Где находится голова иоанна крестителя: Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи – Православный журнал «Фома»
Содержание
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
История честной главы Иоанна Предтечи — на ее счету было три обретения — очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Значение Иоанна Крестителя для верующих всегда было очень важно. После Богоматери, этот святой, которому отведено самое большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью. Особое внимание уделено Крестителю в Евангелии, а также многими современниками было отмечено, что и в 30-е годы I века Иоанн Предтеча был очень известным святым, вызвавшим широкий резонанс.
Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы. И действительно, существует много подтверждений тому, что истинная глава, или часть главы, находится, к примеру, в монастыре святого Сильвестра в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске (кстати говоря, Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами — как великий праведник), в Нагорном Карабахе в Армении, на Афоне.
Но если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. По той простой причине, что из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы (а в Амьенском соборе хранится только лицевая часть главы) имеет четкий исторический путь.
Место 3-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Каман. Абхазия. Фото www. wikipedia. org
Не буду утомлять большим количеством фактов, относящихся к первому и второму обретению, и сразу перейду к моменту третьего обретения главы Крестителя. В период иконоборческих гонений главу Иоанна Предтечи было решено скрыть — и в начале IX века она была перевезена в Команы (город, находившийся недалеко от современного Сухуми).
Есть несколько источников, свидетельствующих о том, что в 842 году глава Крестителя была перенесена из Коман в Константинополь. Также сохранилось свидетельство паломника Антония о том, что в 1200 году глава Крестителя уже была разделена — он видел только лицевую часть.
Затем наступает Четвёртый крестовый поход, во время которого был взят Константинополь. В одном из разрушенных дворцов католический священнослужитель Валлон де Сартон находит лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Блюдо ему приходится продать, чтобы добраться в Пикардию, куда в 1204 году он перевозит главу Крестителя.
С тех пор святыня постоянно находится в главном городе Пикардии Амьене — и великолепный собор Амьенской Богоматери строят здесь как некий драгоценный ковчег для хранения главы, которая сразу становится известной и почитаемой святыней Франции. К ней паломничают короли — Людовик Святой, его сын Филипп Отважный — и другие. От нее исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. Также у французов даже возникла традиция мириться около святыни.
Фото www. thomas-tdf. de
В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы — между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.
Мы не можем с точностью заявить о подлинности той или иной части главы святого Иоанна Крестителя, однако пока при лицевой части святыни, находящейся в Амьене, не было найдено ни единого факта, который бы противоречил тому, что она могла принадлежать Иоанну Крестителю.
Кстати о пребывании главы Иоанна Предтечи в Амьене упоминает и Святитель Димитрий Ростовский в житиях, а это значит что уже в XVII веке к Амьенской главе совершались, в том числе, и православные паломничества.
Читайте также другие материалы об Иоанне Предтечи
Где хранится честная глава Иоанна Предтечи?
«Недавно побывала в столице Сирии Дамаске – городе, связанном с евангельской проповедью апостола Павла, именем Иоанна Дамаскина, в городе, являющемся колыбелью одной из древнейших христианских Церквей. Сегодня, не смотря на лояльное отношение к христианству, Сирия, как и весь Восток, все же остается мусульманской страной. Возле огромного восточного базара, нам показали одну из крупнейших мечетей. И экскурсовод-мусульманин и служители мечети с гордостью утверждали, что в ней хранится голова Иоанна Крестителя. Неужели одна из величайших христианских святынь, действительно, находится у мусульман? Как так получилось? Тем более, известно, что в Православной Церкви установлено несколько праздников обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна».
Марина Должикова
Большая мечеть Дамаска, также известная как Мечеть Омейядов, одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Мусульмане, действительно верят, что в сокровищнице мечети хранится голова Иоанна Крестителя, которого они также почитают пророком и называют Яхья. В римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю. Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 не затронуло церковь, как сооружение, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. Но позже церковь была куплена у христиан и разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть. Хранящиеся сегодня тут останки, возможно, и были найдены во время раскопок при строительстве.
Вообще же в настоящее время о том, что именно у них хранится честная глава Крестителя Господня заявляют и мечеть Омейядов в Дамаске, и римская церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите, и турецкая Антиохия, и даже один из монастырей Армении. К счастью, ни чего общего ни со святоотеческим преданием, ни, тем более, с историческими фактами эти заявления не имеют… Почему же Православная Церковь празднует аж три обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и где сегодня на самом деле находится святыня?
Первый во благодати мученик
Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Сам Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя»(Мф. 11, 10-11). По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом.
Иоанн Предтеча родился на шесть месяцев раньше Господа. По промыслу Божьему он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он оставался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить людей к принятию ожидаемого Мессии. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
Когда к Иоанну на Иордан пришел креститься Сам Господь Иисус Христос пророк говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Крещением Спасителя Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Но вместе с тем, он продолжал безбоязненно и строго обличать пороки как простых людей, так и сильных мира сего.
В то время, после смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили своего правителя. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. За это Иоанн был заключен в темницу, но Ирод не казнил его, боясь гнева народа.
В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная своею злобной матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод боялся гнева Божия за убийство пророка, которого и сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26) и послал стража в темницу, повелев отсечь Иоанну голову и отдать ее Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия же взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери, которая надругалась над ней. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и проткнула кинжалом чело. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя 11 сентября Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.
Святое тело Иоанна Крестителя тайно взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. А честную голову пророка Иродиада не велела хоронить и закопала ее в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, похитила и погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).
После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся. Но суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией за совершенное злодияние еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп Саломии не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери в 38 году после Р. X. двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Обретение святыни
Через много лет поместье Ирода перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.
В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника из сирийского города Емессы и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу, каждый день возжигая пред ней светильники. Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать своему еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Первое и второе обретение честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна празднуется Святой Церковью в один день – 9 марта.
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна произошло около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы, (близ Сухуми), в город, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь положена в придворной церкви. Третье обретение честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна празднуется Святой Церковью 7 июня.
Четвертый крестовый поход
На истории о третьем обретении обычно завершаются повествования о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что дальнейшая судьба святыни связана с католичеством. История появления главы святого Иоанна на Западе мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.
В Четьих-минеях святителя Димитрия Ростовского есть сноска, что еще в 1200 году в Константинополе ее видел русский паломник Антоний. 13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.
Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству, как уже говорилось, Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого. Валлон де Сартон решил доставить главу Иоанна Предтечи в Пикардию, на север Франции.
17 декабря 1206 года католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор — Notre Dame d’Amiens — была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.
Православная литургия у главы пророка
После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а саму честную главу святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом, святыня была спасена. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена.
В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно угасать.
Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и компетентная комиссия экспертов-медиков косвенно подтвердила подлинность реликвии.
Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.
Николай Жидков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна
Нерассказанная история главы Иоанна Крестителя / Православие.Com
Икона Святого Иоанна Крестителя.
Святой
Писание говорит нам, что после того, как святой Иоанн Креститель был
обезглавлен, нечестивая Иродиада запретила
голова пророка должна быть погребена вместе с его
тело. Вместо этого она осквернила почетную голову и
похоронила его возле своего дворца. Ученики святого
тайно забрали тело своего учителя и
похоронил его. Жена эконома царя Ирода знала
где Иродиада похоронила голову святого Иоанна, и
она решила перезахоронить его на Елеонской горе, в один
имений Ирода.[1]
Когда до царского дворца дошли слухи об Иисусе
проповеди и чудес, Ирод пошел со своей женой Иродиадой
чтобы увидеть, была ли голова Иоанна Крестителя все еще в
место, где они его оставили. Когда они не нашли его там,
они стали думать, что Иисус Христос был Иоанном Крестителем
воскрес. Евангелия свидетельствуют об этой их ошибке
(ср. Мф. 14:2).
Иерусалим. Первое раскрытие головы святого Иоанна
Креститель.
Майские годы спустя, в царствование равноапостольных
Император Константин, его мать, святая Елена, начала
восстановление святых мест Иерусалима. Много паломников
текли в Иерусалим, среди которых были два монаха из
Востока, желая поклониться Достопочтенной Господней
Крест и Гроб Господень. Святой Иоанн Креститель доверил
эти два паломника, чтобы обнаружить его голову. Мы только знаем, что
он явился им во сне; и что после нахождения
голову в том месте, которое он им показал, они решили вернуться
в родной город. Однако воля Божья определила
в противном случае. По дороге они встретили бедного горшечника из
сирийский город Эмеса (современный Хомс), бедность которого
заставил его искать работу в соседней стране. Имея
нашел себе попутчика, монахи то ли от лени, то ли
неосторожность доверила ему нести мешок
содержащий реликвию. Когда он нес его, святой Иоанн
Креститель явился ему и сказал, чтобы он забыл
беспечных монахов и убегают от них, взяв мешок
они ему дали.
Ради драгоценной главы Иоанна Крестителя,
Господь благословил дом горшечника
обилие товаров. Гончар прожил всю жизнь
вспоминая своего Благодетеля, щедро подающего милостыню. Нет
задолго до смерти он отдал драгоценную голову своему
сестру, повелев ей передать другим богобоязненным,
добродетельные христиане.
Голова святого передавалась от одного человека к
следующий, и попал в руки одного иеромонаха
Евстакий, примкнувший к арианской ереси. Больные люди
пришедшие к нему получили исцеление, не зная, что это
не из-за ложного благочестия Евстасия, а из-за благодати
исходящий из скрытой головы. Вскоре уловка Евстасия
был разоблачен, и его изгнали из Эмесы. Монастырь
росла вокруг пещеры, где жил иеромонах, и в
в котором была погребена голова Иоанна Крестителя.
Эмеса и Константинополь. Второе и третье открытие
Драгоценной Головы.
Через много лет голова Иоанна Крестителя была
раскрылся во второй раз. Мы знаем об этом из
описание архимандритом Марцеллом монастыря в
Емеса, а также из жития святой Матроны
(† 492, память 9/22 ноября), написанная св.
Симеон Метафраст. По первому описанию
голова была обнаружена 18 февраля 452 года. Через неделю
Епископ Ураний Эмесский установил его почитание, и на
26 февраля того же года она была переведена на
новопостроенная церковь во имя св. Иоанна. Эти события
отмечается 24 февраля/8 марта вместе с
в память первого обретения драгоценной главы.
Через некоторое время голова святого Иоанна Предтечи была
переведен в Константинополь, где находился до
время иконоборцев. Благочестивые христиане, ушедшие
Константинополь тайно забрал голову св. Иоанна
Крестителя с ними, а потом спрятал в Комане (около
Сухуми, Абхазия), город, где святитель Иоанн Златоуст
умер в ссылке (407). После Седьмого Вселенского Собора
(787 г.), который восстановил почитание икон,
голова св. Иоанна Крестителя была возвращена византийской
столицы примерно в 850 году. Церковь отмечает
это событие 25 мая/7 июня как Третье открытие
Драгоценная глава св. Иоанна Крестителя.
Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад.
Обычно православная история обретения
Глава св. Иоанна Крестителя заканчивается Третьим обретением.
Это связано с тем, что его более поздняя история связана
с католическим Западом. Если мы посмотрим на жития
Святые, написанные в Минеоне св. Димитрия Ростовского, мы
найти цитату мелким шрифтом, которую часто упускают из виду
читатели, в конце истории Обретения
Голова Предтечи. Однако после того, как неожиданно
обнаружение головы святого Иоанна Крестителя во Франции и
затем, вернувшись домой в Россию, эта цитата стала настоящей
откровение для нас. Это очередная «находка»
головы св. Иоанна Крестителя, которую мы хотели бы
напишите об этом ниже.
Так, в этой цитате мы читаем, что после 850 г. часть
глава св. Иоанна Крестителя оказалась в
Монастырь Подромос в Петре, а другая часть в
Монастырь Предтечи Студий. Верхняя часть
голову видел там паломник Антоний в 1200 году.
Тем не менее, в 1204 году он был взят крестоносцами в Амьен.
на севере Франции. Кроме того, в цитате показаны три
другие местонахождения кусков головы: Афонская
Монастырь Дионисия, угро-валашский монастырь
Калуа и церковь папы Сильвестра в Риме, где
часть была взята из Амьена.
Лик св. Иоанна Крестителя в соборе Богоматери в Амьене. / http://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/jean
история появления головы Крестителя
во Франции мало чем отличается от истории многих других
Великие христианские реликвии.
13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода армия
рыцари из Западной Европы захватили столицу
Римская империя — Константинополь. Город был разграблен и
уничтожен.
Согласно западной традиции, каноник Валлон де Сартон из
Пикини нашел в одном из разрушенных дворцов ящик, который
содержал серебряную тарелку. На нем, под стеклянным покровом,
были скрыты остатки человеческого лица, не хватает только
нижняя челюсть. Над левой бровью виднелся небольшой
перфорация, скорее всего, сделанная ударом ножа.
На плите каноник обнаружил надпись на греческом языке.
подтверждая, что в нем находились мощи св. Иоанна
Предтеча. Кроме того, перфорация над бровью
соответствовало событию, записанному св. Иеронимом.
По его свидетельству, Ириодиада в припадке ярости
нанес удар ножом по изрубленному святому
глава.
Собор Богоматери в Амьене (Notre Dame d’Amiens). Фото: S.P.A.D.E.M. – Издания д’Ар Ивон
Валлон
де Сартон решил взять главу Святого
Предшественник Пикардии, на севере Франции.
17 декабря 1206 года, в третье воскресенье Рождества Христова.
пост, католический епископ города Амьена, Ричард
де Жерберуа, торжественно встретил мощи св. Иоанна
Креститель у городских ворот. Вероятно, епископ был уверен в
подлинность реликвии — что-то более легкое
констатировать в те времена, как говорится, «по свежему
треки». Почитание главы Иоанна Богослова
Крестителя в Амьене и всей Пикардии начинается с этого
время.
В 1220 году епископ Амьена заложил краеугольный камень в
основание нового собора, который после многих
реконструкции впоследствии станут самыми великолепными
Готическое здание в Европе. Лицевой отдел головы
Святого Иоанна Крестителя, главной святыни города
святыня была перенесена в этот новый собор.
Со временем Амьен стал местом паломничества не только
для простых христиан, но и для французских королей, князей
и принцессы. Первый царь, пришедший и поклонившийся
главой в 1264 г. был Людовик IX, прозванный «Святым».
После него пришел его сын Филипп III Храбрый, затем
Карл VI и Карл VII, пожертвовавшие крупные суммы на
украшение реликвии.
Церковь Предтечи в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano). Фото: Александр Стародубцев.
В
1604 г., папа Климент VIII Римский, желая обогатить
Церковь Предтечи в Риме (Basilica di San
Джованни ин Латерано), просил кусочек Св.
Мощи Иоанна из Амьенского канона.
Спасение головы от бесчинств французов
революция.
После революции 1789 г. была проведена инвентаризация всех
Церковное имущество и реликвии были конфискованы.
Реликварий с головой Святого Предтечи
оставался в соборе до ноября 179 г.3, когда это
— потребовали представители Конвента. Они
сняли с него все, что имело материальную ценность, и приказали
чтобы мощи были доставлены на кладбище. Тем не менее
революционный приказ не был выполнен. После того, как они ушли
город, мэр города Луи-Александр
Лескув тайно и под страхом смерти вернулся в
ковчег и унес мощи к себе домой. Так было
святыня сохранилась. Несколько лет спустя,
бывший мэр передал реликвию аббату Лежену. Однажды
закончились революционные гонения, глава св. Иоанна
Крестителя вернули в собор в Амьене в
1816 г., где и находится по сей день.
В конце XIX века историческая наука,
не без участия церковных деятелей,
установлено, что было много случаев ложных
реликвии в средние века. В атмосфере общего
недоверие, почитание амьенской святыни со временем началось
ослабевать.
Голова Иоанна Крестителя сегодня.
В середине ХХ века, а именно в 1958 г.
стала искрой возрождения интереса к мощам св. Иоанна
Креститель. Об этом сообщил настоятель Амьенского собора.
церковным властям, что в восточной Франции,
в Вердене было то, что предположительно было нижней челюстью
Святой Иоанн Креститель. Он хотел воссоединить две части.
По благословению епископа Амьенского, комиссия
были сформированы квалифицированные медицинские специалисты.
Мощи исследовали несколько месяцев, в течение двух
этапы — первый в Амьене, второй в Париже.
По окончании работ комиссия
выводы были оформлены в документ, подписанный
члены. В первой главе документа, который
охватывает исследования, проведенные в Амьене, следующие
были сделаны выводы:
- Сравнение предмета под названием «из
Верден» с сюжетом из Амьена раскрыли свои
анатомические различия, подтверждая, без сомнения, что
они разного происхождения. - С хронологической точки зрения предмет
под названием «Верден» не так древний, как
Тема Амьена. По форме и весу похож на
«кости средневековья». - Лицевая часть, называемая головой Иоанна Богослова
Баптист из Амьена, очень древний объект — более
древнее, чем «кости средневековья». На
с другой стороны, он моложе человеческих костей
эпохи мезолита, что позволяет нам датировать ее между
500 г. до н.э. и 1000 г. н.э. - Возраст мужчины точно определить не удалось
из-за отсутствия зубов. Но исходя из того, что
альвеолярные [зубные] лунки полностью развиты и
слегка потерты по краям, можно предположить, что
мужчина был взрослым (от 25 до 40 лет). - Общая характеристика головки в виде
неадекватные элементы могут быть определены, но с большим
допустимая вариация. Тип лица европеоидный (что
не негроид и не монголоид). Небольшие измерения
предмет из Амьена и развитие нижнего
глазницы наводят на мысль, что он мог
соответствуют расовому типу, называемому
«средиземноморский» (тип, к которому относится современный
относятся бедуины).
Здесь заканчивается современная летопись главы св. Иоанна Богослова.
Креститель. К сожалению, мало кто из верующих прибегает к помощи
на помощь такому светильнику благодати, как драгоценная глава
св. Иоанна Крестителя, «первого среди мучеников в
благодать».[2]
Многие православные приезжают во Францию, но не все
они знают, сколько святых мощей еще осталось на
Французская земля, несмотря на совершенные над ними безобразия
во время Французской революции и последующих
забвение христианского прошлого Франции.
К счастью, в последние годы все больше православных
паломники едут в Амьен. Теперь с помощью
Паломнический центр Корсунской епархии (г.
Московский Патриархат, базирующийся в Париже) Православные молебны и
даже Божественные литургии сейчас служат перед предстоятелями
святого Иоанна Крестителя.
Четыре головы Иоанна Крестителя
Все четыре канонических евангелия (а также апокрифическое «евангелие назареев») представляют Иоанна Крестителя как странствующий проповедник-отшельник, живший в полупустыне у реки Иордан в начале I века. В большинстве христианских традиций Иоанн Креститель также известен как «последний пророк Ветхого Завета», «предтеча Христа» или «славный пророк». Он также пять раз упоминается в Коране, и мусульман почитают его как пророка (пророка Яхью), возвестившего приход Исы ибн Марьям — Иисуса, сына Марии.
Неудивительно, что одна из голов считается головой Крестителя хранится в главной мечети Дамаска — великой мечети Омейядов.
Христианское писание рассказывает историю о том, как Иоанн был приговорен к смертной казни и впоследствии обезглавлен Иродом Антипой около 30 года, после того как Иоанн упрекнул его в разводе со своей женой Фазелидой, а затем незаконно женился на Иродиаде — , которая ранее была замужем. своему брату, Ироду Филиппу I. Свидетельство Евангелий вторит Иосиф Флавий, который также упоминает Иоанна в Иудейских древностях , и утверждает, что он был казнен по приказу Ирода Антипы в крепости Махерус — на вершине холма в Мадабе, Иордания, примерно в 16 милях от восточного берега Мертвого моря.
Подробнее: Усекновение главы Иоанна Крестителя в искусстве
В Евангелиях от Матфея (Матфея 14:1–12) и Марка (Марка 6:14–29) записано, что Ирод Антипа первоначально сопротивлялся убийству Иоанна , из-за его статуса святого человека. Но после того, как его падчерица (Саломея) станцевала для него на дне рождения, он предложил подарить ей все, что она пожелает. По наущению матери (которая возмущалась осуждением Джона ее замужества), Дочь Иродиады попросила на блюде голову Иоанна Крестителя.
И это последнее, что мы слышим о голове Крестителя. По крайней мере, из канонических источников. Иосиф Флавий не упоминает, где был похоронен Иоанн Креститель (на самом деле, он даже не говорит, что он был обезглавлен). Мы знаем из Евангелия от Матфея, что ученики Иоанна «пришли, взяли тело и похоронили, и пошли, и возвестили Иисусу» (Мф. 14, 12) . Согласно одной традиции (среди многих) Себастия (относительно небольшая палестинская деревня, известная как одно из старейших постоянно населенных мест в регионе) была местом захоронения Иоанна. Но это только один из многих. По крайней мере, четыре разных традиции указывают на четыре других места как на места упокоения головы убитого святого: Рим, Амьен, Мюнхен и Дамаск.
Как и другие крупные квази-легендарные христианские реликвии (вспомните, например, Святой Грааль или Копье Лонгина), голова Иоанна Крестителя быстро приобрела почти мифический, невероятный рост на протяжении веков. , из-за важности пророка не только для христиан, но, опять же, для верующих других монотеистических авраамических конфессий.
Подробнее: Это руины крепости, где был казнен Иоанн Креститель
Различные монастыри в Стамбуле, Египте и Черногории (среди прочих) претендуют на то, чтобы иметь некоторые мощи Крестителя. На самом деле его правая рука и правая рука, которой он крестил Иисуса, до сих пор хранятся в дворцовом музее Топкапы в Стамбуле. История гласит, что голова Крестителя, сохранившаяся сегодня в Амьене, изначально находилась в Стамбуле (тогда Константинополе) рядом с этой правой рукой, но знаменитый крестоносец Валлон де Сартон привез ее с собой во Францию в 1206 году.0088 Затем для хранения реликвии был построен Амьенский собор, который сразу же стал основным местом паломничества. Это голова №1.
Реликвия, хранящаяся в Амьене
© Institut Faire Faces
Малая базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме также имеет голову Крестителя. Церковь, посвященная Папе Сильвестру I (отсюда «Сан-Сильвестро»), была построена в году в VIII веке как усыпальница для хранения реликвий святых и мучеников, первоначально хранившихся в различных римских катакомбах . Вопреки тому, что можно было бы подумать, название «in capite» не относится к голове Крестителя. Хотя верно то, что capite на латыни означает head , его также можно перевести по-разному. В данном случае «capite» означает либо первый , либо главный , ссылаясь на канонический титул Сильвестра Первого . Предполагаемая голова Крестителя хранится в отдельной часовне слева от главного входа в базилику. Это голова №2.
Реликвия, хранящаяся в Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме.
Общественное достояние
Третья предполагаемая голова Крестителя хранится не в церкви, а в Музее-резиденции Мюнхена, Германия. Мюнхенская резиденция открыта для публики как музей с 1920 года и в настоящее время считается одним из самых важных дворцовых музеев в Европе. Здание принадлежало дому Виттельсбахов, которые правили Баварией сначала как герцоги, с 17 века как курфюрсты, а с 1806 по 19 век18 как короли. Один из этих герцогов, герцог Вильгельм V Баварский, в середине XVI века собрал ряд реликвий, в том числе голову Крестителя.
Четвертая голова хранится в мечети Омейядов, более известной как Великая мечеть Дамаска. Расположенная в секторе «старого города», это одна из крупнейших и старейших мечетей в мире и четвертая святыня ислама, из-за ее исторического и эсхатологического значения: мечеть, по мнению мусульман место, куда вернется Иисус перед Концом Дней , а мавзолей с могилой Саладина находится в небольшом саду у северной стены мечети. После завоевания Дамаска мусульманами в 634 году мечеть была построена на месте, где уже стояла христианская базилика, посвященная Иоанну Крестителю. В ней, по традиции, уже сохранилась голова Крестителя.
Мавзолей-реликварий Иоанна Крестителя в Великой мечети
Общественное достояние
Однако относительно недавнее открытие может показаться противоречащим этим четырем традиционным утверждениям. В 2010 году болгарские археологи нашли реликварий с некоторыми костями в руинах средневекового монастыря на Святой Иван (по-болгарски «Святой Иоанн»), островке на южном побережье Болгарии в Черном море.