Иконописец рублев: Рублев Андрей — биография художника, личная жизнь, картины
Содержание
Рублев Андрей — биография художника, личная жизнь, картины
Андрей Рублев — первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.
Роспись Успенского собора
Илья Глазунов. Юность Андрея Рублева (фрагмент). 1985. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев (фрагмент). Из цикла «Поле Куликово». 1992. Галерея Ильи Глазунова, Москва
Илья Глазунов. Портрет Андрея Рублева (фрагмент). 2007. Галерея Ильи Глазунова, Москва
Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.
О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.
Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. «А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец. По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.
Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…
Искусствовед Борис Дудочкин на основе текста летописи предположил, что Рублев работал в Москве или ее окрестностях довольно долго, еще до того, как принял постриг.
В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.
От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.
Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых. Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.
Сейчас сохранившиеся иконы и фрагменты фресок хранятся в отреставрированном Успенском соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово
Спас. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. 1410-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Андрей Рублев. Страшный суд: Шествие праведных в рай (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир
Апостол Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. XV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва
С начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин — собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия. Историки предполагают, что первоначально их было семь, и предназначались они для княжеского Успенского собора или Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря. Сохранились же всего три большие иконы — поясные изображения Спаса, апостола Павла и архангела Михаила. Исторических свидетельств, подтверждающих авторство Рублева или устанавливающих дату создания образов, не осталось. В 1926 году искусствовед Игорь Грабарь провел стилистический анализ икон Звенигородского чина и атрибутировал их как работы Андрея Рублева. Многие искусствоведы того времени поддержали его. Но в 2017 году сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации провели еще одно исследование и установили, что эти иконы писал другой мастер.
Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций. До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.
Техника рублевской иконописи
Андрей Рублев. Вознесение Христово (фрагмент). 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Андрей Рублев. Страшный суд: Престол уготованный. Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир
Андрей Рублев. Пророк Софония (фрагмент). 1408. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.
Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т. е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».
В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.
Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.
Икона «Троица»
Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.
За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.
Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.
Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».
До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.
Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.
В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей имени Андрея Рублева. В 1985 году его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.
Андрей Рублев — биография, личная жизнь, причина смерти, «Троица», иконы, фильм, иконописец, памятник
Биография
Для мирового православия Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией со Вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности. Творчество иконописца сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к лику преподобных святых.
Детство и юность
Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о его детстве, юности и семье крайне скудны. Андреем мастера назвали после монашеского пострига в Андрониковом монастыре на левобережье Яузы. Мирское имя иконописца неизвестно. Исследователи сошлись во мнении, что его отчество — Иванович, поскольку на сохранившейся иконе того времени различили подпись:
«Андрей Иванов сын Рублев».
Иконопись
Биография святого берет отсчет с 1405 года — это год первого письменного упоминания об Андрее. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей имел опыт славянской художественной иконописи.
Иконописец Андрей Рублев / «ВКонтакте»
Совместная работа с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но, переняв лучшее в технике, Андрей выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.
Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранились семь икон, которые приписывают кисти Рублева. Считают, что мастер писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея называют фреску «Преображение», где легко узнается рублевская палитра. Силуэт Иисуса Христа вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Иконописец считал круг идеальной геометрической фигурой.
«Троица» Андрея Рублева / «ВКонтакте»
В начале XV века Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского — князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит рублевская техника, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея. К работам иконописца относят три фрески Звенигородского чина.
В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая расцвет русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к Евангелию Хитрово. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела — символа евангелиста Матфея. Снова встречается рублевский круг, в центре которого — шагающий крылатый юноша.
Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к Евангелию Хитрово перекликаются с византийской традицией, но святые Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.
Сергий Радонежский и Андрей Рублев / «ВКонтакте»
Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем и Даниилом Черным Успенского собора во Владимире, возведенного до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили на сводах храма в западной его части. Эта работа мастера — наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны с тем, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».
Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы — в Апокалипсисе Андрея нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В том же году мастер создал икону «Спас в Силах», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее.
В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.
«Страшный суд» Андрея Рублева / @artchiveru
След иконописца теряется, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия живописца.
Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Рублев прибег к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают мастеру, исследователи называют работами артели или современников художника, копировавших его стиль.
Продолжателем традиций Рублева искусствоведы называют московского иконописца Дионисия, появившегося на свет спустя десятилетие после смерти Андрея. Если первый стал основателем законченного и хорошо узнаваемого стиля русской живописи средневековой эпохи, которую позднее назвали стилем московской школы, то второй, повторяя основные канонические приемы учителя, все же сумел внести в собственные работы новое видение, названное позднее дионисиевской манерой.
Исследователи отмечали, что Дионисий стремился к чрезмерному украшательству своих произведений, что придавало им праздничность, нарядность. Однако эти приемы в то же время мешали мастеру достичь в своих творениях той глубины, духовной мудрости, которые были присущи рублевским иконам. Именно это, по мнению критиков, не позволило московскому иконописцу обойти учителя, оставляло на втором месте.
Феофан Грек и Андрей Рублев / «ВКонтакте»
Однако нашлись и те ученые, кто поставил творчество обоих творцов на равные ступени. Они отмечали новаторские методы Дионисия, смелость в попытке создать нечто иное, не отходя от установленных канонов.
Личная жизнь
В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания устроить личную жизнь, завести семью и детей. Все его дни были посвящены служению Богу и творчеству во имя прославления Бога. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.
Смерть
По некоторым данным, иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Ряд исследователей называет ошибочной эту дату, утверждая, что Андрей умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили.
Смерть, причиной которой, скорее всего, стала болезнь, настигла Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой — фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу явился Андрей, «в радости призывающий его в рай». Черному облик Андрея показался радостным и светлым.
Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, установив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним — мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность этой гипотезы.
Память
В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился историко-архитектурный заповедник. Помнят великого иконописца и во Владимире: памятник ему стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь православного святого выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1960-м в Москве открыли Музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева. В том же году под эгидой ЮНЕСКО во всем мире отметили 600-летие со дня рождения русского иконописца.
Иконы Андрея Рублева в Третьяковской галерее / @RFI_Ru
В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским была снята драма «Андрей Рублев». От первоначального названия картины — «Страсти по Андрею» — отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Рублева описаны неурядицы Средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.
В 2008-м в Москве началось строительство храма преподобного Андрея Рублева в Раменках. В течение нескольких лет был построен архитектурный комплекс, в котором в конце десятых годов начали проводиться службы, открывались выставки, связанные с деятелями православия. В 2016-м хореограф Константин Уральский представил зрителям балет, посвященный творческому пути русского мастера.
Иконы и фрески
- 1405 — «Благовещение»
- 1408 — «Вознесение Господне»
- 1410 — «Апостол Павел из деисусного чина»
- 1408 — «Спас в силах»
- 1408-1410 — «Сошествие во ад»
- 1408 — «Архангел Михаил»
- 1408 — «Богоматерь»
- 1408 — «Григорий Богослов»
- 1408 — «Иоанн Златоуст»
- 1408 — «Иоанн Предтеча»
- 1408 — «Андрей Первозванный»
- 1410 — «Святая Троица»
- 1410 — «Спас»
- 1414 — «Архангел Михаил из деисусного чина»
Интересные факты
- Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца — ремесленники. Основой для предположений послужило старинное слово «рубель» — инструмент, использующийся для накатки кож.
- В честь русского художника назвали кратер на Меркурии.
- Тема рублевской иконописи проходит лейтмотивом через фильм Анны Меликян «Фея» с Константином Хабенским в главной роли.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ | Введение Один из лучших позднесредневековых старых |
| Биография россиян считают Рублева своим величайшим В какой-то неустановленный период своей жизни, Икона Святой Троицы Ветхий Завет Рублева Святая Троица Ангел слева от первого лица Прочие иконы, фрески, Еще одна икона почти наверняка Рублева Рублев, как известно, нарисовал большую Картина Рублева Как и его хозяин Феофан Грек, Рублев Сообщается, что Андрей погиб на Андроньевском
|
| Избранные картины Работы, приписываемые Рублеву можно посмотреть — Крещение Иисуса (ок. 1405) Собор Мантию Андрея Рублева принял Дионисий. |
Андрей Рублев Картины, биография, идеи
Резюме Андрея Рублева
Русская православная церковь на протяжении веков прославилась своими религиозными художниками, но именно изысканные иконы и фрески Рублева делают его самым значительным из всех поздних средневековые русские мастера. Его имя неразрывно связано с одним из самых важных периодов в русской живописи, и ему приписывают возрождение византийского искусства после его упадка под властью Османской империи. Его тонкое моделирование и чувство живописной глубины предложили тонкий шаг в сторону от плоских иератических традиций византийского искусства. Действительно, Рублев бросил вызов суровым правилам и традициям византийского христианского искусства, привнеся в свое искусство задумчивое восприятие небесной красоты и глубоко задумчивое и интроспективное измерение. Рублев пережил очень смутный период русской истории, но в его картинах сквозила преданность Богу, глубокое сострадание и спокойствие.
Удалить рекламу
Достижения
- В то время как византийская живопись была склонна к греховности и катастрофичности, «рублевский соперник» (как его называют некоторые) привнес новый оптимизм и свет в религиозную живопись. Его иконы и фрески написаны светлым и нежным колоритом, внося новую гармонию в искусство русской православной иконописи.
- Иконы Рублева обладают чувством реализма, демонстрируя уровень сложности, который в некотором роде перекликается с работами итальянских естествоиспытателей. До сих пор условность византийской иконографии заключалась в том, что сюжеты привлекали взгляд зрителя напрямую, тогда как сюжеты Рублева обычно отводили прямой взгляд зрителя. Эта стратегия допускала более частный способ поклонения, и она должна была быть должным образом принята Московской школой иконографии — школа позволяла в целом ослабить суровую интенсивность традиционной иконографической живописи, тем самым влияя на более мирские отношения между государством и церковью.
- Рублев часто проверял условности иконописи, отказываясь от повествовательной сюжетной линии, предпочитая сосредоточиться на одном моменте. Он стремился сделать больше, чем просто рассказывать религиозные истории, и использовал живопись, чтобы вызвать более высокие чувства. Вместо того, чтобы размещать своих поклонников за пределами сцены, его работы приглашали их проникнуть в картину через глубокое созерцание и духовное размышление.
- Миролюбивые и тихие фигуры Рублева переданы экономией элегантных линий и контуров и тонкой, но минимальной моделировкой черт лица. Его работы привнесли элемент аутентичности и сильного личного чувства, с которым могли сравниться только эти итальянские мастера; подобные Джотто и Мазаччо, которые были связаны с периодом прото/раннего Возрождения. 9
Дата не известна век. На миниатюрах представлены четыре портрета евангелистов и четыре изображения их символов: ангела, быка, льва и орла. Хотя некоторые историки готовы приписать ему все миниатюры, ангел, символ евангелиста Матфея, является единственным, относительно которого существует общее мнение, что это Рублев. Молодой крылатый мальчик помещен в круг. Изящные линии и контуры фигуры, ее мягкий лазурно-голубой и свежий зеленый колорит, выразительные черты лица мальчика придают образу характерную для рублевского стиля легкость и веселость.
Хитрово Евангелие составлено на основе восточнославянских рукописей 1390-х гг. Он получил свое название от Богдана Хитрово, боярина, который получил оригинальные славянские рукописи от царя Федора III. Впоследствии Хитрово завещал рукописи Троицкому монастырю, где Рублев был монахом. После национализации монастырских библиотек в начале 20 90–180-х гг. 90–181 гг. Хитрово Евангелие было включено в фонды Российской государственной библиотеки в Москве.
Российская государственная библиотека, Москва,
1400
Владимирская Богородица
Это произведение, приписываемое Рублеву, является копией или «оригинала» или «первой» Владимирской Богородицы, которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Оригинал был подарен великому князю Киевскому в 1130 году от Константинопольского Патриарха и дошел до наших дней, став одной из самых почитаемых икон Русской Православной Церкви. Это типичный образец византийской иконографии, который копировался бесчисленное количество раз. В Православной церкви считается, что копии священной иконы обладают той же божественностью, что и оригинал. Версия Рублева, хотя и почти точная композиционная копия, обнаруживает некоторые существенные отличия. Например, голова Богородицы имеет то, что позже будет признано типичным рублевским наклоном, глубоко нежный наклон. Даже это малейшее углубление угла зрения по сравнению с оригиналом придает большую и более мощную узнаваемую эмоциональную связь между матерью и сыном. Помимо этого нюанса, передача кожи и ликов пары на иконе Рублева обладает большой для того времени утонченностью реализма. Взгляд Девы Марии направлен влево над головой ее ребенка, а не прямо на зрителя (что в то время было условностью в византийской иконографии). Это было изменение стиля, которое должно было стать чертой только что возникшей Московской школы иконописи. Это дает зрителю ощущение причастности к моменту личной молитвы и добавляет интимности их поклонению перед иконой.
Дерево, темпера — Музей Владимира Суздальского
1405
Рождество, Благовещение и Преображение
Эти три иконы из работы, которую Рублеву было поручено выполнить в Благовещенском соборе в Москве в 1405 году вместе с Феофаном Греком и Прохаря Городецкого, причем трое приписываются Рублеву.
Верная тематике рассказа «Рождество », картина Рублева изображает Марию, возлежащую в центре кадра с младенцем Иисусом в сопровождении Осла и Быка. Трое волхвов едут навстречу младенцу из верхнего левого угла, в то время как Иосиф изолирован в левом нижнем углу, соблазненный дьяволом, который пытается использовать его меньшую роль в повествовании о рождении. В правом нижнем углу изображены повивальные бабки, символизирующие телесную природу рождения сына Божия. Благовещение показывает момент, когда ангел посещает Марию и сообщает ей о ее беременности, а Преображение показывает момент, когда Иисус возвращается на небеса с земли после своего воскресения. В последнем лучи света исходят от центральной фигуры Иисуса с Илией слева от него и Моисеем справа. Ниже три фигуры апостолов с благоговением отзываются на преображение.
Все три иконы являются примерами мягких цветов, связанных с картиной Рублева. Отказавшись от использования более ярких цветов, предпочитаемых новгородской школой, они иллюстрируют ключевые изменения в стиле Рублева. «Рождество » по-прежнему имеет нелинейное представление всей сюжетной линии, характерной для икон того времени, но нарисованное пространство занято и не содержит связной перспективы или размеров. Однако он показывает начало зигзагообразной композиции геометрической формы, спускающейся вниз по картине. Именно в этом отношении картина предполагает влияние математического и философского образования Феофана, которое проявляется в архитектурном фоне Благовещение 9.0030 тоже. Эта икона менее населена, чем Рождество , и фигура Марии неподвижна, что напоминает ангелов Троица .
Однако именно Преображение ближе всего к тому, что стало узнаваемым как стиль Рублева. В этом значке любые дополнительные ссылки на более крупную сюжетную линию, которые традиционно показывались, опущены, и включены только шесть центральных фигур на данный момент. Сильная треугольная композиция несколько абстрактна в своей простоте, лишь намекая на полный пейзаж. Рублев опирается на позиции персонажей, чтобы рассказать историю. Линии апостолов создают взволнованную танцующую линию вдоль основания изображения, а мягкие изогнутые линии Илии и Моисея грациозно висят над ними. Композиция удерживается на месте радиальными линиями, исходящими из возвышенного центрального положения Христа.
Дерево, темпера — Благовещенский собор Московского Кремля
1408
Богородица и Андрей Первозванный
Эти два парных изображения Богородицы и Андрея Первозванного из Успенского собора не могут быть полностью проверены, т.к. работа Рублева; одни считают, что их нарисовал Феофан Грек, а другие думают, что это, возможно, работа Даниила Черного. Однако, взятые как работы Рублева, они обнаруживают приглушенное использование цвета, что позволяет передать глубину искренности и религиозной интенсивности, что полностью характерно для его стиля. Действительно, в опущенных вниз глазах обеих фигур можно увидеть то же благородное благочестие, что и в других работах Рублева (таких, как Богородица Владимирская ).
Фрески и панно из Успенского собора во Владимире неоднократно реставрировались, что затрудняет уверенное или эффективное комментирование характера мазка или точного выбора цвета. Однако на движение линии и силуэта можно в значительной степени положиться как на то, что они соответствуют оригинальным решениям художника. Настойчиво минималистичная композиция и смело идущие вниз линии имеют большое значение в их отходе от более сложных и интенсивных икон византийского стиля того времени. Таким образом, они являются примерами более простой и монументальной работы, которую должна была продвигать Московская школа иконописи.
Первоначально Успенский собор, г. Владимир
г. Владимир. 1410
Спас
Считается, что Рублев написал иконы для «Звенигородского чина» иконостаса одной из звенигородских церквей. Три иконы, Спас , Архангел Михаил и Апостол Павел , все из которых являются мирными и безмятежными фигурами, несут фирменный стиль живописца: Спаситель полон доброты и внимания, Павел представлен как глубоко мыслящий философ в то время как Майкл представляет красоту всего человечества.
От Спасителя остались только лицо и плечи. Однако даже в таком небольшом разделе работы прямой и мягкий характер взгляда получил признание как духовной, так и светской аудитории и часто рассматривается как начало так называемого «золотого века» Рублева. Изящные линии, разработанные новгородской школой, очевидны в контурах лица, но они также сочетаются с невероятно прогрессивным для того времени тонким моделированием кожи. Лицо упрощено, но все же обладает пронзительной нежностью. Это сочетание минимализма и интенсивного чувства действительно в настоящее время можно увидеть только в работах ранних итальянских мастеров эпохи Возрождения, таких как Да Винчи.
Дерево, темпера — Третьяковская галерея, Москва
c.1411
Икона «Троица Ветхозаветная»
Шедевр Рублева изображает трех ангелов, сидящих вокруг стола в священной беседе, благословляющих голову агнца в кубке в центре стола. На иконе изображена история гостеприимства Авраама, когда три ангела явились перед шатром Авраама под дубом Мамре. Авраам предложил им освежиться, когда они рассказали ему и его жене Саре о беременности Сары.
В византийском и русском православном искусстве есть много изображений этой истории. Причина, по которой картина Рублева имеет такое особое значение, заключается в том, как он порывает с условностями предыдущих икон. Он отказывается от сюжетной линии, вместо этого сосредоточившись на одном моменте. Ни Авраам, ни Сарра отсутствуют, хотя их дом, дуб Мамре и гора Мориа показаны на заднем плане, чтобы разместить зрителя. Вместо того, чтобы просто рассказать историю через свою картину, он описывает чувство, момент интенсивного духовного размышления, и именно эту духовность он предлагает поклонникам для задумчивости.
Символика произведения сосредоточена на одном аспекте истории. В Новом Завете Авраам обращается к ангелам как к единственному существу, хотя их всегда описывают как троих. Это должно проиллюстрировать их роль как воплощения объединенной троицы отца, сына и святого духа. На своей картине Рублев помещает ангелов в круг, замкнутый в единство своим положением и в то же время открытый для присутствия зрителя, приглашая их в святое созерцание.
Дух справа одет в небесно-голубую мантию, задрапированную в бледно-зеленый цвет воздуха, Сын в центре связан с землей своей глубокой красновато-коричневой мантией, в то время как мантия Отца, кажется, неопределенного цвета, прозрачный и мерцающий. Именно задумчивое спокойствие этой картины должно было повлиять на Московскую школу живописи и придать русской иконографии узнаваемую славянскую мягкость, ассоциирующуюся с ней сегодня.
Третьяковская галерея, Москва — Дерево, темпера
Убрать рекламу
Биография Андрея Рублева
Детство
Точная дата и место рождения Рублева неизвестны, но, вероятно, он родился в середине конце четырнадцатого века и вырос в подмосковном городке Сергиев Посад. Однако исторически сложилось так, что Россия 1360-х годов была трудной и кровавой страной для жизни. Россия была оккупирована татарскими захватчиками, которые грабили города, монастыри и церкви и уводили крестьян в рабство, государственное управление было отодвинуто к городам Нижнему Новгороду и Москве, а переход беглых людей привел к эпидемиям чумы в обоих городах в 1364 и 1364 гг. 1366. Тем временем в 1365 году по Москве прокатился пожар, уничтоживший большую часть города и унесший много жизней. За этими бедствиями в 1371 г. последовал повсеместный голод, а вскоре после этого, в 1378 г., Москва была захвачена литовским князем Ольгердом. Нет никаких доказательств того, что Рублев был непосредственно затронут каким-либо из этих событий, но они служат фоном для времен, в которых он вырос, и, возможно, намекают на его мотивы для создания образов небесного равновесия, на которых основывается его легенда. построено.
Справедливо сказать, что это были черные дни для простых россиян, но тот факт, что у Рублева есть фамилия, дарованная только дворянам или сановникам, предполагает, что его семья имела определенный уровень богатства и статуса. Более того, имя «Рублев» могло быть показателем торговли его семьи: имя «Рублев», вероятно, происходит от глагола «рубить» (рубить дрова) или от существительного «рубель», которое означает либо длинный деревянный шест, либо инструмент, используемый кожевниками. Вероятно также, что его христианское имя было изменено, а имя Андрей было даровано ему только тогда, когда он принял монашеский постриг.
Образование
В летописи 1408 г. Рублев назван и художником, и «постником». Аскетизм был обычной практикой среди русских православных священников в то время, и часть призвания монаха заключалась в том, чтобы регулярно поститься. Точно неизвестно, где и когда он принял духовный сан, но, вероятно, это был Свято-Троицкий Сергиевский собор, где он провел много лет. Возможно также, что во время своего прибытия на Троицу игуменом мог быть сам игумен Сергий Радонежский, хотя более вероятно, что он был монахом при Никоне Радонежском, непосредственном преемнике Сергия. Прибыл ли Рублев до или после смерти Сергия (в 139 г.2) тем не менее, старший монах окажет значительное влияние на образование Рублева. Действительно, Сергий был одним из самых значительных монашеских реформаторов в истории России и стал покровителем, когда Русская православная церковь канонизировала его в 1452 году. Во время монашеской карьеры Рублева его влияние было бы всепроникающим.
Сергий Радонежский построил оригинальную деревянную церковь Троицы, с одной небольшой кельей для проживания, в начале 14 -х века с помощью старшего брата. В одиночестве в лесу братья и сестры вели жизнь аскетического благочестия и миролюбия, питаясь исключительно тем, что могли вырастить сами. Хотя его брат уехал, новости об образе жизни Сергия быстро распространились среди монахов в окрестностях, и очень скоро многие присоединились к нему, строя свои собственные простые жилые кельи. Сайт быстро расширился, и его ученики ушли, чтобы распространять информацию о его образе жизни в других монастырях, тем самым быстро изменив управление монастырями в более широком окружении. Это тихое, задумчивое отношение к богослужению, принятое монахами-подвижниками, глубоко проникло в Рублева во время его религиозного воспитания и даже отразилось в его творчестве в дальнейшей жизни.
Начало карьеры
Принято считать, что свое художественное мастерство Рублев оттачивал под руководством Феофана Грека, великого художника-монументалиста и иконописца византийской традиции. Это предположение основано на документальных свидетельствах того, что (в обратном порядке) Рублев, Прохор Старший из Городца и Феофан составляют список художников, исполнивших фрески и иконы для Благовещенского собора в Кремле в 1405 г. Хотя он был младшим (по званию и возрасту) член команды, сам факт записи имени Рублева на столь престижную комиссию свидетельствует о том, что он уже достиг солидного статуса.
Удалить рекламу
Деревянный собор сгорел и через несколько лет был заменен каменным, но иконы все еще сохранились, и хотя ни одна из работ не подписана, искусствоведы установили авторство и в основном согласились с тем, кто из какую икону нарисовал. Сравнивая образы Феофана и Рублева, находим, что их религиозные воззрения весьма различались; в отличие от небесного оптимизма Рублева, надрывные и трагические образы Феофана гораздо удобнее вписывались в общую траекторию византийско-христианской живописи. Поэтому неизвестно, были ли эти два художника близкими теологическими товарищами, но, тем не менее, между стилями двух художников существует четкая связь.
Известно, что Феофан Грек переселился в Новгород в 1370 году из Крыма. Он родился и обучался искусству и философии в Константинополе, и в современных источниках описывается как очень образованный и вдумчивый человек. Эти качества очевидны в его работах, и поэтому их можно рассматривать как влияние на собственный медитативный подход Рублева к композиции. Феофан был лидером как новгородской школы живописи, так и, позднее, Московской школы, и передал их развитие и изменения византийской традиции Рублеву, который должен был развить их в более самобытную и более самостоятельную русско-национальную живопись. стиль.
Зрелая карьера и смерть
В 1408 году Рублеву было поручено украсить Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным (среди прочих). Черный и Рублев стали друзьями и коллегами и, как считается, тесно сотрудничали в течение последующих двух десятилетий. Действительно, когда в 1408 году во время татарского набега сгорела Троице-Сергиевская церковь, двух мужчин пригласили украсить ее каменную замену. Сохранившиеся фрески собора представляют собой фрагмент композиции Страшного суда, но анализ фресок — ритм и грациозность линий — мог принадлежать только руке Рублева. Действительно, его интерпретация сцены была совершенно нетипичной: византийское предпочтение темы страха перед проклятием уступало место теме прощения и просветления. Многие думают, что Рублев тоже написал свой великий шедевр, и только проверенную работу, Троица или Гостеприимство Авраама для показа в новом соборе. Датировка Троица , однако, неизвестна, хотя считается, что она была написана либо в 1411 году, либо после завершения строительства святого здания где-то между 1425-27 годами. В любом случае икона Троицы стала символом новой (и прочной) вершины русской культуры.
После смерти Черного (похоронен в Троицком монастыре) Рублев переехал в Андроников монастырь в Москве, где написал последние известные ему фрески для Спасской церкви. Согласно грамоте святителя Епифания Премудрого, Рублев работал чернорабочим на строительстве монастыря, а его фрески были написаны между 1428 годом и его кончиной в 1430 году. Сегодня в монастыре действует музей, посвященный Рублеву.
Наследие Андрея Рублева
Хотя Рублев в настоящее время считается величайшим из всех русских средневековых иконописцев и, вероятно, пользовался большим уважением при жизни, он не был (повторно)открыт до 20 -го -го века, когда Троица была очищена в 1904 г. Его репутация выросла до такой степени, что к 1959 г. в Андрониковом монастыре открылся Музей Андрея Рублева. Его легенда получила дальнейшее подтверждение, когда Русская православная церковь причислила Рублева к лику святых в 1988 году, первого русского художника, канонизированного. 4 июля церковь отмечает память Рублева.
Удалить рекламу
В художественном отношении и Московская, и Новгородская школы иконографии оказали огромное влияние на современное искусство, и особенно на Рублева как на светило стиля. Его минималистичный ритмический подход к композиции дал художникам-абстракционистам 20 90–180-х 90–181 веков, таким как Константин Бранкузи, который, подобно Рублеву, был движим поиском идеализации эстетической формы и поэтическим воплощением духовной мысли, отправными точками для исследовать возможности чистого нефигуративного движения в своих работах. Его мастерство цвета наряду с духовной символикой вдохновило на творчество Василия Кандинского, чей интерес к русской иконографии присутствует во многих его работах. Кандинский утверждал в О духовном в искусстве что «цвет есть сила, непосредственно воздействующая на душу», идея, которую, хотя и утверждал Кандинский более пятисот лет спустя, ощутима в творчестве Рублева и последующих иконописцев.
В 1966 году Андрей Тарковский снял фильм, основанный на жизни Рублева, который широко считается одним из величайших европейских артхаусных фильмов, успешно иллюстрирующих ключевую роль, которую христианство и искусство православной иконографии играют в самовосприятии России. Хотя у Тарковского было мало работы с записанной биографией, трехчасовой опус Тарковского обычно считается подлинным изображением жизни Рублева и 15 -й век Россия. Действительно, Тарковский рассказывает историю жизни Рублева через серию «моментов», технику, которая отдает дань собственному методу работы иконописца.
Influences and Connections
Influences on Artist
Influenced by Artist
Theophanes The Greek
Prokhar of Gorodets
Daniil Cherny
St Sergius of Radonezh
Nikon of Radonezh
Byzantine Mannerism
The Novgorod School
Asceticism
Wassily Kandinsky
Constantin Brâncuși
Dionysius
Даниил Черный
Московская школа
Русская православная иконопись
Открытые влияния
Закрытие
Полезные ресурсы на Andrei Rublev
Книги
Статьи
Видео -клипы
Книги
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЯЩИЕ ПИТАВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАНИЯ ИСПЫТАЦИИ .