Как предал иуда иисуса: История Иуды. Как все было на самом деле? – Православный журнал «Фома»

Разное

История Иуды. Как все было на самом деле? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 12 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Со времен Евангельских событий человечество не знает имени более позорного и низкого, чем имя Иуды Искариота. Историю о том, как один из ближайших учеников Христа за тридцать сребреников предал своего Божественного Учителя на распятие, знают сегодня даже люди, ни разу в жизни не читавшие Библию. Но у тех, кто читал Евангельский рассказ о предательстве Иуды, неизбежно возникает ряд вопросов. Поступки Иуды поражают какой-то удивительной внутренней непоследовательностью. Ведь даже в предательстве должна быть определенная логика. А то, что сделал Иуда, настолько противоречиво и бессмысленно, что не укладывается даже в логику предательства. Впрочем, до определенного момента его действия понятны. Задумав предать Христа, Иуда идет к первосвященникам и говорит: что вы дадите мне, если я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Христа. Случай подвернулся на следующую же ночь. Иуда приводит вооруженный отряд воинов и слуг первосвященников в Гефсиманский сад, где обычно проводили ночь Христос и апостолы. “Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?”

И тут возникает вопрос: почему для того чтобы указать на Христа, Иуда избрал такой вызывающе-наглый способ? Ведь обычно предатель стыдится даже просто взглянуть в глаза своей жертве. А здесь он открыто приветствует Христа, ничуть не скрывая своих намерений отдать Его в руки слуг первосвященников. Такое поведение можно было бы объяснить полным безразличием Иуды к судьбе преданного им Христа. Но есть обстоятельство, которое не позволяет так упрощенно трактовать Иудин поцелуй. Потому что узнав об осуждении Христа на смерть, Иуда повесился. Вот как описывает это Евангелист Матфей.

Иуда. Николай Ге

“Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.” (Мф 27: 3-5).

Получается парадокс. Если Иуда ненавидел Иисуса или просто окаменел сердцем и был к Нему равнодушен, то почему он покончил с собой? Ведь только смерть того, без кого жизнь теряет всякий смысл, может толкнуть человека на самоубийство. Выходит, Иуда любил Христа? Но тогда почему он с такой легкостью отдал Иисуса в руки тех, кто приговорил Его к смерти?

История с платой за предательство только усугубляет недоумение. Евангельский текст недвусмысленно свидетельствует, что Иуда предал своего Учителя за тридцать сребреников. Но если они были целью и причиной предательства Иуды, то почему после исполнения своего замысла он с такой легкостью возвращает эти сребреники назад? А если они не были для Иуды ценностью, то ради чего он пошел на предательство, стоившее жизни ему самому?

Все эти вопросы возникают оттого, что предательство – это тайна больной души. Предатель вынашивает в сердце свои преступные планы и тщательно скрывает их от окружающих. Иуда никому не открывал своих намерений до самой своей бесславной гибели. И о том, что происходило в его душе, евангелисты, конечно же, не могли знать в точности. Евангелие рассказывает о предательстве очень скупо и это вполне естественно, потому что Евангелие – это история нашего спасения, а не история предательства Иуды. Евангелистам Иуда интересен только в связи с Крестной Жертвой Спасителя, но никак не сам по себе. Поэтому история падения Иуды навсегда останется тайной. Однако это тайна всегда волновала людей. Еще апостолы на Тайной Вечере, когда Господь предупредил, что один из них предаст Его, стали взволновано спрашивать каждый про себя самого: “Не я ли?” И каждый христианин, читая Евангелие, задается этим вопросом: “А я никогда не предавал Христа своими грехами?” К теме предательства обращались и древние христианские толкователи, но особенно часто она стала звучать в творчестве современных богословов и философов. Это неудивительно, потому что время сейчас “очень неверное”, предатели в чести, а верность не в моде.

Однако, поскольку об Иуде сказано в Евангелии очень немного, то и попытка осмыслить его предательство всегда требует реконструкции недостающих фактов с различной степенью вероятности. Такое толкование, конечно, не может претендовать на окончательность или однозначность, но некоторые сведения об Иуде, данные в Библии, могут пролить свет на его мрачную историю. И один важнейший факт, не зная которого невозможно понять внутренних побуждений Иуды, приводит в своем Евангелии апостол Иоанн.

Дело в том, что Иуда был – вор.

…И приобрящу собранная имения…

Вот что Библия говорит о воровстве Иуды: “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Ин 12:3-6). В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще категоричнее, потому что словоупотребление греческого языка позволяет понимать слово, переведенное как “носил”, в значении – крал.

Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении были довольно значительные суммы, так как среди почитателей Иисуса были богатые женщины, исцеленные Им от злых духов и неизлечимых болезней. Все они служили Христу своим имением. Но так как Господь был абсолютно равнодушен к богатству, пожертвованные деньги большей частью раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание самого Христа и его учеников. Вел денежные дела апостолов – Иуда. Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги, или присвоил часть их себе. Эта неподотчетность, очевидно, в недобрый час и соблазнила сребролюбивого Иуду. Тратить украденные деньги открыто он, конечно же, не мог. Перекладывать их из ящика в свой карман было бы глупо и неудобно. Очевидно у него было какое-то укромное место, где он хранил наворованное богатство. Об этом кладе как о причине предательства Иуды прямо говорится в литургическом предании Церкви. Вот что поет Церковь в Святой и Великий Четверг на Страстной неделе в одной из стихир утреннего Богослужения:

“Иуда, раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол, от дел явися: последоваше бо Учителю, и на него поучашеся преданию, глаголеша в себе: – предам Того, и приобрящу собранная имения (богатства)…”

Невозможно выяснить точно, когда он впервые запустил руку в апостольскую казну. Но в том, что Иуда украл оттуда гораздо больше, чем тридцать сребреников, можно не сомневаться. Понятно также, что воспользоваться украденным богатством Иуда мог лишь при одном условии: если апостольская община прекратит свое существование. И он добился своего. После ареста Христа даже самые верные и преданные Ему ученики в страхе разбежались кто куда. И вот тут возникает новый ряд несообразностей. Вместо того, чтобы забрать собранное сокровище, присовокупив к нему плату за предательство, и зажить, наконец, в свое удовольствие, Иуда вдруг кончает жизнь самоубийством.

Иуда Искариот, бросающий серебреник. Платон Васильевич Васильев. 1858 г.

Объяснить это можно по-разному. Совершенно очевидно только, что ни тридцать сребреников, ни собранное им ворованное сокровище больше не были для Иуды главной ценностью в жизни. Но что же могло обесценить в глазах вора состояние, которое он планомерно накапливал в течение трех лет? Ответ напрашивается сам собой. Дороже больших денег для вора и сребролюбца только… – очень большие деньги.

Царский казначей

Ученики признали в Христе – Мессию. Но так же, как все иудеи, они видели в Мессии земного правителя, который, придя к власти, сделает Израиль самым сильной и богатой страной на земле. Мессия-царь должен был, по их представлениям, подчинить себе все народы мира. И все многочисленные притчи и объяснения Христа о том, что Царство Его – не от мира сего, не смогли переубедить апостолов. До самого Вознесения Его они были уверены, что Господь станет, наконец, земным царем Израиля. Себя же ученики Христа видели ближайшими помощниками и соправителями Мессии и даже спорили о том, кто из них будет главнее в новом правительстве Израильского царства. Сребролюбивый Иуда, конечно, не был тут исключением.

Если Христос станет царем, то он, Иуда станет царским казначеем, то есть самым влиятельным человеком в Израиле после Мессии. В своих мечтах он уже представлял, как распоряжается не апостольским денежным ящиком, а казной самого богатого государства за всю историю человечества.

Став вором, Иуда поначалу строил планы предательства Христа с целью приобретения собранных денег, как об этом поет Церковь. Но имя Христа становилось в среде народа Израилева все более славным. После небывалого чуда – воскрешения мертвого Лазаря – даже те иудеи, которые раньше пытались побить Христа камнями, увидели в Нем Мессию. Когда Иисус входил в Иерусалим, жители столицы оказывали Ему царские почести, устилая Его путь своими одеждами. После такого приема предавать будущего царя ради наворованных денег практичному и жадному Иуде стало просто невыгодно. Сребролюбие и воровство дотла выжгли его душу. Даже Мессию-царя он собирался использовать как средство для удовлетворения своей страсти к богатству.

И вдруг оказалось, что Христос не собирается царствовать. Израильская казна, до которой оставалась лишь пара шагов, вновь становилась для Иуды недосягаемой. Нужно было срочно принимать какое-то решение, чтобы исправить ситуацию. И решение было принято.

А подсказал его предателю тот, кого Христос называл – “человекоубийцей от начала”. Правда, Иуда не знал тогда, что этот подсказчик в конце концов загонит в петлю и его самого.

Совет сатаны

Все толкователи Священного Писания единодушно утверждают, что Иуда предал Спасителя по прямому внушению диавола. Евангельский текст прямо свидетельствует об этом: “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк 22:3-4).

В православной аскетике действие диавола на душу человека описывается следующим образом. Злой дух получает доступ к человеку через его страсти (то есть – больные наклонности души). Мысленно он нашептывает, как лучше человеку удовлетворить свое больные желания, и шаг за шагом ведет свою жертву к гибели. Причем, сначала диавол уверяет человека, что грех, дескать, не так уж и велик, а Бог милостив и все простит. Но потом, после совершения греха, злой дух ввергает человека в бездну отчаяния, внушая ему, что грех его – безмерен, а Бог –неумолим. Но что же нашептал сатана Иуде, каким посулом соблазнил его на предательство Христа?

Самой большой страстью Иуды была любовь к богатству – сребролюбие. А самым заветным желанием, возможно – должность министра финансов в царстве Мессии, где он смог бы воровать такие суммы, которые самым удачливым ворам мира даже не снились. И эта заветная цель была уже совсем близко.

Но Христос не спешил становиться религиозным и политическим лидером Израиля. Придя в Иерусалим, Он не стал изгонять первосвященников и старейшин, чтобы по праву занять их место. Все планы Иуды рушились.

В этот момент сатана, очевидно, и подсказал ему мысль, которая толкнула его на предательство. Иуда знал, что первосвященники и фарисеи, боясь Иисуса, дали приказание, что “если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его”. Иуда также знал, что Христос уклонялся от прямого конфликта с властями.

И вот, подстрекаемый сатаной, он решает предать Христа, для того чтобы спровоцировать открытое столкновение первосвященников с Мессией. Победа Иисуса в этом конфликте не вызывает у него и капли сомнения. Ведь он видел всю силу Мессии, видел, как по Его повелению воскресают мертвые, как Ему повинуется буря, как злые духи беспрекословно подчиняются Ему… Кто же сможет убить Мессию? Достаточно одного Его слова, и даже несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья!

Ослепленный жаждой богатства и нашептыванием сатаны, Иуда предает Христа. Но при этом даже мысли не допускает, что Его могут убить. Ведь в Иисусе, победившем первосвященников, была вся его надежда, все упование на будущее.

Хотел ли Иуда смерти Христа? Нет, потому что это было ему невыгодно. Любил ли Иуда Христа? Нет, Иисус был для него всего лишь средством для того, чтобы сказочно разбогатеть. При таком мотиве предательства становится понятным странный способ, избранный предателем, чтобы ночью в Гефсиманском саду указать стражникам на Христа. Поцелуем Иуда просто засвидетельствовал свое почтение царю, который вот-вот победит своих врагов.

“…и во Мне не имеет ничего”

Сатана внушил Иуде, что Христос непременно примет вызов, сметет первосвященников, римских оккупантов и Сам воцарится в Израиле.

Но он обманул Иуду, как и должен был обмануть отец лжи – несчастного, погрязшего в болоте своих страстей и ослепшего от блеска призрачных сокровищ человека. Мысль о том, что Спаситель откажется от Крестного Подвига, соблазнившись земным царством, действительно – сатанинская. Этой мыслью Диавол искушал Христа в пустыне, перед выходом Его на проповедь Евангелия. Эту же мысль злой дух пытался внушить апостолу Петру, когда тот стал отговаривать Христа от Искупительных страданий, и тут же получил от Него жесткую отповедь: “…Отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое”. Спаситель хорошо знал, кто пытался говорить с Ним через самого преданного ученика.Также знал он и кому поверил Иуда. Перед самым приходом предателя с отрядом стражников Иисус сказал ученикам: “Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего”. Князем мира сего Христос называл, конечно же, не Иуду, а сатану. Который в очередной раз, теперь через ученика-предателя хотел искусить Спасителя соблазном земного владычества. Но Господь шел Крестным Путем, ради которого и пришел в этот мир. Сатана остался ни с чем, а вместе с ним обанкротился и Иуда.

Христос действительно поверг наземь пришедших брать его воинов. Но сделал это лишь для того, чтобы дать уйти ученикам, которые тоже могли пострадать. А после дал себя связать, покорно проследовал до места судилища и к утру, с нарушением практически всех норм иудейского законодательства, был осужден на смерть.

Бесславный конец

Когда Иуда узнал о смертном приговоре, вынесенном Христу, он понял, что все его планы рухнули. Он стал виновником смерти величайшего праведника, он потерял право именоваться учеником Мессии… Но самой страшной потерей, наверное, было то несбывшееся богатство, которое Иуда уже считал своим. В мечтах он уже распределял финансовые потоки, идущие в казну Мессии со всех концов света. Что, в сравнении с этим богатством, тот жалкий клад, который был накоплен вором и предателем за годы проповеди Христа? И, тем более, тридцать сребреников… Он и взял-то их лишь для того, чтобы не спугнуть первосвященников, чтобы они поверили в искренность его желания отдать им Учителя.

Картина Гелия Коржева “Иуда”

Все кончилось для Иуды, все, ради чего он жил, оказалось призраком и ложью, глумливой насмешкой дьявола. И когда в Евангелии мы читаем, что Иуда раскаялся, не нужно обманываться благородным звучанием этого слова.

Предатель оплакивал не Мессию, безвинно отданного им на смерть. Он оплакивал свою несостоявшуюся должность казначея Мессии, которую, как ему казалось, он сам у себя отнял, предав Христа на смерть. Эту потерю он пережить не смог. А на подлинное покаяние оказался неспособен.

Закончить печальный рассказ о предательстве Иуды хочется словами свт. Иоанна Златоуста:

“Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился.”

Читайте также:

Иуда — один из двенадцати

Великая среда

Иуда предал Христа по его просьбе | Новости культуры | Известия

Текст «Евангелия от Иуды», считавшийся безвозвратно утраченным, впервые обнародован вчера в Вашингтоне. Речь идет о папирусе, датированном III или IV веком нашей эры, который был обнаружен в Египте в 1970-х годах. В Интернете оригинал текста опубликован на сайте Национального географического общества США.

Из текста следует, что Иуда не предавал Иисуса и выдал его римлянам по его же просьбе. По мнению ученых, манускрипт не только предлагает альтернативную точку зрения на отношения Иисуса и Иуды, но и иллюстрирует противоречивость доктрин христианской церкви в эпоху ее зарождения.

Евангелие написано со слов Иуды Искариота — сначала апостола и ближайшего ученика Христа, а затем, согласно Новому Завету, предавшего его за 30 сребреников. Текст написан на диалекте сакла — одной из разновидностей древнего коптского языка. Манускрипт состоит из 62 ветхих листков папируса. Его перевод на английский язык был представлен в штаб-квартире Национального географического общества в Вашингтоне.

По мнению ряда библеистов, «Евангелие от Иуды» стало самой важной археологической находкой за последние 60 лет после Кумранских рукописей, обнаруженных археологами в 1947 году в пещерах на побережье Мертвого моря. Считается, что найденный текст является переводом на коптский, а оригинал на греческом языке был написан в одной из ранних христианских сект до 180 года н.э, сообщается на сайте Национального географического общества.

Текст начинается с интригующего вступления: «Тайная запись откровения, изложенного Иисусом в беседах с Иудой Искариотом, длившихся неделю и закончившихся за три дня до того, как он отпраздновал Пасху (т.е. за три дня до воскресения Христа — прим. NEWSru.com)».

Как утверждается в Новом Завете, Иуда предал Иисуса за «30 сребреников», указав на него римским солдатам символическим поцелуем. Впоследствии Иуда, мучимый угрызениями совести, вернул деньги и покончил с собой — так, по крайней мере, утверждается в Библии.

Между тем в Евангелие от Иуды излагается совершенно иная версия событий. В нем говорится, что Иуда Искариот был любимейшим и самым доверенным учеником Христа, предал его на казнь по его собственной воле ради грядущего спасения. В ключевом фрагменте древнего документа приводятся слова спасителя, обращенные к Иуде: «. ..ты станешь превыше всех их. Ибо ты предашь в жертву человека, в которого я был облачен».

Суть этих слов, по словам специалистов, — в освобождении духовного существа Христа от оков человеческой плоти, передает ИТРА-ТАСС. Такой подход соответствовал взглядам, царившим в ранние века нашей эры среди христиан-гностиков. Уже в конце второго века н.э. он осуждался одним из церковных иерархов, как еретический.

Текст был представлен в переводе на английский язык международной группой специалистов, которые за последние пять лет скрупулезно восстановили коптский оригинал, выполненный на папирусе. Автор евангелия неизвестен. Возглавил научную работу Родольф Кассер, священник и бывший профессор в Университете Женевы в Швейцарии, считающийся одним из ведущих исследователей коптской культуры.

По словам экспертов, пять различных видов анализа подтверждают подлинность древнего документа. Это, разумеется, не означает исторической верности его содержания. Однако, как отметил один из исследователей, «это Евангелие дает совершенно отличное от устоявшихся в христианском вероучении понимание Бога, мира, Христа, концепции спасения, человеческого бытия — не говоря уже о самом Иуде».

Представитель Национального географического общества США, при содействии которого был восстановлен древний кодекс, Терри Гарсия сообщил, что уже готовятся переводы «Евангелия от Иуды» на 18 языков мира, включая русский. Об этом сообщает NEWSru.com.

Краткое изложение и анализ предательства Иисуса Иудой – Интересная литература

Литература

В Гефсиманском саду Иуда Искариот предал Иисуса римлянам, публично опознав его, чтобы они могли схватить Иисуса и арестовать его. Иуда указал властям на Иисуса, поцеловав его в знак приветствия.

Но в этой истории есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд, поэтому давайте поближе познакомимся с характером Иуды Искариота и его предательством Иисуса, за которое, как известно, ему заплатили тридцать сребреников.

Иуда предает Иисуса: краткое изложение

После Тайной вечери (которую мы обсуждали в отдельном посте здесь ) Иисус удалился со своими учениками в Гефсиманский сад. Часто говорят, что название этого сада означает «давление масел», хотя на самом деле мы не можем быть уверены в происхождении названия: альтернативная теория (вслед за Святым Иеронимом) переводит его как Gesamani , связывая его с «жировой долиной», найденной в Книга Исайи. Гефсимания находилась сразу за городом Иерусалимом, на склонах Елеонской горы, поэтому имело смысл любое происхождение названия.

Хотя Иуда Искариот был с ними на Тайной вечере, утверждается (или в некоторых Евангелиях просто подразумевается), что он ушел до окончания трапезы. Итак, его не было с Иисусом и другими учениками, когда они шли в Гефсиманию. Иоанн (18:2) говорит нам, что Иисус часто ходил в этот сад со своими учениками, поэтому Иуда знал, где найти Иисуса.

Иисус велел своим ученикам сесть, пока он идет и молится. Иисус явно что-то задумал, когда взял с собой Петра и «двух сыновей Зеведеевых», чтобы пойти помолиться. Иисус пал ниц и молился Богу, прося избавить его от грядущих страданий. Тем не менее, если на это была воля Божья, он смирился с этим. Когда он вернулся к Питеру и остальным, они уже уснули, и он наказал их. Разве они не могли понаблюдать за ним хотя бы час?

Всего Иисус ходил и молился трижды, но каждый раз ученики засыпали. В конце концов, он сказал им немного отдохнуть, потому что пришло время предать его врагам.

Вскоре после этого прибыл Иуда с толпой жрецов с мечами и палками. Иуда решил показать им, кто из мужчин был Иисусом, подойдя к Иисусу и поцеловав его в знак приветствия. Когда Он это сделал, толпа священников знала, кого схватить, поэтому они схватили Иисуса и стали уводить его.

Но вмешался Петр, обнажив меч и набросившись на слугу первосвященника. Его клинок отсек человеку ухо, но Иисус велел Петру поднять меч, так как он был готов исполнить волю Бога и позволить арестовать себя. И Иисус протянул руку и исцелил раненого, восстановив ему ухо.

Иуда предает Иисуса: анализ

Предательство Иудой Иисуса, очевидно, является поворотным моментом в Евангелиях, потому что оно ускоряет арест, допрос и последующее распятие Иисуса. Но трудно ответить на вопрос, почему Иуда стал предателем.

Матфей (евангелист, желающий сопоставить жизнь Иисуса с пророчествами Ветхого Завета) — единственный из четырех авторов Евангелий, который рассказывает нам, сколько Иуда получил за предательство Иисуса. Но почему «тридцать сребреников»?

Если мы вернемся к Ветхому Завету, мы найдем в Захарии 11:12-13, что Захария получил тридцать сребреников за свой труд. Он берет их и бросает «горшечнику», якобы потому, что он оскорблен такой суммой денег, а первосвященники на серебро покупают поле. Так что, похоже, Матфей выбрал эту довольно скромную сумму — тогда как власти, вероятно, заплатили бы Иуде гораздо большую сумму за то, чтобы он предал Иисуса, — чтобы исполнить еще одно пророчество. Однако мотивы Иуды вполне могли быть корыстными, поскольку в Иоанна 12:6 говорится, что Иуда был «вором».

Между прочим, ученые не могут прийти к единому мнению о том, что означает «Искариот» от «Иуды Искариота». Вероятно, наиболее распространенная интерпретация заключается в том, что это означает «человек из Кариота», что идентифицирует Иуду как иудея, а не как галилеянина (все другие ученики Иисуса были из Галилеи), хотя на самом деле никто точно не знает, где был Кариоф.

Однако были выдвинуты альтернативные теории, в том числе идея о том, что это неправильная транскрипция слова «Сикариот», что означает «человек с кинжалом» или «террорист» — после группы убийц, сикариев, которые прятали кинжалы под плащами и носили совершать убийства среди толп людей, пытаясь противостоять римскому правлению в регионе. Этих террористов также называли зелотами, и из-за рвения, с которым они выступали против римской оккупации, слово фанатик стал применяться к любому пылкому или фанатичному стороннику какого-либо дела. Действительно, другой Иуда, Иуда из Гамалы (иногда известный как Иуда из Галилеи), возглавил кровавую, но безуспешную революцию против Рима.

Еще один вопрос, на который нет однозначного ответа: почему Иуда вообще предал Иисуса? Мы, очевидно, можем довольствоваться корыстным мотивом — все дело было в деньгах для Иуды, — но если мы остановимся и подивимся тому, как дешево Иуда позволил властям купить свое предательство, мы можем почувствовать неудовлетворенность таким ответом.

Другая возможность состоит в том, что Иуда верил, что Иисус был Мессией — отсюда и его следование за Иисусом в первую очередь — но что он разочаровался в отказе Иисуса поднять восстание против римских властей, которые управляли Иудеей. (Здесь тот факт, что Иуда предположительно был евреем, тогда как другие ученики были из Галилеи, добавляет достоверности этой теории.) В своем бесконечно информативном анализе Нового Завета, Азимов указывает нам на рассказ Иоанна о предательстве Иуды. В 12-й главе Иоанна Иуда возражает против целого кувшина с дорогим миром над головой Иисуса (в качестве подготовки к его грядущей смерти).

Азимов интерпретирует это действие как символ помазания Иисуса как царя, а также его неспособность действовать так, как того хочет от него Иуда. Философия Иисуса «подставь другую щеку», возможно, не согласуется с антиримским взглядом Иуды. Но этот анализ мотивов Иуды — только предположение.

Но как умер Иуда? Большинство людей ответят: «Библия говорит нам, что Иуда раскаялся и повесился». Но это не так. Или, вернее, он есть и его нет. Как Давид убил Голиафа и не убил его, так и Иуда убил и не повесился. В 27-й главе Евангелия от Матфея нам говорится, что он покончил с собой, но в Деяниях 1:17-20 дается другое описание. Там нам рассказывают, что Иуда, купивший поле на свои тридцать сребреников, упал «головой вниз» и «разорвался посредине, и все внутренности его вывалились наружу». Прекрасный.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Теги: Анализ, Библия, Книги, Христианство, Литература

Почему Иуда предал Иисуса?

ГлавнаяМатериалыУказательЛюди в БиблииЛюди Нового Завета Почему Иуда предал Иисуса

Вопрос

Ответ

Хотя мы не можем быть абсолютно уверены, почему Иуда предал Иисуса, кое-что можно сказать наверняка. Во-первых, хотя Иуда был избран одним из Двенадцати (Иоанна 6:64), все библейские свидетельства указывают на тот факт, что он никогда не считал Иисуса Богом. Возможно, он даже не был убежден, что Иисус был Мессией (как это понимал Иуда). В отличие от других учеников, которые называли Иисуса «Господом», Иуда никогда не использовал этот титул для Иисуса и вместо этого называл его «равви», что признавало Иисуса не более чем учителем. В то время как другие ученики время от времени громко заявляли о своей вере и преданности (Иоанна 6:68; 11:16), Иуда никогда этого не делал и, похоже, хранил молчание. Это отсутствие веры в Иисуса является основанием для всех других соображений, перечисленных ниже. То же самое относится и к нам. Если мы не признаем Иисуса как воплощенного Бога и, следовательно, единственного, кто может дать прощение наших грехов — и приходящее с ним вечное спасение, — мы столкнемся с множеством других проблем, проистекающих из неправильного взгляда на Бога.

Во-вторых, у Иуды не только не было веры во Христа, но у него также было мало или совсем не было личных отношений с Иисусом. Когда синоптические евангелия перечисляют Двенадцать, они всегда перечислены в одном и том же порядке с небольшими вариациями (Матфея 10:2-4; Марка 3:16-19; Луки 6:14-16). Считается, что общий порядок указывает на относительную близость их личных отношений с Иисусом. Несмотря на различия, Петр и братья Иаков и Иоанн всегда указаны первыми, что согласуется с их отношениями с Иисусом. Иуда всегда указывается последним, что может указывать на относительное отсутствие у него личных отношений со Христом. Кроме того, единственный задокументированный диалог между Иисусом и Иудой включает в себя упрек Иуды Иисусом после его мотивированного жадностью замечания Марии (Иоанна 12: 1-8), отрицание Иудой своего предательства (Матфея 26:25) и само предательство. (Луки 22:48).

В-третьих, Иуда был поглощен жадностью до такой степени, что предал доверие не только Иисуса, но и своих соучеников, как мы видим в Иоанна 12:5-6. Иуда, возможно, хотел следовать за Иисусом просто потому, что видел множество последователей и верил, что сможет извлечь выгоду из сборов, собранных для группы. Тот факт, что Иуда отвечал за денежный мешок для группы, указывает на его интерес к деньгам (Иоанна 13:29).

Кроме того, Иуда, как и большинство людей того времени, верил, что Мессия свергнет римскую оккупацию и займет позицию власти над народом Израиля. Иуда, возможно, последовал за Иисусом, надеясь извлечь выгоду из общения с Ним как с новой правящей политической силой. Без сомнения, он рассчитывал оказаться в правящей элите после революции. Ко времени предательства Иуды Иисус ясно дал понять, что планирует умереть, а не поднимать восстание против Рима. Таким образом, Иуда мог предположить — так же, как и фарисеи, — что, поскольку Он не свергнет римлян, Он не должен быть Мессией, которого они ожидали.

Есть несколько стихов Ветхого Завета, указывающих на предательство, некоторые более конкретно, чем другие. Вот два:

«Даже близкий друг мой, которому я доверял, тот, кто делился с моим хлебом, поднял на меня пяту» (Пс. 41:9, см. исполнение в Мф. 26:14, 48-49). Кроме того, «я сказал им: «Если вы считаете, что это лучше, дайте мне мою плату; а если нет, то оставь себе». И они заплатили мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось это горшечнику, за какую цену оценили Меня! И я взял тридцать сребренников и бросил их в дом Господень к горшечнику» (Захария 11:12-13; см. Матфея 27:3-5 об исполнении пророчества Захарии). Эти пророчества Ветхого Завета указывают на то, что Богу было известно о предательстве Иуды и что оно было суверенно спланировано заранее как средство убийства Иисуса.

Но если предательство Иуды было известно Богу, был ли у Иуды выбор, и несет ли он ответственность за свое участие в предательстве? Многим трудно примирить концепцию «свободы воли» (как ее понимает большинство людей) с Божьим предвидением будущих событий, и это в значительной степени связано с нашим ограниченным опытом прохождения времени линейным образом. Если мы видим Бога существующим вне времени, поскольку Он создал все до того, как началось «время», тогда мы можем понять, что Бог видит каждый момент времени как настоящее. Мы ощущаем время линейно — мы видим время как прямую линию и постепенно переходим от одной точки к другой, помня прошлое, через которое мы уже прошли, но не в состоянии видеть будущее, к которому приближаемся. Однако Бог, будучи вечным Творцом конструкции времени, находится не «во времени» или на временной шкале, а вне ее. Может помочь представление о времени (по отношению к Богу) как о круге, в котором Бог является центром и, следовательно, одинаково близок ко всем точкам.

В любом случае Иуда имел полную возможность сделать свой выбор — по крайней мере, до того момента, когда «вошел в него сатана» (Ин. 13:27) — и Божье предведение (Ин. 13:10, 18, 21) в никоим образом не заменяет способность Иуды делать любой выбор. То, что в конце концов выберет Иуда, Бог видел так, как если бы это было наблюдением в настоящем, и Иисус ясно дал понять, что Иуда несет ответственность за свой выбор и будет нести за него ответственность. «Говорю вам истину: один из вас предаст Меня, тот, кто ест со Мною» (Марка 14:18). Обратите внимание, что Иисус характеризует участие Иуды как предательство. И относительно ответственности за это предательство Иисус сказал: «Горе тому человеку, который предает Сына Человеческого! Лучше бы ему не родиться» (Марка 14:21).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts