.ru© patriarchia.ru© patriarchia.ru© patriarchia.ru

Howell, NJ: Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви вручил награды ряду клириков Восточно-Американской епархии

В среду, 30 марта, в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе г. Хауэлл, штат Нью-Джерси, подходит к концу. Митрополит Иларион возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в сослужении епископа Николая и духовенства участников Великого поста.Все три дня конференции прошли под покровительством иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», находившейся в соборе.

На Малом входе Высокопреосвященнейший владыка наградил нескольких клириков Русской Зарубежной Церкви за самоотверженное служение Церкви Божией:

Право ношения ювелирного креста получили:

— Протоиерей Борис Слуцкий – клирик Св. Александро-Невского епархиального собора

— Протоиерей Георгий Джонсон – настоятель Свято-Апостольского храма (Белтсвилль, Мэриленд)

— Протоиерей Георгий Зеленин — настоятель Св.Церковь Святого Михаила (Патерсон, Нью-Джерси)

Право ношения палицы присвоено:

— протоиерей Дмитрий Ермаков – настоятель Свято-Успенского храма (г. Маккиспорт, Пенсильвания)

Право ношения золотого креста получили:

— иерей Иаков Догерти – клирик Восточно-Американской епархии

— иерей Михаил Владимиров – настоятель Свято-Троицкого храма (г. Франклин, Н.Й.)

— Священник Грегорио Юстиниано – настоятель церкви Сан-Хуан Климако (Сан-Герман, Пр. )

— иерей Матфей Вильямс — настоятель Св.Тихоновская церковь (Бристоль, Вирджиния)

Право ношения камилавки получили:

— иерей Гавриил Веллер – настоятель храма Святых Жен-Мироносиц (Гаррисонбург, Вирджиния)

— иерей Константин Дерозье – клирик храма св. Ксении (г. Метуэн, Массачусетс)

Право носить пурпурную скуфию получили:

— иерей Евгений Антонов – настоятель храма Всех Скорбящих Радость (г. Атланта, Джорджия)

— иерей Димитрий Ромео — настоятель Св.Церковь Луки Блаженного Хирурга (Коконат-Крик, Флорида)

Присвоено право ношения набедренника было:

— иерей Георгий Темидис – клирик храма Рождества Богородицы при Новой Коренной Пустыни (Магопак, Н.Й.)

Право ношения двойного ораря получили:

— Диакон Серафим Комлесский – клирик Св. Елизаветинского храма (г. Роки-Хилл, Нью-Джерси)

— Диакон Лео Опи – клирик Свято-Николаевского храма (Палм-Кост, Флорида)

— Диакон Михаил Венгрин — клирик Св. Церковь Василия Блаженного (Симпсон, Пенсильвания)

Редакция искренне поздравляет новонагражденных священнослужителей!

Церковь приветствует Нобелевскую премию мира для русского редактора

Российская католическая церковь приветствовала присуждение Нобелевской премии мира независимому редактору газеты, шестеро коллег которого были убиты за расследование, поскольку Папа Римский призвал русских католиков продолжать искать «встречи и солидарность» с православными христианами.

 

«Это показывает, что Нобелевское жюри заботится о том, что Папа Франциск никогда не устает подчеркивать, — что мы все ответственны за наше человеческое сосуществование», — сказал генеральный секретарь Епископской конференции отец Стефан Липке немецкому католическому информационному агентству KNA.«Он также сказал, что нам срочно нужны люди, которые мужественно и искренне ищут правду, для которых важны человеческое достоинство и справедливость. Мы также хотим, чтобы такие люди были в нашем обществе и в Церкви».

 

Родившийся в Германии иезуит отреагировал на чествование Дмитрия Муратова, главного редактора московской ежедневной газеты «Новая газета», получившего премию 2021 года вместе с филиппинской журналисткой Марией Рессаус.

 

Между тем, жест в сторону независимой журналистики приветствовал и глава евангелистско-лютеранской церкви российского меньшинства архиепископ Дитрих Брауэр, заявивший, что премия также присуждается «выдающимся журналистам «Новой газеты», убитым за последние 20 лет»: Анастасии Бабуровой, Игорь Домников, Наташа Эстемирова, Станислав Маркелов, Анна Политковская и Юрий Щекочичин.

 

В своей цитате Нобелевский комитет в Осло заявил, что Муратов и Рессоуз были выбраны «за их усилия по защите свободы выражения мнений, являющейся предварительным условием демократии и прочного мира», добавив, что премией мира также будут удостоены «все журналисты, которые поддерживают этот идеал в мире, в котором демократия и свобода печати сталкиваются со все более неблагоприятными условиями».

 

В нем говорилось, что Муратов отстаивал свободу слова в России «во все более сложных условиях», с тех пор как стал соучредителем независимой ежедневной газеты в 1993 году, игнорируя «притеснения, угрозы, насилие и убийства», чтобы стать ключевым источником информации о «аспектах российского общества, редко упоминается в других СМИ», включая коррупцию, насилие со стороны полиции, незаконные аресты и фальсификацию результатов выборов».

 

На вопрос о награде официальный представитель Кремля Дмитрий Песков назвал Муратова «талантливым и смелым», добавив, что он «постоянно посвятил себя своим идеалам». Однако премия не прокомментировалась доминирующей православной церковью России, лидер которой патриарх Кирилл высоко оценил вклад президента Владимира Путина во взаимовыгодные церковно-государственные отношения в послании на выходных по случаю его 69-летия, настаивая на том, что он пользуется «широкой поддержкой в нация».

 

Между тем вручение Нобелевской премии совпало с воскресным посланием Папы Римского по случаю тридцатой годовщины создания Святым Иоанном Павлом II апостольских администраций для постсоветской католической церкви России, миллион членов которой сейчас насчитывает пять римско-католических епархий и греко-католический экзархат.

 

Письмо, адресованное находящемуся в Москве нунцию Ватикана архиепископу Джованни д’Аньелло, призывало католиков уделять меньше внимания «памяти о правовых актах и ​​формальных реалиях», причинявших трудности в прошлом, и действовать как «евангелический семя», делясь «встречами и солидарностью со всеми, особенно с братьями и сестрами православной церкви».

 

«В контексте восточной христианской традиции, в которой вы живете, важно и дальше идти вместе со всеми вашими собратьями-христианами, не уставая просить у Господа помощи для углубления взаимопознания и шаг за шагом продвигаться по пути единения «, — сказал понтифик. «Молясь за всех и служа тем, с кем мы разделяем одну и ту же человечность… мы заново откроем себя как братьев и сестер в общем паломничестве к цели общения».

 

Во время визита в Рим на прошлой неделе директор Русской православной церкви по международным отношениям митрополит Иларион Алфеев сказал, что ожидает, что Патриарх Кирилл вскоре снова встретится с Папой, чтобы обсудить темы, представляющие взаимный интерес, которые впервые были подняты во время их исторической встречи на Кубе в феврале 2016 года.

 

Сент-Джон из Чикаго | Свято-Троицкий собор

Однако для русской церковной жизни это первое мученичество русского православного пастыря в ХХ веке имело глубокое значение.

Она вызвала глубокий духовный отклик в сердцах многих мирян, священнослужителей и иерархов Русской Православной Церкви. Богослужение по усопшему и его погребение в крипте Екатерининского собора в Царском Селе[39] были отслужены потрясенным местным духовенством в атмосфере великого смятения и беспокойства.В это время Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Петроградский, будущий святой мученик, находился на Всероссийском церковном Соборе, проходившем в Москве. Через несколько дней после погребения руководство Петроградской епархии по благословению митрополита Вениамина опубликовало в газете «Всероссийский церковно-общественный вестник» следующее объявление:

«В среду, 8 ноября, на девятый день по кончине о. Иоанна Кочурова, убиенного 31 октября в Царском Селе, в 15 час. м. на вечную память протоиерея Иоанна и всех православных христиан, погибших во время междоусобной борьбы. На панихиду приглашаются свободные от несения службы приходские клирики. Одежды должны быть белыми».[40]

«Вскоре после отслужения этой архиерейской панихиды в Казанской иконе Божией Матери Петроградским епархиальным советом было издано воззвание «К духовенству и приходским советам Петроградской епархии». о.Смерть Иоанна, произнесенная от имени Церкви, но и первое заявление Церкви, в котором указаны конкретные меры помощи семьям священнослужителей, гонимых и убитых богоборцами в России. В этом замечательном документе церковной истории, красноречиво выраженном с глубоким смирением перед лицом ожидаемых в будущем гонений на Церковь и заключающем в себе искреннее сочувствие о. Семья скорбящего Иоанна, руководство Петроградской епархии отреагировали на кончину первого епархиального святого мученика.

«Дорогие братья», — началось выступление Петроградского епархиального совета. «31 октября сего года в городе Царском Селе претерпел мученическую кончину один из добрых пастырей Петроградской епархии, протоиерей местного Собора Иоанн Александрович Кочуров. схвачен на своей квартире, перевезен в пригород и там, в чистом поле, расстрелян бесноватой толпой…»

«С чувством глубокой скорби воспринял это известие Петроградский епархиальный совет; скорбь значительно усилилась сознанием того, что со смертью протоиерея осталась большая семья, состоящая из шести человек, которые теперь остались без пищи. , жилье или любые средства к существованию.»

«Бог — Судья коварных злодеев, насильственно оборвавших жизнь еще юных. Даже если они безнаказанно убегут от суда от рук человеческих, им никогда не уйти от суда Божия. Но наша обязанность теперь не только помолитесь об упокоении души этого невинного страдальца, но со всей искренней любовью постарайтесь залечить глубокую и неизлечимую рану, нанесенную в самое сердце бедной, скорбящей семьи.Епархия и епархиальное духовенство прямо обязаны позаботиться о осиротевшей семье пастыря-мученика, дать им возможность жить в материальном благополучии, дать детям достойное образование. »

«Епархиальный Церковный Совет, движимый самыми возвышенными чувствами, обращается ныне к духовенству, приходским советам и всем православным верующим Петроградской епархии с горячей мольбой, усерднейшим образом прося ради любви Христовой, что вы протянете братскую руку помощи и, сколько сможете, поддержите бедную семью, брошенную на произвол судьбы. Велика нужда, и ее нельзя откладывать!»

«… Его мученическая смерть для каждого из нас — страшное напоминание, зловещее предостережение.Поэтому мы должны быть готовы ко всему. И для предотвращения таких ситуаций нищеты, какие мы имеем сейчас, мы должны подготовить между периодами испытаний фонд помощи для выделения беззащитным, гонимым и мучаемым священнослужителям, чтобы те, кто в таких случаях и в подобных случаях, могли иметь материальная помощь от родственных по духу».

«…Через благочинных, в каждый приход епархии будут разосланы специальные списки для сбора пожертвований, как добровольных, так и из церковных средств, в помощь семье почившего протоиерея Иоанна Кочурова, а также для учреждение специального фонда для помощи духовенству во всех подобных случаях. »

«…Большая задача требует соразмерных ей средств. Епархиальный Церковный Совет надеется, что с помощью Божией такие средства будут найдены. Скромное приношение епархии и духовенства, сделанное добровольно и возложенное на христианскую совесть каждого человека, даст возможность осушить слезы несчастных сирот и положить начало тому попечению о добром братском содействии, в котором наше духовенство особенно теперь особенно нуждается…» перекрестись!»[41]

Во время одного из своих очередных визитов в свою епархию во время Всероссийского церковного собора в Москве митрополит Вениамин 26 ноября отслужил Божественную литургию на престольный праздник в Екатерининском соборе в Царском Селе.«Литургия закончилась горячим наставлением святителя, во время которого он призвал народ к единству, любви и братству», — писал корреспондент «Всероссийского церковно-общественного вестника». «Митрополит также упомянул о страшном событии, убийстве любимого пастыря поместной церкви отца Иоанна Кочурова. пастор отдал свою жизнь за любовь к Богу и ближнему, подав пример мученичества.»

Архипастырское послание произвело на всех сильное впечатление, и на многих лицах были видны слезы. После литургии в доме о. Могила Иоанна в усыпальнице собора. После богослужения митрополит посетил дом священника, где встретился с семьей усопшего[42]. Так, во второй раз, и теперь из уст епархиального иерарха, помянувшего убиенного клирика своей епархии, Русская Православная Церковь охарактеризовала о. Смерть Иоанна как мученичество.

В Москве как раз проходил Всероссийский Церковный Собор, и эта смерть глубоко тронула сердца делегатов, вызвав громкий плач. Протоиерею П. Миртову было поручено составить воззвание, выражающее смысл Собора, сообщающее сведения о безвременной кончине усопшего о. Иоанн Кочуров, павший жертвой (насилия) при усердном исполнении обязанностей своего чина[43].

Святейший Патриарх Тихон был хорошо знаком с о.Иоанна в течение многих лет они вместе работали в епархии Северо-Американской и Алеутской, и поэтому испытывали к нему глубокое уважение. Выражая сложившееся на Соборе искреннее убеждение, что Русская Православная Церковь обрела в лице о. В связи с кончиной Иоанна Патриарх направил соболезнующее письмо Александре Кочуровой, вдове покойного пастыря: «С великой скорбью Святейший Собор Русской Православной Церкви получил сообщение о мученической кончине отца Иоанна Александровича Кочурова, павшего жертвой ( к насилию), усердно исполняя обязанности своего чина», — писал будущий исповедник Святейший Патриарх Тихон.«Соединяясь с молениями Святейшего Собора об упокоении души скончавшегося протоиерея Иоанна, мы разделяем вашу великую скорбь и делаем это с особой любовью, потому что хорошо знали усопшего протоиерея и всегда хранили его вдохновляющая и сильная пастырская деятельность в большом почете».

«Носим в сердце твердое упование, что почивший пастырь, украшенный мученическим венком, стоит ныне у Престола Божия среди избранных истинного стада Христова. решил ходатайствовать перед Священным Синодом об оказании вам должной помощи. »

«Да поможет тебе Господь перенести испытание, посланное тебе Промыслом Божиим, и сохранит тебя и детей твоих невредимыми среди бурь и бедствий нашего времени.»

«Мы призываем Божье благословение на вас и вашу семью.»
– Патриарх Тихон[44]

Ровно через пять месяцев после того, как о. Иоанна, 31 марта 1918 года, когда число убитых священнослужителей, известных Священному Синоду, достигло уже пятнадцати, была совершена первая в истории Русской Православной Церкви ХХ века заупокойная литургия новомученикам и мученикам. служил в храме Московской духовной семинарии Святейшим Патриархом Тихоном, четырьмя другими архиереями и десятью архимандритами и протопресвитами.На заупокойной литургии и панихиде, когда была произнесена умолительная молитва «О упокоении рабов Божиих, погибших за Веру и Православную Церковь, после поминовения первоубиенного святителя митрополита Владимира, первоубиенного протоиерея , вспомнили отца Иоанна Кочурова, который своей страстотерпской кончиной возвестил служение исповедников, сонм Новомучеников Российских ХХ века. [45]

 

Перевод с русского Анатолия Антонова

российских орденов Святого Николая ::: Св.Николаевский центр

Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца в 2004 году учредил Орден Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Им награждаются российские и иностранные граждане за выдающиеся заслуги в духовном обучении и воспитании подрастающего поколения, в православной миссионерской деятельности. , укрепление христианской нравственности, и за щедрость в благотворительной деятельности в пользу людей, нуждающихся в помощи.

Орден Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца Медаль Ордена Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца За благотворительные дела Медаль Ордена Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца Для заслуги в благотворительности
года. Медали в склепе базилики Сан-Никола, Бари, Италия
Крест по договорной цене

Награды выдаются десяти степеней.За самую низкую молитву о здравии награжденного будут возноситься в православном соборе в течение одного года. За высшую награду будет возноситься моление в ста русских обителях в течение пяти лет.

Награды были вручены морским офицерам, церковным деятелям, профессорам, художникам и другим людям, известным своей благотворительной деятельностью.

Премия Сергею Михайловичу Исакову, скульптору многих монументальных статуй Святителя Николая, установленных Фондом у границ России
Приор Джованни Матера, Базилика Сан-Никола, Бари, Италия 9030

Prior Diminao Bova, Базилика Сан-Никола, Бари, Италия

Источник:
Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца. Используется с разрешения.

вернуться к началу

Специальный выпуск: Русская Православная Церковь после постсоветского перехода

Уважаемые коллеги,

За последние тридцать лет практически не было публикации о Русской Православной Церкви без слов «постсоветская» и «посткоммунистическая» где-нибудь в названии. Опыт, характерный для состояния Русской Православной Церкви в 20 годах — репрессии, диссидентство, коллаборационизм и эмиграция — был тем фоном, на котором интерпретировались события, происходившие после падения коммунизма.Вопреки этому многообразному опыту Русская Православная Церковь в постсоветский переходный период играла разные роли: роль процветающей веры в условиях свободы вероисповедания, сторонника демократизации и потенциального критика правительства, партнера по сотрудничеству внутри светского государства, и квазигосударственной церкви и националистического пропагандиста «русского мира». Одним словом, в течение последних трех десятилетий русское православие характеризовалось амбивалентностью и многозначностью, колебанием между свободой и контролем, гражданским обществом и государством, национализмом и транснационализмом, проецированием на верующих разных образов себя, русского государства, мирового православия, и международная политика.

Однако в последнее время, и особенно в результате внесения поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., место Церкви внутри Российского государства, как представляется, закрепилось в форме тесного церковно-государственного сотрудничества и властоутверждающей и националистической повестка дня традиционных ценностей. В то же время поддержка Церкви на уровне общества и массовой культуры ослабевает, с некоторыми случаями зрелищных протестов против Церкви. Существование проправославного консенсуса среди россиян кажется все более сомнительным.

В этом специальном выпуске предлагается анализ текущих событий, добавляющий новые материалы и оригинальные данные, а также статьи, исследующие многочисленные и противоречивые роли Русской Православной Церкви в российском обществе и политике за последние тридцать лет. Исследователей поощряют к мысли о том, что постсоветский переходный период для Русской Православной Церкви действительно «завершен», и к расширению границ анализа Русского Православия за пределы категорий постсоветского возрождения или десекуляризации.  

Этот специальный выпуск в открытом доступе спонсируется Европейским исследовательским советом (ERC) в рамках исследовательской и инновационной программы Horizon 2020 Европейского Союза (POSEC, соглашение о предоставлении гранта № ERC-STG-2015-676804).

Д-р Кристина Штёкль
Д-р Дмитрий Узланер
Приглашенные редакторы

Информация о подаче рукописей

Рукописи должны быть представлены онлайн на сайте www.mdpi.com путем регистрации и входа на этот сайт.После регистрации нажмите здесь, чтобы перейти к форме отправки. Рукописи можно подавать до указанного срока. Все статьи будут рецензироваться. Принятые статьи будут постоянно публиковаться в журнале (как только они будут приняты) и будут перечислены вместе на веб-сайте специального выпуска. Приглашаются исследовательские статьи, обзорные статьи, а также короткие сообщения. Для планируемых статей в редакцию можно отправить название и краткую аннотацию (около 100 слов) для размещения на сайте.

Представленные рукописи не должны быть опубликованы ранее или находиться на рассмотрении для публикации в другом месте (за исключением материалов конференции). Все рукописи тщательно рецензируются в процессе двойного слепого рецензирования. Руководство для авторов и другая необходимая информация для подачи рукописей доступны на странице Инструкции для авторов. Religions — международный рецензируемый ежемесячный журнал с открытым доступом, издаваемый MDPI.

Перед отправкой рукописи посетите страницу Инструкции для авторов.Плата за обработку статьи (APC) для публикации в этом журнале с открытым доступом составляет 1200 швейцарских франков (швейцарских франков).
Представленные документы должны быть хорошо отформатированы и на хорошем английском языке. Авторы могут использовать MDPI
Услуги редактирования на английском языке перед публикацией или во время авторских правок.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts