Феодора икона: Икона Феодора Греческая, царица, прав. (ок. 867)
Содержание
Икона Феодора Греческая, царица, прав. (ок. 867)
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
ФЕОДОРА, ВОССТАНОВИТЕЛЬНИЦА ИКОНОПОЧИТАНИЯ — Древо
Блгв. царица Феодора, восстановительница иконопочитания. Греческая икона XIX в. |
Феодора (815 — 867), Восточная Римская императрица, праведная[1]
Память 11 февраля
Родилась в 815 году в селении Евесса в Пафлагонии в благочестивой семье друнгария Марина и добродетельной Феоктисты, известными своей преданностью Православной вере. Семья принадлежала к армянской знати [2]. У Феодоры было трое сестер — София, Мария и Ирина — и двое братьев — Варда и Петрона.
В 830 году прибыла на царские смотрины. Передается легенда, о том что Феодора одержала верх над остроумной Касией благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за импертора-иконоборца Феофила. При этом царица продолжала чтить святые иконы, хотя ей приходилось прятать их в своем доме. Ее мать, Феоктиста, покинула дворец и удалилась в основанный ею же женский монастырь. Еще при жизни мужа святая царица стала играть значительную политическую роль в империи и защищать почитателей икон перед лицом супруга.
Торжество Православия. Блгв. царица Феодора с сыном Михаилом — спереди слева. |
Во главе государства
В 842 году Феофил умер, перед смертью назначив Феодору главой регентского совета при их малолетнем малолетнем сыне Михаиле III. Царица Феодора приняла на себя правление империей при поддержке своего брата полководца патрикия Варды; дяди магистра Мануила; каниклия и логофета дрома евнуха Феоктиста.
Первыми её действиями стали меры по восстановлению православного иконопочитания: освобождение из заточения и ссылки поборников икон, изгнание патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и выборы в патриархи святителя Мефодия. При содействии императрицы Поместный Собор, состоявшийся 11 марта 843 года в Константинополе, восстановил почитание святых икон и богословских учений VII Вселенского Собора. В первое воскресенье Великого Поста того же года в Храме Святой Софии был проведен великий праздник восстановления иконопочитания, который с тех пор стал отмечаться как Торжество Православия.
Кроме дел веры Феодора деятельно занялась и управленческими и военными вопросами, связанными с вторжением арабов на Сицилию и в Анатолию; восстаниями славян на Пелопоннесе и павликиан в Анатолии; военными компаниями против арабов Крита, Сирии и Египта. Царица заботилась о распространении Православия среди болгар, и благодаря её дипломатии удалось предотвратить намечавшуюся с Болгарией войну. По общей оценке в период её регентства дела управления империей велись хорошо, положение государства упрочилось.
Блгв. императрица Феодора. Торжество Православия, византийская икона 1-й пол. XV в., фрагмент |
Удаление от власти, кончина и почитание
Вследствии её занятости, воспитанием юного императора в основном занимался ее брат Варда, развивавший в юном императоре непозволительную распущенность. Варда со временем настолько укрепился что уже осмеливался презрительно обращаться и даже угрожать самой царице Феодоре. Когда Варда совершил убийство своего соправителя Феоктиста, Феодора прокляла Варду [3] и, представив сенату отчет о состоянии государственной казны, удалилась от дел в 856 году.
Впоследствии, её собственные сын Михаил и брат Варда приказали заключить благоверную императрицу вместе с дочерьми Анной, Феклой, Анастасией, Марией и Пульхерией в Монастырь Гастриев (Μονή των Γαστρίων) в Константинопольском районе Гипсомафиев (των Υψομαθείων, ныне Саматья) [4], где они были пострижены в монахини. Там святая Феодора посвятила себя молитве и духовному совершенствованию, известно Евангелие писанное ее рукой. Святая мирно скончалась в 867 году.
Житие царицы и позднейшие летописцы представляют благоверную Феодору образцом супруги и христианской царицы. Однако, она была не чужда властолюбия и даже корыстолюбия.
Мощи св. Царицы Феодоры. Остров Корфу. Керкира. Собор Панагия Спилиотисса |
Мощи и почитание
Мощи святой в 1460 году были отданы турками жителям города Керкиры (ныне Корфу). Честные останки были положены в храме Пресвятой Богородицы Спелеотиссы.
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Православия красото́, благочестия твердыне / и защитнице Церкве Христовы, / священных икон светлое устроение, / царице честная, / к Богу молитвами твоими / свободи от ересей славословящих тя, / свыше присно подающи грехов разрешение.
Кондак, глас 3
Благочестия цветы украсившися, святая, / и увенчанная диадимою от руки Божией, Феодо́ро, / поборница церкви всея показалася еси, / воздвигши поклонение Христове иконе несумненно и святых, / с нимиже сопричлася еси к небесному жребию.
Литература
- Baronius, Annales Ecclesiast i ci, rec. Theiner, т. XIV, 1868.
- Bollandus, Acta Sanctorum под 11 февраля.
- Свт. Филарет Черниговский, Св. подвижницы восточной церкви, СПб., 1871.
- Успенский В. И., Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1891, из Журн. Мин. Нар. Просвещения.
- Regel W., Analecta Byzantino-Russiсa, СПб., 1891 (изд. греч. жития).
Использованные материалы
- Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):
- http://www.saint.gr/3639/saint.aspx
- «Феодора I,» Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К. А. Филатова], СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 419-420:
- http://www.hrono.info/biograf/bio_f/feodora1.php
- П—ко Б., «Феодора, супруга императора Феофила,» энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict…htm
- Страницы календаря портала Православие. ру:
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life431.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Images/ii2706&3104.htm
[1] В оглавлении «зелёной» Минеи-Февраль: святая благоверная царица: http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb809.html
[2] «Феодора I,» Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К. А. Филатова], СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 419-420, http://www.hrono.info/biograf/bio_f/feodora1.php
[3] Так по «Феодора I,» Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К. А. Филатова], СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 419-420, http://www.hrono.info/biograf/bio_f/feodora1.php. В статье энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона указано что царица прокляла своего сына и предрекла ему и Варде скорую погибель.
[4] Так согласно греческому сайту Ορθόδοξος Συναξαριστής. В календаре портала Православие.ру указано что императрица удалилась в «обитель святой Евфросинии. » Статья «Феодора I,» Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К. А. Филатова], СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 419-420, http://www.hrono.info/biograf/bio_f/feodora1.php и энцклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывают местом заключения императрицы монастырь-дворец Кариан (Карианов).
Хронология — Феодора восстановила иконы
- Дэн Грейвс, MSL
- 2010
3 мая
Представьте себе кровавую борьбу, вевшуюся на протяжении ста лет,
об использовании изображений в богослужении. Это действительно произошло. Императоры
Византия, задавшись целью контролировать церковь и ее формы
поклонения, использовали армии, чтобы противостоять почитанию икон, разбив многие из
искусство работает в процессе. Это уничтожение икон называется
иконоборчество.
Икона — это стилизованное изображение Бога, Христа или святого. От
раннего средневековья иконы (и другие изображения) широко использовались как вспомогательные средства
преданности — или как объекты поклонения. Часто преданные кланялись
эти средства и поцеловал их. Некоторых верующих это шокировало. Они
утверждал, что Десять заповедей запрещают поклоняться изображениям. Им,
иконы были не более чем идолами. Единственное допустимое представление
Христос был хлебом и вином, говорили они. Писание и ранняя церковь
практика была против икон, настаивали они. Кроме того, он нарушил
церковное определение Христа как Бога и человека, чтобы попытаться уловить
сущность Христа в любом представлении. Многие иконоборцы также выступили против
молитва святым и поклонение мощам.
Византийский император Лев III считал иконы главной причиной, по которой евреи и
Мусульмане не могли быть обращены ко Христу, а также как дело национального
разобщенность. Сначала он просто пытался убедить в этом свой народ. Но
когда сильное подводное извержение потрясло Константинополь, Лев воспринял это как
предупреждение от Бога. Он приказал своим солдатам снести знаменитую картину.
Христа. Когда какие-то старухи вытолкнули лестницу из-под
солдат, начались беспорядки. После этого Лев яростно преследовал епископов
и монахи, предпочитавшие иконы. В 754 году он созвал совет для правления
против образов.
Те, кто защищал иконы, говорили, что это не изображения. Картинка
представляет то, чем вещь является на самом деле. Икона пытается передать духовное
правда. Защитники утверждали, что ранняя церковь действительно использовала иконы.
Например, традиция гласит, что Лука нарисовал изображение Марии, которое
теперь в Риме. Знаменитый епископ Иоанн Златоуст черпал вдохновение в
портрет Павла. Они утверждали, что иконы — это истинный ответ на вероучения.
У Христа было реальное тело, которое можно было изобразить.
Император Константин V был еще более противником икон, чем Лев. Он
возобновил преследование. Пролилось больше крови. Но после его смерти императрица
Ирина работала с Константинопольским Патриархом, чтобы призвать еще одного
собор, Второй Никейский собор (787 г.). Этот предпочитал иконы.
Однако императоры и армия остались против. Только сегодня, 19 февраля. , 842, который был первым
В воскресенье Великого поста иконы были торжественно возвращены в храмы.
шествия. Императрица Феодора сыграла важную роль в восстановлении.
Первое воскресенье Великого поста до сих пор отмечается как «Праздник Православия».
в восточных церквях.
Протестантские реформаторы шестнадцатого и семнадцатого веков
сочувствовал иконоборцам. Богу нужно поклоняться в «духе и
воистину», — учили они. Протестантские банды иногда громили изображения в
церкви. Реформаторы решительно отвергли молитву святым и отвергли
почитание мощей.
Библиография:
- Беллитто, Кристофер М. Генеральные советы: история
двадцать один генеральный собор от Никеи до II Ватиканского собора. Нью-Йорк:
Паулист Пресс, 2002. - Фортескью, Адриан.»Иконоборчество.» Католик
Энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон, 1914. - Гиттон, Джин. Великие Ереси и Церковные Соборы. [Английский
перевод Ф.Д. Вик] Нью-Йорк, Harper & Row, 1965. - «Иконоборческий спор». Оксфордский словарь
христианская церковь. Под редакцией Ф. Л. Кросса и Э. А. Ливингстона.
Оксфорд, 1997. - Иоанн Дамаскин. «В защиту священных изображений».
http://tabernacleoftheheart.com/Tabernacle%20Project/
английский/iconoclasm.html. - Рахал, Джозеф. «Святая Феодора Императрица». Святой Георгий
Антиохийская православная христианская церковь http://saintgeorge.org/
новости_и_события/церковный_календарь/
Saint_of_the_day/02feb/feb_11_saint_theodora_the_empress.php. - Различные другие статьи в Интернете.
.
.
.
Последнее обновление: май 2007 г.
Наследие двух византийских императрипсов — Ренессанс Переосмысление
Опубликовано ByrenReframmed
. история феминистского искусства, история, история искусства, иконоборчество, иконы, религиозное искусство
Императрица ФеодораИмператрица Ирина
Наследие, формирующее память о выдающихся исторических личностях, передается через устные и письменные традиции. Со временем и с пристрастием рассказчика эти истории и наследие меняются, создавая особые воспоминания, которые остаются с фигурой и становятся частью общепринятой истории. Возникает вопрос, насколько точны те наследства и истории, которые принимаются за истину, и как формируются эти наследства? Изучая жизни двух византийских императриц, императрицы Ирины и императрицы Феодоры, сыгравших важную роль в возвращении к почитанию икон и прекращении иконоборчества, становится ясно, что истории, окружающие исторических личностей, манипулируются, игнорируются или сфабрикованы для создания определенного наследия. В этом случае наследие, созданное вокруг двух тесно связанных императриц, упростило их жизнь, чтобы сформировать дихотомию грешника и святого; Коррумпированная императрица Ирина и благочестивая святая императрица Феодора.
Императрица Ирина была женой императора Льва IV, привезенной из Афин в Константинополь в 768 году после того, как император Константин V выбрал ее для брака с его сыном. Константин V был сильным иконоборцем и после собора в 754 году н.э. приказал удалить и уничтожить все религиозные изображения в Константинополе. Считается, что Ирина до замужества была иконофилкой, и новый свекор заставил ее поклясться на Святом Евангелии, что она не будет вносить иконопочитание в императорский дворец. Тем не менее, она продолжала поклоняться иконам, и евнухи приносили иконы в ее императорские покои для ее личного поклонения. Когда ее муж узнал об этом, он повернулся против нее. Есть несколько сообщений о действиях Льва IV против Ирины после того, как он обнаружил ее иконофилию, наиболее широко распространенное из которых состоит в том, что он отказался когда-либо снова спать с ней. Вскоре после обнаружения ее иконофильской лояльности Лев умер в 780 г. н.э., оставив Ирену править в качестве регента их девятилетнего сына Константина VI.
После смерти мужа Ирина не вносила изменений в церковную политику в отношении иконоборчества, пока не посетила больного патриарха Павла. Во время их встречи патриарх признался, что, хотя когда-то он поддерживал иконоборческую политику, он сожалеет об этой поддержке. Он призвал Ирину созвать вселенский собор для рассмотрения политики, связанной с почитанием икон. После его смерти в 784 г. н.э. она назначила нового патриарха Тарасия, который поддержал почитание икон, и они вдвоем созвали церковный собор в 786 г. н.э. Этот первый собор привел к массовым беспорядкам и угрозам убийства со стороны константинопольских военных, которые все еще были решительными сторонниками иконоборчества. Совет был отменен, и Ирэн распустила профессиональных военных, выступавших против ее иконофильских убеждений. Через год в Никее был созван второй собор, на котором собрались пять глав пентархии (Александрия, Антиохия, Иерусалим, Рим и Константинополь). Этот собор, Седьмой Вселенский собор, воссоединил восточную церковь с церковью в Риме, восстановил иконопочитание и провозгласил Ирину и ее сына Новой Еленой и Константином. После того, как иконоборчество было обращено вспять, большое количество иконофилов, изгнанных из города, хлынули обратно в Константинополь и принесли свою вечную благодарность императрице, позволившей им вернуться в свой город. Ирина предоставила восстановленному сообществу иконофилов имперскую стипендию, а художники и монахи быстро начали создавать копии старых икон, чтобы воссоздать то, что было разрушено, и создать новый стиль икон, вышедший из десятилетий иконоборчества. Она продолжала править как императрица до 802 г., после смерти ее сына Константина VI в 79 г.7. Ее влияние и роль в возрождении иконопочитания в Константинополе помнят и по сей день, но ее жизнь была омрачена смертью мужа и сына, неясными обсуждениями ее намерений, связанных с восстановлением икон, и памятью о ее как властолюбивую императрицу.
Изображение Седьмого Вселенского Собора из Менологиона Василия II, XI век
Семейная линия Ирины продолжалась даже после смерти ее сына, и именно внучка Ирины, Евфросиния, перенесла эту историю к следующей важной императрице, чтобы обратить ее вспять иконоборчество, раз и навсегда, но эту императрицу вспоминают совсем иначе, чем ее предшественницу. Императрица Феодора была женой императора Феофила, сильного иконоборца, подтвердившего иконоборчество в соответствии с Определением православия 815 года. Евфросиния, мачеха Феофила, организовала смотр, чтобы выбрать невесту для семнадцатилетнего императора. Пятнадцатилетняя Феодора была выбрана из шоу, и они поженились 5 июня 830 года в соборе Святой Софии. Она родила Феофилу семерых детей, пять дочерей и двух сыновей, младший из которых, Михаил III, стал императором. Феодора была иконофилкой, и она и ее свекровь Евфросиния, вышедшая на пенсию и ставшая монахиней, учили своих детей почитать иконы в уединении своей спальни. Ее муж умер в 842 году, в результате чего Михаил III стал императором. В то время Михаилу было всего два года, и Феодора осталась регентом.
В отличие от Ирины, Феодора не стала ждать, чтобы изменить церковную политику в отношении иконоборчества, и созвала собор через четырнадцать месяцев после смерти мужа. Собор восстановил почитание икон, и все иконоборческое духовенство было удалено. Она поставила нового патриарха Мефодия и сместила патриарха-иконоборца Иоанна. Она также получила сильную военную поддержку из-за изменения взглядов военных на иконы. Многие военные заняли иконоборческую позицию из-за веры в то, что иконоборчество было победой над исламом. Незадолго до изменения политики Феодоры военные проиграли ужасную битву мусульманским захватчикам, и многие восприняли эту потерю как Божье наказание за непочитание икон. Эту идею о том, что Бог накажет тех, кто не поклонялся иконам, популяризировала Феодора, которой, как сообщается, приснился сон, в котором она стала свидетельницей наказания иконоборцев. Это играет важную роль в ряде историй, связанных с Феодорой, которые изображают обращение или прощение ее мужа Феофила, чтобы спасти его душу.
«Торжество Православия» над иконоборчеством святой императрицы Феодоры и ее сына Михаила III, XIV-XV вв. (Феодора и Михаил в верхнем левом углу)
После восстановления почитания икон Феодора устроила большой императорский банкет и вечернее бдение во Влахернах, императорской резиденции. Духовенство приветствовали императрица и ее двор с иконами, свечами и крестами. На следующей неделе в первое воскресенье Великого поста была проведена большая литургия, которая и по сей день прочно связана с Феодорой в православной традиции. Феодора внесла символические изменения в императорский двор после восстановления икон. Вместе с ее сыном Михаилом III они выкопали останки Константина V из мавзолея Юстиниана, сожгли и развеяли пепел, чтобы больше не было места, связанного с его захоронением. Не исключено, что во время этого символического изменения тело Ирины вместе со многими другими иконофилами было перенесено в царскую гробницу как символическая акция пропаганды иконофилии и при дворе. Спустя годы после ее смерти Феодора была канонизирована Православной церковью за ее действия по прекращению иконоборчества и восстановлению постоянного почитания икон. Она до сих пор празднуется в первое воскресенье Великого поста в связи с Воскресеньем Торжества Православия и ее святым праздником 11 февраля.
Биографии этих двух императриц во многом схожи, их правление разделяет всего несколько десятилетий, но в наследии они описываются как противоположности друг другу. Как императрица Ирина стала известна как коррумпированная и властолюбивая императрица, а императрица Феодора, которая десятилетия спустя обращалась к ней за советом, была канонизирована как святая? Есть несколько ключевых историй, приписываемых этим двум императрицам, которые начинают формировать наследие, которое их окружает. Точны ли события этих историй, неважно, потому что они отражают социальные чувства к этим двум императрицам и являются историями, которые дошли до наших дней, чтобы сформировать резкий контраст между двумя женщинами-правителями.
Наследие императрицы Ирины наполнено историями о коррупции, обмане и убийствах и в значительной степени основано на письменной истории Феофана Исповедника, византийского монаха и летописца, чьи Хроники записывают византийскую историю с 284 по 813 год. У Феофана был очень негативный вердикт об Ирине как правительнице, и эти чувства нашли отражение в более поздних рассказах о ее жизни. Первая из этих историй связана с ее отношениями с мужем и его последующей смертью. Считается, что Ирина была иконофилом после замужества со Львом IV, а ее муж, следуя сильным иконоборческим убеждениям своего отца, этого не делал. Этот конфликт между ними обсуждается несколько раз, в том числе его заявление о том, что он никогда больше не будет спать с ней. Конфликт в их браке по договоренности приводит к развитию повествования вокруг причины смерти ее мужа. Известно, что Лев IV умер от лихорадки, но стал ходить слух, что он умер от лихорадки, заразившейся от украшенной драгоценностями короны из Великой Церкви. Некоторые распространяют этот слух об Ирэн, полагая, что она распространила его, чтобы опорочить память своего мужа, в то время как другие заходят так далеко, что объявляют Ирэн виновной в смерти своего мужа, полагая, что она отвернулась от него и позволила ему умереть от инфекции от короны. из-за того, что он повернулся к ней спиной. Обвинить Ирэн в убийстве мужа — большой шаг, но расследование смерти ее сына показывает, что Ирэн, возможно, была более чем способна на убийство. Феофан рассказывает о событиях смерти молодого императора Константина VI в 79 г.7 и обвинительный палец указывает прямо на Ирэн. В октябре 796 года Ирина и ее сын получили известие о том, что новая жена Константина, Феодота, родила сына. Рождение внука и наследника престола отдалило Ирину на шаг от императорского престола, и пока ее сын отсутствовал, она начала против него заговор. Она собрала сторонников и планировала его арест и ослепление. Акт ослепления использовался против политических врагов и не позволял жертве занять трон. Константин применил эту тактику против своего дяди Никифора, когда тот попытался отобрать императорский трон у молодого императора в 79 г.2. 15 августа 797 г. сторонники Ирины ослепили Константина «жестоким и тяжким образом, чтобы заставить его умереть по велению матери и ее советников». Этот отчет ясно показывает, что Ирэн была ответственна за эти события, она знала о решении ослепить своего сына и, похоже, сама отдала приказ. Большинство считает, что Константин умер от этого ослепления, но точных сведений об этом нет.
Солид императора Константина VI и императрицы Ирины, 787-79 гг.7 г. н.э.
События, связанные со смертью ее сына, закрепляют ее как испорченную императрицу в социальной памяти о ней, и оттуда доказательства будут работать только в поддержку этого наследия. На протяжении всей своей хроники ее жизни Феофан комментирует ее стремление к власти как ключевое качество, благодаря которому ее помнят. Эта амбиция была поддержана монетами, которые она создала до и после смерти сына, что свидетельствует о ее отказе от привычной роли регента с самого начала. Когда она впервые была назначена регентом своего сына в 780 году, на созданных монетах был изображен ее портрет и ее сын на лицевой стороне с памятными портретами Льва III, Константина V и Льва IV на реверсе в обычном порядке. Тщательное изучение ее портрета показывает, что она отходит от традиций, поддерживает наследие и утверждает, что она взяла больше власти, чем ей должно было быть отведено. Она держит шар, а не ее сын, и ее называют соправителем Константина, а имя Константина помещают на оборотную сторону монеты.
Солид императрицы Ирины, 797-802 гг. н.э.
г. На золотых монетах, отчеканенных после смерти Константина, с обеих сторон был изображен ее портрет, чтобы подчеркнуть, что она была единоличной правительницей. Это было неслыханно для имперских монет и подтверждает идею о том, что Ирэн жаждала власти. На монетах она одета в расшитые, как платья императоров, мантии, держит крестообразный скипетр и державу. Но почему Ирэн так стремилась к власти? Почему ее действия против иконоборчества сильно омрачены ее амбициями? Считается, что до замужества Ирэн была сиротой или, по крайней мере, ее отец был мертв, поэтому ее брак со Львом IV обеспечил ей стабильную жизнь. Когда ее муж умер, ее положение снова стало нестабильным. Ирэн знала, что ее положение при императорском дворе было неопределенным, и ее амбиции могли исходить из места выживания. Феофан описывает Ирину как легко обманутую и манипулируемую (потому что она была женщиной). Есть скептики, которые считают, что иконофильское воспитание Ирины, возможно, вовсе не было правдой, поскольку нет четких доказательств того, что она была иконофилом, и, учитывая период, вполне вероятно, что она могла быть воспитана как иконоборец. Некоторые ученые утверждают, что только после того, как она встретилась с больным патриархом Павлом, который повлиял на нее и попросил ее созвать собор для восстановления иконопочитания, она действительно стала иконофилкой. Ирине было ясно, когда она была регентом, что иконоборчество разделило церковь и вынудило многих людей покинуть страну. Ученые полагают, что Ирина увидела, что отказ от иконоборчества воссоединит противоборствующие фракции, укрепит ее положение в церкви, заручится поддержкой изгнанных иконофилов и станет сильным политическим шагом для продвижения ее власти. Ее мотивы неясны, но во время ее правления состоялся Седьмой Никейский собор, который обратил вспять иконоборчество и изменил церковную политику. Во время перемен в ее политике церковь была сильно иконоборческой. Она, должно быть, сильно верила в то, что делала, раз выдержала такую сильную оппозицию. Она предоставляла имперские стипендии для поддержки роста производства икон. Она заказала строительство церквей и монастырей по всей империи. Она подала пример, которому следовали ее императрицы. Феодор Студит, который много раз восхвалял Ирину на протяжении всего ее правления, дошел до того, что утверждал, что ее следует канонизировать как святую Восточной православной церкви. Ее наследие явно сложное, и ученые очень по-разному рассказывают о жизни Ирэн в зависимости от источников, из которых они черпают. Более поздние источники-иконофилы подчеркивают благочестивое почитание иконы Ирины во время ее раннего замужества и изображают ее как святую женщину, чтобы опорочить имя Константина V, упуская из виду ее более позднее правление и роль в смерти ее сына. Это женская фигура, которая сыграла жизненно важную роль в этот поворотный период христианской и византийской истории, и ее сложная жизнь и правление рассказываются с сотнями лет интерпретации и предвзятости, создавая наследие коррумпированной императрицы. Она стала Грешницей, которую часто противопоставляют другой центральной женской фигуре, Святой Императрице Феодоре.
Императрицу Феодору помнят как святую, спасшую иконы от иконоборчества, память о ней исполнена благочестия и благоговения. Ее также лучше помнят императрицей-иконофилом из-за ее благочестия, обсуждаемой как защитница икон и увековеченной в каждом повествовании об иконоборчестве, в то время как Ирина — нет, несмотря на то, что она была примером, на котором Феодора основывала свои действия. Насколько точен этот образ? Была ли эта память создана, чтобы укрепить ее роль святой в православной церкви? Одна из самых важных историй, связанных с Феодорой, — это обращение или прощение ее мужа Феофила. Во время своего правления Феодора считала, что иконоборцы будут осуждены за неприятие икон. Одна из историй гласит, что в первую неделю Великого поста в 843 году Феодоре было ужасное видение ее мертвого мужа, обнаженного, которого влекут на пытки. Она последовала за ней и, достигнув Халкских ворот, парадного входа в Большой Константинопольский дворец и важного места в истории иконофилии, увидела человека, сидящего на троне перед иконой Христа, стоявшей над воротами. Она упала на колени, и мужчина провозгласил, что ее муж прощен за свое иконоборчество из-за ее слез и веры. Другая версия этой истории записана в Житии и панегирике блаженной и святой царицы Феодоры, которое до сих пор читается вслух в дни празднования дня ее святой. В нем рассказывается, что император перед смертью обратился к почитанию икон. В рассказе описывалось, что император заболел и, пока его жена Феодора оплакивала его рядом, заснула и увидела Деву Марию с младенцем Христом в окружении ангелов. Ангелы начали яростно избивать Феофила за его иконоборчество, в результате чего император всю ночь метался и кричал. Они били его всю ночь, пока Феодора отчаянно и со слезами умоляла Деву Марию. В этот момент один из слуг Феофила поставил enkolpion , ожерелье с изображением Христа. Феофил увидел ожерелье и потянулся к нему, все еще плача. Когда император прикоснулся к иконе на шее своего слуги и поцеловал ее, его биение и мольбы прекратились, и он замолчал и умиротворился. Он спал, глубоко веря, что поклоняться иконам хорошо и духовно полезно, и через несколько дней скончался, спасенный от осуждения. Это событие записано как одно из чудес Феодоры, которое привело к тому, что она была канонизирована как святая, хотя ее обычно понимают как политическую святую и святили без каких-либо чудес или пророчеств, приписываемых ей. Именно из-за ее святости ее роль императрицы и политического деятеля часто упускают из виду. Она, как и ее предшественница Ирэн, хорошо разбиралась в политике и знала, как работать, чтобы выполнить свои требования. Она понимала, что ей нужна поддержка, чтобы раз и навсегда свергнуть иконоборчество, поэтому поставила нового патриарха Мефодия, который поддержал бы ее действия. Она медленно вносила изменения в церковь, чтобы убедиться, что у нее есть поддержка, и чтобы не расстроить каких-либо иконоборцев, которые могли попытаться остановить ее. Она стремилась к власти и обладала большой властью в качестве регента своего маленького сына. Феодора, возможно, пренебрегла образованием своего маленького сына Михаила III, чтобы иметь над ним больше власти, и оставила его под руководством его дяди Варды. Она также не стеснялась количества власти, которой она обладала, и как регент, прогресс монет, созданных во время ее регентства, демонстрирует ее власть.
Солид Михаила III с Феодорой и Феклой. 842-867 гг. н.э.
На монете, выпущенной после смерти ее мужа и когда она стала регентом, она была изображена одна на лицевой стороне монеты со скипетром и державой, как и ее предшественница Ирина, когда она была императрицей. Ее сын, двухлетний Михаил III, был изображен на обороте в месте второстепенного статуса рядом со своей старшей сестрой Феклой. Феодора занимает самое важное место, а своего сына, настоящего императора, отодвигает на задний план. В другой монете, созданной во время ее правления, Феодора позаботилась о том, чтобы ее всегда ассоциировали с прекращением иконоборчества. На более поздней монете она изображена рядом со своим сыном как равноправная правительница, а лицевая сторона монеты отведена для изображения Христа, возможно, основанного на иконе Христа с Халкских ворот.
Теодора явно смотрела на Ирэн как на пример ее регентства и иконофильских убеждений. Она возвысила Ирину, перенеся ее тело в царские гробницы, и научилась культивировать свои иконофильские практики с помощью внучки Ирины, Евфросинии. В случае с иконоборчеством резкое различие между Ириной и Феодорой заключается в том, что отказ Феодоры от иконоборчества был постоянным. Легко приписать целое дело тому, кто его завершил, не отдавая должное тем, кто был до него, и по этой причине роль Ирины в борьбе с иконоборчеством замалчивается в пользу подчеркивания ее вклада в смерть ее сына. . Наследие Феодоры как благочестивой императрицы было разработано как способ прославить ее святость, и из-за ее святости детали ее политической карьеры и стремления к успеху легко упускаются из виду в пользу продолжения повествования о святой Феодоре. Наследие Ирины, возможно, было искажено, чтобы дискредитировать ее вклад в прекращение периода иконоборчества как способ возвысить Феодору, чтобы гарантировать, что память о Феодоре навсегда будет связана с дискуссией об императрицах-иконофилах.
Наследия по своей сути сложны, и чем больше времени проходит между жизнью фигурки и текущим веком, тем больше предвзятости и манипуляций может произойти. Жизни императрицы Ирины и Феодоры — это больше, чем просто их репутация Грешницы и Святой, они сложны, и обе императрицы несут в себе качества обоих. Две императрицы обратили вспять иконоборчество, они правили как регенты и императрицы, и они были сложными историческими фигурами, чье наследие не оправдывает их. Их наследие было сформировано теми, кто рассказал их историю, а жизни императрицы Ирины и императрицы Феодоры были упрощены и сформированы, чтобы создать дихотомию святой и грешницы.
-Клэр Сандберг
Дополнительная литература:
Безансон, Ален. Запретный образ: интеллектуальная история иконоборчества . Чикаго: University of Chicago Press, 2000.
Гарланд, Линда. Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг. н.э. , Routledge, 2011.
Херрин, Джудит.