Храм воскресения христова в иерусалиме: ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА — Древо
Содержание
Храм Воскресения Христова в Иерусалиме – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
У каждого — свой Иерусалим и свой рассказ о походе ко Гробу Господню.
Кто-то именно здесь испытал величайший духовный подъем, а кто-то, напротив,
не почувствовал абсолютно ничего особенного. И то и другое — нормально.
Каждому дано то, что нужно конкретно ему.
Говорят, великий писатель Николай Гоголь в свое время бежал отсюда в ужасе, потому что его ожидания разошлись с реальностью пыльного города, затерявшегося в пустынной Палестине XIX века. Бывают и более страшные случаи: люди, не испытав никаких особенно ярких чувств, начинают придумывать их себе, создают в душе ощущение ложной благодати, которое называют иногда «иерусалимским синдромом». Порой такие путешественники сами объявляют себя пророками, начинают учить других…
Избавиться от этого можно лишь одним способом — не ждать ничего особенного, приближаясь к величайшей святыне христианства.
Принять это сложно, но так оно и есть: просто оттого, что вы купили билет, прилетели в Израиль и на автобусе приехали в его древнюю столицу, с вами ничего не случится. С тех пор как паломничество перестало быть опасным подвигом, награду за него просто так получить тоже не выйдет. Надо постараться поработать не только ногами, но и душой.
И, видимо, самое главное, стоя на месте, где Господь принял смерть от рук мелких римских военных чиновников, — научиться смиряться.
Заставить себя не замечать излишне резкого и крикливого монаха, дежурящего у самого Гроба Господня, излишне развязных туристов и излишне ершистых и наружно благочестивых паломников. Заставить себя подумать о другом — о том, что ты тоже один из них и ничуть не лучше того, кто стоит рядом с тобой в очереди. Заставить себя принять и тот простой факт, что Бог, Который уже пострадал и умер на этом самом месте ради всех нас, на самом деле никому ничего не был должен тогда и не должен сегодня. Если справиться с этой очень непростой задачей, вокруг тебя опять же ничего особенно не изменится, просто ты сам сможешь, наконец, принять то, что положено именно тебе.
Сегодня под одной крышей здесь собрались все христианские конфессии. И люди сюда приходят тоже со всех концов света. Где-то далеко их страны и народы подчас враждуют друг с другом, где-то так же далеко спорят о благочестии и истинном христианстве. Но, пожалуй, нигде людские разделения не ощущаются так остро, как здесь. Любые сиюминутные земные споры, как бы масштабны они ни были, здесь заставляют ощущать себя маленьким ребенком у ног родителей, а все великие потрясения в истории человечества кажутся лишь детскими обидами и игрой — вполне серьезной и важной для самого ребенка, но совершенно несерьезной в глазах Отца.
Наверное, именно с этим чувством и нужно приезжать сюда, на землю Спасителя. Не ради того, чтобы в очередной раз показаться благочестивее других паломников. Не ради того, чтобы просто «отметиться». А чтобы еще раз попробовать оценить: насколько далеки мы сегодня от того идеала, который, несмотря ни на какие предательства и муки, видел в нас Спаситель. Идеала, к которому он нас призывал.
И понять, как это сложно бывает порою — просто последовать Его словам. Тогда вы получите от Иерусалима что-то свое, особенное. Даже если не ощутите этого сразу.
5 фактов о Гробе Господнем
Храм Воскресения Христова в Иерусалиме — одна из главнейших святынь христиан всего мира, ведь он построен на том самом месте, где некогда был распят, а затем погребен Спаситель.
Мы собрали несколько интересных фактов о нем.
Бывшая окраина, ставшая центром
Во времена Спасителя гора Голгофа располагалась за пределами городских стен. Это была дальняя окраина, и именно поэтому здесь казнили преступников. Но из-за поздних перестроек города не только смысловой, но и градостроительный центр Иерусалима фактически сместился сюда.
На том же месте был храм Венеры
Через полвека после евангельских событий, в ходе так называемой Второй иудейской войны, Иерусалим был почти полностью разрушен, а на его месте построен римский город, куда был запрещен доступ иудеям. На Голгофе римляне возвели храм Венеры.
Место распятия и погребения Христа было вновь найдено во время знаменитой экспедиции царицы Елены, матери императора Константина Великого, в IV веке нашей эры. Ею были начаты археологические раскопки с целью обнаружить места евангельских событий.
По преданию, среди прочего тогда же был обнаружен и Крест, на котором был распят Спаситель. По повелению царицы Елены был возведен и первый христианский храм — большой античный комплекс.
Гроб Господень
Храм Воскресения Христова объединяет и место, где был распят Спаситель (Голгофу), и расположенное рядом с ним место Его погребения. Непосредственно над Гробом Господним возведена небольшая часовня, кувуклия (в переводе с греческого — «покой, опочивальня). Ее размеры — всего 6 на 8 метров, но именно она является одним из главных мест поклонения христиан всего мира. Очередь паломников стоит в нее практически круглосуточно.
Здесь молятся христиане всех конфессий
Хотя основные права на здание, а также его центральные храмы, принадлежат православному Иерусалимскому Патриархату, под одной крышей здесь объединены храмы шести христианских Церквей: Православной, Католической, Армянской, Коптской, Сирийской и Эфиопской. Здесь есть даже несколько монастырей. Кувуклия находится в совместном пользовании, и богослужение в ней все христиане совершают по очереди.
В Подмосковье есть копия
В подмосковном городе Истра есть достаточно точная копия храма Воскресения Христова в том виде, как он был перестроен крестоносцами в XII веке. Она была возведена патриархом Никоном в составе комплекса Ново-Иерусалимского монастыря, который задумывался им как своего рода копия святых мест Палестины.
Благодарим авиакомпанию «Эль-Аль» и Министерство туризма Израиля за помощь в подготовке материала.
Источник фото — http://www.flickr.com
Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Кувуклия (ФОТО)
Содержание статьи
- Храм Гроба Господня
- Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).
- Кувуклия
В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.
Портал «Правмир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.
Храм Гроба Господня
Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.
Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.
Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.
Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.
Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.
Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.
Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.
В окне горят 3 неугасимые лампады.
Церковь cв. Елены с 13 ступенями.
Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.
В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).
На фото коптский монах затепляет лампаду.
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
Двор храма Гроба Господня.
Читайте также — Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Служители храма Гроба Господня, охранники.
Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).
Очередь в кувуклию.
Читайте также — Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)
Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).
Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.
Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).
Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.
Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.
Кувуклия
Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.
Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.
Фото Юлии Маковейчук.
Текст составлен с использованием материала сайта «Православная энциклопедия».
Вы прочитали статью Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Кувуклия (ФОТО). Читайте также:
- По Святой земле за Христом
- Гелатский монастырь в Грузии (ФОТО)
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Храм Гроба Господня – самое святое место
Место Храма Гроба Господня в Иерусалиме идентифицируется как место распятия и гробницы Иисуса из Назарета. Церковь долгое время была крупным центром паломничества христиан всего мира.
Согласно Новому Завету, Иисус был распят на Голгофе, «месте лобном» (Матфея 27:33–35; Марка 15:22–25; Иоанна 19:17–24). Это было определено как район заброшенных каменоломен недалеко от городской стены того времени.
Примерно через 10 лет после распятия была построена третья стена, ограждающая место казни и захоронения в пределах города, что объясняет расположение Гроба Господня в Старом городе Иерусалима сегодня.
Римский император Константин I, принявший христианство, приказал снести храм Венеры в Иерусалиме, чтобы освободить место для церкви. В ходе сноса была обнаружена гробница, которая предположительно была могилой Иисуса.
К первому Храму Гроба Господня можно было добраться по лестнице от Кардо, главной улицы Иерусалима.
Затем паломники прошли через притвор; базилика; и открытая площадка, «святой сад», в котором была скала Голгофы, доходящая, наконец, до самого Гроба Господня.
Вырубленная в скале гробница изначально была открыта для непогоды, но позже ее защитила небольшая постройка.
Весь комплекс был богато украшен, как мы знаем из описания биографа Константина Евсевия Кесарийского, по изображениям в церкви св. Пуденцианы в Риме, датируемым началом пятого века, и по мозаичной карте Мадабы с шестого, и из современных раскопок.
В 326 году мать Константина, Святая Елена, совершила паломничество в Иерусалим, где, по преданию, нашла реликвию креста Иисуса («Истинного Креста»).
История открытия креста была актуальна в начале пятого века, а в 11 веке пещера глубоко под руинами базилики стала известна как Часовня изобретения креста.
В 614 г. персидское войско разрушило храм и унесло Животворящий Крест, но в 631 г. византийский император Ираклий договорился о его возвращении.
Арабское завоевание в 638 году изначально было менее разрушительным, так как к христианам относились терпимо, но спустя 300 лет вход в базилику был превращен в мечеть, а в 966 году купол был уничтожен пожаром во время антихристианских беспорядков.
В 1009 году фанатичный фатимидский халиф аль-Хаким приказал разрушить церковь.
Византийский император Константин IX Мономах (1042–1055) финансировал его перестройку, но по другому плану, с входом с южной стороны.
Это была церковь, которая привлекала паломников со всего христианского мира в конце 11-го века, и большую часть этого периода мусульманские правители города относились к ним хорошо.
Только после захвата города турками-сельджуками в 1077 году поползли слухи о жестоком обращении с христианскими паломниками и отказе в доступе в церковь.
Освобождение святых мест, главным из которых был Гроб Господень, было важным мотивом для Первого крестового похода между 109 г.6 и 1099.
После взятия города крестоносцами в 1099 году очевидцы рассказывают, как выжившие участники экспедиции молились в Храме Гроба Господня, который показался им необычным, потому что был открыт небу.
В течение следующих полувека церковь Константина IX Мономаха была в значительной степени реконструирована.
Несмотря на то, что контур здания сохранился, церковь приобрела атрибуты собора западного образца. Святой сад стал базиликой церкви крестоносцев, а скала Голгофа получила собственную часовню.
Храм Гроба Господня был повторно освящен 15 июля 1149 года, через 50 лет после взятия Иерусалима Первым крестовым походом, но на самом деле работы над зданием продолжались еще несколько лет спустя. Тем не менее, церковь крестоносцев – это, по сути, та церковь, которую можно увидеть сегодня.
Церковь крестоносцев привлекала огромное количество паломников, вход и движение которых приходилось контролировать: двойные дверные проемы все еще можно увидеть, хотя искусно вырезанные перемычки, под которыми проходили паломники, были сняты после землетрясения 1927 и сейчас находятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме.
Правая дверь была заблокирована после завоевания города мусульманами в 1187 году. Однако даже в периоды мусульманской оккупации сюда продолжали допускать паломников, и западные лидеры действительно стремились договориться о правах на вход.
Некоторых черт средневековой церкви уже не видно — например, гробницы первых правителей Готфрида Бульонского и Балдуина I, снятые в начале XIX в.века, когда греки проводили реставрационные работы. Все короли Иерусалима до 1187 года (кроме королевы Мелисенды) были похоронены в часовне на Голгофе.
Как показывают карты 12-го века, Гроб Господень в Иерусалиме был духовным центром христианского мира и его самым важным центром паломничества. Церковь была спроектирована таким образом, чтобы паломники могли переходить от часовни к часовне, а кульминацией их посещения был сам Гроб Господень.
На Голгофе, в ознаменование завершения своего паломничества, они оставляли кресты, которые несли в пути, и большое количество их сжигали в канун Пасхи.
В Великую Субботу состоялась церемония Благодатного огня. Патриарх вошел в кувуклию, где был зажжен и затем передан из рук в руки пасхальный огонь. Об этом свидетельствовали летописцы Эккехард из Ауры в 1101 году и Каффаро в 1102 году. строятся по всей Европе. Сегодня Храм Гроба Господня является одной из главных достопримечательностей Иерусалима и продолжает привлекать множество паломников и посетителей.
Храм Гроба Господня и Воскресения
Храм Гроба Господня, который также называют Храмом Воскресения Христова. ( Anastasis ) восточными христианами, построен на том месте, где многие христиане верят, что это место, где Иисус был распят, похоронен, и снова воскрес в пасхальное воскресенье утром. Холм Голгофы, где Иисус был распят в Страстную пятницу, по-еврейски назывался Голгатой, что означает место черепа. Иисус был похоронен в соседней скальной пещере и гробнице. (также называемая гробницей), вырубленной в скале. Рано Христиане отметили это место и молились там. В 66 году нашей эры римляне осадили Иерусалим и разрушил город в 70 г. н.э. Большинство выживших бежало, но некоторые остались или вернулись, чтобы помолиться на святых местах. схема поперечного сечения В 132 г. император Адриан
Император Константин (274-337 гг. Кирилл Иерусалимский (315-386),
Церковь Воскресения купол с мозаикой Христа Вход в Гроб Господень См. также | Иисус’ | См. | Погребение Иисуса | Страстная неделя в Иерусалиме | Вход с лестницей, ведущей
|