Почему святая вода не тухнет: о символах православной веры рассказал настоятель Никольского собора Казани
Содержание
о символах православной веры рассказал настоятель Никольского собора Казани
Почему не портится святая вода, почему миром мажут всего раз в жизни: о символах православной веры рассказал настоятель Никольского собора Казани
Почему святая вода не портится? Что такое миро и елей, как используют ладан и почему православные носят на груди крест? На эти и другие вопросы о зримых символах веры ИА «Татар-информ» ответил настоятель Никольского собора Казани протоиерей Иоанн.
Святая вода, или агиасма, – это великая святыня. Но для чего именно она предназначена и как правильно ее использовать, не знают даже многие верующие. Нередко можно увидеть, как у святых источников стоят очереди желающих набрать святой воды, и как можно больше. На самом деле одному человеку может хватить всего одного-двух литров агиасмы на целый год, рассказывает отец Иоанн.
«В православии ничего для красивости нет. Свечи мы не ставим для того, чтобы осветить интерьер или тот или иной храм. Также и предназначение святой воды. Вообще вода сама по себе имеет очистительный характер. Вспомните об Иоанне Крестителе, который крестил народ в Иордане. Господь установил святое крещение, окрестившись в реке Иордан. “Я крещу вас в воде в покаяние, но грядет сильнейший меня, который вас будет крестить духом святым”. И вот Господь кладет начало таинству святого крещения, которое воспринимается нами как духовное рождение», – рассказывает настоятель собора.
Господь не только придал воде очистительные свойства, но и сделал ее зримым символом веры, отмечает протоиерей.
«Святая вода воспринимается нами как некая святыня, которая ни в коем случае не обожествляется, а служит сопутствующей нашему религиозному бытию, которое воспринимается нами в знак помощи наших душевных и телесных недугов», – объясняет священнослужитель.
Великий чин освящения воды совершается дважды в год: в крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня. Есть и малое освящение, которое священники могу совершить в любой день.
«Я всем рекомендую в праздник Крещения взять кропильницу либо сушеную икебану и пройти по дому и окропить его с молитвой», – советует отец Иоанн.
Почему святая вода не портится?
Говорят, что агиасма не портится, потому что батюшка окунает в нее массивный серебряный крест.
«Ну что за глупости? Мой папа священник, в наш храм приходило до 600 человек, и все видели деревянный чан и медный крест, и вода не портилась. Ибо нечеловеческое дело происходит», – делится настоятель.
Отец Иоанн вспоминает, что как-то к нему обратился мужчина. Он рассказал, что сам он иудей, а его жена христианка, которая редко ходит в церковь. Супруги набрали святой воды в храме, но через два месяца она зацвела.
«Я говорю: “Вот ты знаешь, Бог поругаем не бывает, Божья благодать, его энергия освящает воду, и те, кто с верой ее набирают, у того она не портится», – рассказывает протоиерей.
Также если в Крещение набрать воды из-под крана с верой, она будет считаться святой и простоит у вас долгое время.
«Вот вам случай – бабулечка пришла в день Крещения за святой водой, но опоздала на службу, и вода уже вся закончилась. Она сказала: “Господи, не успела набрать водички, по своей старости на службе-то не была, а вот кран тут с водой – наберу, сегодня вся вода святая”. И такая вода действительно будет святой. Либо кто другой без веры наберет в церкви воды, которую священник освятил, – зацветет. Все легко и просто. Понимаете, как? Вера движет нами», – объясняет отец Иоанн.
Когда пить святую воду?
«Святую воду нужно пить натощак и с чувством благоволения, особенно в пост. Я встал сегодня утром, помолился, налил крещенской водички, перекрестился и сделал два-три глотка, могу просто туда покрошить высохший артос, освященный хлеб. Можно пить и не натощак, если стало плохо: когда появляется уныние, чувство одиночества, когда кто-то на вас наговорил чего-нибудь плохого», – советует отец Иоанн.
Писаных правил, когда нужно пить агиасму, не существует. Как говорит протоиерей, это должно происходить по зову сердца.
Сколько нужно агиасмы?
Отец Иоанн отмечает, что святую воду не надо набирать литрами, как это можно увидеть, например, в Раифском монастыре – люди приезжают с огромными флягами и увозят воду на тележках.
«Я бы задал вопрос: “Для чего так много?” Мы не омываемся святой водой! Да, мы можем ею немного окропиться, но для этого нужно всего несколько капель. Ну а ведрами набирать с какой целью? Мне одной бутыли агиасмы хватает на целый год», – рассказывает отец Иоанн.
Также из святой воды нельзя готовить еду. Ей можно окропить участок или новую вещь.
«Пусть святая вода находится в каждом доме, но хранить ее нужно на почетном, возвышенном месте – относитесь к ней с уважением. И ни в коем случае не пейте агиасму из горлышка – это даже по меркам этикета не принято, не говоря уже о святыне», – отмечает он.
Если святая вода у вас заканчивается, вы можете взять обычную воду, к примеру, купить в магазине, и добавить в нее агиасму – и вот она уже святая.
«Мама, видя, что ее ребеночек затемпературил, может смочить его святой водичкой! Понимаете, как? Не язычески-ритуально, а с верой, с молитвой, не более того. Я крест не ношу, чтоб он меня защитил как амулет, а как видимый знак моей невидимой сущности. Точно так же я воду употребляю», – объясняет отец Иоанн.
Можно ли пить святую воду представителям других религий
Мы поинтересовались у настоятеля обители, можно ли пить святую воду представителям других религий. Тогда он ответил цитатой из Евангелия «По вере вашей да будет Вам» и рассказал случай из жизни.
«Когда к нам в 2011 году привезли мощи Святой Матроны, тут выстроилась огромная очередь, приходили даже мусульмане. И вот ко мне подходит женщина-мусульманка, которая принесла своего больного ребенка, и просит меня научить, как ей перед святыней помолиться. Я подвел все к тому, что, конечно же, люди других религий могут и пить святую воду, и молиться в церкви, но только с верой в Бога, а не магически-ритуально. Скажите: “Господи, ты видишь мое сердце? Даже если я не христианин, но вот святыня передо мной, наставь меня на путь истинный, вразуми меня, спаси, сохрани”», – рассказывает протоиерей.
Отец Иоанн не видит ничего страшного в том, что люди других религий пьют святую воду, крестятся и окунаются в крещенскую прорубь.
«Но это не в очищении грехов, нет, – это благочестивый обычай, не более того. Меня это радует», – делится священнослужитель.
Ладан как символ олицетворения молитвы
Ладан – чисто богослужебная принадлежность, которая используется исключительно во время богослужения священнослужителями.
«Кадильный дым – это призыв к молитве. Ведь когда священник или дьякон идет с кадилом на вечернем богослужении, хор в это время поет: “Господи, воззвав тебя, услышь меня, услышь меня, Господи. Да исправится молитва моя, как кадило перед тобою. Господи, пусть будет моя молитва так, как этот дым кадильный, который всегда возносится к небу и который благоухает”», – объясняет настоятель собора.
Каждение может совершаться и во время освящения жилища, во время отпевания покойного, но дома его держать ни к чему.
«В Апокалипсисе мы читаем, что даны были ангелом множество фимиамов, и вознесся дым кадильный к престолу божьему, за молитву умерших. То есть это как символ олицетворения молитвы», – добавляет отец Иоанн.
Миро из 40 компонентов
Миро – это особым чином освященное маслянистое вещество. Оно состоит из порядка 40 компонентов: белого вина, масла нарда, масла пахучих трав, розового масла и так далее.
Освящается оно исключительно Патриархом на Страстной неделе, в присутствии множества епископов. Варится оно в мироварне московского Донского монастыря для всей Русской православной церкви, и потом раздается епископам, которые разносят его по всем храмам страны.
Кроме этого, во время освящения нового храма миром помазываются его стены и престол.
Хранится миро исключительно на престоле в алтаре, а таинство миропомазания совершается только раз в жизни – после святого Крещения.
«Миропомазание совершается для подкрепления духовных сил к христианской жизни. Священник наносит миро на определенные части тела: лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. При этом произносит: “Печать дара духа святого”. Миром также помазываются те, кто хочет перейти в православие из другой веры, и те, кто был крещен, но ушел в секту, а потом захотел вернуться. Мы их принимаем через покаяние и через миропомазание», – объясняет отец Иоанн.
Не путайте миро с елеем
Многие путают миро с елеем – это два разных масла, имеющих разное предназначение. Елей – это освященное растительное масло, растворенное с вином, используемое в обрядах и таинствах.
Елеепомазание – это крестообразное помазание лба верующего, которое совершается на праздничной или воскресной утренней службе после прочтения Евангелия.
Есть и другое понятие, такое как елеосвящение. Оно совершается раз в год в один из дней Великого поста и называется таинством соборования. Таинство соборования – это одно из семи таинств наряду с крещением, миропомазанием, венчанием, исповедью, причастием, покаянием и священством.
«К таинству соборования прибегают люди, страдающие разными недугами. По слову апостола Иакова: “Болеет ли кто из вас? Пусть пригласит пресвитера церковного, и молитву совершат над ним, помазав его елеем, во имя Господа, и молитвы веры спасут болящего и воздвигнет его Господь, если грехи какие сделал, отпустит ему”», – рассказывает отец Иоанн.
Иногда верующие собирают елей, оставшийся после таинства.
«Можно набрать его немного с собой, и если что-то заболит, помажьте с верой. Не более того», – наставляет священник.
По слову Евангелия, самарянин встретил странника, которого избили разбойники на пути из Иерусалима в Иерихон. Проявив к нему милосердие, он возлил на его раны масло и вино. Масло смягчает, а вино дезинфицирует, поэтому вещество для таинства соборования – это масло и вино.
Крест – ангела слава, демонов – язва
Один из важнейших символов веры – крест, на котором был распят Иисус Христос. Отец Иоанн рассказывает, что протестанты считают крест позорным орудием казни и недоумевают, как можно целовать крест, на котором распяли нашего любимого Господа.
«Действительно, почитание креста было бы лишено здравого смысла, если бы, не одно “но”. Если бы дьявол до конца победил Христа, сына Божьего, и его распяли как неудачника. Но он воскрес, и победил смерть, и страдал, чтобы искупить грех, совершенный Адамом», – рассказывает протоиерей.
Настоятель собора сравнивает ношение креста с пулей, ранившей солдата в бою.
«Эту пулю солдат хранит как реликвию. Она дает ему двоякое чувство – радости и гордости. Радости от того, что он выжил и победил смерть. И гордости за то, что он, не щадя своего живота, защищал свою матушку-отчизну, свою семью», – приводит он пример.
После того как Христос пострадал, пролил кровь, искупил нас от греха, совершенного Адамом, крест становится орудием и символом победы над адом, над смертью, над силой сатанинской.
«Крест – ангела слава, демонов – язва», – говорит отец Иоанн.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии
0
- Нет комментариев
«Почему святая вода не портится?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ФилософияРелигияСвятая вода
Анонимный вопрос
932Z»>26 января 2018 ·
99,8 K
ОтветитьУточнить
Дмитрий Воронцов
Религия
25
Штатный религиовед проекта «AscensionNow» · 28 сент 2020
Обычно я отвечаю на такие вопросы с точки зрения религии, однако тут допущу научный подход. В большинстве своем то, что вода не портится обуславливается наличием в ней ионов серебра, которые появляются там (пусть и в незначительном количестве) после опускания туда серебренного креста. Также не последнюю роль играет то, как хранить эту воду.
Мира вам и храни вас Бог!
Владислав Коробицын
16 августа 2021
не каждая святая вода окропляется окунанием креста).
Комментировать ответ…Комментировать…
Ксения
1,1 K
Молодая мама, любитель осознанности, ценитель эстетики. · 13 мар 2018
Святая вода хранится в серебряной посуде и в нее опускается серебряный крест. Это убивает все бактерии, которые могли бы размножаться в воде, в следствие чего она бы протухла. То же касается вербы. Дубильные вещества в ее составе убивают бактерии, и вода долго сохраняется.
Миша ипшпиоп
19 апреля 2020
А ничего что хранится вода в пластиковой бутылке годами. И никакой крест в нее не опускается. В колодце набирается… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
shigina
2,3 K
Люблю машины, развлечения и себя! Разбираюсь в моде и еде) · 13 мар 2018
Насколько мне известно, то что святая вода не портится, не имеет научного объяснения. Обычно святой водой люди запасаются 19 января, в крещение и используют ее целый год.
21,4 K
Anna Gnedina
15 ноября 2020
У меня уже лет пять стоит в пластиковой бутылке и норм.
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Филия
14
11 сент 2020
У меня и обычная вода из под крана не портится если герметично закрыта или стоит в тёмном месте. А у моего друга была святая вода, набранная в Сергиевом Посаде и она испортилась. Так что это не от святости зависит.
37,0 K
Илья Мальцев
11 октября 2020
Может из за того что вода просто меняет свойства от звучания колоколов?
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ скрыто(Почему?)
Святая вода: почему католики благословляют себя—Aleteia
Придя в католическую церковь на воскресную мессу, трудно не заметить, что все прихожане на секунду останавливаются, проходя через разные входы. Они останавливаются, опускают пальцы в чашу с водой, а затем крестят свое тело.
Почему они это делают?
Помимо памяти о страстях Христовых и исповедания своей веры в Святую Троицу, католики освящают себя святой водой прежде всего в напоминание о нашем Крещении.
Подробнее:
Почему католики крестятся перед молитвой?
Катехизис Католической Церкви объясняет, почему вода играет такую важную роль в жизни Церкви.
«Символика воды означает действие Святого Духа в Крещении, так как после призывания Святого Духа она становится действенным сакраментальным знаком нового рождения: как зачатие нашего первого рождения происходило в воде, так и вода Крещения действительно означает, что наше рождение в божественной жизни дано нам в Святом Духе. Как «все мы одним Духом крестились», так и мы «напоены одним Духом». Таким образом, Дух есть и лично вода живая, исходящая из Христа распятого как своего источника и изливающаяся в нас в жизнь вечную». (ССС 694).
Далее в Катехизисе говорится о необходимости места в церковных стенах для напоминания об этом рождении в жизни благодати.
«Собрание Народа Божия начинается с Крещения; в церкви должно быть место для совершения Крещения (баптистерия) и для поминовения обетований крещения (купель со святой водой)» (ККЦ 1185).
Первоначально вода, используемая для крещений и купелей со святой водой, освящалась один раз в году на Пасхальном бдении и сохранялась в течение всего года. Часть воды все еще освящается священником во время церемонии пасхального бдения, где прихожанам напоминают о многих спасительных деяниях Бога в истории, которые произошли через воду. Благословение заканчивается, когда пасхальная свеча, символизирующая Свет Христа, трижды опускается в воду. Этим актом вода считается «святой» и отделяется для этой конкретной функции.
Выход из мирского и вход в священное
Помимо того, что это напоминание о возрождении, пережитом при Крещении, купели со святой водой также выполняют практическую функцию, помогая перейти из светского мира в Дом Божий.
Согласно о. Джон Бартунек из SpiritualDirection.com, купели со святой водой изначально были намного больше и в основном использовались для очищения грязного тела человека перед входом в священное пространство.
«Даже в древних нехристианских религиях (включая иудаизм) ритуальные омовения (омовения) часто были начальным этапом формального богослужения. И вот, когда строились первые христианские молитвенные дома, в атриуме, который образовывал своего рода переходное пространство между внешней, общественной ареной и собственно храмом, где совершалась литургия, часто находился большой фонтан. Верующие останавливались у фонтана и омывали руки и ноги (в древние времена обувь была не так распространена, как сейчас, по крайней мере, в более теплом климате), прежде чем войти в священное место».
Даже Иисус омыл ноги своим ученикам перед совершением первой Евхаристии.
Хотя купели со святой водой в настоящее время не используются таким же образом, они по-прежнему служат напоминанием о том, что, прежде чем мы сможем войти в «Свадебный пир Агнца», мы должны вымыться и надеть «свадебную одежду», чтобы быть допущенными к столу. .
В конце концов, хотя иногда легко привыкнуть заходить в католическую церковь и спешить с ритуалом освящения себя святой водой, символизм, стоящий за этим действием, стоит того, чтобы сделать паузу на несколько дополнительных секунд.
Он призван служить напоминанием о нашем Крещении и дает возможность оставить светское и войти в священное.
Подробнее:
Папа Франциск: Будьте внимательны, когда креститесь!
«Вскипятить ад» из святой воды
Взгляд на один из наших самых автоматических жестов
Мы наткнулись на очередную Пасху, и купели всех церквей снова наполнены свежеосвященной святой водой с Пасхи Бдение, та священная субстанция, с которой мы сталкиваемся на каждом входе. Но при каждом крестном знамении, которое мы совершаем, обмакнув его в пальцы, мы ставим вопрос: зачем святая вода? Каковы его истоки, какова его цель и почему мы используем его так часто, почти не задумываясь?
Существует множество ответов, но мы должны признать, что древний иудаизм заложил основу для использования церкви святой воды. Вода как символ физического и духовного очищения широко использовалась еврейским духовенством. Жрецы мыли руки и ноги перед входом в святилище, чтобы быть ритуально чистыми и готовыми принести жертву. В конце концов все евреи участвовали в этом обряде омовения, очищаясь перед молитвой или жертвоприношением. Эта практика вскоре распространилась на раннехристианские церкви, которые начали предлагать бассейны или бассейны для очищения, мало чем отличающиеся от умывальника или «литого моря», использовавшегося для омовения в Иерусалимском храме.
Но, конечно, учитывая раннее использование в христианских церквях, акт очищения и освящения себя святой водой приобрел особенно христианский характер с верой в то, что это символ божественной жизни, мудрости и благодати. Повеление Христа слепому: «Пойди, омойся в купальне Силоам» (что означает «посланный»), а также самоотнесение Христа к живой воде в Его беседе с женщиной у колодца также показывает, что вода очищающее и живительное вещество. Эти истории в сочетании с рассказами о крещении Христа в Иордане также означают, что вода используется для того, чтобы мы соединились со Христом в одном крещении для прощения наших грехов.
Самые ранние достоверные записи об использовании святой воды в ранней Церкви относятся к началу четвертого века, хотя есть свидетельства того, что она использовалась еще в Апостольскую эру. Святой Амвросий упоминает о ее использовании в четвертом веке, а Апостольские конституции года (ок. 400 г.) также подразумевают растущее использование святой воды, приписывая заповедь ее использования святому Матфею. Евсевий отмечает, что к началу 4 века бассейны и купели со святой водой начали благословлять и освящать крестным знамением, а купели со святой водой начали появляться перед церквями в Палестине в середине 300-х годов. Некоторые из самых ранних текстов, запрещающих благословение святой воды, включают Сакраментарий Серапиона Фемия , который призывает имя Христа в благословении: «мы призываем на эту воду и на этот елей Имя Того, Кто пострадал, Кто был распят, Кто воскрес из мертвых, и кто сидит справа Несотворенного». Возможно, самый ранний латинский литургический текст, запрещающий рубрики для благословения, относится к VI веку в Liber Pontificalis , который предписывает использование святой соли при благословении святой воды, чтобы напомнить христианам о необходимости быть солью земли.
Святая вода стала еще более важной после святоотеческого периода. В девятом веке папа Лев IV приказал священникам освящать святую воду каждое воскресенье. В то же время он установил обряд окропления, известный сегодня как Asperges , , и включил его в воскресную мессу. , купели со святой водой и «григорианскую» воду, названную так по имени папы Григория Великого, которая использовалась при освящении церквей.
Учитывая важность святой воды в литургических функциях, возникли предположения относительно ее места в таинстве. Церковь утверждает, что святая вода действует как таинство, а не таинство; оно используется в таинстве Крещения, но по католической вере мы получаем только «одно крещение во оставление грехов».