Икона божией матери не рыдай мене мати: Икона Божьей Матери «Не Рыдай Мене Мати» («Оплакивание Христа»)

Разное

Икона Не рыдай мене мати



Иконография восточно-христианского искусства

Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

  • Главная
  • Церковные иконы
  • Не рыдай мене мати

Скачать файл


Размер:

31,1х 26,6


Автор:

нет данных


Материал:

дерево, левкас, темпера


Персоналии:

Спаситель, Богоматерь


Уточняющая датировка:

19 в. Середина — вторая половина


Век:

19


Страна:

Россия


Место хранения:

Государственный Исторический музей, Москва


Иконография, категория:

Страстной и Пасхальный циклы


Тип изображения:

Оглавное или оплечное

Иконографическая справка

Иконография Христа во гробе возникла в Византии не позднее XII в. В гре­ческой традиции получила название Acra Tapeinosis (Высшее умале­ние, — греч. ), в русской — «Уныние, или Смирение нашего Господа», позднее — «Не рыдай Мене Мати». Это оплечный или поясной образ мертвого Спасителя, стоящего во гробе, с закрытыми глазами и со скрещенными на груди руками, со следами кровавых ран на груди и руках. Христос представлен на фоне креста.

Позднее композиция усложнилась: по сторонам добавились полуфигуры Бо­гоматери и Иоанна Богослова, предстоящих Христу, как в «Распятии». С XVI в. появляется новый вариант иконографии, получивший название «Не рыдай Мене Мати», в котором Мария не предстоит Христу, а приникает к Его лику, как в «По­ложении во гроб», обнимая и поддерживая Его тело. Этот извод и представлен на данной иконе.

Название иконографии дали первые слова канона утрени Великой субботы: «Не рыдай Мене Мати, зряще во гробе…». Подобные образа выносились для по­клонения во время богослужения Великой субботы и служили напоминанием о крестных страданиях Спасителя.

Происхождение

Неизвестно

Библиография


Образ Богородицы. Иконы XVI-начала XX века

Не рыдай Мене, Мати [ИПП-1316]

«Не рыдай Мене Мати». Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей, поэтому иногда ее именуют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета». Такой стиль иконографии пришел к нам из Византии, а первые образцы подобных икон встречаются с XII века. К эпохе Иоанна IV Грозного данный иконографический образ появляется и в России.Этот образ возлагался на аналой во время Богослужения только один раз в год, в Cтрастную пятницу. В наше время в некоторых храмах это изображение возлагается в центре храма на все будничные дни Великого поста или в дни чтения Великого покаянного канона, составленного преподобным Андреем Критским. Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского, который читается на повечерии Великой Пятницы, послужившего также, одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Этот канон исполнен необычайной силой присутствия и прямого участия в сопереживании Пречистой Деве Марии.Этот чудный образ напоминает нам , какой ценой мы получили Спасение, и о том, что мы своими грехами продолжаем распинать Христа, но Он ждёт нашего возвращения, дабы воскресить нас от пустоты греха.

Изготовитель:

Иконописные мастерские Псково-Печерского монастыря

Размеры:

13×16 см

Основа:

Плоская доска из лиственных пород древесины

Золочение:

Золочение частичное (имитация/поталь)

Артикул

:

ИПП-1316

Материал:

  • Дерево

Техника исполнения

:

  • Ручная работа

Материалы:

  • Темпера
  • Лак
  • Левкас (меловой)

Материал золочения:

  • Поталь (сплав)

Площадь золочения:

  • Золочение частичное (имитация/поталь)

Дополнительно

:

  • Удобное крепление на стену

Размеры (ШxВxГ):

13x16x2 см.

Вес:

220 гр.

Высота:

16см

Ширина:

13см

Иконы ручной работы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря изготавливаются вручную по авторской технологии в монастырской мастерской. Иконы выполнены на деревянных досках из лиственных пород древесины, в зависимости от размера укрепляются поперечными шпонками. Далее на доски наносится левкас с паволокой*, после чего на подготовленную доску по авторской технике наносится основное изображение высококачественными пигментными красками, стойкими к выцветанию. В дальнейшем икона переходит к мастеру позолотчику который покрывает икону позолотой из натурального золота** и передает икону иконописцу который завершает образ и подписывает икону.

* на плоских (малых, средних) иконах используется укрепленный левкас без паволоки

** в зависимости от типа иконы сусальное золото может быть заменено на имитацию

Мастерские Псково-Печерского монастыря стремятся не только к эстетическому и технологическому совершенству процесса создания иконы. Неотъемлемой основой древнего искусства иконописи, с давних времен является молитва и стремление к чистоте тела и духа, вовлеченность в церковную жизнь. Эти древние принципы иконописания мы, нашими скромными силами стремимся воплотить и в настоящее время. Вдохновляясь образом Святых и Старцев Псковской земли, стремимся следовать путем христианской жизни и не только в стенах церкви но и в трудах и заботах повседневной жизни.

Просим ваших молитв в наших трудах и благослови вас Господь!

Отзывы не найдены

Не плачь обо мне, мама

  • Описание

Монументальная икона из церковного иконостаса с изображением редкого сюжета «Не плачь о Мне Матушка».

 

В центральной части композиции доминирует монументальная фигура Девы Марии со сложенными в молитве руками. Ее длинные волосы свободно падают на плечи, лишь частично покрытые бордово-красным мафорионом . Перед ней открытый саркофаг с мертвым телом Христа; по бокам — святые Иосиф и Никодим, склонившиеся над телом Христа в окружении ангелов, наблюдающих за происходящим. На медальонах в верхних углах изображены Арам-Кристи или орудия Страстей Христовых: крест, терновый венец, копье, трость, чаша, игральная кость и лестница.

 

Название «Не плачь о Мне, Мать» отсылает к отрывку из литургии Великой Субботы, составленной Космой Майумской: «Не плачь обо мне, Матерь, видя во гробе сына, зачатого без семени во чреве «Ибо Я восстану и прославлюсь, как Бог, и вознесу во славе непрестанно тех, кто верою и любовью возвеличивает Тебя».

Вы ищете покупателя?

У нас есть активный и постоянный процесс приобретения.

Свяжитесь с нами

Чтобы быть в курсе последних новостей и идей, пожалуйста, заполните форму ниже.

  • Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы быть в курсе интересных новостей и идей.
  • Имя

    Первый

    Последний

  • Адрес электронной почты

Мы работаем только по предварительной записи. Чтобы договориться о просмотре, свяжитесь с нами.

М: +44 7866 638973
Т: +44 203 983 8383
[email protected]

Обрамление

John Davies Обрамление

John Davies Обрамление

Ружников предоставил для точных овер4 антикварных оправ40 Фражникова годы.

Страхование

Barta & Partner

Barta & Partner — это современный бизнес с традиционными ценностями, не имеющий себе равных в страховании предметов искусства и ценной частной собственности.

Доставка

Gander & White

Gander & White зарекомендовала себя как одна из ведущих компаний по доставке и установке, предоставляющая услуги арт-дилерам, частным коллекциям и музеям по всему миру.

Хранение

Gander & White

Хранилища изобразительного искусства Gander & White были спроектированы таким образом, чтобы обеспечить надежную среду для защиты деликатных и ценных произведений искусства.

Восстановление

Hamish Dewar Limited

Hamish Dewar предоставляет профессиональные, компетентные услуги по реставрации драгоценных и заветных картин, которые возвращают опыт их первоначальной красоты.

Уборка

Hamish Dewar Limited

Hamish Dewar предоставляет профессиональные, компетентные услуги по чистке драгоценных и заветных картин, которые возвращают ощущение их первоначальной красоты.

Не плачь обо мне, матушка

(Россия; восемнадцатый век)

Россия; восемнадцатый век; 31,1 x 26 см

Праздник: Страстная пятница

Иконография

Композиция посвящена моменту, когда тело Христа, снятое после смерти с креста, покоилось на руках у матери. Эта тема называется также «Пьета», взятая из «ирмоса», девятой песни канона Великой Субботы: «Не плачь о мне, Матерь, видя во гробе Сына, Которого Ты зачала без семени во чреве Твоем». . Ибо я восстану и прославлюсь, и, как Бог, я превознесу в вечной славе тех, кто возвеличивает тебя с верой и любовью».

Первые иконы этого типа появились в сакральном искусстве Византии в тринадцатом веке и быстро распространились на Балканах. Иконы этого типа не были так популярны на Руси. Они появляются в четырнадцатом-пятнадцатом веках, но получили широкое распространение только в шестнадцатом-семнадцатом веках, причем русские художники часто вдохновлялись композициями западных мастеров. Это привело к появлению множества икон, отличавшихся по своему составу в большей или меньшей степени от первоначальных византийских образцов, что видно и на этой иконе.

Под влиянием западного искусства, в отличие от оригинальных образцов, икона «Не плачь надо мной, Мать» композиционно превращается в сцену Пьеты, где стоит не Христос, поддерживаемый прижавшейся к нему Матерью, а Христос, часто пропорционально меньше, лежит на руках Матери.

  Описание иконы

На иконе изображена Богородица, держащая и нежно обнимающая тело умершего Сына. Христос лежит на руках матери, как спящий ребенок, что указывает на его уменьшенное тело. Богородица также изображается с распущенными по плечам волосами, что в восточной иконографии большая редкость. Эти два символизма переносят Марию с момента Благовещения, через детство Христа и до Его смерти. Они свидетельствуют об исполнении Закона и Пророков.

Взгляд Божией Матери устремлен со сцены на человечество. Взгляд ее несет в себе надежду, проистекающую из абсолютного созерцания Бога. Мафорион, мантия Пресвятой Богородицы, пурпурного королевского цвета. Он красный внутри в знак крови и безграничной любви. Хитон, нижнее белье, темно-синего цвета, с жемчужным кантом на шее и на муфтах. Жемчуг символизирует душевную чистоту, муфта – преданность служению Церкви.

Когда Матерь Божия стоит под крестом, по-человечески она наблюдает отрицание этих слов. Сын Ее умирает в муках, на древе креста, как каторжник, «презираемый и отверженный людьми, Муж скорбей и скорбей сведущий. И мы как бы скрыли от Него лица наши; Его презирали, и мы не уважали Его. Несомненно Он понес наши печали и понес наши печали; И все же мы считали Его пораженным, пораженным Богом и страдающим. Но Он был изранен за наши беззакония, Он был изранен за наши беззакония; Наказание за мир наш было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Исаия 53:3-5)

Момент страдания Марии при снятии тела Христова с креста сопровождается благоговением: «Се, раба Господня! Да будет мне по слову твоему». (Луки 1:38) Она произнесла эти слова с той же верой, с которой приняла то, что открыл ей ангел при Благовещении.

Какое великое и богатырское послушание явила Богородица перед «непонятными судами Божиими»! Как безоговорочно она «посвятила себя Богу», «всецело подчинив свой разум и волю» Тому, чьи «пути неизвестны» (ср. Римлянам 11:33). И в то же время, как сильна благодать в ее душе, как проницательно влияние Святого Духа, его света и его силы!

Через эту веру Богородица совершенно связана со Христом в Его смирении. Христос, «хотя и имеет божественное естество, не пристал к своему равенству с Богом, но отрекся от себя, принял естество раба, уподобился человекам». На Голгофе «смирил себя и стал послушным до смерти, даже до смерти крестной». (ср. Филиппийцам 2:5-8)

Богородица разделяет пленительную тайну этого унижения под крестом. Это, пожалуй, самый глубокий кенозис (κένωσις, пустота) веры в истории человечества. Мать испытывает сострадание к Сыну в момент его крестной смерти. В отличие от учеников, которые разошлись, ее вера была гораздо более просветленной. Христос окончательно подтвердил на Голгофе, что Он был «знамением, которому они противятся», как предсказывал пророк Симеон. Вместе с тем, однако, исполнились слова, обращенные к Богородице: «да и Тебе Самой меч пройдет душу». (Луки 2:35)

Матерь Божия принимает мёртвое тело Сына Своего со смирением, с которым приняла весть о Материнстве. Ее Сын сейчас мертв, но этот болезненный момент скрывает будущую радость от Его победы. Через страдания, крест, погребение и воскресение Христос приходит к славе и дает каждому человеку уверенность в вечной жизни. Апостол Павел пишет: «зная, что Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает. Смерть больше не имеет власти над Ним. Ибо смертью, которой Он умер, Он умер для греха раз и навсегда; но жизнь, которой Он живет, Он живет для Бога».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts