Характеристика февронии из повести о петре и февронии кратко: Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии
Содержание
Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии
Данное произведение рассказывает о великой любви русского князя и простой, деревенской девушки, чья любовь впоследствии стала гимном крепких, супружеских отношений. Повесть о муромских святых полюбилась русскому народу. Ведь не случайно произведение Ермолая-Еразма считается одним из лучших в древнерусской литературе. Образ и характеристика Февронии помогут понять, какой богатый, внутренний мир был у главной героини, сумевшей вопреки всему стать княгиней и правой рукой мужа.
Социальный статус
Феврония девушка из народа. Ее отец обычный крестьянин, род деятельности которого древолаз-бортник. Проживала она вместе с отцом в селе Ласково, что находится на Рязанской земле.
Внешность. Образ Февронии
О внешности Февронии автор умолчал, стараясь делать акцент на красоте внутренней. Образ девушки воплощение идеальной русской девы. В ее образе переплелись живой ум, чувства, воля и сила характера. Хоть она и не склонна к выражению эмоций, но ее внутренней силе может позавидовать любой. Абсолютно бесконфликтна. Эта девушка являет собой олицетворение праведности. Ее невозможно победить так же как и склонить на сторону зла.
Черты характера
Среди основных черт характера главной героини можно выделить следующие:
- Трудолюбие. Девушка трудится не покладая рук день и ночь. Даже в свободное от работы время, она не сидит без дела, а ткет одежду для отца и братьев;
- Упорная, целеустремленная. Ей удалось добиться от князя женитьбы на ней, хоть и не с первой попытки;
- Бережная, экономная. Ценит чужой труд, прекрасно зная, как нелегко достается крестьянам краюха хлеба. Никогда не позволит себе выкинуть крошки со стола, предпочитая съедать все до последней;
- Любит животных. Даже дикие звери не боялись Февронию. Каждого она приголубит и накормит;
- Мудрость. Девушка мудра не по годам. Житейская мудрость позволяет ей предвидеть многие события. Зная и понимая характер других людей, Февронья способна предугадывать их поступки, что не раз позволяло ей выходить из трудных ситуаций без последствий;
- Прозорливая с широко развитой интуицией;
- Преданная, верная;
- С чувством собственного достоинства;
- Умная. Благочестивая;
- Религиозна.
Первая встреча с князем
Первая встреча девушки и князя была случайной. Князь нуждался в помощи и искал целителя, способного излечить его от неизвестного недуга. Феврония обладала даром врачевания, никогда не отказывая в помощи тому, кто в ней нуждался. Она берется за лечение, но с единственным условием. Князь должен жениться на ней. Петру понравилась не столько ее внешняя красота, сколько внутренняя. Именно исцеление князя стало связующим звеном в их дальнейшей жизни. Петру все-таки пришлось выполнить данное обещание, о чем он впоследствии ни разу не пожалел.
Любовь в жизни Февронии
После замужества Феврония всю жизнь была верна и преданна мужу. Она любила его всей душой. Проявление искреннего чувства привязанности и верности видно на примере, когда девушку бояре стали выгонять из города по той причине, что она из простых и князю не подходит. Ей было велено взять с собой самое дорогое. Она так и сделала, забрав с собой Петра.
В любви и согласии супруги прожили до самой старости. Они мечтали умереть в одно время, чтобы и на том свете не расставаться ни на минуту. Еще при жизни они приготовили себе гроб один на двоих, разделенный перегородкой. Бог услышал молитвы влюбленных и забрал их жизни в один день, как они просили.
Спустя триста лет князя Петра Муромского и его жену Февронию приравняли к лику святых. Православная церковь объявляет их покровителям семейного очага.
Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии
В XVI веке самым распространенным литературном жанром было житие. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это произведение, написанное в этом жанре. Эта гениальная повесть выходит за рамки своего жанра, повествуя не только о жизни отдельной личности, но и о совместной судьбе двоих людей. В нем есть как религиозные, так и фольклорные мотивы.
Феврония — главная героиня рассказа. Это простая крестьянская девушка, живущая в деревне Ласково, недалеко от современной Рязани. Ее отличала душевная доброта и чувство справедливости. Также Феврония обладала волшебным даром — она могла излечить любую болезнь своими силами. Именно про этот талант и был наслышан князь Петр, который приехал к Февронии на лечение.
Девушка проявляла ум также в разгадке загадок и заданий, которые ей давала судьба.
Девушка была не такой уж и простой. Еще одним ее отличительным качеством была мудрость. Феврония была мудра не по годам. Она сказала князю, что вылечится он только тогда, когда женится на Февронии. Если такого не произойдет, то все лечение будет напрасно. В конце концов князю пришлось сдаться и поддаться чарам Февронии. Таким образом, девушка стала супругой князя. Такая благодарность была положена ей за ее доброту и прекрасные поступки, которые она совершила. Эти черты заимствованы автором из фольклора, где идеал женщины — это смекалистая и мудрая девушка.
Однако, не всем пришлось по вкусу новое положение простой крестьянки. Приближенные круги постоянно осуждали девушку, придумывали про нее всякие сплетни. Феврония мужественно переносила все нападки окружающих. Она не обращала внимания на мнение общества. Феврония волновало лишь собственное мнение и позиция близких людей. Она слушала свое сердце.
Есть в образе Февронии и религиозные черты. Это прежде всего ее смирение и послушание. Будучи женой князя Петра, Феврония тщательно слушалась мужа и была в его власти. Она не ссорилась с ним, не спорила. Феврония смирилась с его решениями.
Также религиозной чертой является способность сильно любить. Феврония очень сильно любила своего мужа, была ему предана, однако, ее любовь была тихой, внутренней. Отличительная характеристика девушки — сдержанность. Внешне она не была яркой, заметной. Феврония сдерживала свои эмоции, но это не мешало ей любить мужа очень сильно. Именно такой и должна быть любовь с точки зрения религии — спокойной и крепкой.
2 вариант
В XVI столетии был очень популярен писательский стиль — описание жизненного уклада людей. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это литературная работа, созданная в этом стиле. Эта талантливое повествующие произведение не ограничивается собственным стилем, рассказывает не просто о действительности отдельно взятого человека, но и о совместной жизни двух людей. В нем существуют как религиозные, так и народные темы.
Феврония — основное действующее лицо истории. Это обыкновенная деревенская молодая особа, проживающая в небольшом крестьянском поселении Ласково, неподалеку от нынешней Рязани. Ее выделяла теплое добродушие и любовь к честности. Еще Феврония владела сказочным талантом — она могла вылечить всякий недуг собственными возможностями. Как раз относительно этой способности, про нее услышал правитель Петр, который прибыл к Февронии на излечение.
Молодая особа также показывала интеллект в решении тайн и испытаний, которые ей давала жизнь. Дева была особенной и не обыкновенной. Еще одной ее характерной особенностью была сообразительность. Феврония была умна не по возрасту. Она ответила князю, что он станет здоровым если возьмет в жены Февронию. Ежели подобного не будет, то все лечение будет бессмысленно. В конечном итоге правителю пришлось уступить и сдаться чарам Февронии. Следовательно, дева оказалась женой Петра. Подобная признательность была ей предоставлена за человечность и красивые деяния, которые она сделала. Эти особенности взяты писателем из народного творчества, где эталон женщины — это сообразительная и умная девушка.
Но в то же время, не всем понравилась новая жизнь обыкновенной селянки. Подданные всегда упрекали деву, сочиняли относительно нее любые слухи. Феврония стойко выдерживала все придирки находящихся рядом людей. Она никак не реагировала на суждения окружающих. Февронию обращала внимание только на свою точку зрения и на отношения своих близких и друзей. Она прислушивалась к своему сердцу.
Существуют в лице Февронии и набожные качества. Это по большей части ее терпение и повиновение. Являясь супругой правителя Петра, Феврония добросовестно угождала супругу и полностью была в его руках. Она не препиралась с ним, не возражала. Феврония подчинилась его поступками и действиям.
Еще набожным качеством оказывается ее талант крепко любить. Феврония очень любила собственного супруга, была ему верна, но в то же время, ее любовные чувства были глубокими и закрытыми. Характерная особенность девицы — спокойствие. По внешнему виду она не была видной, приметной. Феврония не показывала собственных переживаний, однако это не могло помешать ей любить супруга. Как раз подобными и должны быть любовные чувства — тихими и прочными.
Характеристика 3
Повесть о Петре и Февронии появилась примерно в шестнадцатом веке. Тогда было принято писать о житие народа и древних приданиях. Ее автором был священник Ермолай. Кажется, что история не является правдоподобной, но именно она стала основой для писания Муромских святых.
Повесть начинается с правления князя Павла, а затем переходит к брату Петру и его жене Февронье. Благодаря ярким, лаконичным образам и присутствующим в повести диалогам ощущается перенос в те давние времена.
В основу сюжета легла любовь князя Петра и деревенской девушки Февроньи, которая проживала в Рязанской Губернии. Девушка обладала особым даром и могла исцелить любой недуг. Именно за этим и приехал князь в деревню Ласкава. После сражения со змеем, его одолела странная болезнь, которая никак не поддавалась лечению. Февронья стала его последней надеждой, но у нее было одно условие: чтобы окончательно излечиться, князь Петр должен был на ней жениться.
Несмотря на свой юный возраст, девушка была очень умной и хитрой. Благодаря своей сообразительности, она приблизилась к князю, излечила его, а он не смог отказать ей. В благодарность Петр сделал Февронью своей женой. В дальнейшем их любовь и взаимопонимание стали образцом для многих.
Но их отношения тоже прошли через испытания. Не все знатные люди приняли то, что простая деревенская девушка стоит у власти. Против нее было много упреков и злых сплетен. Но для Февроньи все эти придирки ничего не значили. Она стойко выдержала все нападки, придерживаясь только своего мнения и слушая свое сердце.
Девушка стала идеалом супруги благодаря терпению и беспрекословному повиновению своему мужу. Она всячески угождала ему и полностью была предоставлена его воле. Супруги никогда не ругались и не спорили. Девушка верила в поступки и действия своего мужа.
Еще одно набожное качество девушки – крепко любить. Ее любовные чувства были крепкими и глубокими. Она всегда хранила верность своему мужу.
Февронья не была броской, видной и приметной. Ее главным качеством было спокойствие. Хотя она сильно переживала за супруга, это не помешало ей любить его. Их брак является идеалом супружеских отношений, которые должны быть спокойными и прочными.
Также читают:
← Анализ романа Гаргантюа и Пантагрюэль
← Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии↑ ДругиеОбраз и характеристика Садко →
Статья Белинского о Герое нашего времени →
Картинка к сочинению Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии
Популярные сегодня темы
- Письмо Васютке из рассказа Васюткино озеро 5 класс
Васютка, привет! Как ты там поживаешь на лоне природы? У вас там такая красота – леса густые, реки мощные, просторы тайги! Хорошо, что летом была возможность гулять по такой прекрасной природе. Каникулы и у меня очень быстро пролетели…
- Русская литература второй половины 19 века (XIX века)
Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателелей
- Сочинение на тему Если бы я был волшебником рассуждение 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс
Как изменится мир, если бы я был волшебником? Перемены были бы необычайными. Все люди на планете имели бы волшебные способности. Каждый мог переместиться за мгновение в другую точку планеты или галактики
- Тютчев
Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Место рождения была усадьба Овстуг. Мальчик ещё с малых лет начал обучаться латыни и поэзии древнего Рима. К 12 годам Тютчев уже мог переводить лирические стихотворения оды Горация
- Сочинение рассуждение Выбор профессии 9, 11 класс ОГЭ 15.3
В жизни каждого человека наступает момент, когда его касается проблема выбора профессии. Для того чтобы правильно решить ее, в первую очередь нужно понять для себя, что такое профессия
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Анализ
. Характеристика Петра и Февронии
В начале XVI века, еще при царе Иване Грозном, митрополит Московский и всея Руси Макарий поручает своим иноческим помощникам-писцам разыскать по всем русским городам и селам рассказы о праведниках которые прославились своей благочестивой жизнью. Одним из таких старинных красивых и романтичных рассказов была «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ поступков главных героев позволяет предположить, что именно праведники стали духовным символом христианской семьи. И вот, с согласия Церковного Собора 1547 года, они были канонизированы. Священнику Ермолаю было поручено написать подробный очерк о жизни и любви Петра и Февронии.
Петр и Феврония. Краткое содержание сюжета
В городе Муроме княжил князь Павел. И вдруг Змей в образе Павла стал приходить к его жене для блуда. Она сразу сказала об этом мужу. Он тут же льстиво попросил ее увидеть его при очередной встрече со Змеем, от которого он ждет своей смерти. Скромная жена так и сделала. Восхищенный ее красотой и нежными речами, Змей выдал ей тайну ее смерти, которая заключалась в том, что Петр убьет его с помощью меча Агрика. Обеспокоенный этой новостью, Павел звонит своему брату Петру и все ему рассказывает. И он был готов драться с врагом, хотя и не знал, где взять Агриков меч.
Меч Агрикова
В данном случае нельзя не упомянуть тот факт, что этот меч был выкован Агриком — сыном жестокого тирана Ирода, известного по библейским текстам. Этот могучий меч обладал сверхъестественными свойствами и в темноте излучал голубоватое свечение. Он легко расправлялся с любым военным доспехом. Кстати, его еще называли мечом-кладенцом — оружием былинных богатырей. Но как он попал в Древнюю Русь? Есть основания полагать, что тамплиеры, участвовавшие в раскопках Храма Соломона, скорее всего, нашли главные христианские реликвии: Грааль, Плащаницу, впоследствии названную Туринской, и Агриков меч. Именно они представили его бесстрашному полководцу Владимира — князю Андрею Боголюбскому — в качестве особой награды, когда он решил вернуться в Россию. Но с началом междоусобных войн князь был убит. И меч начал перемещаться из одного источника в другой. В конце концов он был спрятан в стенах монастыря славного города Мурома.
Продолжение сюжета
Итак, через некоторое время Петр, молясь в церкви монастыря, мальчик указывает на клад, в котором хранился Агриков меч. Он взял оружие и пошел к своему брату. Князь Петр почти сразу понял, что в его колдовском обличье сидит жена Змея. Тогда он нанес ему смертельный удар, и тот мгновенно умер, окропив его своей кровью, после чего князь сильно заболел и покрылся струпьями. Ни один врач не взялся лечить Петра. Но жила-была такая деревенская целительница от природы, мудрая дева по имени Феврония, которая вылечила князя и стала его верной женой. После смерти брата Павла престол занял Петр. Но коварные бояре решили прогнать простолюдинку, не любя ее своих жен. И Феврония была готова покинуть город, но только с мужем, который решил пойти с ней. Бояре сначала были очень рады их отпустить, но через некоторое время, после междоусобиц и убийств за престол, решили вернуть княжескую чету. И после этого все стали жить счастливо и счастливо.
Главная Развязка
А когда пришло время, Петр и Феврония приняли монашеский постриг и получили имена Давид и Ефросинья. Они даже молили Бога, чтобы Он послал им смерть в один день, и даже приготовили двойной гроб с перегородкой. Так и случилось – они уснули в один день, но священники убоялись гнева Божия и не похоронили их вместе. Разложив тела усопших по разным церквям, они утром нашли их вместе в специальном гробу. Это повторялось дважды. И тогда было принято решение похоронить их вместе, никогда больше не разлучая.
Теперь всегда вместе святые возлюбленные Петр и Феврония. Краткое содержание этого рассказа раскрыло лишь малую часть их праведной жизни. Эти чудотворцы стали покровителями брака и любви. Теперь у любого верующего есть возможность помолиться над святыми мощами в Свято-Троицком монастыре города Мурома.
Мудрая Феврония
Характеристики Петра и Февронии удивляют их бесконечным смирением, безмятежностью и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа на свой внешний вид. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому что внутренне она подчинялась уму. Мудрость Февронии не только в ее необыкновенном уме, но и в чувстве и воле. И между ними нет конфликта. Отсюда такое пронзительное «молчание» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала живительной силой, столь великой, что даже оживляла поваленные деревья, которые после этого становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она умела разгадывать мысли путников. Своей любовью и мудростью она даже превзошла свой идеал блаженного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно будут молиться этим святым образам.
Храбрый Петр
Характеризуя князя Петра, вы можете увидеть его беспрецедентный героизм и мужество в победе над дьявольским дьявольским Змеем. Сразу видно, что он глубоко религиозный человек, иначе ему не удалось бы победить столь коварного искусителя. Однако однажды он обманул Февронию, пообещав, что после выздоровления женится на ней. Он никогда не делал этого, пока его не накрыло зловонной вонью. Урок, преподанный Февронией, князь быстро усвоил и тогда стал во всем к ней прислушиваться. Вскоре они поженились и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не баловал жену. Он был воистину богобоязнен, недаром бояре и народ полюбили его.
По-своему уникальная характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься, насколько у них было взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, а потому стали образом идеальной супружеской пары.
Жанры древнерусской литературы
Кроме этого знаменитого романа были и другие образцы древнерусской литературы. Вообще древнерусские книжники, осваивая славянскую литературу, в основном занимались греческими переводами, а затем переходили к созданию своих оригинальных произведений, выполненных в различных жанрах: жития, летописи, наставления, военного рассказа. Невозможно точно указать, когда появились первые записи различных исторических сказаний, но яркие образцы древнерусской литературы появились уже в середине XI века. Именно тогда были созданы русские летописи, представляющие собой подробную запись некоторых очень важных исторических событий на Руси. Особое место занимают рассказы древнерусской литературы — это нечто промежуточное между романом и романом. Но сейчас в основном рассказы — это рассказы о каком-то событии. Таким образом, народный фольклор и древнерусская литература особенно ценятся современниками.
Памятники древнерусской литературы
Одним из первых известных древних летописцев был преподобный Нестор (его святые мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры) с его летописью «Повесть временных лет», датированной 11 в. век. За ним великий князь киевский Владимир Мономах написал книгу «Наставление» (XII век). Постепенно стали появляться такие произведения, как «Повесть о жизни Александра Невского», автором которой, скорее всего, был писец владимирского митрополита Кирилла на рубеже конца XII и начала XIII веков. Затем был создан еще один памятник древнерусской литературы, датируемый началом XII века, под названием «Слово о полку Игореве», где имя автора осталось неизвестным. Также хотелось бы отметить большое произведение о Мамаевом сражении «Задонщина», созданное на рубеже конца ХIV-начала ХV веков, автором предположительно был рязанский священник Софроний.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Анализ
Постепенно список древнерусской литературы расширялся. В него вошла «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ этого произведения XVI века называет его гимном супружеской любви и верности. И это будет правильно. Вот он — пример истинно христианской семьи. Настоящую любовь и преданность демонстрирует Повесть о Петре и Февронии Муромских. Анализ художественных особенностей произведения позволяет предположить, что в нем сочетаются два фольклорных сюжета. В одном из них повествуется о коварном Змее-обольстителе, а в другом — о мудрой деве. Его отличают простота и ясность изложения, неторопливая обдуманность развития событий и, главное, спокойствие рассказчика в мягкости описания характеров. Потому что она легко воспринимается и читается, а значит, учит любить искренне, смиренно и самоотверженно, как это делали ее главные герои — Петр и Февронья.
Президентская библиотека представляет книгу о жизни Петра и Февронии «равных рублевским безмятежным ангелам»
8 июля 2018 года Россия в 11-й раз отметит День семьи, любви и верности. В этот день Русская Православная Церковь чтит святых Петра и Февронию, которые издревле считались покровителями семьи и брака на Руси.
«Жили они долго и счастливо и умерли в один день», — сказано об этой святой супружеской паре. Благочестивый князь Петр вступил на муромский престол в 1203 году и справедливо правил четверть века. Став старцем, князь и его любимая жена Феврония приняли монашеский постриг. Они молили Бога, чтобы они умерли в один день, и похоронили себя по завещанию вместе. Супруги скончались каждый в своей келье в один день и час — 8 июля 1228 года. Их тела были положены в разные монастыри, но на следующий день они были вместе. Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сейчас мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме. Традицию светского празднования дня Петра и Февронии продолжили Муромцы в 1990-е: День города решил объединить с Днем семейных ценностей. Всероссийским праздником в 2008 году стал День семьи, любви и верности.
Фонды Президентской библиотеки пополнились изданием «Идеал любви и верности – святые Петр и Феврония. Из истории Русской Православной Церкви». «(2017). Книгу передали специалистам Президентской библиотеки представители издательства «Феврония» и Свято-Троицкого женского монастыря в городе Муроме. Книгу предваряют слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Творчество Андрея Рублева и художников его круга в русской литературе XVI века можно найти только по одной параллели — «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «…И героиня Повести, мудрая дева Феврония, равна рублевским светлым ангелам». Книга заставляет задуматься о многом в этот век великой скорости, ибо «мотив супружеской чистоты, сохранившейся благодаря мудрости княжны, является одним из главных в «Повести о Петре и Февронии».
Ее главный завет содержится в цитируемом в книге первом послании апостола Павла к Коринфянам: «Любовь долготерпелива, добра, любовь не завидует, любовь не превозносится, не превозносится, не превозносится, не не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все терпит. Любовь никогда не кончается».
На портале Президентской библиотеки представлены электронные копии как старинных книг, раскрывающих историю бракосочетания и свадебных обрядов, так и их современные интерпретации, содержащиеся в исследованиях. Последнее также отражает изменение понятия «семья» в разные периоды русской истории.
В сочинении Смирнова «Народные способы вступления в брак» (1878 г.) говорится: «Уже в древности у славян сложилось представление, что супружеский союз не зависит от человеческого произвола, но заранее определяется судьбой или божьей волей:» на ком жениться, таким же и родиться», брак есть «правосудие Неба». Книга Смирнова иллюстрирует сравнение с обрядами других стран, например, «в Китае жених и невеста едят из одной тарелки. Древнейшая форма брака у римлян была confarreatio — совместная трапеза. В Англии до сих пор каждую свадьбу сопровождает «свадебный торт», который невеста должна разрезать» 9.0003
С становлением общества и государства стали появляться законы и постановления, регулирующие различные аспекты института семьи: книга «Брак и семья» (1900 г. ) иллюстрирует, какими должны быть личные отношения супругов в соответствии с гражданским закон, в котором «супружеское сожительство определялось в народном сознании как институт этики». В то же время «муж обязан любить свою жену, как свое тело, прощать ее недостатки и облегчать ее слабости… Жена обязана подчиняться мужу как главе семьи, оставаться с ним в любви, благоговение и безграничное послушание».
Читатели могут найти на портале много интересных материалов о традиционных семейных ценностях царской семьи Романовых – это документы, редкие кинохроники, фотографии. В очерке «Император Николай» (1894 г.) изложено отношение императора Николая I к этому вопросу: «Незадолго до женитьбы во время пребывания великого князя в одном из швейцарских городов ему сообщили, что он имел возможность посетить французскую императрицу проезжавшей через этот город из Парижа в Вену, Марии-Луизы. На это Нхолас Павлович заметил: «Место императрицы теперь с мужем, а не здесь». если к его воле, проявлялась чисто русская черта. Как семьянин, Николай Павлович был человеком породистым».
В начале XX века правила были изменены — для мужчин, желающих соединить себя узами брака, появились возрастные ограничения: мужчинам теперь предписывалось вступать в брак, достигшим 18-летнего возраста и не старше 80 лет, а женщинам — не менее старше 16 лет и не старше 80 лет. Еще одним обязательным условием для создания новой семьи было благословение родителей. О роли последнего в прочности брака можно прочесть в глубоком исследовании философа В. Розанова «Семейный вопрос в России» (1903): «Ничто не поможет установить хозяйственную и законную семью на здоровых и истинных началах, так как субординация вопросов о разъездах и даже полном разводе есть не власть кесаря или синедриона, а власть старших членов семьи .Пожалеют, понаблюдают. Никому не так важна крепость семейного начала, как им».
Взгляды на семью, на отношения между мужчиной и женщиной коренным образом изменились после революции. Автор книги «Нравы и жизнь пролетариата в переходный период», Е.