Иоанн рижский житие: Священномученик Иоа́нн (Поммер), Рижский, архиепископ
Содержание
Священномученик Иоа́нн (Поммер), Рижский, архиепископ
Служба новосвященномученику Иоанну, архиепископу Рижскому
На велицей вечерни
На Господи воззвах: стихиры, глас 4.
Подобен: Яко добля:
Яко чистый благодати источник, / Бога Слова река боготечная, / струи источил еси боговедения, / имиже и до ныне напаяемся: / лучами же поучений твоих / священно озаряемся, / верою зовуще ти: / буди нам до конца предстатель, / Иоанне священномучениче.
Яко Богом явленное светило, / в граде Рижстем светло возженное, / и Латвийстим людем / духоносне возсиял еси, / сердца верных на путь истины направляя, / Православно славити научая / Пребожественную Троицу, / Юже до конца возлюбил еси, / Иоанне богомудре.
Яко присноцветный луг, / добродетелей лучами преиспещренный, / благоуханием небесным / чувства наши услаждаеши, / яко хлеб сладкий на огни испекаемь, / души наша питаеши, / чтущих тя любовию / несказанною радостию веселиши, / Иоанне богоносне.
Яко доблий воин Христов, / страстей терния в юности попалил еси, / чистотою жития украсился еси: / темже и пастырь добрый / в земли Латвийстей явися, / сего ради и мученический венец / огнем скончаваемь приял еси, / да покажеши верным путь спасения, / Иоанне богославне.
Слава, глас 5:
Свеща возжженная от Бога, / и Латвийское пресветлое светило, / вселенную всю озарившее, / явился еси, отче достославне Иоанне, / учений твоих зарями / просвещаяй верою чтущих тя: / темже и зовем ти: / радуйся, всесожжение богоприятное, / иерарше премудрейший, / новомучеников пресветлое украшение, / и молитвенниче теплый о душах наших.
И ныне, Богородичен: В Чермнем мори:
Вход, прокимен, и чтения 3.
Пророчества Исаиина чтение (глава 43):
Тако глаголет Господь: вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них. Кто возвестит сия в них или яже от начала, кто слышана сотворит вам; да приведут свидетели своя, и оправдятся и да услышат, и да рекут истину. Будите Ми свидетели, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и Отрок егоже избрах, да познаете и веруете Ми, и разумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет. Аз есмь Бог, и несть разве Мене спасаяй. Аз возвестих, и спасох, уничижих, и не бе в вас чуждий. Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог, и еще от начала Аз есмь: и несть от рук Моих избавляяй. Сотворю и кто отвратит то; сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас Святый Израилев.
Премудрости Соломони чтение (глава 3):
Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их. И еже от нас шествие сокрушение, они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено. И вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси я, и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенно прият я. И во время посещения их возсияют: и яко искры по стеблию потекут: судят языком, и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки. Надеющиися Нань разумеют истину, и вернии в любви пребудут Ему: Яко благодать и милость в преподобных Его, и посещение во избранных Его.
Премудрости Соломони чтение (глава 3):
Правeдницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго: сего ради приимут царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни, яко десницею покрыет я, и мыщцею защитит их. Приимет всеоружие рвение свое, и вооружит тварь в месть врагом. Облечется в броня правды, и возложит шлем, суд нелицемерен. Приимет щит непобедимый преподобие, поострит же напрасный гнев во оружие, споборет же с ним мир на безумныя. Пойдут праволучныя стрелы молниины, и яко от благокругла лука облаков на намерение полетят. И от каменометныя ярости исполнь падут грады, вознегодует на них вода морская: реки же потопят я нагло. Сопротив станет им дух силы, и яко вихор развеет их, и опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных. Слышите убо, царие, и разумейте: и навыкните, судии концев земли. Внушите держащии множества, и гордящиися о народех языков: яко дана есть от Господа держава вам, и сила от Вышняго.
На литии стихира, глас 6:
Огнем воспаляемь Господни любве, огня презрел еси, / и яко Божественное углие возжигаемь, / честный священномучениче Иоанне, / попалил еси хврастное лести шатание: / нечестивых же уста заградил еси, / и кровей проливаяй потоки терпеливно, / Церковь напоил еси верно просвещаему.
Слава, глас 4.
Подобен: Яко добля:
И огню смесився, и мукам, святе, / непреклонен мудрствованием пребыл еси, / и яко свеща вжегшеся благодатию Духа, / просветил еси верных сердца благодатию. / Тем всяк возраст и род празднует святую память твою, / песнословяще Господа.
И ныне, Богородичен: Призри на моления:
На стиховне стихиры, глас 4.
Подобен: Дал еси знамение:
В подвизе мнозе быв, / отче священномучениче Иоанне, / егда мучители безбожнии на тя вооружишася / и предаша тя горьким мукам, / ты же разжегся любовию Христовою, / терпеливно вражия козни победил еси, / и венцем страдания увязлся еси, / вечно со Христом царствуеши.
Стих: Разжегл ны еси, / якоже разжизается сребро.
Богомудрым смыслом / Евангельскаго проповедания сеяв словеса, / Иоанне блаженне, / возрастил еси плоды в земли Латвийстей, / пребывати в плодоприношении добродетелей / и содержати крепко / Православную веру истинную, / за нюже и пострадал еси, / возрасти и в нас плоды в любовь Божию.
Стих: Проидохом сквозе огнь и воду / и извел ны еси в покой.
Неизреченное Божие смотрение / бысть в тебе, иерарше всечестный, / яко бо сосуд всезлатый, / благодати Божественныя, / от него же всем подаваяй обильно, / милосердовал еси многия, / священномучениче Христов, отче Иоанне, / и ныне, Престолу Господню предстоя, / моли о всех, память твою совершающих.
Слава, глас 1.
Подобен: О, дивнаго чудесе:
О, дивное чудо! / источник благодати на огни испекается, / и лествица на Небо дверь бывает, / на нейже, Христу подобяся, распят бысть. / Веселися, Иоанне святителю, / мучеников украшение, / сосуде честный Святаго Духа. / Царствию наследниче, / не премолчи, вопия за ны ко Господу.
И ныне, Богородичен: Cе исполнися Исаиино проречение:
Тропарь, глас 4:
Божественную благодать восприим и безбожную лесть низложив, / земли Латвийския пастырь добрый явился еси, / священномучениче Иоанне, / Божественною же любовию ум распалив, на огненную смерть доблественно дерзнул еси. / Темже тезоименитно просящим тя даеши благодатныя дары. / Сего ради вопием ти: / моли Христа Бога прегрешений оставление даровати / празднующим любовию святую память твою.
На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 1:
Огнедохновенно показался еси благовоние, страданием обоневаеши наша сердца, мучеников украшение и святителей удобрение. Темже, днесь всесвятую твою память празднующе, Иоанне, освящаемся вси любовию, чтущии тя.
Слава и ныне, Богородичен:
Матерь Тя Божию вси свемы вси Деву воистинну, и по рождестве явльшуюся, иже любовию прибегабщии к Твоей благости: Тебе бо имамы грешнии предстательство, Тебе стяжахом в напастех спасение, Пресвятая Мати Дево.
По 2-м стихословии, седален, глас 3:
Точа веры исповедание, прелесть угасил еси злославия, обличив безбожник нечестие, и всесожжение божественное быв, благодатьми орошаеши концы: священномучениче Иоанне, Христа Бога моли, даровати нам велию милость.
Слава и ныне, Богородичен:
Красоте девства Твоего, и пресветлей чистоте Твоей, Гавриил удивився, вопияше Ти, Богородице: кую Ти похвалу принесу достойную? Что же возыменую Тя? Недоумеваю и ужасаюся. Темже яко повелен бых, вопию Ти: Радуйся, Обрадованная.
Величание: Величаем тя, священномучениче Христов Иоанне, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Псалом избранный: Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело.
По полиелеи седален, глас 1:
Пройде сквозе огнь мучения и воду слез, изведе тя Господь в покой святых, священномучениче преславне Иоанне, ходатаю воззвания к Богу разумеющим и лобызающим подвиг твой. Слава Предуведевшему произволение твое, слава Предуставившему тя к славе Небесней, слава Подающему нам тобою велию милость.
Слава и ныне, Богородичен:
Под кров Твой прибегаем, Пречистая Дево: мольбу убо принеси о нас к Человеколюбцу Богу, спастися рабом Твоим.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.
Прокимен, глас 4: Честна пред Господем / смерть преподобных Его.
Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 67.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Благочестия истиннаго проповедник, / сожженный во пламени огненнем, / водрузися на тверди церковней, / яко звезда светосиятельная, / и освещаеши темную нощь неверия, / и озаряеши сердца верных учении божественными, / священномучениче Иоанне, молитвенниче о душах наших.
Канон, глас 2.
Песнь 1
Ирмос: Грядите, людие:
Запев: Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас.
Во обителех райских достойно наслаждаяся и всем новомучеником Российским сликовствуяй, благодать ми даровати моли, воспевающу тя, блаженне Иоанне.
Был еси, блаженне, отрасль корене благочестива, прадед бо твой прелести люторския отвержеся, и веру истинную восприяв, исповедник святаго Православия явися.
Пасл еси первее стадо отца своего, пастырь же истинный стада овец Христовых последи явися, пасый души твоея в мудрости помышления, души же заблуждающия обращая и к Богу приводя, славне.
Богородичен: Бога из Тебе воплощенна, ведуще, без хотения плотскаго, суща прежде твари и прежде всех век, воистинну Богородицу Тя исповедуем.
Песнь 3
Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи:
Палат украшенных отметаяся, имел еси житие твое в подклете церковнем, восхотел бо еси приметатися в дому Господнем паче, неже жити в селениих грешничих.
Иисуса Бога во плоти явльшагося и в доме Иосифа древодела труждавшагося, поминая, и сам, отче Иоанне, труды велии понесл еси, глаголя, яко труд лучшее средство есть от зла удаления.
Яко пси лаяху на тя нечестивии, не терпяще обличений твоих, и скорби мнози тебе деяху, послежде огнем тя сожгоша, ты же огня мучений не устрашився, ныне огнь напастей к тебе притекающим, угашаеши, Иоанне.
Богородичен: Неискусобрачно Слово Божие, о, Богородице, породила еси из Тебе воплощенна, Егоже священномученик Иоанн, Бога, мужески исповедав, яко воин Сего и венечник явися.
Седален, глас 1:
Укоризны и оклеветания от безбожник прием и огненное мучение претерпев, чашу страданий испил еси, за правду и верность Церкви Христовой подвизався, на двери распят и огнем опаляемь, священномученик явился еси. Сего ради зовем: спасай нас, святителю Иоанне, молитвами твоими.
Слава, и ныне, Богородичен:
Пречистыя руки Твои, Дево Мати простерши, покрый уповающия на Тя, и Сыну Твоему зовущия: всем подаждь, Христе, милости Твоя.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи:
Не поколеба столпа сердца твоего безбожных противление, страстотерпче, темже разжегся ревностию веры, явился еси огня сильнейши.
Храмы мнози, еретики разореннии, паки воздвигл еси, Иоанне, сам же Духа Святаго явился еси храм одушевлен.
Не нам, не нам, но имене Твоему слава, сице глаголал еси, Иоанне, вся дни живота твоего, ни огнь бо, ни раны, ниже смерть любве Христовы отлучиша тебе.
Богородичен: Просвети, Чистая, омраченную душу мою светом Твоим, Яже Свет Рождшая присносущный.
Песнь 5
Ирмос: Света подателю:
Грады Чернигов и Вологда учение твое слышаху, Минск же, Тамбов, и Пенза имеяху тя пастыря, Рига же мощи твоя святыя прият, Иоанне, тамо бо тело огню на снедь предав, вся концы просветил еси.
Трезвения и воздержания поборник быв, монах истинный явился еси, яко пастырь же добрый, мужественный защитник Церкве от безбожник показася, Иоанне святителю.
Душевныя крепости твоея не преможе сила вражия, святителю Христов Иоанне, клеветы бо диавольския, девицею некою на тя возводимыя, в ничтоже вменил еси, тя бо праведна и непорочна показа Господь.
Богородичен: Ветхий деньми, якоже на руно дождь, Пречистая, в Твое чрево сниде освященное, и нов явися Адам, Человеколюбец.
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся:
Злобу слуг сатанинских, сожженную совесть имущих, обличи, святителю Иоанне, сими сожигаемь, всесожжение же совершенно и чиста жертва Спасу всех принеслся еси.
Тя славят святители со иереи, и весь собор благочестивых, в животе бо твоем явися пастырь Церкве Латвийския, во Христе вся собирая верныя.
Евангельскою простотою и святостию крепко оградився, Иоанне, и на нечестие ополчився, крепость ересей низверг, твердый проповедник явися.
Богородичен: Грех мира вземлющаго, Чистаго Агнца заченши, Всенепорочная, согрешений прощение моли даровати рабом Твоим.
Кондак, глас 2:
Богодухновеннаго исповедника Иоанна, / претерпевшаго муки лютыя, / и жива сожженнаго, приял еси Господи, / яко жертву непорочну, / Един Сый прославляяй святыя Своя.
Икос:
Озари омрачение ума моего Христе, яко да дерзновенно отверзу уста воспети труды и страдания священномученика Твоего Иоанна, егоже подвигом и терпению удивишася видимая же с невидимыми, защищаше бo обидимых от руки обидящих, не бояся лица сильных, и искореняше нечестие, обличаше безбожие и утверждаше Православие, и претерпев узы, гонения, оклеветания, лишения, и смерть во пламени огненнем, и прославил еси его по всей земли, Един Сый прославляяй святыя Своя.
Песнь 7
Ирмос: Образу златому:
Огнем, богоблаженне, болезней твоих запаление безбожное угасил еси, кровными же потоки погрузил еси враги безплотныя, Иоанне, вопия: благословен еси, Боже отец наших.
Яко фимиам благовонен, принеслся еси, мудре, Подвигоположнику твоему, Божественною благодатию злосмрадную лесть низлагая. Тем поеши радостно: благословен еси, Боже отец наших.
Юныя три отроки изобразуя, Иоанне блаженне, якоже посреде пещи, среди пламене разженнаго взывал еси: благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен: Ты едина Богу Мати явилася еси, Неискусобрачная Девомати Всечистая, темже благочестно Тебе, Всенепорочная, взывающе, поем: благословенная, Яже Бога плотию рождшая.
Песнь 8
Ирмос: В пещь огненную:
Пастырский жезл прием, святителю, людем учитель был еси, преславне Иоанне, и многия к вере Православней привел еси, да вси с тобою зовут: пойте дела Господа, и превозносите во вся веки.
Помыслом доблим на всеядца огня дерзнул еси, якоже отроцы еврейстии, святителю, с теми взывая: пойте дела Господа, и превозносите во вся веки.
Твердым умом был еси нестерпимаго пламене крепчайши, яко в чуждем телеси сожигаемь, блаженне, верою поя Господа и превознося Его во веки.
Богородичен: Световиден столп огнен и облак светел преводящ к Небесному наследию, Богородице Чистая, буди ми, Дево Всенепорочная, в пустыни жития заблужденному.
Песнь 9
Ирмос: От Бога Бога Слова:
Срам безбожия и нечестия гнетет ныне чад Новаго Израиля, Руси святыя, обаче Господь во веки Тойже есть, и се благодатная нива уготовляется, иже произрастит избавление Божие, сице глаголал еси, Иоанне, чад твоих на подвиг укрепляя.
Днесь Рига град, хранителя тя изрядна стяжавши, празднует, божественное совершающе твое страдание, со всеми грады и весьми, ихже соблюди твоими молитвами.
Якоже солнце, блаженне, от запада возсиял еси, Иоанне, поборник единения во Христе людей Божиих быв, Церковь всю просвещая твоими блистаньми, досточудне, и согревая веры и страданий пламенем, тем тя вси ублажаем.
Богородичен: Явльшися Дево дверь Божественнаго Света, души моея мглу Твоими невещественными блистаньми озари, и от вечнаго огня избавитися ми со священномучеником Иоанном молися, да верою и любовию Тя песньми величаем.
Светилен:
Искусився, якоже злато, огнем и муками, благодать Небесную приял еси от Бога Вышняго, Иоанне священномучениче, о нас ныне молися.
Слава и ныне, Богородичен:
Державным Твоим покровом, от врагов навета нас, Чистая, Твоя рабы сохрани вся невредимы, Тя бо стяжахом, Едину прибежище в нуждах.
На хвалитех стихиры, глас 8:
Подобен: О, преславнаго чудесе:
О, преславнаго чудесе! / Латвийския земли славный цвет / днесь в Церкви Торжествующей благоухает / и веселит поющия: / радуйся, пречудный святителю! / радуйся, божественный наш заступниче! / приими, отче, от уст недостойных / прославление и песнословия, / яко Богом прославленный.
О, преславнаго чудесе! / град Рига радуется днесь: / се новый угодник Божий является / и от верных сице прославляется: / радуйся, земнородный ангеле! / радуйся, теплый наш молитвенниче! / приими от нас прославление, / и мир душам нашим даруй, / яко Богу мира угодивый.
О, преславнаго чудесе! / днесь Иоанн на земли огнем сожигается / и на Небеси со славою венчается, / приемля от верных сия прославления: / радуйся, небесным радование! / радуйся, земных хваление! / испроси и нам в покаянии житие скончати, / и с тобою наследие на Небеси имети, / яко Отцу щедрот любезный.
Слава, глас 1
Подобен: Небесных чинов:
Послужив Слову непорочно, святителю, / огнем вещественным благовонна жертва Господеви принеслся еси, / и радости Небесныя сподобился еси, / о нас моля всегда, / чтущих тя, Иоанне.
И ныне, Богородичен:
Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия нужды и печали.
Славословие великое.
На Литургии
Блаженны от канона, песнь 3-я и 6-я.
Прокимен, глас 4: Разжегл ны еси, / якоже разжизается сребро.
Стих: Проидохом сквозе огнь и воду / и извел ны еси в покой.
Апостол ко Евреом, зачало 334.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду и преподобнии Твои возрадуются.
Стих: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою.
Евангелие от Луки, зачало 67.
Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Источник: Живой Журнал. Уставщик
Священномученик Иоанн Рижский — Храм Торжества Православия в Алтуфьево
Тропарь священномученику Иоанну Рижскому глас 4 И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Иоанне, моли Христа Бога, спастися душам нашим. |
Святой священномученик Иоанн Рижский – яркий пример непоколебимой твердости в Православии, явленной в страшные годы гонений на Святую Церковь. Причиной его мученической кончины явились сила его проповеди и непримиримые обличения безбожия, коммунизма и пороков.
Иоанн Поммер родился в 1876 г. в семье простого благочестивого крестьянина-латыша, его прадед был одним из первых латышей, принявших Православие, несмотря на жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Святая вера, выстраданная прадедами св. Иоанна, призвала и его самого к мученическому подвигу.
Обучаясь в Рижской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, Иоанн много читал и благоговейно молился. Он пользовался уважением товарищей за блестящие способности, готовность помочь и богатырскую силу. С юных лет в его душе зрело стремление к монашеству, на которое его благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский. В 27 лет Иоанн Поммер принял монашеский постриг, в 1904 г. – священный сан.
Архимандрит Иоанн самоотверженно трудился в должности ректора Литовской Духовной семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. Его истовые богослужения и прекрасные проповеди утверждали в душах людей веру, надежду и любовь. Святой был необыкновенно прост, внимателен и сострадателен, отличался особенной благотворительностью русской и белорусской бедноте. В 1912 г. архим. Иоанн был хиротонисан во епископа и направлен на Одесскую кафедру, в 1913 г. – в Таганрог. Оказывая существенную помощь беженцам из Галиции, он привлек многих из них к переходу в лоно Православной Церкви.
В годину тяжких испытаний для Церкви и Отечества, гонители пытались всячески очернить Владыку, но это лишь приумножило любовь пасомых, и когда он был брошен в тюрьму, масса народа явилась с крестным ходом к темнице и добилась его освобождения.
В эти годы епископ Иоанн стал ближайшим сподвижником святого Патриарха-исповедника Тихона в борьбе с врагами Церкви. В 1917 г. он был направлен в Тверскую епархию, где быстро наладил пошатнувшуюся церковную жизнь. Сильны и точны слова Владыки, разоблачающие обновленцев: «Вставили Маркса в переплет Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и ждут, что народ станет «прикладываться». Очень уж не похож Ильич на Христа. Христианство марксизмом не подменить, в какие ризы проповедников марксизма ни облекайте. Кощунственное преподнесение Маркса с церковной кафедры лишь ярче подчеркивает непримиримую противоположность между Христом и Марксом. Здесь — воплощенная любовь, проливающая кровь свою за провинившихся братьев, там — сатанинская злоба, проливающая кровь ни в чем не повинных братьев как воду».
Следующее назначение сщмч. Иоанна – в Пензу, где бывший архиеп. Владимир (Путята) при поддержке большевиков создал обновленческую «народную церковь», храмы были захвачены раскольниками, духовенство рассеяно. Претерпев издевательства и преследования властей, пережив ранения и покушения на свою жизнь, сщмч. Иоанн отстоял православные храмы и утвердил поколебавшихся в вере. В августе 1918 г. Владыка был в очередной раз арестован, приговорен к смертной казни, но затем отпущен. В следующем году вновь подвергся аресту и более года провел в заключении в Пензе, затем в Москве. В марте 1920 г. Владыку оправдали.
По неотступным просьбам латвийской паствы св. Патриарх направил сщмч. Иоанна на Рижскую кафедру. Непризнанная государством Латвийская Церковь находилась в то время в самом бедственном и опасном состоянии. В 1921 г. он вступил в управление епархией и Церковь Латвии получила широкую автономию, оставаясь в составе Церкви Российской. Владыка имел огромный авторитет среди православных, и латышей, и русских.
В 1926 – 1931 гг. сщмч. Иоанн состоял депутатом Латвийского Сейма, в котором горячо защищал интересы Православной Церкви и боролся с представителями левых партий. В 1926 г. он добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, которым Церкви давалось право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение, гарантировались ее имущественные права. Теперь было разрешено создание религиозных школ и обществ, а решения духовной власти в каконических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. Уже в 1926 г. была вновь открыта Рижская духовная семинария.
Владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии, добившись введения законов, способствующих открытию и поддержке русских учебных заведений, народных библиотек, улучшению дошкольного образования. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести Владыке за свидетельство об Истине. Он считал важнейшим для самостоятельной Латвийской Православной Церкви сохранять духовное и каноническое единство с Русской Матерью-Церковью.
«Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз, – говорил святой, – приходите, я спокойно прочитаю слова Священного Писания: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29 – 32) ».
Здоровье архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера – место своей мученической кончины (ныне в черте г. Риги). Здесь сщмч. Иоанн, пребывавший в молитвенном уединении и не желавший никого подвергать опасности, был убит в ночь на 12 октября1934 г. Известно, что мученика привязали к снятой с петель двери и подвергли на столярном верстаке страшным пыткам. Ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и еще живого предали огню.
Наиболее вероятно, что к зверскому убийству святителя были причастны советские спецслужбы, видевшие опасность в связях Главы Латвийской Церкви с верующими в СССР. Он был твердым антикоммунистом, критиком просоветских сил в своей стране и ярким проповедником ненавистного безбожникам Святого Православия. На похороны собрались тысячи людей, уже тогда последовало благодатное явление святителя и другие чудеса по его молитвам. В 2001 г. решением Священного СинодаРусской Православной Церкви сщмч. Иоанн Рижский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.
Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!
Новомученик Иоанн Рижский
Отец и новомученик Святой Иоанн Рижский
Отец наш в лике святых, святой новомученик Иоанн (Поммерс) Рижский, был замучен огнем от рук неизвестных убийц, которые, по общему мнению, работали на большевистское правительство, в этот день восемьдесят три года назад, как мне сообщили. не так давно нежным читателем и другом этого блога, мистером С. Святой Иоанн, кажется, был кем-то вроде священника-активиста и главой православной партии, занимавшейся организацией и помощью безземельным крестьянам, чья уникальная смесь аграрно-социалистической и монархической политики, на первый взгляд, чем-то похожа на мою. Он также был знаком с отцом святителем Иоанном Кронштадтским и близким другом и соотечественником Святителя Московского Патриарха Тихона, по благословению которого Латвийской Православной Церкви была дарована автономия. Один из назначенцев святителя Иоанна, епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), бежал в США и стал епископом ПЦА Чикаго и Миннеаполиса, моей нынешней епархии. Также – еще один небольшой факт: без моего ведома мощи святителя Иоанна Рижского находились в том самом алтаре Русского православного миссионерского храма, в котором меня крестили.
Святой Иоанн родился в семье Поммеров, чьи предки приняли православие, когда Латвия еще находилась под тевтонским правлением. Курляндские (в то время лютеранские) герцоги Курляндии беспощадно преследовали православных верующих и отказали одному из поммерцев в христианском погребении. Местное крестьянство подарило ему собственную могилу и поставило над ней двойной крест, но эта могила была осквернена немцами по приказу герцога.
Святой Иоанн сам вырос, пас овец для своих родителей, но вскоре развил способности к чтению и письму, что привело его в семинарию, где он получил стипендию. Будучи почтительным ребенком, он каждое лето, пока учился в школе, работал на своих родителей и старался не обременять их финансово. Когда он переехал в Киев, он зарабатывал на жизнь, работая учителем. По рекомендации святителя Иоанна Кронштадтского он принял монашеский постриг и продолжал преподавать, прививая своим ученикам любовь к Писанию и Церкви. В это время он также был политически активен, добавляя к своей преподавательской миссии различные формы благотворительной и активистской работы — помощь безработным и пропаганду трезвости среди крестьян.
За время своего пребывания в качестве сравнительно молодого епископа в Российской империи занимал различные кафедры: Слуцкую, Одесскую, Приазовско-Таганрогскую. В каждом месте он доказывал как свои пастырские способности, так и глубокое сострадание к людям, находящимся под его опекой. Будучи епископом Таганрогским, он приютил многих военных беженцев с (тогда вражеских) территорий Австро-Венгрии: чехов, словаков и венгров, и призывал к тому же своих русских прихожан. Сам выросший в бедности, он был решительным и неутомимым защитником прав труда вопреки требованиям капитала, и в результате он стал представителем молодых профсоюзов в своих престолах.
Однако он не был другом нового правительства после 1917 года, и большевистское правительство не было ему другом. Ища предлога для отстранения его от должности, они предъявили ему несколько ложных обвинений, которые митрополит легко опроверг. Рабочие Таганрога, поддерживая своего епископа и товарища, выслали вооруженный конвой со святителем Иоанном, когда он шел на Божественную литургию и обратно. Видя, что их стратегия не удалась, большевики стали переводить святителя Иоанна в разные епархии: в Тверскую, потом в Московскую, потом в Пензенскую. В Пензе власти использовали все возможные предлоги, чтобы притеснять латышского епископа, и даже было совершено несколько покушений на его жизнь, предположительно инспирированных тайной полицией. Однако преподобный Иоанн пережил все эти покушения и был настолько популярен даже среди пензенцев, что не причинил ему вреда. Преследованию пришел конец, когда ВЧК издал приказ в 1920, провозгласив святого Иоанна невиновным во всех предъявленных ему обвинениях и позволив ему беспрепятственно исполнять свои религиозные обязанности.
В 1921 году Святитель Московский Патриарх Тихон принял просьбу Риги о назначении епископа Святителя Иоанна главой этой кафедры в Латвийской Церкви. В том же году Патриарх даровал Латвийской церкви автономию со святителем Иоанном в качестве ее первого архиепископа. Как архиепископ Православной церкви в Латвии, Иоанн так же неустанно трудился для сохранения и признания прав православных людей в новой независимой стране, как и для рабочих, находившихся под его опекой в России. Он жил в подвале собора в знак протеста против запланированного правительством сноса собора. Его протест был успешным, и снос был отменен. Но его деятельность от имени православных верующих в Латвии в конечном итоге имела политические последствия: он оказался лидером в Сейме (парламенте Латвии) Партии православных.
Партия православных была одновременно и партией прав меньшинств, и конфессиональной, и аграрно-популистской. Подобно современному Латвийско-Русскому Союзу под руководством Татьяны Жданока, Партия православных отстаивала гражданские права этнических русских в независимой Латвии. Он также отстаивал религиозные права Православных Церквей — святой Иоанн смог посредством политических действий вернуть многие исторические объекты Православной Церкви в Латвии под контроль Православия, а также обеспечить финансирование ремонта церкви и образования. И последнее и главное: это была вечеринка для безземельное крестьянство . Партия православных выступала за радикальные земельные реформы, в результате которых большие поместья разделялись и передавались раскулаченным, и добивалась того, чтобы православные и этнические русские крестьяне, в частности, получили справедливые встряски по условиям реформы. Необычное и нерегулярное для епископа служение святителя Иоанна в Сейме было столь же бескорыстным, как и его церковная жизнь. Сам латыш, он отдал все свои силы борьбе за права национальных меньшинств в своей пастве. Тем не менее: крайние левые в Сейме не доверяли ему, потому что он считался «монархистом», а правые не доверяли ему, потому что он поддерживал земельную реформу.
К сожалению, даже в самой Латвии и даже как представитель некой левой политики святой архиепископ не смог избежать большевистских гонений. (Как и социалисты-революционеры в России, Сент-Джонс считался неправильным видом левачества: слишком сельским, слишком религиозным). он оставил его, когда стало ясно, что он принадлежит к марксистско-ленинскому направлению. После этого святой Иоанн подвергся нападениям хулиганов и партизанских фанатиков, а также ложным обвинениям в сексуальных домогательствах. Он даже завладел бумагами, якобы доказывающими нелояльность и предательскую деятельность марксистско-ленинской фракции в Сейме, и считается, что именно из-за этих бумаг он был приговорен к смерти.
В конце концов его настигла советская тайная полиция. Несколько неустановленных хулиганов, предположительно нанятых ими, нашли его на даче , привязали к столярному станку, пытали, облили одежду керосином и подожгли, отправив на мученическую кончину, очень похожую на смерть Великомученик Никита от рук язычников-готов. Они также разгромили его дачу и сожгли его документы, что и было их истинной целью.
Святителя Иоанна оплакивал весь город Рига, и на его похороны пришло сто тысяч человек – почти четверть города. Одному русскому студенту было видение мученика Архиепископа, стоящего в молитве возле его тела, вместе с рядом других святых и мучеников с сияющими ликами. Прославлен в Латвийской Православной Церкви в 2001 году, хотя за некоторое время до этого был признан мучеником в Русской Православной Церкви Заграницей.
Святитель и новомученик Иоанн Рижский, моли Бога о нас, грешных!
ПАПА ИОАНН XXIII
Бл. Папа Иоанн XXIII родился Анджело Джузеппе Ронкалли в Сотто-иль-Монте, Италия, в епархии Бергамо 25 ноября 1881 года. Он был четвертым в семье из 14 человек. Семья работала издольщиками. Это была патриархальная семья в том смысле, что семьи двух братьев жили вместе во главе с его двоюродным дедом Заверио, который никогда не был женат и чья мудрость руководила работой и другими делами семьи. Заверио был крестным отцом Анджело, и ему он всегда приписывал свое первое и самое фундаментальное религиозное образование. Религиозная атмосфера его семьи и горячая жизнь прихода под руководством отца Франческо Ребуццини дали ему обучение христианской жизни. Он поступил в семинарию Бергамо в 1892 году. Здесь он начал делать духовные заметки, которые он продолжал в той или иной форме до самой смерти и которые были собраны вместе в Journal a Soul. Здесь он также начал глубоко заветную практику регулярного духовного руководства. В 1896 году он был принят в светский францисканский орден духовным руководителем семинарии в Бергамо доном Луиджи Исакки; он провозгласил свое Правило жизни 23 мая 189 г.7. С 1901 по 1905 год он был студентом Папской Римской семинарии. 10 августа 1904 года он был рукоположен в священники в церкви Санта-Мария-ин-Монте-Санто на римской площади Пьяцца дель Пополо. В 1905 году он был назначен секретарем нового епископа Бергамо Джакомо Мария Радини Тедески. Он сопровождал епископа в его пастырских визитах и сотрудничал с ним во многих его начинаниях: Синод, ведение епархиального бюллетеня, паломничества, общественные работы. В семинарии преподавал историю, патрологию и апологетику. Он был элегантным, глубоким, эффективным и востребованным проповедником. Это были годы его глубокой духовной встречи с двумя святыми, которые были выдающимися пастырями: Святым Чарльзом Борромео и Святым Франциском Салевым. Это были также годы глубокого пастырского участия и ученичества, поскольку он каждый день проводил рядом со «своим» епископом Радини Тедески. Когда епископ умер в 1914 году, отец Анджело продолжал преподавать в семинарии и служить в различных пастырских сферах. Когда Италия вступила в войну в 1915 году, он был призван сержантом в медицинский корпус и стал капелланом для раненых солдат. Когда война закончилась, он открыл «Студенческий дом» для духовных нужд молодежи. В 1919 г. он был назначен духовником семинарии, а в 1921 г. был призван на службу при Святом Престоле. Бенедикт XV привез его в Рим, чтобы он стал итальянским президентом Общества распространения веры. В 1925 году Пий XI назначил его апостольским визитатором в Болгарию, повысив до епископата титульной Ареопольской епархии. В качестве своего епископского девиза он выбрал Oboedientia et Pax, , который стал его руководящим девизом на всю оставшуюся жизнь. 19В марте 1925 г. он был рукоположен во епископа и уехал в Болгарию. Он получил титул апостольского делегата и оставался в Болгарии до 1935 года, посещая католические общины и устанавливая отношения уважения и уважения с другими христианскими общинами. После землетрясения 1928 года его забота была повсюду. Он молча переносил непонимание и другие трудности служения на задворках общества и таким образом утончил свое чувство доверия и преданности распятому Иисусу. В 1935 году он был назначен апостольским делегатом в Турции и Греции. Католическая церковь во многом присутствовала в молодой Турецкой республике. Его служение среди католиков было интенсивным, и его уважительный подход и диалог с мирами православия и ислама стали характерной чертой его пребывания в должности. Когда началась Вторая мировая война, он был в Греции. Он пытался передать новости от военнопленных их семьям и помог многим евреям бежать, выдав «транзитные визы» от Апостольской делегации. 19 декабря44 Пий XII назначил его нунцием во Франции. В последние месяцы войны и в начале мира помогал военнопленным и нормализовал церковную организацию Франции. Он посетил великие святыни Франции и участвовал в народных пирах и важных религиозных праздниках. Он был внимательным, предусмотрительным и позитивным наблюдателем новых пастырских инициатив епископов и духовенства Франции. Его подход всегда характеризовался стремлением к евангельской простоте даже в самых сложных дипломатических вопросах. Искреннее благочестие его внутренней жизни нашло выражение каждый день в длительных периодах молитвы и медитации. В 1953 г. он был назначен кардиналом и отправлен в Венецию в качестве патриарха. Он был полон радости от перспективы закончить свои дни в непосредственной заботе о душах, как он всегда желал с тех пор, как стал священником. Он был мудрым и предприимчивым пастором, следовавшим за образцовыми пастырями, которых он всегда почитал, и шедшим по стопам святого Лаврентия Джустиниани, первого Патриарха Венеции. С возрастом его упование на Господа росло среди энергичных, предприимчивых и радостных пастырских трудов. После смерти Пия XII он был избран Папой 28 октября 1958 года, приняв имя Иоанн XXIII. Его понтификат, продлившийся менее пяти лет, представил его всему миру как подлинный образ Доброго Пастыря. Кроткий и кроткий, предприимчивый и мужественный, простой и деятельный, он исполнял христианские обязанности телесных и духовных дел милосердия: посещал заточенных и больных, принимал всех народов и вероисповеданий, одаривая всех своей изысканной отеческой заботой. |