Иеромонах алексий сретенский монастырь: Иеромонах Арсений – строитель Сретенского монастыря в 1815–1819 годы / Православие.Ru
Содержание
Сретенский монастырь. Двадцать лет — Московская епархия Русской Православной Церкви
Фотоальбомы
В 2014 году исполнилось 20 лет со дня восстановления монашеской жизни в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре. На фотографиях запечатлены насельники и прихожане, показана современная жизнь скита, семинарии, колхоза и детского дома, послушания, которые исполняют сретенские насельники.
20 лет новейшей истории
Сретенский монастырь незадолго до возвращения Церкви
Иконостас
Первая служба за стенами храма. 14 февраля 1994 года
Первая служба за стенами храма. 14 февраля 1994 года. Художник: Светлана Ивлева
Освящение куличей
С архимандритом Антонием (Гулиашвили)
Святейший Патриарх Алексий II
Владыка Василий (Родзянко)
Архимандрит Даниил (Сарычев)
Архимандрит Даниил (Сарычев)
С отцом Анастасием
Стройка братского корпуса
Стройка братского корпуса
Стройка братского корпуса
Пристройка галерей
Пристройка галерей
Стройка колокольни. Поднятие колоколов
Стройка стены вокруг монастыря
Стройка стены вокруг монастыря
Стройка стены вокруг монастыря
Ремонт трапезной
Ремонт трапезной
Пол в храме
Укладка плит вместо асфальта
Владимирская икона Божией Матери
Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Жертвенник
Росписи алтаря
Росписи алтаря
Росписи алтаря
Храмовые росписи
Храмовые росписи
Храмовые росписи
Храмовые росписи
Хорос, украшенный на Рождество Христово
Монастырь ночью
Пасхальное убранство
Мощи сщмч. Илариона (Троицкого)
Вид на храм из окна семинарии
Придел в честь прп. Марии Египетской
Прп. Зосима причащает прп. Марию
Мощи прп. Марии Египетской
Господь Вседержитель
Братия здравствующая и почившая
Святейший Патриарх Кирилл с братией монастыря
Архимандрит Тихон
Архимандрит Тихон
Игумен Киприан
Игумен Амвросий
Иеромонах Иов
Иеромонах Иов
Иеромонах Иоанн
Иеромонах Павел
Иеромонах Игнатий
Иеромонах Никодим
Иеромонах Лука (справа) и иеродиакон Феофан
Иеромонах Матфей
Иеродиакон Серафим
Иеродиакон Филарет
Постриг иеродиакона Никиты
Постриг новых братий в 2013 году
Отпевание собрата
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Тихон и архимандрит Анастасий
Схиархимандрит Анастасий
Отец Митрофан
Отец Митрофан
Иеромонах Арсений
Иеромонах Арсений
Монах Исайя
Иеродиакон Макарий
Монах Анатолий
Инок Аркадий
Схиархимандрит Анастасий и инок Аркадий
Богослужения, гости и прихожане
Святейший Патриарх Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II у раки с мощами сщмч. Илариона
У жертвенника
Святейший Патриарх Кирилл у престола
Святейший Патриарх Кирилл в алтаре
Святейший Патриарх Кирилл
Вручение архимандриту Тихону игуменского жезла
Святейший Патриарх Кирилл читает канон прп. Андрея Критского
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла
В алтаре
Рождество Христово
Хорос, украшенный на Рождество Христово
Пятидесятница
Острая нехватка мест в храме
Богоявление
В братском приделе
Прихожанка
На чтении Великого покаянного канона
Причащение
Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий
Митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей
Митрополит Лавр у жертвенника
Митрополит Иларион, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей
Благословение митрополита Илариона
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий
Архиепископ Варсонофий
Епископ Домодедовский Евтихий, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн
Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
Архиепископ Верейский Евгений
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий
Исповедь
Беседа
Пасха Христова
Пасхальное богослужение
Пасха Христова
Пасхальное богослужение
Пасхальный крестный ход
Пасхальный крестный ход
Пасхальный крестный ход
Пасхальный крестный ход
Исповедь прихожанки
Скит, колхоз и детский дом
Разрушенный корпус в скиту
Казанский храм в 1914 году
Ремонт корпусов в скиту
Ремонт корпусов в скиту
Ремонт корпусов в скиту
Ремонт корпусов в скиту
Ремонт корпусов в скиту
Вечерний лов
Отремонтированный корпус в скиту
Дорога в скит
Дом наместника
Первые могилы братии монастыря в скиту
Архимандрит Тихон
Иеромонах Клеопа
Иеродиакон Серафим
Монах Гавриил
Казанский храм в с. Красном
Казанский храм в с. Красном
Колокола Казанского храма
В детском доме
В детском доме
В детском доме
В детском доме
Председатель колхоза «Воскресение» архимандрит Тихон
В монастырском колхозе
Председатель колхоза «Воскресение» архимандрит Тихон
Послушания и просветительская деятельность
Хор Сретенского монастыря
Хор Сретенского монастыря на богослужении
Заседание комиссий по взаимному диалогу между РПЦ и РПЦЗ
Передача облачений митрополита Филарета Святейшему Патриарху Алексию
Заседание в издательстве
Иеромонах Симеон, руководитель издательства
Иеромонах Матфей
Книги, выпущенные монастырем
Будни редакции портала Православие.ru
Выставка «Русская Православная Церковь – итоги двадцатилетия: 1991-2011»
Осмотр выставки Патриархом
Патриарх у интерактивного глобуса на выставке
Посетители у интерактивных глобусов
Интерактивная звонница на выставке
Экспозиция икон на выставке
Магазин «Сретение»
Интерьер магазина «Сретение»
Очередь на выставку «Романовы»
Выставка «Романовы»
Осмотр выставки «Романовы» Святейшим Патриархом и Президентов России
Осмотр выставки Патриархом
Компьютерная викторина по мотивам выставки
Интерактивные карты на вставке
Молебен перед началом кругосветного путешествия с Державной иконой Божией Матери
Концерт в США в рамках кругосветного путешествия
«Наш Дальний Восток»
Выступление хора в рамках поездки «Наш Дальний Восток»
Выступление хора перед курсантами в рамках поездки «Наш Дальний Восток»
Миссионерские курсы «Непознанный мир веры»
Миссионерские курсы «Непознанный мир веры»
Поездка в Чечню с гуманитарной помощью
Поездка в Чечню с гуманитарной помощью
Проведение антиалкоголькой конференции
Проведение антиалкоголькой конференции
Занятия в воскресной школе
Занятия в воскресной школе
Занятия в воскресной школе
Сретенская духовная семинария
Святейший патриарх Кирилл с семинаристами СДС
Роспись первого этажа семинарии
Роспись первого этажа семинарии
Освящение семинарии Святейшим Патриархом Кириллом
Архондарик на верхнем этаже
Библиотека в новом здании семинарии
Коридор первого этажа
Аудитория «Античность»
Аудитория «Литература»
Аудитория «Античность»
Первый выпуск Сретенской духовной семинарии
Интерактивные информационные панели
На занятиях
На занятиях
Перемена
Чин о Панагии
В семинарской трапезной
Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке
Проект храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке
Перед освящением закладного камня
Святейший Патриарх Кирилл
Закладной камень
Святейший Патриарх Кирилл освящает закладной камень
Проект храма Новомучеников
Проект храма Новомучеников
Православие. ru
Ключевые слова: монастыри: Сретенский
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru
История
Основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г. и освящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи. Хорошо сохранились фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве (1707 г.). В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы.
Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре.
После октябрьского переворота 1917 г. Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был сподвижник Святейшего Патриарха Тихона сщмч. архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами», но усилиями священномученика Илариона в 1923 г. монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином.
4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.
В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II.
До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы.
В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
9-10 мая 1999 г. в монастыре состоялось прославление сщмч. Илариона, епископа Верейского (†1929 г.).
Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются главным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около четырехсот человек.
Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.
У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал Православие.ru. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 г. кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».
Храмы
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи (1677 г.). Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской (2017 г.).
Храм прп. Марии Египетской (1385 г., возобновлен в 1784 г., ныне не существует). Храм свт. Николая (ныне не существует).
Святыни
Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.
Наместники
- 1995-2018 гг. — Преосвященный Тихон (Шевкунов)
- с 19 мая 2018 г. по 30 августа 2019 г. — иеромонах Иоанн (Лудищев) (и.о. наместника)
- с 30 августа 2019 г. по 25 августа 2020 г. — архиепископ Верейский Амвросий
- с 25 августа 2020 г. — иеромонах Иоанн (Лудищев)
«Знание – прочный фундамент, на котором строится спасение души». / Православие.
Com
Иеромонах Лука (Ауле)
Отец Лука, расскажите, пожалуйста, как Вы впервые попали в Сретенский монастырь.
В Сретенский монастырь я приехал в 1996 году, в декабре. У меня здесь был друг Роман Данелян, ныне иеромонах Клеопа, который приехал в монастырь за полгода до этого. Мы дружили с детства, и поэтому было совершенно естественно, что мы вместе уверовали в Бога, стали вместе ходить в церковь, причащаться Тела и Крови Христовых, говорить о Боге. Мы жили в одном городе, Адлере, недалеко от Сочи, в одном многоквартирном доме, у нас был одинаковый подъезд и выход на улицу, но я жил на пятом этаже, а он на первом. После того, как Роман ушел в монастырь, я решил навестить его. Так что я приехал к нему в качестве гостя, а потом и сам поселился здесь, в монастыре.
Знали ли вы, семья, когда вы ушли, чтобы навсегда уйти в монастырь?
Принятие решения и отъезд в монастырь произошло за 24 часа. Однажды поздно вечером все стало ясно; Я сказал отцу и брату, что уезжаю навсегда, что не могу больше жить на свете. На следующее утро я встал, купил билет, вечером сел в поезд и уехал. Все произошло в один день. Это был очень печальный день для меня; Я оставляла все дорогое мне на свете, особенно отца… Есть вещи, которые не выразишь.
Батюшка [1] , ты помнишь свой первый день в монастыре?
Это был незабываемый день! Я пришел рано утром и вошел в келью [комнату монаха] моих друзей; Отец Клеопа (тогда еще Роман) и отец Нафанаил (тогда еще Давид) спали. Я оставил свою сумку в их келье и пошел в храм как раз в тот момент, когда отец Тихон вышел из алтаря, чтобы произнести проповедь. Первыми его словами были: «Сегодня Святое Евангелие возвещает нам Благую Весть о том, как Господь сошел на берег в страну Гадаринскую [Марка 5:1-17] и встретил там человека, одержимого бесами». Я повесил голову и заплакал: «Это я, бесноватая Гадаринская». Я буду помнить эту проповедь всю свою жизнь.
Отец Лука, что запомнилось вам из первого разговора с отцом Тихоном?
Он сказал: «Ты пришел к нам — молодец! Какое послушание [2] мы дадим тебе? Давай помоем посуду!» Я говорю: «Батюшка, с большой радостью помою посуду». — А где ты останешься? «С Романом и Дэвидом». — А где ты будешь спать и на чем? «Не важно, я могу спать на полу; Для меня это все одинаково.» И Роман начал говорить: «Нет, нет, батюшка, он будет спать на кровати, а я буду на полу». И мы начали ругаться. Наконец отец Тихон остановил нас и сказал: «Я буду спать на полу». Мы все рассмеялись. Это был мой первый разговор с ним.
Как долго вы слушались в трапезе?
Работал в трапезе около полугода. Мы работали с утра до вечера; а иногда мы готовили еду на следующий день даже в предрассветные часы. В трапезе нас было всего 3-4 человека. У поваров было две смены; они по очереди: два дня, два выходных. Но у нас, новичков, не было выходных, даже воскресенья. Мы сделали все: помыли посуду, приготовили еду на следующий день, почистили рыбу, накрыли и убрали со столов, вымыли пол… И я был безгранично счастлив. Знаете, если бы настоятель еще раз дал мне сегодня послушание мыть посуду в трапезе, я бы с радостью согласился.
В монастырском храме отличная озвучка: каждое слово чтеца, каждая нота хора отчетливо слышны в каждом уголке храма. Как вы добились послушания звукорежиссера и электронщика?
Когда я пришла в монастырь, то хотела зарыть свой талант в землю. Я думал, что электроника нечиста, нечиста. Но Бог смирил меня, вразумил и дал мне это послушание, чтобы я больше не говорил и даже не думал таких глупостей. Очевидно, что электронику можно использовать во благо; его можно использовать для помощи людям, которые благодаря хорошей звуковой системе ясно слышат слово Божие и питают свою душу. Ничего пагубного в этом навыке нет.
Я выполняю это электронное послушание уже более десяти лет. Вот как это началось: Для канонизации священномученика Илариона нам нужно было поставить в колокольню усилительную систему, чтобы переполненная толпа вне храма могла слышать богослужения. Отец-управляющий выпучил на меня кошку из мешка, когда сказал кому-то: «Какая растрата — нанимать специалистов, когда у нас прямо здесь есть человек, который работал с компьютерными системами, когда был в мире». И вот дали мне первое послушание на этом поприще — устроить на колокольне систему звукового вещания. После этого этот тип задач стал понемногу увеличиваться. Отец Владимир, проводивший в монастыре телефонную связь, заболел. И вот передо мной поставили задачу оперативно решить проблему с телефонной станцией. Я купил новую систему и сделал все заново. Сейчас в монастыре очень мощная телефонная станция, одна из лучших. И главное, что у него большой потенциал.
Отец Лука, расскажите, какой была жизнь братьев во время восстановления Сретенского монастыря.
Конечно, тогда жизнь в монастыре была другой. Братьев было не много. Мы молились вместе. У нас было правило, которое мы вместе соблюдали в церкви; в конце мы все попросили прощения друг у друга. Были ночные службы, мне кажется два раза в неделю, с 3:00 до 5:00 утра. Все без исключения послушания, в том числе и в храме, совершала монастырская братия. Это действительно объединило нас.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей жизни в монастыре.
Первое время в монастыре мне было очень тяжело, но я понимал, что другого пути к исцелению моей израненной грехом души нет. Я не доверял мыслям, которые то и дело возникали у меня в голове, типа: «Уходи из монастыря; нет причин быть здесь. Вернись в мир — все будет хорошо». Не доверяя себе и помыслам своего ума, я всецело отдал себя и свою волю в послушание своему духовному наставнику, архимандриту Тихону. Мне казалось, что я живу посреди огня, это было так тяжело. Но с течением лет, в течение которых я молился и трудился, сколько мог, по силам моим, я стал видеть, что душа моя понемногу отдаляется от того огня, тех мук, которые были во мне, и приходил в мир и покой, что с каждым годом доставляло мне все больше и больше радости. Я также понял, что нет в жизни ничего лучше монашества, нет лучшего пути к познанию Бога. Что может быть радостнее общения с Богом, общения с Богом? А что нужно людям больше, чем Слово Божие, проповедующее о Боге? Людям в мире так тяжело; им нужна помощь, кто-то протянуть руку.
А когда благословили носить подру сник [3] ?
Это было в Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Для меня это был особенный день, когда я осознанно начал свой духовный путь к Господу через Церковь, в храм Божий. Я очень рад, что именно в этот день Господь посетил меня и дал мне мундир воина Христова, который нужно всегда носить, благодарить Господа и никогда не снимать.
Расскажите о том, когда вы приняли монашеский постриг.
Пострижен в монахи в день памяти священномученика Илариона, 23 декабря.
Что вы подумали, когда услышали слова « Лука пострижен…»? [его новое монашеское имя]
Первая мысль была, неужели я получаю имя апостола и евангелиста Луки, который был иконописцем? Как поразительно, подумал я; потому что я действительно любил, тайно любил иконопись. Неужели мой небесный покровитель теперь идет к евангелисту и иконописцу Луке?
Где-то через полгода я удостоился диаконского сана.
Батюшка, какие у тебя воспоминания о первом посещении монастырского скита?
Через пол года после моего поступления в монастырь, летом вся братия уехала в Дивеево с отцом Тихоном. А оттуда поехали в Рязань; скита там тогда не было, одни развалины, груда кирпичей, вот и все. Мы спали на сложенном сене.
А чем вам запомнилась поездка в Дивеево?
Это была замечательная поездка. Путешествие с отцом Тихоном вообще для нас всегда было большой радостью: мы получаем от него и слова назидания, и молитвы. Мы приехали в Дивеево, и монахини предложили, чтобы службу пел наш монастырский хор — в то время наш хор был совсем маленьким, всего пять братьев. Мы пели, старались; и монахини были довольны.
В 1999 году вы принимали участие в сборе помощи для солдат в Чечне…
Такие сборы проводились несколько раз. Это было радостное дело, радостное послушание, несмотря на то, что мы сильно устали, потому что было очень много пакетов с едой и другими вещами. Вся Москва круглосуточно привозила вещи для Чечни. Но как-то по милости Божией все обошлось. Главное, что люди объединились друг с другом. Помню, многие москвичи приезжали помочь чем могли. Пришли люди, которым нечего было дать; они упаковывали сумки и свертки и писали на каждом из них поощрительные записки для войск. Было замечательно, что люди откликнулись с таким открытым сердцем ради общей нужды.
Что вы чувствовали в тот день, когда все братья были благословлены учиться в семинарии, открывшейся на Сретенском?
Ранее я учился на заочном отделении семинарии при Троице-Сергиевой Лавре. Я мечтал учиться лично, непосредственно с профессорами и другими студентами. Я беспокоился, что у меня никогда не было времени на подготовку. Поэтому, когда я услышал, что у нас в монастыре будет семинария, я спросил отца Тихона, благословит ли он меня на очные занятия на занятиях. Я считаю, что любое дело нужно делать усердно, с любовью и со страхом, так как каждое дело есть божественное задание, данное Богом. И когда отец Тихон дал мне это послушание, для меня это было великой радостью. «Теперь, — подумал я, — наконец-то я смогу учиться по-настоящему».
Конечно электронику-послушание не сняли, поэтому было очень сложно; но я все совмещал. Конечно, я очень устал, но получил большое утешение; когда я получил образование, я понял: какая великая вещь, даже если ты понимаешь только тогда, когда есть ошибки, когда что-то не так; и вы знаете, в каких книгах найти информацию для исправления этих ошибок и для расширения и углубления ваших знаний.
Как вы учились? Какие у вас были инструкторы?
Все это время у нас были отличные, умелые инструкторы. Это было очень интересно. Я подходил к каждому предмету с большой любовью и старался изучить его как можно полнее.
Помню Александра Николаевича Ужанкова. Мы становимся друзьями, до сих пор встречаемся, общаемся и всегда находим много интересных тем для разговора. Он талантливый инструктор и «ходячая энциклопедия». Под его руководством я подготовил курсовую работу по понятию «мысленная деятельность», то есть внутренняя, умная молитва, из одного из древнерусских источников.
Моя дипломная работа об Иисусовой молитве написана под руководством Говоруна Сергея Николаевича, ныне архимандрита Киево-Печерской Лавры Кирилла.
С большой благодарностью вспоминаю тех преподавателей, которые требовательно, даже строго относились к нам, студентам. Например, протоиерей Максим Козлов. Он всегда был строг; но с течением времени вы понимаете, что уроки, которые он преподал, абсолютно необходимы для нас.
Кроме того, благодаря неустанным усилиям отца Тихона, к нам часто приезжали одаренные ученые и богословы. До сих пор с большим удовольствием слушаю лекции профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова.
Ты стал священником, когда учился в семинарии?
Да, я стал священником, когда учился на третьем курсе.
Что происходило с вами до посвящения в священство?
Это был удивительный случай. Отец Тихон попросил меня записать.
Я был в нашем скиту Серафима Саровского, и снова началась старая болезнь. Когда я был в армии, у меня как-то замерз лицевой нерв; и с тех пор он время от времени вспыхивает очень острой болью. В скиту этот нерв снова стал сдавать, и мне нужно было ехать в Москву лечиться. Незадолго до нашего отъезда я разговаривал с игуменом Пименом. У него есть друзья врачи. Мы с ним сидим там и видим большое количество ос, летающих вокруг. Отец Пимен сказал: «Мои друзья-врачи говорят, что в этом году от укусов ос умерло много людей. Человек проглатывает осу, она жалит его в язык; человек страдает от ужасных головных болей, а затем умирает». Оказалось, что это неправда и неправда; но мы не знали этого в то время, и закончили наш разговор.
Уже на следующий день я сидела в трапезе, и ко мне подлетела оса, ужалила меня в язык и тут же улетела. И действительно, мою голову схватила ужасная боль; и я чувствовал, что умираю. Какое-то предсмертное состояние… страх. Помню, как я встал из-за стола и сказал братьям: «Меня только что в язык ужалила оса». Я, конечно, сразу вспомнил, что о. — сказал Пимен. Я шел по коридору, думая: «Ну, вот как все было: ты жил какое-то время — и теперь ты умираешь. Как быстро все произошло». И в этот момент пришла мне мысль — зловещий и страшный голос сказал мне: «Ты мой, потому что ты имеешь злобу на одного из твоих братьев, скрытую в сердце твоем, и ты не хочешь простить его. Вы принадлежите к мне ». Этот голос наполнил меня ужасом; это было похоже на сам ад. Я подумал: «Господи, помилуй меня! Что это? Откуда все это?» Меня охватил ледяной страх, еще сильнее, чем в начале.
И тогда я перестал думать о смерти; пришла другая мысль: «А зачем мне умирать? Мы должны сделать какую-то инъекцию, найти противоядие». Я быстро побежал к о. Серафим. Все сделал, хотя потом оказалось, что и не надо. Я вышел на улицу. Во-первых, у меня болело плечо в том месте, где о. Серафим сделал мне укол; во-вторых, сильно болел лицевой нерв; и в-третьих, у меня ужасно болел язык. Я присел.
Отец Тихон подошел ко мне, положил мне руку на голову и сказал: «Ну что, больно?» Я говорю: «Ничего, батюшка, обыкновенная боль». «Нет, это не так;» Батюшка сказал: «Очень больно! Знаете, нередки такие испытания и искушения перед рукоположением». Тогда я еще не знал, что меня собираются рукоположить. Батюшка сказал: «Завтра мы тебя возьмем с собой, когда поедем в Москву — подлечим». А утром мы уехали в монастырь.
И вот по дороге в Москву у отца Тихона зазвонил телефон. Это была его секретарша Надежда. «Отец Тихон, Патриархия просит вас звонить». Батюшка остановил машину у пшеничного поля, набрал номер, немного поговорил, потом сел обратно в машину, повернулся ко мне и говорит: «Кстати, Лука, Патриархия звонила из-за тебя». Я был в недоумении и думал: «Что я мог сделать, чтобы позвонили ?» — Да, да, — сказал он, — из-за тебя. Слава Богу, что мы взяли тебя с собой, когда уезжали в Москву: завтра ты должен взять все необходимое и ехать в Хотьково — Святейший Патриарх вызывает тебя для рукоположения во иеромонаха [т.е. священник-монах].
Рано утром я поехал в Хотьково; а Святейший, приснопамятный Патриарх наш Алексий II, рукоположил меня во иеромонаха — в день памяти батюшки Серафима Саровского.
А я, когда мы накануне уходили из скита, так жалела, что пропущу скитский праздник. У меня были мысли типа: «Это из-за твоих грехов — батюшка Серафим даже лица твоего видеть не хочет».
Батюшка, после рукоположения в священники ты как-то иначе относился к своей семинарской учебе?
Считаю очень важным, что никогда не отказывался ни от какого послушания, которое мне давали. Когда меня рукоположили в священники, я учился на третьем курсе и имел возможность общаться с замечательными преподавателями. У нас были священники, которые учили пастырскому наставлению не только по книгам, но и непосредственно на собственном богатом опыте. Например, как правильно отслужить таинства и различные другие службы; на все вопросы, которые возникали в процессе служения, я находил у этих батюшек глубокие и ученые ответы. Меня учили, где искать источники, из которых можно черпать недостающие мне знания. Во время учебы на четвертом и пятом курсах я получил именно то, что мне было нужно как священнику.
Вам приходилось очень часто пропускать занятия?
Я никогда не пропускал уроки, если только не был вынужден. Конечно, иногда на моих послушаниях были авралы. В то время строились монастырские здания; и я принимал участие с рабочими и инженерами в проектировании и установке всех систем связи и электроснабжения. Иногда случались неприятные вещи; однажды залили бетоном линию электропередач в неположенном месте. В ту ночь мне пришлось взять отбойный молоток и все исправить. Иногда приходилось всю ночь работать отбойным молотком, а утром сдавать экзамен. Я думал: «Как я могу сдать экзамен?» Но я бы сдал экзамен; и было интересно, однажды инструктор даже сказал: «Замечательно. Какой еще литературой вы пользовались, помимо той, что я вам дал? Удивительно, как Господь закрыл пробелы в моем образовании.
Вам было тяжело сдавать экзамены?
Да, очень сложно, потому что я был полон решимости выучить все и никоим образом не копировать и не обманывать.
Продолжая отвечать на ваш вопрос о наших инструкторах, расскажу историю.
Мой первый и последний экзамены были у Алексея Константиновича Светозарского [«Светозарский» означает «Светоизлучающий»]. Первый раз была История христианской церкви, и он поставил мне оценку «неудовлетворительно». И когда я сдавала у него последний экзамен, он поставил мне «отлично». Я ему говорю: «Алексей Константинович, знаете, мой первый экзамен у вас, вы поставили мне «двойку». Он начал смеяться и сказал: «Хорошо, ты вырос». Это было для меня очень радостным итогом моих занятий. Я очень любил русскую церковную историю; но Алексей Константинович за все эти годы ни разу не поставил мне пятерки [отлично]. В конце четвертого курса, получив еще одну четверку, я с юмором сказал инструктору: «Алексей Константинович, у меня есть большая мечта». Озадаченный, он посмотрел на меня с улыбкой и спросил: «О чем?» А я ответил: «Получить хотя бы раз в жизни пятерку по твоему предмету». Он порозовел от этой мысли, усмехнулся и сказал: «Вполне возможно; только тебе придется научиться еще немного».
Некоторое время Вы были «дневным помощником» проректора семинарии.
Я был одним из его помощников, когда учился там. Около двух лет. Я отвечал за послушание учеников, их сон, их «выходы» в город… Это было крайне утомительно. Работать со студентами интересно, но сложно и сложно. Не могу этого объяснить, но в те дни, когда я дежурил, я чувствовал себя как выжатый лимон.
Батюшка, расскажи о дне, когда ты закончил Сретенскую духовную семинарию.
Это был чудесный день, незабываемый. Дипломы нам вручил владыка Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. Что-то произошло внутри меня в тот день, это было так радостно.
Что вам дала семинария?
Я благодарна Господу, Божией Матери и батюшке Тихону за то, что они подарили мне такую радость и счастье — возможность учиться. Знание – это прочный фундамент, который можно использовать для построения спасения своей души. Конечно, такое духовное созидание основано на твердой вере и исполнении евангельских заповедей. Для нас путь восхождения к Богу пройден под руководством святых отцов. Они учат нас, как правильно исполнять евангельские заповеди.
Что вы помните о покойном иеромонахе Митрофане?
Когда я пришел в монастырь, он был еще иеродиаконом. Мы смотрели на него как на модель. Такой солидный, воспитанный монах. Мы все брали его за пример. Он работал казначеем и прекрасно нес свое послушание. Он был очень добрым, любящим и бесконечно прощающим.
Помню, когда я работал в ризнице. Никогда не было свободной минуты; иногда мы работали несколько дней подряд круглосуточно. Я не преувеличиваю, когда говорю, что не было возможности даже выйти и провести наше келейное правило. Работы было много: не было мозаичного пола, не требующего особого ухода, не было каменного престола, за которым не нужно облачение. В то время приходилось постоянно менять облачения на престоле, содержать все в порядке и чистоте в алтарной части, пылесосить, выносить ковры на улицу — их было много — развешивать и выбивать пыль. Когда праздничные дни закончились для нас перенесением мощей священномученика Илариона, я попросил разрешения пройти к матушке Матроне, которая только что была канонизирована. Я подошел к отцу-казначею и сказал: «О. Митрофан, дай денег на проезд; Я хочу пойти к матушке Матроне». И кое-что дал, конечно. И тогда он взял всю копилку, полную мелочи, высыпал все мне в руку и сказал: «Возьми и купи себе что-нибудь в ее Покровском монастыре». И купил большую икону матушки Матроны. Помню, как освятил прямо на ее мощах и очень обрадовался.
Схиархимандрит Анастасий на Афоне
А что вы можете рассказать о покойном схиархимандрите Анастасии?
Батюшка Анастасия всегда была большим утешением. Он никогда много не говорил; он сказал бы только несколько слов. Он был настоящим монахом до глубины души, любителем подвига, иноческих подвигов, наставником; человек дивной доброты, всегда готовый прекратить делание, внимательно выслушать, дать дельный совет и [через исповедь] отпущение грехов. Когда он умер, это была большая потеря для всех нас.
И вы посетили с ним гору Афон….
Да, он был самым старшим среди нас. Я расскажу вам историю. Я люблю приключения. Мне было очень приятно полазить по горам Святой Горы Афон; Я с детства любил альпинизм — я вырос на Кавказе, среди гор. И в горы на Афоне я тоже лазил. Есть скалы настолько отвесные, что спуститься по ним к берегу моря можно только по веревке. Однажды я пошел и получил благословение от о. Анастасий: «Батюшка, дай мне спуститься к морю». Я подошел к краю обрыва — какой обрыв! — сто метров [ярдов] прямо до берега моря. Я спросил одного из монахов: «Как ты туда спустишься?» «Просто следуй за мной.» Он взял свободный конец надежно привязанной веревки и сказал: «Берите вторую веревку и пошли». Он прошел прямо через край пропасти и начал спускаться по веревке. Я стал следовать его примеру, но потом замер. «Господи, помилуй; если я сделаю хоть одно неточное движение рукой по веревке, меня разобьют вдребезги. Такие огромные камни внизу, от меня ничего не останется… Я не могу». И я окликнула его громким голосом: «Слушай, а есть ли другой путь вниз, обычный путь?» Он ответил: «Вы можете пройти путь в полкилометра [1/3 мили]». И продолжил свой стремительный спуск по канату. Я пошел окольным путем, добрался до моря, немного побродил и полюбовался пейзажем. Но возвращаться наверх окольным путем не хотелось. «Я взберусь по веревке; в конце концов, легче идти вверх, чем вниз». И я начал лезть, поднялся примерно на полпути и, естественно, устал, потому что приходилось все время подтягиваться за эту веревку в руках. Я решил отдохнуть. Там был небольшой выступ, и я стоял на нем, держась за веревку. А потом… Я посмотрел вниз, прямой обрыв метров 50 [ярдов] и большие камни внизу. Я начал чувствовать головокружение и тошноту в животе. Что я должен делать? Я боюсь спускаться, и я боюсь подниматься. Что я могу сделать? Я был в отчаянии. Но потом взяла себя в руки, преодолела страх, поднялась на вершину и пошла в гостевой дом как ни в чем не бывало.
Наутро я снова пошел к батюшке Анастасию, никому не сказав о случившемся, и сказал: «Батюшка Анастасий, благослови меня еще раз спуститься к морю». И он мне очень строго сказал: «Ты никуда не пойдешь. Оставайтесь здесь, в монастыре. Я не благословляю тебя идти туда, я не благословляю это». Я понял; было очевидно, что Господь или Пресвятая Богородица открыли о. Анастасия. Он все чувствовал; вот такой он был человек — батюшка Анастасий.
Интервью иеромонаха Иоанна Лудищева
[1] Батюшка : ласкательное русское слово, обозначающее священника, произносится бах тёош ках .-пер.
[2] Послушание – это работа, порученная кому-либо в монастыре.
[3] Подрасник — монашеская ряса.
Возрождение монастыря | Хор Сретенского монастыря
В 1991 году собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, хранившийся на территории Сретенского монастыря, был возвращен Русской Православной Церкви и передан общине «Сретение» г. священник Георгий Кочетков.
Восстановлена монашеская жизнь и основан подворье монастыря Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Сретенском монастыре в 1994 году. В 1995 году подворье монастыря преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Настоятелем монастыря был назначен иеромонах Тихон (Шевкунов).
Епископ Тихон (Георгий Шевкунов) родился в семье врачей 2 июля 1958 года в Москве. Окончил сценарный факультет ВГИКа в 1919 году.82 по специальности «Литературное дело». После окончания школы стал послушником Псково-Печерского монастыря.
Работал внештатным сотрудником (в статусе послушника Псково-Печерского монастыря) в Издательском отделе Московского Патриархата во главе с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом с августа 1986 года.
Рукоположен в сан иеродиакона в июле 1991 г., в августе 1991 г. – иеромонаху; служил в Донском монастыре в Москве.
В 19В 93 году назначен настоятелем Московской городской церкви Псково-Печерского монастыря, в которую был преобразован приход Владимирской церкви бывшего Сретенского монастыря.
С 1995 г. – игумен. С июля 1996 года – настоятель Сретенского монастыря. С 1997 года – архимандрит. С 2015 года – епископ.
Ректор Сретенской духовной семинарии (ранее, с 1999 г. – Сретенское высшее православное училище).
С марта 2001 года – председатель Сельскохозяйственного кооператива «Воскрешение» Михайловского района Рязанской области.
Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего Гран-при на XII Международном фестивале православных фильмов и телепередач «Радонеж» (Ярославль) в ноябре 2007 г.
Автор фильма «Смерть Империя. Византийский урок», показан каналом «Россия» 30 января 2008 г.
Церковные награды: 2008 г. — орден преподобного Сергия Радонежского II степени «за усердие в служении и в связи с 50-летием». рождения»; в 2008 г. – Орден Святого Великого Князя Владимира Равноаписного III степени «за заслуги в восстановлении единства с Русской Зарубежной Православной Церковью». Светские награды: в 2003 г. – национальная премия имени П.А. Столыпинская премия «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли» и специальный знак «За духовное возрождение села»; в 2006 г. – премия «Лучшие книги и издательства года» (2006 г.) «За издание религиозной литературы»; в 2007 г. – орденом Дружбы «За заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства»; 2008 г. – Премия газеты «Известия», «Слава».
Сегодня в Сретенском монастыре живут и действуют более сорока насельников. На богослужения в обитель приходят сотни прихожан, которые нашли свою помощь в духовной жизни в лице священников обители. В монастыре организованы катехизические курсы, которые посещают в основном люди, недавно вошедшие в церковную жизнь. Сейчас на курсах обучается около четырехсот человек.
Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого), святого покровителя монастыря. В соборе также хранятся мощи преподобной Марии Египетской, святителя Николая Чудотворца, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобного Серафима Саровского, великомученика и целителя Пантелеймона и других великих святых.
Сретенское издательство — одно из крупнейших в России. Издательство выпускает богослужебные, богословские, исторические, художественные книги по всем основным направлениям религиозной жизни.
Сретенский монастырь неоднократно организовывал сбор благотворительной помощи жителям Чечни с 1997 года, а духовенство монастыря сопровождало эти гуманитарные поставки в город Грозный и районы, пострадавшие от войны.
Осенью 1999 года начались занятия в Высшей Сретенской православной школе, преобразованной Священным Синодом в 2000 году в высшее учебное заведение – Сретенскую духовную семинарию.
В 1997 году при монастыре создан Российский центр изучения Туринской плащаницы.
В Сретенском монастыре также есть два скита: Серафимовский скит и Ильинский скит. Первый (мужской), названный в честь преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте Красной усадьбы, восстановленной скитом. Недалеко от монастыря в селе Слободка находится Сельхозкооператив «Сретение», возрожденный из полного разорения и запустения братией Сретенского монастыря.