Имя божье: Не найдены статьи по запросу «389525.html#part 4»
Содержание
Божественные имена
5 ступеней веры
- О Божественных именах свщм. Дионисий Ареопагит
- Имена Божии игумен Иларион Алфеев
- Православие. Имена Божии игумен Иларион Алфеев
- Библейское понимание имени. Имена Божии игумен Иларион Алфеев
- Имя Божие свящ. Игорь Ефимов
- О прославлении имени Божия свт. Тихон Задонский
- Имя Божие свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Имена Божии в книге Откровения Иоанна архим. Ианнуарий (Ивлиев)
- Имя Божие в Библии прот. Геннадий Фаст
- Тетраграмма, или Божественное Ветхозаветное имя архиеп. Феофан Полтавский
- Сличение исламского учения о именах Божиих с христианским Г.С. Саблуков
- Об именах Божиих и имябожниках С.В. Троицкий
- Таблица: Имена Божии
Боже́ственные име́на – имена, относимые к Богу Священным Писанием и Священным Преданием, отражающие особенности Божественных Ипостасей, Божеские сущностные свойства и Божественные действия, в том числе, направленные на творение мира и попечение о нём.
Условно Божественные имена делятся на положительные или утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические).
Будучи выше всякого имени, непостижимая Божественная сущность раскрывается в тварном мире через именуемые Божественные энергии. Так неименуемый и непостижимый в Своей сущности Бог становится «бесконечно многоименен» (св. Дионисий Ареопагит) в Своих действиях. Божественные имена есть действенные проявления Бога в мире, Его многообразные отношения к тварному бытию. В них Бог предстает Существом, отдающим Себя в Своих благодатных действиях («сущетворящих исхождениях», св. Дионисий) в дар всем сущим, сообщающим тварному миру «причастие всех благ». При этом сами имена не являются рациональными понятиями, итогом интеллектуальных спекуляций. Они воссоздают образы Бога, присутствующего в тварном мироздании, содержат в себе тварные аналогии нетварного Создателя.
Учение о Божественных именах наиболее полно изложено св. Дионисием в «Ареопагитиках». На первом месте среди Божественных имен св. Дионисий называет Благость. По причине Своей благости Бог создает мир, распространяя на все сущее животворящие «лучи всецелой благости». Озаряя мир благим лучезарным сиянием, Бог именуется духовным или умственным Светом. Благой Свет является началом единения, собирает творение воедино, объемлет его Собой, дает единое знание о Себе. Единотворящие лучи Благого Света говорят о Боге как Едином Существе, являющем Себя Основой всего существующего. Будучи Единым Благом и Светом, Бог еще и Красота, поскольку от Него сообщается «очарование всему сущему» (св. Дионисий), Он выступает Причиной благоустроения и изящества тварного мира. Как Благо и Красота, Бог есть предмет любви. И это потому, что сам Бог охватывает Своей любовью мироздание, обнаруживая Себя в Своем Добре и Благости к миру в виде бесконечной и безначальной Любви.
Помимо Благости, Света, Единства, Красоты, Добра и Любви, Дионисий упоминает Божественные имена Сущий, Жизнь, Премудрость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совершенный и др. Божественные имена отражают Божественные действия, в которых Бог целиком становится доступным для причастия своим творениям. Вместе с тем имена Бога не говорят о Нем исчерпывающе, а лишь отражают множественность Его дел. Божественная сущность остается непостижимой, и имена недостаточными для Ее описания. Поэтому все утверждения о Боге можно превосходить и отрицать, ибо ничто не соизмеримо с Ним, Он выше всего тварного бытия и всех тварных аналогий. Так катафатическое богословие переходит в апофатическое, возвращая богослова из области Божественных действий к пребывающей за пределами тварного мира Божественной сущности.
Имена Божии – наименования, прилагаемые к Богу, образованные от Его действий в сотворенном Им мире. Следуя православному богословию, Сама по Себе Божественная сущность непостижима, а значит и неименуема.
«Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить».
св. Василий Великий
«Бог не есть речение, и не в голосе и звуке имеет бытие.
Все люди, имеющие разум, думают, что какою бы то ни было силою речений невозможно выразить неизреченное естество».
св. Григорий Нисский
«Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, да не станем отыскивать имени Его существа».
св. Иоанн Дамаскин
«Но это не означает, что Бог всецело непознаваем. Он познаваем в Своем Откровении. Непостижимая Божественная сущность раскрывается в Божественных действиях (греч. энергиях), по которым и познается Бог. Божественные действия могут быть наименованы и именно от них производны сами имена Божии».
«Я же, наученный богодухновенным Писанием, дерзаю утверждать, что Превысший всякого имени у нас получает многоразличные наименования по различию благодеяний, а сущность – неименуема».
«Он получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни».
«Божеское естество славно Само в Себе и прежде происхождения мыслящих существ, но ум человеческий говорит о сей славе постольку, поскольку вмещает, научаемый действиями Божескими».
св. Григорий Нисский
«…Бог получает именования от Своих энергий, ибо Его Сверхсущность безымянна…».
«…для несотворенной Троицы невозможно найти имя, являющее Ее природу, но все Ее имена суть именования Ее энергий».
св. Григорий Палама
«Ибо потому что называется Он Благим, и Правосудным, и Вседержителем, и Саваофом, не есть Он различен и инаков. Но будучи Один и Тот же, бесчисленные открывает действия Божества».
св. Кирилл Иерусалимский
Божественные имена делятся на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические).
«Из имен же, сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет…
Например, когда называем нетленным, как бы так говорим себе или слушающим: «не думай, что Бог подлежит тлению». И когда называем невидимым, как бы говорим: «не предполагай, что Он постижим чувством зрения». И когда бессмертным: «не держись мысли, что смерть может прикоснуться к Богу». А также, когда называем нерожденным, говорим: «не думай, чтобы Божие бытие зависело от какой-нибудь причины, или от какого-либо начала».
…Таким образом, всеми этими запретительными именованиями и производится как бы некоторое отрицание чуждого Богу, по мере того как уясняется мысль, и отдаляет от себя помышления о непринадлежащем Богу.
Опять, называем Бога благим, праведным, творцом, судией, и даем Ему подобные этому именования.
Как в прежних именованиях слова означали некое отменение и запрещение понятий чуждых Богу, так здесь они означают подтверждение и осуществление свойственного Богу и приличным образом о Нем умопредставляемого. Поэтому каждый вид именований научает нас или о принадлежащем Богу, что оно есть в Боге, или о непринадлежащем, что этого нет».
св. Василий Великий
Папа: произнося имя Божье, мы «берем его на себя»
Ольга Сакун — Град Ватикан
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»: этой заповеди Папа Франциск посвятил свое наставление на общей аудиенции в среду 22 августа, продолжая цикл о Декалоге. Мы истолковываем вторую заповедь как приглашение не оскорблять имя Бога и избегать его неуместного использования. Это значение подготавливает нас к более углубленному пониманию Божественной заповеди, пояснил Папа. «Не произноси» — это перевод выражения, которое буквально означает «не бери на себя». Далее, слово «напрасно», то есть «впустую», отсылает нас к понятию пустоты, «пустой оболочки, формы, лишенной содержания». Такова характеристика лицемерия, формализма и фальши.
«Имя» в Библии указывает на глубинную истину о вещах и прежде всего о людях. Часто имя выражает миссию, например, в случае Авраама или Симона Петра. Они обретают новое имя, указывающее на смену направления в их жизни. Узнав по-настоящему имя Божье, человек преобразует собственную жизнь: когда Моисей узнает имя Божье, его история меняется.
В еврейских обрядах имя Божье торжественно провозглашается в день Всепрощения. Народу даруется прощение потому, что через имя он вступает в контакт с самой жизнью Бога, Который есть милосердие. Таким образом. «взять на себя имя Божье» означает войти в глубокое общение, установить с Ним тесную связь. Для нас, христиан, эта заповедь – напоминание о том, что мы крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, как мы утверждаем каждый раз, кода осеняем себя крестным знамением, чтобы во время повседневных дел пребывать в живом и реальном общении с Богом, то есть пребывать в Его любви.
Папа еще раз попросил верующих научить детей осенять себя крестным знамением и объяснять им его значение.
Возможно ли «взять на себя имя Божье лицемерно, формально, впустую?» — продолжил Папа свои размышления. К сожалению, ответ на этот вопрос утвердительный. Да, можно жить в фальшивых отношениях с Богом. Об этом говорил Господь, критикуя законоучителей. Поэтому Иисус дает совет: делайте то, что они говорят, но не то, что он делают. Во второй заповеди Слово Божье приглашает нас к истинным, а не фальшивым отношениям с Богом, «к отношениям нелицемерным, в которых мы полностью вверяем Ему то, чем являемся», подчеркнул Святейший Отец. Святые потому и затрагивают наше сердце, что они подлинны, радикальны. Мы видим это и в «святых, живущих по соседству», например, родителях, подающих своим детям пример порядочности, честности и щедрости.
Чем больше христиан «нелицемерно берут на себя имя Божье», в соответствии с первым прошением молитвы «Отче наш» — «Да святится имя Твое», — тем достовернее благовестие Церкви.
«С момента Креста Христова, — продолжил Папа, — никто не может презирать самого себя и плохо думать о своей жизни. Никто и никогда, чего бы ни натворил. Потому что имя каждого из нас – на плечах Христовых. Он нас несет, и нам стоит взять на себя имя Божье, ибо Он обременил Себя нашим именем до конца, злом, которое в нас, — Он обременил себя, чтобы нас простить, чтобы передать Свою любовь нашему сердцу. Вот почему в этой заповеди Бог провозглашает: возьми Меня на себя, потому что Я взял тебя».
«Любой человек, в любой ситуации, может призывать имя Господа, Который есть верная и милосердная Любовь, — сказал в заключение Папа Франциск. – Бог никогда не скажет ʺнетʺ сердцу, искренне Его призывающему».
Как зовут Бога?
15 июня 2020 г.
Р.К. Sproul
6 Min Read
Моисей на мгновение встретился со Святым, и чем ближе он подходил, тем больше боялся. Он услышал голос Бога, посылающего его на миссию, и его страх превратился в сомнение. «Кто я такой, что должен идти на эту миссию?» И Бог ответил: «Я буду с тобой» (Исх. 3:12). На самом деле он не ответил на вопрос Моисея о том, кто такой Моисей; По сути, он просто сказал: «Не беспокойтесь о том, кто вы, потому что я буду с вами».
«И вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, ты будешь служить Богу на этой горе». И сказал Моисей Богу: «Если я приду на сынов Израилевых и говорят им: «Бог отцов ваших послал меня к вам», и они спрашивают меня: «Как его имя?» что мне сказать им?» (Исх. 3:12–13). Теперь мы подходим к сути дела. Моисей больше не задавался вопросом: «Кто я?» В этот момент Моисей спросил: «Кто ты? Как вас зовут?»
В самом начале существования служения Лигонье кто-то спросил меня: «Что ты пытаешься сделать? Какова ваша миссия? Какова цель этого служения, которое вы создали?» Я сказал ему: «Это служение обучения, чтобы помочь утвердить христиан в Слове Божьем», и он ответил: «Чему ты хочешь научить, чего люди еще не знают?» Это было легко. — Кто такой Бог, — сказал я. «Послание к Римлянам 1:18–25 говорит нам, что все в мире знают, что Бог есть, потому что Бог так ясно явил Себя всем им в творении, что люди не имеют оправдания, потому что Его общее откровение проникло в их разум. Они знают, что Он существует, но ненавидят Его». Я продолжил: «В значительной степени это потому, что они знают, что Он есть, но понятия не имеют, кто Он такой». Парень сказал: «Но что, по-твоему, самое важное, что христианам нужно знать в наши дни?» Я сказал: «Христианам нужно узнать, кто такой Бог».
Я думаю, что самая большая слабость в наши дни — это фактическое затмение характера Бога даже внутри наших церквей. Женщина с докторской степенью. Доктор психологии, который был членом церкви на Западном побережье, однажды связался со мной. Она очень рассердилась и сказала: «Я хожу в церковь каждое воскресенье, и у меня такое чувство, что наш служитель делает все возможное, чтобы скрыть от нас характер Бога. Он боится, что если он действительно откроет Писание и провозгласит характер Бога, как Он изображен в Библии, люди покинут церковь, потому что им будет некомфортно в присутствии Святого». Моисей был не первым, кто закрыл лицо в присутствии Бога. Это началось в Эдемском саду, когда Адам и Ева скрылись от стыда.
Моисей спросил: «Кто ты? Как тебя зовут? Если у тебя вообще есть имя? Бог уже открыл Себя как «Бог отцов ваших, Авраама, Исаака и Иакова» (см. Исх. 3:6). Моисей знал это; он хотел знать имя Бога.
В 1963 году по национальному телевидению Дэвид Фрост взял интервью у Мадалин Мюррей О’Хэйр, известной воинствующей атеистки. Фрост спорил с О’Хейром о существовании Бога. По мере того, как она становилась все более злой и расстроенной, Фрост решил уладить спор классическим американским способом: путем голосования. Он представил его аудитории в студии, говоря, по сути, «Кто из вас, люди [там было около тридцати человек], верят в какого-то Бога, какую-то высшую силу, что-то большее, чем вы сами?» Все подняли руки. О’Хэйр, по сути, ответил: «Чего вы ожидаете от необразованных масс? Эти люди не выросли из своего интеллектуального младенчества; им все еще промывают мозги от культуры и этой мифологии Бога». Она продолжала оскорблять всех в студии.
Этого я от нее не ожидал. Я думал, она повернется к аудитории и скажет: «Вы верите в какую-то высшую силу, в нечто большее, чем вы сами. Позвольте спросить вас: сколько из вас верят в Яхве, Бога Библии? Бог, который требует, чтобы перед Ним не было других богов? Бог, который посылает мужчин, женщин и детей в ад навсегда и осуждает людей за то, что они не верят в этого мифического Иисуса?» Интересно, как бы изменилось голосование, если бы вопрос был задан более четко. В нашей культуре почти принято описывать Бога как высшую силу, силу, нечто большее, чем мы сами. Но что это за высшая сила? Сила тяжести? Молния? Землетрясения? Беда туманной, безымянной, бесхарактерной власти в том, что она, во-первых, безлична, а во-вторых, что еще важнее, аморальна. В поклонении такой высшей силе есть свои плюсы и минусы. Плюс для грешника в том, что безличная, аморальная сила ни к кому не предъявляет этических требований. Гравитация не судит о поведении людей; даже если кто-то выпрыгнет из окна с высоты шести этажей, нет личного осуждения со стороны гравитации. Ничья совесть не сожжена гравитацией. Если ваша высшая сила безлична и аморальна, это дает вам право безнаказанно вести себя так, как вы хотите.
Обратной стороной, однако, является то, что дома никого нет. Эта вера означает, что нет личного Бога, нет Искупителя. Какие спасительные отношения могут быть у вас с громом? Гром шумит, гремит по небу — но по содержанию он немой. Нет ни откровения, ни надежды. Гром и гравитация никогда не могли простить ни одного греха.
В ответе Бога Моисею мы видим противопоставление этой безличной силе. Он не сказал: «Это то, что есть», что, по-видимому, является именем ложных богов наших дней. Он сказал: «Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ» (Исх. 3:14). Это имя связано с личным именем Бога, Яхве. Итак, самое первое, что Бог открывает о Себе в этом имени, это то, что Он личный. Он может видеть; Он может слышать; Он может знать; Он может говорить. Он может относиться к созданиям, которые Он создал по Своему образу. Он Бог, Который вывел Свой народ из земли Египетской. Он Бог с именем и историей.
Много лет назад я читал курс богословия в колледже, и мы изучали имена Бога. Я пытался проиллюстрировать значение имен Бога и то, что они открывают о Божьем характере. Перед самым уроком в комнату странным, несколько неловким образом вошла девушка, которую я назову Мэри, — так, что любой мог увидеть сверкающее кольцо с бриллиантом на ее левой руке. Я сказал: «Мэри, ты помолвлена?» Она указала на мужчину в задней комнате и сказала: «Да, на Джона». Я сказал: «Поздравляю. Когда ты говоришь, что собираешься выйти за него замуж, я предполагаю, что любишь его — это надежное предположение? Она сказала да.»
Я сказал: «За что ты его любишь?» Она сказала: «Потому что он такой красивый». Я сказал: «Да, он очень красивый. Но посмотрите на Билла — в этом году он сопровождал королеву возвращения на родину. Тебе не кажется, что он хорошо выглядит?» Она сказала: «Да, Билл очень красивый». Я сказал: «В Джоне должно быть что-то еще, помимо того, что он красивый». Она сказала: «Он тоже спортивный». Я сказал: «Да, он хороший. Но Билл капитан баскетбольной команды. Почему ты не любишь Билла, а не Джона?» Она начала расстраиваться и сказала: «Джон такой умный». Я сказал: «Он очень хороший ученик. Конечно, Билл, вероятно, будет отличником класса. Итак, Мэри, в Джоне должно быть что-то еще, что отличает его от Билла в ваших глазах — что-то уникальное для него, что вызывает у вас эту сильную привязанность. Что в нем такого, что заставляет вас так его любить?
Она чуть не расстроилась и сказала: «Я люблю его, потому что . . . Я люблю его, потому что… я люблю его, потому что он Джон». И я сказал: «Ну вот. Когда вы хотите сосредоточиться на кристаллизованной сущности того, кто Он есть, и на том, что Он означает с точки зрения ваших отношений и личной истории с Ним, все возвращается к Его имени.
Я повернулся к классу и объяснил: «Вот почему, когда мы смотрим на Бога, мы знаем, что Его имя прекрасно. В этом имени Он открывает многое о превосходстве Своего существа и совершенстве Своего характера. И именно поэтому святые древности, если бы мы спросили: «Расскажите нам все, что вы знаете о Боге», в конце концов ответили бы: «Яхве — Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ»» 9.0003
Этот отрывок адаптирован из Моисей и Неопалимая Купина Р.К. Спроул.
Яхве | ЯХВЕ, Адонай, Элохим, значение и факты
Яхве , имя Бога израильтян, представляющее библейское произношение «ЯХВЕ», еврейского имени, открытого Моисею в книге Исход. Имя YHWH, состоящее из последовательности согласных Yod, Heh, Waw и Heh, известно как тетраграмматон.
После вавилонского изгнания (6 век до н.э.) и особенно с 3 века до н.э. евреи перестали использовать имя Яхве по двум причинам. Поскольку иудаизм стал универсальной, а не просто местной религией, более распространенное еврейское существительное Элохим (во множественном числе по форме, но понимаемое в единственном числе), означающее «Бог», имело тенденцию заменять Яхве, чтобы продемонстрировать универсальный суверенитет Бога Израиля над всеми остальными. В то же время божественное имя все чаще считалось слишком священным, чтобы его можно было произнести; Таким образом, в синагогальном ритуале оно было заменено на слух еврейским словом Адонай («Мой Господь»), которое в Септуагинте, греческой версии Еврейских Писаний, было переведено как Кириос («Господь»).
Масореты, которые примерно с 6 по 10 век н.э. работали над воспроизведением оригинального текста еврейской Библии, добавили к «ЯХВЕ» знаки гласных еврейских слов Адонай или Элохим. Латиноязычные христианские ученые заменили Y (которого нет в латыни) на I или J (последний из которых существует в латыни как вариант формы I). Таким образом, тетраграмматон стал искусственным латинизированным именем Иегова (JeHoWaH). Поскольку использование этого имени распространилось по всей средневековой Европе, начальная буква J произносилась в соответствии с местным языком, а не латынью.
Хотя христианские ученые после периодов Возрождения и Реформации использовали термин Иегова для обозначения ЯХВЕ, в 19-м и 20-м веках библеисты снова начали использовать форму Яхве. Раннехристианские писатели, такие как святой Климент Александрийский во 2 веке, использовали такую форму, как Яхве, и это произношение тетраграмматона никогда не терялось. Во многих греческих транскрипциях также указано, что YHWH следует произносить как Yahwe.
Узнайте о евреях, которых Моисей вывел из египетского рабства
Посмотреть все видео к этой статье
Значение личного имени израильского Бога интерпретировалось по-разному. Многие ученые считают, что наиболее подходящим значением может быть «Он вызывает к жизни все, что существует» (Яхве-Ашер-Яхве).