Доклад летописец нестор: Краткий курс истории. Тот, кто подарил нам историю
Содержание
Летописец Нестор – DW – 21.12.2002
Религия
Выдающийся летописец Нестор составил в Киево-Печерском монастыре известную «Повесть временных лет».
https://p.dw.com/p/3141
Реклама
Киево-Печерский монастырь с самого момента своего основания оказывал огромное влияние на духовную жизнь древнерусского общества – благодаря высокому авторитету своих основателей, преподобных Феодосия и Антония Печерских, благодаря подвижничеству первых иноков. Огромное значение для развития древнерусского государства имела также просветительская деятельность обители. Именно здесь работал выдающийся летописец Нестор, составивший известную всем ещё со школы летопись «Повесть временных лет». В основу обширного труда Нестора легли не дошедшие до наших времён «Свод Никона» и «Начальный Свод», составленные в конце 11 века и значительно переработанные и дополненные Нестором.
Где и когда родился Нестор, кто были его родители, где он учился, как прошло его детство, неизвестно. Высказываются предположения, что родился он в 50-х годах 11 века в Киеве. Достоверно известно, однако, что в Киево-Печерский монастырь он пришёл во время игуменства Стефана, преемника преподобного Феодосия. Игуменом Стефан оставался недолго, всего 4 года – с 1074 по 1078 год. Следовательно, именно в это время там и появился Нестор. По одной версии, ему тогда было всего 17 лет, по другой, был он значительно старше, поскольку приёму в монастырь предшествовали серьёзные испытания, длившиеся иногда довольно долго. Впрочем, Нестора постригли в монахи очень скоро, и почти сразу же он удостоился дьяконства, скорее всего, в силу своей серьёзности и исключительной учёности. Так что вполне возможно, что в монастырь пришёл человек зрелого возраста и ума, высоко образованный и наделённый литературным талантом.
К этому времени Киево-Печерский монастырь уже значительно разросся: в новых кельях проживали около 100 монахов (что, по тем временам, для одного монастыря было очень много), богослужения проходили в только что сооружённой каменной церкви. Монастырь продолжал жить по феодосиевскому уставу, однако от прежней бедности не осталось и следа. Теперь средств хватало и на содержание братии, и на устройство первой в Киеве богадельни для нищих, на благотворительные дела, например, в каждый праздник монастырь рассылал по тюрьмам возы с хлебом.
Большую известность монастырь получил и как центр книжной учёности. Здесь переводились и переписывались книги церковного содержания, здесь были написаны сочинения мниха Иакова «Память и похвала святому Владимиру» и «Сказание о Борисе и Глебе». Оживлению литературных занятий в немалой степени способствовал Никон, сменивший Стефана и остававшийся игуменом до 1088 года. Именно при нём Нестор выступил как агиограф, то есть как автор житийных трудов. Он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и житие преподобного Феодосия Печерского.
Преподобный Нестор высоко ценил истинное знание, соединённое со смирением и покаянием. По его словам, «великая бывает польза от учения книжного; книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчётная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретёшь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
Главным подвигом жизни Нестора стала работа над летописью. Нестор был не первым летописцем в Киеве. Ещё в 1039 году, когда при Ярославе Мудром в только что построенном соборном храме Святой Софии была учреждена митрополичья кафедра, неизвестный книжник, скорее всего, по указанию князя, составил первую русскую летопись. Летописанию этот автор учился по болгарским летописям и греческим историческим хроникам, однако, в манере изложения событий и их истолковании он с самого начала проявил самостоятельность. Ядром самой первой летописи явились рассказы, которым впоследствии исследователи дали объединённое название «Сказание о распространении христианства». Вполне возможно, что составителем был Иларион или кто-либо из его сподвижников.
Затем, примерно через 10 лет, летописное дело переходит в Печерский монастырь. Здесь «многоумный» Никон, сохранив текст древнейшей летописи, дополнил её многими отсутствовавшими в первоисточнике сведениями из истории 10-11 веков. Именно Никон первый ввёл указания на хронологию событий и придумал сам способ изложения – отдельными статьями по годам. Как правило, каждое сообщение начиналось словами «В год…», а затем следовала дата (по исчислению «с сотворения мира», как это было принято тогда в христианском мире). Никон отмечал даже такие годы, под которыми никаких сведений не значилось. Этот способ изложения событий оставался нормой для всего дальнейшего русского летописания вплоть до 17 века.
Нестор не просто продолжил дело своих предшественников, но как бы довёл его до совершенства, придав первой русской летописи законченность, полноту содержания, широту исторического замысла и цельность литературного произведения. Свою летопись под пространным названием «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть» Нестор завершил в 1113 году. В понимании летописца, «Русская земля» – это и государство, и народ, его населяющий. Нестор был первым историком, попытавшимся ответить на два сложных вопроса: о происхождении русского народа и о возникновении русского государства.
Создавая свой грандиозный по охвату истории труд, Нестор использовал как греческие хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола, Симеона Логофета и другие произведения византийской книжности, так и устные предания – саги, легенды, эпические песни, сказки. Кроме того, Нестор, описывая современные ему события, прямо ссылался на собственные впечатления и на собственную память, тем более что иногда он был сам участником описываемых событий.
Нестор был не просто историком, стремившимся зафиксировать как можно больше событий, но и политиком, жившим событиями своего времени. Стены монастырской кельи, в которой он выписывал строки своего сочинения, не были глухой перегородкой, отделявшей его от внешнего мира. Да и сам монастырь не был чужд политической жизни. У Нестора были свои сложившиеся политические взгляды, нравственные позиции, с которых он судил о прошлом и настоящем. Так, именно Нестор разработал основополагающую идею церковной доктрины – идею династического княжения. Эта идея является ключевым стержнем всей «Повести временных лет».
Историю Нестор рассматривает в контексте противоборства Добра и Зла, Бога и Сатаны. По его мнению, мир полон бесов – слуг дьявола, которые на «злое посилаеми бывають». Им сродни и «злые люди». Они – опаснее бесов, потому что «беси бо Бога боятся, а зол человек ни Бога боится, ни человек ся стыдить». Оттого и умножаются в мире неправда и беззаконие. Люди без страха преступают церковные заповеди. За это они приемлют от Бога всевозможные казни, «нахожденье ратных». Всякие беды Бог насылает и на неправедных властителей: «Аще бо князи правьдиви бывать в земли, то многа отдаются согрешенья земли; аще ли зли и лукави бывать, то болше зло наводит Бог на землю, понеже то глава есть земли».
Отсюда Нестор делает вывод: выпавшие на долю Руси несчастья («усобице многы и нашествие поганых») – это «батог» Бога, кара за «зловерье» и «лукавство» правителей. Бог, однако, считает Нестор, милостив: казня «землю», Он, тем самым, приводит её к «истине». Возложив, таким образом, всю ответственность за бедствия Руси на её князей, Нестор со всей определённостью констатирует: Божье «блюденье» и покровительство «леплее» (то есть лучше) княжеского, человеческого. Божье «блюденье», по мнению Нестора, – залог всякого успеха. Оно необходимо и простому человеку, и князю. Никто не может обойтись без него. Заслужить же расположение Бога просто – надо избегать «бесовского наученья» и не нарушать установлений церкви. Бог всегда на стороне благочестивого князя.
Благочестивым же Нестор считает князя, который соблюдает принцип династического княжения. Суть этого принципа заключается в том, что «каждо на держить отчину свою». Нестор приводит библейское обоснование этого принципа: после потопа сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет разделили между собой землю. При этом, как отмечает печерский книжник, братья, «разделивше землю, жребьи метавше», договорились «не преступати никому же жребий братень, и живяхо каждо в своей части». Таким образом, Нестор не только санкционировал удельно-династическое княжение, но и объявлял его единственной богоустановленной формой правления.
Впрочем, это вовсе не означает, что Нестор был против преодоления раздробленности страны. Он действительно выступал за единство Киевского государства. Однако центром сплочения древнерусских князей Нестор признавал не великокняжескую власть, а Церковь.
Преподобный Нестор скончался в 1114 году и был погребён в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Он завещал печерским инокам-летописцам продолжать его великий труд. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр (именно в его редакции до нас и дошла «Повесть временных лет»), игумен Моисей Выдубицкий (до 1200 года он продолжал вносить события в летопись) и игумен Лаврентий, автор знаменитой «Лаврентьевской летописи», в состав которой вошла и «Повесть временных лет».
Заслуга Нестора огромна. Русские люди, читая его летопись, открывали для себя века собственного прошлого, дотоле покрытые мраком, узнавали о своих корнях, о своей земле. Но главное, Нестор первым объяснил им, что Русь с её прошлым – это неотделимая часть всего человечества, и её история переплетена с историей всего человечества.
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Нестор Летописец. Отец русской истории
Нестор Летописец
Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.
9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.
Ученый монах Нестор
Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.
Преподобный Нестор Летописец, инок Киево-Печерской Лавры
В то время, по словам преподобного Нестора
чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.
Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
Первые литературные труды Нестора Летописца
Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:
Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.
Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.
Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.
Несторова летопись «Повесть временных лет»
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:
- Лаврентьевской летописи (1377 г.)
- Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
- Ипатьевской летописи (XV в.).
Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в. ), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.
Лаврентьевская летопись 1377 года (собрание Российской национальной библиотеки)
«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.
«Повесть временных лет». Исследования
Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.
«Повесть временных лет». Отрывок
Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.
Нестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси
Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».
Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.
Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.
Мощи преподобного Нестора
Вниманию всех любителей русской истории
Лицевой летописный свод →
Читать онлайн
Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).
КОРНЕЙ И КРЫЛЬЕВ с Борисом Бурдой: монах Киево-Печерского монастыря Нестор Летописец — один из авторов «Повести временных лет» | Huxleў
Нестор Летописец, также Нестор Печерский, Нестор Киевский (ок. 1056-1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря .
Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая, наряду с «Хроникой чехов» Космы Пражской и «Деяниями князей поляков» Галла Анонима, имеет принципиальное значение для славянского культура.
СКВОЗЬ ВРЕМЯ
Чем дальше от нас жизнь человека по оси времени, тем труднее о ней рассказать более или менее точно. Иногда даже трудно убедительно утверждать, что тот или иной персонаж — реальное историческое лицо, а не произведение талантливого вымысла досужих летописцев.
Не все однозначно со многими легендарными основателями. Первый император Японии Дзимму, согласно многим хроникам, родился 13 февраля 711 г. до н.э., а умер 9 апреля.585 г., прожив 126 лет. Однако все археологические данные говорят о том, что японское государство возникло на тысячу лет позже. Но за такие слова когда-то могли и посадить…
Что ж, у создателей сил такая судьба — остаться в истории с приукрашенной биографией. А как же, например, философ Сократ? Его сочинения до нас не дошли, а то, что о нем пишут, так плохо сочетаются между собой, что некоторые считают, что никакого Сократа не было — его просто выдумал Платон в качестве учебного примера. И приводят довольно убедительные доказательства…
Сократ
Многие уверены в существовании ужасного вампира Дракулы — и, кстати, он действительно жил, но не был вампиром, хотя действительно отличался жестокостью. Даже былинный Илья Муромец, хоть и едва ли убил Соловья-разбойника, но он реально существовал, более того, в 1643 году он был причислен к лику святых и его мощи сейчас хранятся в Киево-Печерской Лавре.
Мощи Ильи Муромца в Лавре
А недалеко от Ильи Муромца находятся мощи еще одного легендарного человека, доказательств его существования у нас достаточно — его произведения издаются и сейчас, их может прочитать любой желающий. Не все о нем дошло до нас сквозь толщу времени, но информация собирается по крупицам, ведь он интересен всем — хотя бы как создатель языков, на которых мы говорим.
НАЧАЛО
Он родился примерно в то же время, когда умер Ярослав Мудрый — последний из князей, единолично правивших всей Киевской Русью. Начались лихие и веселые времена, чреватые кучей событий, и, как справедливо сказал поэт Николай Глазков, «…чем интереснее век для историка, тем он печальнее для современника». Историк был востребован — и он не замедлил родиться.
В какой семье — даже не пытайтесь узнать, слишком много времени прошло. Вряд ли в очень знатном — такой юноша, скорее всего, уговорил бы продолжить дело отца. Вряд ли в очень бедных — наличие определенной образованности и явная тяга к знаниям явно закладывались с детства.
Времена были не особо стабильны в религиозном отношении — святой Владимир крестил Русь, и мало-помалу все население было обращено в христианство, но языческое сопротивление приходилось подавлять веками. Причем Нестор явно происходил из семьи, принявшей христианство не только как официальную религию, в которую было велено верить, если не хочешь беды, но и сердцем и душой.
Где учился — можно только догадываться. Когда-то он жил в Киеве, мог закончить школу в Софийской митрополичьей резиденции, делаются такие предположения. Если так, то он почти наверняка в какой-то степени знал греческий язык. Вроде и правда, вернее не знать…
К ПРИЗВАНИЮ
В возрасте семнадцати лет по собственной инициативе пришел послушником в Киево-Печерский монастырь, основанный примерно за пять лет до его рождения монахом Антонием Печерским и его сподвижник Феодосий. Именно Феодосий был первым наставником юноши.
Уже преемник Феодосия игумен Стефан осуществил постриг Нестора в монахи. При этом будущему летописцу сразу был присвоен сан иеродиакона. Такое посвящение означало разрыв с темпольской жизнью, сопровождалось непременным обетом безбрачия и должно было определить дальнейшую жизнь.
Он сразу заслужил уважение монашеской братии. В числе других преподобных отцов он участвовал в изгнании беса из отшельника Никиты, «искушенного еврейской изощренностью». Не знаю, как именно его изгнали, но Никита впоследствии стал новгородским святителем…
Образованный монах, знавший греческий язык, Священное Писание и творения святых отцов, явно склонялся к работе скриптора — переписчик священных книг и писец. Думаю, у него быстро обнаружилось желание не только переписывать чужие тексты, но и сочинять свои.
ПОВЕСТЬ О БОРИСЕ И ГЛИБЕ
Переписка священных книг была тогда самым важным и нужным делом — до изобретения книгопечатания в Европе оставалось четыре века, а потребность в церковной литературе в ходе продолжающейся всеобщей Христианизация Руси была велика. Но если есть тяга к творчеству, скрывать ее долго все равно не получится. Так у Нестора были свои сочинения.
Первой из них была книга «Чтение о житии и кончине блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», написанная вскоре после перенесения их святых мощей в Вышгород, которое произошло в 1072 году. Это рассказ о смерти двух братьев Ярослава Мудрого, убитых коварным Святополком.
Борис и Глеб
Главное в этой книге — прославление безвинно убиенных мучеников, знающих, что их убьют, но не желающих выступать против своего преступного брата. Борис умирает со словами: «Как угодно будет Господу, так и будет», а слуги его говорят: «Какой благостью ты исполнен, что не захотел противиться брату твоему из любви Христовой, а между тем сколько солдат, которых ты держал под мышкой!»
Так же, не сопротивляясь, умирает и Глеб, перед смертью прося Бога спасти не только его отца, братьев и дружину, но и губящего его Святополка. Это произведение есть жизнь святых, а Борис и Глеб ведут себя как образцовые христианские святые, проявляя благородство и бесстрашие.
Вступая в клуб друзей Huxleў, вы поддерживаете философию, науку и искусство
Вступи в клуб друзей
РАССКАЗ О ФЕОДОСИИ
Следующее его известное произведение – житие лично ему знакомого человека, его первого наставника Феодосия Печерского. Она не очень похожа на обычный стандарт житий святых, насыщена яркими житейскими подробностями, красочными образами и описаниями событий.
Житие Феодосия отличается живостью литературных характеристик персонажей. Нестор добивается иллюзии правдоподобия в описании чудес, творимых Феодосием, умело изображая диалоги главных героев и даже случайных персонажей, оживляющих повествование.
Феодосия Печерского с житием
Образ матери Феодосия особенно выделяется в Житии Феодосия: вопреки традиции, Нестор не изображает благочестивую христианку, не лишенную каких-либо индивидуальных черт, предстающую в условной роли матери святой, но вполне живой человек, не лишенный недостатков.
Он описывает властную, суровую женщину, которая решительно противостоит религиозным устремлениям сына, которая не останавливается перед тем, чтобы жестоко избить или заковать мальчика в цепи, мечтающая только о богоугодных делах и постриге. Редко на всю жизнь…
Участие Нестора в канонизации своего учителя этим не ограничилось — в 1091 году именно Нестору игумен Иоанн поручил отправиться на поиски мощей Феодосия, которые, как принято писать в житийных писаниях, были чудесным образом обретены руками Нестора и еще двух монахов.
ГЛАВНЫЙ ТРУД
Но произведение Нестора, которое мы сейчас больше всего знаем и чтим, это, конечно же, «Повесть временных лет». Автор начал ее словами: «Вот рассказы минувших лет, откуда взялась Русская земля, кто первый княжил в Киеве и как возникла Русская земля». Масштабное приложение!
Повесть временных лет
Начало не менее грандиозное: не то чтобы от Адама и Евы, а от сыновей Ноя — Иафета, Сима и Хама. По мнению Нестора, именно от старшего сына Ноя Яфета произошли славяне, в частности поляны Кий, Щек и Хорив. Так тогда и предполагалось, но эта не совсем историческая преамбула быстро закончилась. С 6360 года, от сотворения мира — по нашему мнению, 852 года — начали рассказываться настоящие факты.
Описывая времена до своего рождения, Нестор, конечно же, пользовался многочисленными источниками — Древним Уложением, воссозданным лишь по ссылке на него, дополнениями, сделанными к нему монахом Никоном, Византийской летописью Георгия Амартолы, рассказами древних боярин Ян Вышатич, воспоминания воинов и путешественников. Полнота и детализация его работ уникальны.
Он описывает и приход Рюрика, и походы Олега, и смерть Игоря, и месть Ольги, и победы Святослава, и спор о вере при дворе Владимира, и трудный путь к власти Ярослава — многие из этих событий уже упоминались в нашей рубрике, а информация Нестора была важной и ценной.
Записи времен до начала работы Нестора более лапидарны. Иногда в них нет ничего, кроме числа года. А вот сведения о годах, в которые он жил, более подробные и, пожалуй, более эмоциональные. Это видно даже при всех внешних признаках беспристрастности, которые он соблюдает.
В летописи он называет себя то «невежественным», то «недостойным», то «грубым», то «исполненным многих грехов», то даже «наименьшим из всех в монастыре». Как и подобает скромному и смиренному монаху. Но «Повесть временных лет» — не только важнейший источник бесценных исторических сведений — это великая литература, несомненно, мирового уровня.
Нестор Летописец — реконструкция черепа
ПОСЛЕ НЕСТОРА
Нестор довел свою летопись до 1110 года — пока у него еще была возможность продолжать работу. По всей вероятности, он умер в 1114 году. Человек покинул этот мир, и его книга начала свою самостоятельную жизнь, тоже не без крутых поворотов и любопытных приключений.
Первое издание «Повести временных лет» в том виде, в каком ее создал Нестор, не сохранилось. В 1113 году умер покровитель Печерского монастыря киевский князь Святополк Изяславич, а его место на киевском столе занял Владимир Мономах, который начал конфликтовать с руководителями Киево-Печерского монастыря и передал летопись Выдубецкому монастырь.
В 1116 году игумен Сильвестр из Выдубца как-то отредактировал последние страницы «Повести временных лет», пытаясь подчеркнуть заслуги Владимира Мономаха, показать его мудрым князем и защитником Руси. Так появилось второе издание «Повести временных лет».
Кажется, два года спустя, в 1118 году, рукопись прошла очередную правку. Заказчиком и, возможно, автором этого издания был сын Владимира Мономаха Мстислав. Для летописей тех времен (и не только тех) благородное редактирование было в порядке вещей.
Но и это издание дошло до нас не самостоятельно, а в составе других, более поздних летописных сборников. Древнейшая из них — Лаврентьевская летопись, написанная монахом Лаврентием в 1377 году и случайно найденная лишь в XVIII веке князем Мусиным-Пушкиным в Петербурге.
Лаврентьевская летопись
Входит также в Ипатьевскую летопись, и там ее список несколько полнее — есть сведения, отсутствующие в Лаврентьевской летописи. Скажем, только там указано, что в Ладоге поселился варяг Рюрик — этой даты нет в Лаврентьевской летописи. Есть и другие мелкие отличия…
СОМНЕНИЯ
Если даже реальность Уильяма Шекспира, жившего на полтысячелетия позже, подвергается сомнению, то неудивительно, что Нестору не удалось избежать этой участи. Ряд историков ставили под сомнение само его существование, рассматривая летописца как некий условный, собирательный образ.
Они нашли ряд противоречий между отдельными сведениями, содержащимися в «Повести временных лет» о Киево-Печерском монастыре, и такими же сведениями, содержащимися в других произведениях Нестора — скажем, в «Житии Феодосия». Но такое бывает…
В Лаврентьевском и ряде других списков текст прерывается записью игумена Выдубецкого монастыря Сильвестра «Игумен Сильвестр Михайловский написал книги и летописец». Но это как раз легко объяснимо — выше указано, что он редактировал итоговые статьи…
Имя Нестора указано только в так называемом списке Хлибниковского, написанном на бумаге XVI века — там рукопись подписана слова «Нестор, чернорит Феодосиевско-Печерского монастыря». Имя его упоминается и в Киево-Печерском патерике, где святитель Поликарп вспоминал автора «Повести временных лет» так: «Нестор, написавший Летописец».
Так что, похоже, он действительно существовал и создавал свои произведения — так же, как Шекспир, Сократ и, к сожалению, Дракула. Его воспоминания 1096 г. о набеге половцев на Печерский монастырь явно написаны человеком, лично испытавшим это. Так что не сомневайтесь…
ПАМЯТЬ
Нестор Летописец официально канонизирован Русской Православной Церковью и другими церквами, не только Православными — например, под именем Нестор Печерский Летописец, он является одним из святых католической Церковь. Его мощи находятся в Ближних Лаврских пещерах.
Мощи святого Нестора
В СССР были выпущены две почтовые марки, посвященные ему, — в 1956 и 1978 годах. Такая марка (с 1998 года) есть в Украине. А Национальный банк Украины в 2006 году выпустил золотую памятную монету номиналом 50 гривен, посвященную Нестору-летописцу.
Орден Нестора Летописца УПЦ
Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве, Борисполе и ряде других городов. Улицы Нестора-летописца есть как минимум в восьми разных населенных пунктах Украины. А в Киеве были поставлены две церкви во имя преподобного Нестора Летописца: на улице Промысловой и улице Доброхотова.
Памятник Нестору в Борисполе
9 ноября, день чествования памяти Нестора-летописца с 1997 года, отмечается как День украинской письменности и языка. И это понятно — ведь Нестор — это, пожалуй, первый известный нам писатель для всех носителей восточнославянских языков. Несомненно — тоже украинский.
Все иллюстрации из открытых источников
Вступая в клуб друзей Huxleў, вы поддерживаете философию, науку и искусство
Вступи в клуб друзей
мет.
НЕСТОР (Анисимов Николай Александрович)
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
Английский перевод Игоря Радева
Нестор (Анисимов Николай Александрович)
1884-1962
Нестор — Анисимов
Николай
Александрович 1956
Кратко:
Нестор
(Анисимов Николай Александрович) (9 ноября -й 1884, г. Вятка, —
4 ноября th 1962, Москва — в статье Карауловых указана иная хронология, см. ниже). Его отец был военным
офицер (штабной советник), а мать — дочь протоиерея. Окончил Казанское нормальное училище и поступил послушником в Казанский монастырь.
Спаситель. В 1907 он был пострижен в монашество, а затем
был послан на Камчатку в качестве миссионера. Он выучил
тунгусы и коряки
языков и впоследствии перевел на них Божественную литургию и
Евангелие. Он выступил с докладом в Государственной Думе о
Камчатский край. В 1914 -1915 годах пошел добровольцем
на фронт, где организовал санитарную часть. В 1816 году он стал епископом
Камчатка и Петропавловск.
Из
Август 1917-1918 гг. — член Собора Русской Православной Церкви. Он
принял участие в дискуссии на Совете о расстреле Московского
Кремль и ущерб, нанесенный таким образом кремлевским храмам. В ответ на
на замечание о том, что Кремль обстреливали и большевики, и юнкеры, епископ Нестор сказал: «Кто может утверждать, что
церкви были повреждены умышленно или случайно Конечно, не наша Армия
расстреляны в храмах Божьих. Нам важно сейчас иметь каждый факт, что
может возбудить в народе отвращение к большевикам. Люди знают, что
Большевики против религии. Предлагаю сразу короткое, но острое
изготовлен буклет, где будут подробно описаны разрушения и
виновные в этом должны быть указаны. Таким образом, это окажет влияние на
люди привыкли уважать священное». (см. Чертков А., Крах М., 1968, стр. 38-39). Епископ Нестор писал, что
брошюру под заглавием — «Расстрел Московского Кремля» (М., 1917), в которой он
писал: «Увы, бездумная стратегия стала типичной для всех представителей
самопровозглашенное правительство, и то, что они делают с Кремлем, делают
всей России, ища в ней своими орудиями смерти врагов
их безумных утопий» (стр. 28). Он сотрудничал
с А. В. Колчаком.
В 1919 году епископ Нестор вернулся на Камчатку через Европу, Африку и Азию, потому что
нормальный маршрут через Сибирь был перекрыт из-за
гражданская война. После установления советской власти на Камчатке он
переехал в Харбин,
где он организовал представительство Камчатской епархии. В 1933 он был повышен
в сан архиепископа. В 1945 году он встретил советские войска в Харбине.
В 1948 году был арестован и содержался в лагере для военнопленных в Мордовии. В 1956 году назначен митрополитом Новосибирским и Барнаульским, а в 1958 году — Кировградским и Николаевским.
Использованы материалы из статьи М.
Е. Голостенов в кн.: Политический деятель в России 1917. Биографический лексикон, М., 1993.
МИТРОПОЛИТ НЕСТОР,
МИССИОНЕР НА КАМЧАТКЕ
март 1941 г.
Митрополит Нестор (в миру Николай Александрович Анисимов) родился
8 ноября -й (по старому стилю) 1885 г. в г.
Вятка, а из
его раннее детство было отмечено глубокой религиозностью. После окончания нормального
училище, он стал послушником Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а затем поступил в миссионерское отделение
Казань
Духовная академия.
В 1907 году, по томлению души и по воле Божией, получив
благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского, он
решает посвятить себя миссионерской деятельности.
17 апреля го пострижен в монахи с именем
Нестор, в честь святого Нестора Летописца. 6 мая -й 1907 возведен в чин
сан иеродиакона, а через три дня — во
сан иеромонаха.
2 июня й
В 1907 году уехал к месту миссионерского служения на Камчатку.
В течение 1907-1908 гг. иеромонах Нестор усердно,
часто даже рискуя собственной жизнью, доставлял свою пастырскую
обязанность, проповедуя Слово Божие и призывая к вере во Христа многих
язычники — камчадалы. Глубокое уважение, которое он имел
к этим людям, их языку и традициям, непрестанная готовность
оказывать помощь больным, немощным и раненым обеспечили иеромонаху Нестору глубокую любовь и уважение его
слетаются даже в самые укромные уголки огромной Камчатской области. Несмотря на это, молодой пастух не был
вполне доволен его работой. Он понимал, что с его малой силой
он не мог решить всех проблем всеми забытой Камчатки. Необходимо было обратить внимание
сильных мира, церковной иерархии, честных людей, которые хотели
помогать своим ближним, страдающим от бедности, болезней, пьянства и
самодержавие местных чиновников. Так как возникла идея создать
благотворительное «Камчатское братство».
В начале 1910 г., получив благословение правящего
архиерея, отец Нестор отправился в св.
Санкт-Петербург, где он столкнулся с жесткостью и даже враждебностью
бюрократов Синода и его обер-прокурора.
Но это не обескуражило молодого иеромонаха. В
ценой огромных усилий ему удалось привлечь внимание широкой
Православная общественность и представители Государственной Думы к идее создания Братства. А также решающее
роль в этом сыграло личное участие Государя Николая Александровича, Императрицы Александры Федоровны и вдовы-императрицы Марии Федоровны.
В результате этих усилий 14 сентября 1910 во Владивостоке было открыто Благотворительное Камчатское Братство, а вскоре после его
секции были созданы в Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Братство
существенную помощь оказал святой равноапостольный Николай, архиепископ
Япония, святой великомученицы Елисаветы — великой княгини, святого мученика Владимира —
Митрополит Киевский и Галицкий. Была предложена большая помощь
королевской семьей. Братству были предоставлены церковь, богослужебная утварь, деньги, транспортные льготы. Покровитель
Братства стал цесаревич Алексей Николаевич.
В 1910-1917 годах на средства Братства на Камчатке были построены десятки церквей, часовен,
школы, приюты, больницы, лепрозории и станции скорой помощи.
Выучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевел на местные языки
Божественная литургия, частично Евангелие и избранные молитвы. За эту работу отец Нестор
В 1913 году возведен в сан игумена.
После начала войны в 1914, отец Нестор организовал и возглавил
санитарной части «Скорая помощь при обстреле» и лично эвакуировал раненых
с поля боя, обрабатывал их раны, утешал их и устраивал
их транспортировка в полевые госпитали. За свой бескорыстный и героический труд игумен Нестор был удостоен престижной религиозной и
воинская честь — право ношения нагрудного креста на георгиевской ленте, а также
по количеству боевых медалей.
В конце 1915 года отец Нестор был демобилизован с фронта и
возведен в сан архимандрита и, наконец, продолжил свое пастырское
миссии на Камчатке.
16 октября го отец Нестор был хиротонисан во епископа и был
назначен первоиерархом новообразованной Камчатской епархии.
В 1917-1918 годах епископ Нестор принимал участие во Всероссийской Поместной Церкви.
Собор и избрание Патриарха Тихона. После
Октябрьские события в Москве 1917 года он участвовал в работе комиссии
ответственный за фотографирование и описание повреждений, нанесенных московскому
Кремля, действовавшего под руководством священномученика Вениамина, митрополита Санкт-Петербургского, и по благословению
Совета впоследствии опубликовал книгу «Расстрел Московского Кремля»,
за что вскоре был арестован большевиками, проведя более месяца в
тюрьма. После окончания работы Соборов епископ Нестор с большими трудностями
удалось вернуться в Петропавловск Камчатский, проехав по пути через
Киев, Одесса,
Крым, Турция, Сирия, Египет, Индия и Китай.
Там он продолжил свое служение в качестве епископа. Но вскоре его выгоняют
большевиков с Камчатки.
Пользуясь особым доверием со стороны Патриарха Тихона, в течение 1919-1920 гг. владыка выполнил ряд его
постановления о Сибири и Дальнем Востоке. В
1921 г. Епископ Нестор открывает в городе подворье Камчатской епархии.
Харбина (Маньчжурия), а позже — Дом милосердия и трудолюбия, который
помогли сохранить жизни тысячам детей и взрослых, оказавшихся в
хаос гражданской войны. Находясь под покровительством Зарубежного Синода, Владыка
болезненно пережил потрясения 20-30-х годов, впоследствии поддержав
идея единства страждущей Матери-Церкви. В этот период епископ
посетил многие страны Европы и Азии, встречаясь с иерархами Российского
Православная Церковь Заграницей, главы многих Поместных Православных Церквей и некоторых инославных Церквей. На
неоднократно совершал паломничества в Святую
Земельные участки. В 1938-1939 годах вел миссионерскую деятельность в г.
Индия и Цейлон (Шри-Ланка).
В 1946 Епископ Нестор был возведен в сан митрополита
Патриарх Алексий I и был назначен правящим
иерарх Харбинский и Маньчжурский и Патриарший Экзарх
Юго-Восточной Азии.
В 1948 году владыка подвергается аресту и
заключение в лагеря для военнопленных. Осужден за участие в
перенесение мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организация Поместного
Собор во Владивостоке 1922 г., издание книги
«Расстрел Московского Кремля», здание часовни в честь
Венценосные мученики и так далее.
После освобождения в 1956 году владыка был назначен
Митрополит Новосибирский и Барнаульский, а с дек.
1958 г. — митрополит Кировградский и Николаевский.
Владыка особенно уважал
для Успенской Киевской и Печорской Лавры. Его первый визит туда в 1905 г.
незабываемое впечатление на него и определило последующий выбор его
монашеское имя — Нестор. В последующие годы (1909-1918, и после 1956) Владыка
неоднократно посещал Лавру и
молился в его святых стенах. В трудные времена, непосредственно предшествовавшие его
закрытие, Владыка несколько раз нарочно
отправился в Лавру, чтобы отдать
утешение своему настоятелю и братству и укрепи среди них надежду
в неизбежной победе Веры во Христа.
В последние годы своей жизни владыка много путешествовал по
своей епархии, совершая богослужения, проповедуя Слово Божие и
протестуя против закрытия церквей безбожной властью.
Митрополит Нестор скончался 22 октября nd / 4 ноября th
1962. Похоронен во дворе церкви Патриаршей
представительство Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино.
Пусть ваша Иерархия будет упомянута Богом в Его
Царство!
Биографическая статья составлена
Караулов Александр Кирилович
Основные опубликованные работы
Митрополита Нестора
«Харбин — Маньчжурия».
Белград, 1933 г. с. 3
- Православие в Сибири СПб., 1910.
- Из жизни камчатского миссионера и заметки
из дневника иеромонаха Нестора. СПб.,
1912. - Расстрел Московского Кремля (27 октября -й — ноябрь
3 rd 1917). М., 1917 (2 nd издание, Токио 1920) - Житие преподобного Инокентия. Харбин,
1931. - Роль женщины в свете христианства. Шанхай, 1932 г. (2 и
издание, Белград, 1933 г.) - Харбин — Маньчжурия. Белград,
1933 г. (pdf | OCR) - Житие преподобного Арсения. Харбин, 1934 год.
- Древняя Русь. Харбин, 1934 год.
- Египет, Рим. Шанхай, 1934 год.
- Заметки о Дальнем Востоке. Белград,
1934. - Святая Земля. Харбин, 1935 год.
- Заметки о Югославии. Харбин, 1935 год.
- Моя Камчатка
Неопубликованные воспоминания,
путевые заметки и замечания митрополита Нестора
- Летопись Камчатского Православного Братства в г.
«Епархиальные известия Владивостока». - Камчатское Православное Всемилостивое Братство
Спаситель. - Камчатский край
- Личные воспоминания королевской семьи.
- Евсевий, митрополит Владивостокский и Приморский.
- Николай, Архиепископ Японский.
- Патриарх Тихон.
- Владимир, митрополит Киевский.
- Дом милосердия.
- О посещении лепрозорий на Камчатке Ямбургского уезда Санкт-Петербурга
Петербургская губерния, Индия и Иерусалим. - Иерусалим — Палестина
- Египет, Рим, Бари
- Югославия
- Поездки в Индию и
Цейлон - Китай и Япония
Библиография
- Митрополит Нестор (некролог), «Журнал Московской Патриархии», 1962, №
12 - Мануил [Лемешевский], Русско-православный епископ с 1893 до 1965 г., Тейл 5, Эрланген, 1967 г.
Здесь можно прочитать:
- Епископ Нестор: «Расстрел Московского Кремля» (документ)
- Епископ Нестор: «Моя Камчатка»
- Караулов А.