Город стамбул был основан турками да или нет: История Стамбула кратко с середины 15 века по наши дня, Османский период, республика

Разное

История Стамбула кратко с середины 15 века по наши дня, Османский период, республика


Удивительный и притягательный для туристов город Стамбул интересен своим восточным колоритом, архитектурными сооружениями и многочисленными базарами, султанскими дворцами и узкими улочками. Мусульманский Стамбул ведет свою многовековую и очень захватывающую историю с середины 15 столетия, когда в завоеванный византийский Константинополь Мехмед Второй переносит столицу огромной Османской империи. С того времени и до 1922 года в Стамбуле проживали все османские султаны. И хотя официально название города вплоть до 1930 года оставалось — Константинополь – по сути, с 15 века он стал совсем другим городом с новым вероисповеданием и другим жизненным укладом.


Содержание:

  1. Начало османского периода Константинополя
  2. Развитие Истамбула после Мехмеда Второго
  3. Русская эмиграция в Стамбуле
  4. Турецкая республика
  5. Современный Стамбул


За пять столетий своего обновленного существования в качестве столицы обширной Османской империи Константинополь восстановил значение города как крупного центра международной торговли, утраченное в последние годы существования Византийской империи, и превратился на долгое время в весомый политический, религиозный и экономический центр мира.


В сегодняшнем Стамбуле история тесно переплетается с современным образом жизни

Начало османского периода Константинополя


История мусульманского Константинополя началась с последней — кровавой и трагической страницы истории древнего средневекового города. Константинополь – созданный Константином Великим как столица Римской, а затем Византийской империи, просуществовал на побережье Мраморного моря с 4 по 15 столетье, и во времена экономического и политического подъема имел огромное мировое значение. Подробнее с историей Константинополя с момента его созидания на основе еще более древнего города Византия до трагического захвата его османскими войсками в конце мая 1453 года можно познакомиться здесь.


Византийский Константинополь занимал большую площадь и был хорошо укреплен


Падение некогда великого и богатейшего города мира, как и полагалось в Средние века, сопровождалось грабежами, мародерством, убийствами и насилием. Сам Мехмед Второй въехал в завоеванный город на белом коне и, согласно легенде, сразу же направился в его духовный центр – Софийский собор, где совершил мусульманское богослужение, после чего повелел превратить данный храм в главную городскую мечеть. Уже в начале июня Софийский собор в качестве мечети Айя-София начал проводить священные мусульманские пятничные молитвы.


Считается, что и Константинополь, который в простонародье назывался Стамбулом уже давно (ведь по-гречески это означает «город»), Мехмед хотел назвать на османский манер Истамбулом, но официально это название в тот период не закрепилось. Гораздо чаще город в турецком варианте называли Константинийе. Хотя название Истамбул фигурировало и в обиходе, и в некоторых источниках. Например, в 18 столетии султан Мустафа Третий в своих сочинениях именовал город Истамбулом (городом ислама).


Мехмед Второй хотел назвать город Истамбулом, но официально это название не утвердилось


По подсчетам историков, после завоевания Константинополя 60-70 процентов его населения было депортировано или продано в рабство. Богатейшие храмы и дворцы были разграблены. Были разрушены не только городские укрепления, но и укрепления за городскими стенами, например, в районе Галаты, а также экспроприировано все вооружение генуэзцев, хотя им было оставлено право исповедовать христианство. В самом Стамбуле практически все храмы были преобразованы в мечети, оснащенные минаретами, михрабами и минбарами. 


Бывшие православные храмы переоформлялись на мусульманский манер


Подробнее о преобразовании Софийского собора в мечеть Айя-София можно прочитать здесь.


Несмотря на активное внедрение мусульманства в облик и образ жизни города, были сохранены некоторые константинопольские символы, среди которых оказались все обелиски Ипподрома и Колонна Юстиниана с его статуей на Площади Августеон, переименованной в Площадь Айя-София. Правда, статую Юстиниана в скором времени все-таки сняли, а позднее отправили на переплавку. Об истории Ипподрома и его уникальных обелисках подробнее можно узнать здесь. А о византийских достопримечательностях Стамбула, дошедших до наших дней — тут.


На турецких гравюрах 16 века можно увидеть все византийские обелиски Ипподрома


Золотые ворота Константинополя, на которые киевский князь Олег некогда прибивал свой щит, после взятия византийского Константинополя были замурованы, а чуть позже вошли в образованную крепость Едикуле (Семибашенный замок), сохранившиеся строения которой можно посетить и сегодня. Основными городскими воротами стали ворота Харисейские, через которые Мехмед Второй въехал в побежденный город.


Основной задачей новых властителей города стало не только его религиозное перерождение, но и экономическое, и политическое возрождение, утраченное к концу существования византийского  Константинополя. В опустевший после жестоких боев город приглашались на пмж ремесленники и торговцы из различных турецких провинций и городов. Приезжали в опустевшие византийские дома также евреи из Салоник, греки с Эгейского моря, бурские армяне и т. д. Большие торговые льготы были отданы на первых порах венецианцам и генуэзцам. Практически с момента становления Истамбула начал формироваться армянский городской квартал.


Постепенно разрушенный Константинополе вновь наполнялся жизнью


Начавшееся в городе крупномасштабное восстановление разрушенных зданий и строительство новых архитектурных комплексов создавало новые рабочие места для строительных специалистов. Создание новой городской администрации и управленческого аппарата, в которые могли входить только мусульмане, притягивало сюда грамотных и образованных турков, имеющих опыт чиновничьей работы.


Для православных, частично вновь приехавших, а частично оставшихся жителей Константинополя, недолго функционировал Храм Святых Апостолов, принявший на себя роль кафедрального собора, а затем эти функции перешли к Церкви Богородицы Паммакаристы. Городские христиане должны были жить в своих кварталах, носить особую одежду, не приобретать оружия и платить специальные налоги.


Со временем Константинополь приобретает внешние черты города мусульманского


В самом начале становления Истамбула, в качестве султанской резиденции в районе константинопольского Форума Феодосия был сооружен Эски-Сарай, а в очень скором времени начал создаваться мощнейший дворцовый комплекс Топкапы, прослуживший впоследствии 25-ти османским правителям. А уже отстроенные сооружения Эски-Сарая, среди которых сохранился знаменитый Изразцовый дворец, находящийся сейчас в ведении Археологического музея, впоследствии стали заселяться вдовами и неугодными наложницами султанов.


Кроме переоборудования существующих православных храмов в мечети, строились и новые мечети, первой из которых стал храм Султана Эйюпа (1458 г.). Он был сооружен в месте предполагаемой гибели знаменосца пророка Мухаммеда – Абу Айюб аль-Ансари в период противоборства арабов и Константинополя, а конкретно при осаде византийской столицы в 70-е годы 7 столетия. Могила погибшего знаменосца и сегодня является почитаемой мусульманской святыней, а район вокруг мечети, ранее находящийся за городскими стенами, называется Эюп.


Храм Султана Эйюпа стал первой сооруженной, а не переделанной мечетью


В 1460-70 годы на месте варварски снесенного Собора Святых Апостолов со всеми захоронениями императоров Византии вырастает комплекс Соборной мечети Фатих, являющийся сегодня одним из интересных туристических объектов Стамбула. Создавались и другие мечети. Причем в строительстве новых мусульманских храмов преимущественно использовался опыт и стиль византийских строителей.

Развитие Истамбула после Мехмеда Второго


Появление мечетей и других турецких сооружений постепенно меняло внешний вид города, придавая ему ярко выраженный восточный колорит. Особенного расцвета Истамбул достиг в период правления Сулеймана Великолепного, который являлся султаном Османской империи на протяжении почти 50 лет (1520-1566 гг). Мечеть Селуймание, сооруженная в этот период, стала священным мусульманским храмом Стамбула. Наряду с ней, город украсился и другими мечетями, медресе, дворцами и парками. Появился прекрасный банный комплекс Роксоланы, был существенно перестроен Дворец Топкапы, сооружаются новые стены, мосты и т.д.


Одним из выдающихся правителей Османской империи был Сулейман Великолепный


При Сулеймане Великолепном, жизни и деятельности которого посвящен всемирно известный сериал «Великолепный век», границы влияния Османской империи существенно раздвинулись за счет постоянных войн против стран западной Европы (Венгрии, Чехии, Боснии, Герцеговины, Славонии, Трансильвании и т.д.). Велись захватнические войны и с рядом стран Персидского залива. Доходили османские войска и до Молдавского княжества и в отдаленные восточные районы.


Все покоренные государства, кроме материальных и человеческих потерь после разорения городов и пленения жителей, должны были выплачивать огромные контрибуции. Таким образом, все военные победы войск Сулеймана обогащали государство и его столицу, что позволяло ей процветать и застраиваться богатыми и красивыми зданиями.


Константинополь в начале османского периода опять становился богатым и красивым городом


Считается, что последним султаном, при котором закончилось созидание крупных градостроительных объектов в европейской части Истамбула был Ахмед Первый (начало 17 века), инициатор возведения Голубой мечети, в мавзолее которой он и был впоследствии захоронен.


Голубая мечеть напоминает нам о времени правления Ахмеда Первого


С середины 17 столетия начинается экономическое и политическое ослабление Османской империи, которое не позволяло вливать денежные средства в развитие  столицы. Но в середине 19 столетии развитию Стамбула вновь начало уделяться некоторое  внимание. Именно в этот период при султане Абдул-Меджиде Первом, приверженце западной культуры, появляется новая султанская резиденция в виде дворца Долмабахче. Этот прекрасный дворцовый комплекс на побережье Босфора и сегодня поражает воображение своей масштабностью, изысканным стилем барокко, роскошью и великолепием.


Дворец Долмабахче — одна из привлекательнейших достопримечательностей Стамбула


Абдул-Меджиде как довольно прогрессивный политический деятель провел несколько административных реформ, в результате которых появились национальные гимн и флаг, было реорганизовано законодательство наподобие наполеоновского кодекса. Кроме того, немусульман стали брать на армейскую службу, в стране стали внедрятся такие технические достижения как телеграф и железнодорожное сообщение.


Именно в правление Абдул-Меджиде Первого проходила печально известная россиянам Крымская война. Однако, несмотря на отдельные положительные моменты, в правлении данного султана было совершено много ошибок, и к концу его жизни и правления султанская казна опустела. Последними правителями угасающей и слабеющей Османской империи оказались четыре сына Абдул-Меджиде от разных жен.


Абдул-Меджиде Первый дал империи последних османских правителей


Хронологически последним правителем Османской империи является Абдул-Хамид Второй (1876-1909 гг), успевший соорудить еще один дворец – Йылдыз, около которого разбивается прекрасная одноименная парковая зона, являющаяся сегодня одним из интереснейших туристических объектов. В начале своего правления этот султан подписывает конституцию и создает парламент, но впоследствии все зачатки демократии он сводит на нет, усиливая абсолютную монархию, наводнив страну цензурой, полицейским террором и шпионами.


В начале правления Абдул-Хамида Второго происходит довольно известная Русско-турецкая война 1877-1878 года, направленная со стороны России на помощь в освобождении Балканских народов от турецкого ига. Внутри Османской империи в этот период небывалого пика достигла  межнациональная вражда, происходили многочисленные армянские погромы с тысячами человеческих жертв. Расцветали взяточничество, казнокрадство, военным не выплачивались зарплаты, торговля, земледелие и промышленность приходили в состояние упадка. Страна стремительно падала в экономическую яму.


Абдул-Хамид Второй был последним официальным султаном Османской империи


Абдул-Хамид Второй был низложен в результате Младотурецкой революции 1908 года, проведенной организацией «Единение и прогресс». Элитная часть правительства Эрдогана сегодня делает попытки создания культа Абдул-Хамида Второго, оказавшегося последним османским султаном.


В результате Младотурецкой революции на престол номинально был возведен Мехмед Пятый. Но политическая стабилизация в стране не состоялась. Конституция не стала действующим законом, да и само младотурецкое движение постепенно утратило свою привлекательность. В 1911 году появилась довольно популярная партия «Свобода и согласие», оппозиционная «Единению и прогрессу». В результате межпартийной борьбы произошел государственный переворот 1913 года, после которого правительство возглавил триумвират трех пашей – Энвера, Талаата и Джемаля.


Младотурецкая революция положила начало периоду государственных переворотов в стране


Новое правительство 1913 года вышло из состава Лондонской мирной конференции и вступило в союз с Германией, что втянуло страну в события Первой Мировой войны.

Русская эмиграция в Стамбуле


Период русской эмиграции начала 20-х годов оказал существенное влияние на развитие Стамбула. После Первой Мировой войны (с 1918 по 1923 годы) Стамбул был оккупирован войсками Атланты, в связи с чем именно сюда стекались основные потоки белогвардейской эмиграции и эмиграции гражданского населения постреволюционной России из Одессы, Новороссийска и Ялты. Некоторые исследователи считают, что корабли Атланты перевезли в Стамбул из России в этот период более 200 тысяч человек, хотя возможно их было в разы больше. Проезжали через Стамбул писатель В.Набоков и племянница Л.Толстого, певец А.Вертинский и многие другие. Долгое время здесь жил писатель А.Аверченко, художники Н.Перов и Н.Калмыков и многие другие артисты и музыканты.


Многие русские эмигранты жили в Константинополе в полной нищете


Стамбул для русских эмигрантов был первым городом, куда они могли уехать из охваченной революцией России. Кто-то затем переезжал дальше на Запад – во Францию, Германию, Америку и т.д. Кто-то задерживался здесь надолго. Считается, что наплыв русской эмиграции оказал очень большое влияние на стамбульских жителей, сделав им прививку российской цивилизацией. Ведь именно русские эмигранты начали первыми активно открывать в городе кафе и рестораны, чайные и бары, многие из которых работали по ночам, что было очень непривычно для Стамбула.


Многие русские женщины-эмигрантки вели очень активный образ жизни


Русские женщины зародили традицию торговли цветами на улицах, открывали кондитерские и модные салоны, давали уроки музыки и языков. Открывались в Стамбуле русские студии живописи и фотографии, театры-кабаре и даже пляжи для отдыха у воды, где русские женщины купались в купальниках. Например, русский оперный певец В.Смирнов, эмигрировавший в Стамбул, открыл здесь завод по производству водки «Смирнов». Ресторан русской кухни «Рижанс» княгини Шеринской функционирует и сегодня под названием «1924 Истамбул».


Русские эмигранты проводили балы, знакомили турецкое население с операми и балетами. Может быть, именно та русская прививка проявляется в жизни сегодняшнего туристического Стамбула. Даже ночная жизнь в Стамбуле кипит, достаточно погулять по улице Истикляль с ее ночными развлечениями в виде шопинга, ресторанов, уличных музыкантов и т.д.


В русских ресторанах процветали островки России, выступали певцы и музыканты


К 1927 году количество русских эмигрантов практически сходит на нет, ведь им изначально разрешалось находиться в Стамбуле только до этого срока. А с 1932 года в стране работает закон, запрещающий иностранцам работать в Турции. Те, кто все-таки остался в Стамбуле и закончил там свою земную жизнь, покоятся ныне на греческом кладбище в микрорайоне Шишли среди православных других национальностей (болгар, греков, турков и т.д.).


Многие русские эмигранты закончили свой жизненный путь в Стамбуле


Посетить это кладбище русским туристам будет очень интересно и волнительно. А находится оно недалеко от торгового комплекса «Джевахир». Несколько десятков потомков белых русских эмигрантов живут в Стамбуле и сегодня, стремясь сохранить свою культуру, религию и память о России. Их ряды пополнили русские эмигранты 90-х годов, покинувшие Россию после развала СССР.

Турецкая республика


На период активного воздействия русской эмиграции на жизнь Стамбула приходится и революционное изменение статуса турецкого государства, которое произошло после окончания Первой Мировой войны. Дело в том, что Османская империя оказалась проигравшей стороной в Первой Мировой войне, что привело к ее распаду, полной капитуляции и оккупации войсками Атланты.


Прогрессивные силы страны начали борьбу за создание нового свободного турецкого государства, независимого от султанского правительства и оккупационного режима. А возглавил эту борьбу видный военный деятель, генерал бывшей османской армии Мустафа Кемаль. В сентябре 1919 года он собрал Сивасский конгресс, на котором были оглашены основные направления действий для возрождения страны.


Сивасский конгресс стал организационным началом борьбы за новую Турцию


В апреле он организовал и провел в Ангоре (Анкаре) первое заседание Великого Национального Собрания Турции, на котором его избрали главой парламента непризнанного правительства. Новое правительство начало военные действия одновременно по нескольким направлениям – против номинального султана, против армян, против греков и против войск Атланты. Для решения поставленных задач они даже захватывали британских заложников.


Большую моральную, финансовую и военную помощь правительству Кемаля оказывала молодая Советская Россия и конкретно сам В.И. Ленин. Российское правительство фактически признало правительство Кемаля и не только заключило с ним «Договор о дружбе и братстве», но и на безвозмездной основе отправляло в Турцию оружие, самолеты, военное снаряжение, золото и прочее.


Турецкой революции на первых порах активно помогала Советская Россия


По всей стране шли непримиримые военные действия, турки убивали православных греков и армян, те в ответ убивали турков. Межнациональная и межрелигиозная резня была закончена в июне (24-ого) 1923 года после подписания Лозаннского мирного договора, и началась мирная депортация греков из Анатолии. В начале октября того же 1923 года армия Кемаля вошла в Константинополь. А уже 29-ого октября состоялось провозглашение Турецкой республики, первым президентом которой стал Мустафа Кемаль.


Созданная республика позиционировалась как светское государство, основанное на конституционном законодательстве. Конституция Кемаля действовала до 1961 года. С приходом к власти республиканского правительства в стране было проведено множество реформ: появилась единая светская система образования, единый Гражданский кодекс и т.д. Был проведен ряд мероприятий, направленных на подъем промышленности, сельского хозяйства и банковской системы.


Мустафа Кемаль стал первым президентом Турецкой республики


Из политической жизни страны исчезли такие институты как султанат и халифат, а руководство страной осуществляла единая Народная партия. Женщины получили равные права с мужчинами, появились законы об изменении в одежде и головных уборах, о присвоении фамилий и т. д. Кстати, Кемаль после принятия Закона о фамилиях по решению парламента получил фамилию Ататюрк (отец турок).


Основой всей деятельности правительства Ататюрка было создание сильного единого моноэтнического государства, все граждане которого были объявлены турками. Все другие национальные этносы не признавались, и все другие языки, кроме турецкого, были запрещены, автономные общины, как например, еврейская, были ликвидированы. Долгое время шла борьба против национальной борьбы курдов, которая закончилась депортацией их на западные земли страны.


Имя Ататюрка свято для Турции и сегодня


Личность и деятельность Ататюрка культивировались и привела к созданию «культа личности», который после его смерти только усилился. Для захоронения первого президента в Анкаре был сооружен Мавзолей-усыпальница, повсюду устанавливались памятники Ататюрку и развешивались его портреты. Почитание Ататюрка сохраняется в Турции и в наши дни.


При Ататюрке изменилось название и статус Константинополя, который с 1930 года стал официально именоваться Истамбулом, а с 1923 город перестал быть столицей государства, которая переместилась в Анкару. Хотя сам Ататюрк жил в Стамбуле во дворце Долмабахчи более 10 лет, где и умер в ноябре 1938 года в возрасте 57 лет в комнате под номером 71.


Во дворце Долмабахче в комнате Ататюрка все сохранено так же, как было при его жизни

Современный Стамбул


Даже после того, как функции столицы государства перешли в Анкару (1923 г.) Стамбул продолжал развиваться как торгово-промышленный и коммерческий центр страны. Во время Второй Мировой войны правительство Турции занимало выжидательную позицию и держало нейтралитет до самого окончания войны. После войны в стране была сформирована многопартийная система, что едва не привело в 60-е годы к Гражданской войне.


В 60-70-е годы Стамбул находился под гнетом политической и экономической нестабильности


Борьба Демократической партии с оппозицией закончилась в 1961 году военным переворотом, с последующим роспуском правительства, парламента и казнью наиболее видных представителей Демократической партии. Было создано новое правительство, избран новый двухпалатный парламент, Конституция Ататюрка была заменена новой, исправленной. Но количество партий в стране продолжало увеличиваться. Это не привело к стабилизации положения в стране, которую раздирали партийные интересы и противоречия. Только в течение 70-х годов к власти поочередно приходило более десятка правительств!


Очередной военный переворот сентября 1980 года привел к власти Кенана Эврена, который в очередной раз распустил парламент и запретил деятельность всех политических партий. Начались массовые политические репрессии. В 1982 году была принята новая Конституция. После того начался некоторый подъем экономики, развитие мелкого и среднего предпринимательства. Но к концу 80-х и особенно в 90-е годы стали активизироваться происламские партии, стремящиеся к реставрации ислама.


Несмотря на политическую нестабильность Стамбул оставался крупнейшим городом страны


Одним из лидеров исламской партии «Рефах» был и мэр Стамбула – Реджеп Эрдоган, который в конце 90-х годов четыре месяца провел в тюремном заключении за свою происламскую деятельность. Сегодня на основе партии «Рефах» функционирует «Партия справедливости и развития», являющаяся на данный момент правящей.


С начала 2000-х годов «Партия справедливости и развития» стала правящей и направила развитие страны на подъем турецкого бизнеса, на стабилизацию положения в стране, на сближение с Евросоюзом, на снижение влияния военных в политике и т.д. С 2003 года Р.Эрдоган возглавил правительство, с 2013 года стал лидером «Партии справедливости и развития», а в 2014 года на первых в стране всенародных выборах Эрдоган становится Президентом Турции.


С 2014 года Президентом Турции становится Р.Эрдоган


Стамбул был в эпицентре всех политических событий страны. Сказались на нем и экономические  кризисные ситуации, но сегодня он активно участвует в развитии экономики, в частности в одной из важнейших ее сторон – туризме. Город разрастается, гармонично сочетая в себе историческое прошлое и техническую современность. Здесь функционируют аэропорты и метро, имеются красивые современные мосты и скоростные трамваи, отлично развита сеть отелей и ресторанов, что привлекает в город миллионы туристов из всех стран мира.


Знаменитый Дворец Топкапы ежедневно посещают сотни туристов


Но особую уникальность Стамбулу придает его историческое прошлое, сохранившееся в архитектуре и городской застройке. Сегодняшний Стамбул – это узкие старинные запутанные улочки с маленькими кафе и многочисленными сувенирными магазинчиками, это уникальные архитектурные памятники византийской и османской культур, это удивительные водные просторы Мраморного моря и знаменитого Босфора. 


Сегодняшний Стамбул наполнен яркими красками и сочными звуками жизни


Здесь есть, где погулять, отдохнуть, чему удивиться и чем восхититься. Здесь никогда не будет скучно или неинтересно. Краски, звуки, силуэты Стамбула навсегда запечатлеваются в памяти и сердцах туристов.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также:

Столица трёх империй | Турция. Стамбул. Недвижимость у моря.

Статьи о недвижимости, строительстве и ремонте. СИБДОМ

Несмотря на то что, ритм современной жизни уплотняется, возможностей сочетать работу с отдыхом становится всё больше. Это сочетание полезного с приятным порой выглядит сплавом полезного с полезным. Так, нега пляжного времяпрепровождения неплохо дополняется удовлетворением культурного любопытства. Например, повалявшись недельку другую на пляжах Антальи, можно слетать на сутки в Иерусалим или Стамбул, чтобы окунуться в историю. Такие экскурсии туроператоры стали предлагать с этого года. Впечатления от такого авианырка в древнюю столицу трёх цивилизаций свежи и ярки.

Три в одном

Крупнейший город современной Турции в прежние времена был столицей трёх империй — Римской, Византийской, Османской — и носил громкие и звучные имена: Константинополь, Новый Рим, Византий, Царьград, Истанбул? Сегодня мы его знаем как Стамбул — название это прежний Константинополь получил лишь в 1930 году, а столичные функции переуступил новоотстроенной, но не менее древней Анкаре немного раньше — в 1923—м.

Напомню, что Стамбул ещё называют: Чудом Света, Жемчужиной Босфора, Обителью Преданий и Поэзии, Столицей Императоров. Последнее — несомненно: город был резиденцией 10 римских, 82 византийских императоров и 30 османских султанов.

Как и свойственно всем мегаполисам, оценить количество проживающего в нем населения всегда затруднительно, даже для местных властей. По данным последней переписи населения в городе проживали 12 млн человек, хотя сейчас эта цифра возросла до 15 млн, а некоторые утверждают, что в Стамбуле живет уже 17 млн человек.

Ежегодно в городе появляется около тысячи новых улиц, а в западно восточной оси застраиваются новые жилые районы. Численность населения непрестанно увеличивается на 5% в год.

От православной Византии до правоверного Истанбула

Константинополь в пору начала конфликта с метрополией стал иносказательно именоваться «Новым Римом» (а «третьим Римом» стали величать Москву после введения в России патриархии). «Римство» передавалось, словно эстафетой, вместе с христианством. В этом повинна геополитика, в том числе религиозная, раскол христианства на католицизм и православие, крещение Руси и турецкое владычество раскидало христианские центры по всей Европе.

История выделывает странные кренделя, и православные русские опять повалили в турецкую столицу. После большевистской революции сюда массовым порядком эмигрировала российская аристократия, а после крушения Советской империи и поднятия «железного занавеса» ринулись челноки за товарами, наполнив турецкой кожей и прочей мануфактурой лавки и прилавки необъятной России. Сегодня россияне заполонили пляжные курорты турецкого Средиземноморья, изрядно пополняя туристически ориентированный бюджет турецкого государства. Разница вероисповеданий туризму в Турции, будь он шопный или пляжный — не помеха. Все люди — братья и соседи по планете?

Мосты между Европой и Азией

Стамбул географически можно называть мостом между европейским континентом и малоазиатским полуостровом, а метафорически — между европейской цивилизацией и пришедшей из азиатских глубин культурой тюркских народов. На картах евразийские части по прежнему разделяет Босфорский пролив, но через него наведены мосты Кемаля Ататюрка и Султана Мехмета Фатиха, и ещё три — Галатский, Старый Галатский и Ататюркский — перекинуты через бухту Золотой Рог, врезающуюся в европейское побережье. Собственно говоря, именно в европейской части турецкой столицы, во Фракии и располагались Константинополь и Византий, а в азиатской Анатолии и сегодня раскинулись исторически менее значимые и прославленные районы турецкого мегаполиса.

Запечатлённая в мраморе Мудрость

После завоевания турками и становления Османской империи город был переименован в Истанбул, но его главный храм сохранил имя, хотя и был переделан в мечеть. Айя София переводится с греческого как «Святая София» — звучит как дань уважения предшественникам и признак мудрости, примиряющей этносы. Ведь София с греческого переводится как «мудрость», а при всей дискриминации женщины в исламском обществе женская мудрость, очевидно, ценится. Столь же ценна византийская архитектура, ассимилированная правоверными, — они лишь дополнили её островерхими минаретами.

К собору Айя София, в котором, по преданию, посланцы русского князя Владимира Красное Солнышко знакомились с христианской верой, попадаешь даже без путеводителя и карты Стамбула — не заметить величественного строения и пройти мимо надо умудриться. Те послы, побывав в соборе, были так потрясены красотой службы, что сообщили князю, что побывали не в храме, а в раю. Всякий впечатлительный человек, попав в собор, испытает такое же благоговение — даже сейчас, по прошествии тысячи лет, и несмотря на то, что в 1453 году Святую Софию превратили в мечеть. Совершенно необычно льётся свет из под купола и по особенному отражается на колоннах и немногочисленных фресках, чудом сохранившихся с момента захвата турками этой святыни древнего Константинополя.

Греки построили храм в VI веке, применив фрагменты порушенных шедевров античного зодчества, — тогда это было обычной практикой. Колонны из зелёного мрамора остались от храма Артемиды в Эфесе, одного из семи чудес света, а порфировые привезли из храма Солнца в Гелиополисе, ныне ливанского Баальбека. Слева, у боковой анфилады высится «плачущая колонна», либо «потеющая колонна», — четырёхугольной формы колонна из мрамора. Существует поверье: «Плачущая колонна» имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и, очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится.

Айя София была христианским храмом без малого тысячелетие — 916 лет. Когда стала мечетью, к ней пристроили минареты, а внутри повесили восемь огромных медальонов с именами Аллаха, его пророка Мухаммеда, первых калифов и имамов. Все изображения людей и животных по возможности изничтожили, как предписывает Коран. В 1935 году президент Турции Кемаль Ататюрк, который и превратил полудикую Турцию во вполне европейское государство, сделал храм музеем, чтобы прекратить распри между мусульманами и христианами. Честь и хвала мудрому «отцу турок», как переводится имя Ататюрк. Не исключено, что на этот акт политической мудрости его подвигла София.

Купол святой Софии под сводом небес

Первый христианский император, Константин не просто оставил Рим — на берегах далекого Босфора он приступил к строительству христианского города. Потому и искусство, и зодчество, оставаясь еще под влиянием корней западных, языческих, в значительной степени приняло принципы восточного очертания. Малая Азия, Сирия, Палестина — земли, где новая вера родилась и окрепла, став ближе к новой столице, дали ей своих мастеров и творцов. Уже в V—VI веках оформилось новое направление в культуре, искусстве и архитектуре — византийское, тоже построенное на христианских догмах.

Тем не менее первые христианские церкви напоминали классические языческие храмы (а часто просто и были ими) — прямоугольные помещения, ограниченные колоннадами. Строились и так называемые центрические церкви — круглые и многоугольные, более тесно связанные с архитектурой римских дворцов и терм, но в основном на эллинистическом Востоке.

Считается, что именно Восток — родина купола. Характерной особенностью византийских церквей стал центральный купол и отказ от классических форм римской базилики. Таким стал и храм Святой Софии, Айя София. Император Юстиниан пригласил известных архитекторов, собрал тысячи рабочих; стройматериалы везли со всех концов всё еще великой империи. Немало древних языческих храмов оказалось разобрано и разрушено? Строительство заняло всего пять лет и обошлось византийским налогоплательщикам в тридцать шесть тонн золота. Ради символа торжества новой христианской веры не пожалели ни денег, ни античных шедевров?

Результат превзошёл все ожидания — к рождеству 537 года величайшее сооружение Византийской империи было открыто. Построенное почти полторы тысячи лет назад всего за пять лет, оно и сегодня впечатляет своими размерами: диаметр купола 31 и высота 55,6 метра, площадь более 7500 кв. м!

Огромный центральный купол опирается на мощные столбы через арки, в свою очередь, переходящие в полукупола. Такая многоступенчатая система придаёт строению удивительную лёгкость, чему также способствуют многочисленные окна по окружности главного купола и в стенах. Опорные столбы выполнены из песчаниковых блоков на свинцовых скрепах — обычная для античной архитектуры технология, но стены и своды выведены из кирпича.

В соответствии с исламскими канонами храм был значительно переделан, утратил большую часть декора, мозаик, фресок и скульптур. Лишь в ХХ веке расчистили сохранившиеся мозаики и начали серьёзную реставрацию. Сейчас это гибридное культурно культовое здание — и собор, и мечеть, и музей.

Голубая мечеть

«Голубая мечеть», официально — мечеть Султана Ахмета — вторая по величине исламская святыня Стамбула и один из главных его символов. Мечеть воздела свои купола и минареты в историческом районе Стамбула на берегу Мраморного моря — как раз напротив Айя Софии.

Вместо традиционных четырёх она окружена шестью золотыми минаретами, а название «Голубая» получила благодаря огромному количеству (более двадцати тысяч) белых и голубых изразцов ручной работы, использованных в оформлении интерьера. В декоре преобладают растительные орнаменты — гвоздики с тюльпанами и розы с лилиями, да каллиграфически выполненные суры из Корана. Пол мечети выстлан ковром, а её внутренние пространства залиты солнечным светом, проникающим через 260 окон. Центральный зал размером 53х51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 и высотой 43 метра, который опирается на пять огромных колонн пятиметрового диаметра.

«Голубая мечеть» считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Её строительство заложил султан Ахмед в 1609 году, а завершена она была спустя семь лет — за год до смерти султана. Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в котором были медресе, больница, богадельни, кухни, караван сарай (гостиница). Не всё, но многое из храмовой инфраструктуры уцелело и дошло в прекрасном состоянии до наших дней.

Башни, храмы и дворцы

Фрейд сказал бы, что Стамбул изобилует фаллическими символами, отражающими экспансивность нации и стремление властвовать во всём регионе. Причём это касается не только османского прошлого и нынешнего пантюркизма, но и предшествовавших властителей — от античных греков до первохристиан и крестоносцев. Обелисками, колоннами, минаретами и башнями утыкана вся стамбульская территория. С античности в городе высятся египетский обелиск пятого века до нашей эры, воздвиженные императором Константином и его преемниками триумфальные столпы и вывезенная им из Дельф змеевидная, изваянная в честь победы эллинов над персами колонна. В средневековье крепости ощетинились массивными, квадратными и круглыми (вот она турка!) башнями, а многочисленные мечети — патронташами минаретов. Всё это, несомненно, призвано символизировать силу.

В почёте здесь и злато. Роскошь стамбульских дворцов отнюдь не показная, а имманентная — характерная для Востока вообще. Пышные дворцы с богатым убранством и музеи, наполненные драгоценностями: золотой ковкой, литьём и шитьём, рубинами и изумрудами с куриное яйцо, — вот атрибуты турецкого могущества и восточного шика.

Самым известным хранилищем драгоценностей и редкостей считается так называемый «Дворец Топкапы» — комплекс, выстроенный по приказу оттоманского падишаха Султана Мехмеда после захвата Константинополя турками в 1453 году. Построенный к 1478 году дворец вплоть до конца девятнадцатого века достраивался и обогащался. После прихода к власти реформатора Кемаля Ататюрка, в 1923 году дворец стал музеем — с одним из крупнейших в мире собраний драгоценностей, предметов роскоши и быта, китайского фарфора и, конечно же, золота и ювелирных камней.

Посетителей музея встречают «Золотые Ворота» — само название весьма символично. Структура дворца включает четыре «салона» — с тронами и хранилищами казны, роскошными турецкими кухнями и залами. Во внутренних пространствах комплекса устроены сады с вечнозелёными деревьями и цветниками, разгуливающими по газонам павлинами и бьющими струистой прохладой фонтанами. Восточная дворцовая классика?

В настоящее время дворец Топкапы является одним из известнейших музеев мира. Число экспонатов, выставленных для всеобщего обозрения, достигает 65 000 единиц — это всего лишь десятая часть коллекции музея. Мало места, чтобы показать всё малоазиатское великолепие и богатство.

ТурбазаР и самовар

Базар, сераль, хамам — эти турецкие слова отражают местную специфику и восточную экзотику. Если с хамамом всё понятно — это турецкая баня, с очень влажным паром и мраморными интерьерами, то раздельное моление, обучение и быт турок и турчанок продолжает вызывать удивление — тем более в контрасте с курсом светского государства. Женщины в парандже на улицах и в общественных заведениях — неискоренимая примета нынешней Турции.

Вот базар — другое дело. Восточный базар нам и привычен и понятен — знай торгуйся, скидывая цену втрое впятеро! Даже сами слова азарт и базар созвучны, и бойкий торг приветствуется как торговцами, так и покупателями.
Стамбульский Гранд базар — один из самых крупных крытых рынков в мире. Базар расположен в старой части Стамбула и занимает огромную площадь — здесь на 58 улицах разместилось более четырёх тысяч магазинов. Ежедневно Капалы Чарши посещает свыше полумиллиона посетителей и туристов.

Чего только нет на турецком базаре! Ассортимент товаров Капалы Чарши черезвычайно велик — ювелирные изделия и украшения, антиквариат, кожа, текстиль, ковры, сувениры, изделия из керамики и дерева, пряности и восточные сладости. Внутри Гранд базара располагаются рестораны, источники, мечети, жилые помещения и даже кладбище.

Строительство базара началось еще при султане Мехмеде Завоевателе сразу после взятия Константинополя — в 1464 году, на базе рынков византийской столицы. В последующие годы Капалы Чарши неоднократно перестраивался и расширялся, а после землетрясения 1894 года была осуществлена грандиозная реконструкция базара. В Капалы Чарши имеется в общей сложности 18 ворот, среди которых самыми примечательными являются центральные, на которых начертано «Бог милует того, кто посвящает себя торговле», а также ворота «Беязит». Архитектура здесь естественно восточная: Старый и Сандаловый бедестаны, расположенные в центре базара, имеют сводчатые и куполообразные потолки и являются самыми старыми постройками. Рыночные улицы носят устоявшиеся, очень понятные названия — вроде улиц Колпачников, Самоварной и другие. Самовар, как выясняется — слово турецкого происхождения — semover. А мы то из Тулы со своими ездим?

Веранда в Европу

Если Пётр I прорубал «окно в Европу», основывая Санкт Петербург, то Стамбул обосновался на целой видовой веранде с непосредственным панорамным обзором Балкан. Мало того — большая часть турецкой столицы расположена в Европе. Правда, в этой части города строить практически негде, а потому турецкие богачи строят виллы и дома на азиатском побережье пролива — на своего рода веранде с видом на Европу. Эти строения и земля под ними стоят баснословных денег — десятки миллионов долларов! Купаться в здешних водах проблематично — ведь мимо ходят танкеры и паромы, но соображения престижа с лихвой покрывают эти мелкие недостатки. Обозревать эти нуворишеские хоромы сараи (ничего обидного, ведь сарай по тюркски — «дворец»), а также красоты Босфора лучше всего, совершая прогулочную экскурсию по заливу. Стоит сравнительно недорого, а впечатлений масса.

С борта теплохода можно разглядеть и архитектурные следы ушедших времён — руины античные и средневековые. Не все из них реконструируют — научная реставрация стоит очень дорого и чрезвычайно богата ограничениями. Вот и случается, что посреди обветшавшей и обгоревшей скорлупы старинных развалин помещают архитектурный хай тек — этакий зеркальный куб. Смотрится весьма необычно — как музейный киот, вывернутый наизнанку — сама витрина внутри, а экспонат снаружи. Всё то у турок иначе?

Новые штрихи в древний портрет

Фраза «Стамбул — город контрастов» с лёгкой («бриллиантовой») руки Леонида Гайдая стала не только крылатой, но и весьма заезженной. Каким бы банальным это выражение ни казалось, оно верно. Это проявляется не только в водоразделе между исламской культурой и курсом на построение светского, вполне европейского государства, но и во внешнем облике Стамбула. В неровную ткань городской застройки с тесными улочками и реликтами античной и византийской архитектуры вписались не только ощетинившиеся частоколом минареты и башни, но в последнее время и современные здания небоскрёбной наружности.

Кроме того, разрушенный страшным землетрясением 1776 года район Фатих был отстроен заново французскими архитекторами — так в стамбульской застройке с узкими и кривыми, как турецкий ятаган, улочками появились кварталы регулярной прямоугольной планировки с проспектами и нетипичными зданиями. Стамбул — город живой и жадно поглощающий новые массы людей и впитывающий другие традиции и стили. Эти новые технологические штрихи в архитектурный портрет старого города не всеми приветствуются и даже порицаются. Однако всё новое пробивается с трудом — в своё время и парижскую Эйфелеву башню призывали незамедлительно снести как несусветное уродство. Ничего — притерпелись и полюбили как миленькие?

Таким запомнился Стамбул — город контрастных картинок и ярких красок. Уместить все впечатления и сведения в скупые журнальные строки невозможно, хотя и очень хотелось. Турецкий туризм вместителен и неисчерпаем?


© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru

История в Стамбуле | Frommer’s

Во время ледникового периода Мраморное и Черное моря были просто пресноводными озерами, разделенными двумя долинами, ныне известными как проливы Босфор и Дарданеллы. Около 6000 г. до н.э., когда растаяли ледяные шапки, море поднялось и вышло из берегов; Находки в доисторических поселениях в районах Кадыкёй, Фикиртепе и Пендик в Стамбуле включают органические остатки жизни, которые могли выжить как в пресной, так и в соленой воде. Доисторические поселения были также обнаружены под Ипподромом, в соборе Святой Ирины и Археологическом музее; а совсем недавно в Еникапи, Ускюдаре и Сиркеджи, во время раскопок станций, которые будут обслуживать будущую Мармарайскую железную дорогу. Одни только открытия в Йеникапы, которые относятся к 4 веку до нашей эры, бесцеремонно перевели часы древней истории Стамбула.

Ранние греческие поселения

Самые ранние поселения в регионе, который мы сейчас называем Стамбулом, были основаны мигрантами из греческого города Мегары около 660 г. до н.э. Самое раннее историческое упоминание об этом времени относится к завоеванию города персидским царем Дарием в 512 г. до н.э. — в то время «город» состоял из поселений в Калхедоне (современный Кадыкёй) и на «мысе» — вероятно, на холме, который сейчас называется Султанахмет.

Во второй половине IV в. до н.э., Александр Македонский прошел через поселения на Босфоре в своей кампании против персов, чтобы аннексировать всю Анатолию под властью Македонии/Греции . Почти через 2 века после его смерти, около 146 г. до н.э., город на проливе перешел под власть римлян.

Новый Рим

Под римским правлением раннее состояние города колебалось. Когда Септимус Северус (197–211 гг. н. э.) столкнулся с сопротивлением своему самопровозглашению императором Рима, он просто разрушил город до основания. Именно во время восстановления после этих событий были построены Ипподром и Обелиск. При сыне Северуса, Каракалле, город был известен как Антония или Антониана. Император Валериан (253–260 гг. н. э.) столкнулся с набегами готов, а Диоклетиан (284–350 гг. н. э.) ввел обреченную систему государственной реформы, разделив империю на две административные единицы. Это была система, обреченная на крах гражданской войны; но долгосрочным эффектом был скорее теологический раскол, поскольку христианство росло и распространялось по всей Империи. После реформы Диоклетиана 9 г.0005 Константин (324-337 гг. н.э.) появился, чтобы воздвигнуть свою столицу над столицей предыдущих римских императоров, перестроив город так, чтобы он равнялся, если не превосходил великолепие Рима. Шесть лет спустя, в 330 году нашей эры, его архитектурное превосходство было реализовано, а население города составляло около 200 000 человек, и город был назван «Новым Римом». Город был переименован в Константинополь (или Константинополь) в честь императора.

Константинополь: город желаний мира

К тому времени, когда Константин установил имперскую римскую власть в Константинополе, его принятие христианства было завершено, поскольку он публично поддержал веру в Миланский эдикт 313 г. н.э., предписывавший терпимость христианства в Римской империи. До 9 лет0005 Феодосия, язычество было объявлено вне закона, а христианство, к этому времени уже широко распространенное, было сделано официальной религией государства. К моменту смерти Феодосия в 395 г. н.э. восточные и западные провинции идеологически разошлись, и Римская империя разделилась на две части. Когда Рим пал в 476 году нашей эры, Константинополь стал доминирующей столицей империи. Но хотя в культуре преобладали греки и христиане, граждане того, что мы теперь будем называть Византией, считали себя римлянами, и руководство сохраняло чисто римскую администрацию.

Правление императора Юстиниана и его королевы Феодоры (527-565 гг. н.э.) положило начало периоду великого процветания. Строительство Юстинианом величественной Аясофии (Церкви Святой Мудрости) сделало Константинополь духовным центром христианского мира. Юстиниан построил новые здания и провел реставрацию по всей империи — предприятие настолько масштабное, что после его смерти империя погрузилась в экономический кризис.

Примерно в конце 9-гоВ X веке нашей эры возникло соперничество между православной церковью и папством из-за почитания икон. Поклонение идолам было впервые осуждено императором Львом III в 726 г. н.э., а затем повторено последующими императорами. В 1054 г. из-за этого и других богословских разногласий папа разорвал все связи, связывавшие Византию с Западом.

Византийцы, отвлеченные религиозными и бюрократическими спорами, оказались не готовы к приходу кочевых племен тюркских воинов, совершавших набеги на земли империи на востоке. В ответ византийский император Алексей Комнин обратился к христианам Западной Европы за помощью в борьбе с растущей угрозой со стороны турок. И был запущен первый крестовый поход.

Турки-сельджуки одержали победу во втором Крестовом походе в 1147 году, в конце концов основав Султанат Рума в Конье и добившись значительного культурного роста и территориальной экспансии. В 1204 г. в союзе с венецианскими купцами, присматривавшимися за богатствами Востока, крестоносцы разграбили и разграбили Константинополь в 9 в.0005 Четвертый крестовый поход, создание Латинской империи Константинополя и расширение раскола между церквями Востока и Запада. Изгнанный из Константинополя, византийский двор основал маленькую империю в изгнании в Никее, создав баланс сил с процветающим сельджукским султанатом в Руме.

Михаил VIII Палеолог, правитель империи в изгнании, сумел вернуть себе город Константинополь в 1261 году. Хотя их территория резко сократилась, последующие византийские императоры неоднократно пытались воссоединить православную и католическую церкви перед угрозой вторжения турок. . Это оказалось тщетным, и в 1453 г.0005 Мехмет II, , возглавлявший армию турок-османов, обошел византийскую оборону Золотого Рога, переправив свой флот, корабль за кораблем (с помощью блестяще спроектированного «подвижного пути») по суше, позади византийского флота. После столетий упадка и упадка Византийская империя подошла к концу.

Османский Стамбул

После победы над Константинополем Мехмед II получил титул фатиха, или завоевателя, и назвал свою новую столицу Стамбулом, вероятно, после того, как услышал, как греки говорят «eis ten polin» (в город). Он немедленно начал реконструкцию, превратив церкви в мечети и заселив город ремесленниками, торговцами и фермерами со всей империи. Значение морской мощи не ускользнуло от внимания Мехмеда, который установил контроль над Черным морем и сумел захватить несколько соперничающих с Венецией островов в Эгейском море. Значение города как морского и торгового центра было подтверждено, и Стамбул быстро стал международным городом со смесью культур, поскольку султан приветствовал христиан, греков, армян и евреев. В конце концов, эти разные народы принесли с собой богатство знаний и новые налоговые поступления.

Долгое правление правнука Мехмета II, Сулеймана Законодателя (также известного как «Великолепный»), было золотым веком Османской империи, отмеченным военными успехами, административной организацией, экономическим процветанием, социальным порядком и культурным величием. . И город, и империя процветали под его руководством; население росло, сеть дорог и караван-сараев расширялась, торговля процветала, а его военная машина пользовалась успехом за успехом.

Эпоха тюльпанов — Прогуливаясь по дворцу Топкапы или даже по Большому базару, вы увидите тонкие тюльпаны в узорах на всем, от плитки Изник ​​до шелковых шарфов. Начало 18 века в истории Османской империи известно как Лале Деври, или период тюльпанов. Слово «тюльпан» на самом деле происходит от османско-турецкого слова, обозначающего марлю (tülbend), , которая использовалась для обертывания тюрбанов. Период тюльпанов связан не только с расцветом искусства, но и с коллективной одержимостью придворного общества цветами. Тюльпаны, произрастающие в Центральной Азии, стали доминирующим декоративным мотивом, наполняли сады османской элиты и были источником бесконечных фестивалей.

Именно через османов тюльпан впервые попал в Западную Европу. В 16 веке посол Нидерландов в Османской империи вернулся домой с несколькими луковицами и запустил моду, которая с тех пор навсегда связала Голландию с тюльпанами. К 1637 году в Голландии был развит сложный рынок луковиц тюльпанов, на котором партии луковиц стоили больше, чем годовой доход среднего голландца.

Административная структура Османской империи — Правящий класс Османской империи был организован в пять имперских институтов: военный; писцы, или «писатели»; улемов, мусульманских лидеров, получивших образование в области теологии и права, возложили на себя задачу религиозного лидерства, образования и правосудия; и Внутренние и Внешние дворцовые службы, которые заботились об общем повседневном управлении дворцом и заботились о султане.

Благодаря территориальным завоеваниям султан получил постоянный приток самых лучших и многообещающих мальчиков, которые служили ему в качестве рабов и лояльных подданных. Эта «вербовка» называлась devsirme (буквально, сбор). Кандидатов в возрасте от 8 до 15 лет отбирали и отправляли в Стамбул, где их обращали в ислам и обучали в дворцовой школе. Лучший из devsirme были выбраны для продолжения образования и назначения на высокие дворцовые должности, а большинство стажеров поступили в элитный военный корпус янычар. К 1700 году янычары ( yeniçeri ; буквально «новые войска») увеличились до более чем 100 000 с 12 000 во время правления Мехмеда Завоевателя, в конечном итоге став более могущественными, чем правительство, которому они служили, и подстрекая к частым восстаниям.

Турецкая аристократия, состоящая из мусульман, турок, арабов и иранцев, занимала 9-е место.0063 askerî, с более новым devsirme классом новообращенных христиан, составляющих правящий класс.

Упадок Османской империи

Несколько факторов, как внешних, так и внутренних, способствовали постепенному упадку Османской империи в последующие 2,5 века. Хотя Сулейман оставил в наследство территории на трех континентах, он также оставил после себя коварную вдову — Роксолану, наложницу черкесского происхождения, которую он взял в жены и доверенного советника. Роксолана манипулировала своим мужем, его сыновьями и двором, что иногда приводило к фатальным последствиям. Она организовала события, кульминацией которых стало убийство любимых сыновей Сулеймана, Мустафы и Беязита, тем самым расчистив путь восхождения для своего совершенно некомпетентного сына Селима II. По прозвищу Селим Сот, он предпочитал физические удовольствия управлению империей.

Более поздний отказ от традиционной практики братоубийства также способствовал ослаблению системы. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников и рисковать своей линией, султаны, начиная с Мехмета III в 1595 году, переняли практику заключения в тюрьму своих сыновей и наследников. Оторванные от повседневной жизни и неопытные в государственных и военных делах, они либо сходили с ума, либо оказывались совершенно неподготовленными к требованиям руководства.

Тем временем, с отказом от политики безбрачия в янычарский корпус, стали зачисляться сыновья янычар, которые были рождены свободными мусульманами. К середине 17 века янычарский корпус вырос до 200 000 человек, что вынудило государство выплатить заработную плату для поддержки увеличения численности. Покупка должностей также подорвала систему заслуг, и хотя дворцовая школа продолжала функционировать, devsirme был заброшен. В мирное время корпус стал беспокойным и обратился к коррупции и озорству. Султаны, начиная с Османа II в 1622 году, осознавали угрозу слишком мощных вооруженных сил и иногда предпринимали безуспешные попытки обуздать их. В конце концов, внутреннее ухудшение Корпуса было неизбежным, как и ослабление османской военной мощи.

При децентрализованном, коррумпированном и морально опустошенном правительстве османы были неспособны эффективно справляться с внутренними или внешними угрозами или поглощать экономическое давление Европы эпохи Возрождения. Кругосветное плавание Васко да Гамы по Африке открыло новые морские торговые пути на восток; таким образом, купцы больше не платили сборы за проезд через территорию Османской империи. Тем временем западная промышленная революция произвела более дешевые товары, которые наводнили османский рынок. Серебро и золото, добытые в Америке, привели к росту цен, росту стоимости жизни, и крестьяне покинули свои деревни, что имело катастрофические последствия для сельскохозяйственного производства.

Постепенный упадок был остановлен позже в том же столетии во время правления Мурата IV и его великого визиря Кёпрюлю. С ними возродился дух гази , вдохновивший на десятилетия новых кампаний по дальнейшему расширению. Кёпрюлю был настолько эффективен, что должность великого визиря была передана его сыну и внуку Кара Мустафе; это была первая династия, связанная с этим постом.

XVIII век по большей части характеризовался войнами с Австрией и Россией, которые вторгались на территорию мусульман в попытке стать причерноморской державой. Стремление к территориальному и экономическому господству, наряду с торговлей лояльностью, будет характеризовать российско-турецкий конфликт вплоть до 20-го века.

Попытки реформ

Для Селима III было очевидно, что реформы необходимы. Вдохновленный американской и французской революциями, он создал новый корпус низам-и джедид («новый порядок») по западным образцам, даже приняв униформу европейского образца. Янычары восстали против того, что они считали потерей власти и привилегий, и в примирительном жесте, который стоил ему престола, Селим распустил низам-и джедид в 1807 году. В следующие несколько лет янычары казнили многих из реформаторы, а также преемник Селима Мустафа IV; Махмуда II пощадили только потому, что он был единственным выжившим османским принцем. Действуя осторожно, Махмуд первым делом должен был разобраться с анархией, укоренившейся в провинциях, но когда националистические восстания в Сербии, Греции, Алжире и Румынии привели к разрушению империи на ее границах, стало ясно, что янычары были мало пользы для защиты империи. Это позволило Махмуду заручиться достаточной поддержкой, чтобы наконец уничтожить корпус.

Окончательно избавившись от влияния янычар, Махмуд II, за которым последовал его преемник, Абдулмецид, , смог приступить к серьезной модернизации, которая продлится 40 лет. Начался период Tanzimat (буквально «переупорядочение»), направленный на укрепление власти правительства при одновременном поощрении экономической и социальной структуры, подобной европейской.

Большое влияние на этот период оказало прибытие в Стамбул в 1855 году телеграфных линий, способствовавшее литературному возрождению, которое впоследствии превратилось в инкубатор новых (диссидентских) националистических идей. Сторонников этого радикального подхода называли «новыми османами», чьи цели по сохранению территории и ограничению самодержавного правления могли быть достигнуты путем принятия конституции. Реформы, однако, не смогли смягчить обостряющийся финансовый кризис, вызванный потоком иностранных товаров, закончившимся франко-английской монополией на табак, соль, алкоголь, шелк и другие предметы первой необходимости. Ссуды иностранным банкам разоряли империю до такой степени, что ее насмешливо называли «больным человеком Европы». Империя была деморализована, превратившись из имперской власти в политическую пешку менее чем за 300 лет.

Абдулхамиду II удалось временно оживить рушащуюся империю, но было слишком поздно. В 1875 году он столкнулся с восстанием поддерживаемого Россией панславянского движения на Балканах. Потрепанные и отброшенные почти к Стамбулу, османы были вынуждены подписать катастрофический Сан-Стефанский договор г., г., по которому большая часть европейской территории османов была потеряна. Османское территориальное кровоизлияние продолжалось: Тунис был потерян для французов в 1881 г., Египет – для британцев в 1882 г., а Восточная Румалия – для Болгарии в 1885 г.

В попытке создать чувство солидарности между разрозненными и подающими надежды националистическими группами по всей империи Абдул-Хамид II обратился к исламу. Но приливная волна национализма была неумолима. Поддавшись внешнему и внутреннему давлению, он неохотно принял первую писаную конституцию, устанавливающую парламентскую систему по образцу западной. Впервые в истории империи от абсолютного османского правления отказались, но в качестве условия принятия документа Абдул-Хамид настоял на сохранении за собой права окончательного арбитра по нерешенным вопросам. Когда в 1877 году оппозиция стала слишком откровенной, он просто забыл о повторном созыве парламента и правил автократически и в почти постоянном состоянии паранойи в течение следующих 30 лет.

В конце 1880-х годов во имя «Свободы, Справедливости, Равенства и Братства» было организовано движение под названием «Комитет за единство и прогресс» (CUP), состоявшее в основном из офицеров и повстанцев в Македонии. Эти младотурок, во главе с триумвиратом, в котором доминировал Энвер Паша, организовали успешный ненасильственный государственный переворот в 1908 году, направленный на восстановление конституции. Абдулхамид был свергнут, а его брат Мехмед V был освобожден из тюрьмы в качестве символического главы государства.

Первая мировая война

Хотя турки выступали за нейтралитет в конфликте, зародившемся между центральными державами Германии и Австрии и союзными странами Англии, Франции и России, Энвер Паша, объявивший себя военным министром в 1914 г., выступал за сотрудничество с немцами.

Летом 1914 года Энвер Паша подписал с немцами секретный мирный договор, обещая военно-морскую помощь перед лицом российской агрессии на Черном море. Два месяца спустя Османская империя была втянута в войну. С арабскими восстаниями на востоке и русскими на северной границе турки были окружены враждебными силами. Легендарная оборона Ататюрком Галлиполи в 1915 удалось спасти проливы, а значит и Стамбул, от вторжения. Но турецкие силы не могли сравниться с союзными танками, автоматическим оружием и самолетами; а 30 октября 1918 г. турки в лице правительства КЕП согласились на перемирие с Англией и Францией.

Севрский мирный договор был подписан 20 августа 1920 года правительством Мехмеда VI. По договору османы отказались от всех европейских территорий, за исключением небольшого района вокруг Стамбула. Армения и Курдистан получили автономию, Греции было передано управление регионом вокруг Измира, а французские и итальянские войска остались оккупировать часть остальной части Анатолии. Контроль над турецкими финансами перешел к союзникам. Но договор должен был быть недолгим.

Турецкая государственность

Вдохновленные поражением и иностранной оккупацией, националисты создали очаги сопротивления, называемые группами «Защиты прав». Ататюрк, , который уже был активным националистом, приняв участие в свержении КЕП в 1909 году, начал организовывать различные националистические фракции с двойной целью: признание национального движения и освобождение Анатолии от иностранной оккупации.

Осенью 1919 г., когда греческая армия пожадничала до земли, подойдя к реке Сакарья (примерно в 81 км/50 милях к западу от Анкары), турецкие войска во главе с Исмет Паша (генерал) отогнал их в Измир; и в нескольких решающих победах Ататюрку удалось полностью вытеснить греческие войска с полуострова. Эта последняя победа в войне за независимость принесла Кемалю признание иностранными правительствами как фактического лидера турок. Советский Союз был первой державой, подписавшей договор с националистами в 1920 году, устанавливающий установленные границы между двумя странами. Вскоре их примеру последовали Франция и Великобритания. Кемалю удалось вернуть себе Стамбул, проливы и Фракию, а Севрский договор был по существу недействителен. Смелым шагом, который должен был стать началом Турецкой Республики, Ататюрк объявил упразднение султаната и отправил Исмета Пашу в качестве единственного представителя Турции при составлении 9-го0005 Лозаннский договор. Султан Мехмет VI якобы был переправлен на Мальту на британском корабле, где он оставался в изгнании, забив последний гвоздь в крышку гроба Больного и положив конец 6 векам империи. Роль халифа досталась его двоюродному брату Абдулмециду, наследнику несуществующей османской династии.

За успехом в Лозанне немедленно последовало провозглашение Турецкой Республики и избрание Ататюрка президентом.

Вторая мировая война через холодную войну

Непреклонное стремление Советского Союза к беспрепятственному доступу к Босфорскому проливу делало его постоянной угрозой национальной безопасности Турции, в то время как аппетит Гитлера к Балканам также был плохим предзнаменованием для Турции. Тем не менее Турции удавалось сохранять свой нейтралитет, по крайней мере, до февраля 1945 года, когда объявление войны Германии стало необходимым условием для принятия на конференцию в Сан-Франциско (предшественницу Организации Объединенных Наций, в которой Турция была одним из первых 51 члена). .

Тем не менее, война нанесла ущерб турецкой экономике, в то время как давление на все более авторитарное правление государства росло. В ответ на распространение разногласий тогдашний президент Инёню уступил своим критикам и санкционировал многопартийную деятельность. К выборам в мае 1950 года Демократическая партия привлекла достаточное количество перемещенных меньшинств, чтобы получить подавляющее большинство, обращаясь к владельцам частного бизнеса, исламским реакционерам и борющемуся сельскому населению. Стремясь успокоить своих исламских сторонников, Демократическая партия одобрила восстановление религиозного обучения в качестве факультативной образовательной программы и отменила указ Ататюрка, требующий, чтобы турецкий язык был языком призыва к молитве.

Несмотря на короткий период подъема в начале 1950-х годов, экономика Турции резко упала. Чтобы финансировать свои плохо управляемые реформы, правительство было вынуждено брать иностранные кредиты, и турки начали искать работу за пределами своих границ. Между тем, стремясь вернуться к однопартийной системе, премьер-министр Аднан Мендерес начал подрыв оппозиции, запретив политические собрания, применив цензуру и создав специальную Демократическую партию для «расследования политической деятельности» — достаточно расплывчатый мандат для выборочных арестов. Хотя Мендерес сохранял высокую степень популярности, военная элита и интеллигенция, получившая образование за границей, начали сеять семена восстания. В ответ Мендерес ввел военное положение. В течение недели студенты вышли на улицы, а курсанты военной академии устроили акции протеста. 27 мая 1960 декабря в результате ненасильственного государственного переворота вооруженные силы — как самопровозглашенные хранители республиканского наследия Ататюрка — арестовали и президента, и премьер-министра Мендереса. Мендерес был повешен по обвинению в государственной измене вместе с сотнями членов Демократической партии (ДП). Комитет национального единства, состоящий из высокопоставленных военных чиновников, участвовавших в перевороте, распустил правительство Демократической партии и вступил во владение. Президент Иненю, через 37 лет после своего первого назначения премьер-министром, снова занял этот пост вместе с задачей создания новой конституции и построения Второй республики. Полтора года спустя военные передали контроль над государством гражданскому правлению, но в последующие годы внимательно следили за правительством.

Несмотря на новую структуру, доверие к системе резко упало, как и стоимость турецкой лиры, что привело к безработице, бедности, голоду и, в конечном счете, к социальным репрессиям. Ситуация ухудшилась настолько, что в 1971 году в результате так называемого «переворота по меморандуму» Сулейман Демирель был вынужден вооруженными силами уйти в отставку с поста премьер-министра.

1970-е годы были реакционным временем в Турции, как и 1960-е годы в Соединенных Штатах, когда марксистские и ленинские доктрины засоряли впечатлительные умы. Это было незадолго до того, как антиправительственные организации обратились к насилию, чтобы продвигать свое дело. Левая Турецкая народно-освободительная армия прибегала к политическим убийствам, похищениям людей и фантастическим ограблениям банков, в то время как «Серые волки», террористическое подразделение исламистски настроенной Партии национального спасения, сделали стояние на стамбульской автобусной линии потенциально фатальным занятием. К середине 1979 число погибших в результате террористического акта достигло 20 в день. В дело снова вмешались военные. Во главе с начальником штаба армии генералом Кенаном Эвреном военные были с облегчением встречены населением в целом, а также заинтересованными членами НАТО. Два года спустя, как и после предыдущих переворотов, военные восстановили гражданское правительство.

На рубеже 21-го века

Хотя Турция бдительно охраняла свой секуляризм, не обошлось без постоянной борьбы. Все более коррумпированное правительство должно было вызвать сопротивление, а возврат к традиционализму придал авторитет исламской деятельности. Образовательные и социальные программы, ставшие возможными благодаря пожертвованиям Саудовской Аравии, породили религиозный фанатизм, усилившийся после 19-го века.79 революция в Иране. К 1995 году, с ростом происламских настроений, исламские партизаны, сформировавшие Партию благоденствия, набрали достаточно голосов на парламентских выборах, чтобы их лидер Неджметтин Эрбакан был назначен премьер-министром попеременно с нынешним, Премьер-министр партии большинства.

Участие Эрбакана в качестве первого исламского лидера в истории Турецкой Республики было прямым вызовом конституции 1982 года, запрещающей «даже частично основывать фундаментальный, социальный, экономический, политический и правовой порядок государства на религиозных принципах». Эрбакан подвергся широкой критике и позже был вынужден уйти в отставку, а Партию благоденствия обвинили в антисекуляризме и запретили в 1919 году.98. Партия справедливости и развития (Adalet ve Kalkinma Partisi или AKP на турецком языке), созданная в августе 2001 года, заняла место Партии благоденствия, заявив о новой умеренной позиции и готовности работать в рамках светской системы. ПСР пришла к власти в 2002 году, набрав более 34% голосов, в немалой степени в результате неспособности правительства справиться с землетрясением 1999 года, унесшим жизни более 20 000 человек. Голосование также рассматривалось как реакция на институциональную коррупцию, а также недовольство разрушающейся турецкой экономикой. Реджеп Тайип Эрдоган, бывший мэр Стамбула, находится у руля с 2003 года, и, по крайней мере, в предыдущие годы турки были более чем довольны его работой. В 2004 году ПСР получила беспрецедентные 44% голосов. Но это распространение пострадало из-за потери представительства на местных выборах в марте 2009 года. , так что долголетие ПСР еще предстоит выяснить.

Примечание : эта информация была точной на момент публикации, но может быть изменена без предварительного уведомления. Перед планированием поездки обязательно уточните все тарифы и детали непосредственно в соответствующих компаниях.

Когда Константинополь стал Стамбулом?

Голубая мечеть в Стамбуле. Город был захвачен османами в 1453 году, но когда его название изменилось с Константинополя?
(Изображение предоставлено: Никада через Getty Images)

Стамбул — редкое место. Это единственный город, расположенный между Европой и Ближним Востоком; Турецкий мегаполис — одновременно азиатский и европейский город. Эта география помогает объяснить, почему когда-то он был столицей Восточной Римской империи, также известной как Византийская империя года, когда город назывался Константинополем, а затем почему он стал опорой власти османских султанов, чье влияние простиралось на Африка и арабский мир.

Но когда именно Константинополь сменил название на Стамбул?

Ответ, как ни странно, не в том, что бывший римский город был захвачен османскими войсками в 1453 году. Варианты слова «Константинополь» продолжали использоваться тюркоязычными завоевателями еще долгое время после того, как они взяли город под свой контроль. «Это факт, что османы называли Стамбул «Константинийе» среди прочего в тысячах своих официальных документов», — сказал Кристоф Херцог, заведующий кафедрой тюркологии Бамбергского университета в Германии.

Родственный: Почему пал Рим?  

У города уже было много названий, прежде чем он стал называться Константинополем. Впервые он был известен как Базантион (также пишется как Византион) греками, основавшими его в 657 г. до н.э., что позже превратилось в латинское название Византий. Его также называли Новым Римом и Августа Антонина в честь сына римского императора, не говоря уже о таких прозвищах, как « Королева городов » или просто «Город». Затем римский император Константин Великий, который известен как первый римский император, принявший христианство, около 330 года назвал город Константинополем в честь себя. Это имя прижилось до тех пор, пока не появились османы.

Османы официально не изменили название Константинополя, когда они захватили власть в 15 веке, но это завоевание ознаменовало сейсмические изменения в геополитике, поскольку центр тяжести Константинополя сместился на восток и прочь от Европы.

«Я думаю, что стратегическое и символическое значение Стамбула было признано уже тогда, о чем свидетельствует тот факт, что он превратился в новую столицу Османской империи», — сказал Херцог Live Science. Люди в других частях империи начали использовать слово «Стамполин», что означает «в город» на турецком языке (адаптировано от греческой фразы «в город» или «9».0221 eis tan polin «), чтобы в просторечии описать новую резиденцию османской имперской власти. Постепенно Стамбул стал использоваться все чаще, но официальное название осталось Константинополь. , и таким образом Стамбул в конечном итоге превратился в Стамбул.23, согласно Britannica . Вскоре после этого, в 1930 году, турецкая почтовая служба решила, что необходимы некоторые разъяснения, и решила сделать Стамбул официальным названием города . Другие учреждения вскоре последовали их примеру. В том же году Государственный департамент США и другие правительства по всему миру начали использовать Стамбул в своих официальных сообщениях .

Итак, трудно сказать точно, когда Константинополь стал Стамбулом, потому что к тому времени, когда он стал официальным, люди уже веками использовали Стамбул и его варианты. Невозможно установить дату, когда произошел переход в народной речи, потому что язык развивается очень постепенно.

Следы легендарной истории Стамбула со многими именами живы и сегодня в культурном облике города, сказал Херцог. «Как столица империи, охватывающей три континента на протяжении веков, там проживало множество групп людей».

Первоначально опубликовано на Live Science.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts