Иконописец рублев: Рублев Андрей — биография художника, личная жизнь, картины

Разное

Содержание

Рублев Андрей — биография художника, личная жизнь, картины

Андрей Рублев — первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.

Роспись Успенского собора

Илья Глазунов. Юность Андрея Рублева (фрагмент). 1985. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев (фрагмент). Из цикла «Поле Куликово». 1992. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Илья Глазунов. Портрет Андрея Рублева (фрагмент). 2007. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.

О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.

Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. «А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец. По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.

Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…

Искусствовед Борис Дудочкин на основе текста летописи предположил, что Рублев работал в Москве или ее окрестностях довольно долго, еще до того, как принял постриг.

В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.

Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых. Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.

Сейчас сохранившиеся иконы и фрагменты фресок хранятся в отреставрированном Успенском соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово

Спас. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. 1410-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев. Страшный суд: Шествие праведных в рай (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир

Апостол Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. XV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин — собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия. Историки предполагают, что первоначально их было семь, и предназначались они для княжеского Успенского собора или Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря. Сохранились же всего три большие иконы — поясные изображения Спаса, апостола Павла и архангела Михаила. Исторических свидетельств, подтверждающих авторство Рублева или устанавливающих дату создания образов, не осталось. В 1926 году искусствовед Игорь Грабарь провел стилистический анализ икон Звенигородского чина и атрибутировал их как работы Андрея Рублева. Многие искусствоведы того времени поддержали его. Но в 2017 году сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации провели еще одно исследование и установили, что эти иконы писал другой мастер.

Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций. До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.

Техника рублевской иконописи

Андрей Рублев. Вознесение Христово (фрагмент). 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев. Страшный суд: Престол уготованный. Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир

Андрей Рублев. Пророк Софония (фрагмент). 1408. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т. е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Икона «Троица»

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.

За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.

Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.

Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».

До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.

Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.

В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей имени Андрея Рублева. В 1985 году его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.

Иконописец Андрей Рублев | Иконы преподобного (фото)

Содержание статьи

Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

«Троица» Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид  приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем — Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет «Гостеприимство Авраама» заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)

Иконы Андрея Рублева

Читайте также — Он просто видел иной мир

Троица

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Спас, Звенигородский чин

Спас, Звенигородский чин, фрагмент

Архангел Михаил, Звенигородский чин

Архангел Михаил, Звенигородский чин, фрагмент

Читайте также — Андрей Тарковский. Ностальгия по настоящему

Апостол Павел, Звенигородский чин

Апостол Павел, Звенигородский чин, фрагмент

Царские врата

Царские врата, фрагмент

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Спас в силах

Апостол Павел

Иоанн Креститель

Преображение Господне

Крещение Господне

Апостол Павел

Владимирская Богородица

Читайте также:

Биография и творчество преподобного Андрея Рублева

Андрей Рублев (+ ок. 1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.

Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.

В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.

Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля н.ст.).




Творчество Андрея Рублева

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет «гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами — Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.

С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Искусствовед М.В. Алпатов писал: «Искусство Рублева — это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания», «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».

11 декабря 2013

Андрей Рублев. Биографическая справка — РИА Новости, 17.07.2009

По «Сказанию о святых иконописцах» (XVII век) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе, он принял постриг в Андронниковом монастыре в Москве).

Приняв монашеский чин, долгое время работал в Троице-Сергиевой лавре. Участвовал совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в украшении Благовещенского собора Московского Кремля (1405). В иконостасе этого собора Рублев выполнил иконы праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим»).

В 1408 году Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса.

В 1425-1427 годах Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.

Самая известная работа Андрея Рублева – икона «Троица» — была написана около 1420 года. По свидетельству одного из источников XVII века, икона была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов.

В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее.

Кисти великого иконописца также приписывают фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV – начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы – «Владимирская богоматерь» (около 1409 года, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408 год, хранится в Третьяковской галерее), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец XIV – начало XV веков, хранятся в Российской Государственной Библиотеке им. В. И. Ленина в Москве).

Последние годы жизни Рублев провел в Андрониковом монастыре в Москве, где расписывал Спасский собор (сохранились фрагменты орнаментальных фресок).

Скончался Андрей Рублев в Андрониковом монастыре 29 января 1430 года. Во второй половине XVIII века местонахождение могилы Рублева было утеряно.

В 1551 году, согласно решению Стоглавого собора, работы Рублева были приняты за образец, к которому должны стремиться все православные иконописцы.

В 1947 году Андрониковом монастыре был учрежден Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. 21 сентября 1960 года музей открыл двери для посетителей.

17 июля 1988 года Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Этот день официально объявлен днем памяти Андрея Рублева.

В середине 1990-х годов в ходе восстановительных работ в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря были обнаружены останки Андрея Рублева. В 2006 году о находке было объявлено официально.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Андрей Рублёв – самый известный русский иконописец

Религия

Иконы, написанные преподобным Андреем, являются национальным достоянием России

Кирилл Брагин

17 июля, 2017 12:40

Имя иконописца Андрея Рублёва дало наименование целой эпохе.

По словам академика Дмитрия Лихачева, она «была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания».

При этом о самом иконописце сохранилось немного сведений. Предположительно, он родился около 1360 года, в средней полосе России, и происходил из ремесленной фамилии, прозвище Рублёв некоторые исследователи производят от слова «рубель», так называли инструмент, используемый для накатки кож.

Андрей – это монашеское имя иконописца, а как он был наречен при крещении, неизвестно.

Его монашеская жизнь была связана с Андрониковым монастырем, первым игуменом которого был ученик преподобного Сергия Радонежского, Андроник. Андрей Рублёв входил в круг людей, бывших учениками игумена земли Русской – Никона Радонежского, Саввы Сторожевского, Афанасия Высоцкого и других.

В 1405 году «чернец Андрей» вместе со знаменитым иконописцем Феофаном Греком и «старцем с Городца» мастером Прохором расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Следующие 20 лет, до самой смерти, он вел жизнь странствующего иконописца-подвижника, расписывая церкви вместе со своим другом Даниилом Черным.

Для Рублёва иконописание было неразрывно связано с духовным деланием, как сообщает Иосиф Волоцкий, инок Андрей через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и божественному свету».

В 1408 году Андрей Рублёв и Даниил Чёрный расписывали древний Успенский собор во Владимире, на западной стене храма сохранился фрагмент выполненной ими фрески — композиция Страшного Суда. Через 15 лет иноки Андрей и Даниил выполняли иконописные работы в Савво-Сторожевском монастыре под Звенигородом.

В 1420-х годах они вдвоем расписывали храм святой Троицы в Троицкой обители, построенный над гробом Сергия Радонежского, а после того, как Даниил Чёрный скончался, Андрей Рублёв возвратился в Москву, в Андроников монастырь, где выполнил свою последнюю работу — роспись церкви Спаса, законченную им около 1428 года.

Там же, в Андрониковом монастыре, святой иконописец умер и был погребен в 1430 году.

Иконы, написанные им, считались чудотворными и высоко ценились еще при его жизни.

Вершиной творчества Андрея Рублёва является написанная им после смерти преподобного Сергия икона «Троица» — непревзойденный образец иконописания, шедевр мирового искусства и, самое главное, зримое воплощение православного богословия как искусства умной молитвы.

Три ангела, символизирующие Отца, Сына и Святого Духа, представлены на иконе безмолвно беседующими друг с другом. Ангелы сидят вокруг литургического престола и держат совет, Превечный совет о создании человека и его спасении. Силуэты ангелов образуют чашу, внутри которой находится средний Ангел – Сын Божий, именно Он сойдет на землю для спасения человеческого рода.

Иконописание называют богословием в красках, а иконы Рублёва – это вершина богословия и умного делания. Именно поэтому постановления Стоглавого собора 1551 года повелевают писать иконы Святой Троицы, так как это делал Андрей Рублёв.

Иконы, написанные им, продолжают возвещать людям истину о Боге, в Троице славимого. 

что в нем особенного? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

«Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства? Разобраться в этом нам помогает заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова.

Как ни парадоксально, но известно о преподобном Андрее Рублеве очень мало. Он считался автором так называемого «Звенигородского чина» — трех образов в иконостасе звенигородского Успенского собора на Городке, но недавно факт принадлежности этих работ ему был поставлен под сомнение. Известно, что Рублев участвовал в росписи иконостаса Благовещенского собора в Кремле, но после грандиозного пожара большинство икон было утрачено, и принадлежит ли что-либо из сохранившегося Рублеву — вопрос, на который нет ответа…

Единственное, что Рублев написал несомненно, — это знаменитая «Троица».

Как тогда можно говорить об особом «стиле Андрея Рублева»?

Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс.

Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров.

Андрей Рублев был не только художником, он был богословом, и современники это ценили.

Роспись Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря, книжная миниатюра ок. 1592 г.

В эпоху, когда жил преподобный Андрей (а это конец XIV— начало XV века), не было ничего зазорного в том, чтобы копировать иконы чужого письма. Иконописцы часто делали списки с других икон — интерпретации исходного образца, часто довольно вольные, но обязательно связанные с оригиналом.

А у Рублева мы находим нечто совсем другое. Богословскую новизну, богословскую смелость.

Круг художественных памятников, так или иначе связанных с Андреем Рублевым, очень отличается от всего остального искусства той эпохи. Так, как написал «Троицу» Рублев, ее не писали прежде никогда. Иконописцы традиционно обращались к сюжету «Гостеприимства Авраама»: изображали, помимо трех Ангелов, Авраама и Сарру, накрытый стол, заколотого тельца и т.д.

Икона «Гостеприимство Авраама»

Время создания – XVI век, место хранения – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сюжет иконы опирается на повествование Книги Бытия о посещении дома Авраама и его жены Сарры Господом в образе трех мужей. Авраам угостил посетителей, приказав Сарре приготовить опресноки, а слуге – заколоть тельца, и получил от Господа обетование, что у него родится сын, в котором благословятся все народы (Быт 18:1-19).

Троица. Икона Андрея Рублева. 14254

Рублев же создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии…

Кроме того, «Троица» Рублева — явление поразительной гармонии и красоты. Бог является здесь в красоте и гармонии. Красота — одно из имен Божиих. И в этом тоже есть глубокое богословие.

Где еще мы находим «почерк» Рублева?

Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.

В его Страшном Суде нет ничего страшного, пугающего! Главное во всей этой композиции — явление Христа. Христос грядет, а Церковь Его встречает — вот ключевой смысл всей этой масштабной работы. Дух, которым она пронизана, удивительно мирный. Ангелы мирно беседуют с апостолами; апостол Павел ведет праведников в рай, размахивая с надписью «Грядете со мною», как бы зазывая всех за собой. Апокалиптические картины умещаются в одном-единственном круге: здесь Андрей Рублев изобразил из видения пророка Даниила, символизирующих четыре царства последних времен. Весьма характерно, что царство антихриста он представил в виде гиены, противной собачки, скорее мерзкой, чем страшной, место которой где-нибудь в углу.

А как же «Спас» из «Звенигородского чина»?

Мое мнение — этот образ тоже принадлежит Рублеву. Это такая выдающаяся работа, что ее обязательно должны были связать с кем-нибудь из мастеров. Если бы появился другой иконописец такого высокого уровня, его имя обязательно должно было бы выйти наружу. Князь Юрий Звенигородский, при котором проводилась роспись Успенского собора, не преминул бы похвастаться, если бы у него работал такой талантливый художник.

Звенигородский чин Андрея Рублева: Архангел Михаил, Спас, апостол Павел. 1408

Но никаких других имен, кроме Андрея Рублева, в исторической литературе не звучит.

В лике Спаса Звенигородского нет и намека на ту удручающую суровость, которую мы часто замечаем в образах Спасителя. Этот лик одновременно и строгий, и ласковый. Необычны и боковые иконы: апостол Павел, иконописный образ которого обычно довольно строгий, здесь склоняется перед величием Господа, подносит Священное Писание словно бы к трону царя. И Архангел Михаил, которого Откровение Иоанна Богослова рисует в виде воина, возглавляющего битву с воинством сатаны, — здесь он вовсе не воинственный, а милостивый.

Не секрет, что Андрей Рублев входил в плеяду учеников преподобного Сергия Радонежского, который был связан с традицией. А в русском исихазме вообще особый акцент на милости Божией.

Иногда можно услышать, что будто бы Андрей Рублев просто перенял поздневизантийский стиль писания икон, который мог прийти на Русь через юго-западные границы. Но, всерьез изучая работы Рублева, мы приходим к однозначному выводу: даже если какое-то византийское влияние и было, он переработал, «переплавил» его до неузнаваемости в свою самобытную манеру.

Подготовил Игорь Цуканов

Читайте также:

Андрей Рублев. Звенигородская история

Андрей Рублёв — 58 произведений

Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х годов, из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по существовавшей в то время традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя, и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если ему поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего три года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль. В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою четвёртую известную по летописям работу — фрески Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые рядом авторов были ошибочно приписаны Андрею Рублёву.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.

В 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и, вдобавок, сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425—27 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица»  — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

ещё …

Андрей Рублев: русский средневековый иконописец

 

Биография

россиянина считают Рублева своим величайшим
иконописец, художник, чье творчество воплощает в себе все самое прекрасное
в русском средневековье
живопись 14 века. Он превзошел все другие средневековые
художников в искусстве смешения суровых правил и традиций
Византийское христианское искусство с русским
мечтательное представление о красоте и задумчивый, интроспективный взгляд
вызвано влиянием итальянских чувств на славянское воображение. Несмотря на то что
Рублева Деисус , уничтоженный пожаром в 1547 году, является единственной упомянутой иконой.
по эстетическим соображениям в средневековых хрониках почти так же мало известно
о жизни Рублева как о жизни Феофана. Он родился в Пскове, вероятно
около 1370 г., и известно, что он расписал стены собора
Успения во Владимире, но эти росписи были так плохо восстановлены
в начале 20-го века, что теперь они не проливают свет на раннее творчество Рублева.
способ.Первое реальное упоминание о Рублеве относится к 1405 году, когда он — вместе с
с Феофаном Греком и Прохором Городецким — исполнили ряд
панно и религиозные
росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Видеть
также: Кристиан
Искусство византийского периода.

В какой-то неустановленный период своей жизни,
Рублев стал монахом Спас-Андрониевского монастыря в Москве, но
нет ничего, что указывало бы на то, учился ли он у Феофана до принятия
его обетов или некоторое время после 1395 года, когда Феофан переехал в Москву. Все
что мы знаем, так это то, что Рублев никогда не уезжал из Москвы после входа в Спас
Андроньевский монастырь, и что большая часть его работ была проделана внутри и вокруг
город. Поскольку сохранившиеся его работы находятся либо во Владимире,
или в Москве Рублева часто причисляют к мастерам Владимиро-Суздальской
или раннемосковская школа, но ингредиенты его стиля происходят главным образом
из Новгорода
школа иконописи.

Икона Святой Троицы
Покраска

Ветхий Завет Рублева Святая Троица
(1411-25) считается его шедевром религиозного
искусства — действительно, это должна быть одна из лучших русских религиозных картин
в существовании.На основе более ранней иконы под названием «Гостеприимство ».
Авраама
Рублёв убрал со сцены Авраама и Сарру, и через
тонкое использование композиции и символизма
изменил тему, чтобы сосредоточиться на Тайне Святой Троицы. До того как
недавно она висела в Троице-Сергиевом монастыре, ибо
которую Рублев нарисовал, и сейчас находится в Третьяковской
Галерея в Москве. Икона очень проста по своей композиции.Рублёва
версия сцены такая же, как и в раннехристианских
катакомбные росписи. На ней изображены три ангела, сидящие за столом Авраама.

Ангел слева от первого лица
Троицы — Бог Отец; средний ангел представляет Бога-Сына;
правый ангел — это Бог Дух Святой. Все трое благословляют
чаша, в которой находится принесенный в жертву теленок, приготовленный для еды. теленок
означает смерть Христа Спасителя на кресте, а ее приготовление
как пища представляет таинство Евхаристии.Каждый ангел держит
тонкий посох в нежной руке как символ их божественной силы, и
каждый появляется как двойник своего собрата, ибо каждый представляет один
душа трижды перевоплощалась. Твердая, объединяющая симметрия кротких, но
аристократические фигуры смягчаются тонким использованием формы и цвета.
В их деликатности нет ничего наивного или упрощенческого, ничего однообразного.
в близком сходстве между ангелами. Их духовность пронизывает
картина, когда они сидят с таинственно устремленными миндалевидными глазами
на неизвестный нам мир, мир, из которого эти создания духа,
посетив землю на мгновение, переведите дыхание.Пейзаж, в котором
они делают паузу, удивительно хорошо настроены на их эфирную материальность.

Прочие иконы, фрески,
Освещение и художественный стиль

Еще одна икона почти наверняка Рублева
является Богородицей по образцу Богородицы Владимирской . Это
виртуозно в своей деликатности и демонстрирует безукоризненное усвоение итальянского
нежность. Он обладает той же целостностью и изысканной чувствительностью, что и
Троица , и столь же успешно сочетает изящество с суровостью,
или смешение итальянского натурализма
формальным языком иконописи.

Рублев, как известно, нарисовал большую
количество икон, а также работать над росписями собора
Успенского и Спасо-Андрониевского монастырей в Москве, но его
настенные росписи ждут очистки, и многие его иконы, несомненно, все еще
быть обнаруженным. Когда они будут раскрыты, Рублев появится в
его полный рост как одного из величайших религиозных художников всех времен.
Среди прочего тогда можно будет определить, соответствует ли стилизованный
рисунок облака или усика, который появляется на некоторых из его икон, так же
характерна для его творчества, как отдельная ветвь или цветок для Гольбейна.
портреты.

Картина Рублева
сочетает в себе две важные черты: чувство аскетизма и гармонию
византийского маньеризма. И фигуры на его картинах неизменно
мирный и спокойный. Возможно, по этим причинам его искусство стало узнаваемым.
как воплощение религиозной ортодоксии и иконографии. В Стоглави
Собор (1551 г.) Рублевский стиль иконописного искусства был объявлен образцом для храма.
картина.

Как и его хозяин Феофан Грек, Рублев
был мастером темперы и фрески
а также энкаустика.Кроме икон и росписей
он создал ряд других работ, в том числе религиозные панно,
миниатюры и различные формы библейских иллюстраций,
таких как Хитрово евангелие .

Сообщается, что Андрей погиб на Андроньевском
монастыря в январе 1430 года. Его творчество оказало влияние на многие другие русские
художники, в том числе Дионисий (ок. 1440–1502). В 1959 году Андрей Рублев
Музей открыт для публики в Андроньевском монастыре в Москве.В
В 1988 году Рублёв был причислен к лику святых Русской православной церковью.

Информацию о ранней итальянской панно см.
сиенский
Школа живописи под руководством великого Дуччо
ди Буонинсенья (ок. 1255–1319).

Андрей Рублев Живопись, Биография, Идеи

c.1411

Икона «Троица Ветхозаветная»

Шедевр Рублева изображает трех ангелов, сидящих вокруг стола в священной беседе, благословляющих голову агнца в кубке в центре Таблица.На иконе изображена история гостеприимства Авраама, когда три ангела явились перед шатром Авраама под дубом Мамре. Авраам предложил им освежиться, когда они рассказали ему и его жене Саре о беременности Сары.

В византийском и русском православном искусстве есть много изображений этой истории. Причина, по которой картина Рублева имеет такое особое значение, заключается в том, как он порывает с условностями предыдущих икон. Он отказывается от сюжетной линии, вместо этого сосредоточившись на одном моменте.Ни Авраам, ни Сарра отсутствуют, хотя их дом, дуб Мамре и гора Мориа показаны на заднем плане, чтобы разместить зрителя. Вместо того, чтобы просто рассказать историю через свою картину, он описывает чувство, момент интенсивного духовного размышления, и именно эту духовность он предлагает поклонникам для задумчивости.

Символика произведения сосредоточена на одном аспекте истории. В Новом Завете Авраам обращается к ангелам как к единственному существу, хотя их всегда описывают как троих.Это должно проиллюстрировать их роль как воплощения объединенной троицы отца, сына и святого духа. На своей картине Рублев помещает ангелов в круг, замкнутый в единство своим положением и в то же время открытый для присутствия зрителя, приглашая их в святое созерцание.

Дух справа одет в небесно-голубую мантию, задрапированную в бледно-зеленый цвет воздуха, Сын в центре связан с землей своей глубокой красновато-коричневой мантией, в то время как мантия Отца, кажется, неопределенного цвета, прозрачный и мерцающий.Именно задумчивое спокойствие этой картины должно было повлиять на Московскую школу живописи и придать русской иконографии узнаваемую славянскую мягкость, ассоциирующуюся с ней сегодня.

Третьяковская галерея, Москва — Дерево, темпера

Андрей Рублев — 58 работ

Андрей Рублёв (русский: Андрей Рублёв, IPA: [ɐnˈdrʲej rʊˈblʲɵf], также транслитерируется как Андрей Рублёв; родился в 1360-х годах, умер 29 января 1427 или 1430, или 17 октября 1428 в Москве) считается одним из величайших средневековых Русские художники православных икон и фресок.

О его жизни сохранилось мало информации; даже где он родился неизвестно. Вероятно, он жил в Троице-Санкт-Петербурге. Подмосковная Сергиева Лавра при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского в 1392 году. Первое упоминание о Рублеве относится к 1405 году, когда он оформлял иконы и фрески для Благовещенского собора Московского Кремля, в компанию с Феофаном Греком и Прохором Городецким. Его имя было последним в списке мастеров, как младшего и по званию, и по возрасту.Феофан был важным византийским мастером, который переехал в Россию и, как считается, воспитал Рублева.

Летописи сообщают, что вместе с Даниилом Черным он расписал Успенский собор во Владимире в 1408 году, а также Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре между 1425 и 1427 годами. После смерти Даниила Андрей приехал в московский Андроников монастырь, где написал свою последнюю работу, фрески Спасского собора. Также считается, что он нарисовал по крайней мере одну из миниатюр в Хитровских евангелиях.

Единственная работа, признанная полностью его авторством, — икона «Троица» (ок. 1410 г., в настоящее время находится в ГТГ, Москва). Он основан на более ранней иконе, известной как «Гостеприимство Авраама» (иллюстрирует Бытие 18). Рублев убрал со сцены фигуры Авраама и Сарры и тонким использованием композиции и символики изменил сюжет, сосредоточив внимание на Тайне Троицы.

В творчестве Рублева сочетаются две традиции: высочайший аскетизм и классическая гармония византийского маньеризма.Герои его картин всегда миролюбивы и спокойны. Через некоторое время его искусство стало восприниматься как идеал восточной церковной живописи и православной иконописи.

Рублев скончался в Андрониковом монастыре 29 января 1430 г. (хотя упоминается и 17 октября 1428 г.). Творчество Рублева оказало влияние на многих художников, в том числе и на Дионисия. Стоглавый собор (1551 г.) провозгласил рублевский иконописный стиль образцом для церковной росписи. С 1959 года в музее Андрея Рублева при Андрониковом монастыре выставлено его и родственное ему искусство.

Русская Православная Церковь причислила Рублева к лику святых в 1988 году, отмечая его память 29 января и/или 4 июля. Богослужебный календарь Епископальной церкви в Соединенных Штатах Америки вспоминает Рублева 29 января.

В 1966 году Андрей Тарковский снял фильм «Андрей Рублев» по ​​мотивам жизни художника. Это был первый (и, пожалуй, единственный) советский фильм, в котором художник трактовался как всемирно-историческая фигура, а христианство как аксиома исторической идентичности России в бурный период российской истории.

Это часть статьи Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Unported License (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →

Подробнее…

Художники по направлениям: Византийское искусство

Художественное движение

Византийским искусством называют художественные произведения Восточной Римской (Византийской) империи, а также народов и государств, унаследовавших культурное наследие от империи. Хотя сама империя возникла из упадка Рима и просуществовала до падения Константинополя в 1453 году, многие восточно-православные государства в Восточной Европе, а также в некоторой степени мусульманские государства восточного Средиземноморья сохранили многие аспекты культуры и искусства империи для столетия спустя.

Ряд государств, современных Византийской империи, находились под ее культурным влиянием, но фактически не были ее частью («Византийское содружество»). К ним относились Русь, а также некоторые неправославные государства, такие как Венецианская республика, отделившаяся от Византийской империи в 10 веке, и Сицилийское королевство, имевшее тесные связи с Византийской империей и также входившее в состав Византийской империи. владение до 10-го века с большим грекоязычным населением, сохраняющимся до 12-го века.Другие государства, имеющие византийские художественные традиции, в средние века колебались между частью Византийской империи и периодами независимости, такими как Сербия и Болгария. После падения византийской столицы Константинополя в 1453 году искусство восточных православных христиан, живших в Османской империи, часто называли «поствизантийским». Определенные художественные традиции, зародившиеся в Византийской империи, особенно в отношении иконописи и церковной архитектуры, сохраняются в Греции, на Кипре, в Сербии, Болгарии, Румынии, России и других восточно-православных странах до наших дней.

Подобно тому, как Византийская империя представляла собой политическое продолжение Римской империи (термин «византийский» был выдумкой более поздних историков, византийцы считали себя римлянами), византийское искусство развилось из искусства Римской империи, который сам находился под сильным влиянием древнегреческого искусства. Византийское искусство никогда не теряло из виду это классическое наследие. Византийская столица Константинополь была украшена большим количеством классических скульптур, хотя со временем они стали предметом некоторого недоумения для его жителей. И действительно, искусство, созданное во времена Византийской империи, хотя и было отмечено периодическим возрождением классической эстетики, было прежде всего отмечено развитием новой эстетики.

Наиболее заметной чертой этой новой эстетики был ее «абстрактный» или антинатуралистический характер. Если классическое искусство было отмечено попыткой создать изображения, максимально имитирующие реальность, то византийское искусство, похоже, отказалось от этой попытки в пользу более символического подхода.

Природа и причины этой трансформации, которая в значительной степени произошла в период поздней античности, веками были предметом научных дискуссий. Джорджо Вазари объяснил это снижением художественных навыков и стандартов, которые, в свою очередь, были возрождены его современниками в эпоху итальянского Возрождения. Хотя эта точка зрения время от времени возрождалась, в первую очередь Бернаром Беренсоном, современные ученые склонны более позитивно относиться к византийской эстетике. Алоис Ригль и Йозеф Стшиговский, писавшие в начале 20 века, прежде всего несли ответственность за переоценку позднеантичного искусства.Ригль видел в этом естественное развитие ранее существовавших тенденций в римском искусстве, тогда как Стржиговский рассматривал его как продукт «восточных» влияний. Заметный недавний вклад в дискуссию включает вклад Эрнста Китцингера, который проследил «диалектику» между «абстрактными» и «эллинистическими» тенденциями в поздней античности, и Джона Онианса, который увидел «увеличение зрительной реакции» в поздней античности, благодаря которой зритель «мог посмотреть на что-то, что было с точки зрения двадцатого века чисто абстрактным, и найти это репрезентативным.»

Это часть статьи Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Unported License (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →

Википедия:
https://en. wikipedia.org/wiki/Византийское_арт

Андрей Рублев Художник — Биография, факты и картины

Андрей Рублев был культовым русским художником средневековой эпохи.Писал, в частности, православные иконы и фрески. Он украсил фресками Благовещенский собор Московского Кремля в начале XV века.

Считается, что он родился где-то в 1360-х годах и предположительно жил в Троице-Св. Сергиева Лавра, Москва, Россия. Имя Рублева появилось, когда он писал для Московского собора в сотрудничестве с выдающимися русскими художниками, такими как Прохор Городецкий и Феофан Грек. Последний был известным византийским мастером и, как известно, был наставником Рублева после переезда в Россию.В 1408 году он вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире. Более того, они вместе расписывали Троице-Сергиеву лавру. После смерти Черни Рублев отправился в московский Андроников монастырь, где расписал фресками Спасский собор. Это было отмечено как одна из его последних работ.

Миниатюры в Хитровских евангелиях, по крайней мере одна из них предположительно написана Рублевым. Произведение, которое достоверно написано им, считается Троицей.В настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве. Работа выполнена по образцу более ранней иконы, известной как «Гостеприимство Авраама». Он переосмыслил гостеприимство Авраама, удалив Авраама и Сарру со сцены. Кроме того, он использовал тонкую символику, чтобы отвлечь основное внимание картины от фигур к теме Тайны Троицы.

Рублев противопоставил в своем творчестве две разные художественные традиции. Он сплавил высший аскетизм с гармоничным византийским искусством.Персонажи, которых он представил в своих произведениях, характеризуются безмятежностью и умиротворенностью. Восточная церковная живопись и православная иконография — некоторые из его знаковых произведений, которые считаются воплощением церковной живописи и православного искусства.

Год его смерти снова противоречит друг другу. В то время как некоторые считают, что это произошло в 1430 году в Андрониковом монастыре, другие предполагают, что это произошло в 1428 году. Его творчество сыграло ключевую роль в формировании идеалов многих молодых художников того времени, в том числе Дионисия. Церковный собор, состоявшийся в Москве в 1551 году, известный как Стоглавый собор, одобрил и продвинул рублевский иконный стиль.Они взяли его за образец для других церковных росписей и украшений.

Четыре столетия спустя в Андрониковом монастыре был открыт музей его имени. В нем были представлены его шедевры, созданные веками ранее. В 1988 году Русской Православной Церковью причислен к лику святых. Память его имени отмечается 29 января или 4 июля. Чтобы почтить его память и представить атрибут легенды, в 1966 году был снят одноименный фильм Андрея Тарковского. Он был основан на событиях его жизни и стал первой и единственной постановкой в ​​​​советское время, в которой Рублев был представлен как знаменитый художник и историческая личность.

Большинство его неизгладимых произведений были созданы в начале пятнадцатого века. К таким работам относится картина Рождества Христова , которую Рублев написал в 1405 году. В том же году он украсил Благовещенскую церковь несколькими росписями. Он также написал Богородицу Владимирскую, Св. Михаила и Св. Гавриила, (1408) для Успенского собора во Владимире. Его Богородица из Деисуса часто путают с произведением Феофана Грека. Христос Искупитель, Вознесение и Апостол Павел сейчас находится в Третьяковской галерее, Москва.

Картины Андрея Рублева

Андрей Рублев – святой иконописец

В истории было несколько выдающихся православных иконописцев. Однако самым известным среди них, несомненно, является Андрей Рублев – святой иконописец, ярко просиявший на контрасте с буйными, темными и зверскими годами средневековой России. Дело в том, что он писал религиозные иконы не для славы, прибыли или славы. Он скорее проповедовал Евангелие в красках. Таким образом, все православные иконы Андрея Рублева не подписаны, но при этом очень красивы и самобытны.Более того, благодаря этому святому человеку сегодня у нас есть целая школа восточно-православной иконописи, узнаваемая во всем мире. Так кем же был этот уникальный человек?

Андрей Рублев, крупнейший русский живописец православных церковных икон и фресок, родился под Москвой в 1360-х годах. К сожалению, биографические сведения о нем и его жизни очень скудны. Предполагается, что он жил монахом в Свято-Троицкой Лавре, основанной в 1345 году Сергием Радонежским. Именно здесь начал писать Андрей Рублев, стремясь исполнить свое высокое призвание – пусть Бог говорит с людьми через религиозные иконы.Мы не знаем, где он изучил восточно-православную иконографию и кто был его учителем. Первое упоминание о творчестве Рублева относится к 1405 году. В это время Андрей вместе с весьма уважаемыми мастерами Прохором Городецким и Феофаном Греком создал русские православные иконы и фрески для Благовещенского собора, одного из величайших средневековых храмов в Московский Кремль. Летописи сообщают, что через три года, в 1408 году, Андрей Рублев и Даниил Черный расписали великолепный Успенский   собор во Владимире.Другая совместная работа этих крупнейших русских православных иконописцев относится к 1425–1427 гг., когда они расписали Троице-Сергиеву Лавру. Также считается, что Рублев написал одну или несколько миниатюр для Хитровского Евангелия, русского иллюстрированного Евангелия конца XIV века. Последние годы жизни Андрей Рублев провел в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где создал свой последний шедевр православной иконописи – фрески Спасского собора.Умер 29 января 1430 года. В 1988 году Андрей Рублев был канонизирован Русской Православной Церковью.

Можно с уверенностью сказать, что судьба была благосклонна к этому святому человеку. Несмотря на то, что он никогда не стремился к известности, Андрей Рублев получил признание благодаря своим уникальным православным церковным иконам еще при жизни, что подтверждается различными историческими хрониками того времени. Более того, он не забыт и после смерти, так как слава о нем как о святом иконописце пережила века.Даже в XIX веке и в советский период, когда иконописное искусство казалось забытым, имя Андрея Рублева считалось эталоном церковного искусства. Неудивительно, что знаменитые религиозные иконы Рублева, представляющие воплощение канонической восточно-православной иконографии, всегда высоко ценились во всем мире!

Освящение иконописца: Андрей Рублев (1966)

По критериям: Подкаст о католических фильмах (

био —

статьи
— электронное письмо

) | 16 марта 2021 г.
| В

Критерии: подкаст о католических фильмах

Слушайте этот подкаст в: Подкасты Apple | Подкасты Google | RSS-канал | Канал YouTube

Участвуйте в обсуждениях фильмов на https://www.facebook.com/groups/CatholicPods.

Этот подкаст поддерживается слушателями! Спасибо за вашу помощь!

«Цель искусства — подготовить человека к смерти, вспахать и боронить его душу, сделав ее способной к обращению к добру». Андрей Тарковский

Может ли Андрей Рублев быть лучшим фильмом в списке фильмов Ватикана? Андрей Тарковский широко известен как один из величайших духовных режиссеров всех времен, и его шедевр 1966 года « Андрей Рублев » оправдывает эту репутацию.

В этом глубоко трогательном и порой сбивающем с толку произведении мы входим в духовные и художественные испытания величайшего русского иконописца, монаха Андрея Рублева, творящего среди безмерных страданий русского народа в XV веке. Это и глубоко созерцательная интерьерная работа, и историческая эпопея.

Режиссер-католик Натан Дуглас присоединяется к шоу, чтобы обсудить с нами свой любимый фильм. После ознакомления с приемами и философией теории советского монтажа обсуждение затрагивает многие вопросы, затронутые в фильме:

Как не зарыть свои таланты из зависти, из тщеславия или из более сложных побуждений? Как может художник и человек созреть через страдания? Можно ли свести значение великих произведений религиозного искусства к возможно нечистым мотивам могущественных и богатых людей, которые их заказывают? Есть ли вообще смысл делать красивые вещи в мире, полном жестокости и страданий?

Фильм также дает возможность обсудить мораль наготы и обращение с животными в кинематографическом контексте.

Лучший способ просмотреть Андрей Рублев — это оформить бесплатную пробную подписку на стриминговый сервис Criterion Channel. https://www.criterionchannel.com/andrei-rublev

Его также можно посмотреть на YouTube, но перевод субтитров плохой. https://www.youtube.com/watch?v=OsEnNDr6YfA

Справедливое предупреждение: этот фильм содержит сцены наготы и насилия.

Далее по критериям: Вопреки тому, что было сказано в этом эпизоде, из-за сбоя в расписании следующее обсуждение будет посвящено первому сезону сериала Избранные в преддверии запуска второго сезона в пасхальное воскресенье.Первоначально запланированное обсуждение Голгофы вместо этого выйдет в апреле.

Звенья

Объяснение теории советского монтажа https://www.youtube.com/watch?v=NtnTs90knro

Натан Дуглас https://nwdouglas.com/

Музыка The Duskwhales, «Take It Back», используется с разрешения. https://theduskwhales.bandcamp.com/

Критерии размещены Томасом В.Мирус и Джеймс Т. Маевски .

Томас — пианист, живущий в Нью-Йорке. Он является директором подкастов на веб-сайте веб-сайта QatarCulture.org и ведет подкаст о католической культуре. Смотрите полную биографию.

Джеймс — директор по работе с клиентами веб-сайта CanadianCulture.org. Актер театра, кино и озвучивания из Нью-Йорка, он является ведущим и рассказчиком аудиокниг о католической культуре. Смотрите полную биографию.

Звук выключен! Католическая культура.поддерживают сторонники организации.

Все комментарии проходят модерацию. Чтобы облегчить наше бремя редактирования, только текущим донорам разрешено отключать звук. Если вы являетесь текущим донором, войдите в систему, чтобы увидеть форму комментария; в противном случае, пожалуйста, поддержите нашу работу и Sound Off!

Для этого товара пока нет комментариев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts