Какие народы пошли на царьград вместе с олегом: Поход Олега на Константинополь | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Содержание
Поход Олега на Константинополь | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…
Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.
Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)
СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».
Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота Константинополя.
Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.
Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии
ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.
Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.
Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги: «седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи». На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, «которых иначе мы (жители Западной Европы. — Р. С.) называем норманнами». Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: «мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд…иже послани от Олега…» Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее — его предводители.
Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий. Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору «от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр». К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у «великого князя» Олега были другие «светлые и великие князья». Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей — норманнских викингов, собравшихся «под рукой» Олега для похода на греков.
Из «Повести временных лет» следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам — северянам: «Аз им (хазарам) противен…» Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их «союзники» русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.
Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство
КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ
Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в Киев, а в Новгород «и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе». В других летописях говорится о месте погребения Олега иначе: «друзии же сказають [то есть поют в сказаниях], яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того умре». Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века не знали точно, где он умер — в Ладоге или у себя на родине за морем. Через семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется на окраине Киева. Все данные новгородской «Остромировой летописи» таковы, что не позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен, которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов…
Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси
Зачем князь Олег на Царьград ходил
Петр Романов, РИА Новости
Когда, с кем и где впервые начали торговать русские, точно не скажет никто. Скорее всего, на берегах Черного моря, где задолго до Рождества Христова возникли сначала финикийские, а затем и милетские, то есть греческие, колонии, которые успешно торговали с окрестными племенами. Колонии покупали хлеб, кожи, шерсть, лен, строевой лес (дуб, вяз, ясень), смолу, воск и мед, а сбывали вино, оливковое масло, шерстяные ткани, одежду, глиняную посуду и различные предметы роскоши.
Далее греческие товары шли к Балтике, причем везли их как сами греки, так и славяне, занимавшие в IX веке бассейны рек Днестра, Днепра, Западной Двины, Западного Буга, озера Ильмень и верхней Оки. К этому времени восточные славяне, объединившись под княжеской властью, представляли уже грозную военную силу и начали сами во многом диктовать условия торговли и Византии, и хазарам, чьи владения мешали торговому выходу русских к Каспийскому морю.
Главным защитником торговых и внешнеполитических интересов Древней Руси стал в ту пору князь Олег, прозванный в народе вещим, то есть кудесником, волхвом, чародеем. Первоначально Олег — князь из рода Рюриков — правил в Новгороде, а затем, собрав войско из варягов и славян, пошел на Киев, подчиняя себе по дороге различные славянские племена. Захватив Киев, Олег не раз громил хазар, а в 907 году предпринял поход на греков. Войско состояло из варягов, ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей и других племен, населявших тогда древние русские земли. По словам летописца, кораблей у Олега было 2000, а на каждом корабле по 40 человек. Верить в абсолютную точность летописных исчислений, конечно, не обязательно, но даже с определенными поправками получается, что князю удалось собрать немалое по тем временам войско.
При приближении русских к Константинополю (на Руси его, как известно, обычно называли Царьградом) греки заперлись в городе, а вход в гавань перекрыли. Тогда князь приказал сойти всем на берег и уничтожать на глазах неприятеля все вокруг. Психологом Олег был действительно незаурядным. Летописи рассказывают об удивительной по тем временам военной операции. Князь велел поставить свои суда на колеса и под парусами двинулся к городу. Можно представить, какое впечатление столь необычная атака произвела на защитников.
Современники редко задумываются над тем, ради чего велись те стародавние войны. Ответ как бы подразумевается: ради добычи, земли, славы. Все это верно, но неполно. Даже в те далекие времена не меньшую ценность представляли политические и торговые союзы. Наши предки были гораздо мудрее, чем мы их иногда себе представляем. Хитроумный князь Олег заставил византийцев не только заплатить огромную дань, но и подписать договор, дававший русским право торговать в Византии беспошлинно.
Летопись подробно описывает ход переговоров. Первоначальные требования русских были следующими: все приходившие с Руси в Царьград помимо беспошлинной торговли могли там бесплатно брать съестных припасов из расчета на месяц, мыться в банях, а для обратного пути запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и тому подобным. Византийский император принял условия, но с поправкой: все эти привилегии распространяются лишь на торговых людей, а не на всех русских. Кроме того, русские должны были дать обещание не грабить окрестные села, жить в городе компактно в одном месте, чтобы император всегда мог послать чиновника переписать имена вновь прибывших торговцев. Входить в город русские должны были только через одни ворота без оружия, причем в сопровождении императорского слуги и не более 50 человек сразу.
Все эти опасения были Олегу понятны, а потому без колебаний приняты. Договор по обычаю того времени скрепили клятвами. Византийцы клялись на кресте, а Олег клялся на своем оружии и Перуном — высшим для него божеством. На дорогу византийцам пришлось сшить для всех кораблей Олега новые шелковые и полотняные паруса и позволить русским прибить в знак победы на вратах Царьграда свои щиты. Олег возвратился в Киев с огромной добычей: золото, дорогие ткани, экзотические для Руси овощи и фрукты, вина и украшения. А главное — договор.
Торговое соглашение 907 года фиксировало лишь принципиальные договоренности и потому нуждалось в ряде дополнений. Уже в 911 году Олег направил в Константинополь посольство, чтобы максимально детализировать договор: лишних трений русские не желали, напротив, добрососедские отношения с Византией открывали для Руси большие возможности.
Новое соглашение, любопытный документ древнего международного права, предусматривало, в частности, следующее. При разборе дела о преступлении следовало основываться не на слухах, а на точных показаниях. Если кто-то из участников разбирательства в чужих показаниях сомневался, то обязан был поклясться по обрядам своей веры, что свидетели лгут. Если же в результате оказывалось, что показание правдиво, то усомнившегося казнили. Это условие значительно облегчало решение спорных вопросов: хитрить и интриговать становилось опасно.
Документ предусматривал и чрезвычайные ситуации. Оговаривалось, например, что, в случае убийства русского или грека, преступник (если его застигнут на месте) должен быть тут же казнен. Если убийца с места преступления скроется, то все его имущество (за вычетом определенной доли в пользу ни в чем не повинной жены преступника) поступает родственникам жертвы. Если бежавший никакого имущества не оставлял, то считался под судом и в розыске до тех пор, пока не будет пойман и казнен. Договор предусматривал, что, если русский украдет у грека — или наоборот — и вор будет пойман на месте, хозяин украденного, в случае сопротивления вора, имеет право его безнаказанно убить. Если вор сдавался без сопротивления, с него за украденное брали втрое больше. Штраф предусматривался даже за обычную драку. Если провинившийся или его родственники не могли заплатить положенного, виновного раздевали донага — это означало, что он отдал последнее. Все эти пункты говорят о том, насколько серьезно обе стороны подходили к соглашению, пытаясь по мере сил уберечь мир и согласие от неприятных неожиданностей и недоразумений.
Древний договор ничуть не менее дотошен, чем современные документы. Договор разъяснял даже правила поведения обеих сторон в случаях, если что-то происходило с их торговыми судами. Предписывалось: если греческий корабль будет выброшен на чужую землю, а там окажутся рядом русские, то они обязаны охранять корабль с грузом и помочь доставить судно в безопасное место. Русские также брали на себя обязательство снимать греческие корабли с мели и помогать греческим мореплавателям, если случится буря.
О том, насколько выросло доверие между русскими и греками, свидетельствует такой пункт договора 911 года: «Если русскому или греку случится быть в какой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен выкупить их и доставить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма. Военнопленные также возвращаются на родину. Если русские невольники будут приведены на продажу к грекам или наоборот, то они отпускаются на родину». Столь благородные условия распространялись, впрочем, лишь на участников договора, принципиальными аболиционистами ни греки, ни русские не были. Документ предусматривал: если раб будет украден или убежит, а господин его будет жаловаться, то раб должен быть возвращен. Русские купцы имели право искать своего раба в Константинополе где угодно. Тот из греков, кто отказывался позволить русским произвести у себя дома обыск, автоматически признавался виновным в краже раба и сурово наказывался.
Поскольку многие русские купцы стали постоянно проживать в Константинополе, договор предусматривал и такую ситуацию: если кто-то из русских, находящихся в Византии, умирал, не успев распорядиться своим имуществом, оно обязательно отсылалось его родственникам на Русь. Если взявшийся доставить имущество утаивал его или не возвращался с ним на Русь, то по жалобе русских он мог быть насильно возвращен на родину. Точно такие же правила распространялись и на греков, осевших на Руси.
Это был солидный документ, подписанный серьезными людьми, думавшими не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне.
По тем временам известный торговый путь из варяг в греки, то есть из Скандинавии и Балтики в Византию через славянские земли, был очень непростым. О средней и южной части этого пути византийский историк, император Константин Багрянородный рассказывал следующее: славянские племена зимой рубили лес в горах и строили лодки, в том числе лодки-однодеревки, то есть из одного большого ствола. Весной, когда лед на Днепре таял, они сплавляли суда в Киев. Здесь «плавсредства» дооборудовали (ставили уключины и весла из старых лодок), грузили товар и поджидали другие суда, чтобы уже большим охраняемым караваном отправиться в дальнейший путь вниз по реке. Подойдя к опасным порогам на Днепре, большая часть экипажа выходила на берег, а остальные с помощью шестов или вброд проводили судна между камнями. Около четвертого, самого опасного порога, как пишет летопись, часть военной дружины обязательно занимала оборонительные позиции на случай нападения степных кочевников — печенегов, а все остальные разгружали суда и на расстояние «6000 шагов» переносили товар на плечах. Лодки же тащили волоком либо на руках по берегу. Затем суда вновь спускали на воду и грузили товар. Доплыв до острова Святого Григория, приносили богам жертву в благодарность за успешную переправу через пороги. Достигнув устья Днепра, караван обычно останавливался, чтобы привести суда в порядок и приготовиться к переходу по Черному морю в Византию.
И здесь видна солидность и деловая хватка, все делалось с умом. То ли и вправду варяги со своим «порядком» помогли, то ли древние славяне и сами были не таким уж «беспорядочным» народом, как представлялось придирчивому летописцу.
Любопытно, что князь Олег, положивший начало упорядоченной торговле с Византией, сыграл важнейшую роль и в том, что именно православие стало господствующей религией в России. Вслед за торговым обменом между славянами и греками начался обмен культурный и идеологический. Летописи свидетельствуют, что направленные Олегом в 911 году в Константинополь послы, успешно закончив деловую часть переговоров, задержались в Византии по просьбе императора. Он не только богато одарил их, но и «приставил к ним мужей, которые водили их по церквам, показывали богатства и излагали учение Христовой веры».
Так что, как видим, дорога к храму проходила через рынок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Блог Петра Романова
Олег: Принц, которого убила его любимая лошадь
Раньше граница между историей и легендой была податлива. Люди не всегда так любили факты. И, честно говоря, это делало исторические отчеты и хроники намного более интересными для чтения. Кого волнует, что многое из того, что мы читаем, легендарно? Это не плохое слово в моей книге.
Одним из самых известных примеров такого полулегендарного, полуисторического героя древней Руси является князь Олег Ясновидец.
Олег: князь, убитый любимым конем
Князь Олег Ясновидец (что означает «ясновидящий» или «пророк») — одна из самых загадочных фигур в ранней русской истории. Он был либо в родстве с Рюриком, полумифическим варягом, объединившим Русь, либо с его главным полководцем. Но он сделал гораздо больше, чем Рюрик, для объединения Руси. Когда сын Рюрика Игорь был еще ребенком, Олег захватил Смоленск и Любеч, оба важных города. Он также обманул и убил киевских князей Аскольда и Дира и сделал его культурным и политическим центром Руси.
Все разрозненные группы славян пришли к признанию его суверенитета как «великого князя» Руси.
Он также добился больших успехов в иностранных делах. За двести лет до Олега Хазарский каганат успешно взимал дань с восточнославянских земель. Олег первым открыто с ними боролся, и почти всегда добивался успеха. Ему даже удалось заставить Византию сесть и обратить на это внимание. При нем русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией. Византия также дала им почти неограниченное количество материалов и мастеров для ремонта их лодок. Бесплатно!
По этим причинам некоторые историки предпочитают считать Олега, а не Рюрика истинным объединителем Руси. Однако, если этот список достижений звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, вероятно, так оно и есть.
Нашествие, которого никогда не было
В народе Олег наиболее известен тем, что напал на Константинополь, после чего получил прозвище «Видящий». Согласно летописям, князь собрал две тысячи кораблей, каждый из которых мог перевозить по сорок воинов. Тогдашний император Лев VI «Философ» так испугался одного лишь вида такой армии, что закрыл внутренние ворота города, оставив окраины Византии открытыми для грабежей.
Однако вместо атаки Олег выбрал хитрость. Как говорит Хроника,
Он приказал своим людям сделать колеса и поставить на эти колеса свои корабли. И когда подул попутный ветер, они подняли паруса и поплыли к городу по суше.
После этого перепуганные до смерти римляне должны были предложить Олегу дань и мир. По этому мирному договору 907 г. русские купцы получили право на беспошлинную торговлю, о чем я уже упоминал выше.
Однако, хотя это нашествие упоминается практически в каждом русском средневековом источнике, большинство историков считают его не более чем легендой. Во-первых, о нем не упоминается ни в одном византийском источнике, хотя подобные нашествия со стороны славян зафиксированы и в 860, и в 941 году. Больше вопросов вызывает и мирный договор 907 года. Кажется, это сборник нескольких других договоров, в том числе одного от 911 года, когда Олег, по-видимому, отправил посольство в Византию для подтверждения мира.
Более того, точное описание возвращения русских с добычей звучит так, будто оно было скопировано с предыдущих аккаунтов. Во-первых, предполагалось, что их паруса были сделаны из золотого шелка, что встречается в том же летописном сообщении о возвращении князя Владимира из Византии после его крещения. Аналогичное описание можно также найти в 12 -й век сага о возвращении короля Норвегии Олафа с удачной войны:
Говорили, что после некоей победы он вернулся домой, а его корабли были так великолепны и величественны, что их паруса были сшиты из драгоценных шелков, как и их павильоны.
А как насчет змеи?
Другая претензия Олега на известность исходит из популярной народной песни с описанием эпизода, также найденного в Хронике . Согласно этому преданию, друид предсказал, что Олега убьет его же любимый конь. Убитый горем этим пророчеством, Олег приказал увести коня. Он вспомнил о пророчестве гораздо позже, спустя годы после того, как умерла его любимая лошадь.
Посмеявшись над друидами, Олег пошел посмотреть место, где кости его коня. Когда он поставил ногу на череп лошади, он сказал: «Это то, чего мне следует бояться?» В этот самый момент из черепа вышла ядовитая змея и укусила принца.
Естественно, это легенда — легендарная смерть полулегендарного воина-принца. На самом деле это был популярный литературный образ для саг того времени. Такие смерти придавали большее значение жизням великих героев. Так, например, исландские саги рассказывают о некоем викинге по имени Эрвард-Оддр. Согласно Википедии, «когда он был младенцем, друид предсказал, что его убьет собственная лошадь Факси в том месте, где он родился, в возрасте 300 лет».
Оддр убил свою лошадь, бросил ее в яму и засыпал ее тело камнями. Позже, как и Олег, он также посетил могилу Факси и высмеял пророчество. Но тогда:
Когда они быстро ушли, Оддр ударил ногой и нагнулся. — Что это я ударился ногой? Он коснулся его острием своего копья, и все увидели, что это череп лошади. Тут же из него выскользнула змея, напала на Оддра и укусила его за ногу выше лодыжки. Яд немедленно подействовал, и его нога распухла до самого бедра.
По сей день на самом деле непонятно, кто у кого скопировал историю. Трудно определить точную дату смерти Олега от Хроника , тем более, что первоначальный манускрипт много раз переписывался. Все, что мы знаем наверняка, это то, что Эрвард-Оддр — вымышленный персонаж, который, вероятно, был придуман не ранее 13 го века. Возможно также, что трагическая смерть от укуса змеи — это скандинавский сюжетный троп, проникший на Русь вместе с варягами и обретший свою окончательную русскую форму в полулегендарных преданиях, окружающих князя Олега. Однако некоторые историки настаивают на том, что Орвард-Оддр и Олег на самом деле одно и то же, и оба вымышлены.
В любом случае получается отличная история.
Персидская сага
Ранее я писал о популярности Александра Македонского среди средневековых русских. Не исключено, что знаменитая смерть Александра на Востоке послужила поводом для другой, малоизвестной версии гибели Олега. Одной из древнейших русских летописей является Новгородская летопись. Он называет Олега «воевода Игоревы (т.е. главный военачальник)» и упоминает, что он, возможно, погиб в военной авантюре «за морями».
Возможно, это военное приключение описано арабским писателем Аль-Масуди (иногда его называют арабским Геродотом). Аль-Масуди описывает флот из 500 русских кораблей, атаковавших Керченский пролив в 912 году, во главе с двумя воинами, которых он называет «Ал-дир и Ольванг». Этим вторым лидером действительно мог быть Олег.
История этого вторжения была следующей. Хазарский хан разрешил русам выход через Дон к Волге, а оттуда в Каспийское море. Взамен он должен был получить половину их военной добычи. Целью этого приключения были легендарные богатства самой Персии. Одним из результатов этого нашествия было почти полное уничтожение Персидского Азербайджана.
Когда добыча из «Персии» вернулась к хазарам, некоторые из ханских наемников-мусульман были настолько возмущены гибелью своих собратьев-мусульман в Азербайджане, что решили напасть на русских. Хан хазар не предупредил своих русских «союзников», и, согласно Новгородской летописи, при внезапном нападении погибло 30 000 русских. Остальные бежали вверх по Волге, но были добиты болгарскими воинами.
Некоторые историки предпочитают эту версию гибели Олега более легендарной. Я сам любитель легенд, поэтому всегда выберу версию с конской головой.
Если вам понравился этот пост, вам также может понравиться моя коллекция вдохновляющих историй из русской истории Герои на все времена. Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих и поучительных историй из Интернета, присоединяйтесь к моему кругу историй. Просто дайте мне знать, куда отправить бесплатную электронную книгу:
Олег у истоков русской исторической оперы | Чарующая русская опера: Царица из состояния на сцену
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Народицкая Инна,
‘ Олег На корнях российской исторической оперы ‘
,
, заново забивая российскую оперу: Tsarina от штата до этапа
(
2011;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 19 января 2012 9000 3 9011). , https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195340587.003.0046,
, по состоянию на 1 декабря 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Реферат
В Начало царствования Олега Екатерина сплела политику и театр в связное повествование. Ее Величество освоила повествование о завоеваниях, опираясь на родное мифологическое прошлое (которое она сама воссоздала в своих исторических заметках) и на литературные авторитеты разных времен и мест — Еврипида, Шекспира, Ломоносова. Завершив пьесу составлением карты победоносного плавания своего предшественника, князя Олега, Екатерина отправилась в монументальное путешествие по этой самой карте. Впоследствии ее политическое и литературное увлечение «греческим проектом» спровоцировало войну с османами. Таким образом, имперские знания о войне десятью веками ранее совпали с аппетитами Екатерины к той же области (Византии/Константинополя/Стамбула). Хоры в триумфальном финале преклоняются перед Олегом, обращаясь к «её» красоте и щедрости; Она-Олег соотносила себя не только с абстрактными далекими римскими и греческими богами и монархами, но и с первыми правителями, с самим началом древней Руси.
Ключевые слова:
Греческий проект, Князь Олег, Повествование о завоевании, Ломоносов, Османы, Еврипид, Шекспир, Русь
Предмет
Музыковедение и история музыкиОпераМузыка барокко
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.