Как на руси появилось христианство: Откуда на руси появилось христианство?
Содержание
Принятие христианства на Руси: кратко
Принятие христианства на Руси — это исторический процесс, который начался со второй религиозной реформы Владимира Святого в 988 году, направленный на распростренение на Руси христианства византийского толка, а также на искоренение язычества.
Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации. Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации. Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.
Предпосылки принятия Христианства
Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.
Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.
В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.
В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.
В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью.
Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.
Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.
Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.
Как это было
Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».
К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».
28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.
И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.
Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.
Расцвет культуры и письменности
Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.
На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.
Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.
Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.
Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.
Заключение
Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.
И дальше у Вас встанет вопрос: «Как же всё это выучить-то?»
Все рассказал в бесплатном курсе «Древняя Русь: подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов»
Также могу рекомендовать подборку статей по Древней Руси — тут=>>
А вот ключевые события и процессы из Древней Руси=>>
Поделиться в соц. сетях
Как развивалось христианство после крещения Руси
Комсомольская правда
ЗвездыКультураРелигия: УРОКИ ДУХОВНОСТИКрым — колыбель православия
Анастасия КУРДЮКОВА
2 сентября 2015 10:34
«Комсомолка» запустила цикл материалов «Крым — колыбель православия»
Усыпальница адмиралов
Идеалы любви и милосердия
После того как на Руси было принято христианство, во многих сферах жизни произошли колоссальные изменения. Это касается всего, начиная от духовной сферы и культуры, заканчивая политикой и экономикой.
— Произошла трансформация общественного сознания, — рассказал «КП» доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Андрей Ишин. — Общество стало гораздо гуманнее, одухотвореннее, появился идеал Святой Руси, идеал Царства Небесного. Это была идея, которая вела за собой миллионы людей. Создавалась потрясающая по своей красоте храмовая архитектура, возводились величественные соборы: Десятинная церковь (первая каменная церковь Древней Руси), возведенная в 991 — 996 годах и освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный в 1073 -1078 годах и не так давно возрожденный из небытия.
Строились и другие величественные храмы. Например, Софийский собор в центре Киева, заложенный, согласно источникам, благоверным князем Ярославом Мудрым в 1037 году на месте победы над печенегами, а также собор Святой Софии в Новгороде, созданный по его же инициативе в 1045-1050 годах и ставший главным православным храмом русского Севера.
Роспись стен в усыпальнице
Претерпел разрушения и трансформации, но существует и ныне прекрасный Софийский собор в Полоцке. Поражают своей неземной красотой храмы Святой Параскевы Пятницы в Чернигове, Успения Божией Матери во Владимире, Покрова на Нерли. Примечательно, что последние две церкви были построены по инициативе благоверного князя Андрея Боголюбского на Владимирской земле, которую князь видел новым государствообразующим центром Древней Руси.
— Принятие христианства дало небывалый толчок для развития архитектуры, живописи, литературы, — говорит Андрей Ишин. — Былины, эпос и другие произведения проникаются христианскими идеалами. Яркий пример — былины об Илье Муромце. Мы знаем, что это реальный человек, канонизированный церковью, и покоится он в Киево-Печерской лавре в Ближних пещерах. Другое дело, что былины наделяли его небывалыми сверхчеловеческими способностями, объединяя при этом разные времена и эпохи. Но он действительно был силен, служил дружинником, после того как получил сильные ранения, завершал свою земную жизнь монахом. Это пример эпоса и реального человека, служившего Родине, Отечеству, церкви.
Усыпальница адмиралов
Под влиянием христианства формируются такие произведения, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского, святителя Илариона — первого иерарха такого уровня из числа руссов, «Повесть временных лет» преподобного Нестора-летописца, «Завещание детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» и другие.
— Основные идеи, которые высказывались в древнерусской литературе — это призыв к любви, милосердию, соборности, — говорит историк. — Тексты были пронизаны чувством взаимной помощи и поддержки, призывами к жертвенности, и прощению. Это было важной составляющей в жизни древних славян.
Храм на месте палатки Суворова
Что касается Крыма, то после крещения полуостров находился под влиянием разных внешнеполитических сил. В 13 веке Феодосия и Судак — под влиянием генуэзцев, Херсонес до 15 века — под византийским. После 1475 года, когда новообразованное Крымское ханство попадает в вассальную зависимость от Османской империи, археология фиксирует упадок христианской жизни. В частности, захвату и известному запустению подверглось славное своей историей и горными монастырями православное княжество Феодоро с центром в Мангуп-Кале. Но все кардинально изменяется с вхождением полуострова в состав России в 1783 году.
— Позиция православия в Крыму начала укрепляться, именно в этот период начинается постепенно возрождение духовной жизни и монастырской, — говорит профессор. — Особенно это было видно в 19 веке в период деятельности архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова).
— Он потрясающе проявил себя в годы Крымской войны, — отмечает доктор исторических наук. — Совершал богослужения в условиях непрерывных обстрелов. Своим мужеством вдохновлял защитников Севастополя. Был пример, когда в блиндаж, где находились святитель Иннокентий и офицеры, попало ядро. Когда офицеры в ужасе попадали и закрыли головы, чтобы их не убило, архиепископ спокойно сидел, даже сказал, мол, господа, как не стыдно? Я же с вами… И действительно, ядро не взорвалось. Он причислен к лику святых. Многое сделал, чтобы возродить монастырскую жизнь в Крыму.
По инициативе святителя Иннокентия вернули к жизни Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь.
Возводились и другие замечательные храмы и соборы. Например, в 1842 году, в преддверии Крымской войны, началось строительство Свято-Владимирского собора — будущей усыпальницы адмиралов в центре Севастополя на Городском холме.
— В 1854-1855 годах, во время героической обороны Севастополя, его строительство было прервано, — говорит Андрей Ишин. — Храм превратился в усыпальницу. В склепах у основания недостроенного собора были похоронены выдающиеся адмиралы Михаил Лазарев (он также был инициатором строительства этого собора), Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Владимир Истомин.
— В 1932 году Свято-Владимирский собор использовался в хозяйственных целях, — говорит историк. — Сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Богослужения в нем возобновились лишь в 1991 году.
Строительство Петро-Павловского кафедрального собора, который находится в Симферополе, было связано с образованием в 1859 году самостоятельной Таврической епархии Русской православной церкви. По территории она была больше, чем нынешняя Симферопольская и Крымская епархия, и доходила почти до Запорожья.
Петро-Павловский кафедральный собор в Симферополе построили на месте палатки полководца Суворова
— Собор был и остается ныне одной из главных святынь епархии, по преданию он возводился на месте, где ранее размещалась палатка полководца Александра Суворова, — рассказывает Андрей Ишин. — Нынешний облик собор приобрел во времена архипастырской деятельности выдающегося миссионера, богослова и дипломата архиепископа Таврического Гурия (Карпова), также канонизированного церковью. До революции там находились духовные училища, причем не только для мужчин, но и для женщин. В годы советской власти богослужения были прекращены, в соборе размещался склад.
КСТАТИ
Важной вехой в истории христианства в нашей стране стало введение в 1589 году патриаршества. Первым патриархом на Руси стал святитель Иов. Но уже через несколько лет началось Смутное время — бояре и дворяне, купцы и крестьяне были вовлечены в бесконечную войну за сословные, корпоративные и другие отнюдь не государственные интересы, выдвигая то и дело вместо одного, якобы не настоящего царя (все зависело от предпочтений того или иного лидера), другого. На патриарший престол тогда взошел священномученик Гермоген, проявивший самые высокие духовно-нравственные качества во время польско-литовской интервенции и захвата Москвы поляками. Он до последних своих дней призывал народ к духовному возрождению, объединению и освобождению Отчизны. Патриарх умер мученической смертью, его заморили голодом в темнице Чудова монастыря в 1612 году.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Отдельная страница в истории христианства связана с миссионерством и просвещением большого количества народов Севера и Дальнего Востока. Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий Карпов достиг потрясающих результатов в Китае, святитель Николай Японский — в Японии, святитель Иннокентий Московский — на Алеутских островах и полуострове Аляска (ныне территория США). Везде они оставили о себе добрую память. Если западные миссионеры — германцы, англичане — зачастую действовали «огнем и мечом», то наши любовью и милосердием привлекали к себе большое количество людей.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
Адрес: 127015, МОСКВА, НОВОДМИТРОВСКАЯ Д. 2Б
Контакты рекламной службы: +7 (3652) 788-132, +7 978 109 32 07; [email protected], [email protected]
Контакты редакции: +7 978 907 52 50; [email protected]
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Защитник Веры? «Священная война» России в Сирии
Защитник Веры? «Священная война» России в Сирии
Майло Комерфорд
Глобальные вызовы
Противодействие экстремизму
Защитник Веры? «Священная война» России в Сирии
Комментарий
Опубликовано:
14 октября 2015 г.
Майло
Комерфорд
Бывший старший аналитик Института глобальных изменений Тони Блэра
Россия стала последним игроком в сирийском конфликте, назвавшим свою борьбу священной, а Православная церковь выразила поддержку решению Москвы нанести в Сирии авиаудары по ИГИЛ. Глава отдела по связям с общественностью Русской православной церкви Всеволод Чаплин заявил, что «борьба с терроризмом — это священная битва, и сегодня наша страна, пожалуй, является самой активной силой в мире, борющейся с ним». Эта знакомая смесь национализма и религии согласуется с риторикой многих других действующих лиц в Сирии, как суннитов, так и шиитов.
Крайне маловероятно, что это мнение не было одобрено Кремлем, учитывая близость двух институтов: Владимир Путин пользуется сильной поддержкой Русской церкви с момента своего первого президентства. Однако религиозная поддержка России выходит за рамки собственной церкви. Жан-Клеман Жанбар, мелькитский греко-католический архиепископ Алеппо, приветствовал военную эскалацию России в Сирии как источник «надежды» для христиан страны. Говоря о преследовании христиан в Сирии джихадистскими группами, архиепископ сказал, что Владимир Путин «решает проблему» и «служит делу христиан». Он также говорил о «возобновлении доверия» среди христиан в Сирии.
Ранее Путин пообещал быть защитником христианского мира, пообещав сделать эту миссию важной частью внешней политики своей страны. Действительно, его риторика в поддержку режима Башара аль-Асада часто формулировалась как защита христиан, преследуемых суннитскими боевиками. Христиане неизменно поддерживали Асада в конфликте наряду с другими религиозными меньшинствами, такими как друзы.
Путин утверждает, что защита христиан является ключевой частью внешней политики России.
Интервью с боевиками сирийской организации «Джабхат ан-Нусра», филиала «Аль-Каиды», показывают, что эта версия не ускользает от внимания действующих лиц на местах. Сирийский джихадист Абдул Илах прокомментировал Syria Deeply, веб-сайту, что «Русская православная церковь поддерживает военное вмешательство Путина в Сирии и называет это священной войной». Он спросил: «Почему наш джихад рассматривается как терроризм, а когда они сражаются во имя религии, это считается «необходимым»?» Илах добавил, что действия России представляют собой «войну против ислама», заявив, что Россия использует конфликт в Сирии как возможность отомстить за предыдущие бои против повстанцев-джихадистов в Чечне и Афганистане. Такое отношение не ограничивается пехотинцами. В аудиообращении от 13 октября 2015 г. лидер «Джабхат ан-Нусра» Абу Мохаммад аль-Джолани сказал, что вмешательство России представляет собой повторение крестовых походов, включая «помощь злейших врагов суннитов, рафидов [шиитов]».
Религиозная риторика России, намеренно затуманенная националистическими и ностальгическими отсылками к славному прошлому, отнюдь не уникальна для сирийского конфликта. В 2014 году Путин оправдал аннексию Россией автономного Крымского полуострова Украины как неизбежное следствие исторического и даже божественного приоритета, заявив, что Крым имеет «сакральное значение для России» так же, как «Храмовая гора в Иерусалиме» имеет для евреев и мусульман.
Ссылаясь на основополагающий нарратив страны о христианизации одного из государств-предшественников России в XI веке, Путин заявил, что «Именно в Крыму, в древнем городе Херсонесе или Корсуни, как называли его древние русские летописцы, великий князь Владимир был крещен до принесения христианства на Русь». Ирония, кажется, ускользает от Путина в том, что князя Владимира почитают как национального героя и в соседней Украине.
Непосредственно за (новой) границей в Украине очевидна похожая динамика. Они показывают возрастающую роль религии в конфликтах и ее смешение с националистическими настроениями в православном мире. Два расходящихся отчета показывают использование религиозной риторики и настроений националистами по обе стороны борьбы за Донбасс на востоке Украины.
Группы сопротивления в Украине стремятся быть «христианскими талибами».
Би-би-си описывает дело российского бойца Павла Расты, который рассматривает свою битву вместе с украинскими сепаратистами как продолжение сражений крестоносцев за сердце христианского мира тысячелетие назад. Описывая оплот повстанцев Донецк как священный город, Раста представляет мировоззрение России и, в более широком смысле, славянского православного мира, окруженного надвигающимися врагами. Это мощное «славянофильское» течение в российской мысли и политике в течение последних 200 лет соперничало с конкурирующим направлением вестернизации и часто выражалось в религиозном языке. Ясно видны параллели с пропагандой джихада, которая подчеркивает тему мусульманской общины, которая подвергается согласованным атакам на всех фронтах.
Между тем, с другой стороны, украинские националисты говорят о необходимости крестового похода против России. Виталий Чорнли, бывший молекулярный биолог, а ныне член лоялистского батальона Святой Марии, который сражается вместе с украинской армией, утверждает в интервью Аль-Джазире, что «создает христианский Талибан». Восхваляя движение за его «полную преданность своей религии и то, как они направляют ее в свою борьбу», Чорнли заявляет, что «основной идеологией его подразделения является вера». Отвечая на вопрос о возможности предполагаемого прекращения огня с пророссийскими сепаратистами, Чорнли заявляет, что «батальон Святой Марии не подчиняется никому, кроме Бога».
Истинно православные члены этой группы, похоже, поняли преимущества смешения религии и политики, сражаясь на Кавказе вместе с мусульманскими сепаратистами, сражающимися за независимость России. Боец поясняет, что их модель сопротивления является не только идеологической, но и тактической: «У украинского государства нет шансов в войне с Россией, но христианские талибы могут добиться успеха, как талибы вытесняют американцев из Афганистана».
Эта ссылка на Талибан особенно уместна, учитывая текущее направление сирийского конфликта. Есть оттенки 19Афганистан 80-х годов в заявлении группы из 52 саудовских священнослужителей, призывающих к джихаду против российской интервенции в мусульманской стране. Претензии России на божественную санкцию на ее вмешательство со стороны как политического, так и религиозного истеблишмента рискуют усилить межконфессиональную напряженность и внести риторику цивилизационных столкновений в конфликты, в которых уже прочно укоренилась бинарность «добро» и «зло».
Авторы
Майло
Комерфорд
Бывший старший аналитик Института глобальных изменений Тони Блэра
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС
facebook.com/instituteglobal
twitter.com/instituteGC
instagram.com/institutegc
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
[email protected]
Copyright © Октябрь 2015 г., Институт глобальных изменений Тони Блэра
Все права защищены. Цитирование, воспроизведение и/или перевод данной публикации, полностью или частично, в образовательных или других некоммерческих целях разрешены при условии полной ссылки на источник. Tony Blair Institute, действующий как Tony Blair Institute for Global Change, является компанией с ограниченной ответственностью, зарегистрированной в Англии и Уэльсе (регистрационный номер компании: 105059).63), юридический адрес: One Bartholomew Close, London, EC1A 7BL.
Теги:
Глобальные вызовы, Противодействие экстремизму
Познакомьтесь с закоренелыми российскими религиозными деятелями, заставляющими трепетать владельцев кинотеатров
В январе Андрей Алексеев получил письмо от религиозных деятелей с предупреждением, что такие кинотеатры, как его, «могут сгореть», если в них покажут предстоящий фильм о романтической связи русского царя Николая II, канонизированный Русской Православной Церковью.
В письме , подписанном группой, именующей себя Христианское государство — Святая Русь, утверждалось, что члены по всей России готовы пожертвовать своей жизнью за «истинный православный христианский путь», и говорилось, что показ фильма под названием «Матильда» может привести к кровопролитию и «гражданской войне».
Полемика вокруг фильма, повествующего о романе между неженатым цесаревичем и балериной Матильдой Кшесинской, разгоревшаяся в последующие месяцы, благодаря отчасти доносам проекта спорного федерального законодателя.
Но предостережения о насилии в письме, которое получили и другие российские владельцы кинотеатров, теперь кажутся зловеще пророческими.
За последние две недели неизвестные забросали коктейлями Молотова петербургскую студию режиссера «Матильды» Алексея Учителя и подожгли две машины возле московского офиса его адвоката, оставив после себя листовки «Сжечь за Матильду».
Власти также сообщили, что человек, выступавший против фильма, поставленного для всероссийского показа 26 октября, 4 сентября поджег автомобиль у входа в кинотеатр в городе Екатеринбурге, а небольшой огонь перекинулся на здание кинотеатра. вход.
12 сентября крупнейшая российская сеть кинотеатров объявила, что не будет показывать «Матильду», сославшись на соображения безопасности зрителей.
Алексей Учитель, режиссер Матильды
Алексеев, основатель кинотеатра «Киноклуб нефть» в городе Ярославле, сказал, что письмо «Христианского государства» «вызвало волну опасений вокруг Матильды» среди владельцев кинотеатров.
«Затем эти так называемые активисты перешли от слов к делу», — сказал он Азаттыку.
Насилие привлекло внимание к ранее малоизвестному христианскому государству. Вот пять вещей, которые вам нужно знать о группе, которая отрицает какие-либо связи с инцидентами.
Что такое «Христианское государство-Святая Русь»?
Точное время появления группы остается неясным, хотя ее предполагаемый лидер Александр Калинин в телефонном интервью Азаттыку 14 сентября сказал Азаттыку, что она была создана в 2010 году. 33-летний Калинин утверждает, что группа насчитывает около 350 «активных членов». в 240 городах почти всех регионов России. Его первое явное упоминание в СМИ было в январе после писем в кинотеатры.
Калинин, проживающий в Липецке, с 2012 года публикует на YouTube видеоролики на религиозную тематику. В самом раннем видео, размещенном на его канале в YouTube, он рассказывает о религиозной трансформации, которая произошла с ним после того, что, по его словам, было на грани смерти. опыт:
Другим высокопоставленным членом группы является активист, известный как Мирон Кравченко, который, как ни странно, был зарегистрированным основателем группы в Украине, выступавшей против президента России Владимира Путина. Одна независимая газета процитировала Калинина , который в феврале заявил, что Кравченко хотел воевать на «обеих сторонах» конфликта между Киевом и Москвой из-за захвата Россией территории украинского Крыма и предполагаемой поддержки вооруженных сепаратистов на востоке Украины.
Что не так с Матильдой?
Как и другие консервативные противники Матильды, «Христианское государство» считает фильм оскорблением Русской православной церкви и Николая, чей роман с Кшесинской хорошо задокументирован, но активисты отрицают это. Роман закончился в 1884 году, когда Николай женился на немецкой принцессе, ставшей императрицей Александрой.
СМОТРЕТЬ: Трейлер (на русском языке) Матильды
«Это не просто фильм. Это начало широкой программы по разрушению духовной основы нашей страны», — сказал Калинин Радио Свобода.
Что сказали российские чиновники?
Критики Путина обвиняют его в том, что он способствует созданию чувства безнаказанности среди воинствующих религиозных и националистических активистов, в том числе с помощью закона 2013 года, поддержанного консерваторами, который запрещает распространение гей-пропаганды среди детей. Правозащитники называют закон дискриминационным.
Однако в противостоянии с «Матильдой» Кремль публично раскритиковал «Христианское государство» по имени, обвинив его в нападках на Учителя, режиссера фильма.
«Мы специально консультировались с Минюстом. Такой зарегистрированной организации нет», — заявил пресс-секретарь в Кремле Дмитрий Песков в феврале , добавив, что директор преследуется «анонимными экстремистами».
Двое российских депутатов обратились в МВД и Федеральную службу безопасности (ФСБ) с просьбой расследовать возможную экстремистскую деятельность группировки, сообщил адвокат Учителя , цитирует Интерфакс 13 сентября.
Что говорит Русская Православная Церковь?
Церковь дистанцировалась от группы в феврале после того, как Христианское государство разослало письмо в российские кинотеатры, в котором представитель церкви заявил, что группа не имеет права выступать от имени церкви и не представляет русскую православную общину.
Реакция на фильм «не должна выходить за рамки закона и сопровождаться какими-либо угрозами или экстремистским поведением», заявил официальный представитель Синода Русской Церкви Вахтанг Кипшидзе.
На вопрос о связях группы с церковью Калинин сказал Азаттыку, что у его группы хорошие отношения с православным духовенством по всей России. Он заявил, что «Христианское государство» работает с «десятками» «довольно серьезных организаций», которые он отказался назвать.
Что дальше?
14 сентября Калинин сообщил Радио Свобода и другим новостным агентствам, что, по его мнению, волна анонимных угроз о заложенных бомбах по всей России, вызвавшая массовые эвакуации в последние дни, связана с активистами, выступающими против Матильды.
Группа утверждала, что получила анонимное электронное письмо 10 сентября, незадолго до начала угроз, с предупреждением об «информационной атаке на кинотеатры и российскую инфраструктуру» в рамках православной кампании против фильма. Никакой информации, подтверждающей это утверждение, не поступало.
Как и в случае с недавними насильственными нападениями, связанными с Матильдой, Калинин отрицал причастность своей группы к угрозам заложить бомбу. Взрывчатых веществ ни в одном из происшествий обнаружено не было.
Александр Верховский, уважаемый российский исследователь экстремизма, сказал, что он никогда не слышал о Христианском государстве до скандала с Матильдой и что «настоящее насилие — очень редкое явление среди ортодоксальных фундаменталистов и ультраконсерваторов».
Верховский, руководитель московского центра «Сова», добавил, что «воинствующими православными активистами раньше двигали в основном националистические настроения, а не религиозные».