Евангелие можно читать лежа: Можно ли читать Евангелие сидя

Разное

Содержание

Можно ли читать Евангелие сидя

Валентина Кирикова

22.06.2015

 

— Можно ли читать Евангелие сидя? Я вот читала у святых отцов, что они это благословляют. Батюшка, у которого я просила благословение и к которому хожу в храм, меня не благословил на такое. А иногда вечером очень устанешь, тяжело стоять, мысли рассеиваются, и получается так, что я пропускаю чтение Святого писания. Вот как лучше?  Грех ли это, если я, все-таки, сидя буду читать и пойду против воли батюшки?

— Очень интересно. Те же самые святые отцы (я очень рад, что вы их читаете!) говорили, что если вы спросили у духовника, и он вам нечто сказал, нужно это слушать беспрекословно. Потому что если вы не собираетесь его слушать, то и не надо спрашивать. А раз уж вы спросили, можно ли читать Евангелие сидя, то вам придется выполнять то, что он говорит.

Могу вам некоторый выход подсказать. Если ножки устали, можно стать на коленочки, оперевшись на стул локтями, тогда вы будете и не сидеть, и не стоять. Положение вашего тела будет вполне благоговейное, но будет гораздо легче. Вот такой вам выход.

И так всегда, если вы спрашиваете благословение и оно вам дано, это благословение никто не может отменить, потому что Господь Бог дал священникам власть до края вселенной: «Что свяжете на земле, то будет связано на небесах». Раз вы усомнились в словах святых отцов и прибегли к совету священника, то в данный момент вам придется слушать совет батюшки, если хотите поступить правильно. А  вообще каждый человек свободен. Один пьет, другой ворует, третий в церковь ходит. Каждый несет всю ответственность за  всю полноту своих поступков.

 

— Я лежа читаю Евангелие, а потом мы стоим с сыном и читаем Псалтирь и вечерние молитвы. Меня ругают: «Нельзя лежа читать!» Это вот такие вопросы к вам.

— Ну, Евангелие, конечно, не принято лежа читать. Это, по-моему, очень правильно, потому что это не Агата Кристи. И трудно лежать с благоговением. Это вряд ли кому-то удастся, кроме лежачих больных. Поэтому читать Евангелие сидя еще допустимо. Хотя, конечно, люди благочестивые обычно читают его только стоя.

Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще


Комментарии


Редакция


2016-04-05 16:55:03



Некоторые священники благословляют читать молитвенное правило в сокращенном варианте. Но на ваш ответ нельзя ответить однозначно, не зная ситуацию. Тем, у кого нет времени внимательно и полностью помолиться утром и вечером, часто напоминают о так называемом «правиле Серафима Саровского» (по трижды «Отче наш» и «Богородице Дево…» и один раз «Символ веры»). В молитве важно не столько количество, как качество и регулярность. Но по опыту многих верущих можно сказать, что сокращение молитвенного правила очень быстро входит в привычку. Сегодня сократили, завтра еще на одну молитву меньше, а там смотри — и вовсе не молимся… Поэтому лучше посоветуйтесь с духовником или священником того храма, где вы бываете чаще всего.

Лайк

Ответить


Светлана


2016-04-04 20:19:58



Можно ли утренние и вечерние молитвы читать не полностью?

1

Лайк

Ответить

Читаем Евангелие: Какие вопросы при этом могут возникать, и на что действительно стоит обращать внимание? — отвечает епископ Иона (Черепанов)

Как читать Евангелие: сидя или стоя? Покрывать ли женщинам голову? Можно ли в транспорте? В переводе или только на церковнославянском?..

Отвечая для журнала «Начало» на эти и многие другие вопросы, часто задаваемые священнослужителям в сети, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА отмечает: главное – Евангелие читать. Читать каждый день и стараться по нему жить.
***

О феномене, с которым мы сталкиваемся во время чтения Евангелия

– Владыка, первый вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?

– Мне кажется, что в данном случае речь идет о феномене, реально подтверждающем существование иного мира – мира ангелов и демонов – мира очень тонкого, таинственного.

Действительно, Вы отметили очень интересный момент. Когда у нас в руках или ноутбук, или увлекательный роман, нам спать почему-то не хочется, и мы способны внимать написанному допоздна. Но стоит попасть нам в руки какой-то духовной книге — имеется в виду не духовная беллетристика, которая в изобилии появилась в наше время, а серьезная аскетическая богословская литература и, особенно, Священное Писание — как тут же нас почему-то клонит ко сну. Мысли не удерживаются в нашей черепной коробке, начинают разлетаться в самых различных направлениях, и чтение становится весьма и весьма затруднительным.

Всё это показывает, что кому-то в мире темных духов очень не нравится то, что мы делаем. Что есть кто-то, кто таким вот явственным образом противится нам в чтении, которое назидает нас, приближает нас к Богу.

Хотелось бы отметить такой момент. Даже если мы полностью не запоминаем все из того, что прочитываем, — вследствие слабости памяти или по каким-то другим причинам — все равно, читать обязательно нужно. Этот вопрос был раскрыт в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV-V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.

Вот поэтому еще так важно постоянно читать душеполезные книги: даже если мы ничего не запоминаем, все равно, пребывание в ореоле мыслей святых, слов Священного Писания обязательно человека просвещает и задает ему совершенно иной настрой.
Обязательно ли читать толкование на Евангелие?

– Относительно чтения Евангелия хотелось бы спросить о чисто практических сторонах, исходя из тех вопросов, которые часто задаются священнослужителям в сети интернет. Например, нужно ли делать выписки из текста во время чтения? Ведь так мы прочитываем меньше, но зато запоминается. Или лучше стараться прочитать больше, не отвлекаясь на конспектирование?

– Мне кажется, все зависит от степени организованности человека. Есть люди, которым необходимо все систематизировать, как-то зафиксировать, по пунктам разложить — так они лучше воспримут. Им, действительно, полезно и конспектировать, и делать какие-то выписки.

Есть те, кто не отличается подобной системностью, думаю, их большинство. Таким людям нужно регулярно и постоянно читать Священное Писание и, желательно, с толкованием. Понятно, что первые несколько раз его нужно прочитать полностью без отвлечений. Но чем дальше мы будем читать, тем больше будем видеть необходимость в том, чтобы его лучше понять. Своим умом на каких-то этапах многих вещей мы постичь все же не сможем, поэтому стоит обратиться к 20-вековому опыту Церкви.

– Какие из книг-толкований Вы могли бы порекомендовать для прочтения? Желательно из таких, которые доступны для широкого потребления, написанные легким стилем, слогом.

– Вообще всем людям, которые находятся в начале своего духовного пути, которые только воцерковляются, очень рекомендую прочитать книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Возможно, название наталкивает на мысль, что книга рассчитана на детей в некоем начальном учебном заведении, но на самом деле она достаточно серьезная. На мой взгляд, это блестящий пример того, как можно в одной книге небольшого объема собрать и сформулировать очень емко и четко основные понятия о вере, о Церкви, о Православии. В том числе, там есть и раздел о Священном Писании, об истории Церкви, чтобы человек мог получить системное представление о том, что такое Церковь и какое место занимает она в нашей жизни. Эту книгу нужно обязательно прочитать каждому воцерковляющемуся человеку.

Что касается толкования Священного Писания, то есть достаточно много замечательных изданий. Классикой является толкование святителя Иоанна Златоуста. Но для новоначального оно может показаться несколько сложным и не во всем понятным. На мой взгляд, если человек только собирается начать изучать Священное Писание, то лучше всего воспользоваться толкованием архиепископа Аверкия (Таушева). Оно наверняка будет понятно и ясно каждому.

О том, как читать Евангелие дома

– Еще практические вопросы о чтении Евангелия дома. Нужно читать обязательно стоя или можно сидя?

– По обычаю, особое благоговение к Священному Писанию предполагает чтение его стоя.

Но, на мой взгляд, ничто не должно отвлекать от внимания евангельским словам, необходимо максимально погрузиться в чтение. А стояние всё же предполагает некую неустойчивость. И в этом случае любой, особенно молодой человек, обязательно будет иметь мысли о том, что хорошо бы было присесть, или что ему нужно куда-то бежать, или пойти что-то сделать. Поэтому если в храме мы слушаем Священное Писание «прОсти», то есть, стоя прямо, опустив руки, то дома, думаю, его можно читать и сидя, чтобы лучше понимать и не отвлекаться мыслями от внимания божественным словесам.

– Вопрос о форме одежды для женщин: должна ли быть покрыта голова?

– На мой взгляд, подобные вопросы — это уже из разряда «отцеживания комара». Получается, если человек окажется в ситуации, когда не сможет покрыть голову, то в этом случае что — и Священное Писание не читай?..

Мы знаем, что женщина во время молитвы — дома ли, в храме ли — обязательно должна покрывать голову. Чтение Священного Писания молитвой не является, поэтому, думаю, вполне допустимо читать его с непокрытой головой.

— Обязательно ли наличие при чтении юбки, или можно в домашней одежде — в спортивных штанах, например?

— Мое мнение — необязательно одевать какую-то специальную одежду для чтения или молитвенного правила. Если это любимая пижама и тапочки в виде мишек, то вполне можно и так. Главное, чтобы это была одежда, а не, скажем, нижнее белье.

Но это касается ситуации, когда человек молится сам. Если речь идет о христианской семье, особенно, когда есть дети, то нужно стараться одеваться в то, что более соответствует молитве. На женщине должна быть юбка и косынка, мужчина тоже должен быть в более-менее приличной одежде — чтобы подчеркнуть важность момента предстояния семьи перед Богом. Особенно это важно для воспитания детей — этим мы показываем, что молитва совершается не на ходу, а является важнейшим общим делом.

– Во время дней естественного очищения у женщин им нельзя прикладываться к иконам, подходить под благословение и ко кресту. А как быть с Евангелием? Считается, что прикладываться к нему тоже нельзя. Соответственно — и читать?

– Евангелие в таком случае нужно читать с iPаd…

Это шутка, конечно. Но, действительно, на мой взгляд, подобные предписания — это полная нелепица. Указания относительно чистоты женщин, прежде всего, касаются таинств — исповеди, причастия, соборования и прочих. В определенные дни женщина в них участвовать не может. Все остальные ограничения являются уже традицией той или иной местности, того или иного прихода. То есть, в Церкви нет четкого предписания, что нельзя делать в этот период.

Традиционно считается, что кроме неучастия в таинствах, женщина также должна воздерживаться от вкушения просфоры и святой воды, не прикладываться к иконам, и теоретически не берется благословение у священника.

Но опять же, нужно понимать, что кроме теоретической есть еще и практическая сторона жизни: если просфорку скушать или к иконе приложиться — целиком в нашей воле, то столкнувшись нос к носу со священником, объяснять батюшке, по какой причине вы прячете руки за спину, думаю, будет неуместно.

Опять же, пребывание в таком состоянии не исключает соприкасания с определенными священными предметами. Ведь величайшую святыню — крест Христов, которую мы носим на теле, мы же не снимаем в этот период, он остается на нас. И крестное знамение налагаем на себя. Так же с молитвословом и домашним Евангелием: считаю, что можно и даже нужно не прерывать свое сложившееся молитвенное правило и, соответственно, не переставать читать Священное Писание.

– Читать Евангелие с молитвой или без молитвы?

– Желательно, но не обязательно.

О молитве и чтении Евангелия в дороге

– В продолжение темы благоговейного отношения к Священному Писанию — можно ли читать его в транспорте? Очень много времени современный человек проводит в дороге и совмещает это время с чтением молитв и священных книг. Допустимо ли это?

– Мне кажется, что молитвенное правило нужно читать дома, в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает от собеседования с Богом. Исключением могут быть только форс-мажорные ситуации, когда человек или задержался на работе допоздна, или произошел какой-то сбой сложившегося графика, и человек точно знает, что он приедет домой и в силу объективных причин уже будет не в силах вычитать все молитвы. В таком случае допускается читать в транспорте. Но это не должно войти в привычку и стать постоянной практикой. Всегда нужно прислушиваться к своей совести и оценивать, насколько необходимость молиться в дороге является реальной и обоснованной.

А что касается Евангелия, духовной литературы, то, я считаю, можно и нужно читать в транспорте. Ведь через глаза в человека входит большая часть информации, так лучше пусть они будут заняты восприятием слова Божия, чем рассеиваются на окружающих людей, на рекламу и на другие, не приносящие никакого плода и даже вредящие вещи.

О протестантских изданиях Священного Писания и опасностях некоторых переводов

– Можно ли пользоваться изданиями Нового Завета, которые бесплатно раздают представители протестантских конфессий? Или приобретать Евангелие в храмах других конфессий?

– В протестантских изданиях всегда нужно смотреть, чей это перевод. Если значится, что перепечатано с синодального издания (выпускалось до революции по благословению Святейшего правительствующего синода – органа, управлявшего в то время церковной жизнью), то читать можно смело.

Если же нет этого указания или сказано, что это перевод какого-то общества, или новый перевод, или адаптированный, или еще что, то, конечно, лучше воздержаться. Зачастую многие деноминации, переводя заново Священное Писание, адаптируют его под свое вероучение. Как, например, иеговисты существенно исказили Евангелие своим псевдопереводом по той причине, что не признают божества Иисуса Христа. Все места, где говорится о божестве Спасителя, они переделали под себя. Такими изданиями пользоваться не следует и при первом удобном случае их нужно утилизировать — так, как любую святыню, пришедшую в негодность. Обычно святыня сжигается, а пепел либо закапывается в непопираемом месте, то есть, там, где не ходят, либо вметается в проточную воду – в речку, например.

– Многие верующие сомневаются, можно ли пользоваться изданиями Евангелия, которые выпускает Всемирное библейское общество, и доверяют только тому, что продается в церковных лавках и магазинах. Как, по-Вашему?

– Священное Писание, как я уже сказал, желательно использовать только то, что перепечатано с синодального перевода, который был в свое время сделан еще в XIX веке в Русской Православной Церкви.

Библейское общество может издавать и адаптированные переводы. В них наверняка нет тех искажений, которые присутствуют в различных переводах протестантских деноминаций, но, мне кажется, лучше пользоваться традиционным синодальным переводом.

Кроме того, еще нужно понимать, что приобретая Священное Писание именно в православном храме, вы, таким образом, вносите свою лепту на храм. Хотя книги могут быть и несколько дороже, чем в Библейском обществе или у протестантов.

– Нужно ли освящать приобретенные издания Библии или Нового Завета?

– Мне кажется, что, во-первых, Священное Писание само по себе уже является святыней, поэтому его освящать не нужно. Во-вторых, нет чина освящения Священного Писания.

Следует сказать, что раньше крестики и иконы приносились в храм не для освящения, а для благословения. В Греции сохранилась традиция, что ни крестики, ни иконы не освящаются, а только благословляются в храме.

Что значит благословляются? Священник, как цензор, смотрит, насколько данное изображение соответствует канонам Православной Церкви, и благословляет или не благословляет его использование.

Собственно, сам чин освящения — как нательного креста, так и икон — попал к нам из католических требников со времен Петра Могилы и является не совсем православным по духу.

– То же Библейское общество издает множество детских книг – адаптированные новозаветные истории, например. Есть такие издания, где все герои Евангельских событий изображены, можно сказать, мультяшными героями. Нет ли предубеждений со стороны Церкви к изображению Христа и святых в таком виде?

– Я большой противник профанации всего священного, в том числе, если это священное в каком-то неподобающем виде доносится до детей.

Что касается того, пользоваться ли такими изданиями, то об этом можно было говорить лет 10-15 назад, когда у православных не было никаких аналогов. Сейчас в России издается огромное количество детских книг с замечательными иллюстрациями, которые выполнены в духе Православной Церкви. Есть даже замечательные детские книги с каноническими иконами. И все это сделано ярко и качественно. Таким образом, ребенок с детства учится воспринимать Христа, Богородицу в том образе, который сохранила для нас Православная Церковь.

Нужно понимать, что в каком образе мы первый раз познакомимся с каким-либо персонажем, тот зачастую и останется в нашем сознании. Штирлиц — главный герой книги Юлиана Семенова — предстает исключительно в образе актера Вячеслава Тихонова. Александр Невский — в виде актера Николая Черкасова, который сыграл его в одноименном фильме.

Так же и младенец: если первый раз он соприкасается с Христом, с Богородицей, с апостолами на каких-то комиксах, есть большая вероятность того, что этот примитивизированный образ и запечатлеется в его детской голове.

О том, есть ли разница, на каком языке читать Евангелие и молиться

– Есть ли какие-то предписания к тому, на каком языке должна быть Библия? Многие считают, что Евангелие, Псалтирь нужно читать только на церковнославянском — как это делается в храмах во время богослужения. Но поскольку мы все уже оторваны от традиции, когда церковнославянский изучался в начальных школах, то не всё прочитанное понимаем правильно и не полностью постигаем смысл слов. В таком случае логично и естественно было бы читать на том языке, на котором говорим, как Вы считаете?

– В силу того, что Священное Писание не является каким-то легким чтивом, то, на мой взгляд, его лучше все-таки читать в переводе – на русском, украинском или любом другом языке — том, который человеку понятен.

Это же касается и Псалтири — если человек хочет внимательно читать псалмы, а не просто барабанить языком, произнося красивые церковнославянские фразы. Можно читать попеременно: например, один раз все псалмы на церковнославянском, в следующий раз — на русском языке. В идеале, чтение Псалтири должно быть частью ежедневного молитвенного правила. Хоть понемногу, но читать ее нужно, потому что псалмы используются в круге богослужений Православной Церкви. И находясь на службе, если мы читали Псалтирь в переводе, то сможем понять те аллюзии и отсылы к ней, звучащие на службе в храме.

Кроме того, есть заповедь: пойте Богу разумно. Это к тому, что псалмы — а это, в сущности, духовные песни, нужно понимать, петь разумно. Как старец Паисий Афонский сказал — если мы не понимаем, о чем молимся, то как сможем договориться с Богом?

Но молиться, я глубоко убежден, следует на церковнославянском языке. Все-таки молитвы разговорной речью лишены той возвышенности, которая присутствует в тексте не просто на ином языке, а на ЦЕРКОВНОславянском.

А ссылки на то, что не всегда все понятно при чтении молитв, считаю совершенно несостоятельными и даже глупыми. Сейчас есть курсы, где люди за месяц-два изучают иностранный язык, поэтому, думаю, выучить 20-30 непонятных церковнославянских слов из молитвенных последований сможет любой человек.

О том, почему в храмах читаются одни и те же Евангельские отрывки

– Во время каждой Божественной литургии в храме читается Евангелие, и, как правило, в определенные воскресенья мы слышим одни и те же отрывки, предписанные уставом. Почему для чтения в храме избраны только отдельные эпизоды?

– Нельзя сказать, что избраны только отдельные эпизоды. За календарный год на ежедневных богослужениях в храме Евангелие прочитывается полностью.

Откуда пошла традиция читать Евангелие на службах? Мы знаем, что 100-процентная грамотность населения стала возможна только благодаря (во всяком случае, в нашей стране) усилиям дедушки Ленина. До революции, а тем более, еще в более древние времена, не все люди были грамотные. А те, кто умел читать, не имели возможности иметь Священное Писание, поскольку книги были редкостью. Мы знаем, насколько дорого стоили списки, рукописные книги — они ценились, в буквальном смысле слова, на вес золота. Когда продавали такую книгу, то часто на противоположную чашу весов клали что-то из драгоценностей. Поэтому редко кто имел у себя текст Священного Писания.

В то время, когда, собственно, формировалось богослужение Христианской Церкви, все христиане практически ежедневно присутствовали на общей молитве, ежедневно собирались для Евхаристии в храме. И во время этих собраний прочитывалась какая-то часть из Евангелия. И поскольку люди регулярно были на службах, жили духом Священного Писания, то и знали его, потому что в течение года оно прочитывалось все полностью.

И сейчас, если мы откроем богослужебный календарь, то там на каждый день указаны евангельские отрывки. А на воскресные дни Церковь установила чтение наиболее назидательных фрагментов.

Я думаю, если человек хочет жить во Христе, то для него любая возможность услышать Священное Писание — всегда радостна и отрадна для его души. Тем более, нужно понимать, что евангельские чтения имеют годичный круг. Думаю, вряд ли кто-то может вспомнить, что читалось год назад. Каждый раз, даже если человек читает дома Евангелие, тот маленький отрывок, который читается в воскресный день, для него является маленьким открытием, напоминанием наиболее значимых притчей и наиболее значимых событий в жизни Христа.

– Православным христианам довольно часто приходится слышать упреки от людей нецерковных, что у нас каждый день одно и то же — одинаковые молитвы, похожие друг на друга службы, одна книга для ежедневного прочтения — Евангелие. Если попробовать ответить на этот упрек, то зачем нужно это ежедневное повторение?

– Мне кажется, подобные упреки — это некая нелепица. Если следовать буквально Священному Писанию, то Господь Иисус Христос оставил нам только одну молитву — «Отче наш». Но если бы мы читали только ее одну, то наверняка укоров было бы еще больше.

Для меня вопрос никогда таким образом не стоял, мне довольно странно его слышать. Если человека смущает однообразие, то стань святым, достигни святости, и тогда у тебя будет дар молитвы, и ты будешь знать, о чем молиться.

Но если кого-то смущают ежедневные утренние и вечерние молитвы, то можно предложить: хорошо, молитесь своими словами. Большинство что станет просить? — Господи, дай здоровья. Господи, сделай так, чтобы на работе было хорошо. Господи, пусть мои дети вырастут хорошими людьми. И все в таком духе.

То есть, большинство из нас имеют к молитве потребительское отношение, хотя Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божьего, остальное все приложится вам». И молитвы утренние и вечерние как раз и направлены на то, чтобы человек научился молиться. Это можно назвать некой духовной гимнастикой. Когда мы делаем утром и вечером гимнастику, то повторяем в принципе однообразные движения. Для чего? Для того, чтобы эти движения вошли в привычку, чтобы мы приобрели какие-то физические качества, навыки, нужные нам для жизни.

Вот так же утренние и вечерние молитвы являются гимнастикой для нашего молитвенного сознания. Чтобы мы привыкли молиться, знали, о чем нам просить: о возвышенном, о горнем, о смирении, о чистоте, о тех вещах, которые ведут к Царствию Божьему. Обратите внимание, что в утренних и вечерних молитвах, которые были составлены святыми, нет никакой «бытовухи», а только исключительно то, что способствует приближению нас к Царствию Божьему. В таком направлении нужно привыкать молиться.

Конечно, если человек ведет духовную жизнь, если у него есть духовник, который знает его душевное и сердечное устроение, и этот человек устанет от чтения утренних и вечерних молитв, то духовник может благословить ему читать, например, Псалтирь. Но это не может быть всеобщей практикой, а только по благословению священника, который знает обратившегося к нему человека.

В этой связи можно также вспомнить и подготовку к причастию. Те, кто причащается сравнительно редко, с большим трудом вычитывают и ропщут на сложившееся в Церкви правило ко Святому Причащению, состоящему из трех канонов и последования. Практикуется такой подход: если человек причащается не на каждой воскресной Литургии, то в таком случае правило ко Причастию можно «растянуть» на неделю: в один день читать покаянный канон, на следующий – канон Богородице, затем – Ангелу Хранителю и так далее, чтобы перед самим причастием оставить только молитвы ко Святому Причащению. Таким образом, у человека на несколько дней прибавится молитвенное делание, создастся определенный молитвенный настрой, и перед самим причастием уже не будет такого утомления от чтения большого количества молитвословий.

Но хочу подчеркнуть, что все делать всегда нужно только по благословению своего духовника. Нельзя применять в жизни все советы, которые где-то вычитали или услышали, пусть даже у самых авторитетных людей. Это весьма опасно в духовном отношении, потому что сказанное для конкретного человека не всегда может быть полезно для других. Устроение каждого знает его духовник, поэтому если есть желание что-то изменить в своем молитвенном правиле, то делать это нужно, только посоветовавшись с духовником.

— А если нет духовника?

— Если нет духовника, значит, духовное состояние такого христианина оставляет желать лучшего. Ведь получается, что в деле спасения он руководствуется только своим видением Писания и Предания, выбирая исключительно по своему произволению, что для него спасительно, а что нет.

Отсюда, кстати, — и большое количество микроересей («ересь» — значит выбор) в жизни многих излишне свободолюбивых прихожан или тех приходов, где священник ограничивается совершением богослужений, не работает с паствой, не является для нее настоящим духовным отцом.

***

В завершение нашей беседы хотелось бы отметить, что вещи, о которых мы говорили, являются всё же второстепенными и далеко не самыми важными в жизни православного христианина. Если человек стремится жить по Евангелию, если он любит Бога, любит ближнего, то все внешние действия будет исполнять с естественным благоговением, ему не нужно будет загонять себя в искусственные рамки.

Самое главное — это помнить и исполнять слова Господа. Христос сказал: «Я есть путь, и истина, и жизнь». И Священное Писание — это книга, в которой изложен этот путь. Поэтому читая Евангелие, нужно думать не о том, когда перекреститься или где сесть в данный момент, а то, как исполнить его в своей жизни.

Беседу вела Юлия Коминко

Журнал «Начало»

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

5 ошибок, которые люди совершают при чтении Библии

Как человек, выросший в церкви, я часто рассматривал Библию как захватывающую и пугающую, но несколько недоступную. Слушать обо всех историях в Воскресной школе было определенно интересно, но мне стало труднее понять их смысл, когда я стал старше и прочитал их сам.

Когда я начал читать Библию по собственной инициативе, поначалу мне было трудно извлечь из этого много пользы. Я знал, что многое предстоит разобрать, но мне было трудно поверить, что я смогу осмыслить то, что изучаю, если не решу посещать семинарию.

Со временем я смог научиться читать Библию и ознакомиться с ней, но мне потребовались многочисленные изменения в том, как я подходил к ней, прежде чем я смог читать ее ежедневно и понимать, о чем она. пытался мне сказать.

Я работаю в основном с подростками и замечаю, что они повторяют те же ошибки, что и я, когда читал Библию, когда был моложе. и взрослые. Я почти убежден, что без какого-либо руководства большинство людей попадают в те же ловушки при чтении Библии и, к сожалению, теряют свой энтузиазм по отношению к Богу.

Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы научиться лучше понимать Библию, но сначала, вот несколько распространенных ошибок, которых следует избегать:

1. Ищите понимание, а не личное применение

Библия — увлекательное книга, в этом нет никаких сомнений. Даже если вы подходите к этому с совершенно атеистической точки зрения, в нем достаточно исторического и культурного значения, а также насыщенных действием эпизодов, чтобы занять вас на несколько дней.

Однако для верующих недостаточно просто читать Библию для получения информации, если мы хотим, чтобы она повлияла на нашу жизнь.

«Не просто слушайте слово и таким образом обманывайте себя. Делайте то, что он говорит. Кто слушает слово, но не делает того, что оно говорит, подобен тому, кто смотрит на свое лицо в зеркало и, посмотрев на себя, уходит и тотчас же забывает, как он выглядит» (Иакова 1:22-24).

Почти в каждом стихе, который вы читаете, содержится какое-либо указание от Бога о том, как мы можем изменить свою жизнь к лучшему и открыться для Его преобразования в нашей жизни. Библия применима к ситуациям, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день (Евреям 4:12), от борьбы со стрессом до любви к окружающим.

Большой соблазн читать Библию только с целью получения новых знаний. И хотя в этом нет ничего изначально неправильного, вы упускаете весь смысл Писания, если ни разу не сядете и не прочитаете его с намерением позволить ему направить вас к изменению чего-то в вашей жизни.

2. Неспособность исследовать контекст

Библия — это одна непрерывная история, от корки до корки, о том, как Бог создал нас и сделал все возможное, чтобы построить с нами отношения. Хотя многие стихи прекрасно работают, если их читать в вакууме (особенно это касается Притчей и Псалмов), большая часть Писания предназначена для понимания в контексте. Вы можете узнать гораздо больше о стихе, который читаете, изучив окружающие его детали, в том числе:

Автор – кто написал книгу и зачем они ее писали? Что еще мы знаем об этом человеке?

Дата — время написания книги может многое рассказать о стихах в книге, которую вы читаете. Например, знание того, что действие книги Руфь произошло в 1300 г. до н.э., говорит нам о том, что они жили во времена судей, когда Израиль переживал один из самых мрачных периодов своей истории. Это делает историю Руфи и Вооза еще более вдохновляющей и мощной.

Получатель — для кого предназначалась книга, может дать вам больше информации о том, как должны были обрабатываться Писания. Это особенно верно в отношении писем в Новом Завете, большинство из которых были написаны разным церквям, находившимся в разном духовном состоянии.

3. Придерживайтесь одного и того же перевода

Если единственная версия Библии, которую вы когда-либо читали, — это та, что стоит на вашей полке с детства, есть шанс, что вы читаете перевод это может быть не правильно для вас.

Смотрите также

Многие люди совершают ошибку, придерживаясь одного и того же перевода Библии, либо отказываясь изменить его из-за традиции, либо потому, что не знают о других доступных вариантах чтения. Поскольку каждый перевод немного отличается, чтение другой версии поможет вам лучше понять Священное Писание и сделать более доступным запутанное место Писания.

Закажите другую версию (например, «Новый живой перевод» или «Послание») и посмотрите, поможет ли она вам понять новый взгляд на Священное Писание или прояснить любую путаницу, которая у вас могла возникнуть ранее.

4. Чтение в отвлекающей обстановке

Это кажется простым делом, но вы будете удивлены тем, сколько людей, с которыми я разговариваю, читают Библию при включенном телевизоре, играя в игры для iPhone или с друзьями или члены семьи находятся поблизости и просят о помощи. Хотя эти сценарии могут работать в качестве домашней работы или оплаты счетов, они делают практически невозможным действительно читать Писание и слышать то, что Бог пытается вам сказать.

Как я упоминал в первом пункте, чтение Библии может (и должно!) быть очень личным делом. Устранение отвлекающих факторов может означать разницу между чтением классного стиха и поиском отрывка, который изменит ваш взгляд на жизнь.

5. Думать, что единственный способ читать Библию — это смотреть на слова на странице

В современный век существует бесчисленное множество способов переваривать информацию. Это не менее верно и для Библии. Многие люди застревают в рамке и пугаются огромного объема Писаний, и в конечном итоге никогда не проверяют Библию. И хотя страх понятен, его вполне можно избежать.

Если вам скучно читать, или, возможно, у вас есть инвалидность или проблемы с обучением, попробуйте послушать Библию (с помощью полной аудио-Библии или функции чтения вместе, например, в приложении Tecarta Bible) или посмотреть Библия (История — отличный пример визуального представления Библии).

Псалтирь 139:1-6 Ты испытал меня, Господи,
и ты меня знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
ты воспринимаешь мои мысли издалека.
Ты различаешь выхождение мое и ложе мое;
Ты знаешь все мои пути.
Ради Иеговы, ты исследовал меня и узнал меня.
Ты знаешь мое падение и мое восстание;
Ты понимаешь мою мысль издалека.


Ты ищешь мой путь и мое ложе,
И искусство знакомо, Господи! Ты испытал меня и познал меня.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты понимаешь мою мысль издалека.
Ты исследуешь мой путь и мое ложе,
И близко знаком с Господи, Ты исследовал меня [тщательно] и узнал меня.
Вы знаете, когда я сажусь и когда встаю [вся моя жизнь, все, что я делаю];
Ты понимаешь мою мысль издалека.
Ты исследуешь мой путь, Господи, ты испытал меня и узнал меня!
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты различаешь мысли мои издалека.
Вы ищете мой путь и мое лежание
и знакомы со всеми путями Моими. Господи, ты исследовал меня
и знать все обо мне.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю.
Ты узнаешь мои мысли раньше, чем я их обдумаю.
Ты знаешь, куда я иду и где лежу.
Ты знаешь все, что я БОГ, исследуй мою жизнь;
получить все факты из первых рук.
Я для тебя открытая книга;
даже на расстоянии вы знаете, о чем я думаю.
Ты знаешь, когда я ухожу и когда возвращаюсь;
Я никогда не исчезаю из виду, Господи, Ты исследовал мое сердце
и знать обо мне все.
Вы знаете, когда я сажусь или встаю.
Ты знаешь мои мысли, даже когда я далеко.
Ты видишь меня, когда я путешествую
и когда я отдыхаю дома.
Йо, Господи, Ты испытал меня и узнал меня.
Ты знаешь мое падение и мое восстание, ты понимаешь мою мысль вдали. Ты сопровождаешь мой путь и мое ложе,
И искусство знакомо с Господи, Ты испытал меня и познал меня.
Ты знаешь, как я сажусь и встаю;
Ты понимаешь мою мысль издалека.
Ты постиг мой путь и мое ложе,
И знакомы со всеми путями Моими. Господи, ты знаешь все, что нужно знать обо мне.
Ты воспринимаешь каждое движение моего сердца и души,
и ты понимаешь каждую мою мысль еще до того, как она приходит мне в голову.
Вы так хорошо осведомлены о

Псалтирь 139:1-6

Ты испытал меня, Господи,
и ты меня знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
ты воспринимаешь мои мысли издалека.
Ты различаешь выхождение мое и ложе мое;
Ты знаешь все мои пути.
Прежде чем слово на моем языке
Ты, Господи, знаешь это вполне.
Ты подшиваешь меня сзади и спереди,
и ты кладешь на меня руку.
Такое знание слишком прекрасно для меня,
слишком высок для меня, чтобы достичь.

Поделиться

Читать всю главу

О Иегова, ты исследовал меня и узнал меня.
Ты знаешь мое падение и мое восстание;
Ты понимаешь мою мысль издалека.
Ты ищешь мой путь и мое ложе,
И искусство знакомо со всеми моими путями.
Ибо нет ни слова на моем языке,
Но вот, о Иегова, ты все это знаешь.
Ты окружил меня сзади и спереди,
И возложил на меня руку.
Такое знание слишком прекрасно для меня;
Он высок, я не могу достичь его.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Господи, Ты испытал меня и узнал меня.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты понимаешь мою мысль издалека.
Ты исследуешь мой путь и мое ложе,
И хорошо знакомы со всеми моими путями.
Еще до того, как слово сорвется с моего языка,
Вот, Господи, Ты знаешь все это.
Ты заключил меня сзади и спереди,
И возложил на меня Твою руку.
Такое знание слишком прекрасно для меня;
Это слишком высоко, я не могу достичь этого.

Поделиться

Читать всю главу

Господи, Ты исследовал меня [тщательно] и узнал меня.
Вы знаете, когда я сажусь и когда встаю [вся моя жизнь, все, что я делаю];
Ты понимаешь мою мысль издалека.
Ты исследуешь мой путь и мое ложе,
И Ты близко знаком со всеми моими путями.
Еще до того, как на моем языке появится слово [еще не произнесенное],
Вот, Господи, Ты знаешь все это.
Ты заключил меня сзади и спереди,
И [Ты] возложил на меня Свою руку.
Такое [бесконечное] знание слишком прекрасно для меня;
Он слишком высок [надо мной], я не могу до него дотянуться.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Господи, Ты испытал меня и узнал меня!
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты различаешь мысли мои издалека.
Вы ищете мой путь и мое лежание
и знакомы со всеми путями Моими.
Еще до того, как слово сорвется с моего языка,
вот, Господи, Ты все это знаешь.
Ты затыкаешь меня сзади и спереди,
и возложи на меня руку.
Такое знание слишком прекрасно для меня;
он высокий; Я не могу этого достичь.

Поделиться

Прочитать главу 9 полностью0003

ГОСПОДЬ, ты исследовал меня
и знать все обо мне.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю.
Ты узнаешь мои мысли раньше, чем я их обдумаю.
Ты знаешь, куда я иду и где лежу.
Ты знаешь все, что я делаю.
ГОСПОДЬ, даже прежде чем я скажу слово,
вы это уже знаете.
Ты вокруг меня — спереди и сзади —
и возложил на меня руку.
Ваши знания удивительны для меня;
это больше, чем я могу понять.

Поделиться

Прочитать главу полностью

БОГ, исследуй мою жизнь;
получить все факты из первых рук.
Я для тебя открытая книга;
даже на расстоянии вы знаете, о чем я думаю.
Ты знаешь, когда я ухожу и когда возвращаюсь;
Я никогда не ускользаю из твоего поля зрения.
Вы знаете все, что я собираюсь сказать
прежде чем я начну первое предложение.
Я оглядываюсь назад, и ты там,
затем вперед, и ты тоже там —
ваше обнадеживающее присутствие, приходя и уходя.
Это слишком, слишком прекрасно —
Я не могу все это принять!

Поделиться

Прочитать всю главу

Господи, Ты исследовал мое сердце
и знать обо мне все.
Вы знаете, когда я сажусь или встаю.
Ты знаешь мои мысли, даже когда я далеко.
Ты видишь меня, когда я путешествую
и когда я отдыхаю дома.
Ты знаешь все, что я делаю.
Вы знаете, что я собираюсь сказать
еще до того, как я это скажу, ГОСПОДЬ.
Ты идешь впереди меня и следуешь за мной.
Ты кладешь свою руку благословения на мою голову.
Такое знание слишком прекрасно для меня,
слишком велико для меня, чтобы понять!

Поделиться

Читать всю главу

Господи, Ты испытал меня и узнал меня.
Ты знаешь мое падение и мое восстание, ты понимаешь мою мысль вдали.
Ты сопровождаешь мой путь и мое ложе,
И искусство знакомо со всеми моими путями.
Ибо нет ни слова на моем языке,
Но вот, Господи, Ты все это знаешь.
Ты окружил меня сзади и спереди,
И возложил на меня руку Твою.
Такое знание слишком прекрасно для меня;
Он высок, я не могу достичь его.

Поделиться

Прочитать главу полностью

Господи, Ты испытал меня и узнал меня.
Ты знаешь, как я сажусь и встаю;
Ты понимаешь мою мысль издалека.
Ты постиг мой путь и мое ложе,
И знакомы со всеми путями Моими.
Ибо нет ни слова на моем языке,
Но вот, Господи, Ты все это знаешь.
Ты ограждал меня сзади и спереди,
И возложил на меня Твою руку.
Такое знание слишком прекрасно для меня;
Это высоко, я не могу достичь этого.

Доля

Прочитать главу полностью

Господи, ты знаешь обо мне все, что нужно знать.
Ты воспринимаешь каждое движение моего сердца и души,
и ты понимаешь каждую мою мысль еще до того, как она приходит мне в голову.
Ты так близко знаешь обо мне, Господь.
Ты читаешь мое сердце, как открытую книгу
и ты знаешь все слова, которые я собираюсь сказать
еще до того, как я начну фразу!
Ты знаешь каждый шаг, который я сделаю еще до того, как мое путешествие начнется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts