Философия в россии: ФИЛОСОФИЯ • Большая российская энциклопедия

Разное

Содержание

Русская философия,этапы ее развития, представители русской философии

Русская философия создала целую систему идей и концепций, которые  считаются предметом национальной гордости. Сегодня интерес к русской философской мысли определяется необходимостью  поиска новых ориентаций к проблемам окружающей действительности. Ведь именно философия как поле формирования смыслообразований человечества (мифологических и рациональных, религиозных и материалистических, метафизических и диалектических концептов) призвана дать ответы на многие вопросы российской современности.

Первый этап развития русской философии

Первым этапом развития русской философии считается XI–XVII вв. Этот период связан с появлением отечественной философии в Киевской Руси и христианского влияния на всю русскую культуру. В это время на Западе церковь главенствует во всей философской и политической мысли.Русская культура рассматривается как место исполнения божественной правды -справедливости.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского считается одним из первых философских сочинений, которое было написано примерно между 1037–1050 гг.  После того, как Иларион прочитал свое сочинение в церкви, Ярослав Мудрый назначил его главой Русской Церкви. Позже митрополит был смещен с этого поста и направлен в  Киево-Печерский монастырь.

В «Слове о законе и благодати» Иларион рассуждает о мировой истории, о том, какое место в  истории занимает Русь и русский народ. Так же он предполагает, в каком направлении должна развиваться русская историческая мысль. Митрополит защищает идею равноправия всех христианских народов, преимущество  «благодати» перед законом. Он восхваляет Владимира, который принял христианство и тем самым способствовал процветанию Руси.

«Слове о законе и благодати» представляет собой не только образец русской письменности, но и грамотно оформленную  философскую мысль того периода.

Одним из важнейших памятников русской философской мысли считается письменная полемика царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.  Андрей Курбский  известен тем, что проиграл битву в Ливонии и, боясь гнева царя, сбежал из России за границу, где изучал языки, риторику, историю и античное наследие древнегреческой философии. Курбский написал царю письмо, где критиковал его форму правления, в ответ Иван Грозный, славящийся своим ораторским мастерством, написал ему аргументированный ответ в защиту своей власти.

Второй этап русской философской мысли

Новый этап русской философской мысли охватил период  XVII–XIX веков и начался после Петровских преобразований. Этот этап характеризуется секуляризацией общественной жизни и становлением русской философской парадигмы. Философская мысль данного периода была представлена трудами М. Ломоносова, А. Радищева, М. Щербатова и др.

Хотя до XVIII века в России не было множества оформленных философских работ, тем не менее неверно полагать, что не было самой философии. Различные «Сборники», имевшие широкое «хождение» на Руси, содержали отрывки из философских систем Античности и Средних веков, что свидетельствовало о накоплении культурного философского богатства.  {{ spravochnik_article.html }} 

Западники и славянофилы

В XIX столетии проявилось все многообразие идей, школ и идеологий русской философии – западники и славянофилы, радикалы и либералы, идеалисты и материалисты и т.д. 

Позиции, занимаемые известными участниками философских дискуссий того времени (главным образом – западников и славянофилов в первой половине столетия) определили всю специфику проблемы «срединного» положения России, на сегодняшний день до сих пор остаются актуальными споры о самобытности исторического и культурного пути России.

Западники и славянофилы понимали всю критичность ситуации в России относительно ее культуры, Просвещения, модернизации и т.д., однако предлагали разные стратегии решения проблем:

Западники отстаивали индивидуальную свободу и единство на основе рациональностиСлавянофилы опирались на почвенническую идеологию и православные представления о божественной природе человека.

Так, по мнению русского философа В.Соловьёва, «желать своему народу величия и истинного превосходства свойственно каждому человеку, и в этом отношении между славянофилами и западниками вообще не было различия». Западники настаивали лишь на том, что великие преимущества «даром не даются» и России, ради своего же блага и процветания, придется заимствовать европейские методы. 

Представители русской философской мысли

Одним из первых философов-западников был А. Радищев (1749–1802). Он опирался на принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности. Радищев критиковал российскую государственность, считался одним из основателей российского социализма. Его философские положения соединяют  в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания.

Одним из ярких представителей русской философии был П. Чаадаев (1794-1856), который критиковал Россию за ее «отлученность» от достижения цивилизации. Он описал отличительные черты русской культуры от западной. Чадаева нельзя отнести с славянофилам или западникам, он одинаково признавал влияние духовности и рациональности, зависимости человека от Бога, социальной среды и материальной независимости, свободы.

Революционные демократы – В. Белинский (1811– 1845), А.Герцен (1812–1870), Н.Чернышевский (1828–1889) писали свои труды под влиянием философии Гегеля и Фейербаха, они внесли неоценимый вклад в развитие русской философской мысли.

Религиозные философы второй половины XIX века сумели критично переосмыслить весь предыдущий философский и идеологический опыт, объединиться в мыслях о самобытности русского народа и о необходимости заимствования европейского опыта. Помимо этого, критика новых русских философов распространялась на любые формы материалистических идеологий, лишенных иррациональности – они скептически относились к явлениям демократии и зарождающемуся социализму и обращались к более интимным сферам человеческой жизни – творчеству и религии, мистике и экзистенциальной сущности человека.  

Представители русской религиозной традиции в философии (Соловьев, Бердяев, Толстой, Достоевский), критикуя рационализм, в определенных случаях – общественные движения (социализм, демократию, власть в целом и т.д.), выстраивая новые неожиданные и нетрадиционные концепции бытия, предлагали свои собственные смыслы, полагая, что они будут доступны и понятны каждому. 

Одним из оригинальных мыслителей того времени считается П.  Юркевич (1826–1874), автор «философии сердца», в которой он отстаивал приоритет сердца над разумом. Он выступал против западного реализма, материалистических взглядов Чернышевского.

В1850 ых- гг. для молодежи было характерно рациональное мышление, эпоха позитивизма и социализма принесла новые воззрения, характеризующиеся сочетанием утилитаризма и аскетизма, науки и морализаторства, позитивизма и внутренней религиозности.

Важно отметить политизированность русской философии, ее связь с устройством социальной жизни, которое постоянно требовало радикальных перемен. Поэтому наиболее яркие труды были написаны в литературно-эссеистском или публицистическом жанре.

Одним из философов, который рассуждал о «грамотном» обращении с государственным устройством был К. Леонтьев (1831 –1891). Он отрицал оптимистически-гуманистическое понимание человека, идеология которого строилась на допущении разумности и наличия доброй воли. Вера в «земного человека» представлялась Леонтьеву «соблазном, который привел к загниванию культуры». Философ считал, что индивидуализм и автономность человека отрицательно сказываются на почитании Бога.Леонтьев был противников «морализации», которой не должно быть места при оценке истории, и инициатором развития программы «эстетики истории». В противоположность декадентской эстетике упадка он выступает защитником государства, идеи его одухотворения.

Русский философ Н. Федоров (1829–1903) осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею. Федоров много рассуждал о смерти и эгоистическом отношении людей к умершим. Учение Федорова считается русской утопией, в которой он стремился соединить идеи спасения с реальностью жизни.

Писатель и русский философ И. Ильин (1883–1954)  в своей работе «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» пытался по-новому интерпретировать систему философских идей немецкого  мыслителя.

Ильин отстаивал идею  существования самостоятельного философского опыта, который состоит в систематическом созерцании предмета. Предмет философии, по мнению Ильина,есть Бог. Философия находится выше религии, потому что «раскрывает  Бога не в образах, а в понятиях». Ильин в своих работах много рассуждал о зле и проблеме ответственности человека, критиковал Толстого за его идеи «непротивления», рассматривая эту идею как «потакание злу». Однако в более поздних работах, узнав о всех аспектах понятия фашизма, Ильин призывает не к активному сопротивлению злу, а к «уходу от дел мирских». Философ был патриотом и верил в возрождение России.

У истоков «духовного возрождения»  стоял философ В. Соловьев (1853–1900), который заложил теоретический базис для последующих философских систем  России и объединил научную, религиозную, оптологическую, социально-историческую и ценностно-практическую парадигмы. Его «философия единства» поднимала вопросы человека и его места в мире, отношения человека и Бога. Соловьев призывал к соучастию и сотрудничеству человека и мира, человека и Бога, обосновывал необходимость исполнения в жизни сверхмировых ценностей, причастность к абсолютному и нравственную солидарность всего сущего.

Творческое наследие Соловьева поистине велико, основные его труды: «Кризис западной философии», «Философские начала цельного знания», «История и будущность теократии», «Теоретическая философия», «Чтения о Богочеловечестве», «Критика отвлеченных начал», «Три разговора», «Оправдание добра» и др. оказали принципиальное влияние на всю последующую русскую философскую мысль.

Именно в аскетизме воплощается, по мнению Соловьева, противостояние духовного и материального  начал в человеке. Аскетизм выражается  в стремлении подчинить «природное» и «животное» — духу, усмирить и подчинить разуму и воле -«плотское».

Ключевой способностью для нравственного отношения к другим, по мнению Соловьева, является  способность сострадать или жалеть. Соловьев подчеркивает, что именно сострадание, а не простое сочувствие являются определяющими для категории нравственности или безнравственности.  Так, сочувствие в радости не делает сочувствующего более нравственным. Способность же сострадать связана с глубоко нравственным чувством, когда сострадающий умаляет собственную радость, добровольно разделяет страдание. 

В. С. Соловьев пытался найти «неразложимую основу общечеловеческой нравственности», исследуя нравственные чувства и полемизируя в своих работах с Ч. Дарвиным (эволюционная теория). Так, понятие стыд обозначается Соловьевым, как то начало в человеке, которое помогает ему через отрицание прийти к пониманию своей сущности. В отличие от Дарвина, который видел в жалости  отражение общественных инстинктов, Соловьев считает жалость  «составляющим  корнем этического начала».  Благочестие как нравственное чувство составляет основу религиозных воззрений человека.

Добродетели для Соловьева – это некий образ поведения, приводящий к чувству удовлетворения от соответствия поступка нравственной норме.

Первое основание нравственности – стыд, рождает добродетель стыдливости, побуждающей избегать поведения, вызывающего стыд. Жалость  через альтруизм рождает добродетель преодоления эгоизма и, в высшей степени, чувство солидарности со всеми живыми существами.  Почитание высшего над собой, божественного, рождает добродетель благочестия.  Поступки в соответствии с понятием о добродетелях свидетельствуют о нравственной жизни. Если принять тезис о том, что нравственные основания присущи человеку, то добродетельная жизнь – это жизнь человека в соответствии понятием о том,каким он должен быть.  

 В.С.Соловьев приводит следующие добродетели, вытекающие из трех оснований нравственности:

  • умеренность или воздержанность;
  • храбрость или мужество; 
  • мудрость, справедливость. 

Соответствие оснований нравственности следующее: умеренность и воздержанность основываются на чувстве стыда, обусловлены эти добродетели оказываются стремлению ограничить пагубное влияние плотского на духовный мир человека. 

Храбрость и мужество также обусловлены стыдом, но уже в том смысле, что человек стыдится впасть в низменный, природный страх и поэтому  силой воли изживает его.

Истинная мудрость основывается на альтруизме, потому как обладание мудростью без ориентирования на добро является » злым, недостойным целей». 

Справедливость можно трактовать как соответствие истине, некую правдивость, и как равное отношение к своим потребностям, к потребностям ближних. Кроме того, справедливость может быть понята как легальность, соответствие законам.

Так Соловьев указывает на то, что вопрос добродетели в нравственной философии не должен пониматься слишком поверхностно. Практически всякая добродетель может быть оспорена, в зависимости от того, какое значение вкладывается в ее понятие.

Влияние марксизма на русскую философию

Отсутствие четких ответов на многие насущные вопросы конца XIX-начала XX веков было вполне закономерно, поскольку с точки зрения набиравшего тогда популярность марксизма – иррационализм и религия оказались не способны решить материальную проблему, руководствуясь нематериальными, абстрактными понятиями. 

В конце XIX века именно в марксизме многим виделась некая окончательная истина. Так, из начальной народнической утопии социализм трансформировался в идеологию. Вместе с этим, русский народ в тот исторический период, применял на практике чуждые для своего мироощущения марксистские идеи. 

Безусловно, такие работы Ленина как «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция» существенно дополнили и обогатили марксистскую теорию, однако в них не рассматривалась гносеологическая и онтологическая проблематика.

Своеобразной альтернативой русскому марксизму стало философско-политическое движение — евразийство. Оно зародилось в русской эмигрантской среде (в Болгарии, в 1921 году).

Представители евразийства (Трубецкой, Савицкий, Флоровский) выступали  за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами. 

В этом плане евразийство представляло собой альтернативу  западничеству (шире – тенденциям либерализма).  Однако идеи евразийцев были практически забыты уже ко второй половине XX века. 

Возрождение же этих идей связано с именем Л. Н. Гумилёва (1912-1992). Именно Гумилев, основываясь на концепции евразийства, разрабатывает свою концепцию этногенеза в книгах  «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси к России». Однако концепция Гумилева во многом не совпадала с идеями классического евразийства – он не касался их  политических взглядов и, несмотря на то, что критиковал Запад, критика его не касалась ни идей либерализма, ни рыночной экономики. Тем не менее, благодаря именно Гумилеву идеи евразийцев стали получать популярность к концу XX века. 

Несомненным превосходством  русской философской мысли XX века является пластичное соединение академической традиции и жизненно-практического философствования. 

  • Ф
    • Философия русского Просвещения

«Философия России» — Русские философы 20 века

Культурный проект

ФИЛОСОФИЯ РОССИИ

XIX ВЕК

1 ПОЛОВИНА XX ВЕКА

2 ПОЛОВИНА XX ВЕКА

СОВРЕМЕННИКИ

П. Г.&nbspЩедровицкий

«Представленные на этой странице моего сайта материалы подготовлены в рамках исследовательского и издательского проекта  «Философия России XX века». Проекту осенью 2021 года исполнилось 15 лет. Он стартовал в 2006 году. В рамках проекта в настоящий момент опубликовано 53 книги [из 65 запланированных].

Эти материалы содержат в себе тексты, отражающие выбранные мною с моими коллегами значимые фрагменты творческих биографий и текстов философов, родившихся в Российской империи и СССР, основные работы которых были опубликованы в ХХ веке. Эти тексты заимствованы мною как из работ самих философов, так и из многочисленных работ, посвящённых их творчеству  — как отечественных, так и зарубежных.

Эти материалы содержат в себе тексты, отражающие выбранные мною с моими коллегами значимые фрагменты творческих биографий и текстов философов, родившихся в Российской империи и СССР, основные работы которых были опубликованы в ХХ веке. Эти тексты заимствованы мною как из работ самих философов, так и из многочисленных работ, посвящённых их творчеству  — как отечественных, так и зарубежных.

Я рассчитываю, что публикация этих материалов будут  способствовать популяризации основных идей и работ мыслителей, включённых  в «досье» издаваемой серии. 

Материалы, которые Вы найдёте на этой странице ранее публиковались  мною [с 2011 года] на официальной странице П.Г. Щедровицкого в фейсбуке: https://www.facebook.com/petr.shchedrovitskiy, а также на официальной странице проекта ВКонтакте: https://vk.com/rusphilosophy.»

При цитировании или использовании материалов упоминание источника обязательно. Все права защищены ©

Русские философы, родившиеся до 1830 г.

Хомяков Алексей Степанович

Русский поэт, художник и публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства.

очерки о философе

Киреевский Иван Васильевич

Русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.

очерки о философе

Бакунин Михаил Александрович

Русский мыслитель и революционер, один из теоретиков анархизма, народничества.

очерки о философе

Аксаков Константин Сергеевич

Русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства.

очерки о философе

Самарин Юрий Федорович

Русский публицист и философ-славянофил.

очерки о философе

Данилевский Николай Яковлевич

Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

очерки о философе

Лавров Петр Лаврович

Русский социолог, философ, публицист и революционер, историк. Один из идеологов народничества.

очерки о философе

Юркевич Памфил Данилович

Российский философ, ординарный профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета.

очерки о философе

Архиепископ Никанор (Бровкович)

Епископ Русской православной церкви, архиепископ Херсонский и Одесский, духовный писатель, философ. Доктор богословия.

очерки о философе

Чичерин Борис Николаевич

Русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог.

очерки о философе

Страхов Николай Николаевич

Русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской академии наук (1889).

очерки о философе

Чернышевский Николай Гаврилович

Российский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель.

очерки о философе

В процессе оформления:

  1. Чаадаев Пётр Яковлевич
  2. Карпов Василий Николаевич
  3. Новицкий Орест Маркович 
  4. Архиепископ Феофан — Авсенев Пётр Семёнович 
  5. Герцен Александр Иванович 
  6. Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович
  7. Кавелин Константин Дмитриевич 
  8. Ушинский Константин Дмитриевич 
  9. Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич 
  10. Фёдоров Николай Фёдорович Фёдоров 
  11. Сеченов Иван Михайлович 
  12. Достоевский Фёдор Михайлович
  13. Толстой Лев Николаевич

Русские философы, родившиеся в 1830-1860 гг.

Козлов Алексей Александрович

Русский философ-идеалист и публицист, последователь Густава Тейхмюллера и философии панпсихизма.

очерки о философе

Потебня Александр Афанасьевич

Русский и украинский языковед, литературовед, философ. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, первый крупный теоретик лингвистики в царской России.

очерки о философе

Кропоткин Петр Алексеевич

Историк, философ и публицист, эволюционист, создатель идеологии анархо-коммунизма и один из самых влиятельных теоретиков анархизма.

очерки о философе

Михайловский Николай Константинович

Русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик. Теоретик народничества.

очерки о философе

Грот Николай Яковлевич

Русский философ-идеалист, психолог, ординарный профессор Московского университета.

очерки о философе

Лопатин Лев Михайлович

Русский философ-идеалист и психолог, профессор Московского университета, многолетний председатель Московского психологического общества и редактор журнала «Вопросы философии и психологии».

очерки о философе

Введенский Александр Иванович

Русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства, сооснователь первого Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

очерки о философе

В процессе оформления:

  1. Леонтьев Константин Николаевич
  2. Герье Владимир Иванович
  3. Владиславлев Михаил Иванович
  4. Дебольский Николай Григорьевич
  5. Каринский Михаил Иванович
  6. Бодуэн де Куртонэ Иван Александрович
  7. Астафьев Пётр Евгеньевич
  8. Кареев Николай Иванович
  9. Ковалевский Максим Максимович
  10. Соловьев Владимир Сергеевич
  11. Радлов Эрнест Леопольдович
  12. Плеханов Георгий Валентинович
  13. Циолковский Константин Эдуардович

Русские философы, родившиеся в 1860-1889 гг.

Трубецкой Сергей Николаевич

Русский религиозный философ, публицист и общественный деятель из рода Трубецких, профессор и ректор Императорского Московского университета.

очерки о философе

Челпанов Георгий Иванович

Русский философ, логик и психолог. Создатель и руководитель Психологического института.

очерки о философе

Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Российский историк, один из основоположников методологии исторической науки в России, ординарный академик Санкт-Петербургской академии наук.

очерки о философе

Вернадский Владимир Иванович

Русский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, основоположник биогеохимии. Представитель русского космизма.

очерки о философе

Трубецкой Евгений Николаевич

Русский философ, правовед, публицист, общественный деятель из рода Трубецких.

очерки о философе

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.

очерки о философе

Иванов Вячеслав Иванович

Русский поэт-символист, философ, переводчик и драматург, литературный критик, педагог, идеолог символизма, исследователь дионисийства.

очерки о философе

Новгородцев Павел Иванович

Российский учёный-правовед, философ, историк, общественный и политический деятель. Видный представитель либерализма в России.

очерки о философе

Петражицкий Лев Иосифович

Российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы.

очерки о философе

Кистяковский Богдан Александрович

Российский и украинский правовед, философ и социолог неокантианской ориентации.

очерки о философе

Лосский Николай Онуфриевич

Русский мыслитель, представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии.

очерки о философе

Булгаков Сергей Николаевич

Русский философ, богослов, православный священник, экономист, теолог. Один из основателей и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

очерки о философе

Бердяев Николай Александрович

Русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализмa и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья.

очерки о философе

Боровой Алексей Алексеевич

Русский философ, юрист, экономист, журналист и теоретик анархизма.

очерки о философе

Франк Семен Людвигович

Русский философ и религиозный мыслитель. Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры в традициях апофатической философии и христианского платонизма.

очерки о философе

Вышеславцев Борис Петрович

Русский философ, религиозный мыслитель, магистр государственного права, профессор Московского университета.

очерки о философе

Андрей Белый

Русский писатель-мистик, поэт, критик, мемуарист, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом.

очерки о философе

Зеньковский Василий Васильевич

Русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог.

очерки о философе

Флоренский Павел Александрович

Священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт, учёный, инженер.

очерки о философе

Эрн Владимир Францевич

Русский философ и публицист начала XX века.

очерки о философе

Карсавин Лев Платонович

Русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт.

очерки о философе

Ильин Иван Александрович

Русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС), убеждённый приверженец принципа непримиримости в борьбе с коммунизмом.

очерки о философе

Яковенко Борис Валентинович

Русский философ, историк русской философской мысли, публицист, переводчик.

очерки о философе

Блонский Павел Петрович

Русский и советский философ, педагог и психолог. Один из основоположников советской педологии.

очерки о философе

Федотов Георгий Петрович

Русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист.

очерки о философе

В процессе оформления:

  1. Несмелов Виктор Иванович
  2. Шестов Лев Исаакович
  3. Жаков Каллистрат Фалалеевич 
  4. Ивановский Владимир Николаевич
  5. Струве Пётр Бернгардович
  6. Лапшин Иван Иванович
  7. Поварнин Сергей Иннокентьевич
  8. Аскольдов Сергей Алексеевич
  9. Богданов Александр Александрович
  10. Линцбах Яков Иванович
  11. Спекторский Евгений Васильевич 
  12. Шпет Густав Густавович
  13. Вейдеман Александр Викторович
  14. Алексеев Николай Николаевич
  15. Бубнов Николай Николаевич
  16. Йоффе (Деборин) Абрам Моисеевич 
  17. Тумаркина Анна Павловна 
  18. Шилкарский Владимир Семёнович
  19. Степун Фёдор Августович
  20. Сеземанн Василий Эмильевич 
  21. Маковельский Александр Осипович
  22. Ершов Матвей Николаевич
  23. Гессен Сергей Иосифович
  24. Арсеньев Николай Сергеевич
  25. Сорокин Питирим Александрович
  26. Рубинштейн Сергей Леонидович

Русские философы, родившиеся в 1890-х гг.

Александр Кожев

Русско-французский философ-неогегельянец. Оригинальное истолкование философии Гегеля Кожевым имело значительное влияние на интеллектуальную жизнь Франции и европейский философский климат XX века.

очерки о философе

Вейдле Владимир Васильевич

Литературовед, культуролог, либеральный мыслитель, историк культуры русской эмиграции, поэт.

очерки о философе

Голосовкер Яков Эммануилович

Русский и советский философ, писатель, переводчик.

очерки о философе

Александр Койре (Александр Вольфович Койра)

Французский философ российского происхождения, историк науки и философии.

очерки о философе

Флоровский Георгий Васильевич

Православный священнослужитель русского происхождения, протоиерей; религиозный мыслитель, богослов, философ и историк; деятель экуменического движения и один из основателей Всемирного совета церквей.

очерки о философе

Лосев Алексей Федорович

Русский советский философ, антиковед, переводчик, писатель, видный деятель советской культуры.

очерки о философе

Якобсон Роман Осипович

Российский и американский лингвист, педагог и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, Участник и исследователь русского авангарда.

очерки о философе

Обзор русской философии

Обзор русской философии


«Карамазовы не подлецы, а философы, потому что все настоящие русские люди философы…»

Дмитрий Карамазов в Федоре Достоевском. Братья Карамазовы

Заниматься философией — свойство русского народа. …Судьба философа в России болезненна и трагична.

Николай Бердяев. Русская идея


Введение

Что такое философия? Простого и универсального определения не существует, и многие мыслители считают задачу такого определения невыполнимой. Наиболее правдоподобной попыткой является номиналистическая ссылка: философия — это то, чем занимались Платон и Аристотель, Кант и Гегель. Пожалуй, самое известное и широко цитируемое — хотя и несколько эксцентричное — определение принадлежит А. Н. Уайтхеду: философия — это ряд примечаний к Платону.

Если это так, то русскую философию следует рассматривать как неотъемлемую часть западной интеллектуальной традиции, поскольку она дает едва ли не самые проработанные сноски к наиболее зрелым и исчерпывающим диалогам Платона: «Государство» и «Законы» . Вопросы социальной этики и политической философии, отношения человека к государству, адекватного знания и добродетельного поведения, мудрости и силы, религиозных и эстетических ценностей, идей и идеалов как руководящих принципов человеческой жизни — все это центральные вопросы. для русской философии и иллюстрируют ее сохраняющуюся актуальность по отношению к наследию Платона и западной традиции в самом широком смысле. Более того, сам статус идей в русской философии отражает платоновское видение их как онтологических сущностей, «законов» или идеальных принципов — в отличие от простых эпистемологических единиц. Обсуждая русскую философию, особенно философию ее советского периода, мы обязаны рассмотреть практическую судьбу таких платоновских концепций, поскольку мы исследуем окончательный результат идеократической утопии, в которой философии было предназначено управлять республикой.

Нигде учение Платона об отношении идей к основанию государства не воплощалось так буквально и с таким грандиозным размахом, как в России и особенно в Советском Союзе. Русская мысль всегда прилагала усилия для воплощения самых общих идей в общественных отношениях и в содержании повседневной жизни. Идеал состоял в том, чтобы философизировать действительность , превратить ее в прозрачное царство идей, — вот почему мысль в самый момент своего торжества стала узницей Хрустального Дворца, поставленного на философском фундаменте. В Советском государстве философия более чем где бы то ни было в истории стала высшим правовым и политическим институтом, приобретя власть надличностного, всеобщего разума, что в своей неограниченной власти было равносильно безумию, ибо, будучи государственной философией, он безжалостно преследовал отдельных мыслителей.

В известном смысле Россия страдала не от недостатка, а от избытка философии. В других странах высшая ценность и высший уровень авторитета приписываются религиозным или мифологическим верованиям, экономической выгоде, тогда как в коммунистической России именно философия служила высшим критерием истины и основой всех политических и экономических преобразований. Верность учению диалектического и исторического материализма была предпосылкой гражданской лояльности и профессионального успеха. Ни рабочий, ни крестьянин, ни ученый, ни политик, ни писатель, ни художник не могли бы преуспеть в своих областях без определенной философской подготовки, хотя бы понимания азбуки «диалектических форм движения материи».

Философские идеи в России редко вырастали в хорошо сбалансированные, самодостаточные системы, потому что систематически завершать и развивать их было привилегией государства. Судьба русских мыслителей состояла в том, чтобы растворить эти идеократические системы в потоке капризного, стихийного, пророческого, экзистенциального мышления, пытавшегося выйти за пределы систем, подорвать их, а не закрепить. Поскольку официальная философия функционировала как инструмент власти, задачей и заслугой неофициальной философии было продвижение антитоталитарных способов мышления, деконструируя любой возможный принцип систематизации.

Таким образом, если мы измеряем философский характер мышления его долгом Платону, открывшему спекулятивное царство идей, то русские мыслители, как марксистские, так и немарксистские (или антимарксистские), принадлежат к этой традиции, может быть, даже в большей степени. чем западные мыслители. Можно даже сказать, что философия советской эпохи является завершающим этапом развития и воплощения идей Платона в западном мире. На этом этапе проект идеократии полностью реализовался и исчерпал себя. Царство идей подошло к порогу самоуничтожения, потому что субстанция Бытия сопротивлялась игу идеализма и сейчас находится в процессе возвращения к своему изначальному тождеству. Таким образом, русская философия одновременно обобщает и акцентирует более чем двухтысячелетнюю платоновскую традицию и указывает путь к возврату к основаниям, не поддающимся идеологическим извращениям.

Относительно короткий период лет подводит итог двухтысячелетнему приключению западной мысли, которое сопровождало Платона в его поисках мира чистых идей. Среди этих примечаний к Платону русская философия предстает внимательному взору последней записью, означающей «Конец».


Наиболее известные на Западе русские мыслители:

Михаил Бакунин, отец анархизма.

Лев Толстой, великий писатель и проповедник всеобщей любви
(«толстовство» — русский вариант христианского евангелизма).

Николай Бердяев, религиозный экзистенциалист, философ личности и свободы, основными понятиями которого являются «ничто» и «творчество».

Владимир Ленин, отец советского «диалектического материализма».

Михаил Бахтин, теоретик диалога, полифонии и карнавала.

Другие важные русские мыслители:

Петр Чаадаев, первый самобытный русский мыслитель, от которого
любовь-ненависть к России зародили как западники, так и славянофилы.

Николай Федоров, основоположник русского «космизма» и учения
о «воскресении мертвых».

Владимир Соловьев, величайший и систематичнейший из всех русских
философов, основоположник философии «всеединства»,
богословие «богочеловечества» и «софиология».

Василий Розанов, самый оригинальный экзистенциальный мыслитель,
вдохновленный Достоевским, философом секса, брака,
и повседневной жизни.

Павел Флоренский, богослов, священник и математик,
философ православной обрядности и универсального символизма.

Лев Шестов, самый стойкий антирационалист, нападавший на Платона,
Гегель и наука.


ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЭТАПЫ ФИЛОСОФСКОГО РАЗВИТИЯ :

1. 1830-е — 1870-е гг. Проблема национального самосознания. Как россияне относятся к остальному миру и особенно к Западной Европе? Какова их историческая и религиозная миссия? Славянофильство — западничество. Чаадаев. Киреевский, Хомяков — Белинский, Герцен, Бакунин. Интуитивизм — рационализм. Нация — индивидуальность. Консерватизм — либерализм. Органический дух — критика. Национальные корни — социальный прогресс.

2. 1880-е — 1890-е гг. Религиозная проблема: как победить зло и обожествить человека и мир? Богочеловечество. Формирование всеобъемлющих религиозных утопических систем: Соловьев, Федоров, Толстой. Человек берет на себя работу Бога. Всеединство и всеобщее родство против эгоизма. Бессмертие через любовь и через воскресение мертвых.

3. 1900-е — 1970-е годы. Социально-историческая проблема: как материальными средствами создать идеальное общество (классовая борьба, политическая революция). Русская и советская модификации марксизма: Ленин и Сталин. диалектический и исторический материализм; научный социализм и коммунизм. Наука и атеизм против религии. Коллективизм против индивидуализма. Материализм и диалектика против идеализма и метафизики.

4. 1910-е — 1940-е годы. Этическая проблема личности. Экзистенциализм и персонализм. Розанов. Шестов. Бердяев. Бахтин. Свобода против естественных и социальных законов. Самоопределение личности. Экзистенциальное отношение человека к Богу: Один к Одному. Индивидуальное против общего. Вера и творчество против объективного знания. Жизнь и воля против разума. Диалог против объективации. Полифония против монологизма.

5. 1950-е — 1980-е годы. Лингвистические и семиотические проблемы. Культура как многослойная система естественных и искусственных языков. Структура против личности. Отношение знака к действительности и к другим знакам. Теория информации и коммуникации. Язык — речь. Текст — грамматика. Код — сообщение. Синхронический — диахронический. Знак — референт. Структурализм. Постструктурализм. Деконструктивизм. Концептуализм. Лотман. Кабаков. Распространение знаков при отсутствии ссылки. Пустота реальности и мир симулякров (гиперреальность).


Значение и влияние русской мысли: 12 тезисов.

1. В Новое время Россия первой из незападных стран бросила вызов евроцентристским историческим моделям и культурным канонам, таким как рационализм, законничество, индивидуализм, и предложила альтернативную модель цивилизации (спор славянофилов и западников). Современный мультикультурализм восходит к русским интеллектуальным поискам неевропейской национальной идентичности.

2. Русский синтез философии и религии, феномен «религиозной философии» уникален в истории мысли. Откровение и рационализация, вера и разум рассматривались как дополнительные аспекты «интегрального знания». Понятие целостности, или тотальности, является основополагающим вкладом России в теорию познания. Этот принцип распространяется и на онтологическое измерение, как аксиоматическое единство знания и бытия.

3. Русская философия уникальна своей преданностью целям практического преобразования жизни и общества. Интеллигенция — явление характерно русское: в европейской философии этот термин обозначает умозрительно-созерцательную способность ума, а в России он стал названием мощного социального слоя, специфической задачей которого было претворение в жизнь общих идей.
Интеллигенция пытается жить и действовать в соответствии с философскими идеями и навязывать их обществу в целом.

4. Русская философия выдвинула масштабные проекты комплексного преобразования мира, в том числе такие идеи, провозглашенные Соловьевым и Федоровым, как «богочеловечество», «всеединство», эсхатологическое преображение и конец истории, восстановление христианского единства. , победа над слепыми силами природы, бесконечное космическое расширение и воскрешение мертвых. Русская философия вносила в мировую мысль новые универсальные измерения и критерии, хотя непосредственный результат этих проектов не мог иметь практической ценности и даже влек за собой опасность тоталитаризма.

5. Русская философия с вниманием к мельчайшим деталям разработала утопический проект марксистской мысли, систематизировала его как «диалектический и исторический материализм» и убедительно показала как преимущества, так и опасности его практического применения. То, что оставалось спекулятивной, хотя и влиятельной теорией в западных социальных науках, было проверено практикой русского коммунизма и доказало свою непригодность для улучшения человеческого общества: таков решающий негативный урок советского марксизма.

6. В СССР философия впервые в истории человечества стала руководящим принципом всей экономической, политической и культурной деятельности. Философия диалектического и исторического материализма играла роль, которая в традиционных обществах принадлежит мифологии и религии. Советское идеократическое государство было уникальным опытом осмысления и философствования всей действительности, как лаборатория для проверки общих понятий. Заветный союз государства и философии, который со времен платоновской «Республики» вдохновлял крупных западных мыслителей, включая Томаса Мора и Гегеля, был реализован в России и оказался самой тиранической силой в истории.

7. В советскую эпоху философия была самым опасным занятием в России, и подавляющее большинство таких первоклассных мыслителей, как Бердяев, Шестов, Флоренский, Бахтин, Лосев, подвергались гонениям, истреблению или замалчиванию (ссылка, смертная казнь). , исправительно-трудовой лагерь, запрет на публикации и др.). Это гонение как никогда прежде в истории свидетельствовало о жизненности и действенности философской мысли для дела духовного освобождения. Готовность мыслителя пожертвовать своей жизнью и свободой ради своих убеждений придавала более глубокий смысл самой профессии философа.

8. Поскольку русская мысль сильнее всего страдала от тоталитарных искушений, она выработала и философскую стратегию сопротивления тоталитаризму. Такие направления и направления, как экзистенциализм, диалогизм, культурология, христианский либерализм и экуменизм, структурализм и концептуализм, возникли в оппозиции к советскому тоталитаризму и продемонстрировали многообразие интеллектуальных методов, бросивших вызов государственной идеократии. Такие понятия, как «самоконструкция личности», «этика творчества» (Бердяев), «диалог», «карнавал», «полифония» (Бахтин), «семиосфера», «типология культур» (Лотман), «национальный образ мира» (Гачев), «национальное покаяние и самоограничение» (Солженицын), дают широкий спектр стратегий антитоталитарного и антиутопического мышления.

9. В начале ХХ века русская мысль, вдохновленная Достоевским, первой восприняла экзистенциализм как связный комплекс новых философских идей. Русская философия положила начало критике рационализма, объективации и «эссенциализма» — метафизике общих законов, безразличной к индивидуальности. Розанов, Бердяев и Шестов предвидели большие перемены в европейской мысли; они выражали экзистенциалистские взгляды за двадцать или тридцать лет до того, как экзистенциализм стал ведущим движением в западной философии.

10. Русская культурология и структурализм являются важным вкладом в философию культуры и знаковых систем. В России эти школы подчеркивают целостность и взаимосвязанность всех культурных мероприятий и языков и необходимость диалога между различными культурами. В отличие от американского мультикультурализма, подчеркивающего множественность и самоидентичность культур, русская мысль более склонна к транскультурному подходу: каждая культура может достичь своей идентичности только в глазах другой культуры.

11. Русский концептуализм — новаторский вклад в постмодернистскую и постструктуралистскую мысль. Доказывая относительность и самореферентность всех знаковых систем, концептуализм критикует базовое понятие «реальности», проецируемое идеологическими схемами. Концептуализм знаменует собой прорыв русской мысли в постидеологическое и постутопическое измерение, демистификацию все авторитетные и объективистские дискурсы, включая марксизм и структурализм.0006

12. Философская мысль послесталинской эпохи, включая такие течения, как структурализм, персонализм, культурология и религиозная философия, в значительной степени предвосхитила и стимулировала нынешний российский переход от тоталитаризма к демократии. Демистификация идеологии, свобода личности, множественность культурных языков и взаимодействие различных культур и религий — вот некоторые из философских предпосылок современного демократического перехода.


КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА:

Русской философии свойственны две противоположные тенденции: одна утверждает примат обобщения и унификации как инструментов религиозно-исторического преобразования действительности и ведет к идеократии и тоталитаризму; другой защищает непревзойденную ценность индивидуальности и вскрывает относительность и тщетность всех общих идеологических построений.

Тоталитарная тенденция развивалась в 19 в.первой половине ХХ века под разными названиями: «соборность», «национальное единство», «возвращение к земле», «интегративное знание», «общинность», «социальное равенство», всеединство», «софиология», «объединение церквей», «всеобъемлющее родство», «воскрешение отцов», «общее дело», «армии труда», «пролетарский интернационализм», «бесклассовое общество», «коммунистическое будущее» и т. д.

Однако, начиная с начала 20 века, развивалась и противоположная, антитоталитарная тенденция русской мысли, тоже под разными названиями: «персонализм», «экзистенциализм», «философия повседневности», «интуитивизм», «религиозный либерализм». «диалог», «полифония», «карнавал», «плюрализм», «типология культур», «индивидуализация кодов», «концептуализм», «самореферентность языка», «критика идеологии», постутопическое мышление».

Первая тенденция утратила свою вдохновляющую силу, слившись с официальной советской идеологией; в 1950-е годы она начала приходить в упадок, а к концу 1980-х почти исчезла из философии (что не исключает ее будущего возрождения). Вторая тенденция сейчас находится на пике своего влияния. Дифференциация и взаимодействие этих двух тенденций — обобщения и индивидуализма, тоталитаризма и персонализма, утопизма и концептуализма — определяют своеобразие русской мысли и ее вклад в мировую философию.


См. краткий обзор основных идей четырех русских мыслителей:

  • ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ,
  • НИКОЛАЙ ФЕДОРОВ
  • ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ
  • НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ

1960-е-1990-е годы. Феникс философии: о значении и значении современной русской мысли Михаила Эпштейна (опубликовано в Симпозиуме . Журнал русской мысли , 1996).


Посетите Галерею русских мыслителей:

  • 19 век
  • 20 век, 1-я половина
  • марксисты
  • Эзотеристы
  • 20 век, 2-я половина

Те из вас, кому интересно обсуждение новых философских идей и творческих методов в науке, приглашаются присоединиться к новому электронному сообществу INTELNET (интеллектуальная сеть), посвященному продвижению междисциплинарных идей в гуманитарных науках.

Intelnet имеет три основные ветви:
Банк новых идей, ThinkLinks и Intelnetics.

См. домашнюю страницу INTELNET для получения рекомендаций по представлению новых идей и ссылок на идеи.


Виртуальная библиотека Михаила Эпштейна: философия, религия, теория литературы и культуры (на русском языке)

Виртуальная библиотека. Каталог

Указатель русских страниц


Вернуться на домашнюю страницу Михаила Эпштейна


Copyright (текст и дизайн) Михаил Эпштейн, 1995


Количество посещений этой страницы с 21 октября 19 г. 95

Русская философия — Философская энциклопедия Routledge

Обзор

  • По
  • Келли, Эйлин

DOI

10.4324/9780415249126-E042-1

DOI: 10.4324/9780415249126-E042-1
Версия: V1, опубликован в Интернете: 1998
. com/articles/overview/russian-philosophy/v-1


То, что Бердяев называл «русской идеей» — эсхатологические искания, являющиеся самой отличительной чертой русской философии, — можно объяснить с точки зрения русской истории. Монгольское иго XII—XIV веков отрезало Россию от Византии (от которой она приняла христианство) и от Европы: она не участвовала в закваске Возрождения. Ее возвышение как единого государства под властью Московского царства последовало за падением православной Византийской империи, а зарождающееся чувство русской национальной идентичности включало в себя мессианский элемент в форме теории монаха Филофея о Москве как о «третьем Риме». , преемник Рима и Константинополя как хранитель Христовой истины в ее чистоте (см. Средневековая философия, рус.). «Четвертого не будет», — гласило пророчество: Российская империя просуществует до скончания века. В русской мысли господствовала греческая святоотеческая традиция до восемнадцатого века, когда киевский мыслитель Сковорода (иногда его называют первым русским философом) разработал религиозное видение, основанное на синтезе античной и святоотеческой мысли. У него не было последователей; к середине века интеллектуальным центром России стал Санкт-Петербург, где Екатерина Великая, опираясь на достижения своего предшественника Петра, стремилась продвигать западную светскую культуру среди образованной элиты с помощью идей французского Просвещения. Но представителей «русского просвещения» жестоко наказывали, когда они осмеливались цитировать философских концепций рациональности и справедливости в критике политического статус-кво (см. Просвещение). Гонения на передовые идеи (которые служили укреплению самосознания зарождающейся интеллигенции как культурных и нравственных вождей своего общества) достигли апогея при Николае I (1825–1855), когда в университетах закрылись философские факультеты и мысль ушла в прошлое. под землей. Западные идеи были предметом острых дискуссий в небольших неформальных кружках студентов, писателей и критиков, самые известные из которых в Москве и Петербурге дали философское образование таким интеллектуальным лидерам, как будущие социалисты Герцен и Бакунин, романист и либерал Иван Тургенев, литературный критик Белинский (от «социальной критики» которого претендовал советский соцреализм) и будущие религиозные философы-славянофилы Киреевский и Хомяков (см. Славянофильство). Как заметил один критик: «На Западе есть теология и есть философия; Русская же мысль есть третье понятие»; тот, который (как в царском интеллектуальном подполье, так и в его советском преемнике) охватывал писателей, поэтов, критиков, религиозных и политических мыслителей — всех их связывала их приверженность целям свободы и справедливости.

В 1830-е годы эти осажденные лица столкнулись с немецким идеализмом: событием решающего значения для дальнейшего развития русской мысли. Телеологические структуры идеалистической мысли давали русским интеллектуалам искупительное истолкование их конфликтов и борьбы как необходимого этапа диалектического движения истории к трансцендентному состоянию гармонии. Идеализм (особенно в его гегельянских формах: см. Гегельянство, русский) оставил свой след в словарном запасе последующей русской философии, но его главным наследием было разделяемое подавляющим большинством русских мыслителей убеждение в том, что «целостное мировоззрение», связное и единое видение исторического процесса и его цели было необходимой основой как для личного нравственного развития, так и для социального теоретизирования. Вопрос о цели истории стал предметом острых дискуссий среди интеллигенции после публикации в 1836 г. «Философского письма» Чаадаева, в котором отношение России к Западу ставилось в качестве центральной философской проблемы, утверждалось, что историческое отделение России от культуры западного христианства исключало его участие в движении истории к созданию вселенского христианского общества. Чаадаевская версия марша прогресса во многом обязана французскому католическому консерватизму, тогда как националистический ответ на его идеи в значительной степени опирался на критику романтиками эпохи разума и органическую концепцию нации Шеллинга: славянофилы считали, что западная культура находится в упадке. состояние терминального нравственного и социального упадка, страдание от избытка рационализма, приведшего к социальной атомизации и фрагментации индивидуальной психики (см. Чаадаев П.И.; шеллингианство). Эти разногласия могли быть излечены только религиозной верой в ее чистейшей форме, русским православием, чей дух органической «сплоченности», незапятнанный западным рационализмом, они представляли как образец для русского общества и маяк для человечества. Тем самым они заложили основы характерно русской традиции культурного и религиозного мессианизма, включающей в себя политические сочинения Достоевского, панславистское и евразийское движения (см. Достоевский Ф. философия была очень популярна среди советского подполья.

Светские и западные мыслители были едва ли менее мессианскими в своем ответе на чаадаевский пессимизм. Первые философы русского либерализма (см. Либерализм, Русский) истолковывали прошлое и будущее развитие своей страны в свете гегелевского учения о необходимости движения всех человеческих обществ к воплощению Разума в современном правовом государстве, тогда как русская радикальная традиция была последовательно формировалось эсхатологическими взглядами французских социалистов-утопистов, младогегельянцев и Карла Маркса. Герцен определил отличительную черту русской радикальной мысли как «неумолимый дух отрицания», с которым она, не сдерживаемая европейским почтением к прошлому, взялась за задачу освобождения человечества от трансцендентных авторитетов, изобретенных религией и философией; и основанная им радикальная популистская традиция утверждала, что «привилегия отсталости», позволив России учиться как на достижениях, так и на ошибках Запада, поставила ее в авангард движения человечества к свободе.

Русские религиозные философы склонны видеть себя пророками, указывающими путь к возрождению человеческих обществ через духовное преображение личности. Владимир Соловьев (которого многие русские считают своим величайшим философом) считал, что миссия его страны состоит в том, чтобы создать Царство Божие на Земле в форме либеральной теократии, которая объединит знания и социальную практику и объединит человеческий род. под духовным правлением папы римского и светским правлением русского царя. Его метафизика «всеединства» была доминирующей силой в возрождении религиозной и идеалистической философии в России в начале ХХ века, вдохновив целое поколение мыслителей, стремившихся переосмыслить христианские догмы таким образом, чтобы подчеркнуть связи духовной культуры и религиозной веры с институциональной и социальной реформой и прогрессом во всех других аспектах человеческой деятельности. Среди них были ведущие философы русской эмиграции после 1917, такие как Семен Франк, Булгаков (который стремился создать новую культуру, в которой православие проникло бы во все сферы русской жизни), Бердяев (на которого сильно повлияли мессианские мотивы Соловьева) и Гессен, предложивший неокантианская и западническая интерпретация понятия «Всеединство». Ряд философов-эмигрантов (особенно Ильин и Вышеславцев) трактовали большевизм как выражение духовного кризиса современных индустриальных культур. Многие возлагали вину за русскую революцию на заражение от культурно обанкротившегося Запада, который (вторя славянофилам, Достоевскому и Леонтьеву) представлялся ими испорченным рационализмом, позитивизмом, атеизмом и эгоистичным индивидуализмом (хотя немногие дошли до яростно полемического Лосев, который вплоть до своей смерти в Советском Союзе в 1988, утверждал, что электрический свет выражает духовную пустоту «американизма и машинного производства»). Большинство сохраняло историософский оптимизм во время катастроф первой половины двадцатого века, в которых Бердяев видел предпосылку мессианского возрождения, в то время как Гессен считал, что религиозные и культурные ценности восторжествуют из резни в диалектическом Aufhebung .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts