Как молиться за некрещеных живых: как правильно молиться за взрослых и детей

Разное

как правильно молиться за взрослых и детей

  • Важность Таинства крещения для человека
  • Особенности молитвы за некрещенных живых людей
    • Молитва за некрещенных младенцев
  • Молитва за некрещенных усопших
    • Какие именно молитвы читать за некрещенных умерших

Православная церковь призывает всех верующих христиан к постоянной молитве. Конечно же, чаще всего мы молимся за близких нам людей, родственников, друзей. Но бывают ситуации, когда человек, нуждающийся в молитвенной помощи, не был крещен в православной церкви. Какой тогда должна быть молитва за некрещенных живых и усопших?

Важность Таинства крещения для человека

Крещение является одним из семи Таинств церкви, и его без преувеличения можно назвать основополагающим. Духовная жизнь православного христианина невозможна, если он рано или поздно не принял церковное крещение. Почему же оно так важно для человека и что оно дает?

Прежде всего, крещение соделывает человека полноправным членом Церкви Христовой. Принимая Таинство, человек исповедует веру в распятого Иисуса Христа и показывает свое намерение по жизни следовать за Ним. Кроме того, в этом Таинстве с человека смывается печать первородного греха, которая присуща каждому из нас.

Крещение в реке Иордан

Сам обряд крещения водой восходит своими истоками еще к Евангельским временам. Так, Предтеча Господень Иоанн крестил народ в реке Иордан. Там же принял Таинство и Сам Господь Наш Иисус Христос во время своей земной жизни.

О других православных таинствах:

  • Таинство венчания
  • Таинство исповеди

Таким образом можно сказать, что принимая данное Таинство, человек становится открытым к Божьей благодати и может смело идти за Христом в полноте церковной жизни.

Особенности молитвы за некрещенных живых людей

В случае если человек по каким-либо причинам не принимает Таинства крещения, он не может быть полноправным членом церкви. Выражается это, прежде всего, в возможности участвовать в Божественной Литургии.

Интересно! Некоторое время назад некрещенные люди не могли входить в храм дальше притвора, а также должны были покинуть Богослужение в определенной его части.

На сегодняшний день такое строгое ограничение снято, но все же некрещенный человек не может участвовать в богослужении как равный.

Литургия

Главной особенностью молитвы за некрещенных людей является то, что их нельзя поминать на Божественной Литургии.

Священник в алтаре приносит бескровную жертву, символически обозначающую жертву Иисуса Христа. В это время из просфор вынимаются частички за каждое имя, поданное на поминовение. Эти частички далее отправляются в Чашу и становятся великой святыней — Телом Христовым.

Читайте о церковных правилах:

  • Правила поведения в церкви
  • Можно ли опаздывать на службу
  • Устройство и убранство храма

Если же человек сознательно избегает крещения, то Христова жертва за него становится бессмысленной. Именно поэтому для участия в Таинстве Причастия, да и вообще в полноте Литургии необходимо крестится в церкви.

Но что делать, если некрещенным оказывается близкий нам человек, судьба которого небезразлична? Поминать в храме его нельзя, но нет никаких препятствий для сугубой личной молитвы. Дома, перед домашним иконостасом, мы можем молиться о всех близких нам людях, даже если они не были крещены.

Молитва за некрещенных младенцев

Свои особенности имеет и молитва за деток, которые совсем недавно родились и их еще не успели окрестить. Существует традиция крестить детей после 40 дня с момента рождения, однако на самом деле малыш может быть окрещен сразу же, как только появится на свет Божий. Так, если у мамы были тяжелые роды и ребенку угрожает опасность — очень желательно как можно скорее малыша крестить. Во многие родильные дома и детские больницы можно беспрепятственно пригласить священника, а кое-где есть даже действующие храмы на территории лечебного заведения.

Крещение ребенка

Если же семья принимает решение крестить малыша позже, то все время до совершения Таинства о ребенке молятся в тесной связи с матерью. Считается, что в это время у мамы и малыша один на двоих Ангел-Хранитель, и только лишь после Крещения у ребеночка появляется свой собственный.

О таких детках можно молится и в храме, но только в записочке указывается не отдельное имя малыша, а имя мамы с припиской «со чадом». К примеру, если маму зовут Мария, то записочку следует подавать так: «О здравии рабы Божьей Марии со чадом». После Крещения можно в записочку писать уже имя самого ребенка с припиской «младенец».

Молитва первая к Божией Матери о детях

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва за некрещенных усопших

Любому православному христианину тяжело осознавать, что кто-то из близких людей умер, так и не став полноправным членом Церкви Христовой. Впадать в уныние не стоит, Промысел Божий есть и о таких людях. Но искренняя сердечная молитва поможет душе умершего человека, даже если тот не успел глубоко познать Бога.

Другие статьи о молитве за упокой:

  • Молитвы за умерших родителей
  • Сорокоуст за упокой
  • Молитва Архангелу Михаилу за усопших родственников

Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

Важно! Как и в случае с еще живущими людьми, в храме на поминовение подавать записочки с именами некрещенных людей нельзя.

Причина та же — человек за свою жизнь по той или иной причине не успел войти в Церковь Божию. Тем важнее для такой души, чтобы был человек, который в своей личной домашней молитве поминал умершего. Ведь за крещенных людей на каждой литургии молится вся Церковь, а за некрещенных молятся только те, кто берет на себя это бремя в личном делании.

Какие именно молитвы читать за некрещенных умерших

В православном богослужении есть специальная служба — панихида — во время которой поминаются все от века почившие православные христиане. Подавать записочки можно только о тех, кто в свою жизнь успел прийти к Богу и Его Святой Церкви. Однако это не значит, что всех остальных нужно оставить без молитвенного поминовения.

Икона святого мученика Уара

Чаще всего за упокой душ некрещенных людей молятся мученику Уару. Есть специально составленный канон этому святому, который жил в ІІІ веке и всю свою жизнь вымаливал тех несчастных, которые остались вне покрова Церкви Христовой. И по сей день искреннее обращение к этому подвижнику приносит большое облегчение душам по смерти.

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Отдельно за мертворожденных или некрещенных младенцев можно помолится молитвой митрополита Новгородского Григоиря или же иеромонаха Арсения Афонского. Если в семье случилась такая беда, и умер ребенок до принятия Таинства Крещения, то особая молитвенная поддержка нужна как его душе, так и родителям и семье. В молитве и уповании на Божий Промысел о каждом человеке будет легче пережить потерю и горе.

Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского

Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.

Следует помнить, что молитва — это всегда труд. А личная молитва без поддержки церкви — труд особый. Поэтому если мы беремся за вымаливание близких нам некрещенных людей — надо быть готовым к различным искушениям и препятствиям на этом пути. И только с Божьей помощью и смирением можно преодолеть этот путь.

Можно ли молиться за некрещеных живых.

Сильная молитва о некрещеных живых и мертвых

Сегодня существует немало споров насчет того, можно ли молиться за некрещеных живых. Согласно утверждениям одних — просить у Бога за тех нельзя, ведь, не приняв крещение, человек самостоятельно ставит собственную персону против церковных канонов, отвергая Храм Божий, как святыню. Другие же напротив — говорят, что и об овцах заблудших возможно испрашивать у Господа.

Благо, и в церковных источниках существует настоящая молитва о некрещеных живых, в которой спрашивается прощение грешников, а также возможность повернуть их в лоно церкви.

Судя по обилию рассуждений священнослужителей на данную тему, а также споров, ведущихся до сих пор, делаем вывод, что на вопрос можно ли молиться за некрещеных, можно ответить следующим образом: конечно можно, почему нет?

Популярные молитвы о некрещенных

  • Молитвы о некрещенных детях
  • Молитвы о некрещенных покойных

Молебны святому мученику Уару

Читать молитвы за некрещеных можно святым, которые стараются покровительствовать им, пытаясь повернуть к церкви. Одним из таких святых, кому можно молиться, является святой мученик Уар. При жизни (известно, что умер он в 307 году н.э.), Уар проживал в Александрии, будучи военачальником.

Тогда существовал запрет на христианство, которое всячески попиралось язычниками. Когда ловили и подвергали пыткам несчастных христиан, Уар стремился всячески предоставить помощь единоверцам, перевязывая их раны, а также принося еду.

Он молился и за некрещеных, испрашивая им такой же защиты господней, как и остальным существам, сотворенным Господом.

Святой Уар добровольно отдал себя на муки, молясь о своих палачах и в тот момент, когда они терзали его тело. До сих пор ему молятся за усопших людей, маленьких детей, а также младенцев, погибших при рождении.

Вот Вам и ответ на вопрос, можно ли читать молитвы за некрещеных. Раз существует святой, который просит Господа о помощи им, значит точно можно!

Известна следующая распространенная молитва за людей некрещеных, обращенная именно к мученику Уару.

Молитва святому мученику Уару

«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы,
и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.»

Читать далее…

Молитесь за светлые души

Как говорилось выше, церковь до сих пор спорит о том, стоит ли вообще молиться о некрещеных. Мнения расходятся, однако большинство склоняется к тому, что читать молебны можно и даже нужно:

  • За новорождённых малышей, не успевших ещё принять Таинство;
  • Детей без крещения;
  • Не родившихся младенцев;
  • Умерших некрещеными;
  • Живущих некрещеными.

Молитвы помогут даровать спокойствие за души всех вышеуказанных. Кроме того, кто сказал, будто невозможно вселить в сердца живущих некрещеными людей искреннюю веру?

Каждый может молиться!

Несмотря на множество существующих споров, противоречащим один другому, любой человек должен молиться и может это делать. Разумней предположить, что искренняя вера должна быть лишь в душе человека. Неважно, к какой религии он принадлежит в силу собственного рождения либо убеждений — когда он ощущает необходимость вознесения святых слов, необходимо молиться!

Существует еще одна теория, которая хоть и является несколько прагматичной, тем не менее, не лишена здравого смысла: настоящий Бог — в душе человека, а религия — лишь для тех, кто не сумел найти его внутри, а потому ищет снаружи.

Самостоятельно принимайте решение, стоит ли Вам молиться, если вы не крещены, или о некрещеных и придаете ли Вы значение молебнам вообще. Если Вы сердцем с Богом — он обязательно поможет.

Видео: Молитва о некрещеных


© Автор: Алексей Кривенький. Фото: depositphotos.com

Некрещеные младенцы: ваши святые на небесах

НЕКРЕЩЕННЫЕ МЛАДЕНЦЫ: ВАШИ СВЯТЫЕ НА НЕБЕСАХ

Я хотел бы выделить категорию святых, недостаточно изученную. Это младенцы, которые умирают в результате выкидыша или в младенчестве, прежде чем они могут быть крещены. У многих родителей-католиков были выкидыши. Большинство из нас знает родственников и друзей, переживших сокрушительную утрату ребенка. Они могут задаться вопросом, увидят ли они когда-нибудь этих детей.

Будут! Чтобы понять, как и почему, мы должны сначала разобраться с путаницей, возникшей в представлениях о месте под названием «лимб». В католическом учении слово лимб относится к состоянию бытия после смерти, которое не является раем, адом или чистилищем. Его использовали двояко: во-первых, под лимбом находились хорошие люди, умершие до Христа, до Его смерти и воскресения. Во-вторых, предполагалось, что некрещеные младенцы попадают в лимб.

Первое значение лимба общепринято в католической теологии. Второе значение лимба как дома некрещеных младенцев обычно преподавалось до 19 века.60-х годов, но никогда не определялась как догма в том смысле, в каком определяются рай, ад и чистилище.

Несмотря на то, что этот лимб никогда не был католической догмой, некоторые богословы предполагали его существование. Они думали, что это единственно возможное объяснение того, что происходит с детьми, умершими до крещения. В пересмотренном издании Балтиморского катехизиса , № 3, например, говорилось: «Младенцы, которые умирают без какого-либо крещения, не несут наказания тех, кто умирает в смертном грехе. Они могут наслаждаться определенным естественным счастьем, но они не будут наслаждаться сверхъестественным счастьем небес».

В Новом Завете сказано, что крещение водой необходимо (Иоанна 3:5), но католики всегда считали, что Бог не требует невозможного. Вот почему мы принимаем Крещение «кровью» (мученичеством) и «желанием». Некоторые богословы учили, что вода, кровь или желание были единственными возможностями для Крещения. А так как у умерших некрещеных младенцев ничего из этого не было бы, то и попасть в рай они не могли.

Но Бог не ограничивается этими видами Крещения. После смерти и воскресения Христа младенцы, которые умирают без Крещения, не просто уходят во тьму. Они проходят через смерть в новую жизнь, где Иисус присутствует перед ними, и их смерть является крещением в том смысле, в каком Иисус называл свою смерть «крещением» (Луки 12:50): это реальное участие в смерть и воскресение Иисуса, потому что они идут долиной смерти в любящие руки Иисуса. Они не отвергли Иисуса из-за личного смертного греха, и невозможно, чтобы Иисус отверг их.

Я был священником более 47 лет и часто разговаривал с родителями, чьи дети умерли в результате выкидыша, прежде чем они смогли совершить Крещение. Их, возможно, учили, что такие младенцы находятся в подвешенном состоянии, но в глубине души они все еще чувствовали, что их дети были с Богом. Когда я объяснял, что лимбо не является официальным церковным учением и что некрещеные младенцы действительно участвуют в крещении смертью и воскресением Христа, они говорили: «Я знал это! Я знал Иисус позаботится о моем ребенке». По моему мнению, чувства, которые были в сердцах этих родителей, исходили от Святого Духа. Их дети действительно с Богом на небесах.

Теперь официальное учение Церкви дает им дополнительные основания для уверенности. Катехизис Католической церкви отмечает, что погребальная месса некрещеных младенцев вверяет их заботе Бога. Милосердие Божие и нежность Иисуса к детям позволяют надеяться, что есть путь спасения для детей, умерших без крещения (С 1261). Мы верим, что Иисус, сказавший: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Матфея 18:14), принимает малых так же тепло, как и детей своего времени.

Младенцы не будут младенцами на небесах, а станут взрослыми святыми, не ограниченными рамками младенчества. На небесах у стариков не будет артрита или катаракты. Младенцы не будут маленькими младенцами на небесах. Этот факт основан на нескольких отрывках из Писания.

Первое – 1 Коринфянам 15. В стихе 37 Павел объясняет, что при посеве пшеницы мы сеем семена, из которых вырастают полностью выращенные стебли зерна. В стихах 42-48 он сравнивает это с воскресением тела: «Так и с воскресением мертвых. Посеянное тленно, восставшее нетленно… воскресает тело духовное». Тленное, физическое тело сеется, но восстает «духовное тело». Это духовное тело «будет носить образ небесного человека», Иисуса Христа (стих 49).).

Второй – Откровение 21:3-5: «Вот, дом Божий среди смертных. Он будет обитать с ними, как их Бог; они будут Его народом… И Сидящий на престоле сказал: «Смотрите, Я творю все новое». Небеса находятся за пределами пространства и времени. В них нет несовершенства, как было бы в случае, если бы были младенцы, нуждающиеся в заботе и руководстве. На небесах никто не взрослеет и не растет состариться или умереть. Бог сотворил все новым.

Родители, чьи дети умирают в результате выкидыша или в младенчестве, должны понять, что их дети предшествовали им в присутствии Бога. Один момент в присутствии Бога дает им больше знаний и больше любви, чем мы можем обрести за всю жизнь. Они знают и любят своих родителей, молятся за них и присматривают за ними. Поэтому родители должны дать имена этим детям, считать их членами семьи и часто молиться им. Однажды дети они сдались в печали, радостно обнимут их и примут в дом, где будет не будет больше разлуки или боли.

«О Мария, зачатая без греха, молись о нас, прибегающих к Тебе».

НАЗВАНИЕ ВАШИХ СВЯТЫХ НА НЕБЕСАХ

В моей колонке «Некрещеные младенцы: ваши святые на небесах» говорится, что родители должны давать имена своим детям, считать их членами семьи и часто им молиться. Когда я даю этот совет родителям, чей ребенок умер в результате выкидыша, они иногда упоминают о своей неуверенности в том, будет ли ребенок мальчиком или девочкой. Предлагаю: «Спроси у ребенка». Часто родители возвращаются позже с указанием пола и имени ребенка!

Несколько месяцев назад я провела презентацию о наречении некрещеных младенцев и молитве о них, а затем провела медитацию на тему
радость родителей, когда они встречают своих детей на небесах. После медитации один джентльмен рассказал мне о ребенке, которого он и его жена потеряли в результате выкидыша много лет назад. Во время медитации он получил
заверение, что ребенок был мальчиком, Джеймс.

На следующий день я получил электронное письмо от матери, которая присутствовала на презентации. С ее разрешения я хотел бы поделиться с вами электронной почтой Джули:

«Я мать семерых детей (пятерых биологических и двоих усыновленных). Каждая из моих пяти беременностей была рискованной, так как у меня было несколько выкидышей в разное время. Четыре выкидыша были подтверждены, потому что я была у врача или видела ребенка на УЗИ, прежде чем их потерять. Однако были времена, когда я считала, что у меня случился выкидыш, но еще не обращалась к врачу. Меня всегда беспокоило, что я не знаю, сколько у меня детей, мальчики они или девочки, и где они. Мне нужно было связаться с ними, но у них не было имен. Я решил помолиться новенне святой Терезе. Я попросил ее попросить Бога открыть мне число и пол моих потерянных детей. Я знал, что молиться за это странно, и мне было интересно, как я могу узнать ответ и быть уверенным, что он был реальным, а не моим воображением, поэтому я также добавил к своей просьбе, что ответы на мои вопросы будут очевидны для меня.

На следующий день после того, как я закончил новенну, вы выступили с речью. Это должно было быть о Мессе, но был ли я когда-либо удивлен и тронут тем, что ваша первая тема была о людях, которые потеряли детей! Вы упомянули все вопросы, которые я носил в своем сердце. Бог сказал мне через тебя, что они на небесах! Когда в конце вечера вы рассказали нам о медитации, вы попросили нас увидеть на небесах людей, которых мы любим, в том числе детей, погибших в результате выкидыша. В одно мгновение я увидел шестерых детей, четырех мальчиков и двух девочек. Прежде чем ты закончил молитву, я назвал всех шестерых моих святых на небесах. Сегодня, когда я пошел на работу, на моем столе стояла ваза с двумя розовыми розами. Это был подарок моего босса на День помощника по административным вопросам, но я знал, что это НАМНОГО больше.

Теперь, когда наша семья вместе пойдет на мессу, я буду знать, что к нам присоединятся еще шесть душ на праздновании… Мои дети на небесах: Джастин, Джозеф, Эндрю, Майкл, Филомена, Фелисити. Как здорово!»

Юлия

Мы празднуем причастие святых в День всех святых и День всех усопших. Иисус дает нам общение с нашими святыми. Как сказала Джули: «Как здорово!»

Вернуться к началу.

Зачем молиться за «спасенных»? Христианские отпевания, некрещеные и грешники – Завет

Когда священнослужители проводят поминальные службы, заявляют ли они, что усопший благополучно принят в объятия Иисуса, или они просто молятся, чтобы это было так? Богословские и пастырские трудности, связанные с этим вопросом, огромны, и мы должны размышлять о том, какую весть мы возвещаем и, собственно, что мы делаем на погребальных или поминальных службах: провозглашаем спасение или молимся о нем?

Книга общей молитвы

В зависимости от того, что литургическое духовенство использует , они, вероятно, делают и то, и другое. В Книге общей молитвы 1662 года «священники и клирики» начинают с провозглашения Божьего обетования спасти Своих детей от уз смерти.[1] Однако по ходу литургии декларация уступает место мольбе. В какой-то момент служитель взывает к Богу, прося его «не предать нас горьким мукам вечной смерти» (стр. 455). В конце службы происходит окончательный переход, на этот раз от моления обратно к провозглашению: «Ибо, как угодно было Всемогущему Богу по великой Своей милости принять к Себе душу дорогого нашего брат ушел отсюда: поэтому мы предаем его тело земле» (стр. 455).

В BCP служение перемещается между провозглашением и мольбой, достигая высшей точки в декларативной уверенности в отношении ответа на молитву. Эта литургическая текучесть имеет контекст.

Во-первых, он проводится от имени умерших христиан. Первое назначенное Предложение делает это совершенно ясным: «Верующий в Меня, если и умрет, то оживет» (стр. 451). Литургия следует из этой отправной точки, принимая за должное веру усопшего в Иисуса Христа. Эта предполагаемая вера стоит за размытым различием между мольбой и заявлением, принятом в BCP.

Реклама

Во-вторых, и здесь все становится интереснее, БКП отражает общество, в котором церковь и нация считаются сосуществующими. BCP не предусматривает захоронения некрещеных или отлученных от церкви. Действительно, такое положение было бы вызовом типично англиканскому видению содружества англиканской церкви.

Тогда вопрос к современным англиканам таков: «Что происходит, когда погребальная литургия содружество церковь перенесена в совершенно иной культурный контекст, в котором лишь небольшой процент людей исповедует веру во Христа?»

Один ответ прост: Тысячи умерших нехристиан получают священнические молитвы, некоторые из которых заявляют, что они уже приняты на небо .

А как насчет других литургий, используемых в Канаде и в более широком англиканском сообществе? Перемещаются ли они между заявлением и мольбой? Я считаю, что современные литургические стандарты, такие как 1979 Книга общих молитв в Епископальной церкви, Книга альтернативных служб 1987 года в Англиканской церкви Канады и Общее поклонение англиканской церкви — унаследовали напряжение, которое я описал. Но они склонны подчеркивать мольбу, а не декларацию. При этом я подозреваю, что есть еще много места для маневра. Многое зависит от того, следует ли священнослужитель утвержденным обрядам.

Некрещеные дети

Три месяца назад мне выпала привилегия провести панихиду по умершему 11-месячному сыну моей двоюродной сестры в большой неконфессиональной церкви, хотя проповедовал не я. Поскольку этот младенец умер вне мира Церкви, я предположил, что сообщение, доставленное с фронта, будет заключаться в том, что, поскольку Бог добр, мы будем настолько смелыми, чтобы молиться, чтобы Бог помнил об этом маленьком мальчике. Однако я был удивлен, обнаружив, что другие участники службы заняли другую позицию. Они неистово заявляли, что «нам не о чем беспокоиться, потому что мы знаем, что он сейчас на небесах».

Это первое сообщение сопровождалось вторым, адресованным родителям маленького мальчика: «Нам нужно верить в Иисуса, чтобы спастись». Я не мог не думать о том, что если бы я был нехристианином, слушающим, я был бы искренне озадачен. В конце концов, я, вероятно, пришел бы к выводу, что нет причин верить в Иисуса, потому что все, что вам нужно сделать, чтобы быть с Ним, — это умереть.

Наиболее очевидный выход из этого противоречия — следовать за лидером первых евангелистов Августом Топлади (1740–1778). Согласно Топлади, у Бога есть два набора правил: один для младенцев, а другой для всех остальных. Таким образом, единственный способ быть уверенным, что вы попадете на небеса, — это умереть очень-очень молодым.[2] мне кажется Скромное предложение .

Взрослые нехристиане

Одна из альтернатив — распространить видение Топлади на всех некрещеных и принять Универсализм. Для многих из нас такое объятие имеет смысл, поскольку оно уже подразумевается тем, как мы проводим поминальные службы.

Универсалист просто снимает напряжение между мольбой и заявлением, которое я описал. Для универсалиста поминальные службы могут быть только временем провозглашения. Но, справедливости ради, универсализм — не единственное, что может заставить нас подчеркивать декларативность. Молиться с верой, напоминают нам наши пятидесятнические братья и сестры, означает возносить декларативные молитвы, требуя бесконечных ресурсов Бога, которые уже принадлежат нам во Христе. Католическая идея священнической власти, основанная на словах Иисуса Петру, также толкает в этом направлении: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небе, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). ).

В этом направлении мы могли бы даже последовать практике римско-католических священников-миссионеров в Восточной Африке, крестивших целые деревни, не слишком заботясь о том, чтобы они приняли христианскую веру и, следовательно, их согласие. А вообще, крещение — дело непростое, потому что люди редко позволяют крестить себя против их воли. А это значит, увы, евангелизация! Гораздо проще просто подождать, пока люди умрут, прежде чем объявить их принадлежащими Христу. Умершие, как правило, довольно уступчивы. Я говорю это в шутку, но есть вполне реальный смысл в том, что наша практика погребения сделала евангелизацию ненужной.

Поделюсь своим опытом. Когда я участвовал в богослужениях, на которых умерших нехристиан провожали в небесные дворы, я чувствовал себя плохо за них. Не поймите меня неправильно. Дело не в том, что я не хочу, чтобы они были на небесах. Проблема, скорее, в том, что мы не позволили их жизни говорить.[3]

Жизнь умершего христианина вписывается в литургию рука об руку. Но когда в нее помещают умершего нехристианина, литургия легко превращается в смирительную рубашку. Литургия искажает жизнь умершего, а умерший, в свою очередь, искажает литургию. Чаще всего в итоге сервис выглядит примерно так.

Священник встает и говорит нам что-то о том, как хорошо, что Бог добрый. Затем некоторые друзья или члены семьи встают и говорят нам, что Джон действительно был хорошим парнем (даже если он им не был). Потом священник рассказывает, как приятно, что, раз Бог добрый, он любит хороших парней. Служба завершается, когда объявляется, что Джон, хороший парень, был принят в добрые объятия Бога.

Такая поминальная служба не учитывает уникальные черты Джона и решения, которые он принимал в течение своей жизни. Он не придает значения конкретным вещам, которые сделали жизнь Джона такой, какой она была, решениям, которые он принимал на этом пути. Почитание Иоанна означает серьезное отношение к тому факту, что Иоанн не слишком заботился об Иисусе и никогда не должен был быть застигнут мертвым в церкви.

Панихиды являются важными событиями, пастырски и теологически. Что имеет значение, с точки зрения наших прихожан, даже больше, чем содержание наших вероучений, так это богословие, которое мы поддерживаем через наше общее богослужение: lex orandi, lex credendi . Я могу стоять за кафедрой неделю за неделей и говорить людям, что они должны верить в Иисуса и отдать Ему всю свою жизнь, и так далее, и тому подобное. Но если на каждой панихиде, которую я совершаю, я буду заявлять, что кто-то, кто не сделал ничего подобного, был введен в рай, они примут это к сведению[4]. И поскольку они это примут к сведению, вам не следует ожидать их встречи в церкви в следующее воскресенье.

Заключение

Теология смерти должна сопровождаться здоровой дозой агностицизма, поскольку то, что происходит после смерти, зависит от Бога, а не от нас. Поэтому мольба должна быть нашим постоянным спутником, когда мы боремся со смертью как христиан, так и нехристиан. При этом в Писании нам дано многообещающее обещание, что Бог вспомнит праведных (Пс. 111:6). Это обещание является основой того, что БКП справедливо утверждает, что поминальные службы, проводимые по христианам, имеют второй компонент: декларацию.

Как же нам относиться к друзьям и родственникам умерших нехристиан? Что мы должны сказать человеку, который смотрит нам в глаза со слезами на глазах? Давление пастырства в таких случаях огромно. Так же и потребность в истине.

Интересно, Эфраим Раднер что-то понял? И поэтому я хвалю ответ, который слышал от него: «Я не знаю, где сейчас Джон. Но я знаю, что Бог благ».

Сноски

[1] Брайан Каммингс, изд. Книга общей молитвы: тексты 1549, 1559 и 1662 годов (Oxford University Press, 2011), с. 451.

[2] Август Топлади, Работы Августа Топлади, B.A. (Лондон, 1841 г.), с. 58.

[3] Это напоминает то, что Даллас Уиллард называет христианством «штрих-кода» в своей книге 1998 года « Божественный заговор ». Штрих-код Христианство считает само собой разумеющимся, что люди являются теми, за кого себя выдают, независимо от того, кем они являются на самом деле.

[4] Здесь нам помогает обсуждение Чарльзом Тейлором отделения имманентного от трансцендентного в A Secular Age .

1662 Книга общей молитвы крещениеbcpпогребениесмертьмолитваобряд погребениянекрещеныйуниверсализм

Об авторе

Преподобный д-р Дэвид Ней — уроженец Летбриджа, Альберта, Канада, и священник англиканской церкви Канады. В настоящее время он служит адъюнкт-профессором церковной истории в Тринити-школе служения в Амбридже, штат Пенсильвания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts