Епископ егорьевский тихон шевкунов: Тихон, митрополит Псковский и Порховский (Шевкунов Георгий Александрович) / Персоналии / Патриархия.ru
Содержание
Епископ Тихон Шевкунов: Мы в ответе за историческую правду о своей стране
Алексей Учитель — замечательный режиссер, художник, не поделочник, это доказано и его фильмами, и кинонаградами, выбрал для своего нового фильма сюжет любви последнего российского императора к балерине Матильде Кшесинской. Настоящий художник свободен выбирать любой сюжет…
Епископ Тихон: Кто же дерзнет это оспорить? Разумеется, художник свободен выбирать любой исторический сюжет. Неблагодарное занятие обсуждать еще не вышедший фильм.
Но копья из-за него ломают уже сегодня.
Епископ Тихон: Немудрено: фильм выходит на экраны в начале весны 2017 года, ровно в столетнюю годовщину февральского переворота 1917-го. Отсюда и особый интерес. Наступающий год неумолимо поставит нас перед необходимостью осмысления грандиозной цивилизационной катастрофы, произошедшей в России сто лет назад. Совершившиеся тогда события решительным образом отразились на жизни практически всех людей, живших в Российской империи, в Советском Союзе, повлияли на судьбы всего мира. Ученые, политики, религиозные и общественные деятели будут искать ответы на множество вопросов, связанных с этой датой. Та же задача встанет и перед искусством. Театр, живопись, музыка — все они будут призваны внести свой вклад в художественное, образное осмысление причин и последствий русской трагедии. Не останется, как мы видим сегодня, в стороне и кинематограф. В столь символическую годовщину российское киноискусство будет представлено фильмом «Матильда», единственным, во всяком случае из анонсированных игровых, на эту тему. Дата премьеры выбрана заранее и, конечно же, не случайно — март 2017 года: ровно столетие переворота и отречения Николая II.
Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это — авторское видение? Нет — клевета на реальных людей
Не разгорается ли вокруг «Матильды» преждевременный конфликт?
Епископ Тихон: Готовясь к нашей встрече, я просмотрел материалы дискуссии. Вот что говорит сам режиссер фильма Алексей Учитель: «Обсуждают и делают какие-то заявления и пишут в прокуратуру на то, что ничего и никто не видел, ни одного кадра. Поэтому когда люди что-то пытаются высказать, они должны иметь предмет разговора, а его не существует». Но на самом деле это не так. Несколько месяцев назад создателями «Матильды» был выставлен в интернет трейлер фильма, и любой желающий может легко увидеть не просто «один кадр», а просмотреть несколько отрывков из самых ключевых сцен будущего фильма. Так что предмет для разговора вполне имеется. Имеется и другой важнейший предмет по этой теме — реальная история взаимоотношений цесаревича Николая Александровича и Матильды Кшесинской.
Какие источники, в том числе документальные, могут поведать нам об этой истории?
Епископ Тихон: Письма и дневниковые записи, воспоминания, отчеты фискальных служб. Наследник и Матильда Кшесинская познакомились в 1890 году на выпуске балетного училища. Ему было чуть больше двадцати, ей 18. Девушка влюбляется в цесаревича, а он готов увлечься ею, хотя бы чтобы развеять печаль от категорического отказа отца: император Александр III запретил наследнику и думать о женитьбе на юной немецкой принцессе Аликс, которую Николай полюбил, когда она год назад гостила в России. Вначале знакомство цесаревича и Кшесинской продолжается мимолетно: они встречаются то на улице, то в театре. Потом Николай уплывает в долгое кругосветное путешествие, а вернувшись, встречается с Матильдой, и их чувства вспыхивают вновь. Николай называл их «самыми светлыми» страницами своей юности. Но уже к 1893 году эти отношения становятся более спокойными, они встречаются все реже. А когда девушка, на которой на самом деле мечтал жениться наследник, дармштадтская принцесса Алиса, согласилась на брак, а император Александр III все же дал на него согласие, Николай искренне рассказал об этом Матильде. В 1894 году все отношения между Николаем и Матильдой были прекращены. Навсегда. Хотя он по-прежнему относился к Кшесинской очень тепло. Они остались друзьями, и ни одна из сторон не делала трагедии из расставания. Договорились, что она будет называть его и на «ты», и Ники. Он всячески помогал ей, но они никогда больше не встречались наедине. Наследник счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Есть письмо Аликс своему жениху, где она пишет: «Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?» Любовь последнего русского императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны, поразительная по глубине чувств, верности и нежности, продолжалась на земле до их последнего мученического часа в Ипатьевском доме в июле 1918 года. Вот, собственно, и вся история.
И, наверное, нет ничего плохого в том, что талантливый режиссер расскажет о ней в своем фильме.
Епископ Тихон: Хорошо, если бы это было так. Фильм Алексея Учителя претендует на историчность, а трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как «Главный исторический блокбастер года». Но после его просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом? Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен «любовного треугольника», в которых Николай и до, и после женитьбы мелодраматически мечется между Матильдой и Александрой. Зачем императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это — авторское видение? Нет — клевета на реальных людей. Но и это еще не все. Зачем выдумывать обморок Николая во время коронации с картинно слетевшей с венценосной головы короной? Такой вот «тонкий» намек на будущие потрясения? Зачем заставлять Александра III произносить совершенно бредовую, особенно в его устах, сентенцию о том, что он единственный из Романовых, который не жил с балеринами? На кого рассчитан выплывающий на экран слоган трейлера: «Любовь, изменившая Россию»? На полных идиотов? Зачем, кому они хотят заморочить голову еще одним шедевральным слоганом: «Тайна дома Романовых»? Какая еще тайна? Об отношениях наследника и Кшесинской знал весь светский Петербург. Столетие крушения династии надо непременно встречать душераздирающей голливудской мелодрамой? И тут кстати любовный треугольник с откровенными сценами? При том, что немалая часть наших зрителей будет воспринимать фильм, выпущенный в год столетия революционных потрясений, как реальную историю России. А главное, чего невозможно уразуметь: неужели авторы не понимают, что все эти пошлые фальсификации неизбежно будут изобличены, фильму не помогут ни мастерски снятые зрелищные сцены, ни дорогие декорации и костюмы, ни зарубежные актеры. Или все же правы те, кто говорит: ничего личного, просто бизнес. Не хочется так думать.
Но фильма все-таки пока нет…
Епископ Тихон: Фильм не вышел, и любые возражения против него легко сдержать напоминанием устыжающей фразы: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». Но разве трейлер как авторская аннотация фильма не может насторожить любого человека, знакомого с русской историей? Я уж не говорю о том, насколько это настораживает православных людей, для которых Николай II и его семья — святые мученики.
Но государь прославлен не за каждую сцену своей жизни — за мученическую кончину.
Епископ Тихон: Да, он прославлен за тот путь, который прошел, начиная с 1917 года. А это был крестный путь — с пятью детьми, женой и с несколькими близкими. Именно за его мужественное исповедничество, за то, каким христианином он оставался в последние полтора года жизни, его прославили в Церкви.
И что же, Церковь будет требовать запрета фильма?
Епископ Тихон: Уверен, что это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде — вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам.
Владыка, но вы же учились во ВГИКе и понимаете, что хороший фильм невозможен без драмы. И разве у художника нет права на художественный вымысел?
Епископ Тихон: Но не на умышленное искажение. В историческом романе «вымысел не есть обман», убеждал еще Окуджава. В художественном произведении об исторических личностях, безусловно, необходим авторский вымысел, художественная, драматургическая реконструкция событий. Но если художник не лишен элементарной нравственной ответственности, он не будет выходить за рамки исторической достоверности и никогда не превратит историю в ее противоположность. Сознательное искажение истории — это либо обман, либо пропаганда.
Даже если автор оговаривает: это мой художественный вымысел на основе истории?
Епископ Тихон: На основе истории, а не вразрез, не наперекор ей. Весь вопрос во вкусе и в таланте. Конечно, можно взять исторические персонажи и заставить их делать все, что автору заблагорассудится. Кутузов в экранизации «Войны и мира» может сдать не только Москву, но и Санкт-Петербург. А Пугачев в фильме по «Капитанской дочке» сделаться любовником Екатерины. Только к искусству это не имеет отношения. Либо называется особым жанром — фэнтези. Тогда фильм надо так и обозначать.
Запреты фильмов — абсолютно тупиковый и неверный путь. Предупреждение о правде и неправде, вот что важно…
Вы говорили об этом Алексею Учителю?
Епископ Тихон: Да, разговаривал с ним по телефону. Сказал ровно то же, что и вам.
И что он ответил?
Епископ Тихон: Что трейлер и даже сценарий — это еще не фильм. В этом смысле он прав.
Вы читали сценарий?
Епископ Тихон: Режиссер передал мне сценарий для чтения, но я пообещал ему воздержаться от комментариев сценария.
Судя по всему, ваша позиция не изменилась после знакомства со сценарием?
Епископ Тихон: Я не буду комментировать сценарий.
Когда «Матильда» сериалом выйдет на экраны, может быть, стоит сопровождать каждую серию документальным фильмом, возвращающим историческое сознание зрителя к верному восприятию?
Епископ Тихон: Не очень представляю себе это. Думаю, достаточно, чтобы люди узнали о достоверной истории.
Я вчера пересмотрела много документальных фильмов о наследнике и Кшесинской — совершенно отвратных по тону и настойчиво убеждающих в том, что роман продолжался и в браке государя. С комментариями эзотериков, сомнительных психологов и прочих. И никто не одергивает желтые телеканалы за паскудность, а к несомненному художнику мы почему-то спешим предъявить претензии.
Епископ Тихон: Псевдодокументальные поделки не имеют большого влияния на умы и души людей, к ним не привлечено столько внимания. Другое дело большой художественный сериал.
В фильме играет внешне великолепная польская актриса, замечательный немецкий режиссер Томас Остермайер и актер его известного театра «Шаубюне» Ларс Эйдингер. То есть у фильма кроме хорошего режиссера был состоятельный продюсер.
Епископ Тихон: Фильм рассчитан не только на отечественного зрителя, но и на международный прокат. Он делался по общемировым, глобалистическим, голливудским «законам жанра». Думаю, что с чисто зрелищной точки зрения это будет эффектная, помпезная картина.
Государственный Эрмитаж за последние 20 лет провел за границей много выставок, посвященных русским государям. Михаил Пиотровский считает, что этим удалось во многом переменить взгляды европейского истеблишмента на русских царей. Их уже видят не через анекдоты о любовниках Екатерины, а как людей высокой культуры, с прекрасным вкусом, исторической мощью. На фоне таких усилий было бы жаль снова явить миру образ Николая II через любовный треугольник…
Епископ Тихон: Николай II как никто другой на протяжении ста последних лет был дискредитирован и оболган. Люди на бытовом уровне к этому привыкли. И подспудно готовы принять новый фильм про совершенно ничтожного, развратного, изменяющего своему слову, не знающего чести и верности последнего царя. Но все это опять в старую корзину — странное государство, странный народ, странные цари. Жаль.
Но все же фильм еще не вышел.
Епископ Тихон: Мы с этого и начали разговор. Неблагодарное дело обсуждать еще не вышедшей фильм. Я не понаслышке знаю, что такое делать кино. Это огромный труд множества людей, и в первую очередь режиссера. И тем более обидно, когда в основу замысла изначально ложится сюжет, который иначе как исторической безвкусицей назвать нельзя.
В последнее время постоянно звучат упреки в адрес Церкви, что она требует запретить тот или иной спектакль или фильм, ссылаясь на протесты по поводу оскорбления религиозных чувств. Известные актеры и режиссеры видят в этом нарушение свободы творчества.
Епископ Тихон: Активисты оскорблены. Режиссеры возмущены. Пресса предупреждает общество о новых фактах вмешательства Русской православной церкви в сферу свободы творчества. Прогрессивное общество негодует. На президентском Cовете по культуре и искусству поднимают вопрос цензуры… Просто драма какая-то. Посильнее «Фауста» Гете. Так и хочется сказать: занавес!
Только на самом деле в этом спектакле не все так просто.
Действительно, были обращения против показа в Омске известной рок-оперы. Но с этими протестами выступала не Русская православная церковь, а одно из многих тысяч общественных объединений, союзов, братств, действующих сегодня в нашей стране. Группа православных активистов требует снять этот спектакль, кажется, во всех городах, куда питерский театр оперы приезжает на гастроли. Недавно подобные обращения были, к примеру, в Тобольске. Их рассмотрели и не удовлетворили. Тобольская епархия при этом никакого отношения к требованиям отмены спектакля не имела. А в Омске с митрополией, по словам продюсера, показ спектакля и подавно был согласован. Во всяком случае официальный представитель епархии заявил следующее: «Не дело епархии регулировать репертуарную политику того или иного театра. Я только знаю, что духовник исполнителя главной роли благословил его на это еще 30 лет назад». Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда после начала шумихи в СМИ через все информационные агентства сообщил, что Церковь не поддерживает требования об изъятии спектакля из репертуара театров. А продюсеры известили, что спектакль в Омске был отменен, поскольку билеты на него были куплены в количестве всего немногим более сорока на тысячный зал. В прошлом же году, рассказали они, этот же спектакль был показан здесь же, в Омске, хотя и тогда были обращения граждан с просьбой об отмене представления. Но билеты разошлись и спектакль состоялся.
Все это известные факты. Но повсюду раздается лишь одно: РПЦ требует снять спектакль и добивается своего.
Недавно один священник из Армавира, вспомнив о редактуре Василия Жуковского пушкинской сказки о Балде, где поп был заменен на купца, издал в армавирской типографии брошюрку с купцом и без попа тиражом в четыре тысячи экземпляров. И тут же в десятках СМИ, в том числе центральных, появились заголовки: «РПЦ редактирует Пушкина!». И несмотря на то, что глава издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент также через все информагентства заявил, что в данном случае это личная инициатива отдельного священника и что классику менять и редактировать нельзя даже с самыми благими целями, журналистские утверждения о том, что Церковь дошла до полного маразма, так что и Пушкина переиначивает, радостно пестрят и доселе. Вот такая у нас многосерийная драма. Очевидно, что ее авторам она весьма нравится. Находятся и восторженные зрители. Так что без сомнения — продолжение следует. Но мы к этому давно привыкли, так что, как говорится, флаг в руки! Что же касается фильма, то уверен, скорее всего отдельные лица и группы, в том числе и православные, будут требовать его запрета. Сразу скажу: мы с уважением и пониманием относимся к их позиции. И будем призывать ее учитывать. Но, еще раз повторюсь, считаю путь запретов тупиковым. Дело Церкви запрещать и разрешать, когда это необходимо, в духовном мире. Но не в светском. В том числе ни в театральном, ни в кинематографическом. Но это не значит, что мы не будем открыто высказывать свои убеждения.
А «Тангейзер»? Ведь там был протест официальной Церкви — Новосибирской митрополии.
Епископ Тихон: И не только протест, но и судебное дело было возбуждено по иску Новосибирской митрополии о новаторской вариации на тему Вагнера. В постановке, сколько бы некоторые театральные критики ни морочили нам головы, единственной «художественной находкой», целью и центром внимания было кощунство над образом Христа. Состоялись общественные слушания, затем Новосибирская митрополия подала в суд в полном соответствии с законом. И суд этот проиграла.
Но спектакль был снят.
Епископ Тихон: Это тяжелое, неприятное и беспрецедентное решение министерства культуры следует оценить в контексте разразившийся позднее кровавой трагедии Шарли Эбдо. Как показала жизнь, это решение оказалось правильной и необходимой профилактикой от безответственных и крайне опасных, особенно в условиях нашей многонациональной и полирелигиозной страны, публичных экспериментов-провокаций, которые кому-то угодно называть творчеством.
Епископ Тихон (Шевкунов) возглавил Псковскую митрополию
Священный синод Русской православной церкви, который сегодня заседает в Санкт-Петербурге, определил епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову) стать главой Псковской митрополии. Об этом сообщил журналистам руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков. По словам отца Александра, за владыкой Тихоном будет сохранена должность председателя Патриаршего совета по культуре, которую он занимает с 15 июля 2016 года.
Епископ Тихон (Шевкунов)
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото
О епископе Тихоне известно, что он в 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа». В том же году он поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, а затем послушником. В августе 1986 года митрополитом Волоколамским и Юрьевским был переведен на работу в издательский отдел Московского патриархата. В 1991 году в Донском монастыре в Москве он принял монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (на патриаршем престоле был с 1917 по 1925 год). В том же году патриарх Московский и всея Руси Алексий II рукоположил его сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1993 году иеромонах Тихон был назначен настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря, которое располагалось на месте нынешнего Сретенского монастыря. В 1995 году он был возведен в сан игумена и назначен наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря. В 1998 году его возвели с сан архимандрита. С начала 2000-х его часто называли духовником Владимира Путина, однако сам он этого никогда не подтверждал. В октябре 2015 года отец Тихон был избран епископом Егорьевским, викарием Московской епархии. Владыка Тихон является автором литературного произведения «Несвятые святые», которое было издано в 2011 году. К началу 2016 года общий тираж достиг 2 млн экземпляров. В марте 2001 года он стал председателем монастырского хозяйства — сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области. В 2015 году была создана церковная комиссия по изучению результатов исследования екатеринбургских останков, ее секретарем стал епископ Тихон.
«Назначение владыки Тихона в Псков символично, поскольку это возвращение к истокам: именно в Псково-Печерском монастыре Тихон стал монахом,— считает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. — Новая митрополичья должность значительно продвигает его по карьерной лестнице. Учитывая общероссийскую известность епископа, это естественное решение. Яркий идеолог консервативных ценностей и интерпретатор российской истории как правящий епископ и будущий митрополит с полным правом войдет в руководство РПЦ, обладая для этого всеми необходимыми качествами».
Павел Коробов
Архимандрит Тихон (Шевкунов) выдвинут во епископы Егорьевские и архимандрит Антоний (Севрюк) во епископы Богородские
Источник: ОВЦС
Наталья Михайлова | 26 Октября 2015
23 октября 2015 года, после совершения Всенощного бдения накануне Собора Оптинских старцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил собрание по назначению архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископы Егорьевского, Патриаршего викария, и архимандрита Антония (Севрюка), епископа Богородского, Патриаршего викария, при храме Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Фото: https://mospat.ru/
Обряд наречения состоялся в соответствии с решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (Протоколы 62, 63).
Его Святейшеству сослужили митрополит Волоколамский Иларион, глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательской коллегии РПЦ; архиепископ Песочный и Юхновский Максимилиан; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, глава Синодального отдела по делам монастырей и иночеств; епископ Солнечногорский Сергий, директор административного секретариата Московской Патриархии, и епископ Козельский и Людиновский Никита.
Архимандриты, избранные на архиерейское служение, принесли Патриарху Кириллу и его сослуживцам обеты о назначении.
Поскольку вы здесь…
…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей.
Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно.
В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки.
Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.
При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей,
еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера.
Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта —
Правмир.ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.
Например, 5 евро в месяц это много или мало?
Чашка кофе?
Для семейного бюджета это не так уж и много, но для «Правмира» значительная сумма.
Если бы каждый, кто читает «Правмир», мог бы жертвовать по 5 евро в месяц,
они в значительной степени способствовали бы нашей способности распространять слово Христа,
Православие, цель жизни, семья и общество.
Пожертвовать
Также этого автора
»
»
»
Подробнее
Статьи за сегодня
Самые просматриваемые статьи
Функциональность временно недоступна.
Самые популярные авторы
Функционал временно недоступен.
Встреча епископа Тихона с учителями истории в Казани — Реальное время
09:00, 01.11.2017
После официального открытия выставки «Россия — моя история. Республика Татарстан, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), член авторского коллектива, работавшего над созданием экспозиции, встретился в Казани с учителями истории. Подробности — в материале «Реального времени».
«Только один человек дал правильный ответ»
Епископ Тихон, один из ведущих интеллигентов Русской Православной Церкви, по своему происхождению, помимо духовного образования, окончил сценарный факультет ВГИКа (Институт Герасимова). Кинематография), член совета при президенте по культуре, был одним из участников авторской группы, работавшей над созданием выставки «Россия — моя история. Республика Татарстан».
Встречу с учителями он начал с обеспокоенности текущим преподаванием истории в школах. Говоря о целях и задачах выставки, владыка Тихон отметил, что главная цель ее создания — вдохновить молодежь на изучение истории.
»Есть поговорка — история ничему не учит. Это неправда, учит история, она нас строго спрашивает, невежество оборачивается суровыми испытаниями», — сказал владыка Тихон. Он рассказал о вопиющем случае, когда пару лет назад были протестированы студенты и выпускники московских вузов. Например, на вопрос «Кого свергли большевики в октябре 1917?», из пятнадцати респондентов только один дал правильный ответ. Ответы были разные — от Ивана Грозного до Александра II.
По словам владыки Тихона, проблема системы ЕГЭ заключается в неправильном чтении информации, содержащейся в учебниках. Учебники нужно привести к «общему знаменателю», в них должны быть единичные факты и интерпретации событий.
Епископ Тихон был одним из участников авторской группы, работавшей над созданием выставки «Россия — моя история. Республика Татарстан
»Однажды мне показали картинку из учебника истории для семиклассников. На фото генерал Власов перед формированием РОА, а подпись: «Герой или предатель?» Как можно делать такие учебники для детей?» — задал резонный вопрос владыка Тихон.
«Другие выставки в Московском Манеже перенесены»
«Чтобы история была увлекательной» – цель выставки «Россия — моя история» по словам владыки Тихона. Он считает, что молодежь интересуется историей, главное направить ее в нужное русло.
Он сказал, что выставка «Россия — моя история», создание которой финансирует «Газпром», вызывает большой интерес. Экспозиция экспонировалась в Московском Манеже уже четыре раза, выставка сопровождалась огромными очередями. Они начинались от залов Манежа, тянулись к гостинице «Москва», затем шли к Историческому музею и заканчивались после пересечения Красной площади у собора Василия Блаженного.
«Люди часами стояли в очередях, а 80% посетителей составляли молодые люди до 30 лет», — сказал владыка Тихон. Выставку посещало в среднем от 13 000 до 18 000 человек в день. Пришлось переносить даты выставки «Россия — моя история», перенося даты открытия остальных экспозиций, хотя выставочная деятельность в Манеже очень активна и график выставок составляется на несколько месяцев вперед.
Одним из направлений на этих выставках была работа со школьниками, которых, кстати, пускали в залы бесплатно. Учителей истории приглашали проводить уроки по избранным темам прямо в выставочных залах. Епископ Тихон выразил пожелание, чтобы эта практика была принята в Казани.
«Историю сделать увлекательной» — цель выставки «Россия — моя история» по словам владыки Тихона
«У вас очень удобное расположение выставки — на Казанской Ярмарке, практически в центре города. Рядом я видела кафе, было бы здорово сводить сюда школьников и совершить для них кулинарное путешествие по кухням разных эпох — от Рюрика до наших дней. Представьте, как им было бы интересно попробовать любимое блюдо Чингисхана, например, — сказал владыка Тихон.
К сожалению, встреча учителей с ним закончилась очень печально.