Иисусово правило: Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать
Содержание
Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать
Оглавление
- Необыкновенная сила
- Пища души
- Вдумчиво и осторожно
- Как не пресытиться?
- Искушения
- Самодвижное делание
И в Византии, и на Руси Иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне. Накануне празднующейся 31 марта памяти теоретика и делателя умно-сердечной молитвы свт. Григория Паламы, протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», рассказывает, как совершать ее среди сегодняшнего городского шума.
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами?
Необыкновенная сила
Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа — апостолы видели и знали действенность такого обращения. Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».
Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь.
Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой.
Особенно, если брать ее на вооружение и употреблять постоянно. Потому что как пламя, разгораясь, требует все больше и больше топлива, так и совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным — требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента молитва может принести духовный вред.
Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы — созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его.
Но для нас это делание слишком высоко. Узнавать об этих состояниях мы можем только из книг. Близкие к нам по времени подвижники говорят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может притязать на делание таких ступеней умной молитвы. Поэтому, когда некоторые люди — особенно это бывает свойственно неофитам — горячо берутся за призывание в молитве Иисусовой Имени Господа, они могут подвергаться всякого рода опасностям, которые будут не готовы принять.
Пища души
Каждый верующий человек хочет молиться. Святой Григорий Палама говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные. Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией — прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.
Молитва — это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно — душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность напиться живой воды, а не формальная сторона, не привычка, не обрядность. Живая вода — это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начинается правильный строй молитвы. Его сам Бог выстраивает. Потому что сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апостолу Павлу, без Духа Святого. Дух Святой дает нам в сердце молитву — ставит и обращает к Богу Отцу Небесному, ко Христу.
У людей, любящих молитву, даже внешность меняется, будь то миряне или монашествующие. Конечно, внешность — не очень убедительный фактор, но все равно по человеку обычно видно, если он молитвенник.
Молитва — это путь, который приводит человека к Богу. И, если человек остановится на половине пути, он может потерять и то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. Душа становится разумной, отступает от грубых страстей, прозревает, укрепляется в вере. Дух Святой действует и в молитве, и в Священном Писании. Человек начинает прозревать дивную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает сердце человека, как сосуд, который потом вмещает в себя все дары благодати Святого Духа. Без молитвы невозможно этого достичь.
Добрый плод молитвы — умирение сердца, когда сердце становится чистым. А чистым сердцем человек узрит Бога. Человек начинает в себе видеть действие страстей и действие благодати Божией, начинает различать, что идет к нему от падших духов. Потом, если человек действительно трудится не вотще, он начинает прозревать суть вещей. Если христианин проходит молитвенный путь с ревностью и со смирением, ему будут сопутствовать духовные плоды.
Вдумчиво и осторожно
Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.
Не стремиться сразу достичь каких-то состояний — просвещения души, ума. Совершать молитву нужно в простоте сердца. За время моего пастырского служения было уже несколько случаев, когда по рекомендации молодого священника люди начинали совершать непрестанную молитву и в результате приходили к крайне бедственному положению, к психическому расстройству, к состоянию, из которого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кончали собой только по причине того, что ревностно взялись за это умное делание, к которому не были готовы.
Для начала нужно обрести молитвенный опыт вообще и только потом постепенно переходить к Иисусовой молитве. Но ставить перед собой высокие цели крайне неразумно. Даже подражать в молитвенном делании святым будет пагубно для нас.
Еще в VI веке святой Иоанн Лествичник предупреждал о том, что читать и назидаться высоким духом святых нам необходимо, но подражать им в молитве — верх безумия. Потому что в человеке должно быть не свое личное желание, а побуждение Духом Божиим. Поэтому я всегда предостерегаю: если есть желание и ревность, то прежде нужно научиться тому, чего требует молитва, — внимательности, сосредоточенности, воздержанности и рассудительности.
Ведь мы не достойны тех слов, которые читаем в молитве. Я не достоин даже обратиться к Богу. Господи, как я могу сейчас предстать перед Тобою? А это предстояние и есть молитва. На всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа. Место «владычества Его» — это то место, где я молюсь.
Как не пресытиться?
Научиться сначала нужно искренней, простой, чистой молитве. Потому что многие, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от него. Говорят, что уже приелось, что ничего не чувствуют. Просят разрешения молиться своими словами. Ну, молитесь своими словами. Но молитвенное слово должно истинствовать, должно славословить.
Кто-то из святых говорил, что в молитве человек должен соединяться со словом так же, как душа соединяется с телом. Видите, какой глубокий образ. Если этого единства нет, то молитва нам приедается. Она кажется формальной, холодной, и слова не идут в душу.
И все только потому, что человек не выработал правильный подход к молитве. Не пережил, не почувствовал молитвы в себе. Даже если ты и пережил когда-то какой-то молитвенный образ, он забывается. И очень легко уйти в механизм, совершать одну обрядовую сторону — произносить, говорить, читать, но не молиться.
Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва — это живая потребность. Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед Тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу.
Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Церковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» — это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу. Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.
Искушения
Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнатия, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души. Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу. Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.
Начать я рекомендую так: отстраниться от обычной суеты — от радио, телевизора, уединиться в спокойном месте, где можно молитвенно настроиться. Если со временем у вас начнется серьезное занятие Иисусовой молитвой, необходимо искать тех людей, которые опытно прошли этот путь, и с ними обсуждать все свои состояния.
Начинающему нужен помощник. Потому что активность духа воздействует и на душу, и на психическое состояние, и на нервную систему. Она пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался.
Есть такой закон в физическом мире — чем мощнее и чем больше какое-то энергетическое движение, тем больше в него вовлекаются окружающие сферы. Так же и молитва Иисусова. Если делать ее с каким-то усилием, с каким-то напряжением, то она может пробудить очень много из чувственного мира и из мира воображения, особенно если мы не имеем покаянного чувства. Весь негатив, который пока сокрыт, придет в движение и может пагубно повлиять на душевное состояние человека.
Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.
В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «…вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф.6:6). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение.
Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, — нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.
Нельзя вступать в духовный мир без рассуждения. Каждый шаг должен быть проверен и духом Евангелия, и духом заповедей Господних, традицией и учением Церкви, мыслями святых отцов. У человека должно быть ясное состояние разума, чтобы он видел правильные и ложные пути.
Самодвижное делание
В молитве происходит единение всех наших способностей. Иногда у человека активизируется воображение, и ему кажется, что это духовное парение. На самом деле оно может быть не духовное, а только мечтательное. Духовники, делатели Иисусовой молитвы, всегда предостерегали от этого соблазна.
Я считаю, что в творении Иисусовой молитвы пользоваться четками необходимо и очень важно. Когда пальцы держат четки и ты произносишь молитву словесно — это помогает все силы направить на молитву, не рассеиваться. Сердечное внимание, словесное произношение молитвы, перебирание четок — все это вместе помогает вовлечь в молитвенное обращение все силы души. Даже когда мысль готова отстраниться, ты чувствуешь, что четочка тебе не дает. Ты ее крепко держишь, и она через это ощущение порядка следования молитвы помогает даже мысли не рассеиваться.
Если при чтении молитвы сливаются в словесную массу и перестаешь ее понимать — такую молитву нужно прекращать. Как только при чтении молитвы возникает разброд мысли, невнимание или какая-то апатия — вроде мне не хочется читать, не могу — все, надо тут же прекращать. Лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения.
Иногда можно читать Иисусову молитву на службе. Те, кто занимается молитвой, могут прийти на такой уровень — когда спишь, просыпаешься, а молитва продолжается. Ты даже не знаешь, заканчивалась ли она или не прекращалась и идет сама. И вот когда человек достигает такого состояния, он может даже стоять за литургией, внимательно слушать слова литургических молитв, а в сердце сами звучат слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это самодвижная молитва. К ней приходят от внимательного, благоговейного призывания Имени Божьего, когда молитва захватывает все уровни подсознания.
Молиться — наша обязанность. Святые отцы говорят, если тебе дается благодать — молиться легко, ты прямо на крыльях летаешь. Если благодать отнимается — молиться трудно. Даже может быть дух противления молитве. Ну что же, терпи. Говори: «Господи, я недостоин молитвенного обращения. Я прогневал Благость Твою». Если дух противления сильно взойдет на тебя — смиряйся, и он отступит. Потому что глубокая молитва всегда вызывает искушения. Как если свечу поставить — сильный ветер может ее задуть. Так и молитвенные огоньки демоны сдувают. Но нужно этот огонек в себе снова воспламенять. Хоть маленький, но он должен теплиться в душе постоянно. Лампадка горит в глубине сердца — и этого довольно.
подготовила Екатерина Степанова
“Нескучный сад”
Как творить Иисусову молитву — советы афонских святых и старцев
По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы. Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.
По слову святого апостола Павла, христиане должны непрестанно молиться Господу: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:18). По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Но недостаточно просто повторять слова молитвы, необходимо соединить в обращении к Христу ум и сердце. Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы.
Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.
Преподобный Паисий Святогорец
«Лучше говорить ее (молитву) полностью: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», потому что в молитве содержится весь догмат веры. Если тебе трудно произносить ее полностью, тогда говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
«Одно дело молитва Божией Матери и святым, другое — молитва Иисусова, это разные вещи. Молитва Иисусова имеет иной смысл: молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом. Но ум должен пребывать в молитве — вот в чем секрет. Когда мы прочитываем много четок тому или иному святому, это тоже хорошо, но бесполезно для непрестанной молитвы. Привыкай больше творить молитву, чтобы ум многократно обращался на «Господи Иисусе Христе», и так ты естественным образом будешь пребывать в непрестанной молитве».
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
«Когда Христос входит в сердце, жизнь меняется. Христос — это все. В ком живет Христос, тот переживает такое, что нельзя выразить: святые и сокровенные вещи. Такой человек переживает великую радость. Поверьте мне! Это правда! Это переживали подвижники на Святой Горе. Они непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе…»
«Будем обращаться к Богу как смиренные рабы, умоляющим и просящим голосом. Тогда наша молитва будет угодна Богу. Давайте будем с благоговением стоять перед Распятым и говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Этим все сказано».
«Сердце — это радиоприемник, а страсти — помехи в эфире… Чтобы Христос явил нам Себя внутри нас, когда мы призываем Его в молитве «Господи Иисусе Христе», сердце наше должно быть чистым, должно быть свободным от какой — либо помехи, свободным от ненависти, от эгоизма, от злобы. Нужно, чтобы мы любили Его, а Он — нас».
Преподобный Никодим Святогорец
«Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвою, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай».
Схиархимандрит Кирик Афонский
«При сей молитве (как и при всякой) надо иметь цель или намерение, с каким произносишь сию молитву, ибо Бог смотрит на цель, на намерение, а без сего Он молитве вашей не внемлет, не принимает ее. Итак, как раньше нами было сказано, молитву сию надо произносить с предварительной мыслью о той страсти или беспорядочных помыслах, которые в момент молитвы или чаще всего беспокоят».
«Молитву Иисусову надо творить не с тем, чтобы приобрести дар молитвы, а с тем, чтобы побеждать страсти по воле Божией, с преданностью Создателю своему, как Его создание, выражая Ему свою немощь и прося у Него благодатной помощи, которая узнается по вздоху смиренному».
«Молитву Иисусову должно творить при сознании присутствия Божия, убеждении, что не ты Бога зришь, а Бог тебя видит и знает все, что есть внутри тебя».
Что такое закон Христов?
ГлавнаяУказатель содержанияКниги БиблииГалатам Закон Христа
Вопрос
Ответ
В Послании к Галатам 6:2 говорится: «Носите бремена друг друга, и таким образом вы будете исполнять закон Христов » (курсив наш). В чем именно заключается закон Христа и как он исполняется, если нести бремена друг друга? Хотя закон Христа также упоминается в 1 Коринфянам 9:21, Библия нигде конкретно не определяет, что именно является законом Христа. Однако большинство учителей Библии понимают под законом Христа то, что Христос назвал величайшими заповедями в Евангелии от Марка 12:28–31: «Какая заповедь важнее всех?» Иисус ответил: «Самая важная из них: «Слушай , Израиль: Господь Бог наш, Господь един. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими». Второй такой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нет большей заповеди, чем эти’» 9.0003
Таким образом, закон Христа состоит в том, чтобы любить Бога всем своим существом и любить наших ближних, как мы любим себя. В Евангелии от Марка 12:32–33 писец, задавший Иисусу этот вопрос, отвечает: «Любить Его всем сердцем, всем разумением и всей силой, и любить ближнего, как самого себя, важнее всего сожженного. приношения и жертвы». В этом Иисус и книжник согласились, что эти две заповеди являются ядром всего Ветхозаветного Закона. Весь ветхозаветный закон можно отнести к категории «любви к Богу» или «любви к ближнему».
В различных писаниях Нового Завета утверждается, что Иисус исполнил Закон Ветхого Завета, доведя его до конца (Римлянам 10:4; Галатам 3:23–25; Ефесянам 2:15). Вместо ветхозаветного закона христиане должны повиноваться закону Христа. Вместо того, чтобы пытаться запомнить более 600 отдельных заповедей Ветхозаветного Закона, христиане должны просто сосредоточиться на любви к Богу и любви к другим. Если бы христиане искренне и всем сердцем повиновались этим двум заповедям, мы бы исполняли все, что Бог требует от нас.
Христос освободил нас от рабства сотен заповедей ветхозаветного Закона и вместо этого призывает нас любить. В Первом Иоанна 4:7–8 провозглашается: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». В Первом Иоанна 5:3 продолжается: «Это любовь к Богу: повиноваться Его заповедям. И Его повеления не обременительны».
Некоторые используют тот факт, что мы не находимся под ветхозаветным законом, как оправдание греха. Апостол Павел обращается именно к этому вопросу в Послании к Римлянам. «Что тогда? Должны ли мы грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Ни в коем случае!» (Римлянам 6:15). Для последователя Христа избегание греха должно совершаться из любви к Богу и любви к другим. Любовь должна быть нашей мотивацией. Когда мы признаем ценность жертвы Иисуса за нас, наша реакция должна быть любовью, благодарностью и послушанием. Когда мы понимаем жертву, которую Иисус принес для нас и других, наша реакция состоит в том, чтобы следовать Его примеру в выражении любви к другим. Нашей мотивацией для преодоления греха должна быть любовь, а не желание по закону соблюдать ряд заповедей. Мы должны повиноваться закону Христа, потому что любим Его, а не для того, чтобы отметить список заповедей, которым мы успешно следовали.
Вопросы о Галатам
Что такое закон Христа?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Что означает, что Иисус исполнил закон, но не отменил его?
ГлавнаяМатериалыИудаизмОсновы иудаизма Отменить/исполнить закон
Вопрос
Ответ
Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков; Я пришел не отменить их, а исполнить. Ибо истинно говорю вам, доколе не прейдет небо и земля, ни малейшая буква, ни малейший штрих пера не исчезнет из Закона, доколе не совершится все» (Мф. 5:17–18). Это важное заявление нашего Господа дает нам представление о Его миссии и характере Божьего Слова.
Заявление Иисуса о том, что Он пришел исполнить Закон и пророков, а не отменить их, очевидно, содержит два утверждения в одном. Есть что-то Иисус сделал и что-то Он сделал , а не . В то же время Иисус подчеркивал вечную природу Слова Божьего.
Иисус изо всех сил старается продвигать авторитет Закона Божьего. Он не пришел отменить Закон, в чем бы Его ни обвиняли фарисеи. На самом деле, Иисус продолжает Своё заявление, хваля тех, кто точно учит Закону и благоговеет перед ним: «Итак, кто отложит одну из заповедей сих малейших и научит соответственно других, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном, а кто исполняет заповеди сии и учит их, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матфея 5:19). ).
Обратите внимание на качества, которые Иисус приписывает Слову Божьему, упоминаемому как «Закон и пророки»: 1) Слово вечно; он переживет мир природы. 2) Слово было написано намеренно; это должно было быть выполнено. 3) Слово обладает полной властью; даже самая маленькая буква его установлена. 4) Слово верно и заслуживает доверия; «все», что он говорит, будет выполнено. Никто из тех, кто слышал слова Иисуса в Нагорной проповеди, не мог усомниться в Его приверженности Писанию.
Подумайте, что Иисус сделал , а не в Своем служении. В Евангелии от Матфея 5:17 Иисус говорит, что Он не пришел отменить Закон и пророков. Другими словами, целью Иисуса не было отменить Слово, аннулировать его или сделать недействительным. Пророки исполнятся; Закон будет продолжать выполнять ту цель, для которой он был дан (см. Исаия 55:10–11).
Далее рассмотрим, что Иисус сделал . Иисус говорит, что Он пришел исполнить Закон и Пророков. Другими словами, целью Иисуса было утвердить Слово, воплотить его и полностью исполнить все написанное. «Христос есть завершение закона» (Римлянам 10:4). Предсказания пророков о Мессии осуществятся в Иисусе; святое знамя Закона будет полностью поддержано Христом, строгие требования будут соблюдаться лично, а церемониальные обряды будут полностью и полностью соблюдены.
Иисус Христос исполнил пророков тем, что только в Свое первое пришествие Он исполнил сотни пророчеств о Себе (например, Матфея 1:22; 13:35; Иоанна 19:36; Луки 24:44). Иисус Христос исполнил Закон как минимум двумя способами: как учитель и как исполнитель. Он учил людей повиноваться Закону (Матфея 22:35–40; Марка 1:44), и Он Сам повиновался Закону (Иоанна 8:46; 1 Петра 2:22). Живя совершенной жизнью, Иисус исполнил нравственные законы; Своей жертвенной смертью Иисус исполнил церемониальные законы. Христос пришел не для того, чтобы разрушить старую религиозную систему, а для того, чтобы построить на ней; Он пришел, чтобы покончить с Ветхим Заветом и установить Новый.
Иисус пришел не для того, чтобы разрушить Закон и пророков, а чтобы исполнить их. На самом деле обряды, жертвоприношения и другие элементы Ветхого Завета были «лишь тенью грядущих благ, а не самими фактами» (Евреям 10:1). Скиния и храм были «рукотворными святыми местами», но они никогда не предназначались для постоянного проживания; они были лишь «копиями истинного» (Евреям 9:24). Закон имел встроенную дату истечения срока действия, будучи наполненным «внешними постановлениями, действующими до времени нового порядка» (Евреям 9:10).
Исполняя Закон и Пророков, Иисус обрел наше вечное спасение. От священников больше не требовалось приносить жертвы и входить во святилище (Евреям 10:8–14). Иисус сделал это для нас раз и навсегда. По благодати через веру мы оправдываемся перед Богом: «Он простил нам все наши грехи, сняв с нас обвинение в законном долге, который стоял против нас и осуждал нас; взял его, пригвоздив ко кресту» (Колоссянам 2:14).
Некоторые утверждают, что, поскольку Иисус не «отменил» Закон, то Закон все еще действует и по-прежнему обязателен для новозаветных христиан. Но Павел ясно дает понять, что верующий во Христа больше не находится под законом: «Мы были заключены под стражу по закону, в заключении, пока не откроется вера. Итак, Закон стал нашим хранителем, чтобы привести нас ко Христу, чтобы мы могли оправдаться верою. Теперь, когда пришла вера, мы уже не под стражей» (Галатам 3:23–25, BSB). Мы не под Моисеевым законом, но под «законом Христа» (см. к Галатам 6:2).
Если Закон по-прежнему обязателен для нас сегодня, значит, он еще не достиг своей цели — он еще не выполнен. Если Закон как правовая система по-прежнему обязателен для нас сегодня, то Иисус был неправ, заявляя, что он исполняет его, и Его жертвы на кресте было недостаточно для спасения. Слава Богу, Иисус исполнил весь Закон и теперь безвозмездно дарует нам Свою праведность. «Знайте, что человек оправдывается не делами закона, а верою в Иисуса Христа. Так и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона, потому что делами закона никто не оправдается» (Галатам 2:16).