Искушение что означает: Что такое искушение? – Православный журнал «Фома»
Содержание
Что такое искушение? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 14 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Сегодня многие верующие «искушением» называют чуть ли не любую жизненную неурядицу: от поломки стиральной машины до опоздания на важную встречу по работе. Но что такое искушение с точки зрения Церкви? Является ли оно неизбежной частью христианской жизни или от него можно как-то заслониться? Об этом «Фома» поговорил с клириком храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе протоиереем Алексеем Сысоевым.
Фото paraskevo.ru
— Отец Алексей, что такое искушение?
— Как бы парадоксально это ни звучало, но искушение — это одна из важнейших ценностей нашей жизни. Искушение — это испытание, через которое осуществляется Божий Промысл. Без них человек не смог бы двигаться к святости, у него не было бы стимула для роста, развития, нравственного и творческого становления. То есть без искушения человеку невозможно сделать и шага. И хотя первое искушение, случившееся в раю, развратило человека, разорвав связь между ним и Богом, но, как пишут отцы Церкви, только так человек из состояния невинности и неведения смог обрести осознанность и, свободно выбрав истинное и доброе и отвергнув лукавое, стал праведником.
Если посмотреть на греческий глагол «пейрадзо» — искушать, то, помимо значения «подвергать испытанию», он переводится как «проверять ценность чего-то или кого-то». И всем нам хорошо знакомое слово «искусство» происходит от старославянского слова «искоусъ» — испытание, проверка. То есть человек, прошедший искушение, становится искусным.
Само по себе искушение напрямую связано со злом, которое досаждает нам отовсюду. Хотя из Священного Писания христиане твердо знают, что Бог зла и смерти не сотворил. И Он погибели нечестивого не радуется. Но Господь, Сам никого не искушая, как бы использует эту злую силу, чтобы человек, преодолев искушение, уподобился Христу, который некогда в пустыне во время сорокадневного поста отверг трехкратное искушение сатаны, утвердив истину жизни (Мф 4:3-7; Лк 4:6-8).
Предание донесло до нас рассказ о катастрофе, которая случилась на Небе, когда Люцифер и часть ангелов отпали от Бога. После случившегося дьявол, мучимый завистью, решил погубить человека. В Священном Писании читаем: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем 2:23–24).
— А чему позавидовал дьявол?
— Человеку — его выделенности, таинственной и совершенно непонятной для него глубине. В Раю сатана сумел человека совратить, сумел ввести его в греховное состояние. Человек стал пленником смерти, в каком-то смысле даже беспризорным, уязвимым. Но сохранилась возможность через покаяние и через непрестанное преодоление обступающих со всех сторон искушений вновь обрести утраченную связь с Богом и победить дьявола.
Произошло удивительное: сам сатана оказался орудием Божиим. Господь стал использовать его для того, чтобы человек, преодолевая его наветы и устрашения, рос и совершенствовался как христианин, совершая окончательную победу истины над суетным прозябанием во времени.
Инициатором искушения является дьявол. Сила, с которой он пытается сокрушить человека, огромна. Она бесконечно продуцирует гибель, угрозу всему существующему, но при этом его разрушающей силе поставлены границы, которые устанавливает Бог.
На днях я причащал одну женщину. Болезнь, которая ее поразила, ужасна. И она никак не может из нее выбраться: одно вылечит, другое схватит. Она и сесть не может, и есть не может, так что ей еду дают в жидком виде. Каждый раз, когда я прихожу к таким людям, я ужасаюсь тому, с какой ненавистью и жестокостью дьявол пытается человека уничтожить, как он всеми силами пытается стереть его с лица земли.
А сколько перенес страданий Христос: и бегство в Египет, и странничество, и неверность людей, и болезни, и лишения. Но, как писал апостол Павел, Сила Божия в этой Христовой немощи совершалась (2 Кор 12:9). Господь Сам прошел весь ужас и боль человеческой жизни вплоть до страшной, мучительной смерти на Кресте. И в этом раскрывается главная надежда каждого христианина, ведь, по словам апостола Павла, Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр 2:18). Мы твердо знаем, что Господь не только показал нам, как переносить искушения, но и более того — Он Сам всегда будет рядом с нами, помогая достойно переносить все испытания.
Поэтому для христианина не так важно, что искушение наводится на него дьяволом — в этом смысле и будто бы извиняющая человека фраза «бес попутал» не работает. Если он со Христом, если Он готов идти Его путем, то всякий искус идет ему во благо. Внутри искушения человек концентрируется, выпрямляется, обретает новый взгляд на окружающий его мир.
— Получается, без искушений человеческая жизнь немыслима? Они неизбежны?
— Да. Преподобный Исаак Сирин прямо об этом пишет: «Вне искушений не усматривается Промысл Божий, невозможно приобрести дерзновения пред Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей». Без искушения невозможно достигнуть особенного внутреннего молчания, концентрации.
Более того, само существо человека — его телесное и духовное устройство — является для него искушением.
Человек с детства начинает переживать глубокий внутренний конфликт: он ощущает свою ограниченность, слабость, немощность и одновременно какую-то необъятную и таинственную внутреннюю глубину, которая ставит его над всем сотворенным Богом миром.
С одной стороны, мы совершенно потеряны, мы мало что знаем и понимаем, неумеючи реагируем на те или иные события, совершаем ошибки, оступаемся, постоянно что-то упускаем. Наши физические способности во много раз уступают возможностям большинства животных, которые и быстрее нас, и ловчее, и лучше приспособлены к окружающей среде. Они без колебаний принимают инстинктивные решения. Потому что животные неразрывно связаны с природой, а человек — нет. Ему совершенно негде в этом природном мире закрепиться. Он везде не на месте, постоянно в поисках.
Человеку неизвестно, что будет с ним завтра, а что было до него — прошлое быстро становится смутным, со временем оно теряет свои очертания. Более того, человек плохо понимает, что и как ему делать со своим настоящим. Само наличие сознания чрезвычайно ослабляет человека: со всех сторон он поражаем сомнениями, неуверенностью в выбранной им жизненной стратегии.
Но при этом, человек ощущает, что ему дан какой-то колоссальный жизненный дар, что то самое сознание, которое мотает его из стороны в сторону, в то же время открывает перед ним бесконечные возможности развития, совершенствования.
Человек Самим Богом поставлен выше всего сотворенного, о чем свидетельствуют первые главы книги Бытие. Его призвание — огромно, так что апостол Павел пророчески пишет: Ибо тварь (то есть весь этот мир: видимый и невидимый. — Прим. А. С.) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (то есть человека. — Прим. А. С.), потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим 8:19–21).
В этом внутреннем конфликте человека — его слабости, ограниченности и высоте призвания, богатстве дарований, какой-то неисчерпаемой и ему самому до конца неведомой глубине — раскрывается гамлетовская мука. Складывается некое поле страшного напряжения, внутри которого личность изначально оказывается подверженной искушению. И хуже того, человек не может с таким своим бытием самовольно расстаться. Не может он сказать: «Я возвращаю свой билет, не хочу я жить как человек». Он должен принять вызов искушения и перенести его достойно, совершить «откровение Сынов Божиих», то есть стать богоподобным, раскрыть во всей полноте все те силы и дарования, которыми наделил его Господь.
Michał Huniewicz
— А если человек отказывается принимать этот вызов? Если он не хочет нести это бремя и ему достаточно прожить без затей, без претензии на «святость» и «обожение»?
— Если человек не готов откликнуться на этот зов, он начинает жить просто, обывательски — искушение бытия его нивелирует. Природное, слепое, инстинктивное начинает его одолевать. Но это скатывание в мир природы — и в этом тоже мука — никогда не завершится, потому что, как я уже сказал, отказаться от самого себя, от данного ему Богом, человек не может. Если его личность не желает нести бремя своего бытия, то внутреннее для него закрывается и он во всем начинает усматривать только внешнее, случайное, как бы скользя по поверхности, упуская самое главное и существенное. Такой человек живет суетно, а это очень опасно, потому что внешнее, как сказал один святой, зловеще.
«Внешний» человек легко становится объектом манипуляций, его духовный иммунитет мгновенно падает. И Богу это неугодно, потому как, вводя каждого человека в мир, Он заранее и полностью доверяет ему, признает его, и человек, прожив уготованный ему срок на земле, должен этому доверию соответствовать, должен оправдать его перед Богом. Таков главный вопрос, который ставится перед человеком в любом искушении. Сможет ли человек жить как христианин — творчески и ответственно? Не как животное, которое существует по некоторой жизненной программе, а как богоподобная личность.
Однако здесь мы выходим на еще одну проблему. Человек в этом мире не одинок. Он окружен другими людьми, которые равны и подобны ему во всем. Но человек осознает, что в нем, как в существе, поставленном над всем творением и призванном им владеть, дремлет какое-то неблагое начало, от которого он отречься почему-то не в силах. Что-то в нем вдруг просыпается, и он делает своему ближнему больно, отталкивает его от себя, низвергает.
Так открывается новая глубина искушения: человек окружен со-равными ему существами, по отношению к которым он должен поступать правильно, должен принять их вполне. И если человек смог с этим неблагим началом внутри себя совладать, если он удержался от того, чтобы нанести другому вред, то тем самым он сумел отстоять нашу общую человечность.
— То есть Вы считаете, что достойное прохождение искушения связано с тем, как человек выстроит отношения с ближним? А кто такой ближний?
— Ближний — это не сосед. Сосед — это тот, кто по тому или иному стечению обстоятельств оказался рядом: в поезде, в очереди, на остановке. Но идеал человечности требует, чтобы ты даже в этом случайном соседе обнаружил сына Божьего. И когда это происходит, когда сосед становится ближним, то у всего твоего бытия во всей твоей жизнедеятельности выстраивается правильная структура.
Все в этом мире обретает свое место, он гармонизируется вокруг этого поступка. Возникает таинство отношения троичности: ты, я и Христос. Только во Христе мы получаем возможность переступить эгоцентрическое в себе, преодолеть это неблагое начало, совершить правильный поступок. Таким образом, ближний — это тот, кто увиден по-Божьи. Только после прохождения этого искушения человек становится по-настоящему творчески деятельным.
При этом мир вокруг нас нельзя никак объять, его нельзя очертить, ограничить, объяснить — ни изнутри, ни извне. Он нам только кажется понятным и привычным, а на самом деле как только мы перестаем смотреть на него поверхностно, то тут же сталкиваемся с глыбой неразрешимых проблем. Поэтому мир невозможно объяснить — это просто не в наших силах, его можно только пройти.
— А что значит пройти?
— Это значит обрести в нем путь Христов и этим путем пройти. Помните, как Господь Сам сказал о себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6). Да, сам мир познать мы не можем, но у нас есть нечто куда более ценное, а именно — правильный поступок. Сначала человек ощущает, что он из «беспутного» становится «путным», то есть тем, кто обрел путь. Он преодолел свою самость, разомкнул зацикленность на самом себе. По отношению к ближнему он сумел воздержаться — не отбросить его, не оскорбить просто потому, что он рядом и он раздражает. Так, через правильный поступок, через признание в другом человеке ближнего оправдывается все человечество и бытие всего мира.
Таков потрясающий по глубине замысел Господа о нас. Он не хотел быть одним Святым, Всесильным, Благим. Бог захотел, чтобы Его творение в его чудесной, несказанной тайне и красоте было кому-то полностью открыто. Кто-то должен был, как писал Григорий Богослов, стать достойным зрителем этого мира. Но, чтобы увидеть его, как Бог, человек должен пройти путь искушения достойно.
Vern
— Но ведь в молитве «Отче наш» христиане просят: «И не введи нас во искушение». Разве это не противоречит Вашим словам?
— Нет, не противоречит. Ведь мы уже поняли, что искушение — основное условие всей человеческой жизнедеятельности. Оно поднимает человека в его активности, в его человечности, ведет его, намекает на что-то. Искушение наполнено дразнящей, провокативной силой. Однако без помощи Божьей человек был бы просто раздавлен его тяжестью.
Вспомним, что сказал Христос апостолу Петру во время Тайной Вечери: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22:31). Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место: «Что значит: “сеять”? Водить, обводить, колебать, двигать, потрясать, терзать, как бывает с семенами, просеваемыми через решето; но Я, говорит, не допустил, зная, что вы не можете перенести искушения, потому что, выражение: “чтобы не оскудела вера твоя”, показывает, что если бы Христос допустил, то вера его оскудела бы».
И преподобный Иоанн Кассиан о словах об искушении в молитве «Отче наш» пишет: «Итак, слова молитвы: “не введи нас во искушение” — не то значат, что “не попусти нам когда-либо искуситься”, но “не допусти нам быть побежденными в искушении”.
Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо “не даде безумия Богу” (и не произнес ничего неразумного о Боге. — Прим. А. С.; Иов 1:22) — и не осквернил уст богохулением, на что склонял его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».
Когда человек оказывается перед лицом искушения, вся Церковь и все его близкие христиане должны молитвенно мобилизоваться, встать плечом к плечу, чтобы оказать всю возможную духовную и моральную поддержку в этом испытании. Такова тонкая двойственность искушения: с одной стороны, оно необходимо человеку, а с другой — требует чрезвычайного внимания, осторожности, собранности, полного доверия Богу, без помощи Которого искушение просто может человека раздавить и дьявол восторжествует над ним.
Именно поэтому верующий ни в коем случае не должен самостоятельно искать, «нарываться» на искушения, о чем Василий Великий пишет, например: «Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». А Исаак Сирин предупреждает: «Молись, чтобы не войти во искушение прежде всего касательно веры твоей». Святой подсказывает, что дьявол главный свой удар всегда пытается нанести именно по нашей вере. Поэтому ни в коем случае нельзя терять присутствия Божия: человек — в какой бы ситуации он ни оказался — должен понимать, что испытание, которое он проходит, — не случайность. Он должен смотреть на искушение глазами веры, не допуская досады, раздражения, ропота: такая реакция порождается нашим эгоизмом. И если человек допустил в себе ропот, то он, как мы уже сказали, становится внешним, а значит — чрезвычайно уязвимым. Внешнее необходимо претворить во внутреннее, а внутреннее — это и есть сфера веры: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11:1).
Можно привести пример, чтобы лучше понять, о чем пишут святые отцы. Представьте себе маленького ребенка, который ползает повсюду, все пытается потрогать, его все интересует. Он находится в стадии первого и самого завораживающего знакомства с миром. И в процессе этого знакомства он хоть и получает ссадины, накапливает опыт своих первых ошибок, но тем не менее развивается, осмысляет себя в мире и сам мир. Однако если за ним не будут следить родители, если он с этим совершенно незнакомым для себя миром останется один на один, то жизнь его окажется под угрозой.
Так и Бог через искушения, которыми Он попускает испытывать нас, дает нам возможность двигаться к совершенству, к праведности или, если угодно, к духовному взрослению. Но, как заботливый Родитель, Господь не оставляет нас с этими испытаниями один на один, чтобы мы не искалечились и не погибли, но двигались к Благу.
Juozas Šalna
— Какую помощь оказывает в искушении человеку Церковь?
— Бог для того и устроил Церковь, что в ней мы получаем помощь через установленные Им таинства, обретаем поддержку через наставления священства. Только в Церкви человек, ослабленный борьбой, смущенный, иногда и совершенно потерянный, может получить необходимое укрепление. Здесь его встречает духовник, здесь невидимо его укрепляет Бог, дает ему пищу — Святое Причастие, освящает подвиг этого человека, чтобы он был не страдальческим, а святым. Так человек, находясь в Церкви, становится настоящим воином Христовым.
— Но как понять, что является искушением, а что нет? Существуют ли какие-то критерии?
— Нет, никаких критериев, конечно, нет. Искушение — это всегда индивидуальное, личностное событие. И только сам человек способен определить для себя, что с ним происходит и через что он проходит.
Мы слишком привыкли к ярлыкам, к каким-то понятным разграничителям, к написанным за нас инструкциям, а это очень опасно. Потому что духовную жизнь человека нельзя подгонять под сетку жестких классификаций, которой мы затем будем слепо руководствоваться.
Живой, творческий путь веры при таком подходе просто невозможен. Именно поэтому, кстати, когда верующие сегодня все свои жизненные неудачи называют искушением, то они празднословят, а в празднословии, сказано, не избежишь греха (Притч 10:19).
— А в Вашей жизни бывали ли такие события, которые Вы точно определяли для себя как искушения?
— Нет, такое под диктофон не говорят. Это всегда сохраняется в тайне и об этом говорить публично я никогда не стану. Нельзя внутреннюю жизнь какого бы то ни было человека выносить на суд журнальной статьи.
Нужно помнить, что искушение — это школа, в которой мы учимся быть как бы «проводниками» непрерывного потока Божественной любви. В искушении мы переплавляем наше сердце, открывая для себя совершенно новый взгляд на мир — взгляд любви. А любовь — это важнейшее Имя Бога. Так человек становится соработником Богу, и даже более того — становится Богом по благодати.
Что такое искушение и можно ли с ним бороться?
Яков Кротов: Этот выпуск будет посвящен искушениям. Существуют ли они? Можно ли с ними бороться? Как, если можно? У нас в гостях православный священник и психолог отец Евгений Пискарев и протестантский пастор Василий Романюк.
Понятно, что нормальный человек не будет про все говорить — искушение. Вопрос в том — может быть, верующие люди должны оставить слово «искушение» в прошлом как архаика, мистификация, мифология? Вот есть Божий мир, есть воля, есть благодать. И нет никого, кто бы злокозненно ходил и подзуживал.
Евгений Пискарев: Есть трудности, которые можно предполагать. Все зависит от нашей реакции. Ведь искушение и душа или личность они же встречаются определенным образом. Для кого-то это искушение, для кого-то не искушение.
Яков Кротов: Вы хотите сказать, что зло запланировано и надо просто с этим считаться?
Евгений Пискарев: Это вызывает соответствующие негативные переживания и неблагоприятное состояние души.
Яков Кротов: То есть искушение?
Евгений Пискарев: Каков результат этого искушения — мы не знаем. Любое искушение — это всегда возможность выбора, когда тайное становится явным.
Яков Кротов: Хорошо. Возьмем яблоко в райском саду. Можно сказать, что что-то выявлялось тайное? Можно сказать, что у людей, у Евы и Адама, еще до искушения уже было что-то, что искуситель только проявил? Мне хочется верить, что Бог сотворил человека здоровым. Или как?
Василий Романюк: Или как. Наша свобода сама по себе искушение. Свобода — это искушение быть свободным: не делать то, что ожидает от меня Господь, а свобода делать то, что мне хочется.
Яков Кротов: Рабство — искушение. Если я делаю то, что мне хочется, я делаю то, что хочет Господь. Если я беру конфету, то я делаю то, что мне на самом деле-то не нужно.
Василий Романюк: Но хочется.
Яков Кротов: Это вопрос. Человеку хочется выпить. Это искушение? Человеку хочется напиться. Это искушение? Убежать от реальности.
Евгений Пискарев: Значит реальность непереносима по каким-то причинам.
Яков Кротов: Значит, он хочет не свободы, а рабства. Он в рабстве у выпивки, у наркотика. Это не свобода.
Василий Романюк: Это не свобода. Но дело в том, когда мы говорим об искушении как о таковом, если мы его пытаемся представить вне себя, что я как личность здесь, а искушение где-то вне меня, неправильный подход. Искушение внутри меня. Священное писание нам и говорит, что искушаемся и обольщаемся собственной похотью. И вот эта борьба духа и плоти и проявляется в том, что для меня как для человека какая-то не провокация — негодовать на жару в 40 градусов. Я ее люблю. Но если она будет 45 или 50, думаю, что у меня возникнет дискомфорт. И это станет для меня искушающим моментом возроптать на Бога или возроптать на себя, что я приехал в такое место, еще что-то.
Евгений Пискарев: В религиозном смысле искушение — это всегда то, что приводит в той или иной степени к отпадению от Бога.
Яков Кротов: Искушение Спасителя. Он же все-таки человек. Это искушение, я бы сказал, патернализмом. Там это выражено в образе — давай, накорми голодных. Ты проповедуешь, что дети Божии те, кто кормит голодающих. Вот тебе камни, преврати их в хлеба и вокруг больше не останется голодных. Это искушение врача, педагога, пастыря. У тебя духовно жаждущие, ты их накорми…
Евгений Пискарев: Там сказано, что Христос взалкал. Речь идет о том, что Дьявол в искушении Христа — подумай о себе, сделай для себя. А Христос был призван на служение. И в момент служения забываю о себе.
Яков Кротов: Я пытаюсь на современный уровень спуститься. Человек приходит на работу. Какая-то неприятность непременно произойдет.
Евгений Пискарев: Готовность. Готов я к этому или нет. Если эта ситуация плановая, это не совсем искушение. Я это предвидел, я готов. Искушение обнаруживает в той или иной степени мою неготовность. В этой ситуации неопределенности я сохраню верность призванию, Богу, сохраню ли я эффективность?
Яков Кротов: Ведь Спаситель знал наперед, что будет. Он понимал, и он много раз говорил, что «у меня есть свой срок, я иду в Иерусалим, должно исполниться, сын человеческий должен пострадать, должен быть убит». И все равно в последний момент он кричит, плачет и до кровавого пота просит, чтобы эта чаша прошла мимо. Значит, он не выдержал искушения? Это было искушение?
Василий Романюк: Это было искушение. Насчет не выдержал. Мы должны здесь понять, что это был уникальный опыт для божественной личности, находящейся во плоти человеческой. Творец испытывает то, что чувствует творение. При всем знании сути предстоящих событий, конечно, эта грань… Мы что-то знаем, мы что-то умеем, мы в чем-то имеем опыт. Это разные ступени. То, что я что-то знаю — это еще не мой опыт. Он переживал опыт.
Само искушение мы не можем рассматривать только как искушение. Мы его рассматриваем как искушение и испытание. А как иначе? Как разорвать искушение и испытание? Искушение — это есть провоцирующая сила человеческого естества, человеческой плоти и некоего демонического влияния. А испытание — эта же ситуация, со стороны Бога мы проходим экзамен, в результате которого мы взрослеем, мы становимся более зрелыми. Любое искушение со стороны демонической — это искушение-провокация, со стороны Господа — это экзамен.
Яков Кротов: Есть алкоголики, курильщики. Эти 10 шагов начинаются с шага — убрать все, что связано с тем, что тебя искушает. Но ведь это возможно по отношению к алкоголю или табаку. Но это невозможно по отношению к миру в целом, по отношению к политике, к противоположному полу.
Евгений Пискарев: Отчасти это так. Когда люди выбирали путь монашества, они убирали от себя искушающий фактор.
Яков Кротов: Они как раз ставили эксперимент по лобовому столкновению с искушением.
Евгений Пискарев: Согласен. Но внешние провоцирующие факторы убираются, остается внутренний. Что стоит за этим фактором?
Яков Кротов: А нет ли мистификации? Нет ли мнимых искушений? Наука говорит, что эротические фантазии — это часть полового созревания, часть сексуального поведения.
Евгений Пискарев: Когда любой человек фантазирует, он имеет дело с партнером — фантазийным образом. Получается с реальным человеком он контакта не имеет.
Яков Кротов: Вы не подозреваете, что у Вас есть какие-то фальшивые запреты и предписания, которые продуцируют искушение без нужды?
Евгений Пискарев: У нас, наверное, довольно длительный период эти фальшивые предписания касались нечеткого понимания, что мы можем тянуть из Ветхого Завета, как определяющую практику нашего служения, а что мы должны оттуда брать, и что мы оттуда не должны брать.
Яков Кротов: От всех искушений не убежишь. Чем больше человек убегает от искушений, чистит свою жизнь, уходит как бы в пустыню в этом смысле, тем более велик риск вместо изгнанных искушений…
Евгений Пискарев: Это если не занято место. А вот если Иосиф убежал от искушения, он ввергся, в темницу попал.
Яков Кротов: Может быть, искушение — это что-то, что тебе напоминает, что это не кокон?
Евгений Пискарев: Когда тайное становится явным?
Яков Кротов: Когда ты понимаешь, что оно вовсе не тайное, прозрение.
Евгений Пискарев: Я что-то узнаю о себе.
Яков Кротов: Что другие уже давно знают.
Василий Романюк: Посредством искушения?
Яков Кротов: Посредством искушения.
Василий Романюк: Оно проявляет реальность. Со стороны Бога это дано как испытание, чтобы я о себе узнал. Я о себе думал, что я очень выдержанный человек, что я уже не кричу на свою жену, а — раз! — и за день три раза.
Яков Кротов: В борьбе с искушениями тоже существует какой-то предел, за которым баррикадироваться, может быть, и не надо? Я подозреваю, что современный западный человек живет скорее по принципу — лучше искушение, но я буду доверять жизни.
Евгений Пискарев: Мы можем дойти, что лучший способ преодолеть искушение — это поддаться ему.
Василий Романюк: На мой взгляд, Запад отчасти в этом деградирует. Он идет навстречу искушению, когда идет волна перемен. Можно с ними бороться, можно их игнорировать, можно в них безоглядно отдаться, а можно, используя их, плыть. Используя искушение, можно двигаться вперед. Но игнорировать их нельзя, отвергать, что их нет. Нельзя перестать с ними бороться и нельзя в них безоглядно бросаться. Это крайности.
Евгений Пискарев: Парусный корабль может плыть против ветра. Так вот, искушения, у всех наших биологические чувств есть энергия.
Василий Романюк: Иаков: «Радуйтесь! Потому что это залог Вашего будущего, завтрашнего успеха. Искушение сегодняшнее — это залог вашего завтрашнего успеха».
Евгений Пискарев: Если не погибель, если преодолеешь.
Василий Романюк: Да, если преодолеешь.
Яков Кротов: Радость подразумевает открытость. А тот, кто запрещает, выкидывает, блокирует — это ведь состояние уныние.
Евгений Пискарев: Тюремное?
Яков Кротов: Тюремное. Человек сам себя помещает в некоторую темницу.
Василий Романюк: Я думаю, что Мария Магдалина была не дурнушка. Тем не менее, она оказалась рядом с Христом. Наверное, наши мысли здоровые, мы понимаем, что круг Христа не из-за того Магдалину рядом терпели, что это удовлетворяло их какую-то похоть. Это что-то выше появляется.
Евгений Пискарев: Люди чувствовали, что это выше.
Василий Романюк: Да.
Яков Кротов: Борьба с искушением не есть дело личное?
Евгений Пискарев: По-своему, это не есть дело личное, конечно.
Яков Кротов: Соборное?
Евгений Пискарев: По-своему, это и соборное. Мы подвержены влиянию.
Яков Кротов: Если ты поборол искушение — ты вырос. В тебе же самом кроется то, что искушаемся и обольщаемся собственным, то, что в нас есть.
Евгений Пискарев: Базовая мысль, что у порока есть след. Это важно понять. «Помни Израиль, что и ты был пленником». Помни! Иначе мы становимся непомнящими нашего происхождения.
Яков Кротов: Помни, что ты был рабом и это не богоугодно. И что мне от этой памяти? На практике все наоборот. Кто самые активные националисты в Москве? Люди, которые приехали в Москву 5 лет назад, 20 лет назад. Они помнят, что они сами гастарбайтеры в сущности.
Евгений Пискарев: Это память, которая не прожита, не освоена.
Яков Кротов: А где граница?
Евгений Пискарев: Граница в состоянии души. Если есть радость.
Яков Кротов: Откуда взять радость, если основное искушение — это уныние?
Евгений Пискарев: Уныние, если по-светски говорить, это депрессия. Унылый дух там кости точит. Уже доходит до телесной реакции. А уныние — это вера в то, что все будет плохо. Видение уже, что будет плохо, уже плохо, т. е. места благу нет.
Василий Романюк: Печаль ради Господа производит покаяние и приходит мир.
Искушение Определение и значение — Merriam-Webster
температура
tem(p)-ˈtā-shən
1
: акт искушения или состояние искушения особенно ко злу : соблазн
2
: нечто заманчивое : причина или повод соблазна
Синонимы
- соблазн
- соблазн
- приманка
- seduction
Посмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Деньги всегда искушение .
В десертном меню много вкусных соблазнов .
соблазнов города
Недавние примеры в Интернете
Есть постоянная искушение принять лучшее и отметить его как динамического потенциального вкладчика в ротацию Эрика Споэльстры.
— Айра Уиндерман, Sun Sentinel , 4 декабря 2022 г.
Поспешная и, вероятно, неточная реакция некоторых стран на очевидный взрыв ракеты вызывала беспокойство, но не меньшее беспокойство вызывает и российский ядерный соблазн в Украине.
— Стивен Эрлангер, New York Times , 16 ноября 2022 г.
В этих эпизодах есть соблазн выбросить логику в окно, но отбрасывание даже внутренней логики каждой истории в погоне за обычно не очень большим смехом слишком часто попахивает случайностью ради самой по себе.
— Деннис Перкинс, EW.com , 30 октября 2022 г.
Поскольку плата за обучение резко возросла, возникло искушение относиться к степеням как к продуктам, а к студентам — как к клиентам, которых нужно привлекать и удовлетворять.
— Джон Тиммер, 9 лет.0037 Ars Technica , 5 октября 2022 г.
Отчаяние — это абсолютно искушение для тех, кто жаждет безопасности и нормальности.
— Кэтрин Джин Лопес, National Review , 3 октября 2022 г.
Есть соблазн броситься канонизировать свою память, незачем.
— Кэролайн Халлеманн, Town & Country , 31 августа 2022 г.
Но, по правде говоря, старшеклассники в красных рубашках, которые сопротивлялись трансферному порталу искушение играть все пять сезонов за доллары, неразлучные лучшие друзья.
— Дон Норкросс, Сан-Диего Юнион-Трибьюн , 9 ноября 2022 г.
В любом ремесленном продукте всегда есть искушение ремеслом взять верх над дизайном.
— Александр Фрилинг, Robb Report , 7 ноября 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «искушение». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийское temptacioun «испытание, соблазн к греху», заимствовано из англо-французского tentacion, заимствовано из позднелатинского temptātiōn-, temptātiō «соблазнение к греху», восходящее к латыни, «попытка, нападение», от temptāre «чувствовать, испытывать, пытаться, совершать нападение, атаковать» + -tiōn-, -tiō, суффикс словесного действия — больше попыток
Первое известное употребление
13 век, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование искушение было
в 13 веке
Посмотреть другие слова из того же века
искушать
искушение
соблазнительный
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Стиль
MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер
«Искушение. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/temptation. По состоянию на 20 декабря 2022 г.
существительное
температура
tem(p)-tā-shən
1
: Закон о заманчивом : Состояние искушаемого особенно зла
2
: Что-то соблазнительное
больше из Merriam-Webster на
temptation для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод temptation для говорящих на арабском языке
Последнее обновление:
— Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
отрицание
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Сложные слова, которые вы должны знать
- Часто используется для описания «хода времени», что означает неумолимый ?
- Безжалостный
Непредсказуемый - Медленно
Быстрый
Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
Искушение Определение и значение | Dictionary.
com.
[ temp-tey-shuhn ]
/ tɛmpˈteɪ ʃən /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: temptation / temptations на Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
сущ.
акт искушения; соблазн или соблазн.
то, что искушает, увлекает или очаровывает.
факт или состояние искушения, особенно ко злу.
пример этого.
(первая заглавная буква) искушение Христа сатаной. Матфея 4.
ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ ИСКУШЕНИЯ
1 приманка, влечение, притяжение, обольщение, побуждение.
См. синонимы слова temptation на сайте Thesaurus.com
ВИКТОРИНА
ВЫ СПОКОЙТЕСЬ ИЛИ НА ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение искушения
Впервые записано в 1175–1225 гг.; Среднеанглийское temptacion, от латинского temptātiōn- (основа temptātiō) «испытание»; см. искушение, -ation
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ temptation
temp·ta·tion·al, прилагательноеnon·temp·ta·tion, существительноеpre·temp·ta·tion, существительноеsu·per·temp·ta·tion, существительное
Слова рядом с temptation
синдром височно-нижнечелюстного сустава, temps, temps levé, temps lié, искушение, искушение, искушение, искушение судьбы, искушение, соблазнительница, темпура
Dictionary.com Unabridged
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Слова, относящиеся к искушению
соблазн, привлекательность, привлекательность, приманка, уговоры, уговоры, приходи сюда, приходи, приманка, приманка, соблазн, фантазия , увлечение, страстное желание, побуждение, приглашение, провокация, тяга, соблазнение, ловушка
Как использовать искушение в предложении
Итак, если вы можете побороть искушение думать о волновой функции как о реальном объекте, здесь не происходит ничего смешного.
Ваш путеводитель по множеству смыслов квантовой механики — такие романтичные факты|Сабина Хоссенфельдер|3 сентября 2020 г.|Nautilus
искушение.
Полная расшифровка: Томи Ларен на «Шоу Карлоса Уотсона»|Дэниэл Маллой|31 августа 2020 г.|Ози
перегибать палку.
Стокгольмский синдром|Тейт Райан-Мосли|19 августа 2020 г.|MIT Technology Review
Вы ждете, когда загорится свет, сопротивляясь искушению оглянуться через плечо.
Первое убийство|Кэти Маклин|19 августа, 2020|MIT Technology Review
Трудно устоять перед искушением отправить сообщение или проверить электронную почту.
Обучение изменится с социальным дистанцированием в связи с COVID-19|Рэйчел Кехо|9 апреля 2020 г.|Новости науки для студентов
Во-первых, у них это редко было, а во-вторых, все они верили, что это настроит соблазн их потратить.
Стеки: Х.Л. Менкен о пожаре в Балтиморе в 1904 году|Х. Л. Менкен|4 октября 2014 г.|DAILY BEAST
Это делает вина непревзойденными, но также и опасным искушением называть каждый сорт уникальным.
Землетрясение в Напе — не единственное, что сотрясает виноградники|Клайв Ирвинг|31 августа 2014 г.|DAILY BEAST
Но этого искушения следует избегать в интересах элементарной честности.
Конор Оберст и миф о женщине, которая плакала об изнасиловании|Аманда Маркотт|15 июля 2014 г.|DAILY BEAST
Пелоси — одна из многих политиков, поддавшихся искушению сфотографироваться рядом с мультипликационным персонажем или куклой. .
Маппеты, супергерои и политики, которые их любят|Бен Джейкобс|22 мая 2014|DAILY BEAST
Хотя у меня и возникает искушение возразить, как отец ситкома: «Что значит, эти парни знамениты тем, что пишут в Твиттере?!»
Мой Странный Взгляд изнутри на Твиттер Подростка|Сэм Уилкинсон|22 мая 2014|DAILY BEAST
Он сопротивлялся искушению излить свои финансовые проблемы в сочувствующие уши этих двух дорогих женщин.