Как не роптать на бога: Ропот / Православие.Ru
Содержание
Как перестать роптать на Бога и смиренно пройти все скорби? — Вопросы и ответы. Православие в деталях — православная социальная сеть «Елицы»
Войти
Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Регистрация
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Получать информационную рассылку службы Елицы.Записки
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Лента
- |
Участники
- |
Фото
570
- |
Видео
1678
- |
Мероприятия
1
14 мар 2015
Как перестать роптать на Бога и смиренно пройти все скорби?
Вопрос: «Не могу справиться с ропотом и хулой на Бога, всех святых и Божью Матерь. Скорби всё прибавляются и прибавляются, а вопросы не решаются, причем, всё время одинаковые скорби. Понимаю, что нужно пройти это, но не могу найти силы, чтобы всё разрешить».
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– А не надо ничего разрешать. Нужно потерпеть и смириться. Как только смиришься – всё и отойдет. Причем – в тот же день!
Протоиерей Александр Березовский:
– Многие говорят: «Да давно уже терплю! Но ничего не меняется!»
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– По интонации сказанного видно раздражение. Молиться надо в кротости духа. И молиться столько – сколько надо. Об одном и том же предмете одному надо пять лет молиться, а другому – сорок пять! И попускаются скорби, как хорошо сказал спрашивающий человек – одни и те же. То есть Господь подобрал человеку необходимое лекарство, которое способствовало бы смирению. Спрашивается: «И чего ты выступаешь? Смирись скорее – и всё! И сделаешь шаг в Царство Небесное».
Протоиерей Александр Березовский:
– Как правило, говорят: «Сколько же можно терпеть?!»
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Ровно – всю жизнь! Господь терпел? Терпел. Нам велел? Велел. Иоанн Предтеча очень много терпел, но ни разу не возроптал и не сказал: «Господи, за что же Ты мне так?» Наоборот, говорил, что он – друг Жениха и что ему должно умаляться.
Рекомендуем
Умер кенийский мусульманин, закрывший собой христиан во время…
Заказать молебен о здравии вмч. целителю Пантелеимону у его св…
Заказать сорокоуст, проскомидию, неусыпаемую псалтирь в подвор…
Как не роптать во время болезни?
сайт Горловской и Славянской епархии
Зима — время, щедрое на грипп и ОРВИ. Головная боль и температура, слабость и насморк отравляют жизнь сотен людей. Как не роптать, если столько интересного проходит мимо? Можно ли этому научиться? Как сохранить душевное спокойствие, если заболел чем-то серьёзнее простуды? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Михаилу Фоменко, настоятелю Пантелеимоновского храма при Городской больнице № 2 Горловки.
Ропот — это отсутствие у человека терпения и смирения. Когда их запасы исчерпываются, возникает чувство неудовлетворённости, раздражительности. Ропот — это недовольство, которое ещё не переросло в большой бунт. Он отдаляет человека от спасения. Как уродливый сорняк обезображивает клумбу, полную прекрасных цветов, так и ропот портит поле наших добрых дел и стремлений. Более того: он губит отношения человека с Богом.
Если обратиться к святоотеческому учению, то вспоминаются замечательные слова святителя Феофана Затворника, сказанные по этому поводу: «Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи». Если мы обратим внимание на то, как рождается ропот, то обнаружим, что человек начинает роптать во время испытаний. Это очень губительно для него, поскольку за всем этим может последовать отпадение от Бога и Церкви. Православному человеку нужно понимать, что Господь порой испытывает его — например, на терпение и смирение. Он приводит его к Себе, но это не всегда получается беспрепятственно. Наша задача — пройти эти препятствия достойно.
Ропщущий словно надевает очки, через которые видит всё искажённым. В свете его недовольства теряют ценность многие важные вещи. Постепенно он начинает роптать на всё: что у него маленькая зарплата, что заболел не вовремя, что дети нездоровы, и нужно оставить дела и бежать в аптеку или к врачу. Такой человек, как правило, спрашивает: «Господи, за что?» Однако нужно правильно формулировать вопросы: не «за что?», а «для чего?»
Ропот в болезни бывает разным: кто-то смиренно терпит тяжёлые недуги, а кто-то не может смириться с простудой. Зачастую человек не понимает, что Господь его либо хранит от чего-то, либо умудряет, даёт время чему-то научиться, что-то понять о себе.
Все испытания нужно правильно оценивать. Бог даёт их для того, чтобы мы от чего-то оградили себя, где-то остановились, увидели, что вокруг происходят вещи, мешающие нашему спасению. Таким образом Господь человека останавливает и будит: «Вставай, посмотри на свою жизнь, нужно избавляться от греха!» Апостол Павел говорит: «Всё делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2:14). Ропот — это препятствие, он не даёт нам спасаться.
Как же человеку, который болеет и испытывает трудности, научиться не роптать?
Совет первый: молиться. В молитве христианин перестаёт роптать. Тот, кто искренне молится, понимает, что есть Промысл Божий, который останавливает, защищает, чему-то учит. Молитву оставлять нельзя ни в коем случае.
Второе: по возможности приходить в храм на Божественную литургию, исповедоваться, причащаться, чтобы ускорить выздоровление и души, и тела. Важно обращать внимание на особенности заболевания. Если это какой-то вирус, то лучше помолиться дома. Господь тем самым, скорее всего, даёт время для каких-то раздумий. Если у человека какая-то длительная тяжёлая болезнь, то ему нужно подумать о том, как пригласить домой священника, чтобы исповедоваться, причаститься, собороваться. К разным болезням — разный подход.
Третье — и самое главное: нужно прийти к вере в Промысл Божий. Тогда человеку будет легко и в болезни, и в печали, и в любых сложных жизненных обстоятельствах. Если он понимает, что на происходящее есть воля Божия, ему намного легче переносить тяготы. Вообще, верующему всё легче воспринимать: обиды, неудачи, конфликты. Вера в Промысл Божий — это оружие против ропота и болезни. Господь даёт нам силу.
Нужно помнить, что, как сказал мудрый Соломон, всё проходит, и это пройдёт. Болезнь когда-то отступит, и очень важно, чтобы ропот, который досаждал во время недуга, не повторялся. Ведь он — это недовольство. «Почему я? Почему это случилось со мной?» — спрашивают люди. Однако часто бывает, что какая-то болезнь избавляет от больших несчастий: серьёзных травм или вообще смерти. Если научимся правильно относиться к болезням, то и ропот уйдёт.
Конечно, человеку свойственно пытаться понять, почему что-то происходит именно с ним, но на многие вопросы наш разум дать ответ не может. В таких случаях нужно вспоминать слова из молитвы «Отче наш»: «да будет воля Твоя». С ними принять любое событие намного проще.
Ропот — это бесовское наваждение. Дьявол насаждает зёрна недовольства в сердце человека, они дают ростки. В итоге всё это может привести к бунту против Бога. Поэтому эти ростки нужно искоренять. Как? — с помощью исповеди. Надо покаяться в этом грехе, после чего стараться всячески его избегать. Дьявол, если видит, что человек не ропщет, всегда отходит, потому что такой христианин непобедим.
Записала Екатерина Щербакова
сайт Горловской и Славянской епархии
Делай все без ропота | Желая Бога
«Все делайте без ропота» (Филиппийцам 2:14). Удивительно легко выполнить эту команду, не услышав этих двух навязчивых слов: все вещи .
Делать все дела без ропота? Да, все: просыпаться с больным горлом, получать критику, оплачивать штраф за парковку, сгребать весенний снег, принимать гостей, дисциплинировать своих детей, менять спущенное колесо, отвечать на электронные письма и делать все остальное без единого ропота. «Это трудное изречение», — может возникнуть соблазн сказать нам. «Кто может это слушать?» (Иоанна 6:60).
Многие из нас просыпаются с намерением «ворчать» и весь день ворчат, бормоча самые разные предметы, встречающиеся на нашем пути. Мы можем облечь это в более приятные слова: «излить душу», «быть честным», «снять что-то с моей груди» или даже «поделиться молитвенной просьбой». Но Бог знает, что мы делаем, и, если мы действительно об этом задумываемся, мы часто делаем то же самое. Ропот — это гул падшего человеческого сердца и часто признак живущего в христианах греха.
И это делает неропотников особенным народом в этом мире. Как продолжает Павел, те, кто «все делают без ропота», горят, как большие солнца в мире тьмы (Филиппийцам 2:14–15).
Голос недовольства
Использование Павлом слова ворчание (и его ссылка на Второзаконие 32:5 в следующем стихе) возвращает нас в пустыню между Египтом и Ханааном, где мы встречаем группу опытных ропотников. Чему нас учат сорок лет в пустыне относительно ропота?
Нас учат, что ропот — это недовольство, высказанное вслух — презрение сердца вырвалось через уста. Это звук, который мы издаем, когда у нас есть «сильная тяга» к чему-то, чего у нас нет, и мы начинаем беспокоиться (Числа 11:4; Псалом 105:14).
Объект нашего желания не обязательно должен быть злым; часто это не так. Израильтяне, например, тянулись к совершенно безобидным удовольствиям сами по себе: к еде и воде (Исход 15:24; 16:2–3; 17:3), к безопасному проходу в Землю Обетованную (Числа 14:2–4), утешение (Числа 16:41). Но их желания этих благ каким-то образом превратились в зло: они захотели их скорее , чем Бог решил дать им; они хотели их больше чем сам бог.
У нас тоже. Мы хотим провести расслабляющий вечер дома, но нам звонит друг, которому нужна помощь с переездом. Нам нужна работа, которая кажется значимой, но мы застреваем среди электронных таблиц. Или, что более важно, мы хотим будущего, на которое рассчитывали, но получаем такое, которого никогда не хотели.
«Несправедливо», — говорит какой-то внутренний голос. «Это неправильно», — говорит другой. Желания становятся ожиданиями; ожидания становятся правами. И вместо того, чтобы принести свое разочарование Богу и позволить Его словам укрепить нас, мы позволяем неудовлетворенному желанию перерасти в недовольство. Мы ворчим.
Ропот против нашего добра
Однако ворчание — это не просто голос недовольства. Это также голос неверия. Мы ропщем, когда наша вера в Божьи добрые намерения колеблется. Не желая верить, что Бог создает это разочарование для нашего блага, мы смотрим только на болезненные теперь .
Когда израильтяне закончили хоронить последнее поколение в пустыне, Моисей открыл Божий замысел во всех их испытаниях в пустыне: «[Бог] провел вас через великую и ужасающую пустыню . . . чтобы смирить вас и испытать вас, чтобы сделать вам добро в конце » (Второзаконие 8:15–16). Какой трагический комментарий к этим могилам в пустыне. На каждом надгробии в той глуши были высечены слова: «Мы роптали на свое добро».
Бог уже сказал им это после их первого приступа ворчания. Он поставил их перед выбором: они могли либо «усердно слушать гласа Господа, Бога твоего» (Исход 15:26), либо следовать за бушующей толпой внутри себя. Что ж, мы знаем эту историю. Они последовали за толпой.
Наш собственный ропот также основан на интерпретации Бога, нас самих и этого мира, которая совершенно не соответствует реальности. (Конечно, это ощущается как реальность; змеиный голос всегда так делает.) Мы ропщем, потому что мы прилежно прислушались к голосу, отличному от Господа Бога нашего, и начали повторять слова. Вместо того, чтобы взывать к Богу: «Помоги мне поверить, что ты хороший!» мы бормочем, проливаем и извергаем — все равно, что сказать: «Боже, твои пути нехороши».
Прекратите роптать
Как и все искушения, свойственные человеку, искушение роптать всегда приходит с «путем избавления, чтобы вы могли перенести его» (1 Коринфянам 10:13). Но как? Как мы можем противостоять собственной склонности роптать и, что удивительно, начать «все делать без ропота» (Филиппийцам 2:14)?
1. Покаяться в своенравных желаниях.
Когда вы узнаете какие-то ворчливые слова, остановитесь и спросите себя:
Чего я хочу прямо сейчас больше, чем хочу Божьей воли?
Какое желание стало важнее Божьих заповедей?
Какое желание стало слаще познания Христа Иисуса, Господа моего?
Ворчание исходит от нас не из-за проблемы там , а из-за проблемы здесь . Никакие внешние обстоятельства не заставляют нас роптать. Тот же апостол, который сказал: «Все делайте без ропота», в то время как писал, был одет в цепи за благовестие. Тем не менее Филиппийцы пропитаны благодарностью, а не ропотом (Филиппийцам 1:3; 4:14). Более того, в центре послания Павла находится Спаситель, безропотно смиривший Себя до смерти, даже до смерти на кресте (Филиппийцам 2:5–8).
Бог дал нам все необходимое, чтобы перестать роптать — даже в тюрьме, даже на пути к собственной казни. Таким образом, в дополнение к признанию нашего ропота, нам нужно покаяться в тех своенравных желаниях, которые удерживают нас от того, чтобы сказать вместе с Павлом: «Я страстно ожидаю и надеюсь, что . . . прославится Христос в теле моем, жизнью ли то, смертью ли», утешением или разочарованием, исполнившейся или отложенной надеждой (Филиппийцам 1:20).
2. Помните Божье слово жизни.
Поскольку наше ропот основано на ложном толковании реальности, нам нужно, чтобы Бог по-новому истолковал для нас наши обстоятельства. Поэтому, как говорит нам Павел, мы подавляем ропот, «держась слова жизни» (Филиппийцам 2:16).
Держись предполагает усилие и внимание. Недовольство редко исчезнет, если мы будем просто размахивать смутными мыслями о Божьей благости. Нам нужно брать конкретные слова от Бога и с безжалостной силой держаться за них крепче, чем мы держимся за слова своего недовольства.
Каких слов от Бога мы должны придерживаться в эти моменты? Любой, кто противопоставляет нашему внутреннему шуму голосов истину об изобилии Божьей благости (Псалом 31:19), наших преимуществах во Христе (Псалом 103:1–5), сиянии нашего будущего (1 Петра 1:3–9), Например, Божья власть над испытаниями (Иакова 1:2–4) и удовольствия послушания (Псалом 19:10–11).
Или, чтобы придерживаться контекста повеления Павла, подумайте о том, чтобы держаться за эту жемчужину обетования: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:19).). Славные богатства для каждой нужды принадлежат нам во Христе. Крепко держитесь этого слова.
3. Ответить Богу с верой.
Наконец, возьми эти слова и обрати их к Богу, Который является нашим настоящим помощником (Пс. 46:1). Другими словами, замените ропот его праведной противоположностью: молитвой. Всякое решение роптать — это решение не молиться, не изливать сердца перед Богом, не приближаться к Его могущественному престолу благодати. Точно так же каждое решение молиться — это решение не роптать.
Конечно, даже в молитве борьба продолжается. Наши мысли часто возвращаются к тому человеку или обстоятельствам, которые нас взволновали. Но продолжайте возвращать свой разум. Продолжайте возвращать свое внимание к Богу, который сотворил вас, знает вас, любит вас, купил вас и совершит вашу святость в день Иисуса Христа (Филиппийцам 1:6).
В присутствии этого Иисуса не может роптать. Со временем она должна уступить место благодарности. Он должен преклонить колени перед верой. Она должна уступить место похвале.
Как жаловаться без ворчания
Когда мы жалуемся, это часто плохо. Но жаловаться не обязательно зло. Есть верный (верящий) способ жаловаться и неверный (неверующий) способ жаловаться.
Библия часто называет жалобы на неверие ропотом и предостерегает нас от этого (Числа 14:26–30; Иоанна 6:43; Филиппийцам 2:14; Иакова 5:9). Жалобы прямо или косвенно заявляют, что Бог недостаточно благ, верен, любящ, мудр, могущественен или компетентен. В противном случае он бы лучше относился к нам или более эффективно управлял вселенной. Неверные жалобы греховны, потому что они обвиняют Бога в том, что он поступает неправильно.
Но верные жалобы не обвиняют Бога в неправоте. Скорее, это честное, стонущее выражение того, каково это — испытывать трудности, мучения и горе жизни в этом падшем, суетном мире (Римлянам 8:20–23). Бог не возражает против такого рода жалоб. На самом деле, он поощряет это — и учит нас, как это делать, в Библии.
Гласом моим к Господу взываю; голосом моим умоляю Господа о милости.
Я изливаю свою жалобу перед ним; Я рассказываю о своей беде перед ним. (Псалом 141:1–2)
Большинство этих библейских и праведных жалоб содержатся в том, что мы называем псалмами плача. Книга Псалмов содержит молитвы и гимны, которые Бог выбрал, чтобы научить нас, как выражать себя Ему в поклонении. Около трети этих псалмов составляют плачи. И это драгоценные дары от Бога.
В этих плачах писатели изливают Богу свою скорбь (Псалом 137), гнев (Псалом 140), страх (Псалом 69), тоску (Псалом 85), смятение (Псалом 102), опустошение (Псалом 22), покаяние (Псалом 51), разочарование (Псалом 74) и депрессия (Псалом 88) либо из-за внешнего зла, либо из-за внутреннего зла, либо из-за тьмы.
Эти псалмы являются выражением глубокого и глубокого сострадания Бога к нам (Иакова 5:11). Он знает, что мы часто будем испытывать изумляющую боль и поэтому часто будем нуждаться в том, чтобы выразить свою боль Ему.
Бог хочет, чтобы мы излили Ему свои жалобы и рассказали Ему о своих бедах (Псалом 141:2). Он хочет, чтобы мы делали это наедине, как это сделал Давид, когда написал 142-й псалом в пещере Одоллам (1 Царств 22). И он хочет, чтобы мы делали это сообща, как когда народ Израиля будет петь вместе 142-й псалом.
Он хочет, чтобы мы рассказали ему, каково это, как когда Давид воскликнул: «Никто не заботится о душе моей» (Псалом 141:4). И он хочет, чтобы мы помнили, что, несмотря на то, как все выглядит и ощущается прямо сейчас, из-за Его очень великих обещаний (2 Петра 1:4), когда-нибудь эти беды больше не будут беспокоить нас, как когда Давид выразил свою надежду: «Вы будете делать щедро со мной» (Псалтирь 141:7).
Псалмы плача — сокровища для святых.