Где родился рахманинов: 1913. Этнографическая экспедиция этнографа Клавдия Васильевича Щенникова. Часть 1: humus — LiveJournal

Разное

Рахманинов Сергей Васильевич | Биография, творчество, музыка

Содержание статьи

  • Сергей Рахманинов. Детство и юность
  • Первая неудача
  • Эмиграция и успех
  • Произведения по опусам
  • Произведения без опуса

Сергей Рахманинов. Детство и юность

Сергей Васильевич Рахманинов родился в 1873 году. Будущий великий композитор и музыкант был потомственным русским дворянином. Его произведения были известны на Родине и стали «символом русской музыки» за рубежом (последние годы жизни музыкант провел в Америке). Его сложная судьба, искания, духовный опыт со взлетами и падениями нашли отражение в его произведениях и манере исполнения.

Сергей Рахманинов родился в Новгородской губернии. Вся его семья любила музыку: дед был учеником известного композитора Джона Фильда, до сих пор сохранились музыкальные произведения его авторства. Отец тоже музицировал, хоть и не был профессиональным исполнителем. Мать Рахманинова, Любовь, дочь генерала Бутакова сама давала сыну первые музыкальные уроки. В детстве Сергей Рахманинов переехал в Петербург вместе с семьей и поступил в Петербургскую консерваторию.

Известно, что сначала молодой Рахманинов несерьезно относился к занятиям, прогуливал, но позже познакомился со своим двоюродным братом — юным пианистам Зилоти, который убедил родителей Рахманинова, что у него есть талант, надо отправить сына учиться в Москву к Николаю Звереву. Так Рахманинов продолжил обучение в Московской консерватории, где учился уже усердно, а его дипломную работу — оперу «Алеко» рекомендовали к постановке в Большом театре.

Фото: novostimira.net

Первая неудача

Сергей Рахманинов был не только пианистом и композитором, его знали как прекрасного дирижера. Несмотря на провал исполнения Первой симфонии в Петербурге, разгромные рецензии и депрессию, он продолжил заниматься музыкой. Хотя после того случая несколько нет не сочинял музыку и пребывал в подавленном состоянии. В 1901 году Сергей Рахманинов написал Второй фортепианный концерт. Это вернуло его к творческой жизни, помогло справиться с депрессией, снова сделало любимцем публики.

Рахманинов путешествовал по Европе, Америке и Канаде с концертами в качестве дирижера, позже работал в самом Большом театре на протяжении нескольких сезонов. В 1902 году Рахманинов женился и стал отцом двух дочерей Татьяны и Ирины.

Эмиграция и успех

После революции 1917 года Рахманинову пришлось покинуть Россию. Он оставил здесь всё, уезжал с долгами. Революция стала трагедией семьи Рахманинова. Сергей Васильевич продолжил играть, выступать с концертами. Его любила европейская публика и высоко ценили в Америке. Сам великий композитор и музыкант тяжело переживал вынужденную эмиграцию. Он писал, что потерял себя, когда уехал.

«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…».

В 1926 году он начал работу над Четвертым концертом и русскими песнями. Несмотря на отношение к Советской власти, Рахманинов скучал по дому. Одним из последних произведений Рахманинова стали «Симфонические танцы», критики называют это также и лучшим произведение композитора. Рахманинов выступал до самого конца. Свой завершающий концерт, он дал за 6 недель до смерти. Композитор умер в 1943-ем году, не дожив до своего 70-летнего юбилея лишь несколько дней. Он похоронен на кладбище в Нью-Йорке рядом с могилами его жены и дочери.

Фото: classicalarchives.com

Произведения по опусам

Op. 1.   Первый концерт для фортепиано с оркестром. Посв. А. И. Зилоти. 1891.
Op. 2. Две пьесы для виолончели и фортепиано. Посв. А. А. Брандукову. 1892.
1. Прелюдия.
2. Восточный танец.
Op. 3. Пять пьес-фантазий для фортепиано. Посв. А. С. Аренскому. 1892.
1. Элегия.
2. Прелюдия.
3. Мелодия.
4. Полишинель.
5. Серенада.
Op. 4. Шесть романсов. 1889–1893.
1. «О, нет, молю, не уходи» (Мережковский). Посв. А. А. Лодыженской.
2. «Утро» (Янов). Посв. Ю. С. Сахновскому.
3. «В молчаньи ночи тайной» (Фет). Посв. В. Д. Скалон.
4. «Не пой, красавица» (Пушкин). Посв. Н. А. Сатиной.
5. «Уж ты, нива моя» (А. Толстой). Посв. Е. Н. Лысиковой.
6. «Давно ль, мой друг» * (Голенищев-Кутузов). Посв. О. А. Голенищевой-Кутузовой.
Op. 5. Фантазия (Картины). Первая сюита для 2-х фортепиано в 4 руки.
Посв.  П. И. Чайковскому. 1893.
1. Баркарола.
2. И ночь, и любовь.
3. Слёзы.
4. Светлый праздник.
Op. 6. Две пьесы для скрипки и фортепиано. Посв. Ю. Конюсу. 1893.
1. Романс.
2. Венгерский танец.
Op. 7. Фантазия («Утёс»). Для оркестра. 1893.
Op. 8. Шесть романсов. 1893.
1. «Речная лилея» (Плещеев — из Гейне). Посв. А. А. Ярошевскому.
2. «Дитя, как цветок ты прекрасна» (Плещеев — из Гейне). Посв. М. А. Слонову.
3. «Дума» (Плещеев — из Шевченко). Посв. Л. Г. Яковлеву.
4. «Полюбила я на печаль свою» (Плещеев — из Шевченко). Посв. М. В. Олферьевой.
5. «Сон» (Плещеев — из Гейне). Посв. Н. Д. Скалон.
6. «Молитва» (Плещеев — из Гёте). Посв. М. А. Дейша-Сионицкой.
Op. 9. Элегическое трио для скрипки, виолончели и фортепиано.
Памяти великого художника [П. И. Чайковского]. 1893.
Op. 10. Семь салонных пьес для фортепиано. Посв. П. А. Пабсту. 1894.
1. Ноктюрн.
2. Вальс.
3. Баркарола.
4. Мелодия.
5. Юмореска.
6. Романс.
7. Мазурка.
Op. 11. Шесть пьес для фортепиано в 4 руки. 1894.
1. Баркарола.
2. Скерцо.
3. Русская песня.
4. Вальс.
5. Романс.
6. Слава.
Op. 12. Каприччио на цыганские темы для оркестра. Посв. П. Лодыженскому. 1894.
Op. 13. Первая симфония для оркестра. Посв. А. Л. 1895.
Op. 14. Двенадцать романсов. 1896.
1. «Я жду тебя» (Давидова). Посв. Л. Д. Скалон.
2. «Островок» (Бальмонт). Посв. С. А. Сатиной.
3. «Давно в любви» (Фет). Посв. З. А. Прибытковой.
4. «Я был у ней» (Кольцов). Посв. Ю. С. Сахновскому.
5. «Эти летние ночи» (Ратгауз). Посв.  М. И. Гутхейль.
6. «Тебя так любят все» (А. Толстой). Посв. А. Н. Ивановскому.
7. «Не верь мне, друг» (А. Толстой). Посв. А. Г. Клокачёвой.
8. «О, не грусти» (Апухтин). Посв. Н. А. Александровой.
9. «Она, как полдень, хороша» (Минский). Посв. Е. А. Лавровской.
10. «В моей душе» (Минский). Посв. Е. А. Лавровской.
11. «Весенние воды» (Тютчев). Посв. А. Д. Орнатской.
12. «Пора» (Надсон).
Op. 15. Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано. 1895.
1. «Славься» (Некрасов).
2. «Ночка» (Лодыженский).
3. «Сосна» (Лермонтов).
4. «Задремали волны» (К. Р.).
5. «Неволя» (Цыганов).
6. «Ангел» (Лермонтов).
Op.  16. Шесть музыкальных моментов для фортепиано. Посв. А. Затаевичу. 1896.
Op. 17. Вторая сюита для двух фортепиано в 4 руки. Посв. А. Б. Гольденвейзеру. 1901.
1. Вступление.
2. Вальс.
3. Романс.
4. Тарантелла.
Op. 18. Второй концерт для фортепиано с оркестром. Посв. Н. Далю. 1901.
Op. 19. Соната для виолончели и фортепиано. Посв. А. Брандукову. 1901.
Op. 20. «Весна». Кантата. Для баритона соло, хора и оркестра.
Слова Некрасова. Посв. Н. С. Морозову. 1902.
Op. 21. Двенадцать романсов. 1900–1902.
1. «Судьба» (к пятой симфонии Бетховена) (Апухтин). Посв. Ф. И. Шаляпину.
2. «Над свежей могилой» (Надсон).
3. «Сумерки» (Гюйо). Посв. Н. И. Забеле-Врубель.
4. «Оне отвечали» * (Мей — из Гюго). Посв. Е. Ю. Крейцер.
5. «Сирень» (Бекетова).
6. «Отрывок из Мюссе» (Апухтин). Посв. А. А. Ливен.
7. «Здесь хорошо» (Галина).
8. «На смерть чижика» (Жуковский). Посв. О. А. Трубниковой.
9. «Мелодия» (Надсон). Посв. Н. Лантинг.
10. «Пред иконой» * (Голенищев-Кутузов). Посв. М. А. Ивановой.
11. «Я не пророк» (Круглов).
12. «Как мне больно» (Галина). Посв. В. А. Сатину.
Op. 22. Вариации на тему Шопена для фортепиано. Посв. И. Лешетицкому. 1903.
Op. 23. Десять прелюдий для фортепиано. Посв. А. Зилоти. 1903.
Op. 24. «Скупой рыцарь». Опера в 3-х картинах. Текст А. С. Пушкина. 1905.
Op. 25. «Франческа да Римини». Драматический эпизод V песни «Ада» Данте. Опера в 2-х картинах с прологом и эпилогом. Либретто М. И. Чайковского. 1905.
Op.  26. Пятнадцать романсов. Посв. М. С. и А. М. Керзиным. 1906.
1. «Есть много звуков» (А. Толстой).
2. «Всё отнял у меня» (Тютчев).
3. «Мы отдохнём» (Чехов).
4. «Два прощания» (Кольцов).
5. «Покинем, милая» (Голенищев-Кутузов).
6. «Христос воскрес» (Мережковский).
7. «К детям» (Хомяков).
8. «Пощады я молю» (Мережковский).
9. «Я опять одинок» (Бунин — из Шевченко).
10. «У моего окна» (Галина).
11. «Фонтан» (Тютчев).
12. «Ночь печальна» (Бунин).
13. «Вчера мы встретились» (Полонский).
14. «Кольцо» (Кольцов).
15. «Проходит всё» (Ратгауз).
Op. 27. Вторая симфония для оркестра. Посв.  С. И. Танееву. 1907.
Op. 28. Первая соната для фортепиано. 1907.
Op. 29. «Остров мёртвых». Симфоническая поэма к картине Бёклина. Для оркестра.
Посв. Н. Струве. 1909.
Op. 30. Третий концерт для фортепиано с оркестром. Посв. И. Гофману. 1909.
Op. 31. Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора. 1910.
Op. 32. Тринадцать прелюдий для фортепиано. 1910.
Op.  33. Шесть этюдов-картин для фортепиано. 1911.
Op. 34. Четырнадцать романсов. 1910–1915.
1. «Муза» (Пушкин). Посв. Re.
2. «В душе у каждого из нас» (Коринфский). Посв. Ф. И. Шаляпину.
3. «Буря» (Пушкин). Посв. Л. В. Собинову.
4. «Ветер перелётный» (Бальмонт). Посв. Л. В. Собинову.
5. «Арион» (Пушкин). Посв. Л. В. Собинову.
6. «Воскрешение Лазаря» (Хомяков). Посв. Ф. И. Шаляпину.
7. «Не может быть» (Майков). Посв. памяти В. Ф. Комиссаржевской.
8. «Музыка» (Полонский). Посв. П. Ч.
9. «Ты знал его» (Тютчев). Посв. Ф. И. Шаляпину.
10. «Сей день я помню» (Тютчев). Посв. Л. В. Собинову.
11. «Оброчник» (Фет). Посв. Ф. И. Шаляпину.
12. «Какое счастье» (Фет). Посв. Л. В. Собинову.
13. «Диссонанс» (Полонский). Посв. Ф. Литвин.
14. «Вокализ». Посв. А. Неждановой.
Op. 35. «Колокола». Поэма для оркестра, хора и солистов.
Слова Эдгара По в переводе Бальмонта. Посв. Виллему Менгельбергу и оркестру Concergebouw в Амстердаме. 1913.
Op. 36. Вторая соната для фортепиано. Посв. М. Пресману. 1913.
Op. 37. Всенощная для смешанного хора. Посв. памяти С. В. Смоленского. 1915.
Op.  38. Шесть стихотворений. Посв. Н. П. Кошиц. 1916.
1. «Ночью в саду у меня» (Блок).
2. «К ней» (А. Белый).
3. «Маргаритки» (Игорь Северянин).
4. «Крысолов» (Брюсов).
5. «Сон» (Сологуб).
6. «Ау» (Бальмонт).
Op. 39. Девять этюдов-картин для фортепиано. 1916–1917.
Op. 40. Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Посв. Н. Метнеру. 1926.
Op. 41. Три русские песни для оркестра и хора. Посв. Л. Стоковскому. 1926.
Op.  42. Вариации на тему Корелли для фортепиано. Посв. Ф. Крейслеру. 1931.
Op. 43. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано и оркестра. 1934.
Op. 44. Третья симфония для оркестра. 1936.
Op. 45. «Симфонические танцы» для оркестра. Посв. Е. Орманди. 1940.

Произведения без опуса

  • «Алеко». Опера в 1 д. Либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». 1892.
  • Скерцо.
  • Юношеская симфония (1-я часть). 1891.
  • «Князь Ростислав». Симфоническая поэма на стихотворение А. Толстого. Посв. А. С. Аренскому. 1891.
  • Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели. 1889. Две части:1. Романс.2. Скерцо.
  • Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели. 1892.
  • Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели. 2 части.

и мн. др.

Читайте также:

  • Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
  • Мишель Петруччиани. Музыка вопреки

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

Сергей Рахманинов, 1 апреля 2021 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

 1 апреля 1873 года родился Сергей Рахманинов, великий пианист и композитор

 

Личное дело

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) родился в усадьбе Семеново Новгородской губернии в дворянской семье. Отец Василий Аркадьевич происходил из тамбовских дворян, мать, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова.

Уже в раннем детстве у мальчика обнаружились способности к музыке. Сначала игре на фортепиано его учила мать, затем с мальчиком стала заниматься учительница музыки А. Д. Орнатская. Благодаря ее урокам осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Там Рахманинов учился из рук вон плохо, часто прогуливал занятия, поэтому по совету Александра Зилоти, который приходился Сергею двоюродным братом, мальчика было решено перевезти в Москву и отдать в частный пансион известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н. С. Зверева.

Осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, в пансион Зверева и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу того же Зверева. В пансионе царила строгая дисциплина: ученики должны были заниматься по шесть часов в день. Также обязательным для юных музыкантов было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях.

В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать свои первые произведения. В это время его преподавателем по контрапункту становится С. И. Танеев. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому.

В пансионе Зверева Рахманинов провел четыре года, после чего между ним и Зверевым произошла ссора из-за композиции. В результате Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники Сатины, на дочери которых он впоследствии женился. И ученик, и педагог очень тяжело переживали этот конфликт, но помириться смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе своего двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал изучать композицию.

В 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию по двум специальностям — и как пианист, и как композитор. Уже во время учебы он получил известность среди московской публики. К моменту окончания консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдия до-диез минор (op. 3 № 2), которая позднее стала одним из наиболее известных произведений композитора.

Дипломной работой Рахманинова стала его первая опера— «Алеко», написанная по романтической поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Опера очень понравилась Чайковскому и по его настоянию в 1893 году была поставлена в Большом театре. Чайковский даже хлопотал о ее включении в репертуар Большого вместе со своей оперой «Иоланта», но вскоре неожиданно скончался, так что этот замысел не был осуществлен.

В том же 1892 году Сергей Рахманинов впервые выступил перед публикой как пианист со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

По окончании консерватории Рахманинов ради заработка стал преподавать теорию музыки в московском Мариинском, а затем в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Также он начал давать частные уроки музыки, хотя это занятие очень не любил.

В 1893—1895 годах  Рахманинов пишет свою Первую симфонию, которая была новаторским для того времени произведением.

В 24 года Рахманинов по приглашению Саввы Мамонтова стал вторым дирижером Московской русской частной оперы. Проработав там всего один сезон, он успел  прославиться как дирижер. Там же Рахманинов познакомился и подружился с Федором Шаляпиным. Покинуть театр Рахманинов решил, чтобы сосредоточиться на композиции.

В марте 1897 года состоялась долгожданная премьера Первой симфонии. Композитор Александр Глазунов тогда загорелся идеей познакомить Санкт-Петербург с творчеством молодого московского музыканта и даже сам выступил на премьере в качестве дирижера. Премьера, однако, окончилась полным провалом, как из-за некачественного дирижирования (Глазунов был неопытен в этом), так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки, не понятой ни самим Глазуновым, ни петербургской публикой.

«Живой свидетель события, присутствовавший на генеральной репетиции и концерте, удостоверяю, что исполнение Симфонии было сырое, недодуманное, недоработанное и производило впечатление неряшливого проигрывания, а не осуществления определенного художественного замысла, которого у дирижера явно и не было. Ритмическая жизнь, столь интенсивная в творчестве и исполнении Рахманинова, увяла. Динамические оттенки, градации темпа, нюансы экспрессии — все то, чем так богата его музыка, исчезло. Бесконечно тянулась какая-то аморфная, мутная звуковая масса. Вялый характер дирижера довершил всю томительную мертвенность впечатления», — вспоминал позже присутствовавший на премьере музыковед А.В.Оссовский.

В итоге публика и критики приняли симфонию негативно, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. Особенно его огорчил отрицательный отзыв Николая Римского-Корсакова, с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чье мнение очень ценил.

Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки…», — так потом описывал композитор свое состояние в письме Б. В. Асафьеву. В течение более чем трех лет – на протяжении 1897—1901 годов – Рахманинов почти ничего не сочинял, большую часть времени проводил, лежа на кушетке, и выходил из дома только для частных уроков.

Преодолеть депрессию и творческий кризис композитор смог только с помощью известного врача-гипнотизера доктора Н. В. Даля.

 В 1901 году Рахманинов закончил свой Второй фортепианный концерт и вскоре получил приглашение занять место дирижера в московском Большом театре. Композитор согласился и два сезона дирижировал в Большом весь русский оперный репертуар (иностранным репертуаром управлял главный дирижер Большого театра — И. К. Альтани).

Через два года Рахманинов оставил Большой театр, снова решив полностью посвятить себя композиции. В 1903 году он женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой.

В 1906 году, совершив путешествие по Италии, Рахманинов на три года поселился в Дрездене, где много и плодотворно сочинял. В 1909 году совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижер. В том же году написал Третий фортепианный концерт.

До революции Рахманинов часто выступал в Москве. В частности, большой популярностью пользовались концерты, организуемые его двоюродным братом Александром Зилоти, на которых часто дирижировал Рахманинов. Также композитор возглавлял художественный совет Российского музыкального издательства.

21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища в Петрограде состоялось последнее концертное выступление Рахманинова в России. Вскоре после Октябрьской революции композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой и дочерьми Ириной и Татьяной, оставив все свое имущество, покинул Россию  практически без средств к существованию.

Через Мальме Рахманинов прибыл в Копенгаген, где 15 февраля 1918 года сыграл свой Второй концерт с дирижером Георгом Хеэбергом.

Поняв, что заработать средства он сможет только как пианист, Рахманинов начал усиленно тренироваться на фортепиано и до конца сезона выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьей отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где начал активную концертную деятельность также как пианист. В дальнейшем  он не прекращал выступать с концертами вплоть до конца жизни, давая их по несколько  десятков за сезон.

В Америке Рахманинов сильно тосковал по родине. Он общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой. За все годы, прожитые в эмиграции, у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений стал производитель роялей Фредерик Стейнвей — глава фирмы «Стейнвей и сыновья».

Творческий кризис, начавшийся после отъезда из России, у композитора затянулся почти на 9 лет — вплоть до 1926 года он не писал значительных произведений. Лишь в 1926—1927 годах появляются новые творения Рахманинова: Четвертый концерт и три русские песни.

Живя и выступая по большей части в США, с 1930 по 1940 годы Рахманинов часто гастролировал по Европе и проводил там немало времени. В 1931 году он купил в Швейцарии участок на берегу Фирвальдштетского озера, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом. Вилла получила название по первым слогам имен Сергея Рахманинова и его супруги Натальи. Это место стало особенно дорого для композитора — он создал его в национальном стиле и даже специально привез туда русские березы. Именно тут он создал свои знаковые сочинения – Рапсодию на тему Паганини и Третью симфонию.

В 1941 году Сергей Рахманинов закончил свое последнее произведение — Симфонические танцы, многими признанное величайшим из созданного им.

Хотя Рахманинов крайне отрицательно относился к советской власти, известие о нападении Германии на СССР произвело на него сильнейшее впечатление. В годы Великой Отечественной войны пианист дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии, и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Известно, что на его деньги был построен боевой самолет. Утверждается, что незадолго до своей смерти Рахманинов пытался посетить родину, но его не пустили.

На склоне лет у композитора обнаружилось онкологическое заболевание — меланома (по другим данным – рак легких, вызванный активным курением). Сам Рахманинов о нем даже не подозревал. Последний свой концерт он дал всего за шесть недель до смерти.

Сергей Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз (США, Калифорния), не дожив трех дней до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико в Валхалле близ Нью-Йорка.

 

 

Сергей Рахманинов

Library of Congress 

Чем знаменит

Сергей Рахманинов — один из величайших русских пианистов, композиторов и дирижеров своего времени. Он был одинаково гениален во всех этих трех ипостасях.

Рахманинов как композитор объединил и сплавил творческие принципы московской и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Ему удалось выработать специфический, легко узнаваемый музыкальный язык. Его Второй концерт для фортепиано с оркестром, по словам выдающегося пианиста Дениса Мацуева,  является «шедевром на все времена» и одним из самых популярных произведений не только в России, но и во всей мировой классике. Рахманинов (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Будучи вынужден покинуть родину и страстно по ней скучая, за четверть века жизни за рубежом Рахманинов создал всего 6 произведений, которые, однако, относят к вершинам русской и мировой музыки.

 

О чем надо знать

Неудача с Первой симфонией произвела на Рахманинова такое сильное впечатление, что он уничтожил партитуру, запретив когда-либо исполнять ее. «Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины», — писал он Б. В. Асафьеву спустя 20 лет после ее провала.

В 1944 году музыковеду А. В. Оссовскому удалось отыскать в архиве Ленинградской консерватории уцелевшие оркестровые голоса симфонии, по которым была восстановлена партитура произведения.

«Вторая премьера» симфонии с огромным успехом прошла в Москве 17 октября 1945 года (дирижировал Александр Гаук). Американская премьера состоялась 19 марта 1948 года — симфонию исполнил Филадельфийский оркестр под управлением Юджина Орманди.

Следует отметить, что на самом деле Первая симфония фактически стала второй попыткой Рахманинова в этом жанре. В последний год учебы в Московской консерватории ему было задано одним из преподавателей написать симфонию в качестве упражнения. Рахманинов позднее рассказывал, что он завершил работу, однако три из четырех частей были впоследствии утеряны. Сохранившаяся часть длительностью около 12 минут была опубликована посмертно в 1947 году как Юношеская симфония.

 

Прямая речь

О провале Первой симфонии: «Мне самому моя Симфония, несмотря на то, что я ее очень любил раньше, сейчас люблю, после первой же репетиции совсем не понравилась… Значит, плохая инструментовка, скажете Вы. Но я уверен, отвечу я, что хорошая музыка будет «просвечивать» и сквозь плохую инструментовку, а я не нахожу, чтоб инструментовка была совсем неудачна. Остается, значит, два предположения. Или я, как некоторые авторы, отношусь незаслуженно пристрастно к этому сочинению, или это сочинение было плохо исполнено. А это действительно было так. Я удивляюсь, как такой высокоталантливый человек, как Глазунов, может так плохо дирижировать?».

О передаче денежного сбора от одного из своих концертов в Фонд обороны СССР: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Пианист Денис Мацуев о Третьем концерте Рахманинова: «По насыщенности, по эмоциональности ни один фортепианный концерт даже близко нельзя сравнить с Третьим концертом. Это Эверест. В нем около 50 тысяч нот. И каждый раз, когда я выхожу его играть, — это исполнение с чистого листа. Этим и отличается гениальная музыка от просто талантливой — количество смыслов, эмоций и интерпретаций внутри неисчерпаемо.

Это та самая музыка, которую обычно просят исполнить русские: «А сделай так, чтобы душа сначала развернулась, а затем свернулась»».

 

9 фактов о Сергее Рахманинове

  • Долгое время местом рождения композитора считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода, но исследования последних лет называют местом его рождения усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии. Усадьба, находившаяся в 60 километрах от Старой Руссы, не сохранилась.
  • Семейное предание ведет происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным.
  • Жена Рахманинова Наталья Александровна  (урожденная Сатина) происходила из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул. Поскольку она приходилась  композитору двоюродной сестрой по отцу, музыканту пришлось просить «высочайшего разрешения» на этот брак.
  • Свою первую оперу «Алеко», ставшую его дипломной работой, Рахманинов написал всего за семнадцать дней. За это сочинение он получил высочайшую отметку «5+».
  • У Рахманинова была невероятная музыкальная память: услышав музыкальное произведение всего один-два раза, он запоминал его практически наизусть и помнил потом очень долго.
  • Помимо хорошей памяти, композитор обладал еще одной уникальной особенностью — он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу большинству известных пианистов.
  • Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов внес выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, написав Литургию св. Иоанна Златоуста для смешанного хора (1910) и  Всенощную (1916).
  • Популярность Рахманинова как пианиста в США была огромной. Его постоянно осаждали толпы репортеров и папарацци. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время даже жил в персональном железнодорожном вагоне вместо отелей.
  • Мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион, была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова. Автору песни Эрику Кармену пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро и в итоге он был вынужден указать имя Рахманинова как настоящего автора песни.

 

Материалы о Сергее Рахманинове

Свой Рахманинов: великий композитор глазами выдающегося пианиста

Биография Сергея Рахманинова на Soundtimes.ru

Сайт «Сенар», посвященный жизни и творчеству С. В. Рахманинова.

Статья о Сергее Рахманинове в Википедии

Романтизм | Определение, характеристики, художники, история, искусство, поэзия, литература и музыка

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Романтизм , отношение или интеллектуальная ориентация, которая характеризовала многие произведения литературы, живописи, музыки, архитектуры, критики и историографии в западной цивилизации в период с конца 18-го до середины 19-го века. Романтизм можно рассматривать как отказ от заповедей порядка, спокойствия, гармонии, баланса, идеализации и рациональности, характерных для классицизма в целом и неоклассицизма конца 18 века в частности. Это было также в некоторой степени реакцией против Просвещения и против рационализма 18-го века и физического материализма в целом. Романтизм подчеркивал индивидуальное, субъективное, иррациональное, образное, личное, спонтанное, эмоциональное, призрачное и трансцендентное.

Путешествие на рубеж 19-го века, чтобы познакомиться с романтическим музыкальным, литературным и художественным движением. общее возвышение эмоций над разумом и чувств над интеллектом; обращение к себе и усиленное исследование человеческой личности, ее настроений и умственных способностей; озабоченность гением, героем и исключительной фигурой в целом и сосредоточенность на его или ее страстях и внутренней борьбе; новый взгляд на художника как на в высшей степени индивидуального творца, для которого творческий дух важнее строгого соблюдения формальных правил и традиционных процедур; акцент на воображении как на вратах к трансцендентному опыту и духовной истине; навязчивый интерес к народной культуре, национальным и этническим культурным истокам, средневековью; и пристрастие к экзотическому, отдаленному, таинственному, сверхъестественному, оккультному, чудовищному, болезненному и даже сатанинскому.

Собственно романтизму предшествовало несколько связанных с ним событий середины 18 века, которые можно назвать преромантизмом. Среди таких тенденций была новая оценка средневекового романа, от которого романтическое движение получило свое название. Роман представлял собой рассказ или балладу о рыцарских приключениях, в которых акцент на индивидуальном героизме, экзотике и таинственности резко контрастировал с элегантной формальностью и искусственностью преобладающих форм классической литературы, таких как французская неоклассическая трагедия или английское героическое двустишие. в поэзии. Этот новый интерес к относительно простым, но откровенно эмоциональным литературным выражениям прошлого должен был стать доминирующей нотой романтизма.

Романтизм в английской литературе начался в 1790-х годах с публикации Лирических баллад Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Тейлора Кольриджа. Манифестом английского романтического течения в поэзии стало «Предисловие» Вордсворта ко второму изданию (1800) « лирических баллад» , в котором он охарактеризовал поэзию как «спонтанный излив сильных чувств». Уильям Блейк был третьим главным поэтом ранней фазы движения в Англии. Первая фаза романтического движения в Германии была отмечена новшествами как в содержании, так и в литературном стиле, а также в увлечении мистическим, подсознательным и сверхъестественным. К этой первой фазе принадлежит множество талантов, в том числе Фридрих Гельдерлин, ранний Иоганн Вольфганг фон Гёте, Жан Поль, Новалис, Людвиг Тик, Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель, Вильгельм Генрих Вакенродер и Фридрих Шеллинг. В революционной Франции Франсуа-Огюст-Рене, виконт де Шатобриан и мадам де Сталь были главными инициаторами романтизма благодаря своим влиятельным историческим и теоретическим трудам.

Вторая фаза романтизма, охватывающая период примерно с 1805 по 1830-е годы, была отмечена ростом культурного национализма и новым вниманием к национальному происхождению, о чем свидетельствуют сбор и имитация местного фольклора, народных баллад и поэзии, народный танец и музыка, и даже ранее игнорировавшиеся средневековые и ренессансные произведения. Возрожденное историческое понимание было переведено в творческое письмо сэром Вальтером Скоттом, которого часто считают изобретателем исторического романа. Примерно в это же время английская романтическая поэзия достигла своего апогея в произведениях Джона Китса, лорда Байрона и Перси Биши Шелли.

Заметным побочным продуктом романтического интереса к эмоциональному были работы, посвященные сверхъестественному, странному и ужасному, как, например, « Франкенштейн » Мэри Шелли и работы Чарльза Роберта Мэтьюрина, маркиза де Сада и Э.Т.А. Хоффманн. Во второй фазе романтизма в Германии доминировали Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Йозеф фон Гёррес и Йозеф фон Эйхендорф.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

К 1820-м годам романтизм распространился на литературу почти всей Европы. На этом более позднем, втором этапе движение было менее универсальным по своему подходу и больше концентрировалось на изучении исторического и культурного наследия каждой нации, а также на изучении страстей и борьбы исключительных личностей. Краткий обзор писателей-романтиков или писателей, находившихся под влиянием романтиков, должен включать Томаса Де Куинси, Уильяма Хэзлитта и Шарлотту, Эмили и Энн Бронте в Англии; Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Альфонс де Ламартин, Альфред де Мюссе, Стендаль, Проспер Мериме, Александр Дюма и Теофиль Готье во Франции; Алессандро Манцони и Джакомо Леопарди в Италии; Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в России; Хосе де Эспронседа и Анхель де Сааведра в Испании; Адам Мицкевич в Польше; и почти все важные писатели Америки до Гражданской войны.

Изобразительное искусство

В 1760-х и 1770-х годах ряд британских художников дома и в Риме, в том числе Джеймс Барри, Генри Фузели, Джон Гамильтон Мортимер и Джон Флаксман, начали рисовать предметы, которые противоречили строгим правилам приличия. и классическая историко-мифологическая тематика традиционного изобразительного искусства. Эти художники предпочитали причудливые, патетические или экстравагантно-героические темы и определяли свои образы напряженным линейным рисунком и смелыми контрастами света и тени. Уильям Блейк, другой выдающийся английский художник раннего романтизма, развил свои собственные мощные и уникальные визионерские образы.

В следующем поколении великий жанр английской романтической пейзажной живописи появился в работах Дж.М.В. Тернер и Джон Констебл. Эти художники подчеркивали преходящие и драматические эффекты света, атмосферы и цвета, чтобы изобразить динамичный мир природы, способный вызывать благоговение и величие.

Во Франции главными живописцами раннего романтизма были барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий наполеоновских войн, и Теодор Жерико, чьи изображения индивидуального героизма и страданий в 900-х гг.0017 «Плот Медузы» и его портреты душевнобольных по-настоящему положили начало движению около 1820 года. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной манерой письма, богатым и чувственным использованием цвета, его динамичным композиции, а также его экзотические и авантюрные темы, начиная от жизни арабов в Северной Африке и заканчивая революционной политикой дома. Поль Деларош, Теодор Шассерио и, иногда, Жан-Огюст-Доминик Энгр представляют последнюю, более академическую фазу романтической живописи во Франции. В Германии романтическая живопись приобрела символический и аллегорический подтекст, как в работах Филиппа Отто Рунге. Каспар Давид Фридрих, величайший немецкий художник-романтик, писал устрашающе безмолвные и суровые пейзажи, которые могут вызвать у смотрящего чувство тайны и религиозного благоговения.

Романтизм выражался в архитектуре прежде всего через подражание старым архитектурным стилям и через эксцентричные здания, известные как «безумия». Средневековая готическая архитектура обратилась к романтическому воображению в Англии и Германии, и этот возобновившийся интерес привел к готическому возрождению.

Результаты поиска для «Sergei rachmaninoff»

Из New World Encyclopedia

Перейти к:навигация, поиск

Результаты 1 – 22 из 30

  • Страницы содержимого
  • Multimedia
  • Все
  • Advanced

Титульные матчи

  • Sergei Rachmaninoff

    . .. После выступления, он был цитировал As Ase Ase Ase » ‘»I. Iminemman — Is’ Imineman — Is ‘Imineman — Is’ Imineman — Is ‘Imineman — Is’ Imineman — Is ‘Imineman — Is’ Imineman — Is ‘Imineman — Is’ Iminemam , только что услышал, как я играю «» Он продолжал записывать …

    19 КБ (2901 слов) — 21:57, 5 июля 2021

Текст страницы соответствует

  • Сергей Рахманинов

    … После выступления его процитировали: «Господа, я, Сергей Рахманинов, только что услышал, как я играю». :57, 5 июля 2021

  • Сергея Прокофьева

    … сразу же сравнили с другими известными русскими эмигрантами (такими как Сергей Рахманинов), и он успешно стартовал сольным концертом в Новом…

    32 КБ (4764 слова) — 20:00, 2 ноября 2019 г.

  • Владимир Горовиц

    … в консерватории в 1919 году и играл » Сергей Рахманинов Рахманинов : Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 » в его . ..

    22 КБ (3176 слов) — 22:55, 9 мая 2020

  • Александр Скрябин

    … Симфония «Прометей»». «Scientific American» (10 апреля 1915 г.)
    Рахманинов, Сергей. »Воспоминания Рахманинова, рассказанные Оскару фон Риземану…

    14 КБ (2010 слов) — 10:11, 15 мая 2021

  • Фриц Крейслер

    … (Бетховен) Соната 8 соль мажор, соч. 30, № 3 с Сергеем Рахманиновым, пФ. рек. 1928 год.
    Бетховен Соната для скрипки № 9 (Бетховен) Соната 9 …

    12 КБ (1708 слов) — 21:13, 13 мая 2017 г.

  • Симфония

    … композитор счел нужным назвать такое. В то время как некоторые композиторы, такие как Сергей Рахманинов и Карл Нильсен, продолжали писать в традиционном четырех …

    41 КБ (5799 слов) — 20:44, 10 февраля 2016 г.

  • Концерт

    … Концерт в двадцатом веке
    Файл:Sergei Rachmaninoff cph.3a40575.jpg thumb 300px Сергей Рахманинов в 1921 году
    Многие из концертов…

    16 КБ (2475 слов) — 16:41, 14 ноября 2021

  • Москва

    . .. 3 августа 2019 г. Среди его выпускников Сергей Рахманинов Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Арам Хачатурян, Мстислав…

    63 КБ (8 988 слов) — 16:33, 10 ноября 2022

  • Виолончель

    … Шопен Шопен , Брамс , Эдвард Григ Григ , Сергей Рахманинов Рахманинов , Клод Дебюсси Дебюсси , Шостакович , Прокофьев …

    32 КБ (5213 слов)

  • Музыка двадцатого века

    … формы, заимствованные из девятнадцатого века, включая Сергея Рахманинова Рахманинова и Эдварда Элгара. Однако модернизм в музыке…

    34 КБ (5 125 слов) — 20:42, 3 ноября 2020

  • Российская Федерация

    … Чайковского перенес в двадцатый век Сергей Рахманинов .
    В советское время музыка подвергалась тщательному изучению и хранению …

    137 КБ (20 217 слов) — 14:47, 19 июня 2022 г.

  • Opera

    … русской оперы разрабатывались многими композиторами, в том числе Сергеем Рахманинов Сергей Рахманинов в своих произведениях »Скупой рыцарь» и. ..

    38 КБ (5681 слов) — 00:49, 18 ноября 2022 г.

  • Соната

    … Листа , а затем сонаты Иоганнеса Брамса и Сергея Рахманинова .
    В начале девятнадцатого века сонатная форма была строго…

    27 КБ (4193 слова) — 16:32, 14 октября 2022

  • Тромбон

    … Игорь Стравинский , Дмитрий Шостакович , Сергей Рахманинов Сергей Рахманинов , Сергей Прокофьев , Отторино Респиги , Эдвард Элгар …

    23 КБ (3434 слов) — 16:54, 5 ноября 2022

  • Большой театр

    … »Воевода (опера) Воевода» и »Мазепа», и Сергея Рахманинова »Алеко» и »Франческа да Римини» Рахманинова.
    Балет …

    6 КБ (876 слов) — 15:36, 8 февраля 2022 г.

  • Фуга

    … Также спрах Заратустра », чтобы представить высокий интеллект науки. Сергей Рахманинов, несмотря на то, что писал сочным постромантическим языком, был…

    30 КБ (4859 слов) — 21:01, 15 мая 2017

  • Романтическая музыка

    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы