Икона андрей рублев святая троица: Троица: что зашифровано на знаменитой иконе Рублева

Разное

Троица: что зашифровано на знаменитой иконе Рублева

Александр Сенцов/ТАСС

В воскресенье, на пятидесятый день после Пасхи, православные отмечают День Святой Троицы — важнейший праздник, посвященный сошествию Святого Духа на учеников Христа. Святой Дух — это Третья Ипостась, Третье Лицо, Третья Сущность Единого и Неделимого Бога. Значит, когда Святой Дух сошел на землю, миру и была явлена Троица — все Три Ипостаси Бога, отсюда и название. Главная икона праздника, которую в День Святой Троицы выносят в центр храма — знаменитая «Ветхозаветная Троица» Андрея Рублева. Поскольку в 2020 году из-за карантина не все смогут попасть в храм, самое время разобраться, что же зашифровано в этом с детства нам всем знакомом шедевре.

Начнем с сюжета иконы. Впервые то, что Бог существует в трех Лицах, людям было открыто еще в ветхозаветные времена, когда Аврааму и его жене Сарре явился Господь «у дубравы Мамре». «Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных», — говорится в первой книге Библии, в Книге Бытия. Дальше Библия рассказывает, как произошло это явление: Авраам «возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него». Так, «тремя мужами», явился Аврааму Господь. Авраам встретил этих «трех мужей», приготовил им обед, и тогда Они спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя?», он отвечал: «Здесь, в шатре». «И сказал один из них (фраза «один из них» в тексте Библии выделена, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): «Я опять буду у тебя в это же время, в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Сарра, слышавшая эти слова Господа, «внутренне рассмеялась, сказав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?»». «И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра? …Есть ли что трудное для Господа?»» И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого, как это и обещал Аврааму Бог, произошел великий народ и потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос.

«Ветхозаветная Троица» как раз и изображает явление Святой Троицы Аврааму и Сарре у Мамрийского дуба. И сам дуб мы видим за спиной центрального Ангела.

Рублевскую «Троицу» называют богословием в красках. Потому что законченная изобразительная форма гениальной иконы говорит нам на языке художественного образа о неслиянности и нераздельности Трех Ипостасей Святой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа — об их единосущности. В праздник Троицы верующие вспоминают о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трех Ипостасей Творца. И главная икона праздника каким-то невероятным образом открывает для нас, часто людей богословски непросвещенных, сложнейший постулат — о неразделимости и одновременно неслиянности всех Трех Лиц Бога.

Но как этого добивается Андрей Рублев? Вот что пишет об этом академик Борис Раушенбах, создатель систем ориентации космических спутников и, одновременно, автор труда «Предстоя Святой Троице», исследователь древнерусской иконы. «В предшествовавшее Рублеву время все иконы Троицы писались по типу, известному как «Гостеприимство Авраама». Здесь изображалась не только Троица, но и Авраам с Саррой, угощающие дорогих гостей, иногда и заклание тельца отроком. Это сразу снижало возникающий образ, приближало его к повседневному земному быту — он представлял уже не горний мир, но мир дольний, который, правда, посетил Бог. Здесь необходимо заметить, что композиции, изображающие Троицу в виде трех Ангелов, существовали и до Рублева, но отсутствие в них Авраама и Сарры объясняется совсем просто: для их изображения не хватало места… Как только размер священного изображения увеличивался, в поле зрения обязательно возникали Авраам и Сарра».

И дальше академик Раушенбах делает крайне важный вывод: «Появление в XV веке «Троицы» Рублева не было следствием постепенного развития, это был скачок, нечто взрывоподобное. С поразительной смелостью художник совершенно исключает сцены гостеприимства, убирает все дольнее. Стол более не уставлен «столовыми приборами» по числу вкушающих персон — это уже не совместная трапеза, которая может сплотить членов единого товарищества, а евхаристия, объединяющая не в товарищество, а в Церковь. Рублеву удается сделать так, что созерцающий икону видит полный троичный догмат. В дорублевское время при иконах, условно говоря, должен был стоять комментатор, который пояснял бы и дополнял бы изображенное, поскольку их содержание с точки зрения воплощения догмата всегда было неполным. Здесь такой комментатор впервые оказался излишним».

Запомним фразу Раушенбаха о том, что появление «Троицы» Рублева не было следствием постепенного развития, что это был скачок (акт прозрения?), и сделаем первый вывод. У Рублева нет ничего лишнего, у него все работает на то, чтобы возвысить икону от изображения конкретной ситуации — явления Трех Ангелов Аврааму и Сарре у дубравы в Мамре до художественного проникновения в Тайну. Тайну предвечности Бога. Тайну Троичности Бога. Трое сидят за столом и ведут молчаливую беседу. Единство связывает Их: Они — трое, но одновременно Они — одно. Непостижимо, но, одновременно, и абсолютно, истинно, безусловно.

Теперь попробуем исследовать икону. Начнем с самого очевидного наблюдения: три изображенных Ангела совершенно однотипны. Между ними нет никаких видимых различий — так у нас возникает ощущение того, что богословы сформулировали как «единосущность трёх Ипостасей, трёх Лиц Бога», их неслиянность, и нераздельность.

А сейчас обратимся к композиции. Она крайне интересна. Смотрите, композиция иконы строится по принципу круга, и мысль всматривающегося в Троицу тоже движется по кругу, точнее, мы будто не в силах выйти за его пределы. Этот круг и объединяет трёх Ангелов в неразделимое, в Троицу.

«На светлом (изначально золотом) фоне изображены три Ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний Ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым Ангелом — гора, за левым — палаты. Головы Ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи — будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца, знак жертвы.

Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Средний Ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, Ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Основной смысл образа прозрачен — в недрах святой Троицы идет совет об искуплении человечества», — рассуждает искусствовед Ирина Языкова.

А вот что читаем у богослова профессора Леонида Успенского: «Если наклон голов и фигур двух Ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного… она стягивает движения рук». Жертвенная чаша — смысловой и композиционный центр иконы — одна на всех трех Ангелов.

И тут — будьте внимательны! — удивительная вещь. Обычно на иконе одна из фигур обязательно смотрит на молящегося: например, если Богомладенец смотрит на Богородицу, то Сама Мария будет смотреть не на Своего Сына, а на нас, верующих, отвечая нашему устремленному на Нее молитвенному взгляду. Таков принцип иконописи: икона вовлекает молящегося в свое пространство. У Рублева этот закон нарушается. Почему? Зачем?

Все Ангелы рублевской «Троицы» обращены друг к другу неслучайно. Замкнутость круга общения, когда Ангелы склоняются друг к другу и к чаше, когда даже их взгляды образуют круг… Так предстоящий перед иконой человек втягивается внутрь иконы, и взгляд его невольно фокусируется на чаше — чаше жертвы. Она центр. Она главное. И нам, смотрящим на икону, открывается еще одна тайна Бога — тайна бесконечной Божественной Любви к нам. Ведь это из любви к нам, людям, Бог посылает Своего Единородного Сына в наш мир — жертва, искупляющая человечество, жертва, выкупающая человечество из плена греха. Конечно, чтобы увидеть такие глубины в образе рублевской «Троицы», нужно хотя бы минимально знать образную систему иконописи. Но вот следующее открытие сможет сделать любой, кто внимателен к своим ощущениям. Потому что каждый, кто хоть раз останавливал свой взгляд на «Троице» невольно отмечал ощущение покоя, чувство прикосновения к вечности, надмирность образа. Это тоже неслучайно. Это иллюстрация того, что три Лица Троицы существуют всегда, иллюстрация тезиса о предвечности.

«Но «всегда» — это категория времени, а передать время средствами, которыми располагает изобразительное искусство, крайне трудно. Здесь возможны только косвенные методы, — пишет Борис Раушенбах. — Рублев очень тонко и удачно использует такую возможность. Обратившись ко всем доступным ему средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение тишины, покоя и остановки времени. Этому способствует и то, что Ангелы ведут безмолвную беседу. Ведь обычная беседа требует произнесения слов, требует времени, и, изобрази Рублев такую беседу, — время вошло бы в икону. При безмолвной же беседе происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Ведь эмоции способны возникать мгновенно и продолжаться сколь угодно долго.

Недаром появились такие понятия, как «любовь с первого взгляда» или «вечная любовь». Аналогично и образы: человек способен сразу представить себе красивый пейзаж. Если же попытаться передать любовь или пейзаж словами, то для этого окажется необходимым время, да и словами адекватно передать такие тонкие чувства, как любовь, невозможно. Образ и эмоции всегда будут в этом смысле богаче и ярче слов. В результате совокупности использованных Рублевым средств кажется, что три Ангела сидят и беседуют уже бесконечно долго и столь же долго будут продолжать сидеть здесь. Они находятся вне суетящегося и спешащего мира людей — они в вечности. Но в вечности время не течет, оно всё целиком — в ней. Находящееся в вечности действительно становится присносущным, существующим всегда», — подводит итог академик.

Конечно, икону недостаточно просто рассматривать — взглядом праздного любителя живописи, взглядом искусствоведа. Только молитвенное предстояние может приблизить нас к этой великой тайне, которая некогда, по Божьей милости, открылась святому иконописцу Андрею Рублеву.

значение, история создания образа Андреем Рублевым, описание святыни

Содержание

  • Немного теологии: кто изображен на иконе
    • История написания иконы 
    • Где находится оригинал иконы 
  • Иконография 
  • Значение иконы Святой Троицы 
  • В чем помогает образ верующим 
  • Празднование дня иконы 
  • Другие известные иконы Святой Троицы 
  • Как правильно молиться образу, где разместить икону в доме
    • Тексты молитв 
      • Благодарственно-величальная молитва на праздник Троицы
      • Молитва о здравии и исцелении
      • Молитва об исполнении желаний

Каждый православный христианин знает, что Бог един в трех лицах: Отец, Сын и Святой дух. Это триединство передается в иконах типа «Святая Троица». Они есть во многих домашних алтарях, а Троицких храмов на Руси просто не счесть.

Посмотрим, как выглядят иконы этого типа и какое значение они имеют для православных.

Немного теологии: кто изображен на иконе

Перед нами изображение Пресвятой Троицы, как правило, насквозь символичное. Каждый художник-иконописец транслировал зрителю свое видение визуализированного догмата христианства. Если на некоторых изображениях зрителю часто понятно, кто есть кто из божественных персонажей, то на других различия между ними стираются.

Далеко не на каждом изображении Троицы мы видим персонифицированность всех трех ипостасей Бога. Зачастую вместо человеческих фигур на иконах изображаются языки пламени или голубь, символизирующий Святой Дух. Неизменно в человеческом обличии на большинстве икон отображен лишь Иисус Христос.

Святая Троица. Греция. Конец XII в.

Теологи до сих пор ломают копья относительно соответствия того или иного образа церковным канонам. Самым глобальным предметом дискуссии является изображение Бога Отца. В отличие от Иисуса Христа, Бога Отца никто не видел, так как же можно передать его облик? – говорят одни теологи. Другие возражают им, цитируя слова Спасителя: «Видевший меня, видел Отца Моего».

С человеческой точки зрения, Бог Отец должен быть априори старше собственного сына. Но в 1667 году Московский Собор запретил изображать Отца в образе старца. Однако иконы с Отцом-старцем существуют до сих пор. 

Посему наиболее старые из дошедших до нас изображений Троицы (а это фрески II века нашей эры) относятся к типу ветхозаветных икон, то есть, изображают троих мужчин. Чуть позже Божественное триединство стало отображаться в виде трех ангелов, а после XVI столетия его изображение стало более символизированным и бессюжетным.

К новозаветным иконам относятся более-менее сюжетные иконографические типы, например, «Сопрестолие» и «Отечество». На них присутствуют образы Отца и Сына (кстати, Отец обычно предстает в образе старца), но Святой Дух изображен в виде голубя.

Слева – «Сопрестолие», справа – «Отечество»

Новозаветными считаются и насквозь аллегоричные «Всевидящее Око», «Предвечный Свет», «Шестоднев» и иже с ними. Многие теологи считают, что эти изображения и вовсе нельзя относить к иконам, но это не мешает простым людям поклоняться различным типам визуализированных образов Троицы.

История написания иконы 

Самую известную икону «Троицы» написал прославившийся в веках иконописец Андрей Рублев. Несмотря на то что с года создания шедевра миновала уйма столетий, авторство его практически не вызывает сомнений. Иногда выдвигаются альтернативные гипотезы, но серьезного подтверждения не находят.

Согласно одной из гипотез, создателем иконы был неизвестный итальянский иконописец. Это доказывает анализ иконы, при котором явно заметно влияние итальянской школы живописи. Якобы привез этот образ в Лавру сам Иоанн Грозный. Однако согласно официальной версии, благодаря монарху икона лишь получила роскошную ризу.

В общем, создание Андреем Рублевым иконы «Троица» считается общепризнанным фактом. Согласно официальной версии, иконописец создал ее по повелению игумена Никона, в похвалу легендарному предшественнику Никона, Сергию Радонежскому.

Дело было в монастыре, позже получившем название Троице-Сергиевой Лавры. А образ предназначался для нового Троицкого храма, возведенного взамен одноименной сгоревшей деревянной церкви.

Насчет года создания иконы мнения ученых расходятся – то ли 1411, то ли 1425-1427 год. Ясно одно: «Троица» сразу же заняла почетное место с правой стороны алтаря и начала служить объектом поклонения. Но главной святыней храма во все времена считались мощи преподобного Сергия Радонежского.

Андрей Рублёв. «Троица».

«Троица» неоднократно подвергалась поновлениям. Фактически поверх рублевских образов иконописцы писали новые, соответствующие современным веяниям, пусть и повторяющие изначальный сюжет. В результате рублевская «Троица» скрылась под многочисленными слоями краски.

И только в начале прошлого века, после снятия ризы и нескольких раскрытий (освобождения от более поздних слоев краски) перед восхищенными зрителями предстал шедевр Андрея Рублева таким, каким его задумывал гений.

Икона сильно пострадала от времени: она написана на деревянной доске, а это не слишком долговечная основа. Однако яркие праздничные краски, с любовью положенные кистью Рублева, до сих пор радуют глаз истинного ценителя искусства.

Где находится оригинал иконы 

После революции икону национализировали и изъяли из закрытой Троице-Сергиевой Лавры. Она поступила сначала в музей, организованный в одном из зданий бывшего монастыря, а затем – в фонд Третьяковской галереи. Там рублевская Троица пребывает постоянно, за исключением ее вынужденной эвакуации в годы Великой Отечественной войны.

А в Сергиевой Лавре ныне находится список «Троицы», написанный Николаем Барановым в прошлом веке.

Оригинальная икона помещена в специальный киот и хранится в особых условиях: для нее создан оптимальный режим температуры и влажности. И лишь раз в год, на Троицу, ее невообразимо бережно выносят в храм-музей при Третьяковке.

Представители РПЦ неоднократно поднимали вопрос о возврате «Троицы» в Лавру. Однако искусствоведы доказали, что транспортировка может нанести непоправимый ущерб шедевру православной иконописи, что уж говорить о хранении в обычных условиях. «Троица» была оставлена в Третьяковке.

Икона «Троица» в зале Третьяковской галереи

Иконография 

Приведем краткое описание Троицы в том виде, в каком нам показал ее Андрей Рублев. Сюжет иконы говорит о ветхозаветной истории, положившей начало одному из основных догматов православия.

Согласно тексту из Ветхого Завета, к Аврааму как-то пожаловали три таинственных путника. Он усадил их за стол и угостил разными яствами, за что и был удостоен откровения о рождении Исаака. Два путника вскоре удалились (согласно преданию – наказывать город грешников Содом), а один остался беседовать с будущим родоначальником еврейского народа.

На наиболее древних версиях иконы изображены мужчины-путники в реалистичном виде. На изображениях присутствуют фигуры Авраама и жены его Сары, документально передан антураж действа.

Икона Рублева выглядит несколько иначе. Художник изобразил Троицу в виде ангелов, подобных по обличью, а образов Авраама и жены его Сары в композиции нет.

Ангелы сидят за столом, на котором стоит чаша с головой жертвенного животного – отсылка к жертве Христа во имя человечества. Ангелы абсолютно одинаковы, что намекает на триединство, но за спиной каждого изображен персональный фон.

За спиной центрального ангела написано дерево (Древо Жизни, аллегорическое изображение потерянного рая). Обычно этот образ отождествляется с Богом-Отцом. За спиной ангела, сидящего слева – храм (символ Святого духа), восседающего справа – гора (символ Голгофы и подвига Иисуса Христа). Тем не менее существуют и другие трактовки глубочайшей символики образа.

Изображены будто объединены в незримый круг. А за столом есть свободное место, куда мысленно садится смотрящий на икону. Это символ приглашения, адресованного каждому из нас: любому найдется место за столом рядом с Богом.

Таким образом получается, что за столом изображены не персонифицированные Отец, Сын и Святой Дух, а символизирующие их ангелы. Художник дает визуальные подсказки, но зрителю предлагается понять самостоятельно, кто есть кто из этих ангелов.

Значение иконы Святой Троицы 

Этот образ означает, прежде всего, визуализацию идеи о триединстве Бога. Живоначальная троица – это нечто единое и целое, что и является одним из базовых догматов христианства.

Как уже было сказано выше, существует множество образов этого типа, от реалистичных до насквозь символических. Многие из них не признаются каноническими и, с точки зрения официальной церкви, представляют собой просто картины на религиозную тематику. Да что там говорить, если даже рублевская «Троица» по сей день вызывает массу теологических споров!

Тем не менее основной смысл иконы, какими бы средствами он ни был передан, остается неизменным: триединство Бога. А среди множества дополнительных смыслов можно выделить еще один, важный для каждого верующего: для каждого из нас открыта дорога в Царствие Небесное.

В чем помогает образ верующим 

Этот образ не столь популярен среди верующих, как иконы Спасителя, Божией Матери и даже особо почитаемых святых (например, преподобного Николая), Тем не менее образ «Троицы» есть во многих храмах и домах верующих, а Троицкие храмы построены практически во всех крупных городах России.

Искренняя молитва иконе помогает:

  • укрепить здоровье, избавиться от болезней и зависимостей;
  • получить подсказку в нелегкой жизненной ситуации;
  • укрепиться в вере и встать на путь благочестия;
  • утешиться после тяжелой потери;
  • получить исполнение самого заветного желания (разумеется, если оно направлено не во зло).

Наиболее сильные молитвы у тех, кто крепок верой. Перед тем как просить чего-то у Животворящей Троицы, желательно выдержать пост, исповедоваться и принять причастие – словом, максимально очиститься перед лицом Господа.

Серебряная подвеска «Пресвятая троица»

Самым значимым чудом в истории иконы считается помощь Ивану Грозному при взятии Казани. Перед отправкой войск в сердце ханства Иоанн Васильевич повелел провести молебен в Троице-Сергиевой Лавре. А после падения считавшейся недоступной твердыни монарх долго молился иконе лично, вознося хвалу Троице. Тогда-то образ и получил свою первую драгоценную ризу.

Празднование дня иконы 

К сожалению, икона Троицы так и не получила собственного праздника. Скорее всего, это связано с неоднозначным отношением православного духовенства к этому графическому отображению Божественного триединства.

Однако существует большой церковный праздник – День Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда и альтернативное название – Пятидесятница).

Считается, что в этот день человечеству открылась истина о триединстве Бога. Правда, связывают его не с ветхозаветным, а евангельским событием. В этот день произошло сошествие Святого Духа на апостолов.

В соответствии с Ветхим Заветом и Пятикнижием, в этот день пророк Моисей на горе Синай получил Скрижали. В них содержались десять заповедей Божьих, по которым должен жить богопослушный еврей (а позже – и христианин).

Другие известные иконы Святой Троицы 

Шедевр Рублева – самая известная, но далеко не единственная из старинных икон Святой Троицы. Этот образ неоднократно писали до и после него, да и икона Рублева получила многочисленные списки, порой далекие от прототипа.

Например, известна так называемая Зырянская икона, написанная еще в XIV столетии предположительно просветителем Стефаном Пермским. Гению удалось передать основную идею триединства Бога в наиболее доступной для темных язычников, коими тогда были зыряне (коми-пермяки), форме. Сюжет иконы вполне классический (как на образе Рублева), а изображение дополнено цитатой из Ветхого Завета, переведенной на зырянский язык.

Примерно к тому же периоду относится образ Троицы Феофана Грека, правда, это не икона, а фреска в церкви Спаса Преображения в Новгороде. В этой работе наблюдается явное главенство одного из ангелов (скорее всего, символизирующего Бога Отца), присутствует изображение Сары. Явно был и Авраам, но его изображение обвалилось вместе со штукатуркой.

Феофан Грек. Фреска «Троица».

Икона Симона Ушакова написана значительно позднее, уже в XVII столетии. Она фактически дублирует сюжет творения Рублева, но с некоторыми коррективами, приближающими ее к светской живописи. Гора уже не символизирует Голгофу или Синайскую гору (в зависимости от трактовки), Божий храм превращен в нечто античное, а голова жертвенного тельца в чаше заменена роскошной сервировкой.

Как правильно молиться образу, где разместить икону в доме

По православным традициям следует вешать иконы по восточной стороне жилища, но если места там недостаточно, можно разместить домашний алтарь и на любой другой стене. Лучше, если рядом не будет бытовой техники, мирских книг и картин.

В домашнем иконостасе «Троицу» обычно размещают над центральным образом Спасителя. При желании можно приобрести иконку для автомобиля или личного пользования. А можно купить браслет или кулон с изображением Животворящей.

Тексты молитв 

Существует множество канонических молитв Святой Троице, как просящих, так и благодарственных. Учить их наизусть не обязательно (хоть и желательно), можно внимательно и почтительно читать текст с листа или брошюры.

Конечно, Бог слышит и искренние молитвы, произнесенные своими словами, однако ими лучше не заменять, а дополнять канонические тексты.

Благодарственно-величальная молитва на праздник Троицы

Во имя Отца-Бога, Сына и Духа Святаго молим о всепрощении и помиловании в день светлый и праздничный. Трижды Единый Отец наш небесный, возносим слова радости в этот праздничный день, находимся в доме Твоем и кланяемся образам в надежде на наставление и избавление от болезней и грехов, наши души отягощающих. Провозглашаем веру истинную да передаем из уст в уста слова благодарности за жизни наши в добре и милости Твоей. Молимся за каждого на земле живущего, под Твоим взором обитающего. Благослови, Господи, на жизнь праведную в милости и благости. Дай нам, Боже, прожить ее в почитании Тебя да в воспитании детей по заветам Твоим неоспоримым и единственно праведным. Аминь.

Молитва о здравии и исцелении

О премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и примерные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.
Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.

Молитва об исполнении желаний

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

Следует помнить, что икона Троицы – это не картина и не оберег. Это священная реликвия, предназначенная для общения с Богом. Ее точно не стоит вешать на стену просто для красоты, да и чудеса святой образ будет являть только тогда, когда молящийся глубоко и беззаветно верует в Бога!

Объяснение иконы Андрея Рублева «Святая Троица»!

В высшей степени творческое произведение Андрея Рублева « Троица » (по-русски «Троица») восходит к вершине иконографической традиции, насчитывающей более тысячи лет. Как вы могли догадаться, это тринитарная интерпретация Быт. 18:1-16, эпизода, в котором «трое мужчин» посещают Авраама и Сарру и обещают им сына.

Хотя ни один христианин никогда официально не отрицает важность Троицы, всегда полезно задаться вопросом, оказывает ли это значение влияние на нашу повседневную жизнь, как должно. Однажды я услышал рассказ профессора богословия, который спросил своих студентов: «Если бы я сказал вам сегодня, что мы открыли новые тексты Библии и Отцов Церкви, которые открывают, что наш Единый Бог на самом деле есть два человека а не три , как бы вы отреагировали? Что изменится в вашей жизни?»

Если Святая Троица всего лишь предмет абстрактных богословских споров, то такое изменение мало что изменит в вашей жизни. Если же Святая Троица является для нас не просто понятием, а указанием на наши живые отношения с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Святым Духом, то, отвечая на вопрос, мы должны выпрыгивать из наших стульев, чтобы защитить трех Людей, которых мы знаем и любим!

Таким образом, помимо объяснения Троицы, в сегодняшнем посте я хотел бы попытаться пригласить вас каким-то образом открыться и  испытать  тот факт, что Отец, Сын и Святой Дух действительно реально и настойчиво призывают нас к участию в их любящем общении. 1. Желание Бога Вместо этого, прежде чем пытаться понять Троицу, мы должны желание Троица.

По словам Оливера Клемана: «Бог есть абсолютная красота, потому что он есть абсолютное личное существование. Таким образом, он пробуждает наши желания, освобождает их и притягивает к себе». Всякий раз, говоря о желании, мы всегда должны помнить, что это Бог первым возжелал (и продолжает желать) нас, и наше собственное желание исходит от Него.

Таким образом, всякая духовная жизнь начинается с усиления этого желания, с разжиганием пламени, с просьбой к Святому Духу заставить его гореть. «Блажен человек, чье стремление к Богу стало подобно страсти любящего к возлюбленному». (Джон Климакус)

Снова Клеман:

«Дело не в том, чтобы думать о Троице, а в ей, исходя из Троицы как незыблемой основы всей христианской мысли».

2. Нехудожественная обратная перспектива

На первый взгляд, плоские стороны, прямоугольные края и общая перспектива этой иконы находятся в явном противоречии с правилами линейной перспективы. Для тех, кто привык к более реалистичному изображению, это может быть расценено как некая форма «грубо безграмотного рисунка».

То, что мы рассматриваем, — это распространенная техника в иконах, называемая обратной перспективой. Наглядно говоря, это означает, что объекты, находящиеся дальше от плоскости просмотра (см. изображение ниже), отображаются как более крупные, а более близкие объекты — как меньшие. Линии, которые параллельны в трехмерном пространстве, рисуются расходящимися относительно горизонта, а не перекрывающими, как в линейной перспективе (Википедия). Таким образом, многие объекты кажутся странно искаженными.

Вот два других изображения, которые могут помочь в понимании:

«На снимках выше фокальной точкой является красная звезда. Слева — линейная перспектива. Здесь линии схождения окружают зрителя и сходятся в фокусе «внутри» картины. Это создает эффект, с которым мы все знакомы при взгляде на картины, ощущение взгляда «сквозь» картину, как если бы вы смотрели в окно. Справа — обратная перспектива. Фокусная точка находится «вне» изображения, размещена на наблюдателе. Линии картины отходят от картины, чтобы сойтись на зрителе». (Экспериментальное богословие)

Гораздо больше, чем художественная техника, эта перспектива, если мы открыты для нее, служит наставником в школе христианского взгляда на реальность. По словам Бунге:

«Как и церковная проповедь слова, иконопись опирается на свои принципы. Она сознательно подчиняется своим собственным правилам и тем самым отказывается от многого, что необходимо для профанной живописи.

Таким образом, он отвергает то, что мир считает естественным, или центральную перспективу , которая выходит с точки зрения смотрящего, и выбирает то, что можно считать нехудожественной обратной перспективой, которая заставляет смотрящего отказаться от своей собственной точки зрения, своего смысла. расстояния».

Проще говоря, значок предлагает перспективу, в которой мы , а не  центр. Не мы подчиняем реальность — прежде всего, Божественную Реальность — своим собственным критериям, а мы добровольно подчиняем себя огромной и завораживающей красоте единственного истинного Бога, явившегося в Иисусе Христе.

Не мы освещаем Бога, а наоборот. И именно эту динамику мы наблюдаем на этой иконке:

«Точно так же формы и предметы не освещаются извне, а имеют свой собственный источник света внутри себя».

Ключевым духовным отношением во всем этом является открытость; мы не должны пытаться форсировать события, а должны позволить Святому Духу направлять нас в «развертывании откровения» в учении Церкви.

3. Контекст: Праздник Пятидесятницы

Во времена сверхспециализации и селфи мы склонны концентрироваться на частном и забывать о целом. Несмотря на то, что в некоторых смыслах это полезно, мы можем легко упустить из виду общую картину и в конечном итоге прибегнуть к насилию по отношению к частному, особенно когда речь идет о вопросах веры. Каждая истина веры тесно переплетена и может быть полностью понята только в теле как целом (здесь мы могли бы говорить о Analogia fidei или «аналогия веры», что означает согласованность истин веры между собой (Cfr CCC 114)).

При взгляде на любую икону нельзя забывать, что ее «место» — не галерея (в данном случае Третьяковская галерея в Москве). Его дом – литургия. Бунге объясняет, что:

«Каждая икона этого формата имеет не только свое определенное место в церковном здании, но и свое место в церковном году. в случае  Troista г., место его в храме справа от центральных дверей иконостаса, а место его в церковном году – праздник Пятидесятницы».

Связь этой иконы с Пятидесятницей имеет место прежде всего в Русской Православной Церкви (я думаю). Праздник, празднующий сошествие Святого Духа, понимается как полнота откровения триединого Бога. Когда и где именно произошел этот переход, остается предметом споров. Тем не менее ясно, что Святая Троица в образе трех ангельских посетителей Авраама стала праздничной иконой Пятидесятницы. Посмотрите на правую сторону двери на картинке ниже:

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры

Изображение из Оларомы

Вещее предзнаменование

Благоразумие рекомендует обратить внимание на тот факт, что в Новом Завете Отец и Сын остаются скрытыми за знаками или символами, такими как «голос» или «голубь». Внутренняя работа и динамика между Тремя Лицами, конечно, тайна тайн и совершенно неизвестна нам. Таким образом, созерцая эмблемы и священные знаки Ветхого Завета, мы не ищем, чтобы они раскрывали Святую Троицу как таковую, а скорее служили бы

«пророческое предзнаменование того, как божественные личности делаются доступными теперь для верующих, да и только для них». То, что изображено, есть, следовательно, только — и то «в образе» — экономическая Троица; это для нас».

4. Троица едина

Катехизис 253 ясно говорит:  Троица едина . Мы исповедуем не трех богов, а одного Бога в трех лицах, «единосущную Троицу». 83  Божественные личности не разделяют между собой единую божественность, но каждая из них является Богом целиком и полностью. По словам Четвертого Латеранского Собора (1215 г.): «Каждое из лиц есть эта высшая реальность, а именно божественная субстанция, сущность или природа.

Символизируя тот факт, что три божественные личности равносущны, мы видим:

– Все три ангела одинаковы по форме и размеру

– Все трое несут в руках одинаковые посохи

– Все трое сидят на тот же тип трона

— Каждая фигурка одета в одни и те же типы одежды — хитон и гиматий — которые индивидуально различны.

– Характерный тон одежды работает с ограниченной палитрой цветов: фиолетовый, бледно-зеленый и один общий для всех трех цвет – насыщенный синий.

5. Божественные личности действительно отличаются друг от друга.

Катехизис продолжает в номере 254 объяснение: « божественных личности действительно отличаются друг от друга . Бог один, но не один». «Отец», «Сын», «Святой Дух» — это не просто имена, обозначающие модальности божественного бытия, ибо они действительно отличны друг от друга. Они отличаются друг от друга отношениями происхождения: «Отец рождает, Сын рождает, а Дух Святой исходит». Божественное Единство Триедино.

 Монархия Отца

В то время как традиционные иконы этого эпизода обычно подчеркивали центрального ангела (Сына) своим фронтальным положением и часто размером, здесь Рублев делает нечто иное:

Центральный ангел и тот, что справа, склоняются к тому, что слева, и смотрят на него, в то время как тот, что слева, смотрит на того, кто справа, что указывает на родство между тремя людьми.

Таким образом, именно ангел слева становится центром отношений. Это следует восточной традиции, которая считала источником единства и Божества не сущность, стоящую за лицами, а личность Отца.

Ангел слева – Отец

Говоря об иконах, на самом деле никто не говорит, что он «написал» икону. Они «пишутся» и «читаются» слева направо. Давайте теперь посмотрим на каждого отдельного ангела, начиная слева, и попытаемся распознать отдельные аспекты. Мы можем отличить ангела слева от других, увидев, что:

— Он один сидит прямо, а два других наклонены к нему.

— Видя, что Отец по-прежнему невидим для нас, Его форма почти полностью скрыта, позволяя нам лишь мельком увидеть сияющую синеву (символ божественности) Его хитон . Мы можем только надеяться увидеть его «сзади» через красоту и мудрость Его творения, которое здесь представлено мантией. Мантия имеет королевские цвета: золотой и красный с зеленоватым отблеском, символ жизни.

– Обе руки крепко сжимают посох, направленный к земле. Вся власть на небе и на земле принадлежит Ему.

– Дом, возвышающийся сразу за ним, указывает на Отца, ибо «в доме Отца Моего много комнат» (Ин. 14:2). это тоже символ гостеприимства , видя, что Авраам и Сарра были вознаграждены за оказанное гостеприимство. Что это говорит нам о важности гостеприимства?

Ангел посредине – Сын

На иконе мы можем обнаружить следующие отличительные черты сына:

– Он носит темно-фиолетовый  хитон , украшенный двумя – одна из которых видна – полосы обработаны золотом. Дорогой пурпур и золото символизируют его «помазанник Божий», царя и пророка в одном лице. Красновато-коричневый цвет представляет землю и, следовательно, его человечность. Христос полностью Бог и полностью человек.

— В то время как лазурно-голубой хитон Отца едва виден, преобладает цвет ангела, представляющего Сына. Это потому, что именно Иисус-Сын явил Свою «славу», которую Он имеет как «Единородный от Отца». Ученики видели и прикасались к этому (Ин 1, 14), и миссия каждого ученика — свидетельствовать об этом факте.

— Дерево, которое растет позади Сына, является символом как Древа Жизни (из Бытия), так и Древа Креста. На Кресте сын превращает это дерево смерти в дерево жизни, плоды которого передаются нам через наше крещение Святым Духом.

Будем всегда помнить, что и мы призваны следовать за Христом по парадоксальному крестному пути, несущему страдания этого мира и позволяющему этому Духом Святым преобразиться в новую жизнь.

Ангел справа – Святой Дух

Святой Дух всегда сложно изобразить. В то время как его личное существо было раскрыто, его лицо не было раскрыто. Единственное, что мы знаем о нем, это его отношение к Отцу и Сыну.

– Подобно Сыну, Святой Дух склоняется к Отцу, от которого Он исходит по учению Библии (Ин. 15:26).

— Как и Сын, хламида носится так, что рука остается свободной. Здесь вместо правой руки — левая. Те следуют линии мышления, предложенной св. Иринеем , который сказал, что Сын и Дух в равной степени являются двумя «руками» Отца, через которые Он все производит.

– Как сын ясно видна небесная лазурь.

– Мы также обнаруживаем в его хламиде бледно-зеленый цвет, который, по крайней мере, в России является литургическим цветом Пятидесятницы. Здесь идея состоит в том, что зеленый представляет новую жизнь в Духе, который является «Подателем жизни» и Который передает и преображает нашу жизнь через наше крещение. Такой же бледно-зеленый цвет мы видим на земле, на которой оказались все три фигуры.

— Наконец, позади ангела мы видим выступающий камень. Подобно Сыну и Святому Духу, кажется, что скала склоняется перед властью и славой Отца. Нас приглашают сделать то же самое.

— Камень можно понимать как символ земли, чье «лицо обновляется Духом». Более ранние копии иконы показывают, что скала изначально была треснутой, что наводит нас на мысль о скале, которая была расколота посохом Моисея, в результате чего из нее потекла живая вода (Исх 17.6).

– Скала/гора также является привилегированным местом для встречи с Богом. Там небо и земля обнимаются, как это было, когда Моисей встретился с Богом на горе. Это место часто бывает труднодоступным, требующим определенной тишины, аскетизма и отказа от повседневных удобств, которые предлагает нам мир и его рутина. Нам всем нужно следить за этими «горами» в нашей жизни.

6. Позы и жесты

Оригинальная картина

За прошедшие годы копировщики и ретушеры значительно изменились. Первоначально рука Сына указывала на Святого Духа, а не на благословляющий жест, который мы видим сейчас (Бунге говорит, что он видел то, что он считает оригинальным жестом в более старых копиях). Правая рука Сына как бы указывала на чашу; но в то же время он указывает за пределы, к Духу.

Таким образом, внимание художника больше было направлено на Дух. Это подтверждается позой и жестом Отца, когда он смотрит на Духа, к которому обращена его правая рука, поднятая в благословении. Дух также, кажется, подтверждает это тем фактом, что он смиренно склоняет голову перед Отцом. Его правая рука, кажется, тоже хочет подчеркнуть это движение.

Решающий момент для нашего спасения

Помимо соображений Бунге, мне лично нравятся те, кто интерпретирует эту сцену как момент, когда Отец решил послать Сына через Святого Духа, чтобы спасти человечество (нас).

Как мы видим на изображении ниже, именно Отец, который стоит у истоков всего этого, зовет сына и указывает на жертвенную чашу в центре стола. Сын постигает волю Отца (стать человеку хлебом жизни) и принимает, склоняя голову и благословляя чашу.

Святой Дух, также известный как Утешитель, также принимает волю Отца. Он кладет руку на стол и смотрит на Отца, показывая свое послушание Сыну (никто не может призывать «Иисуса Христа» без Святого Духа) и Его доверчивую преданность Отцу.

7. Символ Жертвоприношения

При внимательном наблюдении можно заметить, что средний ангел кажется помещенным в форму чаши, контуры которой образованы двумя другими ангелами. Подобно только что упомянутому размышлению, здесь мы видим, что акт спасения является актом Святой Троицы. Как заметил однажды в 1816 году Филарет, митрополит Московский:0005

Чаша, точка слияния трех, содержит в себе тайну любви распинающего Отца, любви распинаемого Сына и любви Святого Духа, торжествующего силой креста.

Хотя три фигуры образуют круг, он не замкнут сам по себе. Это круг общения, который открывается и предлагает место для другого. Хотя их взгляды направлены друг на друга, из-за обратной перспективы лица также каким-то образом обращены к наблюдателю. Таким образом, зритель (то есть вы и я) приглашается и приветствуется для участия в качестве четвертого звена в этой мистической цепи.

8. Алтарь и Евхаристия

Как мы только что видели, в этом тринитарном круге любви всегда есть место для другого и открытое пространство, в котором мы приглашены не только наблюдать, но и участвовать.

В центре сцены есть стол/альтер, где мы также видим маленькую коробку/окно. Это место, где хранятся мощи мучеников.

Когда мы спрашиваем себя, как мы призваны к участию, здесь и сейчас , икона приглашает нас принять участие в совершении Евхаристии (алтарь) и прожить свою жизнь как мученики, как свидетели воскресения, которые, следуя школе Иисуса, готовы отдать свою жизнь за других и за вера.

Для этого поста я следил за презентацией Габриэля Бунге в его книге «Рублевская троица».

Я также проконсультировался и использовал изображения из PDF-файла, предложенного Parrocchia di San Giorgio.

Дополнительные католические ресурсы

 

Литания доверия | Старшая Фаустина Мария Пиа, Сестра Жизни

«Я жажду тебя» – письмо Матери Терезы

Месса никогда не будет прежней после того, как ты увидишь это

Ответы на все твои вопросы о поклонении… Что это такое? Как мне идти? Что я делаю? И более!

26 католических книг, которые вы должны прочитать

Как молиться Розарием? Пошаговое наглядное руководство

по Will Wright | 7 ноября 2022 г. | Вера и жизнь, История Церкви, 9 ноября0005

Примечание автора: вы думаете покончить с собой? — Пожалуйста, позвоните или напишите 988, прежде чем делать что-либо еще! Всегда есть надежда и всегда лучшая жизнь не за горами! Ты не одинок. Смерть — часть нашей падшей реальности Люди не…

Люка Брауна, LPCC | 3 ноября 2022 г. | Исповедь, Евангелия, Грех

Евангелие от Луки 20:27-38 Некоторые саддукеи, те, кто отрицает воскресение, выступили вперед и задали этот вопрос Иисусу, говоря: «Учитель, Моисей написал для нас: если чей-то брат умрет оставив жену, но не имея детей, его брат должен взять жену и воспитать…

по Will Wright | 2 ноября 2022 г. | Праздники и сезонные праздники, октябрь

День Всех Святых отмечается каждый год 1 ноября и является священным днем ​​для католиков латинского обряда. На следующий день, 2 ноября, отмечается День поминовения усопших. Что это? В чем разница между ними? Для начала нам действительно нужно исследовать…

Дана Найгаард | 31 октября 2022 г. | Книги | Наши любимые католические книги для чтения, семья, брак

«Ну, дети всегда на первом месте» — это замечание звучит эхом в кабинетах слишком многих брачных терапевтов. Представьте, если бы их свадебные клятвы были такими: «Я, Джон, беру тебя, Джейн, в мои любимые жены. Обещаю бездействовать, но с глубокой душевной болью…

по гостевому сообщению | 29 октября 2022 г. | Обзоры фильмов и рекомендации

«Мы два странных одиноких ребенка, тянущихся к вечности». -Полковник Том Паркер Элвис – имя нарицательное для большинства людей, хоть что-то смыслящих в поп-культуре. Все слышали об Элвисе, но мало кто, я думаю, слышал о полковнике Томе Паркере. Прежде чем я…

по Will Wright | 27 октября 2022 г. | Праздники и сезонные праздники, история церкви

Дневниковая запись аббата Келлса, Ирландия — 3 ноября 1012 г. Самайн (произносится как «свинья») был здесь пару дней назад. Кельты празднуют этот день как начало нового года каждое 1 ноября. Лето подходило к концу, и начинался сбор урожая.

Люка Брауна, LPCC | 26 октября 2022 г. | Евангелия, любовь и взаимоотношения

Евангелие от Луки 19:1-10 В то время Иисус пришел в Иерихон и намеревался пройти через город. Там был человек по имени Закхей, начальник мытарей и человек богатый, хотел увидеть, кто такой Иисус, но не мог видеть Его из-за толпы, ибо он. ..

о. Тимоти В. Ваверек | 24 октября 2022 г. | Книги | Наши любимые католические книги для чтения, Католическая церковь

Иисус призывает своих учеников «Покайтесь и веруйте в Евангелие», чтобы обрести спасение в Царстве Божием (см. Мк. 1:15). Но что такое покаяние (метанойя по-гречески) и почему оно необходимо для спасения? Эти вопросы ведут нас в самое сердце…

Люка Брауна, LPCC | 19 октября 2022 г. | Вера и жизнь, Евангелия, любовь и взаимоотношения

Евангелие от Луки 18:9-14 Иисус обратился с этой притчей к тем, кто был уверен в своей праведности и презирал всех остальных». Фарисей, а другой был сборщиком налогов. Фарисей занял свое место…

по Will Wright | 17 октября 2022 г. | Евангелизация, месса

Мирские литургические служения в обычной форме латинского обряда, есть несколько мирских литургических служений, которые заслуживают подробного изучения. В последние десятилетия было много путаницы в отношении некоторых из этих служений. Эта статья вряд ли…

Икона Святой Троицы, Андрей Рублев: анализ, иконография

ОЦЕНКА ИСКУССТВА
Для анализа икон
новгородских или московских
художников, таких как Рублев, см.
наши образовательные статьи:
Оценка искусства и
Как оценивать картины.

Икона Святой Троицы (также известная как «Икона
Гостеприимство Авраама») — панно
картина, созданная Андреем Рублевым (ок. 1360-1430) в начале 15 в.
век. Наверное, самый известный из всех русских религиозных
живописи, она представляет собой одну из вершин русской
искусство эпохи позднего средневековья. Он был написан между 1411 и 1425 годами.
монаха-художника Андрея Рублева для Троице-Сергиева монастыря.
Этот монастырь — находится в городе Сергиев Посад, примерно в 40 верстах
к северо-востоку от Москвы — основан в 1345 году преподобным Сергием Радонежским,
и остается важнейшим русским монастырем, а также духовным
сердце Русской Православной Церкви.

В 1551 году Собор Русской Православной Церкви
«Стоглав» размышлял над вопросом об иконах, которые через несколько столетий
раньше так практиковали византийские
искусство средневековья. Стремясь определить свою иконографическую
канонов, Собор объявил Свято-Троицкую икону , работы Рублева,
быть идеальным средневековым
живопись своего типа и образец для всех православных русских
художники.

 

Иконография

Живописные и технические качества
Икона Святой Троицы , безусловно, достойна восхищения и едва ли может
совершенствоваться как модель. Так что хотя бы по этой причине такая похвала
едва ли можно удивить. Но то, что покорило монахов, было чем-то более глубоким.
и, кроме того, более конкретно православный: произведение показывает идеальное выражение
Бога без представления Бога. В иконе Троицы мы
в присутствии Бога, но мы не видим его; мы его не понимаем.
Рублев основывал свою работу на эпизоде ​​из Библии (Бытие 18:2-15), который
относится к визиту трех таинственных путешественников, которые сообщают
стареющий Авраам и его жена Сарра, чье гостеприимство они разделяют,
скоро у них родится сын. На самом деле эти три ангела являются ипостасями
Единого Бога, то есть они представляют три личности
Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все
три фигуры, изображенные здесь, обладают идентичными чертами. Это не
ошибка: три Лица Троицы тождественны, каждое исполняет
свою особую роль.

На картине Рублева ангел на
левый представляет Отца, тот, что посередине, Сына, а тот,
справа Святой Дух, а те, что в центре и справа
повернуть головы в сторону того, что слева, он стоит неподвижно,
поскольку Отец есть исходный принцип, из которого все происходит.
Все трое благословляют чашу, в которой находится жертвенный телец,
готовы к еде. Телец означает смерть Христа Спасителя на
крест, а приготовление его в пищу представляет таинство Евхаристии.
Каждый ангел держит в нежной руке тонкий посох как символ своей
Божественная сила. Объединяющая симметрия кротких, но благородных фигур смягчается.
тонким использованием формы и цвета, в то время как оттенки золота и апельсина
омойте сцену теплом и светом, которые усиливают ее духовный резонанс.
В их деликатности нет ничего наивного или упрощенческого, ничего однообразного.
в близком сходстве между ангелами. Их духовность пронизывает
картину, как они сидят в состоянии неподвижного созерцания с их
миндалевидные глаза таинственно устремлены на неведомый нам мир, мир
откуда эти духовные создания, посетившие землю лишь на миг,
перевести дыхание.

За ними находится: (1) дом (предположительно
дом Авраама), символизирующий место вечного спасения; (2) дерево
(Дуб Мамре), символизирующий Древо Жизни; и (3) гора,
символизирующий гору Фавор, где во время Преображения явился Святой Дух
Христа. Синий цвет, который носят фигуры, — это божественный. в
в центре картины стоит чаша спасения. Прямоугольник на
передняя часть стола символизирует космос. Композиция произведения
круговой, то есть без начала, без конца, без иерархии.

Гениальность Рублева заключалась в его решении
отказаться от большинства традиционных элементов, присутствующих в изображении
об истории гостеприимства Авраама и Сарры. Он не показывает Авраама,
или Сарра, или заклание теленка, и он не показывает никаких подробностей о
еда. И ангелы показаны разговаривающими, а не едящими. Рублев заставляет молчать
общение трех ангелов центр композиции и суть
Троицы. Это идеальное представление Бога, фактически без Бога.
быть представленным.

Для других русских православных иконописцев,
см.: Феофан
Грек (ок. 1340-1410), основатель Новгородской
Школа иконописи (ок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts