Иисусово правило: Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать

Разное

Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать

Оглав­ле­ние

  • Необык­но­вен­ная сила
  • Пища души
  • Вдум­чиво и осто­рожно
  • Как не пре­сы­титься?
  • Иску­ше­ния
  • Само­движ­ное дела­ние

И в Визан­тии, и на Руси Иису­со­вой молит­вой зани­ма­лись не только монахи-без­молв­ники, но и епи­скопы, и миряне. Нака­нуне празд­ну­ю­щейся 31 марта памяти тео­ре­тика и дела­теля умно-сер­деч­ной молитвы свт. Гри­го­рия Паламы, про­то­и­е­рей Геор­гий Бреев, духов­ник мос­ков­ского духо­вен­ства, насто­я­тель храма Рож­де­ства Бого­ро­дицы в Кры­лат­ском, рецен­зент четы­рех­том­ного сбор­ника аске­ти­че­ской лите­ра­туры «Молитва Иису­сова. Опыт двух тыся­че­ле­тий», рас­ска­зы­вает, как совер­шать ее среди сего­дняш­него город­ского шума.

«Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй меня греш­ного» — каза­лось бы, про­стая молитва. Но духов­ники при­зы­вают своих чад к боль­шой осто­рож­но­сти в ее исполь­зо­ва­нии. На каких же усло­виях воз­можно упо­треб­ле­ние Иису­со­вой молитвы миря­нами?

Необык­но­вен­ная сила

Тра­ди­ция упо­треб­лять в молитве слова, обра­щен­ные к Гос­поду нашему и Спа­си­телю Иисусу Христу, начи­на­ется с еван­гель­ских времен, когда люди, встре­чав­шие Христа, обра­ща­лись к Нему со своими прось­бами. Бли­жай­шие уче­ники Христа — апо­столы видели и знали дей­ствен­ность такого обра­ще­ния. Таким обра­зом, первые хри­сти­ане начали при­зы­вать Имя Христа как в цер­ков­ной, так и в част­ной молитве, и эта тра­ди­ция нико­гда не ума­ля­лась. Молитва, кото­рую мы сейчас назы­ваем Иису­со­вой, офор­ми­лась в зна­ко­мые нам слова позже, когда осо­бенно рев­ност­ные подвиж­ники стали ухо­дить от мира в пустыню. При­зы­ва­ние Имени Божьего было для них живой потреб­но­стью. Опыт этих древ­них отцов запе­чат­лен в книгах «Доб­ро­то­лю­бия».

Суще­ствуют разные мнения о том, кто и как может совер­шать Иису­сову молитву. Неко­то­рые святые счи­тали, что она имеет необык­но­вен­ную силу пре­об­ра­жать чело­ве­че­ский ум и исце­лять душу. При усло­вии, конечно, разум­ного и ответ­ствен­ного к ней отно­ше­ния. Они сове­то­вали исполь­зо­вать эту молитву не только пустын­ни­кам, но и всем хри­сти­а­нам, живу­щим в мире, даже только начи­на­ю­щим свою духов­ную жизнь.

Счи­та­лось, что если эта молитва, отно­ся­ща­яся к роду пока­ян­ных, будет совер­шаться с сер­деч­ным вни­ма­нием и посто­янно, то при­не­сет пользу и очи­стит от многих грехов даже людей духовно не очень высо­ких. Другие отцы, наобо­рот, счи­тали, что далеко не каждый может поль­зо­ваться этой молит­вой.

Осо­бенно, если брать ее на воору­же­ние и упо­треб­лять посто­янно. Потому что как пламя, раз­го­ра­ясь, тре­бует все больше и больше топ­лива, так и совер­ша­е­мая посто­янно сер­деч­ная молитва, наби­рая силу, тре­бует от чело­века все более полной отдачи, все новых шагов, посвя­ще­ния всего себя молит­вен­ному дела­нию, назван­ному позже умным дела­нием. И к нему нужно быть особо под­го­тов­лен­ным — тре­бу­ются пост, воз­дер­жа­ние от посто­рон­них раз­вле­че­ний и стро­гое испол­не­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых. Без такого фун­да­мента молитва может при­не­сти духов­ный вред.

Из «Доб­ро­то­лю­бия» мы знаем, что одна из высших сту­пе­ней умной молитвы — созер­ца­ние. Это такое особое состо­я­ние, о кото­ром святые отцы гово­рили как о пред­две­рии Цар­ствия Божия. Душа настолько воз­вы­шенна и очи­щена от стра­стей, что она, таин­ственно соеди­нен­ная со Хри­стом бла­го­даря молитве, ста­но­вится спо­собна видеть Его.

Но для нас это дела­ние слиш­ком высоко. Узна­вать об этих состо­я­ниях мы можем только из книг. Близ­кие к нам по вре­мени подвиж­ники гово­рят, что совре­мен­ный чело­век, утра­тив­ший цель­ность жизни, уже не может при­тя­зать на дела­ние таких сту­пе­ней умной молитвы. Поэтому, когда неко­то­рые люди — осо­бенно это бывает свой­ственно нео­фи­там — горячо берутся за при­зы­ва­ние в молитве Иису­со­вой Имени Гос­пода, они могут под­вер­гаться вся­кого рода опас­но­стям, кото­рые будут не готовы при­нять.

Пища души

Каждый веру­ю­щий чело­век хочет молиться. Святой Гри­го­рий Палама гово­рит: сколько чело­ве­че­ских душ в мире, столько и уров­ней и обра­зов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внут­рен­ний опыт, свои пере­жи­ва­ния. А пере­жи­ва­ния у всех разные. Один с дет­ства имеет дух молит­вен­ный, от при­роды, от бла­го­дати Божией — прямо сразу может молиться. Дру­гому нужно боль­шой жиз­нен­ный путь пройти, и только в сере­дине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать малень­кие шаги, пости­гать азы.

Молитва — это пища. Если чело­век жив, он нуж­да­ется в еде. Все-таки мы не раз в день под­креп­ляем себя пищей. Так же и духовно — душа тоже нуж­да­ется в пище. Но здесь нужно пони­ма­ние, живая потреб­ность напиться живой воды, а не фор­маль­ная сто­рона, не при­вычка, не обряд­ность. Живая вода — это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начи­на­ется пра­виль­ный строй молитвы. Его сам Бог выстра­и­вает. Потому что ска­зано, что без дей­ствия бла­го­дати мы не можем молиться, даже обра­титься к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апо­столу Павлу, без Духа Свя­того. Дух Святой дает нам в сердце молитву — ставит и обра­щает к Богу Отцу Небес­ному, ко Христу.

У людей, любя­щих молитву, даже внеш­ность меня­ется, будь то миряне или мона­ше­ству­ю­щие. Конечно, внеш­ность — не очень убе­ди­тель­ный фактор, но все равно по чело­веку обычно видно, если он молит­вен­ник.

Молитва — это путь, кото­рый при­во­дит чело­века к Богу. И, если чело­век оста­но­вится на поло­вине пути, он может поте­рять и то, что уже при­об­рел. Молитва вос­пи­ты­вает высо­кое, тонкое бла­го­род­ство. Душа ста­но­вится разум­ной, отсту­пает от грубых стра­стей, про­зре­вает, укреп­ля­ется в вере. Дух Святой дей­ствует и в молитве, и в Свя­щен­ном Писа­нии. Чело­век начи­нает про­зре­вать дивную гар­мо­нию Боже­ствен­ного Слова, Писа­ния. Потому что молитва под­го­тав­ли­вает сердце чело­века, как сосуд, кото­рый потом вме­щает в себя все дары бла­го­дати Свя­того Духа. Без молитвы невоз­можно этого достичь.

Добрый плод молитвы — уми­ре­ние сердца, когда сердце ста­но­вится чистым. А чистым серд­цем чело­век узрит Бога. Чело­век начи­нает в себе видеть дей­ствие стра­стей и дей­ствие бла­го­дати Божией, начи­нает раз­ли­чать, что идет к нему от падших духов. Потом, если чело­век дей­стви­тельно тру­дится не вотще, он начи­нает про­зре­вать суть вещей. Если хри­сти­а­нин про­хо­дит молит­вен­ный путь с рев­но­стью и со сми­ре­нием, ему будут сопут­ство­вать духов­ные плоды.

Вдум­чиво и осто­рожно

Я думаю, что миря­нам браться за Иису­сову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и посто­янно. Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов и послед­ние оптин­ские старцы учили, что совре­мен­ный чело­век должен под­хо­дить к Иису­со­вой молитве очень вдум­чиво, очень осто­рожно и просто.

Не стре­миться сразу достичь каких-то состо­я­ний — про­све­ще­ния души, ума. Совер­шать молитву нужно в про­стоте сердца. За время моего пас­тыр­ского слу­же­ния было уже несколько слу­чаев, когда по реко­мен­да­ции моло­дого свя­щен­ника люди начи­нали совер­шать непре­стан­ную молитву и в резуль­тате при­хо­дили к крайне бед­ствен­ному поло­же­нию, к пси­хи­че­скому рас­строй­ству, к состо­я­нию, из кото­рого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кон­чали собой только по при­чине того, что рев­ностно взя­лись за это умное дела­ние, к кото­рому не были готовы.

Для начала нужно обре­сти молит­вен­ный опыт вообще и только потом посте­пенно пере­хо­дить к Иису­со­вой молитве. Но ста­вить перед собой высо­кие цели крайне нера­зумно. Даже под­ра­жать в молит­вен­ном дела­нии святым будет пагубно для нас.

Еще в VI веке святой Иоанн Лествич­ник пре­ду­пре­ждал о том, что читать и нази­даться высо­ким духом святых нам необ­хо­димо, но под­ра­жать им в молитве — верх безу­мия. Потому что в чело­веке должно быть не свое личное жела­ние, а побуж­де­ние Духом Божиим. Поэтому я всегда предо­сте­ре­гаю: если есть жела­ние и рев­ность, то прежде нужно научиться тому, чего тре­бует молитва, — вни­ма­тель­но­сти, сосре­до­то­чен­но­сти, воз­дер­жан­но­сти и рас­су­ди­тель­но­сти.

Ведь мы не достойны тех слов, кото­рые читаем в молитве. Я не достоин даже обра­титься к Богу. Гос­поди, как я могу сейчас пред­стать перед Тобою? А это пред­сто­я­ние и есть молитва. На всяком месте вла­ды­че­ство Его, бла­го­слови душе моя Гос­пода. Место «вла­ды­че­ства Его» — это то место, где я молюсь.

Как не пре­сы­титься?

Научиться сна­чала нужно искрен­ней, про­стой, чистой молитве. Потому что многие, начи­ная читать утрен­нее и вечер­нее пра­вило, быстро устают от него. Гово­рят, что уже при­елось, что ничего не чув­ствуют. Просят раз­ре­ше­ния молиться своими сло­вами. Ну, моли­тесь своими сло­вами. Но молит­вен­ное слово должно истин­ство­вать, должно сла­во­сло­вить.

Кто-то из святых гово­рил, что в молитве чело­век должен соеди­няться со словом так же, как душа соеди­ня­ется с телом. Видите, какой глу­бо­кий образ. Если этого един­ства нет, то молитва нам при­еда­ется. Она кажется фор­маль­ной, холод­ной, и слова не идут в душу.

И все только потому, что чело­век не выра­бо­тал пра­виль­ный подход к молитве. Не пере­жил, не почув­ство­вал молитвы в себе. Даже если ты и пере­жил когда-то какой-то молит­вен­ный образ, он забы­ва­ется. И очень легко уйти в меха­низм, совер­шать одну обря­до­вую сто­рону — про­из­но­сить, гово­рить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны инте­рес, вни­ма­ние, жажда молитвы и истин­ность. Молитва — это живая потреб­ность. Мне необ­хо­димо в данный день, в данный момент выра­зить себя в молитве, встать перед Богом и ска­зать: «Гос­поди, вот я перед Тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то поте­рял свою внут­рен­нюю сво­боду, где-то ненуж­ным помыс­лам, забо­там отдался, непри­ят­но­сти у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обра­щаться к Богу.

Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Цер­ковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем дей­стви­тельно пони­мать, что такое Иису­сова молитва. «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» — это будет уже вопль. Это фак­ти­че­ски вся моя при­рода, скон­цен­три­ро­ван­ная в живом Гос­поде, это поток моих внут­рен­них энер­гий рвется наружу. Вот тогда, пожа­луй­ста, молись Иису­со­вой молит­вой хоть день и ночь. Тогда Иису­сова молитва начнет дей­ство­вать.

Иску­ше­ния

Когда чело­век дей­стви­тельно полю­бит молитву, когда его дух воз­го­рится, тогда, по учению свя­ти­теля Игна­тия, Иису­сова молитва начнет пере­хо­дить из сло­вес­ной формы в сер­деч­ную. А сер­деч­ная молитва, если будет при­но­ситься со вни­ма­нием, начнет захва­ты­вать и умные сферы души. Таким только обра­зом умно-сер­деч­ная молитва может стать доступ­ной для совре­мен­ных хри­стиан, цели­ком посвя­тив­ших себя Богу. Свя­щен­ники, монахи, бла­го­че­сти­вые миряне, кото­рые уда­лены от повсе­днев­ных забот и печа­лей, могут взять этот Боже­ствен­ный дар и с поль­зой для души совер­шать умно-сер­деч­ную молитву.

Начать я реко­мен­дую так: отстра­ниться от обыч­ной суеты — от радио, теле­ви­зора, уеди­ниться в спо­кой­ном месте, где можно молит­венно настро­иться. Если со вре­ме­нем у вас нач­нется серьез­ное заня­тие Иису­со­вой молит­вой, необ­хо­димо искать тех людей, кото­рые опытно прошли этот путь, и с ними обсуж­дать все свои состо­я­ния.

Начи­на­ю­щему нужен помощ­ник. Потому что актив­ность духа воз­дей­ствует и на душу, и на пси­хи­че­ское состо­я­ние, и на нерв­ную систему. Она про­буж­дает в душе много таких дви­же­ний, кото­рых, может быть, и не было раньше. Когда чело­век посто­янно творит умную молитву, в нем начи­нает про­буж­даться сокро­вен­ное, с чем чело­век в своей прак­тике, воз­можно, и не стал­ки­вался.

Есть такой закон в физи­че­ском мире — чем мощнее и чем больше какое-то энер­ге­ти­че­ское дви­же­ние, тем больше в него вовле­ка­ются окру­жа­ю­щие сферы. Так же и молитва Иису­сова. Если делать ее с каким-то уси­лием, с каким-то напря­же­нием, то она может про­бу­дить очень много из чув­ствен­ного мира и из мира вооб­ра­же­ния, осо­бенно если мы не имеем пока­ян­ного чув­ства. Весь нега­тив, кото­рый пока сокрыт, придет в дви­же­ние и может пагубно повли­ять на душев­ное состо­я­ние чело­века.

Опре­де­лить, пра­виль­ным ли путем идет чело­век в своем молит­вен­ном дела­нии, можно по плодам. Плодом непра­виль­ной молитвы может стать гор­дыня ума. Чело­век начи­нает делать все напо­каз, ста­ра­ется всем пока­зать, что он долго молится, что он умеет тво­рить Иису­сову молитву.

В Еван­ге­лии ска­зано: если хочешь Богу при­не­сти сер­деч­ную молитву, «…вниди в клеть твою, и затво­рив двери твоя, помо­лись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воз­даст тебе яве» (Мф.6:6). Если чело­век не войдет в свою внут­рен­нюю клеть со сми­ре­нием, с глу­бо­кой верою, с пока­ян­ным чув­ством, со вни­ма­нием, то это заня­тие выльется у него или в фари­сей­ство, или в гордое само­утвер­жде­ние.

Часто в такой ситу­а­ции у людей начи­на­ется нерв­ное рас­строй­ство, замет­ное со сто­роны, — нерв­ные резкие дви­же­ния, воз­бу­ди­мость, жела­ние что-то дока­зать, поспо­рить. Это тоже пока­зы­вает, что чело­век непра­вильно творит молитву.

Нельзя всту­пать в духов­ный мир без рас­суж­де­ния. Каждый шаг должен быть про­ве­рен и духом Еван­ге­лия, и духом запо­ве­дей Гос­под­них, тра­ди­цией и уче­нием Церкви, мыс­лями святых отцов. У чело­века должно быть ясное состо­я­ние разума, чтобы он видел пра­виль­ные и ложные пути.

Само­движ­ное дела­ние

В молитве про­ис­хо­дит еди­не­ние всех наших спо­соб­но­стей. Иногда у чело­века акти­ви­зи­ру­ется вооб­ра­же­ние, и ему кажется, что это духов­ное паре­ние. На самом деле оно может быть не духов­ное, а только меч­та­тель­ное. Духов­ники, дела­тели Иису­со­вой молитвы, всегда предо­сте­ре­гали от этого соблазна.

Я считаю, что в тво­ре­нии Иису­со­вой молитвы поль­зо­ваться чет­ками необ­хо­димо и очень важно. Когда пальцы держат четки и ты про­из­но­сишь молитву сло­весно — это помо­гает все силы напра­вить на молитву, не рас­се­и­ваться. Сер­деч­ное вни­ма­ние, сло­вес­ное про­из­но­ше­ние молитвы, пере­би­ра­ние четок — все это вместе помо­гает вовлечь в молит­вен­ное обра­ще­ние все силы души. Даже когда мысль готова отстра­ниться, ты чув­ству­ешь, что четочка тебе не дает. Ты ее крепко дер­жишь, и она через это ощу­ще­ние порядка сле­до­ва­ния молитвы помо­гает даже мысли не рас­се­и­ваться.

Если при чтении молитвы сли­ва­ются в сло­вес­ную массу и пере­ста­ешь ее пони­мать — такую молитву нужно пре­кра­щать. Как только при чтении молитвы воз­ни­кает раз­брод мысли, невни­ма­ние или какая-то апатия — вроде мне не хочется читать, не могу — все, надо тут же пре­кра­щать. Лучше про­чи­тать пять­де­сят молитв и успо­ко­иться, чем про­чи­тать триста на уровне меха­ни­че­ского дви­же­ния.

Иногда можно читать Иису­сову молитву на службе. Те, кто зани­ма­ется молит­вой, могут прийти на такой уро­вень — когда спишь, про­сы­па­ешься, а молитва про­дол­жа­ется. Ты даже не знаешь, закан­чи­ва­лась ли она или не пре­кра­ща­лась и идет сама. И вот когда чело­век дости­гает такого состо­я­ния, он может даже стоять за литур­гией, вни­ма­тельно слу­шать слова литур­ги­че­ских молитв, а в сердце сами звучат слова: «Гос­поди Иисусе Христе Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного». Это само­движ­ная молитва. К ней при­хо­дят от вни­ма­тель­ного, бла­го­го­вей­ного при­зы­ва­ния Имени Божьего, когда молитва захва­ты­вает все уровни под­со­зна­ния.

Молиться — наша обя­зан­ность. Святые отцы гово­рят, если тебе дается бла­го­дать — молиться легко, ты прямо на кры­льях лета­ешь. Если бла­го­дать отни­ма­ется — молиться трудно. Даже может быть дух про­тив­ле­ния молитве. Ну что же, терпи. Говори: «Гос­поди, я недо­стоин молит­вен­ного обра­ще­ния. Я про­гне­вал Бла­гость Твою». Если дух про­тив­ле­ния сильно взой­дет на тебя — сми­ряйся, и он отсту­пит. Потому что глу­бо­кая молитва всегда вызы­вает иску­ше­ния. Как если свечу поста­вить — силь­ный ветер может ее задуть. Так и молит­вен­ные огоньки демоны сду­вают. Но нужно этот огонек в себе снова вос­пла­ме­нять. Хоть малень­кий, но он должен теп­литься в душе посто­янно. Лам­падка горит в глу­бине сердца — и этого довольно.

под­го­то­вила Ека­те­рина Сте­па­нова

“Нескуч­ный сад”

Как творить Иисусову молитву — советы афонских святых и старцев

По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы. Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.

По слову святого апостола Павла, христиане должны непрестанно молиться Господу: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:18). По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Но недостаточно просто повторять слова молитвы, необходимо соединить в обращении к Христу ум и сердце. Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы.

Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.

Преподобный Паисий Святогорец

«Лучше говорить ее (молитву) полностью: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», потому что в молитве содержится весь догмат веры. Если тебе трудно произносить ее полностью, тогда говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

«Одно дело молитва Божией Матери и святым, другое — молитва Иисусова, это разные вещи. Молитва Иисусова имеет иной смысл: молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом. Но ум должен пребывать в молитве — вот в чем секрет. Когда мы прочитываем много четок тому или иному святому, это тоже хорошо, но бесполезно для непрестанной молитвы. Привыкай больше творить молитву, чтобы ум многократно обращался на «Господи Иисусе Христе», и так ты естественным образом будешь пребывать в непрестанной молитве».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

«Когда Христос входит в сердце, жизнь меняется. Христос — это все. В ком живет Христос, тот переживает такое, что нельзя выразить: святые и сокровенные вещи. Такой человек переживает великую радость. Поверьте мне! Это правда! Это переживали подвижники на Святой Горе. Они непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе…»

«Будем обращаться к Богу как смиренные рабы, умоляющим и просящим голосом. Тогда наша молитва будет угодна Богу. Давайте будем с благоговением стоять перед Распятым и говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Этим все сказано».

«Сердце — это радиоприемник, а страсти — помехи в эфире… Чтобы Христос явил нам Себя внутри нас, когда мы призываем Его в молитве «Господи Иисусе Христе», сердце наше должно быть чистым, должно быть свободным от какой — либо помехи, свободным от ненависти, от эгоизма, от злобы. Нужно, чтобы мы любили Его, а Он — нас».

Преподобный Никодим Святогорец

«Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвою, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай».

Схиархимандрит Кирик Афонский

«При сей молитве (как и при всякой) надо иметь цель или намерение, с каким произносишь сию молитву, ибо Бог смотрит на цель, на намерение, а без сего Он молитве вашей не внемлет, не принимает ее. Итак, как раньше нами было сказано, молитву сию надо произносить с предварительной мыслью о той страсти или беспорядочных помыслах, которые в момент молитвы или чаще всего беспокоят».

«Молитву Иисусову надо творить не с тем, чтобы приобрести дар молитвы, а с тем, чтобы побеждать страсти по воле Божией, с преданностью Создателю своему, как Его создание, выражая Ему свою немощь и прося у Него благодатной помощи, которая узнается по вздоху смиренному».

«Молитву Иисусову должно творить при сознании присутствия Божия, убеждении, что не ты Бога зришь, а Бог тебя видит и знает все, что есть внутри тебя».

Что такое закон Христов?

ГлавнаяУказатель содержанияКниги БиблииГалатам Закон Христа

Вопрос

Ответ

В Послании к Галатам 6:2 говорится: «Носите бремена друг друга, и таким образом вы будете исполнять закон Христов » (курсив наш). В чем именно заключается закон Христа и как он исполняется, если нести бремена друг друга? Хотя закон Христа также упоминается в 1 Коринфянам 9:21, Библия нигде конкретно не определяет, что именно является законом Христа. Однако большинство учителей Библии понимают под законом Христа то, что Христос назвал величайшими заповедями в Евангелии от Марка 12:28–31: «Какая заповедь важнее всех?» Иисус ответил: «Самая важная из них: «Слушай , Израиль: Господь Бог наш, Господь един. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими». Второй такой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нет большей заповеди, чем эти’» 9.0003

Таким образом, закон Христа состоит в том, чтобы любить Бога всем своим существом и любить наших ближних, как мы любим себя. В Евангелии от Марка 12:32–33 писец, задавший Иисусу этот вопрос, отвечает: «Любить Его всем сердцем, всем разумением и всей силой, и любить ближнего, как самого себя, важнее всего сожженного. приношения и жертвы». В этом Иисус и книжник согласились, что эти две заповеди являются ядром всего Ветхозаветного Закона. Весь ветхозаветный закон можно отнести к категории «любви к Богу» или «любви к ближнему».

В различных писаниях Нового Завета утверждается, что Иисус исполнил Закон Ветхого Завета, доведя его до конца (Римлянам 10:4; Галатам 3:23–25; Ефесянам 2:15). Вместо ветхозаветного закона христиане должны повиноваться закону Христа. Вместо того, чтобы пытаться запомнить более 600 отдельных заповедей Ветхозаветного Закона, христиане должны просто сосредоточиться на любви к Богу и любви к другим. Если бы христиане искренне и всем сердцем повиновались этим двум заповедям, мы бы исполняли все, что Бог требует от нас.

Христос освободил нас от рабства сотен заповедей ветхозаветного Закона и вместо этого призывает нас любить. В Первом Иоанна 4:7–8 провозглашается: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». В Первом Иоанна 5:3 продолжается: «Это любовь к Богу: повиноваться Его заповедям. И Его повеления не обременительны».

Некоторые используют тот факт, что мы не находимся под ветхозаветным законом, как оправдание греха. Апостол Павел обращается именно к этому вопросу в Послании к Римлянам. «Что тогда? Должны ли мы грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Ни в коем случае!» (Римлянам 6:15). Для последователя Христа избегание греха должно совершаться из любви к Богу и любви к другим. Любовь должна быть нашей мотивацией. Когда мы признаем ценность жертвы Иисуса за нас, наша реакция должна быть любовью, благодарностью и послушанием. Когда мы понимаем жертву, которую Иисус принес для нас и других, наша реакция состоит в том, чтобы следовать Его примеру в выражении любви к другим. Нашей мотивацией для преодоления греха должна быть любовь, а не желание по закону соблюдать ряд заповедей. Мы должны повиноваться закону Христа, потому что любим Его, а не для того, чтобы отметить список заповедей, которым мы успешно следовали.

Вернуться к:

Вопросы о Галатам

Что такое закон Христа?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Что означает, что Иисус исполнил закон, но не отменил его?

ГлавнаяМатериалыИудаизмОсновы иудаизма Отменить/исполнить закон

Вопрос

Ответ

Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков; Я пришел не отменить их, а исполнить. Ибо истинно говорю вам, доколе не прейдет небо и земля, ни малейшая буква, ни малейший штрих пера не исчезнет из Закона, доколе не совершится все» (Мф. 5:17–18). Это важное заявление нашего Господа дает нам представление о Его миссии и характере Божьего Слова.

Заявление Иисуса о том, что Он пришел исполнить Закон и пророков, а не отменить их, очевидно, содержит два утверждения в одном. Есть что-то Иисус сделал и что-то Он сделал , а не . В то же время Иисус подчеркивал вечную природу Слова Божьего.

Иисус изо всех сил старается продвигать авторитет Закона Божьего. Он не пришел отменить Закон, в чем бы Его ни обвиняли фарисеи. На самом деле, Иисус продолжает Своё заявление, хваля тех, кто точно учит Закону и благоговеет перед ним: «Итак, кто отложит одну из заповедей сих малейших и научит соответственно других, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном, а кто исполняет заповеди сии и учит их, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матфея 5:19). ).

Обратите внимание на качества, которые Иисус приписывает Слову Божьему, упоминаемому как «Закон и пророки»: 1) Слово вечно; он переживет мир природы. 2) Слово было написано намеренно; это должно было быть выполнено. 3) Слово обладает полной властью; даже самая маленькая буква его установлена. 4) Слово верно и заслуживает доверия; «все», что он говорит, будет выполнено. Никто из тех, кто слышал слова Иисуса в Нагорной проповеди, не мог усомниться в Его приверженности Писанию.

Подумайте, что Иисус сделал , а не в Своем служении. В Евангелии от Матфея 5:17 Иисус говорит, что Он не пришел отменить Закон и пророков. Другими словами, целью Иисуса не было отменить Слово, аннулировать его или сделать недействительным. Пророки исполнятся; Закон будет продолжать выполнять ту цель, для которой он был дан (см. Исаия 55:10–11).

Далее рассмотрим, что Иисус сделал . Иисус говорит, что Он пришел исполнить Закон и Пророков. Другими словами, целью Иисуса было утвердить Слово, воплотить его и полностью исполнить все написанное. «Христос есть завершение закона» (Римлянам 10:4). Предсказания пророков о Мессии осуществятся в Иисусе; святое знамя Закона будет полностью поддержано Христом, строгие требования будут соблюдаться лично, а церемониальные обряды будут полностью и полностью соблюдены.

Иисус Христос исполнил пророков тем, что только в Свое первое пришествие Он исполнил сотни пророчеств о Себе (например, Матфея 1:22; 13:35; Иоанна 19:36; Луки 24:44). Иисус Христос исполнил Закон как минимум двумя способами: как учитель и как исполнитель. Он учил людей повиноваться Закону (Матфея 22:35–40; Марка 1:44), и Он Сам повиновался Закону (Иоанна 8:46; 1 Петра 2:22). Живя совершенной жизнью, Иисус исполнил нравственные законы; Своей жертвенной смертью Иисус исполнил церемониальные законы. Христос пришел не для того, чтобы разрушить старую религиозную систему, а для того, чтобы построить на ней; Он пришел, чтобы покончить с Ветхим Заветом и установить Новый.

Иисус пришел не для того, чтобы разрушить Закон и пророков, а чтобы исполнить их. На самом деле обряды, жертвоприношения и другие элементы Ветхого Завета были «лишь тенью грядущих благ, а не самими фактами» (Евреям 10:1). Скиния и храм были «рукотворными святыми местами», но они никогда не предназначались для постоянного проживания; они были лишь «копиями истинного» (Евреям 9:24). Закон имел встроенную дату истечения срока действия, будучи наполненным «внешними постановлениями, действующими до времени нового порядка» (Евреям 9:10).

Исполняя Закон и Пророков, Иисус обрел наше вечное спасение. От священников больше не требовалось приносить жертвы и входить во святилище (Евреям 10:8–14). Иисус сделал это для нас раз и навсегда. По благодати через веру мы оправдываемся перед Богом: «Он простил нам все наши грехи, сняв с нас обвинение в законном долге, который стоял против нас и осуждал нас; взял его, пригвоздив ко кресту» (Колоссянам 2:14).

Некоторые утверждают, что, поскольку Иисус не «отменил» Закон, то Закон все еще действует и по-прежнему обязателен для новозаветных христиан. Но Павел ясно дает понять, что верующий во Христа больше не находится под законом: «Мы были заключены под стражу по закону, в заключении, пока не откроется вера. Итак, Закон стал нашим хранителем, чтобы привести нас ко Христу, чтобы мы могли оправдаться верою. Теперь, когда пришла вера, мы уже не под стражей» (Галатам 3:23–25, BSB). Мы не под Моисеевым законом, но под «законом Христа» (см. к Галатам 6:2).

Если Закон по-прежнему обязателен для нас сегодня, значит, он еще не достиг своей цели — он еще не выполнен. Если Закон как правовая система по-прежнему обязателен для нас сегодня, то Иисус был неправ, заявляя, что он исполняет его, и Его жертвы на кресте было недостаточно для спасения. Слава Богу, Иисус исполнил весь Закон и теперь безвозмездно дарует нам Свою праведность. «Знайте, что человек оправдывается не делами закона, а верою в Иисуса Христа. Так и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона, потому что делами закона никто не оправдается» (Галатам 2:16).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts