Кабардино балкарии религия: Трансформация религиозных ценностей молодежи Кабардино-Балкарской Республики в условиях глобализации
Содержание
Трансформация религиозных ценностей молодежи Кабардино-Балкарской Республики в условиях глобализации
Абдулагатов З.М. 2011. Религиозное и светское в нравственной идентичности молодежи Северного Кавказа. – Региональные аспекты социальной политики. № 13. С. 134-139.
Абдулагатов З.М. 2017. «Народный» ислам на Северном Кавказе. – Региональные аспекты социальной политики. № 19(19). С. 81-93.
Аккаев В. 2014. Религиозно-политические элиты на Северном Кавказе: факторы формирования, идеологические противоречия и практическое противоборство. – Центральная Азия и Кавказ. Т. 17. Вып. 1. С. 89-102.
Атабиева З.А., Виндижева А.О. 2014. Ценностные ориентиры молодежи Кабардино-Балкарии в процессе модернизации. – Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов (под общ. ред. С.С. Чернова). Вып. 5. Новосибирск: Изд-во ЦРНС. С. 102-112.
Атласкиров А.Р. 2018. Региональная специфика и проблемы развития гражданского общества в современной России (на материалах Кабардино-Балкарской Республики). – Социодинамика. № 3. С. 78-86.
Дзуцев Х.В., Корниенко Н.В. 2017. Общественное мнение населения республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации о религиозных ценностях мусульман: этносоциологический анализ. – Этносоциум и межнациональная культура. № 2(104). С. 80-91.
Иванченко Р.Б. 2016. К вопросу о предупреждении этнорелигиозного экстремизма. – Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. № 1-2. С. 46-49.
Кумыков А.М., Хубиев Б.Б., Атабиева З.А., Виндижева А.О. 2017. Этносоциальные процессы и межконфессиональные отношения на Северном Кавказе. – Теории и проблемы политических исследований. Т. 6. № 6А. С. 122-142.
Кушхабиев А.В., Алхасов М.М., Табаксоев И.А. 2019. К проблеме трансформации религиозных ценностей населения Кабардино-Балкарии в современный период. – Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. № 1. С. 53-66.
Ошроев Р.Г. 2017. Факторы и условия, влияющие на проявления экстремизма в молодежной среде Кабардино-Балкарии. – Вестник Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского Научного центра Российской академии наук. № 3(34). С. 64-73.
Хамдохова Ж.М. 2015. Социально-политические издержки социокультурной трансформации в современной Кабардино-Балкарии. – Научные доклады Центра социально-политических исследований КБНЦ РАН (отв. ред. П.М. Иванов). № 2. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН. 80 с.
Шанибов Ю.М, Кочесоков Р.Х. 2000. Ценностные ориентации студенческой молодежи. – RESPUBLIKA. Альманах социально-политических и правовых исследований. Вып. 1. Майкоп. С. 131-150.
Шогенов М.З. 2009. Экстремизм и нетерпимость в среде молодежи: опыт социально-психологического исследования. – Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. № 3. С. 263-268.
Эмиров Р.М. 2011. Причины популярности политического ислама на Северном Кавказе. – Россия и мусульманский мир. № 9. С. 43-51.
Inglehart R. 1997. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Кабардино‑Балкарская республика. Справка — РИА Новости, 30.08.2011
Кабардино‑Балкарская республика состоит из 10 административно‑территориальных районов, 5 городов районного подчинения и 3 – республиканского. Столица – город Нальчик. Крупные города: Тырныауз, Прохладный, Баксан.
Республика относится к числу самых густонаселенных регионов страны. Плотность населения здесь составляет около 71,7 человек на кв. км.
Численность населения на 1 января 2010 г. – 894 тыс человек, доля городского населения составляет 64,4%.
Кабардино-Балкария – многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей. Из них кабардинцы составляют около 55 %, балкарцы – 11,6 %, русские – 25,1 %, украинцы, осетины, таты, грузины и представители других национальностей – 8,3 %.
Территория республики была заселена кабардинцами и балкарцами в XIII‑XV вв. Кабардинцы, говорящие на языке абхазо‑адыгской группы, традиционно населяли равнину и предгорья. Тюркоязычные балкарцы обжили горы. Эти территории неоднократно подвергались опустошительным набегам ханов Золотой Орды, Тимура (XIV в). В 1557 г. верховный кабардинский князь Темрюк Айдаров попросил покровительства России. В 1561 г. дочь Темрюка Гуащэней (в крещении ‑ Мария) стала женой Ивана Грозного.
Отношения между Кабардой и Россией укрепились. С середины XVI в. кабардинский народ активно участвовал в борьбе Русского государства за выход к Чёрному морю. Представители кабардинской знати занимали видные должности при царском дворе и в войсках. На реках Терек и Сунжа были созданы опорные пункты для обороны Северного Кавказа от крымских и турецких завоевателей, способствовавшие и установлению связей России с Грузией, Арменией и Азербайджаном.
Белградский мирный договор (1739 г.), подписанный после русско‑турецкой войны 1735‑1739 гг., объявил Кабарду нейтральной, а по Кючук‑Кайнарджийскому миру (1774 г.) Турция признала её составной частью России. К 1827 г. завершилось присоединение к России Балкарии. Присоединение имело прогрессивное значение для Кабарды и Балкарии. Они получили защиту от Крымского ханства и турецкой империи.
На территории Кабардино‑Балкарии советская власть была установлена 21 марта 1918 г.
В январе 1921 г. Кабарда и Балкария как административные округа вошли в состав Горской Автономной Советской Социалистической Республики.
В июле 1921 г. съезд Советов Кабарды, поддержанный трудящимися всего округа, просил высшие органы РСФСР о выделении Кабарды из состава Горской Республики в Кабардинскую автономную область.
1 сентября 1921 г. на основании Декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Кабарда впервые была провозглашена полноправным субъектом Российского государства.
16 января 1922 г. постановлением ВЦИК Балкарский округ был выделен из Горской АССР, объединён с Кабардинской АО, в результате образовалась объединенная Кабардино‑Балкарская автономная область.
В 1936 г. автономная область была преобразована в Кабардино‑Балкарскую АССР.
В 1944 г. автономия балкарцев была ликвидирована, а население насильственно выселено. В 1957 г. Кабардино‑Балкарская АССР была восстановлена.
В августе 1991 г. введен пост президента.
После распада СССР в феврале 1992 г. была образована Кабардино‑Балкарская Республика в составе России.
религия, история и различные факты
Небольшая республика не только по меркам России, но и даже относительно Большого Кавказа – Кабардино-Балкария. Религия этой области отличается от общепринятой в стране, но совсем не этим знаменита республика на весь мир. Именно тут расположилась самые высокие горы Европы.
История
Балкария и Кабарда были совершенно отдельно существующими областями до 1922 года. Частью Российской империи Кабарда стала в 1557 году, тогда как Балкария – только в 1827. Официально же эти территории отошли нашему государству в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору.
Кабарда и наша страна всегда находились в дружеских отношениях, особенно же близкими они стали после того, как Иван Грозный взял в жены дочь князя Кабарды – Темрюка Идарова. В 1561 году Гошане стала женой российского правителя, приняв после крещения имя Мария. Ее братья перешли служить к царю, основав род князей Черкасских, которые подарили России множество политиков и известных полководцев.
В 1944 «благодаря» Сталину была произведена депортация балкарцев. В Среднюю Азию 14-ю эшелонами было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были как младенцы, так и древние старики. Их вина была лишь в том, что родились они балкарцами. В дороге погибло 562 человека. В конечной точке пути для людей были разбиты тщательно охраняемые казармы. Целых 13 лет люди жили фактически в лагерях. Уход без разрешения приравнивался к побегу и являлся уголовно наказуемым деянием. История Республики Кабардино-Балкария на этом, казалось, прервалась, поскольку даже в названии позволили остаться лишь кабардинцам. К счастью, в 1957 году балкарцы были реабилитированы и республике вернули прежнее название.
С давних времен на равнинах проживали кабардинцы, тогда как в горах – балкарцы. По сей день ситуация практически не меняется: подавляющее большинство селений в горах принадлежит балкарцам. Однако постепенно горцы спускаются в равнинную часть республики. Кроме этих двух народов, республику населяют еще порядка десяти национальностей, в том числе русские.
Республика
В первую очередь Кабардино-Балкария, религия которой является важной частью культуры, известна благодаря самым высоким горам: на ее территории расположена большая часть всемирно известных пятитысячников.
Рельеф повышается по мере продвижения на юг – северные равнины постепенно повышаются и подводят путника к главному Кавказскому хребту. Именно тут, рядом с Карачаево-Черкесией, возвышается Минги-Тау, известная большинству под именем Эльбрус.
Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины. Остальное же население и вовсе проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Самые крупные ущелья очень различаются и по природным условиям, и по степени освоенности. Так, Баксанское ущелье является известным маршрутом для туристов к Чегету и Эльбрусу. Тогда как Хуламо-Безенгийское и сегодня остается малоосвоенной зоной, доступной лишь походникам и альпинистам. Общими у всех ущелий остаются и по сей день две вещи: потрясающая, невероятная красота и овцы.
Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употреблять свинину, сосредоточена на разведении овец. Даже там, где до самого горизонта не видно человеческого жилья, разгуливают отары. Стоит прогреметь грому, пугающему животных своими гулкими перекатами, в пронзительной тишине раздаются не менее пронзительные вопли овец. Это производит невероятное впечатление – перекличка стихий, панические голоса природы. Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные мало чего боятся и при любых волнениях природы все так же неспешно движутся по дорогам, флегматично работая челюстями.
Высоко в горах, при большом везении, можно увидеть настоящий символ Кавказа – горных туров: ранним утром эти животные пробираются горными тропами к местам пастьбы.
Происхождение Кабардино-Балкарии позволяет предположить большое количество горных аулов, жизнь в которых остается неизменной много веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не позволили вернуться в насиженные места. Именно этим объясняются развалины селений, по которым сегодня гуляет лишь ветер.
Однако существуют еще в республике аутентичные селения. Даже в наши дни тут происходит все так же, как и сотни лет до этого: в центральной части поселения собираются старейшины для обсуждения дел или неспешной беседы. По улочкам бегают дети, женщины пекут хычины, вяжут носки. Самым естественным образом соединяются тут вековые традиции и повседневная жизнь.
Религия
С годами все более религиозной становится Кабардино-Балкария. Религия оказывает положительное действие на все области жизни населения: к примеру, тут нет пьяных или бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельских районах не только вызовет недоумение, но и дождется замечаний от жителей. Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь. При путешествии в Кабардино-Балкарию стоит учитывать эти особенности и не брать с собой излишне обтягивающие наряды или экстремальное мини.
Обычаи
Явное отличие и балкарцев, и кабардинцев от русских – невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются. Усадить хозяйку с собой не получится, поэтому просто поблагодарите ее за гостеприимство.
На Кавказе считается крайне невежливо перебивать собеседника, но перебить человека, старше тебя по возрасту, – просто невозможно.
Чем знаменита республика
Приезжать в республику можно круглый год: тут всегда найдутся развлечения по сезону. Разумеется, зимой на первом месте отдых на горнолыжных курортах и восхождение к вершинам. Впрочем, это не только зимний отдых – снег на Чегете и Эльбрусе есть всегда, нужно просто повыше взобраться.
В теплое время года популярностью в Кабардино-Балкарии пользуются минеральные воды, грязи, климатические курорты, горячие источники и сосновые леса с их целебным воздухом. Кроме того, приезжают сюда и любители пеших походов, конных туров, альпинистских восхождений.
Транспорт
До крупных городов добраться легко, как и до туристических мест. Пусть нечасто, но регулярно автобусы ходят от Нальчика до всех ущелий. На любой из курортов нетрудно добраться и на такси. Однако путешествовать по перевалам возможно только на очень проходимых автомобилях. Легковая машина сможет передвигаться только в Баксанском ущелье.
Поезда могут довезти до Терека, Нальчика, Майского и Прохладного. На основной территории республики прокладка железнодорожных путей недоступна из-за особенностей рельефа.
Кухня
Множество видов сыров, разнообразные продукты из молока, активное употребление овощей – это все Кабардино-Балкария. Ислам – религия, исключающая употребление свинины, поэтому в пищу чаще всего употребляется баранина. Пить жители предпочитают айран – кисломолочный продукт. Вино продается только в туристических местах, несмотря на то что для большинства Кавказ ассоциируется именно с домашним вином.
Сувениры
Множество вязаных вещей может предложить Кабардино-Балкария. Религия (какая? Конечно, ислам) дает возможность употреблять в пищу баранину, но ведь животные эти славятся и своей шерстью, из которой женщины вяжут красивые и теплые вещи.
Очень популярны у туристов изделия из керамики, которые в точности повторяют археологические находки. Чеканка, кольчуги, изделия из бронзы и кожи – вот то, что с удовольствием приобретают путешественники в Приэльбрусье.
ДУМ КБР: мусульмане РФ имеют больше свободы, чем их единоверцы в иных исламских странах — Общество
НАЛЬЧИК, 8 ноября. /ТАСС/. Мусульмане в России имеют большую свободу вероисповедания, чем в иных исламских страны, считает председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Кабардино-Балкарии (КБР) Хазраталий Дзасежев.
Свое мнение он высказал ТАСС в рамках форума молодых мусульманских богословов, который проходит в среду в Нальчике.
«Роль ислама в укреплении Российского государства», так называется наш форум. Эта актуальная на сегодня тема, она востребована, и ее нужно доносить до подрастающего поколения. <…> Подрастающее поколение… не всегда верно оценивает происходящее вокруг себя. Мы хотим донести до них, что на самом деле сегодня в России дано очень много прав верующим, чтобы они могли соблюдать свою религию, призывать к своей вере, воспитывать своих детей в этой религии. Можно сказать, что даже в некоторых мусульманских странах они более ограничены, чем мы в нашей стране», — сказал Дзасежев.
По его словам, на форум собрались представители всех регионов Северного Кавказа. «Наша основная цель — исправить те неровности, которые сейчас существуют в наших республиках, в нашей стране, да и во всем мире, с точки зрения отношения к религии. И принять единое решение, чтобы это потом перенести в свои регионы», — добавил собеседник агентства.
Кроме того, лидер мусульман Кабардино-Балкарии отмечает нехватку преподавателей-богословов. «Мы хотим, чтобы были люди, которые могут донести, что такое истинный, правильный, праведный ислам. 20-25 лет свободы в этом направлении (получении религиозного образования — прим. ТАСС) недостаточно, для того чтобы закрыть вакуум, который был почти век», — считает Дзасежев.
О форуме
8 ноября в Нальчике проходит форум молодых богословов на тему «Роль и место ислама в укреплении Российской государственности». Проект реализуется ДУМ КБР совместно с Координационным центром мусульман Северного Кавказа при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. По словам организаторов, проведение форума обусловлено необходимостью изучения роли и места ислама в укреплении Российской государственности, внутриконфессиональных, межконфессиональных, межнациональных и государственно-религиозных отношений в РФ для раскрытия потенциала исламской религии в мирных целях.
Программа форума предполагает обмен мнениями по обозначенным вопросам более 150 богословов Северного Кавказа.
Ислам по кабардински: прошлое, настоящее, будущее
ПРАГА, 11 мая, Caucasus Times — До последнего времени изучение религии в национальной историографии, в сущности, сводилось к выявлению доисламских традиций и противопоставлению религиозной и национальной составляющих традиционной культуры кабардинцев. Акценты делались на довольно поздней и якобы насильственной исламизации адыгского народа, противостоянии свода законов «адыгэ хабзэ» этому процессу, якобы роковой роли Ислама в адыгской истории, органической «чуждости» этой религии для адыгов в силу их природной невосприимчивости к монотеизму и т. п. В период советского атеизма пропаганда этих «научных выводов» должна была способствовать отходу верующих от религии. Сегодня усилиями ряда представителей местной интеллигенции происходит очередное их реанимирование. Эта тенденция стала приобретать определенную устойчивость, особенно после трагических событий октября 2005 года в Нальчике.
Вероятно, таким способом реализуется желание как бы «откреститься» от Ислама. Однако в нынешней ситуации подобное отчуждение исламского компонента традиционной культуры кабардинцев ведет к отрыву верующих от национальных корней, тем самым прямо подталкивая их к предпочтению арабских или иных традиций.
Местное исламоведение сегодня делает только первые шаги. Но уже сейчас очевидно, что ни одно из этих положений не соответствует историческим особенностям исламизации кабардинцев.
Следует сразу отметить, что принятием Ислама нужно считать не время, когда первый кабардинец стал мусульманином. Как это принято в религиоведении, речь следует вести о принятии Ислама правящей элитой, например, старшим князем Кабарды (вспомним о принятии Христианства князем Владимиром на Руси, Ислама — ханом Узбеком в Золотой Орде и т. п., с последующим распространением этих религий среди подвластного населения).
Исторической науке сегодня неизвестна такая дата, хотя, по мнению исследователей, Ислам стал проникать к адыгам в XIII-XIV вв. из Золотой Орды. Документальные же источники свидетельствуют, что княжеский дом Темрюка Идарова (старшего князя Кабарды) к началу сближения с Россией — в середине ХVI в. уже исповедовал Ислам. Как отмечал в своих записках английский посол в России Дженкинсон, в 1561 году Иван IV отказывал в приеме иностранцам, «будучи занят делами и готовясь вступить в брак с одной знатной черкешенкой магометанской веры», то есть с дочерью Темрюка Идарова — Гуашаней (в крещении — Марией).
Попытки же крещения адыгов, предпринятые христианскими миссионерами во второй половине ХVI в., не имели успеха, хотя политические условия для их христианизации были вполне благоприятными. Напротив, в 1588 г. Мамстрюк Темрюкович и Куденет Камбулатович (племянник Темрюка Идарова) давали московскому царю Федору Иоанновичу «шерть (присягу — А. М.) по своей вере, по мусульманскому закону».
Вызывает возражения и утвердившаяся в адыгской историографии концепция «насильственной исламизации» в результате турецко-крымской экспансии. Документального подтверждения этой версии нет. Среди многочисленных жалоб, направленных со второй половины XVI в. кабардинскими князьями русскому царю о притеснениях крымцев (если судить по материалам «Кабардино-русских отношений»), нет ни одного упоминания о насаждении Ислама. В серии многочисленных набегов, совершенных крымско-турецкими войсками на Кабарду с середины XVI в. до 70-х годов XVIII в., нет ни одного, предпринятого с целью распространения Ислама.
Контакты кабардинцев с Крымским ханством далеко не ограничивались военными столкновениями. Они были связаны родственными узами, торговыми отношениями, институтом аталычества. Насколько правомерно считать, что хан отдавал своего ребенка на воспитание чужеверцу?
В условиях политической раздробленности, приводившей к ожесточенной междоусобице, в Кабарде сложились как прорусская, так и прокрымская ориентации. При этом состав группировок, ориентировавшихся на Крым или Россию, не был постоянен. Крымские войска часто приглашались то одними, то другими кабардинскими князьями для участия в войне со своими противниками. На кого в таких случаях была направлена «насильственная исламизация»?
Адыгский историк и общественный деятель Хан-Гирей, говоря в одном сочинении о принуждении Шах-бази-Гиреем кабардинцев «принять магометанскую религию», в другом писал, что «религия, Магометом основанная, вкоренилась в Черкесской земле не влиянием военного мужества другого народа, но следствием посторонних, косвенных обстоятельств, которых должны мы искать в умственных его качествах».
Что же касается расхожего утверждения о «всего лишь 200-летней истории Ислама у кабардинцев», берущего за точку отсчета учреждение в Кабарде в 1807 г. шариатских судов «мехкеме», то оно неправомерно отождествляет изменение социально-политической роли Ислама в годы Кавказской войны с началом исламизации. Другое дело, что именно в это время Ислам глубоко проникает в общественное сознание, соционормативную систему, семейно-бытовую обрядность, духовную культуру кабардинцев.
Безусловно, исламизацию кабардинцев, как и других народов, не следует понимать как единовременный акт отказа от признания прежних божеств и исполнения языческих обрядов и ритуалов, искоренения доисламских представлений и предрассудков. Это сложный процесс смены духовных ориентиров. При этом многое из прежних, доисламских, представлений подвергалось переосмыслению и адаптации (постепенному выхолащиванию доисламского содержания).
Вписавшись в систему исламских представлений, они переставали осознаваться как языческие. Происходила также сакрализация народных традиций в духе Ислама.
Важно подчеркнуть, что, восприняв наиболее либеральный ханафитский мазхаб, допускающий гибкое приспособление к различной этнокультурной среде и широкое пользование местным обычным правом, кабардинцы подвергли Ислам этнизации. Этот естественный исторический процесс адаптации Ислама к национальному морально-правовому кодексу кабардинцев протекал неоднозначно и растянулся на длительное время. В итоге сложилась своеобразная, локальная форма его функционирования, известная в религиоведении как «бытовой», «народный» Ислам.
Сегодня многие представители национальной интеллигенции, воспитанные советским атеизмом, искусственно отчуждают исламский компонент традиционной культуры кабардинцев. В их представлении быть мусульманином означает быть фанатичным, а значит — не быть кабардинцем.
Действительно, менталитет кабардинцев, воплощенный в морально-правовом кодексе «адыгэ хабзэ», не приемлет крайностей, и фанатизм чужд особенностям их этнической психологии. Но подлинный-то Ислам не предполагает фанатизма. Более того, он не требует слепого следования религиозным предписаниям без соотнесения пользы и вреда, без учета обстоятельств, возможностей и т. п.
Не выдерживает критики и утверждение о якобы «чуждости» Ислама кабардинцам в силу того, что он возник на «чужом географическом пространстве». Такая точка зрения противоречит понятию «мировая религия», отрицает любое взаимовлияние культур. Если следовать этой логике, должно быть отвергнуто все, что возникло не «в наших географических условиях», в том числе европейская одежда, автомобили, компьютеры и т. п. Абсурдность такой постановки вопроса очевидна сама по себе.
Нельзя согласиться и с суждением об «арабизации» культуры кабардинцев в результате их исламизации. Что же делать в таком случае верующему мусульманину, желающему оставаться еще и кабардинцем? Как относиться к нашим дедам и прадедам, исповедовавшим Ислам, известным эфендиям, знатокам и толкователям Корана, деятелям исламского просвещения начала ХХ века? Как относиться, наконец, к легендарному мудрецу, законодателю и судопроизводителю Жабаги Казаноко, который, как известно, в конце жизни совершил хадж в Мекку? Как — к «отошедшим» от национальных традиций?
Нельзя ведь утверждать, что по нормам обычного права жила лишь неверующая часть народа. На каком основании у адыга-мусульманина мы отнимаем этническую принадлежность? Ведь Ислам — не национальная религия одних только арабов, а мировая. Он не предполагает «соблюдение арабских традиций», «исповедание арабской идеологии» и т. д.
При сохранении единой веры религиозные традиции бывают региональными. Культура кабардинцев после принятия ислама не стала, да и не должна была стать, арабской. Речь идет о влиянии именно мусульманской культуры. Даже язык мусульманского богослужения кабардинцы называют не арабским, а «языком Корана».
Таким образом, быть мусульманином — не означает быть арабом, так же как и быть кабардинцем не исключает возможности быть мусульманином. Более того, верующий может быть не меньшим патриотом своего народа, чем неверующий.
Проблему национального и религиозного нельзя сводить к вопросу «что лучше?», противопоставляя тем самым два компонента единой этнической культуры. Естественно, что до принятия Ислама общественная жизнь кабардинцев регулировалась нормами «адыгэ хабзэ». Но эти функции она продолжала выполнять и после приятия Ислама.
Ошибочно было бы утверждать, что «адыгэ хабзэ», возникнув в эпоху язычества, не претерпела никаких изменений, то есть не реагирует на естественные диалектические общественные процессы. Эта морально-правовая система настолько гибко вбирает в себя и адаптирует иные культурные ценности, что последние начинают восприниматься как национальное достояние.
Влияние ислама на этническую культуру кабардинцев происходило в таких сферах, как мир семьи, общественно-политическая жизнь, нравственно-дидактические ценности, национальное самосознание (включающее и идентификацию себя как этнических мусульман), нормы поведения и способы общения, внутренний распорядок жизни верующего, фольклор, язык и т. д. Вопреки бытующему мнению о безграмотности кабардинцев до 1917 года, в конце XIX — начале XX в. именно под влиянием мусульманской культуры сформировались кабардинская национальная интеллектуальная элита, были созданы национальная литература, печать и книгоиздание, система образования (медресе с преподаванием религиозных и светских дисциплин), появился даже новый жанр национального устного музыкально-поэтического творчества — зэчыр.
Влияние Ислама отразилось и на словарном фонде кабардинцев, который содержит довольно много арабизмов, причем не только богослужебного значения.
В силу этих обстоятельств изъятие исламской составляющей из традиционной культуры кабардинцев приведет к нарушению «экологии» национальной культуры, к ее неполноценности, дисфункции всего социокультурного организма. Компенсировать подобную «ампутацию» не в состоянии довольно популярная сегодня в среде национальной интеллигенции идея «возврата к язычеству» как к основе мировоззрения и всей культуры адыгов.
Бесспорно, что язычество составляет огромный пласт адыгской культуры, и его рудименты наблюдаются и по сей день. Однако национальное религиозное сознание кабардинцев далеко и безвозвратно ушло от мифо-эпического образа мира, пройдена «точка невозвращения», и такие призывы не приведут к реальным попыткам реставрации языческих культов.
Беспокоит другое: предлагаемая модель культурной самоорганизации народа на основе языческих представлений, по сути, направлена на примитивизацию не только религиозного, но и всего комплекса этнического сознания кабардинцев. Она не отвечает вызовам времени и внутренним потребностям этноса. Предложение нации заведомо регрессивного пути развития, нереализуемых идей, разрушительных целей свидетельствует, на мой взгляд, о глубоких и достаточно опасных метаморфозах национального мышления.
Позволю себе сделать и другой вывод. Местное исламоведение не должно более находиться на уровне «кустарного производства» и держаться на одной только симпатии исследователя к избранной теме. Необходимо развернуть планомерную исследовательскую работу, наладить целевую подготовку исламоведов, востоковедов, арабистов и заниматься исламской проблематикой всерьез.
Арсен Мукожев, начальник отдела Государственного комитета Кабардино-балкарской республики по делам молодежи и общественных объединений.
www.akm-online.org
Религия Нарткала | Последние новости
Новости из сферы духовного интересные для каждого верующего православного, мусульманина, иудея, буддиста и других конфессий. Сообщения от епархий, приходов, монастырей, соборов, управления мусульман, мечетий и других организация связанных с религией и воспитанием нравственности. Подробнее о религиозных праздниках, религиозных деятелях, их жизни и учении. Так же о проблемах, которые волнуют верующих православных, мусульман и других религий.
В храмах Кабардино-Балкарии совершили Великое освящение воды
19 января православные верующие отмечают Крещение Господне, Богоявление. В этот день вспоминают евангельское событие – крещение Христа в реке Иордан.
21.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Рабочее совещание
Председатель, муфтий ДУМ КБР Дзасежев Хазраталий провел сегодня рабочее совещание с участием и. о. Министра по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей КБР Курашинова Анзора,
20.01.2022 ДУМ КБР
Сотрудники ФКУ СИЗО-№1 приняли присягу
19.01.2022 г. Хаджиев Мурат посетил мероприятие принятия присяги вновь прибывших сотрудников в ФКУ СИЗО-№1 г. Нальчик.
20.01.2022 ДУМ КБР
Священнослужители Нальчикского церковного округа передали в больницы Республики освящённую воду
19 января 2022 года, по благословению архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта,
20. 01.2022 Благочиние Нальчикского округа
На рождественском концерте выступили преподаватели и ученики музыкальной школы
В дни рождественских святок настоятель Евфимиевского храма станицы Екатериноградской иерей Андрей Шафоростов с преподавателями и учащимися воскресной школы собрались на рождественский концерт.
20.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Поздравления Таймураза Ахохова с Рождеством Христовым
Искренне поздравляю всех православных христиан с Рождеством Христовым!
Этот светлый праздник наполнен особым смыслом.
19.01.2022 Городской округ Нальчик
В дни праздника собор посетили христиане из Египта, Сирии и Индии
В праздничных богослужениях в соборе равноапостольной мироносицы Марии Магдалины города Нальчик участвовали студенты-египтяне Кабардино-Балкарского государственного университета им.
17.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Благочинный возглавил престольные торжества в женской Свято-Троицкой обители села Совхозное
15 января 2022 года состоялись престольные торжества в Свято-Троицком Серафимовском женском монастыре села Совхозного Зольского района КБР по случаю дня преставления и второго обретения честных мощей преподобного Серафим
17.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
В Благодарном полиция задержала подозреваемого в краже пожертвования из храма
ЧП произошло в местном православном храме. С заявлением о краже в полицию обратился настоятель прихода.
14.01.2022 Sk-News.Ru
Победителями конкурса президентских грантов стали 17 социальных проектов со Ставрополья
В Москве завершилась первая в этом году независимая экспертиза социальных проектов, претендующих на президентские гранты в 2022 году.
13.01.2022 Sk-News.Ru
Расширенное заседание Совета Улемов КБР
12 января 2022 года в конференц-зале Северо-Кавказского Исламского университета имени Имама Абу Ханифы состоялось расширенное заседание Совета Улемов КБР с участием имамов и преподавателей воскресных школ,
13.01.2022 ДУМ КБР
Росгвардейцы приняли участие в Рождественских богослужениях в Кабардино-Балкарии
Военнослужащие Росгвардии с дислокацией в посёлке Звёздном и члены их семей приняли участие в праздничном Рождественском богослужении, которое состоялось в храме во имя мученика Иоанна Воина на территории воинской части.
13.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Участники детского фольклорного ансамбля побывали на экскурсии в храме
В дни Святок участники детского фольклорного ансамбля «Родничок» Детской школы искусств города Прохладного, КБР пришли в Никольский храм.
13.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Приходской хор дал Рождественский концерт во дворе храма
Вечером в день праздника Рождества Христова приходской хор Покровского храма города Прохладного, КБР исполнил для прихожан, которые собрались в церковном дворе, праздничниые песнопения и колядки.
13.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Священник рассказал воинам о Рождестве Христовом
6 января 2022 года помощник командира в/ч 31681 иерей Евгений Андреев рассказал военнослужащим о смысле праздника Рождества Христова.
09.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Архиепископ Феофилакт совершил богослужения Рождества Христова
Вечером 6 января 2022 года, накануне праздника Рождества Христова, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил праздничное всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе Пятигорска.
08.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Глава КБР Казбек Коков поздравил православных христиан с праздником Рождества Христова
«Сердечно поздравляю православных жителей Кабардино-Балкарии с Рождеством Христовым!
08.01.2022 Государственное телевидение КБР
Верующие юга России отметили второе Рождество за время пандемии
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
07.01.2022 Kavkaz-Uzel.Ru
С Рождеством Христовым!
Руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ Владимир Жириновский, депутаты и сенаторы поздравляют всех православных христиан с Рождеством Христовым
Рождество Христово — праздник, наполняющий теплом наши сердца.
07.01.2022 ЛДПР
Росгвардейцы приняли участие в Рождественских богослужениях в Кабардино-Балкарии
Военнослужащие Росгвардии с дислокацией в п. Звёздном и члены их семей приняли участие в праздничном Рождественском богослужении, которое состоялось в храме во имя мученика Иоанна Воина на территории воинской части.
07.01.2022 Росгвардия
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
07.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Рождественское послание архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта
Рождественское послание архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта духовенству, монашествующим и мирянам Пятигорской и Черкесской епархии
Всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры,
07. 01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Поздравление Главы КБР Кокова К.В. с Рождеством Христовым
Поздравление Главы Кабардино-Балкарской Республики
Кокова Казбека Валерьевича
с Рождеством Христовым
Сердечно поздравляю православных жителей Кабардино-Балкарии с Рождеством Христовым!
07.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Жители Нальчика сочли небезопасным посещение храма во время пандемии
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
07.01.2022 Kavkaz-Uzel.Ru
Духовенство Кабардино-Балкарии посетило заключенных
4 января 2021 года, в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы, духовенство приходов Кабардино-Балкарии посетило исправительные учреждения республики.
06.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Община храма в исправительной колонии отметила престольный праздник
31 декабря 2021 года, в день памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, престольный праздник отметила община храма, действующего в исправительной колонии №3 строгого режима поселка Каменка КБР.
06.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Священник посетил исправительный центр УФСИН по КБР
4 января 2022 года, в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы настоятель Покровского храма города Прохладного иерей Евгений Калинин посетил духовно окормляемый им «Исправительный центр №1» УФСИН по КБР.
06.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
Благочинный передал епархиальные рождественские подарки
По благословению Архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта 30 декабря благочинный Нальчикского округа протоиерей Валентин Бобылев передал епархиальные рождественские подарки для детей военнослужащих и сотруднико
05. 01.2022 Благочиние Нальчикского округа
В Нальчике почтили память протоиерея Иоанна Остапчука
28 декабря 2021 года в Симеоновском храме города Нальчик молитвенно почтили память протоиерея Иоанна Остапчука.
05.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
В Майском молились о упокоении протоиерея Николая Бобылева
2 января 2022 года в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского в храме Святого Архистратига Михаила города Майский,
05.01.2022 Благочиние Нальчикского округа
В Кабардино-Балкарии школьники определятся с религией
В 2012 году в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина, во всех общеобразовательных учреждениях республики вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) войдет в состав учебных предметов основной образовательной программы и станет обязательным для изучения. Курс включает в себя 6 модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
«Целью курса является формирование у учащихся младшего школьного возраста мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений», – рассказали корреспонденту IslamNews в пресс-службе министерства Образования республики.
По словам представителя министерства, обучение предполагает, что из «6 предложенных модулей ученик будет изучать только один по своему выбору, при этом принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия родителей не допускается».
На сегодняшний день для организации введения курса Минобрнауки КБР разработана нормативная правовая база, а также мониторинг готовности общеобразовательных учреждений к введению курса ОРКСЭ. Уже в апреле этого года курс будет введен в 440 четвертых классах, в которых обучается 8399 детей. По предварительной информации, представленной муниципальными органами управления образования, учащимися и их родителями выбраны 4 модуля. В подавляющем большинстве учащиеся выбор падает на модули с акцентом на общечеловеческие ценности: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».
В школьной программе на изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов – всего 34. Учебный процесс рассчитан на 2 четверти: последняя четверть 4 класса – 1 7 уроков, и первая четверть 5 класса – 17 уроков.
«Одной из основных особенностей преподавания данного курса является тесное сотрудничество учителей и родителей. По новому учебному курсу предусмотрены домашние задания, требующие совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем. Это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более продуктивным», – отметили в минобразовании.
Балкарский в России | Джошуа Проект
Расширенный профиль PDF
Введение / История
Жизнь пастуха никогда не была легкой. В древние времена мы читаем о мальчике-пастухе Давиде, который сражался с дикими зверями, чтобы спасти свое стадо. На протяжении столетий исторически-мусульманский балкарский народ проживал в высокогорьях Кавказских гор (юг России) в Кабардино-Балкарии, пася свои стада и домашний скот. Эти средства к существованию передаются от отца к сыну, начиная с очень раннего возраста.Это бесконечная, напряженная работа. Пастухи стремятся к расширению своей собственности, чтобы приспособить к ней увеличивающееся стадо, поскольку состояние человека определяется количеством крупного рогатого скота или овец, которыми он владеет. Молитесь, чтобы Пастырь душ открыл им Себя и чтобы они получили руководство Доброго Пастыря в своей жизни.
Изначально балкарцы жили в домах из глины и дерева. Сегодня их дома построены из кирпича или камня и имеют черепичные или шиферные крыши. Дома обычно двухэтажные, и у большинства есть крыльцо.Молитесь, чтобы они строили свои духовные дома на прочном основании (Мф.7:24-27), которое никогда не подведет.
Где они расположены?
Названия балкарских городов и сел:
1. Тырныауз
2. Терскол
3. Эльбрус
4. Былым
5. Бедык
6. Байдаево
7. Тегенекли
8. Лашкута
9. Верхний Бак 11. Кичмалка
12. Конделен
13. Новая Балкария
14. Яникой
15. Каменка
16. Нижний Чегем
17. Хушто-Сырт
18.Eltybyu
19. Bulungu
20. Bezengi
21. Kara-Su
21. Gerpegezh
22. Gerpegezh
23. Babugent
24. Верхняя Балкария
25. Кашхатау
26. Верхняя Zhemtala
27. Ташлы-Тала
28. Khasanya
29. Белая Речка
Какова их жизнь?
Балкарцы традиционно являются горцами, но нехватка пригодных для использования земель вынуждает многих переселяться в столицу Нальчик и далее в Москву, чтобы получить образование и работу.
Новый Завет переведен на балкарский язык.Балкарскому народу доступны дополнительные евангелизационные инструменты, такие как фильм «Иисус», фильм «Магдалена» и «Балкарская музыка поклонения».
Балкарцы — тюркоязычный народ, этногенез которого остается неясным, — в настоящее время составляют примерно 10 процентов от общего числа 786 200 жителей Кабардино-Балкарской Республики на юге России; Кабардинцы составляют 50 процентов, а русские — около 32 процентов.
Каковы их убеждения?
Среди балкарцев есть небольшая группа верующих.В 1957 году Ибрагим стал первым верующим балкарцем. Он нашел Иисуса, живя на чужбине во время сталинской ссылки. Пройдет еще 32 года, пока еще один балкарец не станет пастырем в 1989 году, а третий станет последователем Иисуса в 1991 году, когда рухнет железный занавес Советского Союза. Небольшая группа христиан борется за развитие христианских практик в культуре, где каждый аспект жизни, от рождения, брака и до смерти, регулируется народно-исламскими и балкарскими традициями. Молитесь, чтобы они распознали свободу Христа в своем поклонении и в своих общественных отношениях.
Несколько подростков молились о принятии Христа в летнем лагере, но не имеют постоянного христианского влияния в своей жизни, поэтому молитесь, чтобы Святой Дух продолжал питать их.
Молитвенные очки
* Писание Молитвы за балкарцев в России.
* Просите Господа послать любящих русских христиан служить Жизнью своим соседям-мусульманам. Матфея 9:36-38
* Молитесь, чтобы Святой Дух смягчил сердца балкарского народа к Евангелию.Осия 10:12
* Просите Бога призвать отряды заступников, которые поднимутся и верно встанут в проломе за балкарцев. Луки 18:1-8
* Молитесь о спасении ключевых балкарских лидеров, которые будут смело провозглашать Евангелие. Деяния 4:13
Может ли Кабардино-Балкария стать Кавказским Косово?
Об этом блоге |
Окно в Евразию освещает текущие события в России и странах бывшего Советского Союза, уделяя особое внимание вопросам этнической принадлежности и религии. Часто освещаемые вопросы не совпадают с теми, о которых пишут на первых полосах газет. Вместо этого статьи из серии Windows сосредоточены на тех вопросах, которые либо мало обсуждались, либо предлагают подход к историям, которые обсуждались. Частые темы включают, среди прочего, гражданские права, радикализм, русский ислам, Русскую православную церковь и события на Северном Кавказе. Автор Пол Гобл — давний специалист по этническим и религиозным вопросам в Евразии. Совсем недавно он был директором по исследованиям и публикациям в Азербайджанской дипломатической академии.Он занимал различные должности в Государственном департаменте США, Центральном разведывательном управлении и Международном радиовещательном бюро, а также в «Голосе Америки» и «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» и в Фонде Карнеги за международный мир. Он часто пишет по этническим и религиозным вопросам и отредактировал пять томов об этничности и религии на постсоветском пространстве. |
По словам лидеров балкарского меньшинства из этой республики и академических специалистов по региону.
Депутат Госдумы, член Российской академии наук Михаил Залиханов заявил в пятницу на круглом столе в Москве, что межэтническая напряженность в Северо-Кавказской республике нарастает с 2005 года, когда местный парламент лишил балкарцев статуса «подданных». формирование «нации».
Ученый добавил, что Каноков также был активным сторонником «Великой Черкесии», проекта, который должен был воссоединить все черкесские народы в единую республику на Северном Кавказе и в конечном итоге добиваться ее независимости, и проекта, который Залиханов несколько нелепо назвал « пантюркистское образование.(Его формулировка странна, потому что, хотя балкарцы являются тюркоязычной группой, черкесы, одной из ветвей которых являются кабарды, таковыми не являются.)
Но действия Канокова не ограничились этой идеологической сферой. Исмаил Санчиев, председатель Совета старейшин балкарского народа, заявил на московской сессии, что Каноков добивался создания «моноэтнической» республики путем конфискации земель и, таким образом, изменения баланса сил там.
Согласно конституции Кабардино-Балкарии, республиканские законы имеют приоритет над федеральными, а парламент наложил 40-летний мораторий на приватизацию земли, чтобы такие действия не обостряли межэтнические чувства или не выводили территории из состава этнической общности, указанной общиной занимал в прошлом.
Однако Каноков пошел вслед за Москвой, которая настаивает на верховенстве федеральных законов и игнорирует конституцию своей республики, и грубо нарушил это ограничение, приватизировав огромное количество земли, тем самым фактически конфисковав ее у населения в целом и у балкарцев и этнические русские меньшинства, в частности.
Одной из причин, по которой Каноков смог это сделать, по словам Санчиева, является то, что он заполнил парламент республики своими родственниками: 43 из 70 депутатов являются родственниками президента или его личными друзьями.А в балкарских регионах нет людей власти, не подпадающих под эту категорию.
Раньше, по словам балкарского лидера, между кабардинцами и балкарцами не было напряжённости, а теперь они «искусственно» существуют в результате действий Канокова. Помимо захвата земель и запугивания, к таким действиям относятся усилия президента республики и нападения с целью предъявления обвинений в экстремизме его балкарским оппонентам.
Как и Залиханов, Санчиев также обвинил Канокова в «сепаратистских тенденциях» и поддержке Великой Черкесии.А так же, как и депутат Госдумы, заявил, что на Северном Кавказе возрастает риск столкновений между черкесской (адыго-абхазской) и тюркской (в том числе балкарской) группами народов.
По крайней мере три аспекта этой встречи заслуживают пристального внимания. Во-первых, усилия Москвы по созданию общего правового пространства по всей стране создают серьезные проблемы в таких местах, как Кабардино-Балкария, где земля, власть и этнический статус так тесно переплетены и где неосторожные попытки разрубить этот узел могут привести к насилию.
Во-вторых, растущая активность черкесов в последние месяцы быстро вызывает реакцию среди проживающих среди них групп, таких как балкарцы, потому что они чувствуют реальную угрозу и потому что они явно верят, что могут обрести союзников в Москве против местных лидеров, которые могут склонны поддерживать черкесское национальное дело.
И в-третьих &mdash и далеко и самое важное&mdash в той мере, в которой балкарцы правы в том, что на Северном Кавказе развивается раскол между тюркоязычными и кавказоязычными группами (среди которых выделяются черкесы), что действительно может предвещать Северокавказское Косово, возможно, даже более жестокое, чем исходное балканское.
религия, история и интересные факты
Небольшая республика не только по меркам России, но даже по меркам Большого Кавказа — Кабардино-Балкарии. Религия этого региона отличается от общепринятой в стране, но вовсе не это знаменитая на весь мир республика. Именно здесь находятся самые высокие горы Европы.
История
Балкария и Кабарда были полностью отдельными существовавшими областями до 1922 года. В состав Российской империи Кабарда вошла в 1557 году, тогда как Балкария — только в 1827 году.Официально эти территории были переданы нашему государству в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору.
Кабарду и нашу страну всегда связывали недружественные отношения, особенно они стали близкими после того, как Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя — Темрюке Идарове. В 1561 году Гошана стала женой русского правителя, приняв после крещения имя Мария. Ее братья пошли служить царю, основав род черкасских князей, давших России немало политиков и известных полководцев.
В 1944 году «благодаря» Сталину была произведена депортация балкарцев. В Среднюю Азию 14-м эшелоном было отправлено более 37 тысяч человек, среди них были младенцы и древние старики. Их вина только в том, что они родились балкарцами. В дороге погибли 562 человека. В конечном пункте пути для людей были разбиты тщательно охраняемые казармы. Целых 13 лет люди фактически жили в лагерях. Уход без разрешения приравнивался к побегу и являлся уголовным преступлением.История Кабардино-Балкарской республики на этом как бы прервалась, ведь даже в названии разрешалось оставаться только кабардинцам. К счастью, в 1957 году балкарцев реабилитировали и республике вернули прежнее название.
Издавна на равнинах жили кабардинцы, а в горах — балкарцы. По сей день ситуация практически не изменилась: подавляющее большинство сел в горах принадлежит балкарцам. Постепенно горцы спускаются на равнинную часть республики.Кроме этих двух народов, в республике проживает еще около десяти национальностей, в том числе и русские.
Республика
В первую очередь Кабардино-Балкария, религия которой является важной частью культуры, известна благодаря высочайшим горам: на ее территории находится большая часть всемирно известных пятитысячников.
Рельеф повышается по мере продвижения на юг — Северные равнины постепенно увеличиваются и выводят путника к главному Кавказскому хребту. Именно здесь рядом с Карачаево-Черкесией высится Минги-Тау, известный большинству как Эльбрус.
Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики всего 8 городов, сохранивших верность заветам древности. Остальное население проживает в деревнях и деревнях, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Крупнейшие ущелья очень разнообразны как по природным условиям, так и по уровню развития. Итак, Баксанское ущелье – известный маршрут туристов на Чегет и Эльбрус. А Хуламо-Безенгийское остается сегодня малоосвоенной зоной, доступной только для пешеходов и альпинистов. Общими для всех ущелий остаются и по сей день две вещи: потрясающая, невероятной красоты и овцы.
Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употребление свинины, занимается разведением овец. Даже там, где до самого горизонта нет видимого человеческого жилья, гуляют стаи. Стоит пролить гром, пугая зверей своими рокочущими перекатами, в пронзительной тишине слышны не менее пронзительные крики овец.Это производит невероятное впечатление — перекличка стихии, панические голоса природы. Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные ничего не боятся и при любом волнении природы по-прежнему медленно передвигаются по дорогам, флегматично работая челюстями.
Высоко в горах, если повезет, можно увидеть настоящий символ Кавказа — горные туры: ранним утром эти животные пробираются горными тропами к местам пастбищ.
Происхождение Кабардино-Балкарии позволяет предположить большое количество горных селений, жизнь в которых остается неизменной на протяжении многих веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не разрешили вернуться в свои дома. Этим и объясняются развалины деревень, по которым сегодня гуляет только ветер.
Тем не менее, есть еще аутентичные деревни. Здесь и сейчас все происходит так же, как и сотни лет назад: в центральной части поселения собираются старейшины, чтобы обсудить дела или неторопливую беседу.Дети бегают по улицам, женщины пекут бедра, вяжут носки. Наиболее естественным образом здесь складываются многовековые традиции и быт.
Религия
В разные годы религиозная Кабардино-Балкария. Религия положительно влияет на все сферы жизни населения: например, здесь нет ни пьяных, ни бомжей. Курящая женщина в сельской местности не только вызовет недоумение, но и получит замечания жителей. Длинные юбки и шарфы носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, но откровенной одежды на местных здесь не увидишь. Отправляясь в Кабардино-Балкарию, стоит учитывать эти особенности и не брать слишком обтягивающие наряды или экстремальное мини.
Таможня
Очевидное отличие балкарцев и кабардинцев от русских — невероятное гостеприимство. Они умеют приглашать гостей, с которыми едва успели познакомиться. По традиции ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами.Они наблюдают со стороны, выжидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, зато в деревнях ее твердо придерживаются. Усадить хозяйку с ним не получится, так что просто поблагодарите ее за гостеприимство.
На Кавказе считается крайне невежливым перебивать собеседника, но убить человека старше вас по возрасту просто невозможно.
Чем славится Республика?
В республику можно приезжать круглый год: всегда найдутся развлечения по сезону. Конечно, зимой на первом месте отдых на горнолыжных курортах и восхождения на вершины. Впрочем, это не только зимний отдых — на Чегете и Эльбрусе всегда лежит снег, нужно только подняться повыше.
В теплое время года Кабардино-Балкария наслаждается минеральными водами, грязями, климатическими курортами, горячими источниками и сосновыми борами с их целебным воздухом. Кроме того, сюда приезжают и любители пеших прогулок, конных туров, скалолазания.
Транспорт
В большие города, как и прежде, легко добраться.туристические места. Пусть нечасто, но регулярно автобусы ходят из Нальчика во все ущелья. В любой из курортов не составит труда добраться на такси. Однако проезд по перевалам возможен только на очень проходимых автомобилях. Легковой автомобиль сможет двигаться только в Баксанском ущелье.
Поезда ходят до Терека, Нальчика, Майского и Прохладного. На основной территории республики прокладка железнодорожных путей невозможна из-за особенностей рельефа.
Кухня
Разнообразие видов сыров, разнообразие продуктов из молока, активное потребление овощей – это все Кабардино-Балкария. Ислам – религия, исключающая употребление свинины, поэтому чаще всего используют баранину. Люди предпочитают пить айран – кисломолочный продукт. Вино продается только в туристических местах, несмотря на то, что для большинства Кавказ ассоциируется с домашним вином.
Сувениры
Много вязаных вещей может предложить Кабардино-Балкария. Религия (которой, конечно же, ислам) позволяет есть баранину, но славятся эти животные своей шерстью, из которой женщины вяжут красивые и теплые вещи.
Большой популярностью у туристов пользуются изделия из керамики, которые в точности повторяют археологические находки. Чеканка, кольчуга, изделия из бронзы и кожи – вещи, которые с удовольствием приобретают путешественники в Приэльбрусье.
Свидетелей Иеговы судят за «экстремизм» в Кабардино-Балкарии
Свидетели Иеговы в Прохладном (Кавказский узел)
Свидетель Иеговы из кабардино-балкарского города Майский находится под следствием в Прохладненском районном суде по обвинению в «возбуждении религиозной ненависти» и «призыве к экстремистской деятельности». Юрию Залипаеву грозит до пяти лет лишения свободы, если его признают виновным.
В понедельник сотрудник прокуратуры Кабардино-Балкарии дал показания в защиту Залипаева, заявив, что городские Свидетели Иеговы не распространяли «экстремистские материалы».
54-летний Залипаев находится под судом с 17 июля. По версии обвинения, Залипаев «нелестно отзывался» о мусульманах и православных во время проповеди, призывал единоверцев к физическому нападению на них и распространял «запрещенную религиозную литературу».
В апреле 2017 года Свидетели Иеговы были объявлены экстремистской организацией и запрещены в России.
Кавказский Узел со ссылкой на адвоката Залипаева Антона Омельченко заявил, что его клиент настаивает на своей невиновности и на том, что дело против него сфабриковано.
Омельченко заявил, что обвинения основаны на показаниях двух свидетелей, которым неоднократно звонили с инструкциями от сотрудника Федеральной службы безопасности (ФСБ). Залипаев вместе с около 30 допрошенными в ходе следствия Свидетелями Иеговы опроверг показания свидетелей.
Судебный процесс отложен до 7 сентября.
По делу, аналогичному делу Залипаева, в мае 2017 года было возбуждено уголовное дело в отношении 70-летнего Аркадия Акопяна, бывшего председателя организации «Свидетели Иеговы» в городе Прохладном Кабардино-Балкарии. но не с экстремизмом; его суд продолжается.
«Экстремистские организации»
В апреле 2017 года Верховный суд России запретил деятельность Свидетелей Иеговы в России, признав Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и его местные отделения экстремистскими организациями.Их имущество было конфисковано, после чего последовали массовые аресты.
Хьюман Райтс Вотч назвала это решение посягательством на свободу вероисповедания и признала меры необоснованными. Более 150 российских активистов выступили против этого решения в открытом письме, инициированном аналитическим центром «Сова», в котором они призвали к немедленному освобождению арестованных Свидетелей Иеговы и отмене решения Верховного суда.
28 мая 2018 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) приступил к рассмотрению жалобы российских Свидетелей Иеговы на запрет их деятельности и конфискацию имущества.ЕСПЧ запросил у российских властей разъяснения в свете Европейской конвенции о правах человека, которая гарантирует свободу вероисповедания.
Традиция преследования
Свидетели Иеговы имеют долгую историю преследований в Кабардино-Балкарии. В 2011 году было два вооруженных нападения на молитвенный дом в городе Нарткала, который тогда был закрыт. Мусульмане Кабардино-Балкарии часто протестовали против материалов, распространяемых местными Свидетелями Иеговы на русском, балкарском и черкесском языках.
В марте 2016 г. сотрудники ФСБ и местной милиции провели обыск в помещении организации «Свидетели Иеговы» в г. Прохладный и изъяли так называемую «экстремистскую литературу»
В 2017 году организации Свидетелей Иеговы в Прохладном и Майском были оштрафованы на 100 000 рублей (1 500 долларов США) и 200 000 рублей (3 000 долларов США) соответственно за распространение «экстремистских материалов».
В феврале 2018 года прокуратура Прохладного обратилась в городской суд с ходатайством об ограничении доступа к четырем сайтам Свидетелей Иеговы.
Заместитель начальника духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Алим-Хаджи Сижажев сообщил OC Media , что литература Свидетелей Иеговы содержит «ряд натянутых толкований и неточностей в терминологии, бросающих тень на другие конфессии».
Сижажев сказал, что Свидетели Иеговы хотели «привлечь как можно больше сторонников» и что «тексты Свидетелей Иеговы рассчитаны на тех, кто не понимает религию и кем легко манипулировать».
Один Свидетель Иеговы в Нальчике, который не пожелал назвать свое имя, сказал OC Media , что не понимает, «в каком экстремизме можно обвинять Свидетелей Иеговы, если они проповедуют любовь к Богу и поощряют желание делать добро». Не исключаю, что среди нас есть неадекватные люди, но нельзя всех Свидетелей Иеговы окрестить экстремистами из-за глупого поведения или высказываний одного-двух человек»,
По состоянию на 30 марта 2017 года в Кабардино-Балкарии действовали пять организаций Свидетелей Иеговы, общее количество последователей неизвестно.
Балкарцы До середины 18 в. балкарцы были скотоводами, исповедовавшими анимистическую религию, когда крымские татары и ногайцы внедрили среди них ислам.Из-за этнической напряженности балкарцы постепенно мигрировали на более высокие высоты в горы. В годы восстания Шамиля в Дагестане (1834-58) обращение в ислам ускорилось. В 1921 году Балкарский район был образован под советской властью. В 1922 году она вошла в состав Кабардино-Балкарской автономной области, которая в 1936 году стала автономной республикой. В 1943/44 году многие балкарцы были депортированы и рассеяны по Казахстану и Средней Азии по обвинению в сотрудничестве с немцами. Это вызвало резкое сокращение численности населения. Какое-то время балкарцы даже не признавались отдельным народом. В 1957 году — после Сталина — разрешили вернуться.Несколько балкарцев все еще разбросаны по Средней Азии, но большинство сейчас проживает в Кабардино-Балкарской автономной республике. Кабарды В начале 16 века кабарды вступили в контакт с османами через Крымское ханство и к началу 1800-х годов обратились в ислам суннитского толка. В 1739 году по Белградскому договору Кабарда стала нейтральным государством, буферной зоной между османами и Россией. В 1774 году Кабарда стала территорией России по Кючук-Кайнарджийскому договору. В середине 19 в., когда восстание Шамиля против России охватило весь Кавказ, кабардинцы сохраняли нейтралитет. Но все же после установления русскими жесткого контроля над регионом в 1860-х гг. произошел массовый исход кабардинцев в Турцию. Ранний советский период принес много изменений в жизнь кабардинцев и других черкесских народов, так как регион стал сильно промышленно развитым, а также из-за большевистских кампаний против ислама. Источник: Норвежский институт международных отношений [NUPI] — Центр российских исследований. Вернуться на главную страницу Кавказа |
Кабардино-Балкария: религия, история и интересные факты
Небольшая республика не только по меркам России, но даже относительно Большого Кавказа — Кабардино-Балкария.Религия этого региона отличается от общепринятой в стране, но республика совсем не известна на весь мир. Здесь находятся самые высокие горы Европы.
История
Балкария и Кабарда были совершенно отдельными существовавшими областями до 1922 года. Кабарда вошла в состав Российской империи в 1557 году, а Балкария не входила в ее состав до 1827 года. Официально эти территории отошли к нашему государству в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору .
Кабарда и наша страна всегда были в дружеских отношениях, а особенно сблизились они после того, как Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова. В 1561 году Гошане стала женой русского правителя, приняв после крещения имя Мария. Ее братья пошли служить царю, основав род черкасских князей, давших России многих политиков и известных полководцев.
В 1944 году «благодаря» Сталину был депортирован к балкарцам. В Среднюю Азию 14-й эшелон отправил более 37 тысяч человек, среди которых были как младенцы, так и старики.Единственная их вина заключалась в том, что они родились балкарцами. В пути погибло 562 человека. В конечной точке за людьми стояли тщательно охраняемые казармы. 13 лет люди фактически жили в лагерях. Самовольный выезд приравнивался к побегу и являлся уголовным преступлением. История Кабардино-Балкарской республики как бы прервалась на этом, так как даже кабардинцам разрешили остаться в названии. К счастью, в 1957 году балкарцев удалось реабилитировать и республике было возвращено прежнее название.
Долгое время кабардинцы жили на равнинах, а балкарцы жили в горах. По сей день ситуация почти не меняется: подавляющее большинство сел в горах принадлежит балкарцам. Однако горцы постепенно спускаются в равнинную часть республики. Кроме этих двух народов, в республике проживает около десяти национальностей, в том числе и русские.
Республика
В первую очередь Кабардино-Балкария, религия которой составляет важную часть культуры, известна своими высочайшими горами: на ее территории находится большая часть всемирно известных пятитысячников.
Рельеф поднимается по мере продвижения на юг — северные равнины постепенно поднимаются и подводят путника к главному Кавказскому хребту. Именно здесь, недалеко от Карачаево-Черкесии, возвышается Минги-Тау, известный большинству под названием Эльбрус.
Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики всего 8 городов, сохранивших верность заветам древности.Остальное население проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Крупнейшие ущелья сильно различаются по природным условиям и степени освоения. Итак, Баксанское ущелье – известный маршрут для туристов на Чегет и Эльбрус. Тогда как Хуламо-Безенги и сегодня остается малоосвоенной зоной, доступной только для туристов и альпинистов. Общими для всех ущелий остаются и по сей день две вещи: удивительная, невероятной красоты и овцы.
Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употребление свинины, ориентируется на разведение овец.Даже в тех местах, где до горизонта не видно человеческого жилья, гуляют стаи. Стоит греметь гром, пугающий зверей своими гулкими отмелями, в пронзительной тишине раздаются не менее пронзительные крики овец. Это производит невероятное впечатление — перекличка стихии, панические голоса природы. Чуть менее популярны в стране коровы. Эти животные мало чего боятся и в случае каких-либо волнений природы все равно медленно передвигаются по дорогам, флегматично работая челюстями.
Высоко в горах, если повезет, можно увидеть настоящий символ Кавказа — горные туры: рано утром эти животные пробираются по горным тропам к местам пастбищ.
Происхождение Кабардино-Балкарии предполагает наличие большого количества горных селений, жизнь в которых остается неизменной на протяжении многих веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не разрешили вернуться в свои дома. Этим и объясняются развалины деревень, по которым сегодня гуляет только ветер.
Однако аутентичные села в республике остались. Даже сегодня здесь все происходит так же, как и сотни лет назад: в центральной части поселения собираются старейшины для обсуждения дел или неторопливой беседы. Дети бегают по улицам, женщины пекут хыкыны, вяжут носки. Здесь самым естественным образом сочетаются вековые традиции и повседневная жизнь.
Религия
С годами Кабардино-Балкария становится все более религиозной.Религия положительно влияет на все сферы жизни населения: например, здесь нет ни пьяных, ни бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельской местности будет не только недоумевать, но и ждать комментариев от жителей. Большинство женщин носят длинные юбки и шарфы. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, впрочем, откровенной одежды на местных не увидишь. При поездке в Кабардино-Балкарию следует учитывать эти особенности и не брать с собой слишком обтягивающие наряды или экстремальное мини.
Таможня
Явное отличие балкарцев и кабардинцев от русских – невероятное гостеприимство. Они способны пригласить того, с кем едва успели встретиться. По традиции ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, выжидая момент, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, зато в деревнях ее твердо придерживаются. Хозяйку свести с собой невозможно, так что просто поблагодарите ее за гостеприимство.
На Кавказе считается крайне грубым перебивать собеседника, но убить человека старше вас по возрасту просто невозможно.
Чем знаменита республика
В республику можно приезжать круглый год: всегда найдутся развлечения по сезону. Конечно, зимой на первом месте отдых на горнолыжных курортах и восхождения на высоты. Впрочем, это не только зимний отдых — на Чегете и Эльбрусе всегда есть снег, нужно только подняться повыше.
В теплое время года в Кабардино-Балкарии популярны минеральные воды, грязи, климатические курорты, горячие источники и сосновые леса с их целебным воздухом. Кроме того, сюда приезжают и любители пеших прогулок, верховой езды, альпинистских восхождений.
Транспорт
Легко добраться до крупных городов, а также до туристических мест. Хоть и редкие, но регулярные автобусы ходят из Нальчика во все ущелья. Вы можете легко добраться до любого из курортов на такси. Однако проезд по перевалам возможен только на очень проходимых автомобилях.Автомобиль может двигаться только в Баксанском ущелье.
Поездами
можно доехать до Терека, Нальчика, Майского и Прохладного. На основной территории республики прокладка железнодорожных путей труднодоступна из-за особенностей рельефа.
Кухня
Много видов сыров, разнообразие молочных продуктов, активное употребление овощей – все это Кабардино-Балкария. Ислам — религия, которая исключает употребление свинины, поэтому баранина является наиболее часто употребляемой пищей. Жители предпочитают пить айран – кисломолочный продукт.Вино продается только в туристических местах, несмотря на то, что у большинства людей Кавказ ассоциируется с домашним вином.
Сувениры
Много вязаных вещей может предложить Кабардино-Балкария. Религия (какая? конечно, ислам) дает возможность есть баранину, но славятся эти животные и своей шерстью, из которой женщины вяжут красивые и теплые вещи.
Большой популярностью у туристов пользуются
Керамика, точно такие же археологические находки. Чеканка, кольчуги, изделия из бронзы и кожи – вот что с удовольствием приобретают путешественники в Приэльбрусье.
Ислам играет «большую роль» в жизни 62 % жителей Северного Кавказа
Medium-Orient провел опросы общественного мнения в столицах пяти северокавказских республик, включая Черкесск (Карачаево-Черкесия), Нальчик (Кабардино-Балкария), Грозный (Чечня), Назрань (Ингушетия) и Махачкала (Дагестан). В ходе нашего исследования, которое проводилось на протяжении 2010 года, было опрошено 2000 человек (по 400 в каждом городе).
Сочетание данных опросов и аналитических материалов ведущих специалистов по Северному Кавказу создает многомерную картину происходящего в регионе и позволяет лучше понять тенденции будущего развития Северного Кавказа.
В ходе нашего исследования мы задавали вопросы, касающиеся уровня религиозности мусульманского населения различных северокавказских республик, их отношения к другим религиям и ваххабизму, а также отношения к военным действиям США в Ираке и Афганистане. Полученные данные рисуют интересную и несколько противоречивую картину роли ислама на Северном Кавказе, свидетельствуя как о значительном влиянии религии на население (см. табл. 1), так и о существенных различиях в отношении разных республик к исламским ценностям.
62% респондентов заявили, что религия играет «большую роль» в их жизни. В этом отношении самые высокие проценты были в Чечне и Ингушетии – 81% и 68% соответственно, а самые низкие – в Кабардино-Балкарии (42%).
Нарушение прав мусульман
Группы джихадистов работают над созданием параллельной системы правления в республиках Северного Кавказа, и делают это с растущей уверенностью.Обещая «чистый ислам» и освобождение всего Северного Кавказа от «неверных», они оказывают все более заметное влияние на сознание северокавказских республик. Опросы общественного мнения показывают, что значительная часть населения недовольна уважением прав мусульман в своих республиках. Если в целом по Северному Кавказу доля тех, кто считает, что права мусульман не соблюдаются, составляет 24%, то среди респондентов в Нальчике (36%) и Черкесске (32%) она выше.Следует отметить, что в республиках Западного Кавказа количество недовольных граждан значительно выше, чем на Восточном Кавказе. Так, в Дагестане доля респондентов, заявивших, что права мусульман «не соблюдаются» или «скорее не соблюдаются», составила 17%, а в соседней Чечне — 19%.
Интересно, что отношение к ваххабизму в западной части Северного Кавказа было гораздо более позитивным, чем в восточной части. Возможно, это связано с более значительными предполагаемыми нарушениями свободы вероисповедания мусульман в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, о которых упоминалось ранее.
Доля заявивших о своем «положительном» или «скорее положительном» отношении к ваххабизму составила 39% в Нальчике и 42% в Черкесске. Между тем, в Грозном их было всего 9%, а в Махачкале ни один респондент не сказал, что положительно относится к ваххабизму. (см. табл. 3)
Столь низкий процент лиц, признающих положительное отношение к ваххабизму в восточной части Северного Кавказа, можно объяснить личным негативным опытом общения с ваххабитами и определенной мерой самоцензуры и боязнь сказать правду во время интервью.В любом случае очевидно, что идеи ваххабизма имеют сильную базу последователей в регионе. Более того, наши исследования показывают, что социальная база для распространения ваххабитских идей в последнее время значительно расширилась в западно-кавказских республиках, где уровень исламского влияния традиционно намного ниже, чем в исторически более мусульманских республиках Дагестан или Чечня.
Отношение мусульман к христианству
Очень интересны ответы наших респондентов на вопрос об отношении к другим религиям на Северном Кавказе.Именно здесь мы наблюдаем наиболее выраженные различия между уровнями толерантности к представителям других конфессий. Например, 82% опрошенных в Дагестане положительно относятся к христианству. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии их было значительно меньше (48% и 46% соответственно), а в Чечне еще меньше (7%). Число респондентов, заявивших об отрицательном отношении к христианству, в Чечне (44%) значительно выше, чем в других республиках.В целом 39% респондентов заявили, что относятся к христианству положительно, что значительно превышает число тех, кто относится к нему отрицательно (14%). (См. Таблицу 4)
.