Фома неверующий что это значит: Фома неверующий | это… Что такое Фома неверующий?

Разное

Содержание

Фома неверующий versus Фома верующий

Апостол Фома, ученик Христов, личность неординарная…

Фома неверующий, имя нарицательное, которое означает человека с недоверием относящегося к поступающей информации, даже когда она носит явный для всех характер.

Имя Фома еврейского происхождения, по-гречески, Дидим, по-русски Близнец, происходит от глагола «разделять пополам». Поэтому, по сути, имя Фома может значить «разделенный надвое» и указывать не на наличие двух одинаковых людей, а на двойственный характер человека.

В этом своем значении это имя может быть применимо и ко всем нам. Ибо общее наше заболевание – отсутствие целостности.

Посмотрим на прочих апостолов. Перед восхождением в Иерусалим Господь говорит ученикам о предстоящих страданиях, смерти и воскресении.

«Но они ничего из этого не поняли» (Лк.18:34).

«Ибо сердце их было окаменено» (Мк. 6:52).

Вот она, причина неверия.

Три года Господь был с учениками, сила Божия, проявляющаяся в исцелении больных и изгнании бесов, совершалась их руками, они были очищены через Слово Божие, они многое знали и многое понимали, но они, тем не менее, оставались невосприимчивыми к чему-то самому главному. Сердце оставалось глухо.

Также часто происходит и с нами. Мы как будто многое знаем и понимаем, и как будто верим, и даже учим других, но сердце глухо и точно так же остается невосприимчивым к чему-то самому главному.

Раздвоенность, нецелостность — болезнь века сего, началась с Адама и Евы, когда они потеряли свою целостность, покорившись врагу человеческому.

Как ее вернуть? Трудно.

И апостолам было нелегко.

Вот воскрес Господь. Явился Марии Магдалине, они не верят.

Явился двоим по пути из Иерусалима в Еммаус. Сомневаются.

Явился апостолам. Фомы при этом явлении не было. Фома не верит. Всем своим существом он хочет в это поверить, он жаждет этой веры, но при этом говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25).

Вот она раздвоенность, она внутри нас, и она в нас остается до тех пор, пока Господь не соединит нас в единое целое!

Замечателен эпизод о прибежавших ко гробу Петре и Иоанне.

Мария Магдалина сказала им, что гроб пуст, и они сразу помчались туда. Иоанн прибежал первым, но не вошел во гроб. За ним Петр. Входит в пещеру, видит пелены и плат, лежащий отдельно, удивляется, недоумевает… И вот за ним со страхом входит Иоанн. «И увидел, и уверовал» (Ин.20:8).

Как уверовал, что произошло? Господь еще не явился видимым образом. Петр еще не верит, только дивится.

Однако это чудо веры присуще всем верующим, мы знаем о нем опытно.

То же произошло и с Фомой, но несколько иным образом.

Подлинная вера и есть обретение целостности.

Фома хочет всем своим существом, всеми чувствами познать, что Господь реально воскрес. Одного знания от других ему недостаточно. Он страдает, и уже давно, от этой своей раздвоенности. Он и знает, и не знает, и верит, и не верит. Реальные муки.

Наконец, по восьми дней, когда и Фома был вместе со всеми, Господь вновь является ученикам. «Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда…и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27).

Вот он – звездный час апостола Фомы! Вера, живая, горячая, пламенная, входит в сердце. Из раздвоенного, сомневающегося он становится цельным и верующим.

И невольно вырывается из груди: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28).

К апостолу Иоанну Господь подобным же образом вошел в сердце в пещере.

Входящий в сердце Господь делает нас целыми и подлинно верующими.

С этого момента, как у апостола Фомы, так и у нас, ныне живущих и уверовавших подобным образом, начинается новая история, новая жизнь.

Жизнь целостная, полностью преданная Самому Прекрасному, Что только есть, Источнику бытия, Богу.

Текст: диак. Алексий Ноговицын

#PokrovHram #ПокровХрам #PokrovHramSpb #ПокровХрамСПб

Поделиться:

И сказал Христос Фоме: «…Не будь неверующим, но верующим»

Есть такое известное выражение – «Фома неверующий». Так обычно говорят о человеке упрямом, во всем сомневающемся, который жестко отстаивает свою позиции и которого весьма сложно в чем-то переубедить. Это выражение знают даже те, кто никогда в жизни не брал в руки Библию, хотя эти люди плохо понимают, о ком идет речь. 19 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает одного из 12-ти ближайших учеников Христа апостола Фому. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые моменты его жития.

Начнем с того, что в Новом Завете об апостоле Фоме говорится немного, но даже те немногочисленные эпизоды, которые все мы знаем, имеют большое значение. Можно предположить, что Господь далеко не случайно отводит Своему ученику вполне определенное место в евангельской истории.

Помимо Священного Писания, существует несколько апокрифических произведений, приписываемых апостолу Фоме, в частности «Деяние Фомы», где рассказывается о его путешествии в Индию для проповеди слова Божия, и древний апокриф «Евангелие от Фомы». Этот документ, построенный в стиле вопросов и ответов из бесед со Спасителем, был обнаружен в 1945 году в египетской «библиотеке Наг-Хаммади»; ученые полагают, что это так называемое «пятое Евангелие» было написано во второй половине I века от Рождества Христова.

С именем апостола Фомы в новозаветной истории связано несколько загадок, которые богословам и ученым пока прояснить не удалось. Одна из них заключается в его имени. В переводе с еврейского имя Фома означает «близнец», об этом даже упоминает евангелист Иоанн: «…Фома, иначе называемый Близнец…» (Ин. 11, 16). На греческом имя апостола звучит как Дидимос и тоже переводится как «близнец». А в «Деяниях Фомы» ученик Христа называет себя даже так: Иуда Фома Дидим.

Почему «Близнец»? На это богословы и религиозные исследователи однозначно ответить не могут. Есть лишь ряд версий. По одной, наиболее распространенной, понятие «близнец» следует толковать не в привычном для нас смысле. Здесь близнец – это не один из братьев одной матери, внешне абсолютно похожих друг на друга и появившихся на свет в один день (тем более что нигде не упоминается, что у апостола Фомы был брат-близнец). Близнец Фома  – это человек, как бы раздваивающийся внутри себя, человек внутренней двойной природы. Если исходить из этой точки зрения, то тогда все действия апостола Фомы во многом становятся понятны.



«Уверение апостола Фомы»

Образ апостола Фомы, каким нам его представляет Священное Писание, рисует человека глубоко верующего, очень храброго и деятельного. И в то же время человека скептического склада характера и аналитического ума, не привыкшего верить на слово, а требующего доказательств.

То, что апостол Фома-Близнец был храбр и деятелен, можно заключить из евангельского эпизода с воскресением Лазаря. Как помнит читатель, в Вифании сильно заболел Лазарь, брат Марфы и Марии, он практически находился на грани жизни и смерти. И Христос, узнав об этом, собирается туда к Лазарю, предсказывая, что «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4). На что некоторые ученики пытаются удержать Спасителя, отговорить Его от того, чтобы идти в Вифанию, так как Его жизни угрожает опасность от рук иудеев, которые стремятся схватить Его. На что апостол Фома, обращаясь к колеблющимся ученикам Христа, горячо возражает: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11, 16).

А вот о сомнениях Фомы, его скептицизме, критически настроенном уме говорит тот самый знаменитый эпизод, связанный с явлением Христа ученикам после Вознесения, от которого пошло столь известное всем выражение «Фома неверующий». Это в советские времена поэт Сергей Михалков, выполняя идеологический заказ, решил объяснить выражение «Фома неверующий» простым стихотворением, которое так и называлось «Фома». Но люди верующие отлично знали евангельскую историю о скептически настроенном апостоле, который объявил, что не поверит в Воскресение Христово, пока своими глазами не увидит Христа Воскресшим.

Евангелист Иоанн рассказывает о том, как Христос по Воскресении из мертвых явился Своим ученикам, но апостола Фомы на тот момент не было с другими апостолами. Те, увидев Христа, обрадовались и поверили. А после поведали об этом Фоме, но скептик Фома-Близнец отказался в это верить, сказав такие слова: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Вероятно, Спаситель, отлично понимая скептический настрой апостола Фомы, именно его выбрал, как в случае с Воскресшим Лазарем, «к славе Божией».

Одни люди верят сразу и безоговорочно подобно Симону Петру или апостолу Иоанну, которые мгновенно поверили в Воскресение Христа, едва вошли во гроб и увидели лежащие пелены и пустой плат. Другим людям, подобно скептику Фоме, нужно всё потрогать своими руками, увидеть своими глазами, и только тогда они смогут поверить. Чтобы укрепить веру вот таких сомневающихся, критически настроенных людей, Христос и задержал в удалении апостола Фому…

Воскресший Спаситель явился к Своим ученикам и после слов «Мир вам!» сразу обратился к скептику Фоме, предложив тому воочию убедиться, что перед ним стоит живой Христос. «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27), – пишет евангелист Иоанн. Надо отдать должное апостолу Фоме-Близнецу: он мгновенно отбросил свои сомнения, неверие и сразу же поверил: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28).



Картина Караваджо «Уверение святого Фомы»

Второй похожий эпизод, в котором ключевое значение имеет апостол Фома, связан с Успением Пресвятой Богородицы, о котором упоминали многие древние авторы: Никифор Ксанфопул, Мелитон Сардийский, Дионисий Ареопагит, Иосиф Аримофейский, святой Иоанн Дамаскин… Когда Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о Ее скором переселении из земной жизни в жизнь Небесную, Она Своими молитвами умолила Своего Сына Иисуса Христа дать Ей возможность перед Успением увидеть всех апостолов, которые в эти дни в разных странах проповедовали слово Божие.

И Господь внял молитвам Богоматери и в одно мгновение перенес всех учеников из разных земель в Иерусалим так, чтобы они могли повидать Матерь Божию. И лишь одного апостола Фому Христос удержал и не позволил Фоме прибыть в срок в Гефсиманию на погребение Богородицы.

Апостол Фома пришел лишь три дня спустя после погребения, с горькими слезами пал он пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление, что не удостоился последнего благословения Пресвятой Богородицы и прощания с Ней. Другие апостолы, видя такую его скорбь, решили открыть пещеру и дать возможность Фоме-Близнецу поклониться святым останкам Богородицы. Но, когда гроб был открыт, глазам всех предстали лишь погребальные пелены. Так все апостолы, включая Фому, убедились в вознесении Пресвятой Девы на Небо.

…Все дальнейшие события в жизни апостола Фомы связаны с его путешествиями и проповедованием слова Божия у язычников. И при описании этих событий исследователи опираются, как уже было сказано, на ряд апокрифических источников, в частности на труд «Деяния Фомы». Известно, что он написан в III веке на сирийском языке от третьего лица и состоит из 13-ти глав и отрывка, который называется «Мученичество Фомы». Но богословы до сих пор не знают, кто из последователей или учеников апостола Фомы написал этот немалый труд, относящийся к пяти крупнейшим апокрифам, связанным с жизнью апостолов Христа.

Известно, что после схождения Святого Духа все апостолы собрались вместе в Иерусалиме, чтобы определить, кому в какие земли идти проповедовать. Святому апостолу Петру выпало нести Слово Божие жителям Иерусалима и Рима; Андрею – Вифиния и Пропонтид, земли скифов; Левию Матфею предстояло отправиться в Эфиопию; Иоанну – в Эфес и города Малой Азии… А апостолу Фоме выпала самая дальняя дорога – в Индию.

В «Деяниях Фомы» рассказывается, что поначалу, узнав о таком жребии, апостол Фома огорчился и даже возмутился, говоря: «Не имею я сил для этого, ибо слаб я, и муж я еврейский – как индийцев могу я учить?» Но в ту же ночь Христос явился апостолу Фоме и ободрил его словами: «Не бойся, Фома, ведь благодать Моя с тобой».

Очень может быть, что на русском языке мы имеем дело с сокращенным текстом древнего источника, потому что в русскоязычном варианте приводится только восемь деяний и разбиты они вовсе не на 13 глав. В тексте описаны самые разные эпизоды из индийских странствий Фомы: о том, как апостол проповедовал среди язычников слово Божие, как осененный благодатью Христа лечил больных, оживлял мертвых, сражался с индийскими жрецами, изгонял бесов из одержимых и даже сражался с диаволом, принявшим вид громадной черной змеи. Но чаще всего авторы, рассказывающие о путешествии в Индию апостола Фомы, останавливаются на двух наиболее показательных эпизодах.

По воле Божией апостол Фома примкнул к некоему индийскому купцу по имени Хаббан, которого индийский раджа (в тексте «Деяний Фомы» его называют царем) Гундофар послал сыскать искусного плотника для строительства дворца.

После долгого путешествия странники прибыли к царю Гундафару, и тот, узнав, что Хаббан привел искусного плотника, приказал апостолу Фоме построить громадный и красивый дворец. Выделив деньги на строительство, Гундафар уехал, а апостол Фома стал ходить по индийским селам, раздавая царские деньги нищим и больным, говоря при этом, что это царь Гундафар посылает им помощь.

Когда царь вернулся, он не нашел никакого дворца и в гневе спросил апостола Фому: «Где же твой дворец, строитель?» На что апостол ответил, что дворец построен, но только царь сможет увидеть лишь после смерти. В страшный гнев пришел царь Гундафар: он повелел бросить в темницу и Фому, и купца Хаббана, а сам стал думать, какой бы более изощренной смерти их подвергнуть.

В ту же ночь внезапно скончался брат царя по имени Гад, а позже он явился царю Гундафару в видении… и стал просить: «Милостивый брат, прошу тебя окажи мне последнюю милость – продай мне твой прекрасный дворец, который я увидел на небесах». «Какой дворец?» – удивился Гундафар. «Тот, что построил для тебя христианин».

Царь приказал тотчас же выпустить из темницы пленников. Видение с братом и его слова так потрясли Гундафара, что он принял святое Крещение из рук апостолы Фомы и стал горячим его последователем. А апостол Фома пошел дальше, неся свет Христовой истины. Как считают исследователи, во время своего долгого путешествия из Иерусалима на Восток апостол Фома побывал и основал христианские общины во многих странах: в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии. Говорят, что он даже дошел до Китая.

Апостол Фома практически повторил путь царя Александра Македонского, который грозный завоеватель совершил за четыре века до того, как Фома-Близнец отправился в свой проповеднический путь. Только Александр Македонский шел во главе громадного войска, неся смерть на своем пути, а апостол Фома шел один, поддерживаемый лишь благодатью Божией и неся свет и жизнь в языческие царства. 

И наконец еще одна история связана с мученической кончиной апостола Фомы. Это произошло в индийском городе Мелиапоре (более позднее название – город Каламин, в наше время это город носит название Ченнаи. – Ред.), где правил индийский раджа (в «Деяниях Фомы» его тоже называют царем) Маздай. Придя в этот город, апостол Фома остановился в доме обращенного в христианство военачальника Сифура. К нему приходили люди, он лечил их и проповедовал слово Божие, рассказывал им о событиях, происшедших в далеком Иерусалиме, об Истинном Боге.

Слушателей становилось всё больше и больше, многие просили апостола Фому окрестить их. В итоге христианами стали многие царские сановники, включая жену царя и одного из его сыновей по имени Визан.

Царь Маздай страшно рассердился и решил расправиться с апостолом Фомой, но, побоявшись сделать это при народе, приказал стражникам: «Возьмите его, поднимитесь с ним на гору и там заколите его». За Фомой шли его последователи; они пытались вырвать апостола из рук солдат, но сам Фома остановил их. Он понимал, что пришло его время отойти ко Господу. Он только попросил дать ему помолиться на горе. И, став на колени в окружении своих учеников, он обратился к своему Учителю с такими словами: «Господь мой и Бог мой, и Надежда моя, и Спаситель мой, и Проводник мой, и Путеводитель во всех землях, которые прошел я с именем Твоим, Ты будь со всеми слугами Твоими, и Ты сделайся Проводником также и моим, дабы к Тебе пришел я, Тебе ибо вручаю я душу мою, и никто из рук Твоих не возьмет ее. Не дай помешать мне грехам моим. Вот, Господь мой, я исполнил волю Твою и стал рабом ради этой свободы, которую ныне получаю. Ты, Господь Иисус, дай (ее) мне и исполни ее во мне, ибо я не сомневаюсь нисколько в истине Твоей и любви Твоей, но ради тех, которые стоят, чтобы слышать, говорю я пред Тобою». А после сказал стражникам, чтобы они выполнили приказание своего царя… И пятеро стражников ударили апостола Фому копьями одновременно.

И военачальник  Сифур, и сын царя Визан, и многие другие индийцы, ставшие христианами, сидели в ту ночь  на горе и горько плакали о святом человеке, принесшем им свет Истины.

Как считают ученые богословы, мученическая смерть апостола Фомы произошла между 68 и 72 годами от Рождества Христова. Мощи апостола находились в Индии на протяжении четырех столетий. Многие путешественники, включая знаменитого Марко Поло (к слову сказать, Марко Поло называл местных жителей «христианами апостола Фомы»), упоминали в своих записках о посещении могилы святого апостола Фомы.

Потом мощи перевезли в Эдессу, где когда-то проповедовал Фома, а позже они попали на греческий остров Хиос, а уже оттуда в итальянский город Ортон в провинции Кьета. И здесь, начиная с 6 сентября 1258 года, они покоятся в базилике святого Фомы. Говорят, что частицы мощей святого апостола Фомы-Близнеца есть в Грузии в Сионском соборе, в Венгрии, на Святой Горе Афон и, конечно же, в Индии, которой святой Фома помог встать на путь христианства.

Петр Селинов

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!

Добавить комментарий

Неверующий Определение и значение — Merriam-Webster

неверующий

ˌən-bə-lē-vər 

1

: тот, кто не верит в какую-либо конкретную религию

2

: неверующий : недоверчивый : сомневающийся, скептик

Синонимы

  • неверующий
  • сомневающийся
  • сомневающийся Томас
  • спрашивающий
  • скептик

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

трезвомыслящий неверующий , потребовавший конкретных доказательств любой предполагаемой активности НЛО

Недавние примеры в Интернете

Как директор внутреннего аналитического центра Number 10, Отдела политики, неверующий , о котором идет речь, до сих пор был малоизвестной фигурой в высшем командовании Бориса Джонсона, хотя и важной.

The Economist , 27 июня 2020 г.

Для меня этот человек всегда неверующий и усилие заставить его прозреть очень велико.

Стивен Мирарчи, National Review , 28 декабря 2019 г.

Изолированный мир дрессировщиков змей в Аппалачах — место действия этой драмы о дочери пастора, которая влюбляется в неверующий .

Кэри Дарлинг |, Houston Chronicle , 8 августа 2019 г.

Философ задавался вопросом, что осталось неверующим в плане этических принципов.

Дэн Хофштадтер, WSJ , 15 февраля 2019 г.

Указ о поражении, унижении и неверии неверующих .

Адам Носситер, 9 лет0039 New York Times , 5 апреля 2018 г.

Мельник был насмешником и неверующим , развратником, противным существом.

Бен Тауб, The New Yorker , 30 апреля 2018 г.

Для случайного, непосвященного бейсбольного болельщика, который время от времени подключается, призывы к хоумрану в этом сезоне должны звучать так же непонятно, как пятидесятническая проповедь неверующему .

Джей Каспиан Кан, 9 лет0039 New York Times , 29 августа 2017 г.

Но их готовность вступить в союз с любым врагом своего врага поставила их в странное положение поддерживающих режимов, которые сажают в тюрьмы гомосексуалистов, убивают диссидентов, бросают камни в неверующих и сбрасывают бочковые бомбы на мирных жителей Алеппо.

Яша Моунк, Slate Magazine , 5 января 2017 г.

Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «неверующий». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1526, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование неверующий был
в 1526 г.

Посмотреть другие слова того же года
не верить

неверующий

неверующий

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Неверующий.» Словарь Merriam-Webster. com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/unbeliever. По состоянию на 19 ноября 2022 г.

неверующий

ˌən-bə-lē-vər 

1

: неверующий : неверующий

2

: неверующий

7

803 сомневающийся
неверующий

-ˈlē-viŋ

имя прилагательное

невероятно
наречие

Еще от Merriam-Webster о

unbeliever

Britannica English: Перевод unbeliever для говорящих на арабском языке

Подпишитесь на крупнейший в Америке словарь и получите еще тысячи определений и расширенный поиск — без рекламы!

Мерриам-Вебстер без сокращений

Фактор Томаса: использование своих сомнений для приближения к Богу – 2.

Распространенные мифы лучше? Возможно, после похода к врачу вы получили другое лекарство и стали чувствовать себя лучше. Ключевым моментом, очевидно, был правильный диагноз и лечение. Если любой из них неправильный, можно никогда не избавиться от симптомов.

Так же и с сомнением. Правильный диагноз и средства правовой защиты имеют решающее значение для преодоления проблемы и облегчения. Хотя в следующих главах мы коснемся этих двух тем более непосредственно, мы начнем с упоминания многих распространенных мифов, касающихся религиозной неуверенности. Как и в нашей истории выше, начало с правильной информации дает гораздо больше шансов вылечить боль.

Немногие темы вызывают больше заблуждений, чем сомнения. Поскольку очень важно начинать с истины, мы хотим продолжать закладывать фундамент, на котором можно строить по мере продвижения вперед. Вот несколько примеров того, как ошибочные представления о религиозной неопределенности создают проблемы:

Дэйв рассудил, что, поскольку сомнение противоположно вере, его постоянные вопросы должны означать, что он совершил непростительный грех. Хотя он больше всего на свете жаждал прощения и общения с Богом, он считал, что лишился и того, и другого своими возражениями, которые он считал отменой своей веры. Этот вывод причинил ему невероятное количество душевных терзаний, в том числе мысль о том, что он никогда не сможет найти то, чего хотел больше всего в жизни: прочную уверенность и покой.

Алисия думала, что библейские персонажи никогда не сомневались, потому что Бог был в постоянном и регулярном контакте с ними, в отличие от сегодняшнего дня. Но она также знала, что у нее и у многих ее верующих друзей действительно были вопросы о христианстве, в том числе ощущение, что Творец молчал о них. Ее неверные убеждения привели ее к ошибочным выводам о природе Бога. Это, в свою очередь, нанесло ущерб ее духовному росту.

Иоанн был неверующим и думал, что сомнения обычно возникают только у консервативных христиан как прямой результат их строгих социальных стандартов. Казалось, все, что он когда-либо слышал от них, было: «Делай это… Не делай этого». Это во многом объясняет его решение избегать ортодоксального христианства во всех его формах, в том числе тех людей, которые в него верят, из опасения, что он тоже может стать «оскверненным».

Каждый из этих людей так или иначе страдал из-за того, что верил и действовал на основании ложной информации. Вы можете вспомнить мое собственное свидетельство. Я могу понять такого рода ошибки, потому что меня также сильно дезинформировали, хотя я бы заявил о давнем интересе к этой теме. Давайте исследуем некоторые из этих заблуждений, которые часто приходится слышать о предмете религиозной неуверенности. Некоторые из наших утверждений будут использовать отрывки из Писания, которые мы рассмотрели в предыдущей главе.

Неверные представления о сомнениях

«Сомнения никогда не возникают у героев Библии»

Мы посвятили последнюю главу тому, чтобы показать, что существует множество причин отвергать это утверждение. Но поскольку это обычно считается истинным, мы упоминаем его снова. Иов, Авраам, Давид, другие авторы боговдохновенных псалмов, Иеремия, Иоанн Креститель и апостол Павел выступают против этого обвинения. Хотя все эти люди были библейскими супергероями, они также были людьми и грешниками. Они следовали за Богом, но временами им тоже приходилось бороться. Это одна из причин, почему они могут быть для нас такими примерами даже сегодня. Казалось бы, с этим должен согласиться любой, кто принимает Библию за чистую монету.

Мы также видели, что эти библейские защитники боролись с такими вопросами, как присутствие зла в мире и молчание Бога. Вопреки убеждению Алисии в приведенной выше истории, они не находились в постоянном общении с Богом. У них было много таких же вопросов, как и у нас в нашем поколении. Алисии нужно исправить свои ложные представления, чтобы она не ставила под угрозу свое представление о природе Бога и не останавливала свой духовный рост.

«Сомнения затрагивают только христиан, но не атеистов или других неверующих»

Мы также подробно рассмотрели это утверждение и обнаружили, что оно неверно. Некоторые неверующие в Писание были открыты для Бога, в то время как другие ожесточили свои сердца против Него. Некоторые не верили даже после того, как увидели чудеса Иисуса. Следовательно, Иисус по-разному реагировал на каждого из них.

У нас есть не только свидетельство Писания о том, что нехристиане могут жить в состоянии сомнения, но и современные писатели, такие как К. С. Льюис, также дали свое собственное свидетельство об этом факте. Библейские герои, о которых мы только что упомянули, имеют даже нечто общее с этими неверующими: все они люди, существующие в падшем, греховном состоянии. Это коренная причина проблемы, которую мы обсуждали, и главная причина, по которой сомнение не уважает людей. Одно связанное с этим обвинение состоит в том, что только консервативные христиане являются постоянными сомневающимися, как жалоба Иоанна в нашей истории выше. Конечно, чрезмерное следование правилам может, без сомнения, способствовать неопределенности на любом из нескольких уровней. Но мы уже видели, что здесь задействовано гораздо больше, чем консерваторы; люди из всех слоев общества подвергают сомнению свои религиозные убеждения. Таким образом, жалоба Джона была сама по себе слишком избирательной, поскольку она не признавала всепроникающего сомнения. Он отверг православное христианство по незаконным причинам.

«Сомнения относительно редки»

Следует признать, что только потому, что и верующие, и неверующие испытывают религиозную неуверенность, это не означает, что это распространено. Библия также не дает ответа на этот вопрос, кроме как косвенно. Тем не менее, поскольку это явление так распространено во всем Писании, затрагивая так много людей, следует мысль, что оно, по крайней мере, довольно часто. Можно также предложить еще два библейских момента: то, что многие из тех, кто испытал сомнение, были духовными гигантами, только дополняет утверждение о том, что это, вероятно, происходит со многими, кто не так духовно настроен. Кроме того, поскольку все имеют общую человеческую греховную нить, можно даже ожидать, что этот опыт будет обычным явлением. К этим библейским рассуждениям мы можем добавить бесчисленное количество свидетельств современных людей – как верующих, так и неверующих. Я уже говорил, что десятки моих собственных интервью заставили меня подозревать, что это исключительно обычное явление. По крайней мере, для меня это достаточно очевидно, и я подозреваю, что это очень распространенный опыт. Конечно, я не претендую на научные данные для этого вывода.

«Сомнение противоположно вере; на самом деле это неверие»

Это еще один протест, к которому мы уже обращались. Хотя сомнение может склоняться к неверию и хотя оно выражается неверующими, это, конечно, не относится к большинству примеров в Библии. Чаще всего сами верующие задают вопросы и ставят проблемы. (Конечно, Писание в основном обращается к верующим, поэтому мы не можем использовать это, чтобы сказать, что христиан сомневается больше, чем нехристиан). Есть греческое существительное, обозначающее веру ( pistis ) и еще один для неверия ( apistia ). Сомнение не является ни тем, ни другим: оно чаще выражает такие идеи, как недоумение, беспокойство, неуверенность или, возможно, слабую веру.

Чтобы увидеть, действительно ли сомнение является неверием, полезно вспомнить несколько примеров, которые мы уже рассмотрели. В Ветхом Завете Иов был не только праведным слугой Бога, когда сатана начал искушать его, но и в конце концов был оправдан. Бог никогда не обращался к нему как к неверующему. В еще большей степени это относилось к Аврааму, мужу веры. Называть его вопросы результатом его неверия — значит просто упускать суть всей его истории. Хотя Давид согрешил, он также был одним из главных примеров человека Божьего. Конечно, иногда он боролся со своей верой, но он, несомненно, был верующим.

В Новом Завете мы не смеем говорить, что сомнение Иоанна Крестителя было неверием, иначе мы были бы близки к тому, чтобы опровергнуть утверждение нашего Господа о том, что он был самым праведным мужчиной, когда-либо рожденным женщиной. Также нельзя было правильно утверждать, что оставшиеся без ответа молитвы Павла были неверием. А как насчет эмоциональной борьбы Иисуса в Гефсиманском саду? Кажется, здесь нам придется немного поболтать!

Таким образом, мы заключаем, что сомнение может быть негативным и иногда склоняется к неверию. Однако его обычное библейское использование — это описание верующих, которые борются с различными аспектами своей веры. У нас даже есть случаи, когда против Бога выдвигаются серьезные обвинения, но когда человек определенно верующий.

«Сомнение всегда указывает на то, что что-то серьезное не так; возможно, это даже непростительный грех»

Это первое из нескольких обвинений, которые не совсем ошибочны, но являются полуправдой. Но так как часть понятия верна, иногда полуправда более вредна, чем полное заблуждение.

Таким образом, мы могли бы начать здесь, отметив определенное общее согласие с утверждением. Да, наличие постоянных сомнений, которые представляют собой нечто большее, чем мимолетное настроение или кратковременное давление, вполне может быть сигналом того, что что-то не так. Вот почему эта книга пишется. Из этого, однако, не следует, что эта «неправота» является чем-то серьезно или обязательно духовным, хотя это, безусловно, может быть таковым. Это также может сигнализировать о наличии медицинских или эмоциональных факторов, с которыми необходимо справиться. Но хотя эмоциональные сомнения, в частности, могут быть очень болезненными, из этого не всегда следует, что уровень боли указывает на то, что что-то ужасно неправильно. Эта частая несоизмеримость между болью и серьезностью — одна из многих ложных тревог, связанных с сомнением.

В отличие от этого часть о непростительном грехе может показаться совершенно ошибочной. Комментаторы обычно соглашаются с тем, что это состояние является постоянным состоянием ума, а не результатом кратковременного упадка. Как правило, это происходит из устоявшегося отношения, отвергающего (и продолжающего отвергать) Бога, а не из краткого гневного всплеска (вспышек). Это не значит, что последнее упускается из виду, потому что оно тоже может быть серьезным, но только для того, чтобы сказать, что его нельзя квалифицировать как непростительное состояние. Большинство ученых говорят, что поведение Дейва на иллюстрации выше показывает, что он определенно не совершал непростительного греха. Его стремление к покаянию и его стремление к Богу, а также тот факт, что вопросы о Боге не приводят автоматически к совершению этого ужасного греха, являются лучшими признаками этого.

Далее, если обычные сомнения делают человека непростительным грехом, то почему он не был совершен автором 44-го псалма? Разве многие другие псалмы, бросающие вызов Богу, не заканчиваются благодарением и хвалой без каких-либо указаний на то, что авторы теперь неверующие? Разве тридцать глав Иова, посвященных постоянным и даже чрезмерным вызовам Богу, не покажут, что он был в непростительном состоянии? Но Бог допускает его покаяние в конце книги! Сколько ударов нанесет Авраам, прежде чем его вызовут? Мог ли он когда-либо быть известен как муж веры и занимать такое видное место в Евреям 11, если бы это возражение было верным? Когда Давид совершил двойной грех убийства и прелюбодеяния с Вирсавией, что вызвало у него вопросы уверенности, почему он смог позже раскаяться, выздороветь и стать человеком по сердцу Бога? А как насчет кажущейся готовности Иоанна Крестителя обратиться к другому «мессии»? Если бы он перешел черту, ведущую к непростительному греху, мог бы Иисус сделать ему такой огромный комплимент?

Казалось бы, библейский материал снова и снова заставляет нас отвергать вторую часть этого обвинения против религиозной неопределенности. Безусловно, непростительный грех реален, и его следует избегать любой ценой. Но постановка вопросов, подобных тем, которые мы рассматривали, кажется, не соответствует требованиям.

«Сомнение не следует признавать или обсуждать, так как это, по сути, недостаток характера»

В некотором смысле религиозная неуверенность возникает из-за недостатка характера – мы называем это грехом! Но из этого не следует, что его следует запирать и держать подальше от других, как бешеную собаку или какую-нибудь очень заразную болезнь! Здесь мы имеем еще одну полуправду. Правда, сомнение в своей вере может распространиться и на других. Но то же самое можно сказать и о поиске библейских, благочестивых решений. Собственно, это как раз и есть одна из причин, почему ее следует и признать, и обсудить. Это предмет, в котором публичное рассмотрение может быть одним из самых надежных способов найти облегчение и исцеление.

Сомнение является чертой характера и в другом смысле. Чаще всего это следует за типами личности, как мы увидим позже, поэтому важно, чтобы мы распознавали свои личные склонности и заранее понимали, где они могут очень хорошо закончиться. Часто все, что нам нужно сказать себе в период религиозных колебаний, это: «Это снова я! Успокоиться.» Распознавание и чтение наших предрасположенностей — неотъемлемая часть работы с сомнениями. Но это тема, которая будет позже.

«Сомнение обычно носит фактологический характер; оно всегда удовлетворяется изучением фактов»

Ранее я уже говорил, что это была моя первая мысль в первые дни моих сомнений. На самом деле это убеждение сохранялось в течение многих лет учебы. Но во многих случаях я задавался вопросом, почему тщательная систематизация фактов, даже в тех случаях, когда эта основа была почти подавляюще сильной, не всегда успокаивала неопределенность. Особенно это проявлялось, когда допрос принимал эмоциональный или волевой характер. На самом деле, я преуменьшаю проблему здесь. Было очень неприятно обнаружить, что сомнение едва сдвинулось с места в моменты страсти.

Это привело к дополнительным проблемам. Почему не работали факты? Это тоже может быть проблемой? Я что-то не так изучил? Здесь я столкнулся со второстепенным уровнем неопределенности. Иногда мне просто хотелось вообще уйти от темы, но я знал, что это не решит моего затруднения.

После многих лет изучения я пришел к выводу, что, хотя часто использовались фактические компоненты, и ответы в конечном итоге сводились к вопросу о том, имеет ли христианство прочное основание, немногие сомнения разрешались прямым цитированием соответствующих фактов. Часто казалось, что это помогает на короткое время, иногда существенно, но обычно это длилось всего несколько дней. Тут мне вспоминаются слова, сказанные мне много лет назад коллегой: «Вера слаба, когда она колеблется в соответствии с последним археологическим открытием». Я должен был признать: вера, которая почти ежедневно нуждалась в подкреплении фактами, также нуждалась в чем-то еще, чтобы иметь дело с основной проблемой, в чем-то более постоянном.

Итак, сами по себе факты не удовлетворяют эмоционально-волевой элемент сомнения. Одна из основных причин такого вывода заключается в том, что люди — это целые сущности — мы больше, чем просто данные. Как целостные личности, мы также должны удовлетворять другие компоненты нашего существа. Сомнение редко является проблемой только в сфере фактов. Поэтому неудивительно, что решение выходит за пределы этого узкого диапазона.

«Сомнения в основном возникают у тех, кто одарён интеллектуально»

Возможно, многие сомневающиеся — очень умные люди, но это не относится к тому, как это исцеляется. Как ни странно, это делает его более опасным для некоторых сомневающихся, которые привыкли атаковать проблемы в лоб, с хорошей дозой «ума». Предполагается, что они снова обратятся к тому, что всегда работало для них, но религиозная неуверенность обычно возникает по менее чем интеллектуальным причинам. Если человек не выйдет за рамки этого подхода к своему ответу, он, скорее всего, останется невосприимчивым к исправлению, поскольку он не будет искать эмоциональную основу своей проблемы. Когда вы не считаете свои эмоции проблемой, это не шокирует, если вы не ищете там свои ответы.

Еще раз повторюсь, раскопать прочный фундамент христианства весьма ценно, поскольку он необходим в очень многих случаях. Но мы должны перейти оттуда к другим областям, чтобы решить многие из наиболее распространенных проблем неопределенности. Работа с проблемами достаточно быстро вытолкнет человека за рамки одних только фактов. Я проверял этот принцип, наверное, сотни раз, что объясняет мою практическую уверенность в том, что он действительно работает.

Но мы не можем переоценить вопрос об интеллектуальных способностях сомневающихся, поскольку многие из них не слишком интеллектуальны. Это может даже помочь, поскольку они с большей вероятностью признают, что часто борются со своими эмоциями. Таким образом, они ближе к некоторым решениям.

«Сомнения обычно следуют схожим схемам»

Если это заблуждение рассматривает религиозное сомнение как довольно одномерное или одностороннее явление, протекающее по единым линиям, то мало что в этом предмете ошибочно. Неопределенность столь же разнообразна, как и люди, которые ее испытывают. И, как мы уже говорили, это происходит по крайней мере тремя основными путями: фактическим, эмоциональным и волевым. Так что это, безусловно, отличается от человека к человеку.

Сказав это, однако, также верно и то, что, как только человек правильно идентифицирует вид сомнения, он может следовать в целом аналогичной последовательности. Конечно, есть и личные повороты, столь же разнообразные, как и личный опыт тех, кто решается пойти по этим путям. Но консультант, который хорошо понимает различные аспекты и то, как они развиваются в каждой из их основных вариаций, часто может предсказать, какой след они оставляют в человеке.

Как только я определяю, где находится человек, я обычно использую способ предсказания того, что он или она говорит себе, что он чувствует и так далее. Обычно человек задается вопросом: «Откуда я все это знаю?» (Если бы они только знали годы болезненных шагов, которые привели меня к этой точке!) Я думаю, что такой процесс часто вселяет уверенность в сомневающегося, потому что он говорит им, что вы понимаете их дилемму. Это также позволяет им узнать, что другие прошли этот путь до них. Почти всегда приятно знать, что вы не одиноки, когда работаете с проблемной областью. Если предсказание было неточным, я просто возвращаюсь к предыдущему пункту, слушаю еще, а затем пробую еще раз.

«Сомнение обычно можно решить одним и тем же средством или реакцией»

Это еще одна полуправда, так что она может иметь хороший смысл. Если это означает, что есть один шаг, который все должны выполнить, после чего они получат облегчение, то я настроен очень скептически. Например, если предполагается, что все, что нужно сделать человеку, это покаяться в своих грехах, или помолиться, или стать более духовным, я готов выслушать. Но это немного похоже на друзей Иова, которые тоже думали, что дают хорошие, духовные советы, но Богу не понравилось то, что они сказали (Иов 42:7–10). Безусловно, эта рекомендация вполне может сработать, в зависимости от конкретных обстоятельств, но я думаю, что Писание также меняет свои рекомендации для разных болезней, и на то есть веские причины.

Если смысл утверждения в том, что после того, как найдено работающее решение, его часто можно применять повсеместно, то это потенциально очень положительно. Опять же, это зависит от частностей, но в принципе возможно. Иногда очень полезно несколько решений. Разные и даже нестандартные схемы работают у разных людей. Именно поэтому мы предоставим различные предложения. По аналогии, врачи часто назначают два или более лекарств от одной и той же болезни, в том числе варьируя тип или дозы для разных случаев.

«Сомнение никогда не приносит положительных результатов»

Мы уже много раз говорили, что религиозный скептицизм может причинить вред, а само слово может склоняться в сторону неверия или отчаяния. Но то, что могут возникнуть отрицательные результаты, не означает, что они будут. И это, конечно, не означает, что благословения не могут быть результатом. Мы даже выделим главу, чтобы обрисовать в общих чертах некоторые из положительных результатов, которые могли произойти и произошли из темных ночей сомнений.

Мы должны иметь в виду, что верующие не просят разрешения, чтобы предаваться здесь времяпрепровождению. Похоже, они не хотят подвергать сомнению свою веру. Они желают общения с Богом. Таким образом, учитывая, что сомнение является реальностью в их жизни, его результат в их росте и развитии полезен.

«Сомнение всегда усиливается по мере взросления, особенно по мере приближения к смерти»

Казалось бы, это очень плодотворная область исследований, которая может дать интересные результаты. Однако, возможно, вопреки популярным представлениям, это утверждение, по крайней мере, на первый взгляд кажется неверным. По крайней мере, согласно одному массовому опросу ( «Развитие веры и ваше служение», , опрос Гэллапа, 1986 г.), а также некоторым другим публикациям, пожилые люди парадоксальным образом кажутся более твердыми в своих убеждениях и, таким образом, испытывают меньше сомнений.

Для этого могут быть веские причины. Теория развития, возможно, самая первая в этом списке, указывает на то, что пожилые люди вполне могли бы пройти формирующие стадии роста и прийти к устоявшемуся пониманию того, кто они, что такое жизнь и во что они верят. Другие соображения включают вероятность того, что у них больше нет непосредственных забот по обеспечению своих детей, в целом меньше ответственности, а некоторые уже пережили смерть своего супруга. Подобные причины вполне могут ослабить напряженность вопросов, которые чаще возникали в более раннем возрасте.

Однажды мне выпала честь взять интервью у пожилой христианской пары лет восьмидесяти, которые, казалось, всегда выражали спокойную, зрелую веру. Я спросил об их верованиях, их тревогах и их страхе перед смертью. Я задавал очень откровенные вопросы, настаивая на «закулисных» ответах. Они произвели на меня такое сильное впечатление своим оседлым качеством жизни, о котором я только что упомянул. Они казались твердыми в своей вере и не боялись смерти. На самом деле они довольно сильно и уверенно утверждали и то, и другое. Кроме того, они указали, что, хотя раньше они были беспокойными, их нынешнее состояние длилось примерно последние двадцать лет или около того. Правда, это только одна пара. Но все, что я могу сказать, это то, что я был исключительно впечатлен их прямыми ответами.

Заключение

Ложь, представленная в этой главе, была выбрана потому, что она является частой христианской реакцией на предмет сомнения. Выделение их и исправление имеют решающее значение, но это делается слишком редко. Именно из-за таких неверных представлений многим так трудно разобраться в своих собственных состояниях. В конце концов, если мы не сможем идентифицировать и локализовать физические проблемы, мы не будем знать, что лечить.

Это подводит нас к одному из самых важных принципов этой книги. Неправильное определение специфической природы сомнения часто означает поиск лекарства в неправильном направлении. Нам нужно что-то конкретное, к чему можно тщательно прицелиться. Но если я не могу определить природу проблемы, то, конечно, сомнительно, что я найду самый верный путь к исцелению, кроме как случайно. Знание специфической природы сомнения позволяет мне увидеть его в самом ясном свете и атаковать его с наилучшей стороны.

Просто знать, например, что религиозные сомнения преследуют практически каждого в какое-то время, уже само по себе утешительно. Осознание того, что это обычное человеческое состояние, воодушевляет; это, по крайней мере, показывает, что я не одинок в своей дилемме.

Кроме того, осознание того, что разрушительное влияние неопределенности обычно можно вылечить и что весь опыт может даже привести к очень положительным результатам, может быть в равной степени освобождающим. Все это означает, что нам нужно больше узнать о природе сомнения. Это будет одной из наших ближайших целей.

Нам также необходимо уметь распознавать конкретные виды сомнений и их общие характеристики. Все сомнения не созданы равными. Это может следовать различным схемам и требовать более одной стратегии, прежде чем произойдет исцеление. Мы сказали, что существует по крайней мере три различных типа (или вида) сомнения. Чтобы понять различия между ними, нужно сосредоточиться на некоторых конкретных стратегиях борьбы с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts