Ислам делится на: раскол и его последствия. Мнения экспертов

Разное

раскол и его последствия. Мнения экспертов

Сунниты и шииты представляют собой две основные ветви ислама. Большинство последователей ислама общей численностью 1,3 миллиарда человек – сунниты. Шииты – меньшинство, они составляют приблизительно 15% от общего количества мусульман, и большинство из них проживает в Иране. Религиозный раскол оказывает огромное влияние на общую напряженность на Ближнем Востоке.

Немусульманин с первого взгляда большой разницы между суннитом и шиитом не обнаружит. И те и другие считают Мухаммеда своим пророком. И те и другие почитают Коран как священную книгу. Обе группы придерживаются пяти столпов ислама – ежедневная пятикратная молитва, пост в Рамадан, налог в пользу бедных, паломничество в Мекку и вера в единого Бога – Аллаха.
Однако почти четырнадцать веков назад вскоре после смерти Мухаммеда, когда возник вопрос о его наследнике, произошел раскол. Шииты высказались в пользу Али – зятя пророка, тогда как сунниты посчитали, что преемником Мухаммеда должен стать достойнейший из мусульман.

Шииты считают, что мусульманскими общинами должен руководить религиозный лидер, говорит профессор Нью-йоркского университета Фрэнк Питерс. Сунниты отвергают эту идею и видят в своих вождях всего лишь политиков, пусть сколь угодно набожных: «Сунниты считают, что история пошла по тому пути, который захотел Бог. Иными словами, община выражала его волю, выбирая отдельных личностей на роль его наследника, но не в качестве пророка, а лишь лидера общины. В том, что общество имеет религию и государство, выражается Божий промысел. Шииты с этим не согласны. Они считают, что община может быть только одна – духовная. У них, конечно же, есть руководство, наделенное политической властью, но общиной руководит «папа», а не «император».

Преподаватель Американского университета в Вашингтоне Акбар Ахмед, автор книги «Путешествие в ислам», рассказывает, что когда иранцы обратились в ислам, Али и его сын Хусейн стали для них священными фигурами, и у них развился мощный комплекс самоидентификации со страданиями Хусейна, который вместе с последователями погиб в неравном бою с суннитским халифом вблизи города Карбала. «Отсюда проистекает оппозиция несправедливости, чувство жертвенности, чувство противостояния власти, – говорит Акбар Ахмед. – Из обстоятельств смерти Хусейна шииты черпают свою идеологию исключительности, гордости, приверженности идее справедливости».

Профессор Ахмед отмечает, что шиитское духовенство имеет более централизованную и иерархическую структуру, нежели суннитское: «Священнослужители – зачастую образованные люди. Они проводят годы за изучением священных книг, сами пишут статьи и книги. И по мере восхождения по иерархической лестнице они обретают все большее уважение в обществе. На верхней ступени этой лестницы находятся аятоллы – верховные фигуры шиитского духовенства, занимающие особое место в обществе. Они известны своей мудростью и ученостью».

«В отличие от суннитских стран, где образованный класс не слишком организован и, кроме того, в течение многих веков был государственным, «карманным», в Иране духовенство всегда было независимо от власти, – указывает Франк Питерс. – Существует определенный порядок распределения власти среди мулл. На вершине иерархии, на месте, которое в христианстве отведено архиепископам, находятся аятоллы».

Сунниты и шииты враждовали друг с другом на протяжении всей истории, причем последние чувствуют себя жертвами преследований и несправедливостей: таково расхожее мнение историков. Однако политолог из Мичиганского университета Хуан Коул считает что сунниты и шииты долгое время мирно сосуществовали. По его мнению, нынешний конфликт между суннитами и шиитами в Ираке связан скорее с борьбой за власть, нежели с вопросами веры.

«В Ираке, например, в течение всего ХХ века явных проявлений насилия между суннитами и шиитами было очень мало, – напоминает Коул. – Но после падения режима Саддама Хусейна демагоги сделали ставку на разжигание розни между религиозными общинами. И это привело к взрыву насилия между двумя основными группами населения».

По словам профессора Коула, в постсаддамовском Ираке у суннитов и шиитов образовались противоположные политические цели: «Сунниты были правящей группой в Ираке в течение всего ХХ века. Они сыграли ключевую роль в создании иракского государства. Они не считают обоснованными претензии шиитов на власть, они не считают, что шииты составляют большинство, они искренне полагают, что шииты были приведены к власти американцами и удерживают ее благодаря Ирану. Шииты же весьма довольны происходящими переменами и симпатий к мятежникам-суннитам не питают».

Сотрудник вашингтонского Центра ближневосточных исследований Крис Тонсинг отмечает, что региональные амбиции Ирана уже породили напряженность между суннитами и шиитами в странах Персидского залива и других регионах. «В большинстве суннитских стран, где проживает значительное шиитское меньшинство, – говорит он, – заметно нагнетание напряженности между двумя общинами, а в некоторых случаях дело доходит до насилия. Отчасти это связано с войной в Ираке и с усилением Ирана».

Но Тонсинг также отмечает, что зачастую сунниты и шииты объединяются для защиты общих стратегических интересов: «Пример – прошлогодняя война в Ливане, где силы шиитской группировки «Хезболлах» противостояли израильской армии. Во всем исламском мире мусульмане, включая суннитов, выступили в поддержку «Хезболлах». И это произошло несмотря на то, что на начальном этапе войны три суннитских государства – Иордания, Египет и Саудовская Аравия – открыто обвинили «Хезболлах» в провоцировании войны, нанесшей огромный ущерб Ливану».

По мнению большинства специалистов, межмусульманская солидарность на местном уровне перевешивает разногласия. Единоверцы смыкают свои ряды перед лицом общего врага. Но когда опасность минует, разногласия вновь обнажаются.

Течения в Исламе: сколько их?

  1. Сколько течений в Исламе?
  2. Когда появились течения и направления в Исламе
  3. Сунниты
    1. Направления в сунизме
  4. Течения суннитского ислама
    1. Суфизм
    2. Салафия
    3. Джамаат таблиг
  5. Шииты
    1. Исмаилиты
    2. Шиитские секты
  6. Хариджиты
  7. Идейные течения Ислама
  8. Течения ислама в России

Какие течения или направления Ислама существуют и сколько течений в Исламе в современном мусульманском мире является ведущими – эти вопросы не должен обойти вниманием ни один мусульманин, поскольку каждое направление или течение в Исламе имеет свои положения и принципы, с точки зрения которых интерпретируются труды исламских ученых богословов.

Вопрос: сколько основных направлений в исламе? Ответ: в исламе есть два основных направления: суннизм (85%) и шиизм (около 15%).

Вопрос: сколько основных направлений в суннизме? Ответ: в суннизме четыре основных направления или мазхаба — ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.

Вопрос: сколько течений в Исламе? Ответ: в Исламе существует множество течений и сект, некоторые из них не имеют отношения к основам исламской религии и мусульманской веры.

Когда появились течения и направления в Исламе

Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.

Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.

Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.

По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.

Сунниты

Самым крупным и основным течением Ислама является Ахлю Сунна валь-Джамаат или сунниты. По мнению суннитов, законными преемниками Пророка Мухаммада ﷺ являлись первые четыре праведных халифа (Абу Бакр, Умар, Усман и Али). Суннитами также вместе со Священной Книгой Коран признаются Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, то есть хадисы о нем, которые включены в сборники, наиболее авторитетными из которых считают сборник Бухари и сборник Муслима.

Сунниты руководствуются основными принципами приверженности ценностям Ислама, которые обозначены в священном Предании. Ведущей идеей суннитов является та, что мусульманская община играет руководящую роль в решении жизненно важных задачи и проблем мусульман.

Направления в сунизме

Суннитами признаются только четыре богословские правовые школы или мазхаба: маликитский мазхаб, шафиитский мазхаб, ханафитский мазхаб и ханбалитский мазхаб. Остальные мазхабы, которые также относятся к суннитскому течению, в современном мусульманском мире свое существование постепенно прекратили, поскольку случилось отсутствие преемственности. Все эти школы признают правомерность друг друг, а человек может сделать самостоятельный выбор, какого мазхаба быть приверженцем, и следовать той школе, с принципами и положениями которой он согласен.

В исламе порицается фанатичная приверженность к какому-то определенному мазхабу, и человеку не вменяется в обязанность следовать во всех религиозных вопросах мнению какого-то одного мазхаба.

Течения суннитского ислама

Помимо религиозно-правовых школ, в исламе существуют десятки течений, которые расходятся по тем или иным вопросам религиозного характера, некоторые основные течения приведены ниже.  

Суфизм

Одно из направлений в Исламе – суфизм. Он представляет собой учение, которое призывает очистить сердце от всего для Всевышнего Аллаха. В основе суфизма – концепция того, что человек должен индивидуально достичь связи с Всевышним. В практическом плане это может выражаться и в сформированных организациях в виде орденов и тарикатов, чьи лидеры являются духовными преемниками древних учителей.

Суфизм является доминирующей частью традиции исламской религии в некоторых странах, но есть также страны, где к нему преобладает неоднозначное отношение, где оппоненты суфизма заявляют об искажениях ислама, имеющих место в данном направлении, посредством индуистских или христианских традиций. Оппоненты также считают, что отдельные суфистские практики противоречат исламу – к таким относят практику почитания умерших родителей, практику взведения мавзолеев для умерших, а также обычай молиться на могилах предков. Подвергается критики и практика экстатических плясок суфиев и то, что в основе учения лежит концепция, предполагающая растворение суфия в Боге.

Суфиями называют себя достаточно много людей, и они используют в своей практике упомянутые выше, подвергающиеся критике отклонения от истинного ислама, и это является причиной того, что критике подвергается весь суфизм. И это не взирая на то, что разные суфистские организации – тарикаты или ордены – могут друг от друга отличаться довольно серьезно.

Салафия

Еще одно направление в исламе носит название «салафия», переводящегося с арабского языка как «предшественники» или «предки». Это направление объединяет религиозных мусульманских деятелей, которые на разных этапах исламской истории обращались к своим последователям с призывом ориентироваться на тот вариант веры и образ жизни, которые вела ранняя община мусульман, то есть во всем равняться на праведных предков мусульман. Все нововведения, которые появились в Исламе позже, салафиты называют «бида», то есть ересь. К бида они относят и методы символико-аллегорической трактовки Священной Книги Коран, а также все те нововведения, которые были привнесены в исламскую религию в результате контактов мусульманского мира с миром западным.

Среди салафитов известны такие мусульманские ученые как Ибн Таймийа, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, а также представители ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун». Западная литература оперирует для обозначения салафитской идеологии такими терминами, как «возрожденчество», «фундаментализм» и «традиционализм».

По мнению Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, Ислам настоящий был только при первых трех поколениях последователей Пророка Мухаммада ﷺ, и поэтому он выступал против всех тех нововведений, которые вошли в Ислам в последующие годы и века. Движение Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба сыграло значительную роль в итогах освободительной войны против Турции. Принц Абдул Азиз ибн Сауд, первый король и основатель Саудовской Аравии, признал и принял движение ибн Абд-аль-Ваххаба.

Джамаат таблиг

Малазийские таблиговцы

Джамаат Таблиг является аполитичным религиозным движением, которое организовал в 1926 году Маулана Мухаммад Ильяс в Мевате, провинции Индии. Это движение ставит перед собой цель духовно преобразовать ислам способом, когда участники движения работают с широкими массами людей, обращаясь к мусульманам разного экономического и социального статуса, чтобы приблизить их к исламской религиозной практике, которая была указана Пророком Мухаммадом ﷺ.

Маулана Мухаммад Ильяс являлся исламским богословом и сторонником деобандийского направления, назвал Джамаат таблиг независимым, добровольным и пацифистским движением. Их лозунгом стало: «О мусульмане! Будьте мусульманами!». Движение распространилось за пределы Дели и нашло своих сторонников в ста пятидесяти странах. В среднем у этого движения более семидесяти миллионов последователей.

Упор таблиговцы делают не на том, чтобы призывать в ислам атеистов и иноверцев, а на том, чтобы работать с этническими мусульманами. Их цель в оживлении мусульманской религии среди традиционно исповедующих ислам народов. Призывающие к исламу представляют в своей массе достаточно разнородный контингент: от простых мусульман, рядовых трудящихся и служащих, до судей и научной интеллигенции. Ряд участников движения занимаются этой деятельностью постоянно, посвятив этой работе всю свою жизнь, а кто-то периодически выезжает в другие поселения для того, чтобы призывать к исламу целевую аудиторию. В рядах участников движения много таких, кто принимал участие в деятельности по призыву только однажды или тратит на это немного времени. Поскольку этнический состав участников движения Таблиг, также и как их география, обширны, то можно называть их не столько организацией, сколько сообществом мусульман, которые объединились в своем следовании Священной Книге Коран и Сунне в деле совершения призыва к исламу.

Шииты

Отдельной ветвью в Исламе являются шииты – название направления происходит от арабского слова, означающего «партия» или «приверженцы». После того, как умер Пророк Мухаммед ﷺ, некоторые мусульмане, которые придерживались той точки зрения, что только к потомкам Посланника Аллаха ﷺ должна переходить власть в мусульманской общине, сформировались в группу. Потомками Посланника Аллаха ﷺ называли детей его дочери Фатимы и детей его двоюродного брата Али.

Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.

Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.

Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.

Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.

Шиитские секты

Ряд шиитских сект, которые объединены между собой верой в наличие божественности у потомков Пророка Мухаммеда ﷺ по линии Али шиитских имамов, были объединены в мусульманской религии общим термином «гулат», что в переводе означает «преувеличение».

К таким сектам относятся:

  • алевиты, верующие в Али как представителя Всевышнего на земле, а не в Мухаммеда ﷺ;
  • гурабиты, верующие в то, что Пророку Мухаммаду ﷺ пророчество было представлено Джибрилем ошибочно, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ и Али были внешне очень похожи. Название секты в переводе означает «ворон», и такое название секта получила потому, что ее участники утверждали, что ошибка произошла из-за сходства Мухаммада ﷺ и Али, которые были похожи «как один ворон на другого»;
  • алавиты или нусайриты, верующие в троицу айн-мим-син (название произошло от первых букв имен Али, Мухаммеда ﷺ, а также Сальмана Перса). Представители алавитов распространены в западной части Сирии, в Турции и Северном Ливане, президент Сирии Башар аль-Асад является последователем данной группы. Само же название «алавиты» происходят от сочетания «Али-Алла», то есть «обожествляющие Али». Направление алавитов рассматривают как эзотерическое ответвление персидского исламского направления со схожим культом Али, приходящегося зятем и двоюродным братом пророка Мухаммеда ﷺ;
  • дамийты, верующие в то, что Богом был Али, а его посланником стал Мухаммад ﷺ;
  • базигиты, верующие в то, что Богом был Джафар ас-Садык, шестой имам, а все те имамы, которые были до него, были его посланниками;
  • йафуриты, верующие в то, что Богом был Муаммар из Куфы;
  • кайсаниты, верующий в то, что после смерти Хусайна ибн Али имамат перешел к Абуль Касиму Мухаммаду ибн аль-Ханафии. После того, как Абуль Касим Мухаммад ибн аль-Ханафия умер, данная секта разделилась на несколько более мелких;
  • представители крайнего эзотерического учения Ахл-е Хакк, которое вышло из месопотамских учений гулата и распространилось в западной части Ирана и в восточной части Ирака в курдской среде.

Хариджиты

Хариджиты – это представители религиозно-политического движения Хариджизм, и название этого течения в переводе с арабского означает «покинувшие» или «выступившие». Это движение преимущественно имело радикальный характер и зародилось во время правления халифа Али после того, как состоялась битва Сиффин. Основателями движения стали некоторые воины халифа Али, которых не удовлетворил результат третейского суда, они считали себя врагами Муавии и Али, после чего встали на путь войны и перешли к активным диверсионным и военным действиям против них.

К концу восьмого века в среде хариджитов произошла череда расколов, и движение распалось на несколько течений – суфритов, ибадитов, аджрадитов, байхаситов, надждатитов, азракитов, мухаккимитов и некоторых других. К концу двадцатого века численность хариджитов стала составлять до трех миллионов человек. В Омане хариджизм имеет господствующий характер – в этом государстве его представляет группа ибадитов, которые к иноверцам утратили активную нетерпимость.

Идейные течения Ислама

С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:

  1. К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
  2. Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
  3. К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
  4. Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.

Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.

Течения ислама в России

Среди российских мусульман большинство составляют сунниты, которые являются последователями шафиитского и ханафитского мазхабов, из которых ханафиты составляют 65 %, а шафииты — 30 % от числа мусульман России. Ханафитами являются такие мусульманские народы России, как башкиры, татары, ногайцы, казахи, балкарцы, кабардинцы, черкесы, карачаевцы, абазины, адыгейцы, шапсуги и частично ингуши, осетины-мусульмане. Также последователями ханафитского мазхаба являются среднеазиатские мусульмане и третья часть азербайджанцев. Последователями шафиисткого мазхаба являются в России ингуши в своей большей части, чеченцы, и также дагестанские народы кроме ногайцев и татов. Шииты-джафариты в России – это российские азербайджанцы, частично татары и лезгины.

Истоки шиитско-суннитского раскола: Параллели: NPR

Фреска из павильона Чехель Сотун в Исфахане, Иран, изображает персидские войны в период правления династии Сефевидов.

Дэйв Бартруф/Корбис


скрыть заголовок

переключить заголовок

Дэйв Бартруф/Корбис

Фреска из павильона Чехель Сотун в Исфахане, Иран, изображает персидские войны в период правления династии Сефевидов.

Дэйв Бартруф/Корбис

Примечание редактора: Еще в 2007 году NPR сообщило о расколе между шиитами и суннитами, которое способствовало конфликтам во многих частях мусульманского мира, включая Ирак. В свете нынешних боевых действий в Ираке, которые носят межконфессиональный характер, NPR переиздает сериал. Текст включает в себя ряд обновлений, а звук взят из оригинальных передач семилетней давности. Вот 1 часть серии.

Женщины гуляют во дворе мечети Джамкаран за пределами священного города Кум, Иран, 2006 год.

Бехруз Мехри/AFP/Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

Бехруз Мехри/AFP/Getty Images

Женщины идут во дворе мечети Джамкаран за пределами священного города Кум, Иран, 2006 г.

Бехруз Мехри/AFP/Getty Images

Точно неизвестно, сколько из 1,6 миллиарда мусульман мира являются шиитами. Шииты составляют меньшинство, составляющее от 10 до 15 процентов мусульманского населения, а это, безусловно, меньше 250 миллионов человек.

Шииты сосредоточены в Иране, на юге Ирака и на юге Ливана. Но есть значительные шиитские общины в Саудовской Аравии и Сирии, Афганистане, Пакистане и Индии.

Хотя истоки суннитско-шиитского раскола были насильственными, на протяжении веков шииты и сунниты мирно жили вместе в течение долгих периодов времени.

Но это, похоже, уступает место новому периоду распространения конфликта на Ближнем Востоке между шиитами и суннитами.

«Определенно нарастает борьба между суннитами и шиитами за определение не только модели местной политики, но и отношений между исламским миром и Западом», — говорит Дэниел Брумберг из Джорджтаунского университета, автор книги 9. 0023 Новое изобретение Хомейни: борьба за реформы в Иране .

Эта борьба сейчас разыгрывается в Ираке, но эта борьба может распространиться на многие арабские страны Ближнего Востока и на Иран, который является персидским.

Еще один фактор, касающийся шиитов, заслуживает упоминания. «Шииты составляют 80 процентов коренного населения богатого нефтью региона Персидского залива», — отмечает Ицхак Накаш, автор книги «Шииты Ирака ».

Шииты преобладают там, где есть нефть в Иране, Ираке, а также в богатых нефтью районах восточной Саудовской Аравии.

Шиитско-суннитская карта

Перепечатано из «Возрождения шиитов» Вали Насра. Copyright 2006 Вали Наср. С разрешения издателя W.W. Нортон и Ко.


скрыть заголовок

переключить заголовок

Перепечатано из «Возрождения шиитов» Вали Насра. Copyright 2006 Вали Наср. С разрешения издателя W.W. Нортон и Ко.

Где живут сунниты и шииты в Южной Азии и на Ближнем Востоке.

Перепечатано из «Возрождения шиитов» Вали Насра. Copyright 2006 Вали Наср. С разрешения издателя W.W. Нортон и Ко.

Партизаны Али

Первоначальный раскол между суннитами и шиитами произошел вскоре после смерти пророка Мухаммеда, в 632 году. по вопросу о престолонаследии», — говорит Огастес Нортон, автор Хезболла: Краткая история . «То есть, кто является законным преемником пророка?»

Большинство последователей пророка Мухаммеда хотели, чтобы сообщество мусульман определило, кто станет его преемником. Меньшая группа думала, что кто-то из его семьи должен принять его мантию. Они отдавали предпочтение Али, который был женат на дочери Мухаммеда Фатиме.

«Шииты считали, что лидерство должно оставаться в семье пророка», — отмечает Грегори Гауз, профессор ближневосточной политики в Университете Вермонта. «И, таким образом, они были сторонниками Али, его двоюродного брата и зятя. Сунниты считали, что лидерство должно достаться человеку, который, по мнению элиты сообщества, лучше всего может руководить сообществом. то политическое разделение, которое положило начало расколу суннитов и шиитов».

Сунниты победили и выбрали преемника, который стал первым халифом.

В конце концов, Али был избран четвертым халифом, но не раньше, чем вспыхнул жестокий конфликт. Два из первых халифов были убиты. Война разразилась, когда Али стал халифом, и он тоже был убит в бою в 661 году недалеко от города Куфа, ныне на территории современного Ирака.

Насилие и война раскололи маленькую общину мусульман на две ветви, которые уже никогда не воссоединятся.

Война продолжалась, когда сын Али, Хусейн, возглавлял шиитов. «Хусейн отверг правление халифа в то время», — говорит Вали Наср, автор Возрождение шиитов . «Он противостоял очень большой армии халифа на поле боя. Он и 72 члена его семьи и товарищей сражались против очень большой арабской армии халифа. Все они были убиты».

Хусейн был обезглавлен и его голова отнесена в дань уважения суннитскому халифу в Дамаске. Его тело осталось на поле битвы при Кербеле. Позже он был захоронен там.

Именно в символике смерти Хусейна заключена такая духовная сила для шиитов.

«Невинный духовный деятель во многих отношениях становится мучеником гораздо более могущественной и несправедливой силы», — говорит Наср. «Он становится кристаллизующей силой, вокруг которой формируется и черпает вдохновение вера».

12-й имам

Шииты называли своих лидеров имамами, Али был первым, Хусейн — третьим. Они ежегодно отмечают смерть Хусейна в публичном ритуале самобичевания и траура, известном как Ашура.

Значение имамов является одним из фундаментальных отличий, разделяющих две ветви ислама. Имамы приобрели духовное значение, которого нет у священнослужителей в суннитском исламе.

«Некоторые из суннитов считают, что некоторые шииты на самом деле приписывают имамам почти божественные качества, и это большой грех, — говорит Гаузе, — потому что это связывает людей с божественностью. то, что занимает центральное место в исламском учении, это единство Бога».

Это различие особенно заметно, когда речь идет об истории 12-го имама, известного как Скрытый имам.

Мусульманин-шиит держит фотографию исторического лидера шиитов Имама Хусейна во время антиамериканской демонстрации в Багдаде, 29 мая., 2003.

Марио Тама / Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

Марио Тама / Getty Images

Мусульманин-шиит держит фотографию исторического лидера шиитов Имама Хусейна во время антиамериканской демонстрации в Багдаде, 29 мая 2003 г.

Марио Тама / Getty Images

«В 10 веке, — говорит Наср, — 12-й шиитский имам ушел в сокрытие. Шииты верят, что Бог укрыл его, и он вернется в конце времен. Он известен как Махди или Мессия. Так что во многом шииты, подобно евреям или христианам, ожидают пришествия Мессии».

Те, кто верят в Скрытого Имама, известны как шииты-двунадесятники. Сегодня они составляют большинство шиитов в мире.

«Шиизм двунадесятников сам по себе является разновидностью мессианской веры», — говорит Брумберг из Джорджтауна. Он основан «на убеждении, что полное слово и значение Корана и послания пророка Мухаммеда станут явными или реальными и справедливыми только после возвращения 12-го имама, этой мессианской фигуры».

Политическая власть подпитывает религиозный раскол

В течение следующих столетий ислам столкнулся с европейскими крестоносцами, с монгольскими завоевателями из Средней Азии и был распространен турками-османами.

К 1500 году Персия была центром суннитского исламского образования, но все это должно было измениться с приходом азербайджанских завоевателей. Они основали династию Сефевидов в Персии — современном Иране — и сделали ее шиитской.

«Эта династия на самом деле вышла из того, что сейчас является восточной Турцией», — говорит Гаузе, профессор Университета Вермонта. «Они были тюркской династией, одним из остатков монгольского нашествия, которое разрушило Ближний Восток на пару столетий. Династия Сефевидов сделала своим политическим проектом превращение Ирана в шиитскую страну».

Шииты постепенно стали тем связующим звеном, которое скрепляло Персию и отличало ее от Османской империи на западе, которая была суннитской, и мусульман-моголов на востоке в Индии, также суннитов.

Такова была география шиитского ислама, и он преобладал в 20 веке.

Были периоды конфликта и периоды мира. Но раскол остался и во второй половине ХХ века окажется одним из важнейших факторов потрясений, охвативших Ближний Восток.

«Почему между этими двумя сектами существуют такие затянувшиеся разногласия и напряженность?» — спрашивает Рэй Такей, автор книги «Скрытый Иран: парадокс и сила в Исламской Республике ». «Это связано с политической властью».

В ХХ веке это означало сложную политическую динамику с участием суннитов и шиитов, арабов и персов, колонизаторов и колонизаторов, нефти и участия сверхдержав.

На сколько сект разделено мусульманское общество?

Все последователи ислама называют себя мусульманами, но мусульмане делятся на несколько сект в зависимости от их понимания исламского права (фикха) и исламской истории. На основе секты мусульмане делятся на две части — сунниты и шииты. и сунниты тоже делятся на множество фирков или сект. Суфии тоже убежденные мусульмане

Шииты и сунниты делятся на секты

Если говорить о шиитах-суннитах, то и те и другие согласны с тем, что Аллах един. Мухаммед Сахиб — его посланник, а Коран — небесная книга, то есть книга, посланная Аллахом.

Но между двумя общинами существуют серьезные разногласия по вопросу вероисповедания и преемника Пророка Мухаммеда после его смерти. Исламские законы этих двух также отличаются.

Сунниты

Сунниты или Сунны означают принятие метода, который практиковал сам Пророк Мухаммед (570-632 гг. н.э.), и соответственно они называются суннитами. По оценкам, от 80 до 85 процентов мусульман мира являются суннитами. в то время как от 15 до 20 процентов составляют шииты.

Мусульмане-сунниты верят, что после Пророка Мухаммеда новым лидером мусульман стал его тесть Хазрат Абу-Бакр (632-634 гг. н.э.), которого звали Халифой. Таким образом, после Абу Бакра, Хазрат Умар (634-644 гг. н.э.), Хазрат Усман (644-656 гг. н.э.) и Хазрат Али (656-661 гг. н.э.) стали лидерами мусульман.

Эти четверо называются Хульфа-э-Рашидин, т.е. тот, кто идет в правильном направлении. Люди, пришедшие после этого, политически назывались лидерами мусульман, но с религиозной точки зрения их значение было невелико.

Мусульмане-сунниты в основном делятся на четыре группы в том, что касается толкования исламского права. Однако есть и пятая группа, которая называет себя отличной от этих четырех.

Между верой и верой этих пятерых нет большой разницы, но они верят, что их имам или религиозный лидер дал правильное толкование Ислама.

На самом деле в суннитском исламе существуют четыре основные школы исламского права.

Четыре основных религиозных лидера родились в течение примерно 150 лет в восьмом и девятом веках. Он объяснял исламский закон, а позже его последователи стали сторонниками этой фирки.

Этими четырьмя имамами были имам Абу Ханифа (699-767 гг. н.э.), имам Шафаи (767-820 гг. н.э.), имам Хамбал (780-855 гг. н.э.) и имам Малик (711-795 гг. н.э.).

ханафиты

Те, кто верят в Имама Абу Ханифу, называются ханафитами. Мусульмане, которые следуют этому фикху или исламскому закону, также делятся на две группы. Один из них Деобанди, а другой называет себя Барелви.

Деобанди и Барлеви

Оба названия названы в честь двух районов штата Уттар-Прадеш, Деобанд и Барейли.

Фактически, в начале 20-го века два религиозных лидера, Маулана Ашраф Али Танви (1863–1943) и Ахмед Раза Хан Барелви (1856–1921), по-разному интерпретировали исламский закон.

Ашраф Али Танви был родственником медресе Дарул-Улум Деобанд, а Ала Хазрат Ахмад Раза Хан Барелви был родственником Барейли.

Маулана Абдул Рашид Гангохи и Маулана Касим Нанотави заложили фундамент медресе Деобанд в 1866 году. Маулана Абдул Рашид Гангохи, Маулана Касим Нанотави и Маулана Ашраф Али Танви сыграли важную роль в продвижении идеологии Деобанди.

Большинство мусульман, живущих на субконтиненте, то есть в Индии, Пакистане, Бангладеш и Афганистане, принадлежат к этим двум сектам.

Последователи идеологии деобанди и барелви утверждают, что Коран и хадисы являются первоисточником их шариата, но для его реализации необходимо следовать за имамом. Поэтому все законы шариата соответствуют фикху имама Абу Ханифы.

С другой стороны, сторонники идеологии Барелви считают более правильным метод, данный Ала Хазрат Раза Хан Барелви. В Бареллы находится могила Ала Хазрат Раза-хана, которая является крупным центром для последователей идеологии Барелви.

Между ними нет большой разницы, но есть различия в некоторых вещах. Например, Барелви считает, что Пророк Мухаммед знает все, что видно и что не видно. Он присутствует везде и наблюдает за всем.

Тогда как деобандисты в это не верят. Деобандисты ставят пророка на второе место после Аллаха, но считают его человеком. Барелви является последователем суфийского ислама, и суфийские святыни имеют в них большое значение, тогда как деобандисты не имеют большого значения в этих гробницах, скорее, они выступают против него.

Право собственности

После имама Абу Ханифы вторым имамом суннитов является имам Малик, чьи последователи немногочисленны в Азии. Одна из его важных книг известна как «Имам Мотта».

Его последователи следуют правилам, данным им. Эти сообщества обычно встречаются на Ближнем Востоке, в Азии и в Северной Африке.

Шафаи

Шафаи Имам — ученик Малика и третий главный имам суннитов. Большая часть мусульман следует его пути, в основном живя в странах Ближнего Востока, Азии и Африки.

Они мало чем отличаются от других с точки зрения веры, но отличаются от ханафитского фикха на основе исламских практик. Его последователи также считают, что необходимо следовать за имамом.

смиренно

Мусульмане Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, Ближнего Востока и многих африканских стран больше следуют фикху Имама Смиренного и называют себя Смиренными.

Официальный шариат Саудовской Аравии основан на религиозных законах имама Хамбла. Его последователи говорят, что его метод ближе к хадисам.

Мусульмане, которые верят в этих четырех имамов, считают, что для того, чтобы следовать шариату, необходимо следовать своему собственному имаму.

Сальфи, ваххабиты и ахле-хадисы

Среди суннитов также есть группа, которая не верит в следование какому-то конкретному имаму и говорит, что для понимания и следования шариату необходимо непосредственно изучать Коран и хадисы (слова, сказанные Пророком Мухаммедом). .

Эта община известна как сальфи, ахле-хадисы, ваххабиты и т. д. Эта секта ценит знания четырех имамов, их исследования и литературу.

Но он говорит, что следовать одному из этих имамов необязательно. Какими бы ни были их слова согласно Корану и хадисам, правильно следовать им, но в любом спорном вопросе окончательное решение должно подчиняться Корану и хадисам.

Группа салафитов заявляет, что хочет распространять ислам, существовавший во времена Пророка.

Мухаммед Сера, чтобы увековечить это мышление, повязан на головах Ибн Таймии (1263–1328) и Мохаммеда бин Абдул Вахаба (1703–179).2), и эта община также известна как ваххабиты по имени Абдула Вахаба. Большинство исламских ученых на Ближнем Востоке больше подвержены влиянию его идеологии. Одна вещь, которая очень известна в этой группе, это то, что они очень фанатичны в религиозных вопросах. Нынешние правители Саудовской Аравии следуют этой идеологии.

Бывший глава «Аль-Каиды» Усама бен Ладен также был сторонником салафитской идеологии.

Суннитская Бора

Группа деловых кругов мусульман в штатах Гуджарат, Махараштра и Синд в Пакистане известна как Бора. Есть и бохра, и шииты, и сунниты.

Мусульманские протесты

Суннитские бохрасы следуют ханафитскому исламскому закону, в то время как культурно они ближе к Давуди борасам, т.е. шиитскому сообществу.

Ахмадийя

Группа мусульман, которые следуют законам ханафитского ислама, называют себя ахмадийцами. Это сообщество было основано Мирзой Гуламом Ахмедом в Кадиане, индийский Пенджаб.

Последователи этой секты считают, что Мирза Гулам Ахмед был воплощением самого пророка. По его словам, он сам не принес никакого нового шариата, а следует только шариату пророка Мухаммеда, но имеет статус пророк. Почти все течения мусульман сходятся во мнении, что после Мухаммада закончилась череда посланников, посланных Аллахом в мир. Но ахмадийцы считают, что Мирза Гулам Ахмед был религиозным реформатором, имеющим статус пророка.

Разногласия по этому вопросу настолько серьезны, что значительная часть мусульман вообще не считает ахмадийцев мусульманами. Однако в Индии, Пакистане и Великобритании проживает значительное количество ахмади. В Пакистане ахмади официально отвергнуты из ислама.

Шииты

Религиозные верования и исламские законы мусульман-шиитов сильно отличаются от верований суннитов. Он сторонник назначения имама, а не халифа, после пророка Мухаммеда.

Считается, что после смерти Пророка Мухаммеда его настоящим преемником стал его зять Хазрат Али. По его словам, Пророк Мухаммед также объявил Али своим наследником, но обманом Хазрат Абу-Бакр был избран лидером на его место.

Мусульмане-шииты не считают первых трех халифов после пророка Мухаммеда своими лидерами, а называют их гасибами. Гасиб — арабское слово, означающее «хватать».

Они верят, что точно так же, как Аллах послал Мухаммеда своим пророком, точно так же его зять Али также был назначен имамом или пророком Аллаха, и таким образом его дети продолжали быть имамами. Позже шииты тоже разделились на множество частей .

исна ашари

Как и у суннитов, среди шиитов есть много сект, но самой большой группой является Исна Ашри, т.е. группа, которая верит в Двенадцать имамов. Около 75 процентов шиитов мира принадлежат к этой группе. Кальма общины Исна Ашари также отличается от суннитской.

Его первый имам — Хазрат Али, а последний, т.е. двенадцатый имам, — Замана, т.е. имам Махди. Они верят в Аллаха, Коран и хадисы, но только в те хадисы, которые переданы их имамами.

После Корана книги Нахджул Балага и Алкафи, основанные на учении Али, также являются его важными религиозными книгами. Эта секта верит в Джафрию в соответствии с исламским религиозным законом. Шиитская община Исна Ашри доминирует в большей части мира, включая Иран, Ирак, Индию и Пакистан.

Зайдия

Второй по величине сектантской группой шиитов являются заидийцы, которые верят только в пять имамов вместо двенадцати. Его четыре первых имама — выходцы из шиитов Исна Ашри, а пятый и последний имам — Зайд бин Али, внук Хусейна (сына Хазрата Али), из-за чего его зовут Заидия.

Его исламские законы были взяты из книги «Мазмаул Фикх» Зайда бин Али. Хауси — мусульмане из общины заидия, проживающие в Йемене на Ближнем Востоке.

исмаилитский шиит

Эта община верит только в семь имамов, и их последний имам — Мухаммед бин Исмаил, поэтому его называют исмаилитом. Его спор с шиитской общиной Исна Ашри касался того, будет ли его старший сын Исмаил бин Джафар имамом или вторым сыном после имама Джафара Садика.

Группа Исна Ашари считала его второго сына Мусу Казима Имамом, и отсюда сформировались две группы. Таким образом, исмаилиты считали своим седьмым имамом Исмаила бин Джафара. Их фикх и некоторые верования также несколько отличаются от общины исна ашари.

Давуди Бора

Группа Бохрас, называемая Давуди Бора, верят в исмаилитский шиитский фикх и поддерживают эту веру. Разница в том, что Давуди Бохрас верит в 21 имама.

Его последним имамом был Тайеб Абул Касим, за которым следует традиция духовных учителей. Их называют акушерками, и в этом сравнении 52-й акушеркой была Сиедна Бурхануддин Раббани. После смерти Раббани в 2014 году между двумя его сыновьями возник спор о престолонаследии, и сейчас дело находится в суде.

Боры обитают в западной части Индии, особенно в Гуджарате и Махараштре, а также в Пакистане и Йемене. Это успешное деловое сообщество, часть которого также является суннитской.

Searched

Ходжас — торговая община из Гуджарата, принявшая ислам несколько столетий назад. Люди этой общины исповедуют как шиитский, так и суннитский ислам.

Большинство Ходжа Исмаилитов следуют религиозным законам шиитов, но большое количество Ходжа Исна Ашри также являются шиитами.

Но некоторые ходжи также верят в ислам суннитского толка. Большая часть этого сообщества находится в Гуджарате и Махараштре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts