Фото старец николай гурьянов: Николай Гурьянов – биография, фото, личная жизнь старца
Содержание
Николай Гурьянов – биография, фото, личная жизнь старца
Биография
Недалеко от Пскова на озере есть остров, носящий имя Талабск. Еще его называют остров Залит, потому что раньше на нем располагался колхоз имени Ивана (Яна) Залита. Сорок лет в храме на этом острове служил отец Николай Гурьянов, протоиерей, один из самых почитаемых старцев рубежа ХХ и ХХI веков.
Детство и юность
24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы под Гдовом в обычной православной семье родился ребенок. Нарекли младенца при крещении Николаем, в честь Святителя Николая Чудотворца. Его отец Алексей Степанович Гурьянов, регент церковного хора, умер достаточно молодым, в 1914 году. И на плечи матери Екатерины Степановны легли заботы о четырех сыновьях. Все братья Николая пошли в отца – обладали музыкальным слухом. Старший Михаил даже преподавал в Санкт-Петербургской консерватории. И всех унесла война.
Портрет Николая Гурьянова
У матери остался один Николай, и ему довелось заботиться о матери, которая, как могла, помогала сыну в его служении Богу до своей смерти в 1969 году. Такое развитие событий предвидел отец, сказав однажды жене, что именно этот сын ее в старости «доглядит». В юности Николай Гурьянов, обладавший резким характером, приложил много усилий, чтобы научиться не вспыхивать из-за пустяка.
Нет сомнений, что в этом юноше помогала вера. С раннего возраста Николай воспитывался по православным традициям, прислуживал в алтаре местного храма, иногда ездил с богомольцами в паломничество по святым местам. Так, еще в юности он побывал на острове Талабск, на котором прожил потом столько лет.
Николай Гурьянов
Николай окончил педагогический техникум в Гатчине, поступил в Ленинградский педагогический институт, и тут перед ним встал выбор между верой и более-менее спокойной жизнью в стране, отрицавшей Бога. В 1929 году Гурьянова отчислили с первого курса университета, потому что он выступил против закрытия некоего храма.
Это выступление закрытию храма не помешало, но при этом закрыло юноше дорогу к университетскому диплому. И, конечно, НКВД обратил на поборника веры пристальное внимание. Николай вернулся в родное село, служил псаломщиком и одновременно учил детей математике, физике и биологии.
Житие
Коммунистические гонения на церковь выражались не только в закрытии храмов, но и в репрессиях в отношении церковнослужителей. Многие попали в лагеря, и Николай Гурьянов в том числе. Его арестовали за религиозную пропаганду. До суда будущий талабский старец несколько месяцев просидел в ленинградских печально знаменитых «Крестах», а после оглашения приговора отбывал срок в Сыктывкаре, в одном из «островков» страшного «архипелага ГУЛАГ». Там заключенные в нечеловеческих условиях строили железную дорогу, Николай стал инвалидом – обе его ноги были покалечены.
Молодой священник Николай Гурьянов
По одним сведениям, он был освобожден в 1937 году, а по другим – в 1942-м. После освобождения Николай как репрессированный не смог получить прописку в Ленинграде. Пришлось поселиться в Тосненском районе. Там Гурьянову повезло – в сельских школах не хватало учителей, и он получил работу, несмотря на то, что у него не было высшего образования, а судимость, напротив, была.
Когда началась Великая Отечественная война, учителя-инвалида в армию не взяли. Кроме того, тогда вспомнили и про его судимость. Когда Ленинград был взят в кольцо блокады, Николай оказался на территории, оккупированной фашистами, и был принудительно выслан в Прибалтику.
Икона Николая Гурьянова
Именно в оккупации Гурьянов окончательно посвятил себя Богу. В феврале 1942 года, 8 числа, он был рукоположен в сан диакона. Совершил обряд рукоположения митрополит Сергий (Воскресенский). Одновременно с саном Николай принял целибат – обет безбрачия до конца жизни. А уже 15 февраля 1942 года получил священный сан. После окончания богословских курсов Николай уехал в Ригу, где служил в женском Свято-Троицком монастыре священником. Потом почти год был уставщиком Свято-Духовского монастыря в Вильнюсе.
С 1943 года Гурьянов был настоятелем храма Святого Николая в селе Гегобросты в Литве. В 1956 году отец Николай получил сан протоиерея. По воспоминаниям его прихожанки Риммы Орловой, отец Николай отличался добротой и приветливостью, служил вдохновенно, светясь, вовлекая всех прихожан в действо богослужения.
Николай Гурьянов во дворе своего дома
Не монах, он вел более строгую жизнь, чем монашеская. Аскезу соблюдал во всем – в молитве, посте, человеческих отношениях. И беззаветно служил Богу, подавая пример всем окружающим. Не зря его приход называли «оазисом православного благочестия» посреди католической Литвы.
Служение отец Николай совмещал с учебой – в 1951 году получил диплом Виленской духовной семинарии, затем учился заочно в Ленинградской духовной академии. А в 1958 году уехал служить Богу на остров Талабск, связав с ним навсегда свою биографию. Люди, близко знавшие Гурьянова, вспоминали, что название места служения назвал отцу Николаю некий старец, к которому тот ездил.
Остров Талабск, где жил Николай Гурьянов
Конец 1950-х и начало 1960-х – время хрущевской антирелигиозной кампании, когда власти объявили близкую победу над мракобесием, имея в виду православие. Потому на Талабске Николая и его мать встретили с подозрительностью. Но доброжелательность, кротость и терпение священника помогли установлению добрых отношений с местными жителями.
Своими руками отец Николай восстанавливал свой полуразрушенный храм – красил стены, крыл заново крышу. Сам, без помощи епархии, искал средства на материалы для ремонта. Собственноручно пек просвирки, когда в церкви уже начались службы. А еще – помогал всем, кому мог, присматривал за пожилыми, нянчил детей, сажал деревья на острове.
Икона Николая Гурьянова
В первые годы, уже наладив добрососедские отношения с жителями Талабска, Николай зачастую вел богослужения без паствы – люди не шли в церковь под влиянием антирелигиозной пропаганды. Одна из сельчанок даже написала донос на священника. На остров приехал представитель власти, нахамил, нагрубил и заявил, что завтра заберет протоиерея.
Всю ночь отец Николай молился, и утром начались чудеса, или стечение обстоятельств, как кому больше нравится считать. На озере началась буря, и три дня с материка на остров было не добраться. А потом власти вроде бы забыли о Гурьянове.
Николай Гурьянов в саду
В 1970-е годы Николай Гурьянов, которого уже называли старец Николай, обрел небывалую славу. Его пророчества сбывались, а потому люди ехали к нему со всех концов Советского Союза. Старец безошибочно называл незнакомых по имени, предупреждал об угрожающих им опасностях, говорил, как их избежать.
Жалел бесноватых, проводил обряд изгнания бесов, вымаливал у Бога исцеление от неизлечимых болезней. Николай Гурьянов, помимо прочего, был очень тактичен в своих проповедях и высказываниях, давал наставления, не унижая достоинства человека, обратившегося за помощью.
Николай Гурьянов
В 1988 году старец удостоился митры и права служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской», а в 1992 – права служения литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш». Это – высшее церковное отличие для протоиерея. Ходили слухи, что Николай Гурьянов тайно был рукоположен в сан епископа, но тогда ставятся под сомнения эти награды, ведь епископский сан сам по себе дает такие права.
В поздний советский и постсоветский периоды, когда церковь стала получать поддержку государства, выросло число почитателей старца Николая как среди россиян, так и среди православных за рубежом. В Канаде по его благословению основали скит.
Николай Гурьянов и Валериан Кречетов
За благословением к старцу приезжали Ольга Кормухина, Константин Кинчев и другие известные творческие люди. Кроме того, в конце 1990-х старец предсказал будущее России, и об истинном смысле этих пророчеств спорят по сей день.
Как написал Игорь Изборцев, автор книги о старце, остров Талабск называли островом Православия. Собственно, отец Николай и был для верующих «благодатным островом». В одном интервью старца спросили, что его беспокоит в современниках. И он ответил: «Безверие».
«Ходи в храм и веруй Господу. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» — эту цитату старца Николая нужно запомнить каждому православному христианину.
Смерть
Житие отца Николая Гурьянова завершилось с его смертью 24 августа 2002 года на острове Талабск. Там он и похоронен.
Похороны Николая Гурьянова
На похоронах старца собрались более 3 тыс. верующих. Паломники по сей день приезжают на могилу старца.
Память
Фильм «Слово истины», снятый в 2003 году, рассказывает, что старец поддерживал царебожие и призывал к канонизации Григория Распутина и Иоанна Грозного. Но, как считают поклонники Николая Гурьянова, в последние годы старец по немощи своей зависел от окружения, которое и стало выдавать всякие домыслы за речи батюшки. Их мнение подтверждает статья Юрия Максимова в журнале «Благодатный огонь». А вот то, что отец Николай уважительно отзывался о царской семье, все-таки похоже на истину.
Могила Николая Гурьянова
Создано Общество ревнителей памяти праведного Николая Псковоезерского (Николая Гурьянова). Существуют икона, а также Акафист и Канон иже во Святых отцу нашему Праведному Николаю Псковоезерскому, Архиерею Божию.
В серии «Люди Божии» издательства Сретенского монастыря напечатана книга «Протоиерей Николай Гурьянов». Любому пользователю Интернета доступны фото старца.
Старец Николай Гурьянов: житие, воспоминания
Содержание статьи
- Старец Николай Гурьянов. Исповедник
- Старец Николай Гурьянов
- «Между верой и благополучием»
- Бог и душа
- Старчество
Старец Николай Гурьянов. Исповедник
Сегодня имя старца Николая Гурьянова известно тысячам людей в России и за рубежом. Он – один из любимейших, самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, поддерживавших Ее в тяжелое время открытых гонений на Православие.
Но когда-то все обстояло иначе: батюшка принадлежал к поколению исповедников, претерпевших за веру и преданность Богу притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. А после освобождения целые годы провел в безвестности, трудах и молитве на отдаленном рыбацком острове. Отец Николай не оставил обширного духовного наследия, трудов по аскетике или по богословию, но его краткие слова и простые наставления одинаково трогают сердца «простецов» и «мудрецов». Для многих и многих он стал тем человеком, с которого начинается путь к Богу.
Фрагмент фильма «Острова Православия» С. Александрова. КИНОСТУДИЯ РАДОНЕЖ.
Старец Николай Гурьянов
В один из дней в конце мая, по одним сведениям в 1909-м, а по другим – в 1910-м году, в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье родился мальчик, нареченный в крещении Николаем в честь одного из самых почитаемых в России святых — Святителя Николая Мирликийского-Чудотворца. Был он третьим сыном в семье, и как будто, ничем не отличался от старших братьев, но именно ему был уготован путь особый. —
Пройдут годы, и он окажется в ряду чудом выживших в 20-е – 30-е гг. православных священников. Схиархимандрит Захария из Троице-Сергиевой Лавры и схиархиепископ Антоний (Абашидзе) из Киево-Печерского монастыря, московский старец — святой праведный Алексий Мечев и архимандрит Серафим (Тяпочкин), преподобномученик Амфилохий Почаевский и недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), — вот только наиболее известные из них.
Все они разделили удел исповедников и были удостоены Богом высоких духовных дарований. Их прозорливость — способность предсказывать события будущей жизни, а порой — и знание о прошлом людей и совершенных ими ошибках, дар исцеления и изгнания нечистых духов — привлекали к ним верующих со всех концов России.
«Между верой и благополучием»
Сохранились свидетельства о том, что в молодости Николай Гурьянов отличался достаточно сильным характером, и ему требовались усилия, чтобы научиться владеть собой. Но именно на нем остановился однажды взгляд отца, неожиданно обратившегося к его матери со словами: «Екатеринушка, как эти (старшие дети) — не знаю, а этот — тебя доглядит». Отец Николая Гурьянова умер молодым, все братья погибли во время Великой Отечественной войны. Ему же предстоял путь священства и несение заботы не только о престарелой матери, но и о десятках духовных детей, и о сотнях паломников, приезжавших к нему издалека.
Личный выбор Николая между верой и относительным спокойствием, которое сталинская государственная система обещала тем, кто готов был следовать установленным нормам, состоялся еще до начала массовых репрессий — когда он был студентом Ленинградского Педагогического института. В 1929 г. Студент Гурьянов был отчислен с первого курса за то, что позволил себе высказаться против закрытия одного из храмов. Путь к высшему образованию оказался для него, таким образом, закрыт, несмотря на то, что он успешно окончил в 1928 г. Гатчинский педагогический техникум. Вернувшись на родину, Николай служил псаломщиком в церкви, преподавал математику, физику и биологию в школе. В 1930-х годах последовал арест. Заключение в «Крестах», ссылка в лагерь под Киевом, а затем — на поселение в Сыктывкар — составили основные вехи его исповеднического пути.
Условия содержания заключенных были чудовищны. В Заполярье Николай оказался среди тех, кто прокладывал железную дорогу. Годы спустя батюшка вспоминал ту ночь, когда ему пришлось долгие часы стоять в воде и в ледяном крошеве вместе с другими заключенными. Бесконечной показалась эта ночь страданий. Поддерживала его молитва. А наутро пришедшие охранники обнаружили, что он оказался единственным, кто остался жив.
Из-за болезни ног, поврежденных в заключении, Николай Алексеевич не был мобилизован в годы войны. После лагеря он преподавал в школах Тосненского района, а после оккупации Гдовского района, был перемещен в Прибалтику. В годы войны в его жизни состоялось событие, определившее всю его последующую судьбу. — Подготовленный пережитыми испытаниями к «тесному пути» служителя Церкви, 15 февраля 1942 г. в Риге, в праздник Сретения Господня, он принимает сан священника. Первое время Николай Гурьянов служил в храмах и монастырях Прибалтики, а в 1958 г. по откровению одного из старцев, указавших ему место его будущего служения, ходатайствовал о переводе на уединенный рыбацкий остров Талабск (более известный под названием рыболовецкого колхоза им. Залита). Здесь отец Николай провел сорок лет жизни и пастырского служения.
Бог и душа
Приехав сюда никому не известным священником, возбуждавшим подозрения у неверующего населения, через несколько лет он снискал искреннее и глубокое уважение рыбаков. Поселившись вместе с матерью в самом крошечном домике на окраине поселка, он служил один, своими силами ремонтировал церковь, латал и перекрывал кровлю, пек просфоры, а в свободное время, не ожидая просьбы о помощи, появлялся на пороге домов тех, кто больше всего нуждался в поддержке. Семьи рыбаков подолгу оставались без кормильцев. Незлобивый и кроткий, батюшка выполнял работы по хозяйству, оставался с детьми, помогал престарелым и немощным. Многие с благодарностью вспоминали потом его заботу о семьях, где хозяин выпивал. Отец Николай мог, например, вынуть бутылку у пошатывающегося мужичка и тут же разбить ее: его тихое слово покорно принимали люди, казавшиеся безнадежно опустившимися.
В первые годы было и тяжело. Порой подступало уныние: годами он служил в пустом храме. Приходила и мысль уехать с этой тяжелой земли. Но однажды, когда вещи были уже уложены, его остановил детский голос — крошечный ребенок, почувствовав его грусть, вдруг горячо попросил его не уезжать. Батюшка принял детские слова, как изъявление воли Божией и напоминание об указании служить здесь, данном ему через старца. Шло время — отец Николай терпеливо продолжал нести свой крест. Через несколько десятков лет, Талабск, представлявший собой в момент его приезда пустынный островок, покрылся садиками и островками зелени, которые батюшка высаживал и заботливо поддерживал, таская по сотне ведер воды с озера. Озеленение острова было особым его подвигом. С материка и из паломнических поездок, он привозил саженцы, составившие знаменитый «сад памяти», напоминавший ему о местах его заключения. Он почти не спал: днем служил и работал, а ночью молился.
Наконец, «сухая почва» дала всходы. Отношение рыбаков к батюшке обнаружил следующий эпизод: когда одна жительница поселка под давлением уполномоченных написала донос на отца Николая, грозивший ему новым заключением, рыбаки выразили ей единодушное порицание — никто из вернувшихся с лова не положил по обычаю на ее тарелку рыбы. С этого времени в церковь потянулся народ. Тогда, в 60-е годы, во время усиления гонения на храмы, к отцу Николаю пожаловали представители местной власти, разговаривая очень грубо и пообещав на следующий день вернуться за ним. Батюшка всю ночь простоял на молитве, а наутро на озере поднялась страшная буря, которая не утихала в течение трех дней. Талабск стал недоступен. После того, как буря стихла, об отце Николае как-то забыли и больше не трогали.
В 70- е годы к отцу Николаю на остров стали приезжать люди со всей страны — его начали почитать, как старца. Не только церковные люди тянулись к нему, но и падшие души, чувствуя тепло его сердца. Некогда забытый всеми, порой, он не знал ни минуты покоя от посетителей, и чуждый мирской славе только потихоньку сетовал: «Ах, если бы вы в церковь так бежали, как за мной бегаете!». Его духовные дары не могли остаться незамеченными: он называл незнакомых людей по имени, приоткрывал забытые грехи, предупреждал о возможных опасностях, наставлял, помогал изменить жизнь, устроить ее на началах христианских, вымаливал тяжелобольных.
Старец Николай Гурьянов
Сохранились свидетельства того, что по молитвам батюшки, ему открывалась судьба людей, пропавших без вести. В 90-е гг. известный на всю страну Печерский старец — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал произволение Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению.
Батюшка Николай Гурьянов был чужд человекоугодия. Принимал не всех. Некоторых и разворачивал со словами: «Ты зачем сюда пришла?». К нему побаивались ездить даже маститые священники. Отец Николай обличал. Известен случай, когда к нему приехали двое гостей в дорогих облачениях, имевшие весьма внушительный вид. Окадив их со словами:
«Сижу я на боцке (на бочке),
А под боцкой мышка.
Мой миленок — комсомолец,
А я коммунистка…»
— старец невозмутимо продолжал службу. Иногда он довольно ощутимо постукивал пришедших к нему по щеке или по лбу: таким образом, он отгонял нечистых духов, которых ему дано было видеть воочию. Но когда он «побивал», на него никто не обижался, потому, что во всем чувствовалась любовь. Батюшка приучал людей следить за собой, за своими помыслами, проверяя себя: в вере ли ты? На вопрос, как жить, он отвечал: «Жить так, словно ты завтра умрешь».
Как, в какой форме ему открывалось то, что сокрыто — тайна Божия, но бывали такие вот случаи. Матушка К., приехавшая к нему издалека, с Урала, шла к старцу с трепетом — после перенесенной травмы мучили головные боли, да так сильно, что она боялась потерять рассудок. Что произнесет батюшка? К чему готовится? Долго ли осталось жить? — А старец посмотрел на нее внимательно, ласково, взял за плечи и произнес: «Поносишь еще платьице-то, поносишь…». По простоте смысл слов поняла не сразу, только, как ребенок, отозвалась на ласку и ободрение. А уж, когда о. Николай помазал лоб маслицем, благословил на дорогу, на обратном пути догадалась: мол, «рано с телом прощаться. Поживешь еще».
Удивительны бывали и его благословения. То в едва знакомых спутниках, он прозревал будущих мужа и жену, то в «младенце духовном» — будущую монахиню. Приехала как-то к старцу женщина, через «буреломы» и «колдобины» страданиями приведенная Богом в храм, поднятая чудом с одра болезни. И все, что знала-то она тогда о жизни во Христе, почерпнула из нескольких книг, среди которых оказалась и книга о подвижниках Кавказа. В душе — «рай» от сознания милости Божией к ней, и точного знания, куда, в каком направлении идти — к Господу, в Церковь — нашлась «монетка потерянная».
А на глазах слезы, и слово «монашество» вымолвить страшно по недостоинству своему. А батюшка ей: «Ну, поезжай на Кавказ, поживи в горах, посмотри». Стояла, будто солнце в руки получила. Келейницы ей вслед: «Целуй калитку. Батюшка за все годы ни одного такого благословения не дал! Монахов туда не благословляет!» И до последнего, до исхода своего из жизни временной уже в монашеской мантии, вспоминала она, как все сложилось — и деньги Бог послал, и попутчиков, и проводника. И такой молитвы, как там, в горах, как она говорила, уже не было. Православное «детство» — радость, когда Господь укрепляет, поддерживает на каждом шагу, связано было для нее с о. Николаем Гурьяновым и его благословением.
…Простые наставления старца о том, что надо трудиться, опасаться праздности, избегать пристрастия к вину, любить ближних и по заповеди, быть всем, как слуга, доходили даже до сердец людей, запутавшихся в жизненных обстоятельствах и ожесточенных. Молитвы и акафисты, которые батюшка распевал тоненьким слабым голоском, разошедшиеся в записях, воспоминания о нем духовных детей, его фотографии и сегодня напоминают об этом замечательном священнике, пронесшем крест своего служения до самого конца. Уже тяжело больной, он наотрез отказался покинуть место своего служения и перейти на покой в один из монастырей, ради приезжавших к нему тысяч людей. Пожалуй, одним из самых известных стало одно из последних напутствий православным христианам: «Верующий человек, он должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает. Любвеобильно!».
Вы прочитали статью Старец Николай Гурьянов. Читайте также:
- Остров Божественной любви
- Старцы
Поскольку вы здесь. ..
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Жизнь и служение русского старца Николая Гурьянова
Старец Николай Гурьянов занимает особое место в истории нашего монастыря. Его духовник Андрей Лемчонок получил благословение на строительство монастыря. Он также сделал свое первое небольшое пожертвование, добавив, что «остальное доставят люди». В годовщину его ухода к Богу мы вспоминаем его жизнь и служение Богу, его учение, его добрые дела и его молитвенную жизнь на отдаленном острове.
Путь священства
Николай Гурьянов родился в начале прошлого века в небольшой деревне на берегу Чудского озера на северо-западе России. Он принадлежит к поколению православных священников, переживших гонения и репрессии в Советском Союзе в 1920–1930-е годы. Среди них наиболее известны архимандрит Троице-Сергиевой лавры Захария, архимандрит Киево-Печерской лавры Антоний (Абачидзе), святитель московский старец Алексей Мечев, архимандрит Серафим (Тяпочкин) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Все они разделили судьбу исповедников веры и были вознаграждены великими духовными дарами прозорливости. Этими великими Божьими дарами они привлекли множество последователей и учеников из самых разных мест.
Николай Гурьянов получил образование в советское время. В конце концов ему пришлось сделать трудный выбор между исповеданием своей веры и жизнью относительного спокойствия и комфорта в светской жизни. Старец избрал путь скорбей. В 1929 году его исключили из пединститута за выступления против закрытия церкви. Менее чем через год его арестовали и отправили в лагерь для военнопленных на северо-востоке России. Условия в лагере были крайне суровыми. Вместе с другими арестантами Николая отправили на строительство железной дороги по прокладке путей. На много лет вперед он запомнил ту страшную ночь, когда его и еще нескольких заключенных заставили много часов стоять по колено в ледяной воде. Николай был единственным, кто выжил. Охранники нашли его едва живым на следующее утро.
С тех пор ему было очень трудно ходить. Из-за инвалидности его не призвали в армию, когда началась Вторая мировая война. После освобождения работал учителем. В праздник Введения во храм, 15 февраля 1942 года, Николай Гурьянов был рукоположен в священники. Он служил в храмах и монастырях прибалтийских республик, а в 1958 году попросился на отдаленный остров Талабск (ныне Залит). Там он провел следующие сорок лет своей жизни в служении и служении Богу.
Ломать лед
Когда отец Николай прибыл на остров, населенный в основном рыбаками, его мало кто знал. Большинство были неверующими и относились к нему с большим подозрением. С течением лет он постепенно заслужил их глубокое уважение. Он поселился в самом маленьком домике на окраине села, который со временем своими руками превратил в церковь. Рыбаки ушли ловить рыбу на много дней, оставив свои семьи на произвол судьбы. Из доброты и щедрости он помогал некоторым семьям по хозяйству и заботился о пожилых и немощных. Он мог подойти к пьяному человеку, вырвать у него из рук бутылку и разбить ее у него на глазах, и никто не возражал.
Первые годы его службы были чрезвычайно трудными. Много дней он проводил богослужения в пустом храме. В какой-то момент он всерьез подумывал оставить священство, но ребенок помешал действовать в соответствии с его намерением. Почувствовав его печаль, он неожиданно подошел к нему и попросил остаться. Николай воспринял слова ребенка как знак воли Божией и напоминание старших о его обещании терпеть. Отец Николай продолжал с великой доблестью и терпением нести свой крест. Через несколько десятилетий его малонаселенный остров изменился до неузнаваемости благодаря его произведениям. Он грелся в зелени сада, посаженного отцом Николаем. Он использовал воду из озера для ухода за посевами. Он носил его вручную в ведрах. Он почти никогда не спал, посвящая большую часть дня физическому труду, а большую часть ночи проводя в богослужении и молитве. Наконец его тяжелая работа начала приносить плоды. Сердца рыбаков согревались к нему. Однажды женщина с острова написала властям гневное письмо с призывом арестовать его, но ее поступок был встречен всеобщим осуждением. Почти все жители стали ходить в церковь.
В 1960-е годы началась новая волна гонений на Церковь. Однажды его неожиданно посетило местное правительство. Посетители были грубы и угрожали. Обещали вернуться за ним на следующий день. Отец Николай всю ночь не спал, молился, а утром на озере разыгралась сильная буря. Он не утихал три дня, и доступ на остров был закрыт для всех. Когда буря кончилась, власти забыли об угрозе, и отца Николая пощадили.
Духовное учение
В 1970-е годы к нему на остров приезжали люди со всего Советского Союза. Он принимал каждого посетителя, воцерковленного или невоцерковленного, с большой теплотой. Из-за посетителей у него редко было время для себя. Однако, чуждый всякой мирской славе, он с сожалением говорил многим из них: «Хотел бы я, чтобы вы ходили в церковь, как вы ходите ко мне. Он знал имена многих своих посетителей еще до того, как они представлялись, предупреждал их о опасности, советовал им, как перестроить свою жизнь по христианским принципам, молился за тяжелобольных.90-х годов архимандрит Иоанн (Крестьянкин) из Псково-Печерской Лавры назвал его подлинным старцем, наделенным даром прозорливости. Он помогал людям понять волю Бога и следовать ей на протяжении всей жизни. У него никогда не было цели угодить кому-либо. Он не постеснялся сказать тому, кто этого заслуживал: «Зачем ты вообще пришел сюда?»
Он был убежден, что всем нам нужно следить за своими мыслями и жить по своей вере. Он советовал своим ученикам жить так, как будто завтра их последний день. Он также предупредил людей, чтобы они остерегались безделья и продолжали работать всю свою жизнь. Он просил их воздерживаться от пьянства и призывал любить ближних и быть добрыми служителями Бога и людей. Он до сих пор жив для нас в своих видео- и аудиозаписях и воспоминаниях своих духовных чад.
Он нес крест своего служения до последнего дня своей жизни. Страдая от неизлечимой болезни, он отказался уйти в отставку. Он учил своих последователей смотреть на людей и мир с любовью Божией и освещал жизнь многих своим примером.
Дегтярева Мария
Источник: pravmir.ru
«Кто любит Царя и Россию любит Бога» – отец Гурьянов
написана в 2017 году современным российским художником Владимиром Латынцевым
«Кто любит Царя и Россию любит Бога» – Отец Гурьянов старцев Русской православной церкви конца 20 – начала 21 века. Он пользуется большим уважением у православных христиан и русских монархистов за сохранение памяти об императоре Николае II в советские годы.
Родился 24 мая 1909 года в крестьянской семье в селе Чудские Заходы (ныне село Заходы) Гдовского района Псковской области. Отец Николая, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора, умер в 1914 г. Старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов, преподавал в Петербургской консерватории; младшие братья Петр и Анатолий также обладали музыкальными способностями. Все трое братьев погибли в Первую мировую войну (1914-18). Мать Николая, Екатерина Степановна Гурьянова, долгие годы помогала сыну в его трудах.
Отец Николая умер в 1914 году. Мать прожила долгую жизнь, скончалась 23 мая 1969 года и была похоронена на кладбище на острове Залит, расположенном на Залицких островах, расположенном в юго-восточной части Псковского озера, 25. км к северо-западу от Пскова.
С детства Николай служил в алтаре в церкви Архангела Михаила. В детстве приход посетил митрополит Вениамин (Казанский). Отец Николай так вспоминал об этом событии: «Я был еще мальчиком. Владыка служил, а я держал его посох. Потом он обнял меня, поцеловал и сказал: «Как ты счастлива, что ты с Господом…».
Учитель, заключенный, священник
С 1958 года отец Николай 44 года служил настоятелем Свято-Николаевского храма, до своей кончины в 2002 году. За духовной поддержкой приезжали православные христиане со всей страны.
Рядом с храмом стоит крест, установленный в память о служении Николая Гурьянова русской православной общине.
ФОТО: дом отца Николая (Гурьянова) в селе Остров-Залит, на острове Талабск
ФОТО: Отец Николай (Гурьянов) в своем домике в Остров-Залите
ФОТО: кладбище в Остров-Залите, на острове Талабск, где похоронен отец Николай (Гурьянов)
ФОТО : могила отца Николая (Гурьянова), на кладбище в Остров-Залите, о. Талабск
ФОТО: портрет царя-мученика Николая II в терновом венце в раме и деревянная резьба с изображением Святые Царственные Мученики, украсьте гроб отца Николая (Гурьянова)
ФОТО: Церковь Святителя Николая Чудотворца XVIII века, в Остров-Залите, на острове Талабском, где отец Николай (Гурьянов) служил настоятелем 44 года
Почитание Святых Царственных Мучеников
При жизни комната отца Гурьянова была наполнена фотографиями и изображениями Николая II и его семьи.