Первый патриарх россии: От Иова до Кирилла: 16 Патриархов Московских и всея Руси

Разное

Иов Патриарх | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Иов (в миру Иван) был первым московским патриархом. Он происходил из посадской семьи города Старицы. С ранних лет испытывал интерес к чтению, поэтому был отдан на обучение в местный Успенский монастырь. Под влиянием архимандрита Германа в 1556 году принял постриг. В 1569 году после посещения монастыря Иваном Грозным был назначен его архимандритом.

В 1571 году по приказу Ивана Грозного Иов был переведен в Москву и сначала стал архимандритом Симонова монастыря, потом – Новоспасского. В 1581 году он стал епископом Коломенским, в 1586 году – архиепископом Ростовским. После опалы, наложенной на митрополита Дионисия, в конце 1586 года Иов был возведен в сан митрополита Московского.

В январе 1589 года, когда был решен вопрос об учреждении московской патриархии, Иов был провозглашен первым Патриархом Московским. Современники объясняли особую любовь царей к Иову тем, что он был высокообразованным, обладал хорошей памятью и красивым голосом. Во время проводимой им службы присутствующие не могли удержаться от слез, так проникновенно он говорил и пел.

Иов во всем поддерживал царя Федора и его супругу. Поэтому он оказал большую помощь их ставленнику Б. Ф. Годунову в избрании на престол. После смерти царя Федора и ухода царицы Ирины в монастырь именно Иов возглавил временное правительство. Затем организовал созыв Земского собора для царского избрания и на его заседании зачитал свое сочинение «Повесть о честном житии царя Федора Ивановича». В нем не столько прославлялся умерший государь, сколько доказывалось, что главным участником всех царских дел и начинаний был Б. Ф. Годунов. По утверждению патриарха, только он был достоин царского престола.

Поскольку иных кандидатов на престол не было, то 17 февраля 1598 г. участники собора избрали новым царем Бориса Годунова. Затем Иов организовал народные шествия в Новодевичий монастырь, где находились Борис с сестрой, для умоления всенародного избранника принять царский титул. Поскольку Годунов постоянно отвечал отказом, Иов объявил 21 февраля новым праздником в честь Богоматери Одигитрии и во главе бояр, служителей двора и большой толпы народа сам отправился в монастырь. Там в ходе обряда «умоления иконой» Б. Ф. Годунов согласился стать царем.

После восшествия царя Бориса на престол патриарх Иов стал его надежной опорой. Он не осудил решение царя выдать свою дочь за одного из иностранных принцев – шведского Густава или датского Иоганна, хотя те были иной веры. Он выступил с разоблачением самозваного царевича Дмитрия. По его указанию представители духовенства выяснили настоящее имя авантюриста, им оказался беглый монах Гришка Отрепьев, живший в кремлевском Чудове монастыре и служивший у Иова келейником.

После смерти царя Бориса в апреле 1605 г. Иов поддержал его сына царевича Федора как нареченного царя и начал подготовку к его венчанию на царство. Но из-за измены царского войска под Кромами в мае того же года не успел осуществить эту церемонию. В июне Годуновы были свергнуты, а Иов по приказу Лжедмитрия был отправлен в Старицкий Успенский монастырь. Там он через некоторое время ослеп.

В 1607 году по просьбе нового царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена Иов приехал в Москву и принял участие в церемонии покаяния москвичей. Со слезами на глазах они просили прощения у бывшего пастыря за изгнание. Он всех прощал. После возвращения в Старицу Иов вскоре умер. Сохранилось около 20-ти его посланий разным лицам, а также ряд других сочинений.

Автор: Л.Е. Морозова, доктор исторических наук

Как и почему в России возникло патриаршество

Как и почему у нас возникло патриаршество?

Сергей Перевезенцев: Патриаршество на Руси официально возникло в конце XVI века. Но еще в середине XV века произошла известная Флорентийская уния, на которой Константинопольский патриарх признал главенство Римского Папы и согласился исповедовать в Православной церкви католические догматы. Большинство православного мира (в том числе и в самом Константинополе) восприняло весть об унии крайне критически. И на Руси в том числе. Митрополита-грека, приехавшего в Москву с Флорентийского собора и объявившего эту весть, вскоре просто выгнали из страны. А когда в 1453 году турки-османы взяли Константинополь и Византийская империя погибла, на Руси это восприняли как Божье наказание за предательство веры. С конца XV века стало заметным стремление русских богословов, политиков и мыслителей утвердить идею о том, что в мире осталась только одна-единственная независимая православная держава — Русь, Россия. С этим нарастающим ощущением единственности соглашались и все восточные христиане, уповавшие на то, что Россия их освободит от турецкого владычества. В итоге в середине XV века утверждается автокефалия (независимое самоуправление) русской митрополии, а через 150 лет — и патриаршество, пятое вслед за четырьмя предшествующими. Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский патриархи существовали с древности, где-то с IV века. На Руси они все именовались Вселенскими и почитались главными в решении богословских вопросов. Но до середины XVII века к греческой церкви сохранялось критическое отношение, считалось, что греки предали веру. Только церковная реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в середине XVII столетия перенесла на Русь правила греческой церкви, но она же привела и к расколу, очень многие не приняли новшеств и стали «старообрядцами».

Сколько патриархов сегодня в мире, какова их иерархия и значимость?

Сергей Перевезенцев: Сегодня официально признается существование 15 поместных православных церквей. Во главе их не обязательно стоят патриархи, может стоять (как, например, в Элладской церкви) и архиепископ. В православной традиции нет правила единого главы всей церкви. Главы каждой из поместных церквей равны между собой и самостоятельны в принятии решений на подчиненных им церковных территориях. Вмешательство других церквей порождает политические конфликты. Такой конфликт как раз сейчас существует между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами из-за православных приходов в Катаре.

Из него в том числе выросла невозможность собрать по-настоящему Всеправославный собор на Крите?

Сергей Перевезенцев: Да, это одна из причин отказа Антиохийской церкви от участия в Соборе на Крите. Конфликт по поводу некоторых канонических территорий существует и между Сербской и Румынской церквями. В 90-е годы был конфликт между Константинопольским патриархом и Русской православной церковью, когда часть эстонских приходов ушла под власть Константинополя. Хотя тот с канонической точки зрения не имел права брать под себя эти приходы. Но и эти конфликты подчеркивают важную вещь: в Православной церкви нет единого главы, которому все обязаны подчиняться. Это — с древности — традиция Римского Папы, и во многом именно она послужила разделению церквей в XI веке. Константинопольский патриарх отнюдь не является «главным» в Православной церкви, лишь «старшим по чести» — признается некое его старшинство, но не юридическое, а моральное.

Название патриарших титулов менялось?

Сергей Перевезенцев: Конечно. Патриарх он тоже епископ, а в епископский титул обычно включаются названия тех территорий, на которые распространялась власть той или иной церкви. После присоединения Малой и Белой Руси во второй половине XVII века Московский патриарх стал носить титул Патриарха Белой и Малой Руси. В XIX веке уже не было понятия Русь, говорили: Россия.

Но сегодня мы говорим «…всея Руси», однако слово «Русь» теперь стало обозначать весь мир, который духовно и культурно связан с нашей церковью?

Сергей Перевезенцев: Да, за этим стоит идея Русского мира. Не политического, не обозначенного государственными границами, не связанного ни с какой экспансией, но мира духовного. Под словом «Русь» подразумевается духовная связь людей, живущих в разных концах Земли, но исповедующих православие и признающих ценности русского мира как главные для себя.

Чем вы объясните почти двухвековой пропуск в истории патриаршества? Насколько было важно его возрождение в начале XX века?

Сергей Перевезенцев: В этот период русской истории Церковь оказалась подчиненной государству. Этот процесс начался задолго до правления государя Петра Первого. Еще во времена его отца, Алексея Михайловича, предпринимались попытки подчинить Церковь государству и в экономическом, и в политическом, и в судебном смысле, но окончательно эта тенденция возобладала в XVIII и XIX столетиях. Результаты были противоречивыми. С одной стороны, Церковь получала прямую государственную поддержку, например, в своей миссионерской деятельности на Востоке. Именно в XVIII и XIX веках прославились великие православные миссионеры — Иннокентий Иркутский, Иннокентий Московский, просвещавшие Сибирь и Аляску. Но, с другой стороны, на Церковь — в народном мнении- возлагались все государственные грехи. И это имело серьезное отрицательное значение. Недаром в конце XIX — в начале XX века и в русских интеллектуальных, и в священнических кругах возникает движение за восстановление патриаршества. Еще перед Первой мировой войной планировался Собор, на котором должен был быть решен этот вопрос. И государь Николай II это дело поддерживал. Война не дала его провести. И сегодня, мне кажется, Церковь должна быть самостоятельной организацией.

Что собой представляли патриархи как личности. Среди них есть святые. Наверное, есть и неудачники?

Сергей Перевезенцев: Быть патриархом — тяжелое дело. Он ведь несет духовную, нравственную, физическую, юридическую ответственность за всю Церковь. Не говоря уж о том, что человек, находящийся на этом высочайшем посту, должен быть идеалом нравственной чистоты. Потому что именно через него чаще всего воспринимается и сама церковь.

Надо сказать, что большинство глав Русской церкви, начиная с XI века (со времен первых митрополитов), были людьми очень высокой культуры, глубокими знатоками и последователями христианского вероучения. Трудно назвать кого-то, откровенно сделавшего что-то плохое. Правда, один епископ в начале XVII века, при Лжедмитрии I, согласился занять патриарший престол после того, как с него силой свели первого русского патриарха Иова и отправили доживать в монастырь. Но он потом сбежал из Москвы и сейчас не вспоминается среди патриархов.

Какое место занимает Патриарх Московский и всея Руси среди других патриархов?

Сергей Перевезенцев: Номинально — пятое. На первом месте стоят первые четыре. Но фактически Русская православная церковь сейчас самая многочисленная по числу воцерковленных людей. Ее приходы находятся по всему миру. Поэтому фактически Русская православная церковь сейчас занимает положение, равное Константинополю. И по авторитету она одна из самых влиятельных. Не случайно на довольно часто проходившие в последние годы встречи Константинопольского патриарха с Папой Римским никто не обращал внимания, а встреча Святейшего патриарха Кирилла с ним вызвала огромный ажиотаж.

История

Краткая история русского патриаршества

Патриаршество в Москве было учреждено в 1589 году. Первым патриархом был Иов. В 1721 году оно было упразднено. Последовал так называемый синодальный период в истории Русской православной церкви, когда ею управлял Священный синод. В 1917 году на Всероссийском поместном соборе патриаршество было восстановлено. Патриархом стал митрополит Московский Тихон (Беллавин).

Как менялось название патриаршего титула

Первый патриарх Иов именовался «святейшим Патриархом царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия» и «Патриархом царствующаго града Москвы и всеа Русии».

«Всеа Руссии и всех северных стран Патриарх» — так обычно звучал титул до петровских времен. «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» — так писал свой титул патриарх Никон. На гробнице патриарха Адриана его титул написан так: Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.

Патриарх Тихон носил титул «Московский и всея России». Современная форма «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» была выбрана патриархом Сергием (Страгородским) в 1943 году, но она использовалась и в древности.

Кстати

Кандидат в патриархи должен быть по Уставу церкви архиереем РПЦ не моложе 40 лет, иметь высшее богословское образование и достаточный опыт церковного управления епархией. Сан патриарха является пожизненным.

Иов, Патриарх | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

(ум. 1607), первый патриарх Русской православной церкви.

Постриженный в Старицком монастыре около 1553 г., Иов был поставлен царем Иваном IV в архимандриты в 1569 г. В 1571 г. переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря, затем настоятелем Новоспасского монастыря (1575–1580). Иов был рукоположен во епископа Коломенского в апреле 1581 г., в архиепископа Ростовского в 1586 г., в митрополита Московского в декабре 1586 г. 26 января 1589 г., возведен в сан патриарха всея Руси патриархом Константинопольским Иеремией.

Посвящение Иова в первый патриарх России стало событием общегосударственного значения. Русская Церковь раньше находилась в юрисдикции Константинополя со статусом митрополии, но к XVI веку многие россияне считали Москву последним оплотом истинной веры, «Третьим Римом». Поэтому создание автокефальной церкви считалось необходимым для национального престижа. Во время гражданской войны в России в 1605 году Иов сыграл ведущую роль, объявив Самозванца «Лжедмитрия» еретиком и призвав народ присягнуть на верность царю Борису Годунову и его сыну Федору. Следовательно, когда Дмитрий стал царем в июне 1605 г., Иов был низложен и сослан в Старицкий монастырь. Он умер в 1607 году.

Хотя Иов иногда подвергался критике со стороны современников и историков за поддержку Годуновых, он был известен как смиренный человек безупречных нравов, ученый для своего времени, трудившийся на благо церкви и распространения православия. В 1652 году Иов был причислен к лику святых патриархом Никоном с одобрения царя Алексея Михайловича.

См. также: дмитрий, ложь; федор иванович; Годунов Борис Федорович; Иван IV; столичный; никон, патриарх; православие; патриаршество; Симонов монастырь

Даннинг, Честер. (2001). Первая гражданская война в России. Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета.

Вернадский Георгий. (1969). Московское царство 1547–1682 гг. 2 тома. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

Дебра А. Коултер

Энциклопедия российской истории

Еще с encyclopedia.com

Работа , Национальность/Культура
Произношение
Альтернативные имена
Айюб (исламский)
Появляется в
Родословная
Обзор персонажа
Иов — это название книги еврейской Библии… Дмитрий Лжецарь России , Отрепьев, Григорий
(ок. 1580–1606), русский монах, предположительно ставший лжецарем Дмитрием.
Юрий Богданович Отрепьев, сын пехотного офицера,… Удовлетворенность работой , Удовлетворенность работой – это чувство работника достижения и успеха в работе. Обычно считается, что это напрямую связано с производительностью, а также… Марина Мнишек, Смутное время
Смутное время
За полтора десятилетия до основания династии Романовых в 1613 году Россия пережила то, что было известно накануне… Стивен Пол Джобс , Джобс, Стив 1955–
Стив Джобс
1955–
Главный исполнительный директор Apple Computer, а также главный исполнительный директор и председатель правления Pixar Animation Св. Владимир I, Владимир I (умер в 1015 г.), также называемый Владимиром Великим и Св. Владимиром, был великим князем Киевской Руси примерно с 980 г. до 1015. Его правление представляет…

Об этой статье

Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью

You Might Like
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Работа, Эми Г. 1942-

Работа о проведении

Слезы над работой

Поток работы

Шаг работы

Магазин труда

Распределение работы

Планирование вакансий

Профили вакансии- некоторые специализированные обучение/Опыт

. Работа

. Профили — без специализированного обучения

Профили должностей — повышение квалификации/опыт

Трудоустройство

Мониторинг работы

Комбинация должностей

Лот рабочих мест

Гарантия занятости

Файл работы

Оценка работы

Обогащение работы

Описание работы

Корпус работы

Заявки на работу

Анализ и дизайн работы

Анализ вакансий

Joatham

Job, Patriarch

Jobment

. 1956- (Стивен Х. Джоб)

Жобер, Мишель

Жобет Буркес, Хулио Сезар (1912–1980)

Жобим, Антонио Карлос «Том» (1927–1994)

Безработный 3

, Луи

Джобрани, Маз 1972–

Джобс слезы

Джобсон, Гэри

Джобсон, Мэри (ок. 1840)

Джобсуорт

Йобург

20ocbut 30su

Джослин из Бракелонда

Джоселин Глазго

Джоселин Уэллс

Архиепископ Иларион избран Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей

12 мая 2008 г., 12:00, в Синодальном соборе Знамения иконы Божией Матери Новый Йорка, Высокопреосвященнейший архиепископ Сиднейский, Австралийско-Новозеландский Иларион избран Предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей и будет возведен в сан митрополита.

В соответствии с Актом о каноническом общении, подписанным 17 мая 2007 г., Архиерейский Собор направит Акт Избрания, 9№ 0156, составленный Счетной комиссией Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с прошением избранного Первоиерарха о благословении на принятие обязанностей, возложенных на него братьями-архипастырями, и об утверждении Священным Синодом Московской Патриархии о его избрании.

В воскресенье, 18 мая 2008 г., состоится интронизация Высокопреосвященнейшего митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, избранного Предстоятеля Русской Православной Церкви Заграницей.

Расписание богослужений в связи с Интронизацией нового Первоиерарха:

17 мая, всенощное бдение в 18.00. По окончании вечерней службы новоизбранный Предстоятель выйдет из Царских врат в черном клобуке и простой архиерейской мантии и встанет на амвон лицом к народу. Два старших архиерея принесут митрополиту голубую мантию и белый клобук, который с помощью иподиаконов наденет их. Во время облачения мантии и клобука старший архиерей возглашает «аксиос» («достоин»), что повторяют сначала архиереи и клирики, затем хор. После этого митрополит благословит духовенство и народ.
Голубая мантия и белый клобук сначала освящаются святой водой старшим архиепископом во время чтения первого часа.

18 мая, Божественная литургия в 9:30. После прочтения вступительных молитв и обычного благословения два старших архиерея выведут нового митрополита на помост для облачения и провозгласят «аксиос», который повторят сначала архиереи и клир, а затем хор. Затем новоизбранный Первоиерарх облачается в середину храма, а остальные архиереи облачаются в алтарь. После этого два старших архимандрита или протоиерея вынесут митру и молча вручат ее Предстоятелю Русской Православной Церкви Заграницей. После молебна настоятель вручает Первоиерарху жезл — дар Сиднейской, Австралийско-Новозеландской епархии, освященной на мощах святителя Тихона, Патриарха и исповедника всея Руси, — и возглашает: «Да дарует тебе Пресвятая и Живоначальная Троица, Безбрежное Владычество и Нераздельное Царство, сей великий епископский престол, быть Митрополитом и Предстоятелем Русской Зарубежной Церкви, чрез избрание твоих братьев, архиереев Русской Зарубежной Церкви. .  И ныне, владыка и брат, прими сей пастырский посох, и взоди на престол архиерейского старчества, во имя Господа нашего Иисуса Христа, и умоли Его Пречистую Матерь за все православное христианство и за русский народ в рассеянии вверенных тебе, и спаси их, как воля доброго пастыря, и да дарует тебе Господь Бог здравия, благополучия и многих лет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts