Герои летописей 5 класс: Презентация по литературе на тему «Древнерусские летописи» (5 класс)

Разное

«Древнерусская литература. Летописи» (5 класс)

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

Да ведают потомки православных
земли родной минувшую судьбу…
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
на тему
«ДРЕВНЕРУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА. Летописи»
5 класс
988 год –
принятие
Христианства
на Руси

необходимость в
распространении
книг
Князь киевский
Владимир
Святославович
Ещё одно последнее сказаньеИ летопись окончена моя…
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампадуИ, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Жанры древнерусской литературы
Летопись — (или летописа́ние) —
исторический жанр, представляющий
собой погодовую, более или менее
подробную запись исторических
событий. Запись событий каждого года в
летописях обычно начинается словами:
«В лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда
название — летопись.
Виды повествования в
летописи:
1. Годовая запись (краткое сообщение о событии,
без описания)
2. Летописная повесть (подробный рассказ о
событии)
3. Некрологическая характеристика (описание
смерти князя и похвала ему)
Другие жанры древнерусской литературы
1. Хождение – жанр, в котором описывались
всякого рода путешествия в иные земли и
приключения («Хождение за три моря Афанасия
Никитина).
2. Житие – описание жизни святого. Герой жития в
своей жизни следует наставлениям Христа и,
проходя через множество испытаний, становится
святым.
3. Поучение – жанр, в котором излагались правила
жизни, которые автор хотел донести до
читателя: он поучал его.
4. Послания
5. Сочинения ораторского жанра
Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и
переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным
доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью.
Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам
прикреплялись кожаные завязки или застежки.
Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык.
Радзивилловская летопись.
Писали на пергаменте. Делали деревянные переплеты,
обтянутые кожей. Книги стоили очень дорого.
Хранились в монастырях
Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым
летописцем был монах Киево-Печерской Лавры
Никон, которого называли Великим. Жизнь его
была полна бурных событий, он активно включался
в политическую борьбу против тех киевских
князей, которые свои интересы ставили выше
общероссийских.
В конце жизни Никон стал игуменом КиевоПечерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и
трудился над летописью.
«Повесть временных лет»
(также называемая «Первоначальная летопись«)
В начале 12 века монах Нестор составил
«Повесть временных лет» – одно из
замечательных произведений русской
литературы. До нас дошла эта повесть,
переписанная и отчасти переработанная
монахом Выдубецкого монастыря
Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод
творчества нескольких поколений
летописцев, так как при переписывании
летописей последователи неизбежно вносили
какие-то добавления, поправки, иногда
ошибались или добавляли новые сведения.
М.М.Антокольский
Мотивы «Повести…»:
«Се Повесть временных лет, откуда
есть пошла Русская земля, кто в Киеве
начал первый княжити, и откуда
Русская земля стала есть…»
•Сведения о происхождении
славян
•Описание территории
Русской земли, о населявших
её в древности племенах и
их обычаях
•Рассказ об основании Киева
и первых русских князьях.
•Повествование о принятии
Христианства на Руси.
•Рассказ о коварстве
Святополка (сына Владимира)
и о мудром княжении
Ярослава Мудрого.
Речь грека-философа перед князем
Владимиром.
Миниатюра из Радзивилловской летописи
Поход русских князей на половцев. Миниатюра
Радзивилловской летописи 15 век.
Рукописная страница книги
Засуха 1092 года. Миниатюра
Радзивиловской летописи. XV век
Язык «Повести временных лет» широко отражает устную
разговорную речь своего времени. Прямая речь
исторических лиц занимает существенное место в
летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к
вымышленным речам, — он всегда точен и строго
фактографичен в передаче высказываний своих героев.
В летописи широко представлена специальная
терминология: военная, охотничья, юридическая,
церковная.
Часто летописец использует народные пословицы и
поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует
о необычайно высоком уровне развития культуры устной и
письменной речи в XI – XII вв.
Освящение Десятинной церкви.
Миниатюра из Радзивиловской летописи
Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя
Владимира.
Русский флот. Миниатюра
Радзивилловской летописи.
Аскольд и Дир просят разрешение у кн. Рюрика
отправиться в Константинополь.

English    
Русский
Правила

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания». | План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме:

Открытый урок литературы в 5  классе

с применением

технологии развития критического мышления

через чтение и письмо

Тема: «Древнерусская литература.

 «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Герои летописного сказания».

Тема: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2011 г

Название раздела, темы: Из древнерусской литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Тема мероприятия: Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

Цели урока: знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Задачи:

  • познакомить учащихся с летописным рассказом с помощью приёма «чтение с остановками»;
  • Показать патриотизм героев летописи:
  • Прививать любовь к родному языку и родной истории;
  • Привитие навыков работы с текстом
  • стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «двухчастный дневник», «вставь пропущенные слова», синквейн, кластер;
  • способствовать развитию  личных достижений учащихся через творческую активность.

развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление

  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с содержанием летописного сказания как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения героев сказания к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи:  история, география, живопись.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru
  4. Ершова Н.О. «Подвиг отрока киевлянина» http://www.proshkolu.ru

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления

ХОД УРОКА:

1 стадия «Вызов»

  1. Эмоциональный настрой на урок

— Здравствуйте, отроковицы! Здравствуйте, отроки, из коих в будущем вырастут достойные мужи!

В лето 2013 на Русской земле, не в Киеве, где течёт могучий Днепр и Лыбедь, не в Переяславце на Дунае, а в селе Шушкодом начинается наш урок. И не зайдут к нам княгиня Ольга, князь Святослав, воевода Претич. Не потревожат нас никакие печенеги. Надеюсь, ни один отрок не будет изнемогать, тужить и сокрушаться. А выступим мы в роли сторожей, сядем в ладью знаний и отправимся в путешествие…

Как вы думаете, в какую литературу? (древнерусскую)

-Почему вы так решили? (устаревшие слова в приветствии, оборот «в лето»)  Слайд 1

— Какие произведения так начинались? (Летопись)

— Что известно по этой теме? Составим кластер

  1. Приём «составление кластера»

Летопись

«Повесть временных лет», Нестор, летописец, запись по годам, исторические события т.д.

-Какие ключевые слова встретились в моём приветствии?

  1. Работа с незнакомыми словами (ключевыми)

СЛАЙДЫ

печенеги — тюркоязычный народ, пришедший на Русь  с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины

отрок – мальчик-подросток   в возрасте 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг

муж – взрослый мужчина, воин, богатый и знатный человек

дружина — отряд воинов на службе у князя.

воевода – начальник войска, дружины

сторожа – передовые, разведывательные отряды

ладья – лодка

затворяться – закрываться

тужить-  горевать

сокрушался — сильно печалился

     Лыбедь – название реки, которая впадает в Днепр

Претич – воевода Святослава

Ольга – княгиня, мать Святослава

Святослав — великий князь киевский. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

4. Приём «Ключевые слова»

Используя ключевые слова, которые вы видите на слайде, попробуйте составить рассказ-предположение

Эти слова и эти герои встретятся в отрывке из «Повести временных лет». Попробуйте угадать события и факты, о которых пойдёт речь.

-Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке (целеполагание)

2 стадия «Осмысление»

  1. Приём «Чтение с остановками». (Аудиозапись)

1 остановка, заканчивая словами «Изнемогали люди от голода и жажды»

-Когда происходят события?

-Где был Святослав?

-Кто остался в Киеве?

-Почему нельзя было выйти из города?

-Почему люди изнемогали?

-Как вы думаете, что произойдёт дальше?

2 остановка, заканчивая словами «… но не могли ему ничего сделать»

-Почему люди той стороны Днепра не могли прийти на помощь?

(Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.)
-Что хотели передать киевляне на ту сторону?

-Почему отроку удалось обмануть печенегов?

-Как бы вы поступили на месте юноши?

-Как вы думаете, что произойдёт дальше?

3 остановка, заканчивая словами «… погубит нас Святослав»

-Куда привезли отрока?

-Что он сказал?

-Что на это ответил Претич?

-Как бы вы поступили на месте воеводы?

-Как будут развиваться события дальше?

4 остановка, заканчивая словами «И отступили печенеги от города»

-Почему печенеги побежали от города?

-О чём спросил печенежский князь?

-Как обманул воевода печенегов?

-Чем окончился их разговор?

— Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца

-Как вы понимаете слова киевлян?

-Почему Святослав сразу же поехал в Киев?

-Что бы случилось, если бы князь не захотел вернуться?

-Как бы вы поступили на месте князя?

  1. Приём «Двухчастный дневник»

Я  предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами

1 группа

В левой части дневника записаны цитаты из текста, справа нужно их прокомментировать

Цитата

Комментарий

«В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю»

«И стали тужить люди в городе»

«Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков…»

«И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили»

«Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом»

«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул»

Святослав … сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов

2 группа

Подберите из текста нужные цитаты, которые отражают данный комментарий

Цитата

Комментарий

В 968 году печенеги впервые напали на Русь

Люди в осаждённом Киеве стали печалиться

Отрок киевлянин  сильно рисковал

Воевода Претич с дружиной смело поехал к городу, не испугавшись печенегов

Князь печенегов решил заключить мир

Киевляне осудили князя Святослава

Святослав испытывал чувство вины

  1. Приём «Вставь пропущенные слова» (Задания для 3 группы)

Учащимся предлагается готовый  текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены,  и учащийся должен вставить их.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» — это отрывок из ________________________________________________________________

События летописного сказания происходят ___________. Святослав был в

 ________________________,а Ольга с внуками________________________.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич — _____________, он заключает мир с _______________князем; Святослав — ____________, княгиня Ольга — его______.

Отрок киевлянин совершает подвиг. Он прошёл через стан противников, говоря ____________________. Если бы печенеги додумались, что он ___________ , они бы ____________ его.

Хитрость ________________ Претича заключалась в том, что он не признался_____________ князю в том, что Святослав далеко от_______________________, а произнёс, будто он возглавляет передовой отряд, а __________ идёт следом.

Летописец не одобряет Святослава. Это заключается в словах киевлян:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последними словами летописец подчёркивает, что самое важное – это _________.

Афиширование наработанных результатов.

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Вот мы руки развели,        

( Руки разводим в стороны)

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились

Ниже дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!        

( Наклоны вперед)

  1. Рефлексия

Рассмотрите, пожалуйста, репродукцию картины художника Александра Иванова «Подвиг молодого киевлянина». (Слайд)

Подумайте, таким ли вы себе его представляли. Попробуйте описать её дома, используя приём «Вставь пропущенные слова»

Художник ___________________не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв_________, спасающего свою _______________от врагов.
      Мы видим_________, который, перебежав через стан врагов, на берегу ________скинул с себя_________ и торопится броситься в воду, чтобы переплыть __________. За фигурой юноши мы видим  ___________ с развевающимися _________и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего ________ распластались кажущиеся черными ветви _______. Правее коня мы угадываем бледные силуэты ___________ всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами ____________.
      В нижнем левом углу мы видим полоску _________, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский _________ в кольчуге, в груди его торчит оперенная _________. Другую __________, уже вынутую из раны, он держит в правой _________. Лицо его выражает страдание и _____________________, что юноша спасет родную ______________, за которую воин пролил свою ____________. Левая рука его ________________, словно своим жестом он хочет благословить _________, но сил ему не хватает. Серебристая________________, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы _________ и раненого ___________ в одно _____________.
      Главный герой картины, киевский___________, изображен___________. В правой руке у него ____________, он придерживает алый развевающийся _____________, благодаря которому передается стремительность движения юноши. В лице его сосредоточенность, стремление, но не ____________. Он хочет добраться до русского ________________, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную ____________. Тело его освещено светом _________________, которая занимается слева, за _______________, где стоят войска русского воеводы _________________.
      С помощью картины _________________________ рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к _____________________, к победе над __________________.

На слайде слова Д.С.Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности» (Слайд)

Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»?
      Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна — это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.
      Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
      Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

Приём «Синквейн»

-Составьте, пожалуйста, синквейн по теме нашего урока (задание по группам)

Подвиг

Отважный, смелый

Спасает, рискует, стремится

Поступок ради спасения Родины

Смелость

Воевода

Хитрый, смелый

Обманывает, спасает, решается

Умеет принимать важные решения

Смельчак (богатырь, начальник)

Урок

Интересный, увлекательный

Учит, знакомит, воспитывает

Главное – любовь к Родине

Знания

(Слайд)

Урок окончен.

Обзоры

Heroes Chronicles: Warlords of the Wasteland для ПК

ПК

  • Издатель:

    3DO

  • Дата выхода:
    27 сентября 2000 г.
  • Резюме

  • Критические обзоры

  • Отзывы Пользователей

  • Детали и кредиты

  • Трейлеры и видео

Metascore

67

Смешанные или средние отзывы


на основе

7
Критические обзоры

Что это?

Оценка пользователя

8. 1

В целом положительные отзывы – на основе 14 оценок

Ваша оценка

0
из 10

Оцените это:

  • 10

  • 9

  • 8

  • 7

  • 6

  • 5

  • 4

  • 3

  • 2

  • 1

  • Резюме:

    После нескольких поколений угнетения Тарнум узнает истинную историю своего народа и ведет армию солдат Твердыни против их тиранических хозяев. Маршируя из засушливых суровых земель своей родины и душных болот низменностей, он следует и даже превосходит деяния своих. После поколений угнетения Тарнум узнает истинную историю своего народа и ведет армию солдат Твердыни против их тиранических хозяев. Маршируя из засушливых суровых земель своей родины и душных болот низменностей, он следует и даже превосходит деяния своего легендарного предка, который давным-давно победил этих заклинателей.… Развернуть

Купить

Купить на
  • Разработчик:

    3DO

  • Жанры: Стратегия, Общий, Общий
  • # игроков:
    1 игрок
  • Читы:
    Часто задаваемые вопросы об игре
  • Рейтинг:
    Е
  • Больше деталей и кредитов »

Распределение баллов:

  1. Положительный:

    1
    из 7

  2. Смешанный:

    6
    из 7

  3. Отрицательный:

    0
    из 7

  1. Игра звучит лучше, чем выглядит.

    • Все обзоры этой публикации
    • Читать отзыв полностью

94

№ 94 Лучшая компьютерная игра 2000 года

56

# 56 Самая популярная компьютерная игра 2000 года

95

Персона 5 Королевская

93

Дворфийская крепость

92

Цепные эхо

90

Легенда о героях: Следы от нуля

89

Я был подростком-экзоколонистом

89

ГИПЕР ДЕМОН

89

Портал с RTX

88

Бессмертие

88

раскаяние

88

Uncharted: Коллекция «Наследие воров»

88

Человек-паук Marvel: Майлз Моралес

87

Выжившие вампиры

87

Ремастеринг Человека-паука от Marvel

86

Вернуться на остров обезьян

79

Темтем

79

Призрачная песня

77

Дорогая, я присоединился к секте

76

Маунт и клинок 2: Баннерлорд

71

Сессия. Скейт Сим

70

Презрение