Грузия сафара монастырь: Монастырь Сапара (Сафара) в Ахалцихе, Грузия

Разное

Монастырь Сапара (Сафара) в Ахалцихе, Грузия

Адрес:
Окрестности г. Ахалцихе

Safara Monastery, Samtskhe-Javakheti, Georgia

Грузия – душевная страна во многих смыслах этого слова. Возможно поэтому на ее территории так много монастырей, где обитают добрые, смиренные и мудрые люди. Прикоснуться к мудрости веков, узнать больше об истории этой прекрасной страны можно в древнем монастыре Сапара (Сафара).

Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] – мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Дословно название монастыря переводится как «укрытый». Он расположен на одной из вершин горы в ущелье, будто укутанный и скрытый от посторонних глаз пушистым лесом.

Храм был построен в X веке. Доподлинно не известно, кто и по какой причине возвел его. Первым храмом комплекса является Церковь Успения – простое здание, сложенное из каменных плит. Примечательно внутренним убранством – необычными капетелями колонн.

Здание самого монастыря появилось немного позже – в период расцвета монгольской империи,  когда местное княжество Самцхе почти получило независимость. Монастырь возвел Саргис Джакели – местный правитель XIII века, который в старости сам стал монахом этого монастыря. Храм назван в его честь – Святого Сабы – имени, которое он принял после пострига в монахи. В XVI веке комплекс пережил турецкую оккупацию, был закрыт в советское время и пустовал много лет.

Монастырь знаменит своими фресками, которые, несмотря на долгие годы набегов и разграблений, хорошо сохранились.

Монахи рассказывают, что во время одного из набегов мусульманские солдаты не решились затереть лица ангелов. Настолько их поразили фрески. Правда это или нет – не известно, но фрески действительно впечатляют.

Стены храма обильно украшены замысловатой и красивой резьбой. Здесь потрудился талантливый мастер, вложивший душу в свое творение. И милосердное время сберегло эту красоту для нас.

Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] – мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Немного поодаль храмов выше по склону горы находится крепостное сооружение с тремя башнями, окруженными небольшой каменной стеной. А ниже по склону можно наблюдать развалины других зданий комплекса – бывших келий, сложенных из камня или высеченных в скале.

Интересным фактом является то, что все купола строений сложены из каменных плит, а это является не типичным архитектурным решением для грузинских строителей того времени. Это сложная римская технология, требующая от ремесленника особого мастерства, но позволяющая строить на века. Благодаря этому сам храм и его внутреннее убранство так хорошо сохранились.

На данный момент это действующий мужской монастырь. На территории комплекса идут активные реставрационные и восстановительные работы. Здесь постоянно проживают порядка двадцати монахов и их послушников.

Добраться до храмового комплекса можно несколькими способами. Пешая дорога может занять несколько часов и показаться трудной, но путешественник сполна насладится красотой здешних мест. Из Тбилиси регулярно ходит маршрутка до города Ахалцихе. От него до монастыря протяженность пути составляет около 4 километров пешего пути по прямой или 12 километров по дороге. Вначале нужно добраться до деревни Хрели, откуда ведет грунтовая дорога к храму. В 2016 году дорогу к храму отремонтировали – теперь сюда можно добраться на любом автомобиле. Дорога по серпантину занимает около получаса.

На данный момент посещение храма бесплатно, но лучше прихватить с собой пожертвование – охотнее всего монахи принимают в дар продукты. Подаяние – скорее формальность, которую примут с большой благодарностью и, скорее всего, предложат вам попробовать вино собственного производства.

В Сапаре очень умиротворенная атмосфера. Монастырь совершенно лишен мрачности и монументальности, хотя внешне больше напоминает крепость, чем храм.

Галерея

Аренда авто

Монастырь Сапара Самцхе-Джавахети Грузия

 В горах, в 10 — 12 км к юго-востоку от Ахалцихе, расположен знаменитый Сапарский монастырь. Автомобильная дорога круто петляет, следуя за сложным рельефом гор. Приближаясь к монастырю, ландшафт резко меняется. Голые скалы уступают место ущелью, покрытому густым хвойным и лиственным лесом. Построенные из розового и желтоватого камня монастырские сооружения на фоне густой зелени подобны драгоценностям.

 Монастырский ансамбль расположен на склоне высокой горы, немного выше видны остатки дворцового комплекса и крепостной стены.

Среди многочисленных сооружений Сапары главным является купольный храм св. Саввы. Но так как кроме него здесь есть и другие церкви, целесообразно рассмотреть основные памятники хронологически. Временной диапазон их колеблется в пределах пяти-шести веков.

 Первой была построена церковь Успения Богоматери, примыкающая к главному храму с юго-запада. Церковь по стилю архитектуры X в. Она зальная, больших размеров. Первоначально вход был только с западной стороны, второй, — северный, прорублен позже, когда к церкви был пристроен купольный храм. Четырехугольная зала перекрыта коробовым сводом, а алтарная апсида заканчивается конхой. К сожалению, в конце прошлого века стены оштукатурили и покрасили. Кое-где виднеются богато орнаментированные капители. В алтаре и западной части церкви сохранились фрагменты фресок первой половины XIV в. В западной же части устроен второй ярус для хоров, что в зальных церквах встречается редко.

 Фасады церкви украшены тонко выполненными рельефами, облицованы тесаным камнем.

 Большой размах приобретает монастырское строительство с конца XIII в. В это время единая феодальная Грузия уже распалась. Из ее провинций в лучшем положении оказалась Самцхе, где правил род Джакели. Именно они превратили Сапару в свою резиденцию и начали широкое строительство.

 Одним из сильных правителей Самцхе второй половины XIII в. был Саргис I. В старости он отказался от власти в пользу сына и постригся в монахи под именем Саввы. Сын его Бека еще при жизни отца в конце XIII в. построил в Сапаре храм и посвятил св. Савве.

 Пожалуй, во всей Грузии нет храма конца XIII в. лучшего, чем этот. Надпись на арке западного окна портика позволяет узнать имя зодчего — Парезасдзе. Он был прекрасным зодчим — конструктором и строителем. Благодаря его усилиям, а не только милости времени, храм дошел до нас в отличном состоянии.

 На скалистом склоне горы не нашлось достаточно большой ровной площадки, где свободно можно было поставить крупное сооружение. Пришлось с южной стороны возвести искусственную стену.

 И хотя храм св. Саввы относится к распространенному в Грузии с первой половины XI в. типу церкви, но архитектор придал ему своеобразие.

 В первую очередь надо отметить решение восточного фасада. Алтарная часть резко выдвинута и имеет конфигурацию прямоугольного выступа. Храм стоит над обрывом, что исключает возможность рассматривать его вблизи, но он прекрасно виден с другой стороны ущелья; возможно, это и заставило усилить пластику стены, сделав таким образом игру светотени более контрастной.

 Видимо, сначала зодчий запроектировал входы в храм с трех сторон, позже южный вход был заделан и стена использована для изображения группы ктиторов. Оставшиеся северный и западный входы действуют и сейчас.

 Внутреннее пространство храма характерно для церквей подобного типа. Боковые части алтаря двухэтажные. Внизу находятся жертвенник и дьяконник, а наверху так называемые тайники. Решение противоположной, тоже двухэтажной, западной стороны принципиально отличается от восточной. Здесь на втором ярусе устроены хоры, соединенные с основным пространством интерьера арками. Заметим, что хоры не характерны для этой эпохи и здесь играют скорее декоративную, чем функциональную роль. Такие реминисценции старого встречаются не часто.

 Интерьер освещен менее интенсивно, чем в храмах предыдущих веков, но все же света для рассмотрения росписи вполне достаточно. В каждом рукаве креста расположены по одному окну и восемь окон — в куполе.

 По окончании постройки храма его внутренние стены тотчас же были покрыты фресками, достаточно хорошо сохранившимися.

 Роспись типична для палеологовского времени, В куполе помещено «Вознесение», в барабане — восемь пророков с развернутыми свитками, на парусах свода — евангелисты в медальонах, в алтарной апсиде — «Деисус», «Евхаристия», фигуры святителей и дьяконов. На северной и южной стенах изображены сцены двунадесятых праздников. На западной стене — сцены исцеления, «Чудо св. Евстафия», «Страшный суд», на внешней стене северных хоров — «Древо Иесеево», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», а также изображения св. воинов в рост и святых в медальонах. В нижнем регистре южной стены представлены патрон церкви св. Савва и поклоняющиеся ему ктиторы — правители Самцхе: Саргис I (Джакели), его сын Бека I (1308) и сыновья Беки — Саргис II (1308-1334) и Кваркваре (1334 — 1345). Портреты выполнены разными художниками, стремившимися передать в каждом лице индивидуальные особенности.

 Роспись не однородна. Фрески первой половины XIV в. позднее частично переписывались разными мастерами. Это сказалось как на колорите росписи, так и на манере ее исполнения. Фон фресок большей частью светлый с зеленоватым оттенком. Лица исполнены плавными линиями. Но в одних местах — изящные линии и тонкая моделировка, в других — толстые линии, тяжелые контуры. И все же, несмотря на то, что отдельные части росписи относятся к разным этапам развития палеологовского стиля — от более раннего, живописного (южная стена), до более позднего, с преобладанием графичности («Деисус», «Вознесение» и др.), она обладает определенной цельностью и законченностью.

 Особо выразительна роспись южного рукава храма — фигуры изображены в динамичных движениях, жестикулируя. Так, в сцене «Оплакивание Христа» Мария драматично вскидывает вверх руки, а апостолы горестно склоняются над телом учителя.

 В этой части росписи (южный рукав) особенно сильно выражено стремление к многоплановости, к подчеркиванию «пространственности», а также к светотеневой, объемной моделировке форм.

 В сапарской росписи ярко отразились художественные искания грузинской монументальной живописи конца XIII — XIV вв.

 Фасады церкви облицованы чисто тесанными квадрами, превалируют красновато-фиолетовые тона. Такое полихромное решение входит в особенности стиля того периода. Стены храма богато декорированы. Мастер, как обычно, учитывал возможность обозрения фасадов. Основной акцент он сделал на северном фасаде — со стороны главного входа.

 Отсутствие портика не дает возможности представить первоначальный вид северного фасада. Теперь основной декор на нем сконцентрирован около двери и окна, на широком обрамлении которого воздвигнут крест. Все детали убранства «утоплены» в плоскости стены. Такой подход к декорировке намечается уже в начале XIII в. и становится распространенным к концу того же века, как раз ко времени строительства Сапары. Портал северного входа окаймлен геометрическим орнаментом, а на тимпане помещен крест с двумя медальонами. В углах медальона вкомпонованы рельефные изображения птиц.

 Западный фасад представляет собой более сложную картину. Несмотря на низко расположенный из-за близости горы портик, мастер и здесь сумел найти убедительное решение убранства. Правда, сейчас восприятию тройной аркатуры портика до какой-то степени мешают поздние деревянные двери и окна, но пропорции и обработка каждой детали легко читаются. Весь декор сосредоточен в верхней части фасада, которая хорошо просматривается с горы. Композиция декора отличается гармонией, а отдельные детали — тщательной и любовной обработкой. Выпуклые поверхности обрамлений окон покрыты растительным орнаментом. Высоко поднятый карниз основного объема оставлен гладким, а расположенный ниже карниз портика богато декорирован.

 Для осмотра южного фасада нужно спуститься по склону горы. На этом фасаде украшены только вход и окна. Главный акцент сделан на центральном окне. Его общая композиция сходна с композицией окна заладного фасада, но, скорее всего, исполнителем был другой мастер — форма окна более резкая, а орнамент сухой. Но все это можно заметить только при внимательном рассмотрении. Юго-восточный угол церкви буквально «висит» над крутым обрывом. Левая половина восточного фасада лишена украшений — во время строительства сюда нельзя было подойти. В центре фасада и на его правой половине декора тоже мало, ибо их также с трудом можно осмотреть — нет площади отхода.

 Нетрудно заметить, что украшения на фасадах сконцентрированы пятнами, чего в XI — XII вв. не было. Вспомним, на фасадах Светицховели, Самтавро, Самтависи и Икорта главным декоративным элементом была аркатура. С начала же XIII в. аркатуры постепенно исчезают, уступая место отдельным украшениям на гладких поверхностях стен.

 Купол храма св. Саввы кажется несколько тяжеловесным. Но в этой тяжеловесности и проявилось своеобразие нового стиля.

 Барабан купола шестнадцатигранный, с окнами на каждой грани. Вообще для памятников XII — XIII вв. характерно двенадцать окон. Но в Сапара главное даже не то, что число окон отлично от канонического, а то, что восемь настоящих окон чередуются с ложными. Такой прием, впервые здесь встречаемый, позднее получит распространение.

 Чтобы осмотреть остальные памятники ансамбля, поднимемся сначала по склону горы к стоящей на западе колокольне. Судя по всему, она построена одновременно с церковью или чуть позже. В Грузии, так же как и во многих других странах, колокольни начали строить с середины XIII в. Таким образом, Сапарская колокольня — одна из первых.

 Колокольня, как обычно, имеет два этажа. Кубовидный первый этаж служил усыпальницей рода Ласуридзе. На внутренних его стенах помещены изображения членов этой семьи. На втором этаже находится арочная звонница. Облицованные чисто тесанным камнем фасады колокольни лишены декора.

 Как мы уже говорили, Сапара была одна из резиденций правителей этого края. Из всех многочисленных построек сохранился лишь каменный первый этаж дворца. Назначение других построек, сейчас лежащих в развалинах, определить затруднительно.

 На территории Сапарского монастыря есть и несколько маленьких церквей: Св. Георгия и церковь Успения.

 В конце XVI в., Сапара попадает в руки турок, и монастырь приходит в запустение, а монастырское имущество вывозится в другие края страны.

Вардзиа-Боржоми-Сафара Экскурсия на целый день

Об этой деятельности

Маршрут
Это типичный маршрут для данного продукта

Остановка: Вардзия, гора Эрушети, Аспиндза 383770 Грузия

*Монастырь Сапара — грузинский православный монастырь в Ахалцихско-Джавском районе Самарского района. Грузия основана в 8 веке, самая старая церковь построена в 4 веке.

*Крепость Рабати — крепость в Ахалцихе, Грузия. Первоначально созданный в 9го века как замок Ломиса, он был полностью перестроен османами.

*Вардзиа – пещерный монастырский комплекс на юге Грузии, раскопанный на склонах горы Эрушети на левом берегу реки Мтквари.

Продолжительность: 15 минут

ПодробнееПоказать меньше

Проверить наличие свободных мест

Включено

  • Ужин
  • Закуски
  • Все сборы и налоги
  • Въезд/Вход — Вардзиа

Дополнительный

  • Подтверждение будет получено во время бронирования
  • Недоступно для инвалидных колясок
  • Возле общественного транспорта
  • Отсутствие проблем с сердцем или других серьезных заболеваний
  • Путешественники должны иметь средний уровень физической подготовки
  • Для этого опыта требуется минимальное количество путешественников. Если он отменен из-за несоблюдения минимума, вам будет предложена другая дата / опыт или полный возврат средств
  • .

  • В этом туре/мероприятии может участвовать не более 10 путешественников

Функции

Туризм

90%

Культурный

75%

Вам также может понравиться

Нажмите, чтобы узнать о других впечатлениях
Посмотреть все

Коллекции

Старый Тбилиси
12 мероприятий

Коллекции

Ночью
8 мероприятий

Коллекции

Туры в Грузию
127 мероприятий

Коллекции

Спорт и отдых
10 мероприятий

Коллекции

Армения
16 мероприятий

Коллекции

Обзорная экскурсия по городу
82 Мероприятия

Коллекции

Квадроцикл
6 мероприятий

Коллекции

Оригинал
39 мероприятий

Коллекции

Прогулочный тур
45 мероприятий

Коллекции

Вардзия
25 мероприятий

Посмотреть все 32 Коллекции

Самцхе-Джавахети — Горец путешествия

Самцхе-Джавахети является одним из крупнейших регионов Грузии. Его общая площадь составляет 6 421 кв. км, а столицей и административным центром является город Ахалцихе . На северо-западе регион граничит с Гурией и Имерети; на север – по региону Шида Картли; на восток Квемо Картли; на юг Арменией и Турцией и на западе Аджарией.

Самцхе-Джавахетский регион состоит из шести районов: Ахалцихский , Адигенский , Аспиндзский , Ахалкалакский и Ниноцминдский .

Регион этнически разнообразен, здесь проживают грузины, армяне, греки, осетины, русские и украинцы. Самцхе-Джавахети является древнейшей исторической территорией Грузии и считается колыбелью грузинской культуры.

История

На этой территории жили древние грузинские племена. Святая Нино Кападокийская, обратившая Грузию в христианство, вошла в страну со святым крестом, сделанным из стеблей виноградной лозы, перевязанных собственными волосами, через туманные горы Джавахети. Согласно литературным данным и народным преданиям, это место рождения самого известного грузинского поэта – Шота Руставели – место, где родились уникальные шедевры грузинской культуры. Территория Самцхе-Джавахети охватывает часть Месхети, Джавахети и Тори.

Цивилизация зародилась здесь около 4 000 лет назад, когда возник крупный племенной союз, известный как «Дяохи». С VI по IV века до н.э. Самцхе-Джавахети входил в состав грузинского царства Иберия (Картли), которое составляло территорию восточной и южной Грузии. В XII веке «золотой век» – период возрождения грузинской государственности, великий царь Давид IV Строитель объединил Месхети, что привело к культурному возрождению страны и этого региона. В середине XIII века свирепые монгольские полчища вторглись в Грузию и захватили ее.

За ними последовало турецкое вторжение, проводившее политику исламизации. Некоторые грузины приняли ислам; другие избежали этого, мигрировав в Картли и Имерети. На протяжении XIX века население Грузии значительно росло за счет бегства армян-христиан из исламской Турции. В результате этой истории существуют уникальные различные культурные влияния, которые видны в архитектуре и памятниках.

Религия

Большинство этнических грузин относят себя к Грузинской православной церкви, некоторые грузины являются католиками. В XVI-XVII вв. Началась исламизация региона. Согласно соглашению между Турецкой и Римско-католической церковью, турки не могли угнетать католиков. С целью сохранения христианской веры часть проживающих в регионе грузин обратилась в католицизм. Армяне региона в основном принадлежат к Армянской апостольской церкви. Кроме того, есть небольшое количество этнических русских верующих из двух диссидентских православных школ: молокан староверов и духоборов.

Местная архитектура

Деревни и заброшенные жилища Месхети сохранили множество архитектурных памятников и предметов быта, отражающих древний быт. Эти преобладающие в Самцхе-Джавахети комплексы представляют культуру дарбази – крестьянских жилищ, существовавших в Колхиде еще в I веке н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts