Как поститься в пятницу и среду мирянам: Посты в среду и пятницу

Разное

Как поститься в среду и пятницу?

Фото сайта pravmir.ru

Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.

Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». «Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, — говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, не постится в святую Черыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем.

В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница – дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня выпадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

НАЧИНАТЬ соблюдение поста в постные дни следует с того момента, как проснетесь и до самого вечера.

Сплошные седмицы (седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы:

Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения Господня.

Мытаря и фарисея — за две недели до Великого поста.

Сырная (Масленица) — неделя перед Великим постом (разрешаются всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.

Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Как поститься детям, больным, престарелым людям

Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует посоветоваться со священником.

Правила пощения с древних времен имеют обязательную силу преимущественно на здоровых членов Церкви. Дети, больные и престарелые, которые не могут хранить совершенного поста по Уставу, не лишаются матернего благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа. Так, Устав Церкви о хранении поста в первую седмицу Четыредесятницы говорит: «В понедельник отнюдь не ясти, такоже и во вторник. Могущие же да пребудут постящееся до пятка. Немогущие же сохранити двух первых дней Четыредесятницы, да ядят хлеб и квас по вечерни во сторник. Подобни же и стари творят».

В 69-м правиле святых апостолов о хранении вообще Четыредесятницы постановлено: «Кто не постится в четыредесять дней, да извержется, разве только по болезни: немощному бо прощено есть по силе вкушати масла и вина».

Пресс-служба Красноярской епархии

только до вечера или до утра следующего дня?

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы  всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.

Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

Иерей Андрей Чиженко

Руководство по голоданию | Свято-Покровская Православная Церковь

Пост в течение года

Пятница — самый важный день для поста, а следующая по важности — среда. В православной практике это включает в себя большинство сред и пятниц в течение года (за исключением периодов без поста, таких как пасхалтида, неделя после Пятидесятницы, 11 дней после Рождества, а также недели мытарей и фарисеев, а также недели сыра, в которые полностью не постятся). для монахов и никакой ксерофагии для мирян даже по пятницам). Следующий самый важный день для поста – среда. Как говорит святой Исаак в своей 51-й проповеди, если вы не можете поститься весь день, то, по крайней мере, поститесь «до вечера» (под которым он подразумевает полдень или до 15:00, когда приближается вечер).

Пост (всегда сопровождаемый молитвой и добрыми делами) есть акт покаяния, а покаяние (обращение к Богу и отлучение от себялюбия и греховного потворства) является неотъемлемой частью христианской жизни. Чтобы избежать зависимостей, мы должны воздерживаться от определенных вещей большую часть года. Таким образом, у нас есть пиршества, которым мы предаемся, и посты, когда мы воздерживаемся от потворства.

Пьянство и чревоугодие

Частью цели проведения дней и периодов поста является осуществление духовного плода и добродетели умеренности и воздержания, а также избежание грехов пьянства и чревоугодия. Умеренное употребление алкоголя допускается во многие дни в течение года, но сверх того пьянство есть неправильное и нездоровое как духовно, так и физически, и еще хуже, если это не разовое явление, а становится частым. Точно так же есть или пить (безалкогольные напитки, такие как газировка, кофеин и т. д.) до сытости в дни без поста — это одно, а переедать или пить слишком много, особенно если неоднократно, — это чревоугодие.

Вино и масло?  И вино, и масло многие века хранились в «бурдюках» (как мы читаем в Библии). Именно по этой причине вино и масло по субботам и воскресеньям Великого поста считались частичным нарушением поста в честь дня, поскольку «мясо» растворялось в двух жидкостях. Конечно, сегодня мы так не храним ни вино, ни масло, поэтому и отношение этих двух вещей к посту другое. Однако вино также имеет качество алкоголя, от которого, как мы видим, именно по этой причине воздерживались в определенные дни и, таким образом, все же следует ограничивать во все дни без вина.

Времена покаяния (Посты):

Великий пост (Великий пост) и Страстная неделя. Великий пост также называется 40-дневным постом и включает дни, предшествующие Страстной неделе. Цели Великого поста и Страстной недели разные. Страстная неделя посвящена исключительно Господу. Великий пост – это время, отведенное нам для полного испытания совести и покаяния в своих грехах, и полного исповедания перед Богом. Некоторые любят откладывать исповедь до Страстной недели, но это неправильно. «Большая» исповедь всегда должна происходить во время Великого поста. Если по какой-то причине мы находим необходимость пойти во время Страстной недели, это должно быть только ПОСЛЕ того, как мы совершили полную исповедь где-то во время Великого поста.

Пост при подготовке к Рождеству (обычно 40 дней, но самый строгий — за 4 дня до Рождества). Этот пост известен как «малый», поскольку он менее строгий, за исключением 4 дней перед самим Рождеством.

Успенский пост (две недели)

Апостольский пост (разнится) 

Постное правило Православной Церкви

Традиционное учение Церкви о посте в наши дни широко не известно и не соблюдается. Тем православным христианам, которые стремятся соблюдать более дисциплинированный пост, может быть полезна следующая информация.

Хотя правила могут показаться довольно строгими тем, кто не видел их раньше, они были разработаны для всех верующих, а не только для монахов. (Монахи не едят мяса, поэтому правила относительно употребления мяса не могли быть написаны с их учетом. Точно так же правила относительно супружеского воздержания применяются только к мирянам и женатым священнослужителям.) Хотя немногие миряне в состоянии соблюдать это правило во всей его полноте. , кажется, лучше всего представить его в основном без суждения о том, какой уровень «соответствует» мирянам, поскольку этот вопрос лучше всего решается в собственной среде каждого христианина под руководством его духовных отцов.

Есть много исключений из приведенных здесь общих правил, например, когда большой праздник или престольный праздник прихода приходится на период поста. Подробности узнайте у своего священника и в своем приходском календаре. St. Innocent Press издает настенные и карманные календари, в которых указано правило поста на каждый день года. Календарь Святого Германа, ежегодно издаваемый St. Herman of Alaska Press, также является хорошим ежедневным справочником.

Периоды без поста
Для христианина вся пища чистая. Когда пост не предписан, нет и запрещенных продуктов.

Еженедельный пост
Если не объявлен период без поста, православные христиане должны соблюдать строгий пост каждую среду и пятницу. Следует избегать следующих продуктов:
Мясо, в том числе птица, и любые мясные продукты, такие как сало и мясной бульон.
Рыба (имеется в виду рыба с хребтом; разрешены моллюски).
Яйца и молочные продукты (молоко, масло, сыр и др.)
Оливковое масло. Буквальное толкование правила запрещает только оливковое масло. Особенно там, где оливковое масло не является основной частью рациона, иногда принимается правило включать все растительные масла, а также нефтепродукты, такие как маргарин.
Вино и другие алкогольные напитки. В славянской традиции в постные дни часто разрешается пиво.

Сколько?
К сожалению, легко соблюдать букву правила поста и при этом практиковать чревоугодие. Во время поста мы должны есть просто и скромно. Монахи едят только один раз в день в дни строгого поста, два раза в день «вина и масла» (см. ниже). Мирян обычно не поощряют ограничивать в еде таким образом: посоветуйтесь со священником.

Исключения
Церковь всегда освобождала от строгого поста маленьких детей, больных, очень старых, беременных и кормящих матерей. Хотя людям из этих групп не следует серьезно ограничивать количество потребляемой пищи, никакого вреда не будет, если два дня в неделю обходиться без некоторых продуктов — просто ешьте достаточно разрешенных продуктов. Исключения из поста по медицинским показаниям (например, при диабете) допускаются всегда.

Причастие быстро
Чтобы Тело и Кровь Господа нашего были первыми, что сойдут с наших уст в день причастия, мы воздерживаемся от всякой пищи и питья с момента отхода ко сну (или полуночи, в зависимости от того, что наступит раньше) накануне вечером. Супружеские пары должны воздерживаться от половых контактов в ночь перед причастием.
Когда причастие совершается вечером, как в случае с Преждеосвященными Литургиями во время Великого поста, этот пост следует, по возможности, продлить на весь день до окончания причастия. Для тех, кто не может соблюдать эту дисциплину, иногда предписывают полный пост, начинающийся в полдень.


Постный пост
Великий пост — самый продолжительный и строгий пост в году.

Неделя перед Великим постом («Сырная неделя»): мясо и другие продукты животного происхождения запрещены, но яйца и молочные продукты разрешены даже в среду и пятницу.

Первая неделя Великого поста: В течение первых пяти дней, в среду и пятницу после Преждеосвященной литургии, вкушается только два полноценных приема пищи. Ничего не едят с утра понедельника до вечера среды, это самое долгое время без еды в церковном году. (Мало кто из мирян соблюдает эти правила во всей их полноте). В среду и пятницу, как и во все будние дни Великого поста, следует избегать мяса и продуктов животного происхождения, рыбы, молочных продуктов, вина и масла. В субботу первой недели начинается обычное правило Великих суббот (см. ниже).

Будни со второй по шестую недели: Ежедневно соблюдается строгое правило поста: воздержание от мяса, мясных продуктов, рыбы, яиц, молочных продуктов, вина и масла.

По субботам и воскресеньям со второй по шестую недели: вино и масло разрешены; в противном случае соблюдается строгое правило поста.

Страстная неделя: ужин в четверг в идеале является последним приемом пищи перед Пасхой. Во время этой трапезы разрешается вино и масло. Пост Великой и Страстной Пятницы является самым строгим постным днем ​​в году: даже тем, кто не соблюдал строгий пост, настоятельно рекомендуется не есть в этот день. После литургии св. Василия в Великую Субботу можно выпить немного вина и фруктов для пропитания. Пост иногда прерывается в субботу вечером после Воскресенской утрени или, самое позднее, после Божественной литургии на Пасху.

Вино и елей допускаются в несколько праздничных дней, если они приходятся на будний день Великого поста. Обратитесь к своему приходскому календарю. В Благовещение и Вербное воскресенье разрешена также рыба.


Апостольский пост
Правило для этого поста переменной продолжительности более мягкое, чем для Великого поста.
Понедельник, среда, пятница: строгий пост.
Вторник, четверг: Масло и вино разрешены.
Суббота, воскресенье: рыба, масло и вино разрешены.
Это правило соблюдается многими монастырями в межпостные периоды.


Успение быстро
Пост во время двухнедельного Успенского поста такой же, как во время большей части Великого поста:
Понедельник-пятница: Строгий пост.
Суббота и воскресенье: вино и масло разрешены.


Рождественский пост.
В начале поста правило такое же, как и в Апостольском посте. Во время последней части поста по субботам и воскресеньям больше не едят рыбу. В разных традициях это усиление поста может приходиться либо на последнюю неделю, либо на последние две недели.


Другие посты
Сочельник Богоявления, Воздвижение Креста и Усекновение главы Иоанна Предтечи — постные дни, с дозволением вина и елея.

Быстрые периоды
Дополнением к четырем сезонам поста Церкви являются четыре недели без поста:
Рождество в Сочельник Богоявления.
Неделя после воскресенья мытаря и фарисея.
Светлая неделя — неделя после Пасхи.
Троицкая неделя — неделя после Пятидесятницы, заканчивающаяся Неделей Всех Святых.


Семейный пост
Ожидается, что супружеские пары воздержатся от сексуальных отношений в течение четырех сезонов церковного поста, а также во время еженедельных постов по средам и пятницам. (Этот аспект правила поста, вероятно, еще более широко игнорируется и для многих является более трудным, чем те, которые касаются еды. Признавая это, некоторые источники выступают за более скромное, минимальное правило: пары должны воздерживаться от сексуальных отношений до получения Святого Духа. Причащения и на протяжении Страстной недели.)

Проблемы со здоровьем
Во время поста отказ от запрещенных продуктов не представляет опасности для здоровья, если вы употребляете достаточное количество других продуктов. Потребление кальция и достаточное количество калорий могут быть проблемой для растущих детей, беременных и кормящих матерей. Обогащенный кальцием апельсиновый сок — это простой способ гарантировать обильное потребление кальция, избегая при этом молочных продуктов. Орехи и ореховые пасты являются хорошим источником калорий для тех, кому необходимо поддерживать вес на постной диете.
Если вы новичок в голодании, вас могут беспокоить приступы голода. Голодные муки не вредны; они просто часть поста.
Первые несколько дней длительного периода голодания часто бывают самыми трудными. Не расстраивайтесь из-за головных болей, усталости и т. д. в начале разгрузочного сезона — они исчезнут или уменьшатся в интенсивности. Если вас беспокоит вялость, попробуйте умеренные физические нагрузки. Короткая прогулка может изменить вашу энергию.

В продуктовом магазине. Читайте списки ингредиентов на обработанных и упакованных пищевых продуктах. Сливочное масло, сухое молоко, сыворотка, мясной бульон и сало являются обычными добавками.

Если вы не знаете, что приготовить во время поста, обратитесь к любой из многочисленных вегетарианских поваренных книг, доступных сейчас в книжных магазинах или в вашей публичной библиотеке. На рынке представлено несколько хороших «постных кулинарных книг».


Приведенные здесь правила, конечно, являются лишь одной, самой внешней частью истинного поста, который будет включать в себя усиленную молитву и другие духовные дисциплины, а также может включать в себя решение оставить в стороне другие аспекты нашей повседневной жизни (такие как как кофеин или телевидение), или заняться такими обычаями, как посещение больных.

Очевидно, что многие православные не соблюдают традиционное правило. Если примете его, остерегайтесь гордыни и не обращайте внимания ни на чей пост, кроме своего. Как сказал один монах, мы должны «следить за своими тарелками».

Не заменяйте правило, данное нам Церковью, понятием «решить, от чего отказаться на Великий пост». Во-первых, как можно лучше соблюдайте церковный пост, а затем, посоветовавшись со священником, определитесь с дополнительными дисциплинами.

Нам всегда советуют поститься в соответствии с нашими силами, и вы можете обнаружить по опыту, что вам нужно изменить правило поста, чтобы оно соответствовало вашей собственной силе и ситуации. Но не думайте заранее, что правило слишком сложно для вас. Господь — наша сила, и Он может поддержать нас чудесным и непредвиденным образом.

Те, кто пытается соблюдать традиционный церковный пост, увидят, что, хотя искушения гордыни и законничества реальны, духовная польза велика. Возвращение к более усердному посту могло бы сыграть большую роль в духовном обновлении наших православных церквей.



Изречения о посте

Святитель Симеон Новый Богослов: «Пусть каждый из нас помнит о пользе поста… Ибо сей целитель душ наших действенен, в случае утоления лихорадок и побуждения плоти, в ином для утоления дурного настроения, в ином для прогона сна, в ином для возбуждения усердия, в ином для восстановления чистоты ума и освобождения от злых помыслов. В одном укроет его необузданный язык и как бы немного удержит его страхом Божиим и удержит от произнесения праздных и растленных слов. В другом она будет незримо охранять его глаза и устремлять их наверх, вместо того, чтобы позволять им блуждать туда и сюда, и таким образом заставит его смотреть на себя и научит его помнить о своих ошибках и недостатках. Пост постепенно рассеивает и отгоняет душевную тьму и покрывало греховное, лежащее на душе, подобно тому, как солнце рассеивает туман. Пост позволяет нам духовно видеть тот духовный воздух, в котором Христос, Солнце, не знающее захода, не восходит, а сияет непрестанно. Пост, подкрепленный бодрствованием, проникает и смягчает ожесточение сердца. Там, где когда-то были испарения опьянения, теперь бьют фонтаны умиления. Умоляю вас, братия, пусть каждый из нас постарается, чтобы это произошло в нас! Когда это произойдет, мы охотно, с помощью Божией, прорубимся через все море страстей и пройдем волны искушений жестокого тирана, и так станем на якорь в гавани непроходимости.
«Братья мои, это не может произойти за один день или за одну неделю! Они потребуют много времени, труда и боли, в соответствии с отношением и желанием каждого человека, в соответствии с мерой веры и презрения к объектам зрения и мысли. Кроме того, также в соответствии с усердием его непрестанного покаяния и его постоянной работы в тайной комнате его сердца, это совершается скорее или медленнее по дару и благодати Божией. Но без поста никто никогда не мог достичь ни одной из этих добродетелей, ни каких-либо других, ибо пост есть начало и основание всякой духовной деятельности».
— Симеон Новый Богослов: Беседы, паб. Паулист Пресс. стр. 168-169.

Приснопамятная матушка Гаврилия много времени провела в служении Христу, путешествуя по местам, которые отделяли ее от повседневной богослужебной жизни Церкви. Особенно в эти времена ей сослужил совет духовника архимандрита Лазаря Мура:
«Пост — одно из наших величайших орудий против лукавого. Я повторю то, что сказал мне когда-то отец Лазарь. В 1962 года, я уехал в США. Я оставался там долгое время и путешествовал по многим штатам. Большим подспорьем были письма отца Лазаря… Он говорил: «Иди куда хочешь, делай что хочешь, лишь бы пост соблюдался»… Потому что ни одна стрела лукавого не может достать до тебя когда вы поститесь. Никогда.’
— Подвижник любви, жизнеописание матушки Гаврилии, изд. Серия Таланто. стр. 200.

Преподобный Серафим Саровский о посте: «Однажды к нему пришла мать, которая заботилась о том, как бы ей устроить наилучший брак для своей малолетней дочери. Когда она пришла к преподобному Серафиму за советом, он сказал ей: «Прежде всего сделай так, чтобы тот, кого дочь твоя изберет себе в спутники жизни, соблюдал посты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts