Имя божье: Не найдены статьи по запросу «389525.html#part 4»

Разное

Божественные имена

5 ступеней веры

  • О Боже­ствен­ных именах свщм. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит
  • Имена Божии игумен Ила­рион Алфеев
  • Пра­во­сла­вие. Имена Божии игумен Ила­рион Алфеев
  • Биб­лей­ское пони­ма­ние имени. Имена Божии игумен Ила­рион Алфеев
  • Имя Божие свящ. Игорь Ефимов
  • О про­слав­ле­нии имени Божия свт. Тихон Задон­ский
  • Имя Божие свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)
  • Имена Божии в книге Откро­ве­ния Иоанна архим. Иан­ну­а­рий (Ивлиев)
  • Имя Божие в Библии прот. Ген­на­дий Фаст
  • Тет­ра­грамма, или Боже­ствен­ное Вет­хо­за­вет­ное имя архиеп. Феофан Пол­тав­ский
  • Сли­че­ние ислам­ского учения о именах Божиих с хри­сти­ан­ским Г.С. Саб­лу­ков
  • Об именах Божиих и имя­бож­ни­ках С.В. Тро­иц­кий
  • Таб­лица: Имена Божии

Боже́ственные име́на – имена, отно­си­мые к Богу Свя­щен­ным Писа­нием и Свя­щен­ным Пре­да­нием, отра­жа­ю­щие осо­бен­но­сти Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей, Боже­ские сущ­ност­ные свой­ства и Боже­ствен­ные дей­ствия, в том числе, направ­лен­ные на тво­ре­ние мира и попе­че­ние о нём.

Условно Боже­ствен­ные имена делятся на поло­жи­тель­ные или утвер­ди­тель­ные (ката­фа­ти­че­ские) и отри­ца­тель­ные (апо­фа­ти­че­ские).

Будучи выше вся­кого имени, непо­сти­жи­мая Божестве­нная сущ­ность раскрыва­ется в твар­ном мире через име­ну­е­мые Боже­ствен­ные энер­гии. Так неиме­ну­е­мый и непо­сти­жи­мый в Своей сущ­но­сти Бог ста­но­вится «бес­ко­нечно мно­го­име­нен» (св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит) в Своих дей­ствиях. Боже­ствен­ные имена есть дей­ствен­ные про­яв­ле­ния Бога в мире, Его мно­го­об­раз­ные отно­ше­ния к твар­ному бытию. В них Бог пред­стает Суще­ством, отда­ю­щим Себя в Своих бла­го­дат­ных дей­ствиях («суще­тво­ря­щих исхож­де­ниях», св. Дио­ни­сий) в дар всем сущим, сооб­ща­ю­щим твар­ному миру «при­ча­стие всех благ». При этом сами имена не явля­ются раци­о­наль­ными поня­ти­ями, итогом интел­лек­ту­аль­ных спе­ку­ля­ций. Они вос­со­здают образы Бога, при­сут­ству­ю­щего в твар­ном миро­зда­нии, содер­жат в себе твар­ные ана­ло­гии нетвар­ного Созда­теля.

Учение о Боже­ствен­ных именах наи­бо­лее полно изло­жено св. Дио­ни­сием в «Аре­о­паги­ти­ках». На первом месте среди Боже­ствен­ных имен св. Дио­ни­сий назы­вает Бла­гость. По при­чине Своей бла­го­сти Бог создает мир, рас­про­стра­няя на все сущее живо­тво­ря­щие «лучи все­це­лой бла­го­сти». Озаряя мир благим луче­зар­ным сия­нием, Бог име­ну­ется духов­ным или умствен­ным Светом. Благой Свет явля­ется нача­лом еди­не­ния, соби­рает тво­ре­ние воедино, объ­ем­лет его Собой, дает единое знание о Себе. Еди­но­тво­ря­щие лучи Бла­гого Света гово­рят о Боге как Едином Суще­стве, явля­ю­щем Себя Осно­вой всего суще­ству­ю­щего. Будучи Единым Благом и Светом, Бог еще и Кра­сота, поскольку от Него сооб­ща­ется «оча­ро­ва­ние всему сущему» (св. Дио­ни­сий), Он высту­пает При­чи­ной бла­го­устро­е­ния и изя­ще­ства твар­ного мира. Как Благо и Кра­сота, Бог есть пред­мет любви. И это потому, что сам Бог охва­ты­вает Своей любо­вью миро­зда­ние, обна­ру­жи­вая Себя в Своем Добре и Бла­го­сти к миру в виде бес­ко­неч­ной и без­на­чаль­ной Любви.

Помимо Бла­го­сти, Света, Един­ства, Кра­соты, Добра и Любви, Дио­ни­сий упо­ми­нает Боже­ствен­ные имена Сущий, Жизнь, Пре­муд­рость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совер­шен­ный и др. Боже­ствен­ные имена отра­жают Боже­ствен­ные дей­ствия, в кото­рых Бог цели­ком ста­но­вится доступ­ным для при­ча­стия своим тво­ре­ниям. Вместе с тем имена Бога не гово­рят о Нем исчер­пы­ва­юще, а лишь отра­жают мно­же­ствен­ность Его дел. Боже­ствен­ная сущ­ность оста­ется непо­сти­жи­мой, и имена недо­ста­точ­ными для Ее опи­са­ния. Поэтому все утвер­жде­ния о Боге можно пре­вос­хо­дить и отри­цать, ибо ничто не соиз­ме­римо с Ним, Он выше всего твар­ного бытия и всех твар­ных ана­ло­гий. Так ката­фа­ти­че­ское бого­сло­вие пере­хо­дит в апо­фа­ти­че­ское, воз­вра­щая бого­слова из обла­сти Боже­ствен­ных дей­ствий к пре­бы­ва­ю­щей за пре­де­лами твар­ного мира Боже­ствен­ной сущ­но­сти.

Имена Божии – наиме­но­ва­ния, при­ла­га­е­мые к Богу, обра­зо­ван­ные от Его дей­ствий в сотво­рен­ном Им мире. Следуя пра­во­слав­ному бого­сло­вию, Сама по Себе Боже­ствен­ная сущ­ность непо­сти­жима, а значит и неиме­ну­ема.

«Нет ни одного имени, кото­рое бы, объяв все есте­ство Божие, доста­точно было вполне его отра­зить».
св. Васи­лий Вели­кий

«Бог не есть рече­ние, и не в голосе и звуке имеет бытие.
Все люди, име­ю­щие разум, думают, что какою бы то ни было силою рече­ний невоз­можно выра­зить неиз­ре­чен­ное есте­ство».
св. Гри­го­рий Нис­ский

«Боже­ство, будучи непо­сти­жи­мым, непре­менно будет и безы­мянно. Итак, да не станем отыс­ки­вать имени Его суще­ства».
св. Иоанн Дамас­кин

«Но это не озна­чает, что Бог все­цело непо­зна­ваем. Он позна­ваем в Своем Откро­ве­нии. Непо­сти­жи­мая Боже­ствен­ная сущ­ность рас­кры­ва­ется в Боже­ствен­ных дей­ствиях (греч. энер­гиях), по кото­рым и позна­ется Бог. Боже­ствен­ные дей­ствия могут быть наиме­но­ваны и именно от них про­из­водны сами имена Божии».
«Я же, научен­ный бого­дух­но­вен­ным Писа­нием, дерзаю утвер­ждать, что Пре­выс­ший вся­кого имени у нас полу­чает мно­го­раз­лич­ные наиме­но­ва­ния по раз­ли­чию бла­го­де­я­ний, а сущ­ность – неиме­ну­ема».
«Он полу­чает наиме­но­ва­ния от дей­ствий, кото­рые, как мы верим, каса­ются нашей жизни».
«Боже­ское есте­ство славно Само в Себе и прежде про­ис­хож­де­ния мыс­ля­щих существ, но ум чело­ве­че­ский гово­рит о сей славе постольку, поскольку вме­щает, науча­е­мый дей­стви­ями Боже­скими».
св. Гри­го­рий Нис­ский

«…Бог полу­чает име­но­ва­ния от Своих энер­гий, ибо Его Сверх­сущ­ность безы­мянна…».
«…для несо­тво­рен­ной Троицы невоз­можно найти имя, явля­ю­щее Ее при­роду, но все Ее имена суть име­но­ва­ния Ее энер­гий».
св. Гри­го­рий Палама

«Ибо потому что назы­ва­ется Он Благим, и Пра­во­суд­ным, и Все­дер­жи­те­лем, и Сава­о­фом, не есть Он раз­ли­чен и инаков. Но будучи Один и Тот же, бес­чис­лен­ные откры­вает дей­ствия Боже­ства».
св. Кирилл Иеру­са­лим­ский

Боже­ствен­ные имена делятся на утвер­ди­тель­ные (ката­фа­ти­че­ские) и отри­ца­тель­ные (апо­фа­ти­че­ские).
«Из имен же, ска­зу­е­мых о Боге, одни пока­зы­вают, что в Боге есть, а другие, напро­тив, чего в Нем нет…
Напри­мер, когда назы­ваем нетлен­ным, как бы так гово­рим себе или слу­ша­ю­щим: «не думай, что Бог под­ле­жит тлению». И когда назы­ваем неви­ди­мым, как бы гово­рим: «не пред­по­ла­гай, что Он пости­жим чув­ством зрения». И когда бес­смерт­ным: «не дер­жись мысли, что смерть может при­кос­нуться к Богу». А также, когда назы­ваем нерож­ден­ным, гово­рим: «не думай, чтобы Божие бытие зави­село от какой-нибудь при­чины, или от какого-либо начала».
…Таким обра­зом, всеми этими запре­ти­тель­ными име­но­ва­ни­ями и про­из­во­дится как бы неко­то­рое отри­ца­ние чуж­дого Богу, по мере того как уяс­ня­ется мысль, и отда­ляет от себя помыш­ле­ния о непри­над­ле­жа­щем Богу.
Опять, назы­ваем Бога благим, пра­вед­ным, твор­цом, судией, и даем Ему подоб­ные этому име­но­ва­ния.
Как в преж­них име­но­ва­ниях слова озна­чали некое отме­не­ние и запре­ще­ние поня­тий чуждых Богу, так здесь они озна­чают под­твер­жде­ние и осу­ществ­ле­ние свой­ствен­ного Богу и при­лич­ным обра­зом о Нем умо­пред­став­ля­е­мого. Поэтому каждый вид име­но­ва­ний научает нас или о при­над­ле­жа­щем Богу, что оно есть в Боге, или о непри­над­ле­жа­щем, что этого нет».
св. Васи­лий Вели­кий

Папа: произнося имя Божье, мы «берем его на себя»

Ольга Сакун — Град Ватикан

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»: этой заповеди Папа Франциск посвятил свое наставление на общей аудиенции в среду 22 августа, продолжая цикл о Декалоге. Мы истолковываем вторую заповедь как приглашение не оскорблять имя Бога и избегать его неуместного использования. Это значение подготавливает нас к более углубленному пониманию Божественной заповеди, пояснил Папа. «Не произноси» — это перевод выражения, которое буквально означает «не бери на себя». Далее, слово «напрасно», то есть «впустую», отсылает нас к понятию пустоты, «пустой оболочки, формы, лишенной содержания». Такова характеристика лицемерия, формализма и фальши.

«Имя» в Библии указывает на глубинную истину о вещах и прежде всего о людях. Часто имя выражает миссию, например, в случае Авраама или Симона Петра. Они обретают новое имя, указывающее на смену направления в их жизни. Узнав по-настоящему имя Божье, человек преобразует собственную жизнь: когда Моисей узнает имя Божье, его история меняется.

В еврейских обрядах имя Божье торжественно провозглашается в день Всепрощения. Народу даруется прощение потому, что через имя он вступает в контакт с самой жизнью Бога, Который есть милосердие. Таким образом. «взять на себя имя Божье» означает войти в глубокое общение, установить с Ним тесную связь. Для нас, христиан, эта заповедь – напоминание о том, что мы крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, как мы утверждаем каждый раз, кода осеняем себя крестным знамением, чтобы во время повседневных дел пребывать в живом и реальном общении с Богом, то есть пребывать в Его любви.

Папа еще раз попросил верующих научить детей осенять себя крестным знамением и объяснять им его значение.

Возможно ли «взять на себя имя Божье лицемерно, формально, впустую?» — продолжил Папа свои размышления. К сожалению, ответ на этот вопрос утвердительный. Да, можно жить в фальшивых отношениях с Богом. Об этом говорил Господь, критикуя законоучителей. Поэтому Иисус дает совет: делайте то, что они говорят, но не то, что он делают. Во второй заповеди Слово Божье приглашает нас к истинным, а не фальшивым отношениям с Богом, «к отношениям нелицемерным, в которых мы полностью вверяем Ему то, чем являемся», подчеркнул Святейший Отец. Святые потому и затрагивают наше сердце, что они подлинны, радикальны. Мы видим это и в «святых, живущих по соседству», например, родителях, подающих своим детям пример порядочности, честности и щедрости.

Чем больше христиан «нелицемерно берут на себя имя Божье», в соответствии с первым прошением молитвы «Отче наш» — «Да святится имя Твое», — тем достовернее благовестие Церкви.

«С момента Креста Христова, — продолжил Папа, — никто не может презирать самого себя и плохо думать о своей жизни. Никто и никогда, чего бы ни натворил. Потому что имя каждого из нас – на плечах Христовых. Он нас несет, и нам стоит взять на себя имя Божье, ибо Он обременил Себя нашим именем до конца, злом, которое в нас, — Он обременил себя, чтобы нас простить, чтобы передать Свою любовь нашему сердцу. Вот почему в этой заповеди Бог провозглашает: возьми Меня на себя, потому что Я взял тебя».

«Любой человек, в любой ситуации, может призывать имя Господа, Который есть верная и милосердная Любовь, — сказал в заключение Папа Франциск. – Бог никогда не скажет ʺнетʺ сердцу, искренне Его призывающему».

Как зовут Бога?

15 июня 2020 г.

Р.К. Sproul

6 Min Read

Моисей на мгновение встретился со Святым, и чем ближе он подходил, тем больше боялся. Он услышал голос Бога, посылающего его на миссию, и его страх превратился в сомнение. «Кто я такой, что должен идти на эту миссию?» И Бог ответил: «Я буду с тобой» (Исх. 3:12). На самом деле он не ответил на вопрос Моисея о том, кто такой Моисей; По сути, он просто сказал: «Не беспокойтесь о том, кто вы, потому что я буду с вами».

«И вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, ты будешь служить Богу на этой горе». И сказал Моисей Богу: «Если я приду на сынов Израилевых и говорят им: «Бог отцов ваших послал меня к вам», и они спрашивают меня: «Как его имя?» что мне сказать им?» (Исх. 3:12–13). Теперь мы подходим к сути дела. Моисей больше не задавался вопросом: «Кто я?» В этот момент Моисей спросил: «Кто ты? Как вас зовут?»

В самом начале существования служения Лигонье кто-то спросил меня: «Что ты пытаешься сделать? Какова ваша миссия? Какова цель этого служения, которое вы создали?» Я сказал ему: «Это служение обучения, чтобы помочь утвердить христиан в Слове Божьем», и он ответил: «Чему ты хочешь научить, чего люди еще не знают?» Это было легко. — Кто такой Бог, — сказал я. «Послание к Римлянам 1:18–25 говорит нам, что все в мире знают, что Бог есть, потому что Бог так ясно явил Себя всем им в творении, что люди не имеют оправдания, потому что Его общее откровение проникло в их разум. Они знают, что Он существует, но ненавидят Его». Я продолжил: «В значительной степени это потому, что они знают, что Он есть, но понятия не имеют, кто Он такой». Парень сказал: «Но что, по-твоему, самое важное, что христианам нужно знать в наши дни?» Я сказал: «Христианам нужно узнать, кто такой Бог».

Я думаю, что самая большая слабость в наши дни — это фактическое затмение характера Бога даже внутри наших церквей. Женщина с докторской степенью. Доктор психологии, который был членом церкви на Западном побережье, однажды связался со мной. Она очень рассердилась и сказала: «Я хожу в церковь каждое воскресенье, и у меня такое чувство, что наш служитель делает все возможное, чтобы скрыть от нас характер Бога. Он боится, что если он действительно откроет Писание и провозгласит характер Бога, как Он изображен в Библии, люди покинут церковь, потому что им будет некомфортно в присутствии Святого». Моисей был не первым, кто закрыл лицо в присутствии Бога. Это началось в Эдемском саду, когда Адам и Ева скрылись от стыда.

Моисей спросил: «Кто ты? Как тебя зовут? Если у тебя вообще есть имя? Бог уже открыл Себя как «Бог отцов ваших, Авраама, Исаака и Иакова» (см. Исх. 3:6). Моисей знал это; он хотел знать имя Бога.

В 1963 году по национальному телевидению Дэвид Фрост взял интервью у Мадалин Мюррей О’Хэйр, известной воинствующей атеистки. Фрост спорил с О’Хейром о существовании Бога. По мере того, как она становилась все более злой и расстроенной, Фрост решил уладить спор классическим американским способом: путем голосования. Он представил его аудитории в студии, говоря, по сути, «Кто из вас, люди [там было около тридцати человек], верят в какого-то Бога, какую-то высшую силу, что-то большее, чем вы сами?» Все подняли руки. О’Хэйр, по сути, ответил: «Чего вы ожидаете от необразованных масс? Эти люди не выросли из своего интеллектуального младенчества; им все еще промывают мозги от культуры и этой мифологии Бога». Она продолжала оскорблять всех в студии.

Этого я от нее не ожидал. Я думал, она повернется к аудитории и скажет: «Вы верите в какую-то высшую силу, в нечто большее, чем вы сами. Позвольте спросить вас: сколько из вас верят в Яхве, Бога Библии? Бог, который требует, чтобы перед Ним не было других богов? Бог, который посылает мужчин, женщин и детей в ад навсегда и осуждает людей за то, что они не верят в этого мифического Иисуса?» Интересно, как бы изменилось голосование, если бы вопрос был задан более четко. В нашей культуре почти принято описывать Бога как высшую силу, силу, нечто большее, чем мы сами. Но что это за высшая сила? Сила тяжести? Молния? Землетрясения? Беда туманной, безымянной, бесхарактерной власти в том, что она, во-первых, безлична, а во-вторых, что еще важнее, аморальна. В поклонении такой высшей силе есть свои плюсы и минусы. Плюс для грешника в том, что безличная, аморальная сила ни к кому не предъявляет этических требований. Гравитация не судит о поведении людей; даже если кто-то выпрыгнет из окна с высоты шести этажей, нет личного осуждения со стороны гравитации. Ничья совесть не сожжена гравитацией. Если ваша высшая сила безлична и аморальна, это дает вам право безнаказанно вести себя так, как вы хотите.

Обратной стороной, однако, является то, что дома никого нет. Эта вера означает, что нет личного Бога, нет Искупителя. Какие спасительные отношения могут быть у вас с громом? Гром шумит, гремит по небу — но по содержанию он немой. Нет ни откровения, ни надежды. Гром и гравитация никогда не могли простить ни одного греха.

В ответе Бога Моисею мы видим противопоставление этой безличной силе. Он не сказал: «Это то, что есть», что, по-видимому, является именем ложных богов наших дней. Он сказал: «Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ» (Исх. 3:14). Это имя связано с личным именем Бога, Яхве. Итак, самое первое, что Бог открывает о Себе в этом имени, это то, что Он личный. Он может видеть; Он может слышать; Он может знать; Он может говорить. Он может относиться к созданиям, которые Он создал по Своему образу. Он Бог, Который вывел Свой народ из земли Египетской. Он Бог с именем и историей.

Много лет назад я читал курс богословия в колледже, и мы изучали имена Бога. Я пытался проиллюстрировать значение имен Бога и то, что они открывают о Божьем характере. Перед самым уроком в комнату странным, несколько неловким образом вошла девушка, которую я назову Мэри, — так, что любой мог увидеть сверкающее кольцо с бриллиантом на ее левой руке. Я сказал: «Мэри, ты помолвлена?» Она указала на мужчину в задней комнате и сказала: «Да, на Джона». Я сказал: «Поздравляю. Когда ты говоришь, что собираешься выйти за него замуж, я предполагаю, что любишь его — это надежное предположение? Она сказала да.»

Я сказал: «За что ты его любишь?» Она сказала: «Потому что он такой красивый». Я сказал: «Да, он очень красивый. Но посмотрите на Билла — в этом году он сопровождал королеву возвращения на родину. Тебе не кажется, что он хорошо выглядит?» Она сказала: «Да, Билл очень красивый». Я сказал: «В Джоне должно быть что-то еще, помимо того, что он красивый». Она сказала: «Он тоже спортивный». Я сказал: «Да, он хороший. Но Билл капитан баскетбольной команды. Почему ты не любишь Билла, а не Джона?» Она начала расстраиваться и сказала: «Джон такой умный». Я сказал: «Он очень хороший ученик. Конечно, Билл, вероятно, будет отличником класса. Итак, Мэри, в Джоне должно быть что-то еще, что отличает его от Билла в ваших глазах — что-то уникальное для него, что вызывает у вас эту сильную привязанность. Что в нем такого, что заставляет вас так его любить?

Она чуть не расстроилась и сказала: «Я люблю его, потому что . . . Я люблю его, потому что… я люблю его, потому что он Джон». И я сказал: «Ну вот. Когда вы хотите сосредоточиться на кристаллизованной сущности того, кто Он есть, и на том, что Он означает с точки зрения ваших отношений и личной истории с Ним, все возвращается к Его имени.

Я повернулся к классу и объяснил: «Вот почему, когда мы смотрим на Бога, мы знаем, что Его имя прекрасно. В этом имени Он открывает многое о превосходстве Своего существа и совершенстве Своего характера. И именно поэтому святые древности, если бы мы спросили: «Расскажите нам все, что вы знаете о Боге», в конце концов ответили бы: «Яхве — Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ»» 9.0003

Этот отрывок адаптирован из Моисей и Неопалимая Купина Р.К. Спроул.

Яхве | ЯХВЕ, Адонай, Элохим, значение и факты

Яхве , имя Бога израильтян, представляющее библейское произношение «ЯХВЕ», еврейского имени, открытого Моисею в книге Исход. Имя YHWH, состоящее из последовательности согласных Yod, Heh, Waw и Heh, известно как тетраграмматон.

После вавилонского изгнания (6 век до н.э.) и особенно с 3 века до н.э. евреи перестали использовать имя Яхве по двум причинам. Поскольку иудаизм стал универсальной, а не просто местной религией, более распространенное еврейское существительное Элохим (во множественном числе по форме, но понимаемое в единственном числе), означающее «Бог», имело тенденцию заменять Яхве, чтобы продемонстрировать универсальный суверенитет Бога Израиля над всеми остальными. В то же время божественное имя все чаще считалось слишком священным, чтобы его можно было произнести; Таким образом, в синагогальном ритуале оно было заменено на слух еврейским словом Адонай («Мой Господь»), которое в Септуагинте, греческой версии Еврейских Писаний, было переведено как Кириос («Господь»).

Масореты, которые примерно с 6 по 10 век н.э. работали над воспроизведением оригинального текста еврейской Библии, добавили к «ЯХВЕ» знаки гласных еврейских слов Адонай или Элохим. Латиноязычные христианские ученые заменили Y (которого нет в латыни) на I или J (последний из которых существует в латыни как вариант формы I). Таким образом, тетраграмматон стал искусственным латинизированным именем Иегова (JeHoWaH). Поскольку использование этого имени распространилось по всей средневековой Европе, начальная буква J произносилась в соответствии с местным языком, а не латынью.

Хотя христианские ученые после периодов Возрождения и Реформации использовали термин Иегова для обозначения ЯХВЕ, в 19-м и 20-м веках библеисты снова начали использовать форму Яхве. Раннехристианские писатели, такие как святой Климент Александрийский во 2 веке, использовали такую ​​форму, как Яхве, и это произношение тетраграмматона никогда не терялось. Во многих греческих транскрипциях также указано, что YHWH следует произносить как Yahwe.

Узнайте о евреях, которых Моисей вывел из египетского рабства

Посмотреть все видео к этой статье

Значение личного имени израильского Бога интерпретировалось по-разному. Многие ученые считают, что наиболее подходящим значением может быть «Он вызывает к жизни все, что существует» (Яхве-Ашер-Яхве).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts