Икона вознесение христа: Икона Вознесения Господня – Православный журнал «Фома»

Разное

Икона Вознесения Господня – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 2 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Иконография праздника Вознесения Господня основана на свидетельстве трех Евангелий –
от Матфея (Мф. 28, 16–20), Марка (Мк. 16, 19) и Луки (24, 50–51), а также на тексте Книги Деяний апостолов (Деян. 1, 4–12).

Все варианты иконографии Вознесения представляют собой единую композицию с двумя центрами – Господом Иисусом Христом и Божией Матерью.

Спаситель изображается в круге голубого, синего или зеленого цвета – это символ славы Божией, в которой Христос вознесся в Царствие Отца Своего Небесного. Господь пишется сидящим на престоле, в левой руке Он держит свиток или скрижаль – символ Евангелия, правой рукой благословляет.

По бокам от круга славы изображаются два ангела, которые его поддерживают и возносятся вместе с Господом.

Икона «Вознесение Господне»

По бокам и чуть позади Богородицы пишутся фигуры еще двух ангелов, обращенных своими ликами к апостолам. Это те «мужи», о которых Священное Писание говорит следующее: «И когда они (апостолы – ред.) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10–11). В этих словах приводится пророчество о втором пришествии Спасителя для совершения Страшного суда.

Вознесение Господне. Россия. Москва. Оружейная палата. XVII в. Россия. Москва. Московский Кремль. Вознесенский монастырь

Справа и слева от Божией Матери изображаются фигуры одиннадцати апостолов (без предателя Иуды Искариота). Все апостолы пишутся в движении: кто-то смотрит вверх на небо, кто-то слушает ангелов, кто-то, опустив голову, ожидает благословения Господня.

За фигурами Богородицы, ангелов и апостолов символично (в виде скал) изображается гора Елеон, на которой и произошло Вознесение Господне.

Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение Господне. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Праздничный чин. 1420-е гг.

Андрей Рублев и Даниил. Вознесение. 1408 г.

Вознесение Господне. Беларусь. XVII в.

Вознесение Господне. Болгария. 16 век.

Вознесение Господне. Византия. XV в.

Вознесение Господне. Греция. XV в. Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований

Вознесение Господне. Греция. Крит. XV в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Вознесение Господне. Египет. Синай. XI в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины

Вознесение Господне. Италия. Венеция. Собор Святого Марка._ XII в.

Вознесение Господне. Россия. 19 век

Вознесение Господне. Россия. Москва. XVI в.

Вознесение Господне. Ярославль. Конец XVIII — начало XIX века

Вознесение. Византия. IX в. Греция. Салоники, Святая София

Вознесение. Около 1497. Собор Успения Богородицы, Кирилло-Белозерский монастырь

Вознесение. Россия. Москва. Московский Кремль. Благовещенский собор. XV в.

Вознесение. Россия. Старая Ладога. Георгиевская церковь. XII в.

Вознесение. Середина 17 века. Белорусская школа. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Другие статьи о празднике Вознесения читайте в рубрике Вознесение

Самое важное и интересное за неделю в email-рассылке журнала «Фома»

Икона Спасителя «Вознесение Господне»

Иконография

Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия Воз­не­се­ния Гос­под­ня под­чи­ня­ет­ся сле­ду­ю­щим ико­но­гра­фи­че­ским тра­ди­ци­ям.

В ниж­ней ча­сти ико­ны бы­ва­ют пред­став­ле­ны: Бо­жья Ма­терь, апо­сто­лы, ан­ге­лы Бо­жьи. В верх­ней ча­сти — воз­но­ся­щий­ся Гос­подь Ии­сус Хри­стос.

Бо­жья Ма­терь, как пра­ви­ло, пи­шет­ся в цен­тре, меж­ду апо­сто­ла­ми. Этим под­чер­ки­ва­ет­ся Её осо­бая роль в осу­ществ­ле­нии за­мыс­лов Бо­жьих, свя­зан­ных с До­мо­стро­и­тельством Спа­се­ния, Её роль в ны­неш­ней жиз­ни Церк­ви. Не­ред­ко Она бы­ва­ет пред­став­ле­на в об­ра­зе Оран­ты, с под­ня­ты­ми вверх, не­сколько раз­ве­ден­ны­ми в сто­ро­ны ру­ка­ми, что в дан­ном слу­чае сим­во­ли­зи­ру­ет Её мо­лит­вен­ное пред­сто­я­ние за лю­дей.

До­стой­но за­ме­ча­ния, что Бо­го­ро­ди­ца изоб­ра­жа­ет­ся с ним­бом, то­г­да как апо­сто­лы, ча­сто, без ним­бов. Сим зна­ме­ну­ет­ся, что в мо­мент Воз­не­се­ния Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста они ещё только ожи­да­ли со­ше­ствия на них Свя­то­го Ду­ха, как на чле­нов Церк­ви (со­сто­яв­ше­го­ся, на­пом­ним, в День Пя­ти­де­сят­ни­цы; этот День счи­та­ет­ся Днём Рож­де­ния Церк­ви). Бо­го­ро­ди­ца же изоб­ра­жа­ет­ся с ним­бом в знак Её вы­со­чай­шей свя­то­сти, в знак то­го, что Она бы­ла очи­ще­на и освя­ще­на осо­бым об­ра­зом, Свя­тым Ду­хом, в День Бла­го­ве­ще­ния, ко­г­да изъяви­ла со­гла­сие стать Ма­те­рью Бо­га по че­ло­ве­че­ско­му есте­ству (Лк.1:35).

Ан­ге­лы Бо­жьи, как не­бо­жи­те­ли, то­же пи­шут­ся с ним­ба­ми. Не­ред­ко они изоб­ра­жа­ют­ся ука­зы­ва­ю­щи­ми на Не­бо (на не­ко­то­рых ико­нах на Не­бо ука­зы­ва­ет ру­кой один из двух ан­ге­лов, рас­по­ло­жен­ных в груп­пе с апо­сто­ла­ми и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей), что со­о­т­вет­ству­ет сви­де­тельству Пи­са­ния: «И ко­г­да они смот­ре­ли на не­бо, во вре­мя вос­хож­де­ния Его, вдруг пред­ста­ли им два му­жа в бе­лой одеж­де и ска­за­ли: му­жи Га­ли­лейские! что вы сто­и­те и смот­ри­те на не­бо? Сей Ии­сус, воз­нес­ший­ся от вас на не­бо, при­дет та­ким же об­ра­зом, как вы ви­де­ли Его вос­хо­дя­щим на не­бо» (Деян. 1:10-11).

Воз­но­ся­щий­ся Гос­подь изоб­ра­жа­ет­ся в об­ла­ке Сла­вы, бла­го­слов­ля­ю­щим. Жест бла­го­сло­ве­ния мо­жет вос­при­ни­мать­ся и как бла­го­сло­ве­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и апо­сто­лов (то есть лиц, пред­став­лен­ных на ико­не), и как бла­го­сло­ве­ние ве­ру­ю­щих (бо­го­моль­цев, мо­ля­щих­ся пе­ред ико­ной) на доб­рые де­ла.

Воз­ле об­ла­ка сла­вы то­же пи­шут­ся ан­ге­лы, со­про­вож­да­ю­щие воз­но­ся­ще­го­ся Спа­си­те­ля, как Его слу­жи­те­ли.

При­ме­ча­тель­но, что на ико­нах это­го ти­па Спа­си­тель до­ста­точ­но ча­сто бы­ва­ет пред­став­лен в мень­шем мас­шта­бе, чем Его Ма­терь и апо­сто­лы. Та­кой спо­соб изоб­ра­же­ния со­о­т­вет­ству­ет пра­ви­лам пря­мой пер­спек­ти­вы, хо­тя в ико­но­гра­фии ча­сто ис­поль­зу­ет­ся прин­цип не пря­мой, а об­рат­ной пер­спек­ти­вы. Бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию это­го приё­ма сви­де­тельству­ет­ся, что Воз­не­се­ние Гос­под­не бы­ло под­лин­ным, а не ино­ска­за­тель­ным, что Гос­подь Ии­сус Хри­стос под­лин­но воз­нес­ся пре­вы­ше Не­бес.

См. также: Праздник Вознесения Господня

Развернуть

Случайный тест

Значок Вознесения | Что вы стоите и смотрите на небо?

Икона Вознесения Господня, Новгород, XV век

Сорок дней после воскресения Христова, Он был вознесен на Небеса прежде учеников, и так сорок дней после Пасхи есть Праздник Вознесения . Икона этого праздника изображает события так, как описано в книге Деяний, хотя, как и во всех святых иконах, здесь больше явлено, чем просто пересказ истории в картинках.

Из Евангелий Раббулы (6 век)

Судя по рассказам святого Луки в его Евангелии (Лк. 24:36-53) и Книге Деяний (Деян. 1:1-12), икона Вознесения соответственно древняя. Одно из самых ранних сохранившихся изображений Вознесения, полностраничная иллюстрация из Евангелий Раббулы VI века, удивительно похожа на все последующие иконы с очень небольшими вариациями. Иконы из монастыря Святой Екатерины на Синае, например, мало чем отличаются от изображений Вознесения, сделанных в VI веке, и тех, что написаны почти 600 лет спустя. Независимо от возраста и местонахождения, икона Вознесения, кажется, была «канонизирована» в самом начале церковной истории.

Само изображение характеризуется цветом: одеяния Апостолов, Божией Матери, Ангелов и Самого Христа, окруженные светом; все это подходит для самого праздника, который является одним из Двенадцати великих праздников и радостным торжеством.

В иконе есть и смятение, и покой: первый рожден мирским разумом, а второй – божественным, небесным порядком.

В Священном Писании Иисус описывается как «взятый» на небо и исчезнувший из виду за облаком. Казалось бы, вопреки этому, икона события изображает Христа во славе: в окружении мандорла (или круг) света, окруженный ангелами и одетый в сверкающие золотые одежды. Действительно, сходство между явлением Христа при Его Вознесении и явлением Христа при Его Втором пришествии поразительно:

Слева: Христос при Вознесении; Справа: Христос на Страшном Суде

Образ Христа во славе, восседающего на «радуге», взят непосредственно из Книги Откровения о Страшном Суде и Втором пришествии Иисуса Христа:

Сразу же я был в Духе; и вот, престол стоит на небе, и на престоле сидит Некто. Сидящий же был по виду подобен яспису и сердолику; и вокруг престола была радуга, по виду подобная изумруду.
(Откр. 4:2-3)

Причина, по которой Христос, возносящийся на небо, изображается так же, как и Второе пришествие Христа, заключается в словах ангелов, присутствовавших при Вознесении:

«Мужи Галилейские, почему вы стоите, глядя в небо? Сей же Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо».
(Деяния 1:11)

Итак, икона изображает Вознесение и Второе пришествие Иисуса «подобным образом». Не то, чтобы ученики ниже Христа полностью поняли эти слова.

Апостолы в замешательстве; Матерь Божия в мирной молитве

Различие между небесным миром и мирским смятением наиболее очевидно на Елеонской горе. Апостолы смотрят вверх со смесью страха и удивления, их руки машут, как оливковые деревья на горе. В центре два ангела «в белых одеждах» увещевают людей перестать смотреть на небо и вернуться в Иерусалим, чтобы получить обещанный дар Святого Духа. Между двумя ангелами стоит Богородица Мария, воздев руки в молитве, не глядя вверх, а мирно к нам. Уже осененная Святым Духом с момента зачатия Христа, Мария, кажется, понимает глубокие тайны рождения, смерти, воскресения и вознесения Своего Сына, уже надеясь на возвращение Христа. Эта надежда приносит ей божественный мир, разделяемый Иисусом Христом и ангелами: все они имеют ореолы, означающие благодать и славу Божью, тогда как у расстроенных апостолов их нет.

+

Икона Храма перед Пятидесятницей

Вознесение: Церковь до дарования Святого Духа

Пятидесятница: Церковь после дарования Святого Духа

Вознесение, а также показ историческое событие вознесения Христа, также символически изображает Церковь. Это наиболее очевидно из того, что на иконе присутствует апостол Павел, несмотря на то, что Вознесение произошло до обращения Павла (рассказанное позже в Книге Деяний).

Это внеисторическое изображение нередко встречается на святых иконах: на иконе Пятидесятницы тоже изображен Павел, так как это тоже икона Церкви. Различия и сходство между двумя праздничными иконами (праздники разделены всего 10 днями) являются преднамеренными. Перед сошествием Святого Духа Церковь приводится в некоторое замешательство из-за физического отсутствия Христа. В Пятидесятницу – силой Святого Духа – Церковь, снова представленная Апостолами, показана по порядку. И апостолы получают свои нимбы.

Но среди церковного смятения перед Пятидесятницей есть Богородица, молитвенно и мирно умоляющая Бога и надеющаяся на Его обещанное возвращение. Взирая, она увещевает нас, еще среди смятения и беспорядка мира, делать то же самое: духовно взирать на небо в молитве, ожидая возвращения Господа нашего.

Оставив на земле вещи земные, оставив в прах вещи пепла, ныне же образумимся и поднимем высоко наши глаза и умы.
Смертные, устремим наше зрение вместе с нашими чувствами к небесным вратам.
Представим себе, что мы стоим на Елеонской горе и обращаем свой взор на Искупителя, восходящего на облаке.
Ибо откуда Господь поспешил обратно на небо, там и любящий давать дары Своим Апостолам раздал,
По-отечески их лелея и утверждая, как сыновей наставляя и говоря им:
‘ Я не расстаюсь с тобой. Я с вами, и нет никого против вас».

(Песнь св. Романа Песнописца на Вознесение)

Песнопения и чтения на Вознесение (и несколько икон)

+++++

Вот так:

2 Нравится Загрузка…

Запись опубликована в рубрике Иконы Христовы, Иконы Воплощения, Святые, Богородица с пометками Ангелы, Вознесение, Великий Праздник, Иисус Христос, Богородица, Св. Павел, Св. Петр, Апостолы, Двенадцать, Богородица. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Вознесение Господне — Греческая Православная Архиепископия Америки

Введение

Праздник Вознесения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа отмечается ежегодно на сороковой день после Великого и Святого праздника Пасхи. Поскольку дата Пасхи меняется каждый год, меняется и дата праздника Вознесения. Праздник всегда отмечается в четверг.

Сам праздник напоминает, когда на сороковой день после Своего Воскресения Иисус привел Своих учеников на Елеонскую гору и, благословив их и попросив дождаться исполнения обетования Святого Духа, вознесся на небо .

Историческая справка

История Вознесения Господня, отмечаемого как один из Двенадцати великих праздников Церкви, содержится в книге Деяний Апостолов 1:3-11. Он также упоминается в Евангелиях от Марка (16:19) и Луки (24:50-53). Момент Вознесения описан в одном предложении: «Он вознесся пред глазами их на облаке, которое унесло Его из виду» (Деяния 1:9).

Последний раз Христос явился на землю через сорок дней после Своего Воскресения из мертвых. В Деяниях апостолов говорится, что ученики были в Иерусалиме. Перед ними предстал Иисус и повелел им не уходить из Иерусалима, а ждать «Обетования Отца». Он заявил: «Вы будете крещены Духом Святым через несколько дней» (Деяния 1:5).

После того, как Иисус дал эти указания, Он повел учеников на Елеонскую гору. Здесь Он поручил им быть Его свидетелями «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8). Также в это время Христос повелел ученикам «идти и научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19). Иисус также сказал им, что Он будет с ними всегда, «даже до скончания века» (Матфея 28:20).

На глазах у учеников Иисус воздел руки, благословил их и был взят с глаз их (Луки 24:51; Деяния 1:9). Им явились два ангела и спросили, почему они смотрят на небо. Тогда один из ангелов сказал: «Сей же Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким образом, каким вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11).

Икона «Праздничная»

Икона «Вознесение Господне» — радостная икона. Он окрашен яркими красками. Христос изображен возносящимся в Своей славе в мандорле. Мандорла — это рисунок миндалевидной или круглой формы. Внутри мандорлы находится фигура святого человека. Христос благословляет собрание Своей десницей. Слева от Него свиток. Свиток является символом учения. Эта икона показывает, что Господь на небесах является источником благословения. Кроме того, Иисус является источником знаний. Икона напоминает нам о том, что Христос продолжает оставаться источником учения и вести Церкви, благословляя и направляя тех, кому Он доверил свое дело.

Богородица занимает особое место в этой иконе. Она находится в центре иконы, сразу под восходящим Христом. Жест ее рук — жест молитвы. Она четко очерчена белизной одежд ангелов. Богородица изображена в очень спокойной позе. Это сильно отличается от внешнего вида Disciples. Они двигаются, разговаривают друг с другом и смотрят и указывают на небо. Вся группа, Богородица и ученики представляют Церковь.

Икона Вознесения включает тех, кто не был свидетелем Вознесения. Святой Павел показан слева от Богородицы, но мы знаем, что он не присутствовал при Вознесении. В то время святой Павел еще не верил в Иисуса. Но он стал христианином и одним из величайших апостолов и миссионеров Церкви.

Икона выражает владычество Христа над Его Церковью; Он ее Глава, ее проводник, ее источник вдохновения и обучения; оно получает свое поручение и служение от Него и исполняет его в силе Святого Духа.

Православное празднование Вознесения Господня

Этот праздник Господень празднуется Божественной литургией святителя Иоанна Златоуста, которая совершается в день праздника и которой предшествует утреня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts