Как стал святым илья муромец: Как Илья Муромец стал святым • Конспект эпизода • Arzamas

Разное

Как Илья Муромец стал святым • Конспект эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсРусский эпосЛекцииМатериалы

Краткое содержание четвертого эпизода из курса Никиты Петрова «Русский эпос»

Былине как жанру свойственно выбирать из истории только те факты, которым соответствует некоторая сюжетная былинная схема. Почти всегда былины строятся по простому принципу оппозиции: герои делятся на своих и чужих. Главный герой всегда выступает на стороне добра, творит правое дело, защищает землю Русскую, противник же несет только разрушения, являясь по сути полной противоположностью чистому добру. Это очевидное разграничение помогает построению образа главного персонажа и его популяризации в культуре.


«Оппозиция „свой — чужой“ плюс патриотическая героика — так конструируется образ персонажа в фольклоре и вообще в массовой культуре».


Никита Петров


Один из частых вариантов композиции сюжета в былинах — это его построение вокруг одного персонажа. Эта циклизация вокруг отдельного героя называется у эпосоведов биографической. Мы видим практически полную биографию эпического персонажа.


Возьмем, к примеру, Илью Муромца. Один из главных персонажей русских былин — есть множество сюжетов, посвященных его жизнеописанию, — со временем становится полноценным историческим лицом. Не будучи при этом реальным героем, он входит в историю. Именно эта циклизация и позволила Илье Муромцу войти в так называемый медийный мир, в другое культурное пространство, в современную нам действительность.


«В 1914 году именем Ильи Муромца называют самолет-бомбардировщик Игоря Сикорского. Чуть позже — бронепоезд, а до этого — парусный фрегат. Как вы знаете, корабли и самолеты называют именами реальных людей. История с Ильей Муромцем показывает, как циклизация сюжета вокруг одного персонажа позволяет сделать его историчным и тем самым вписать в контекст истории. И конечно же, большинство детей в современных школах верят в то, что Илья Муромец существовал, не говоря уже о православных людях, для которых он канонизирован».


Никита Петров


Былина стремится к историчности, но одновременно и в былинах начинают видеть историю. Это смешение приводит к тому, что подчас образ былинного героя может сильно повлиять на формирование других образов в русской культуре. Былина, с одной стороны, берет то, что ей нужно, и, с другой стороны, сама встраивается в историческую действительность, придумывая, конструируя нового персонажа.


«В 1643 году было канонизировано более 50 разных святых, и в том числе Илья Муромец. И как строится его житие? Ну, конечно же, исключительно по былинным эпизодам. Так происходит канонизация персонажа, который не имеет реального прототипа. То есть действительно в Киево-Печерской лавре есть какие-то мощи, про которые ходили легенды или, скорее, даже предания о том, что это был некий богатырь Чоботок. В результате образ святого Илии Печерского построен исключительно на биографии эпического персонажа».


Никита Петров  

Подарите друзьям и родным подписку на «Радио Arzamas» и «Гусьгусь»

С наступающим! Чтобы ваши близкие могли провести следующий год с викингами и Толкиным, этрусками и «Точками опоры», Хармсом и первобытными людьми, подарите им подписку на наши приложения

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

14 минут

1/5

Что такое былина?

Как открыли русский эпос в XIX веке, как его воспринимали и зачем Святогор положил Илью Муромца в карман

Читает Никита Петров

Как открыли русский эпос в XIX веке, как его воспринимали и зачем Святогор положил Илью Муромца в карман

11 минут

2/5

Добрыня Никитич и Крещение Руси

Отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы и как академик Рыбаков нашел в былинах мамонта

Читает Никита Петров

Отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы и как академик Рыбаков нашел в былинах мамонта

12 минут

3/5

Три науки молодецкие

Почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам и как Добрыня избавился от присушки

Читает Никита Петров

Почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам и как Добрыня избавился от присушки

10 минут

4/5

Как Илья Муромец стал святым

Как строится былинная биография героя, почему именно Илья стал реальным историческим лицом и кому это было выгодно

Читает Никита Петров

Как строится былинная биография героя, почему именно Илья стал реальным историческим лицом и кому это было выгодно

11 минут

5/5

Песни о Сталине и другие новины

Как советская власть пыталась заставить народ петь о новых героях и почему это погубило русскую эпическую традицию

Читает Никита Петров

Как советская власть пыталась заставить народ петь о новых героях и почему это погубило русскую эпическую традицию

Материалы

Новые песни о главном: Сталин и вытрезвитель

Как правительство пыталось легитимизировать свою власть с помощью фейклора

Никита Петров: «Фольклор не умрет никогда»

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Весь курс за 5 минут

Всё о богатырях, былинах и русском эпосе в самом кратком изложении

Сказители-звезды

7 коротких рассказов о главных певцах былин Русского Севера

Как присушить парня

Несколько народных способов приворота, собранных в фольклорно-этнографических экспедициях

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Былинные головные уборы в Красной армии

Краткая история легендарной буденовки

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Общий предок Одиссея и Ильи Муромца

Существовал ли общий, индоевропейский праэпос?

Как стать сказителем

Подробная инструкция, как стать былинным певцом и собирать вокруг себя толпу рыбаков

Как открыли былины

История о том, как ссыльный выпускник Московского университета в XIX веке нашел русский эпос

Кто автор фольклора?

Что такое предварительная цензура коллектива

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Cловарь терминов русского фольклора

Чем сказка отличается от былины, кто такой сказитель и что такое инвариант

Герои былин в русской живописи

Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники

Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции

Почему академик Рыбаков был неправ

Карта былинного мира

Где живут богатыри, куда ездят собирать дань и пировать, а где находят свою смерть

Былинные слова и выражения

Лельки, пельки и другие непонятности из русских былин

Какой вы богатырь?

Ответьте на вопросы и узнайте, на кого из эпических героев вы похожи

Кто отрубил руки невесте?

Тест на знание характеров персонажей русского эпоса

Краткий разговорник для путешествующих в мир былины

Как сказать богатырям «здравствуйте, коллеги!» и «я вне себя»?

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»

Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!

«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas

Как Илья Муромец стал святым • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

Курс

Никита Петров о том, что такое былина, существовал ли Илья Муромец на самом деле и как героем эпоса стал Сталин

Курс был опубликован14 мая 2015 года

Лекции

i

1/5

Читает Никита Петров

14 минут

1/5

Что такое былина?

Как открыли русский эпос в XIX веке, как его воспринимали и зачем Святогор положил Илью Муромца в карман

Читает Никита Петров

14 минут

Конспект

Поделиться:

    2/5

    Читает Никита Петров

    11 минут

    2/5

    Добрыня Никитич и Крещение Руси

    Отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы и как академик Рыбаков нашел в былинах мамонта

    Читает Никита Петров

    11 минут

    Конспект

    Поделиться:

      3/5

      Читает Никита Петров

      12 минут

      3/5

      Три науки молодецкие

      Почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам и как Добрыня избавился от присушки

      Читает Никита Петров

      12 минут

      Конспект

      Поделиться:

        4/5

        Читает Никита Петров

        10 минут

        4/5

        Как Илья Муромец стал святым

        Как строится былинная биография героя, почему именно Илья стал реальным историческим лицом и кому это было выгодно

        Читает Никита Петров

        10 минут

        Конспект

        Поделиться:

          5/5

          Читает Никита Петров

          11 минут

          5/5

          Песни о Сталине и другие новины

          Как советская власть пыталась заставить народ петь о новых героях и почему это погубило русскую эпическую традицию

          Читает Никита Петров

          11 минут

          Конспект

          Поделиться:

            Вам есть 18 лет?

            Чтобы получить доступ
            к лекции, подтвердите,
            что вам исполнилось 18 лет

            Конспект

            С самого начала своего открытия эпос считался чисто книжным, а не фольклорным жанром. Фактически исследователи относились к нему как к дошедшей до нас фиксации каких-то древних исторических событий: изучение, скажем, гомеровского эпоса всегда ориентировалось на находки в нем бытовых исторических реалий.


            «Гомеровский эпос воспринимался как некоторая история Древней Греции в определенный период ее времени. Собственно, последующее открытие эпоса европейского — это и «Песнь о Нибелунгах», и «Песнь о моем Сиде», — изучалось похожим образом. Не как фольклор и только как некоторая книжная культура».


            Никита Петров 


            Открытие устного, так называемого живого эпоса случилось лишь в XIX веке — в том числе и в России. В середине XIX века ссыльный этнограф Павел Николаевич Рыбников оказался на Русском Севере — в районе берегов Онежского озера. Там он записал порядка сотни сюжетов, в которых действуют странные персонажи — князь Владимир, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Васька Буслаев, Васька Пьяница и другие.


            «Это было настолько удивительно, что этот регион сразу обозвали Исландией русского эпоса, поскольку тогда сравнительно недавно перевели на русский язык исландские саги. Но поскольку исландские саги — это все-таки больше история, нежели фольклор, то и былины воспринимались похожим образом».


            Никита Петров 


            Чтобы определить с точки зрения фольклористики жанр этой находки, следует понимать несколько вещей. Во-первых, это достаточно большая эпопея, порядка тысячи строк, которую нужно удерживать в голове. Во-вторых, текст не рассказывается, а поется. И третий немаловажный аспект — это аудитория. Вся аудитория сказителя знала сюжет эпической песни и воспринимала его как достоверное событие. Именно этот аспект — аудитория и установка на достоверность — и обусловил дальнейшие тенденции в изучении жанра, сложившиеся в так называемую историческую школу.


            У последователей этой школы был довольно оригинальный подход при исследовании былин: они пытались увидеть в них отголоски древней истории, обращали внимание на совпадения топонимов, географических названий и имен.


            «Никто не станет отрицать, что в былинах действительно есть какой-то Киев. В этом Киеве есть улочки и переулочки. Когда Илья Муромец побивает силу неверную, он берет палицу либо дуб и кладет эту самую силу. Но кладет ее — улочками и переулочками. Понимание того, что эпос создавался не в крестьянской среде, а в городской, тоже обусловило изучение былины как исторического жанра». 


            Никита Петров


            Один из примеров ошибочного метода исторической школы — попытка соотнести сюжет про смерть богатыря-великана Святогора с погребальным ритуалом славян, а его имя — с конкретным местом захоронения какого-то конкретного воина, который когда-то существовал. 


            «В огромную гробницу ложится Святогор, и тут оказывается, что гроб —именно для него. Сверху откуда ни возьмись появляется крышка, которая захлопывается. Илья Муромец пытается вытащить своего нового побратима, но ничего не получается — вокруг гроба опоясываются железные обручи. Нам важно, что Святогор умер в гробу, предназначенном для него. Ученые исторической школы, конечно же, ищут в этом сюжете нужные детали, они обращаются к данным археологии — и выясняется, что в Х веке на Руси действительно был очень популярен вот такой тип срубных гробниц. И вполне закономерным с точки зрения историка, владеющего археологическими навыками и знаниями, является предположение, что данный сюжет есть не что иное, как обобщенное отражение обряда погребения русов в Х веке.


            Некоторые идут еще дальше. Они берут деталь, такую как крест Святогоров, и обнаруживают буквальные совпадения. То есть в одной из гробниц действительно есть скелет, конь и нательный крестик. И говорят, что именно вот это одно конкретное событие попало в былину. Но здесь возникает, конечно, ряд вопросов. Не очень понятно, каким образом это могло происходить? Почему другие конкретные погребения не попадали в эпос?»


            Никита Петров 


            Сравнительная фольклористика совсем иначе трактует сюжет и находит совершенно другие совпадения. Когда сравниваются разные эпические традиции, идея с буквальным соотнесением сюжета и какого-то определенного исторического события отпадает. На самом деле у подобных совпадений существует более глубокая связь, находящаяся скорее на уровне проэпоса. К примеру, сюжет о великане, легшем в предназначенную для него гробницу, есть и у других народов.


            «Есть гипотеза, что у индоевропейцев существовали некоторые проэпические формы. Либо это общая тенденция — так развивался  эпический жанр. Если есть великан, значит, он обязательно положит героя в карман».


            Никита Петров  

            Конспект

            Отношения русского эпоса с историческим процессом сложны и неоднозначны. Невозможно отделить одно от другого. Но и соотносить сюжеты былин с реальными историческими событиями было бы неверно. Былина выхватывает из истории только те фрагменты реальности, которые соответствуют ее эпической схеме. Это могут быть имена или отголоски реальных событий. Но этого недостаточно, чтобы говорить об историчности былины.


            «Как вы помните из исторических источников, князь Владимир сделал довольно много, но былина ничего не говорит о его заслугах — только о том, как он ходит по горнице в Киеве, устраивает пиры, потряхивает желтыми кудрями и принатряхивает перстнями. И в этом случае былина схватывает из исторической действительности лишь имя Владимир, которое потом позволяет соотносить былину с историей».


            Никита Петров 


            Cуществует сюжет о Добрыне и Змее, который довольно сильно выделяется среди остальных былинных сюжетов. После вполне обычного зачина начинается странное: сражаясь со Змеем, который напал на Добрыню в реке, герой находит на берегу шапку земли греческой и бросает ею в змея. Тот с воем убегает, обещает больше ничего не грабить, на Русь не летать и так далее. Если сопоставить имена и детали этой былины с историей Крещения Руси, вырисовывается очень интересная вещь. В былине упомянут Добрыня — так же в летописях зовут дядю князя Владимира, действительно крестившего Русь вместе со своим племянником. Есть река — деталь тоже немаловажная, так как крещение всегда происходит в воде. Есть змей — символическое воплощение языческого врага. И наконец, самая странная и непонятная деталь — шапка земли греческой, с помощью которой этот самый змей-язычник и оказывается побежден.


            «И вот эти аналогии наводят на крамольную мысль: а вдруг в былине действительно есть что-то историческое? Самый надежный способ это проверить — обратиться к типологическим параллелям. Если мы посмотрим на фольклоры народов мира, мы увидим, что мотив змееборчества есть практически во всех традициях». 


            Никита Петров 


            Возникает закономерный вопрос: былина ли отражает историческую реальность, отображенную в летописях, или, наоборот, летописец собирает все известные сюжеты, факты и слухи и соединяет их в некоторый летописный свод? Скорее всего, именно летопись заимствует детали и фрагменты из более древних эпических сюжетов, отбирая их по принципу исторической достоверности. Если же говорить об историческом подходе в изучении эпоса, следует упомянуть известного археолога и историка Бориса Рыбакова. Именно он привил исторической школе в русском фольклоре внимание к деталям, приблизив былины в сознании людей к реальному ходу истории.


            «Рыбаков взял все былинные сюжеты и все летописные события и отождествил одно с другим. В итоге в умах не то что среднего школьника, но и человека, имеющего гуманитарное образование, происходит четкое отождествление эпоса с реальной историей, которая на самом деле никак с эпосом не соотносится».


            Никита Петров   

            Конспект

            Важно понимать, что фольклор и отчасти эпос бытуют в особой, отдельной от остальной литературы форме. Писатель может создать несколько вариантов своего произведения, но всегда существует конечная редакция; в фольклоре такое, разумеется, невозможно. Не существует какой-то одной модели, на которую эпос ориентирован, каждый сюжет уникален. В момент передачи сюжета из уст в уста какие-то детали остаются в памяти сказителя, другие исчезают навсегда, так и не дойдя до следующего рассказчика.


            «Например, если сказитель побывал на Украине, он может включить в былину что-то украинское, но былина это отвергнет. Это называется „цензура коллектива“. Фольклор не усвоит все, он не будет пожирать любые детали. Он усвоит только то, что соответствует духу этого жанра либо нарративной схеме конкретного эпоса».


            Никита Петров


            Иногда в русском эпосе можно встретить упоминания исторических событий и географических реалий, но интересно, что и чувства древнерусского человека, его любовные отношения находят свое отражение в былинах того времени.


            Любовь в былине всегда трагическая. Разумеется, существует множество разных мотивов, но один из них можно назвать особенно примечательным. Этот мотив в эпосоведении получил название «Три науки молодецкие»: былинные персонажи расправляются с неверными женами и невестами определенным способом. Главный герой задает вопрос: «А ты с неверным руками обнималась?» Женщина отвечает: «Обнималась». «Ногами обжималась?» — «Обжималась». «Губами целовалась?» — «Целовалась». Тогда он берет нож и отрезает ей последовательно руки, ноги, а затем и губы.


            «Но сердце богатырское разъярилось, делать нечего, и Дунай Иванович убивает свою жену. И выпарывает из ее чрева ребенка, у которого ручки в серебре, а ножки в золоте. И тот ему еще и говорит: „Если бы ты подождал немножко, то через два-три дня родился бы твой сын, то есть я, который был бы самый сильный и могучий богатырь на Руси“.


            Дунай Иванович кончает жизнь самоубийством, падает на кинжал, и от его крови протекает река Дунай. Вот такой сюжет. Как вы понимаете, ничего общего с историей он, скорее всего, не имеет — это такой явно мифологически красивый сюжет с этиологическим финалом, когда происходит событие, связанное с каким-то ландшафтом. В данном случае — с рекой».


            Никита Петров


            Очевидно, что никакого четкого соответствия с реальной историей жизни русских крестьян, тем более с историей их любовных отношений, у былин нет. В большинстве сюжетов богатырю и вовсе не удается счастливо жениться.


            Существует версия, что популярность мотива «Три науки молодецкие» связана с книжной церковной культурой Руси, где женщина описывалась как сосуд дьявола, который всегда вводит мужчину во искушение. И за это ее, конечно, всегда следует наказывать.


            «Здесь возникает та самая любовная коллизия, которую мы с вами рассматриваем. Когда Добрыня превращается обратно в богатыря, Маринка жалуется ему: „А теперь кто меня в жены возьмет?“ Добрыня отвечает: „Ну хорошо, я возьму“. Берет ее в жены, и дальше начинается мотив „Три науки молодецкие“. Он отрезает ей губы, руки и ноги. И еще иногда привязывает к хвостам двух коней и раздергивает. Ну, такой вполне себе степной обычай.

            Таким образом и кончается, не начавшись, трагическая любовь в эпосе. Не очень понятно, почему так происходит. Количество сюжетов, где герой — богатырь, персонаж былины — не может иметь счастливый брак с женщиной, действительно очень велико. Гораздо больше, чем тех, в которых есть счастливый брак».


            Никита Петров  

            Конспект

            Былине как жанру свойственно выбирать из истории только те факты, которым соответствует некоторая сюжетная былинная схема. Почти всегда былины строятся по простому принципу оппозиции: герои делятся на своих и чужих. Главный герой всегда выступает на стороне добра, творит правое дело, защищает землю Русскую, противник же несет только разрушения, являясь по сути полной противоположностью чистому добру. Это очевидное разграничение помогает построению образа главного персонажа и его популяризации в культуре.


            «Оппозиция „свой — чужой“ плюс патриотическая героика — так конструируется образ персонажа в фольклоре и вообще в массовой культуре».


            Никита Петров


            Один из частых вариантов композиции сюжета в былинах — это его построение вокруг одного персонажа. Эта циклизация вокруг отдельного героя называется у эпосоведов биографической. Мы видим практически полную биографию эпического персонажа.


            Возьмем, к примеру, Илью Муромца. Один из главных персонажей русских былин — есть множество сюжетов, посвященных его жизнеописанию, — со временем становится полноценным историческим лицом. Не будучи при этом реальным героем, он входит в историю. Именно эта циклизация и позволила Илье Муромцу войти в так называемый медийный мир, в другое культурное пространство, в современную нам действительность.


            «В 1914 году именем Ильи Муромца называют самолет-бомбардировщик Игоря Сикорского. Чуть позже — бронепоезд, а до этого — парусный фрегат. Как вы знаете, корабли и самолеты называют именами реальных людей. История с Ильей Муромцем показывает, как циклизация сюжета вокруг одного персонажа позволяет сделать его историчным и тем самым вписать в контекст истории. И конечно же, большинство детей в современных школах верят в то, что Илья Муромец существовал, не говоря уже о православных людях, для которых он канонизирован».


            Никита Петров


            Былина стремится к историчности, но одновременно и в былинах начинают видеть историю. Это смешение приводит к тому, что подчас образ былинного героя может сильно повлиять на формирование других образов в русской культуре. Былина, с одной стороны, берет то, что ей нужно, и, с другой стороны, сама встраивается в историческую действительность, придумывая, конструируя нового персонажа.


            «В 1643 году было канонизировано более 50 разных святых, и в том числе Илья Муромец. И как строится его житие? Ну, конечно же, исключительно по былинным эпизодам. Так происходит канонизация персонажа, который не имеет реального прототипа. То есть действительно в Киево-Печерской лавре есть какие-то мощи, про которые ходили легенды или, скорее, даже предания о том, что это был некий богатырь Чоботок. В результате образ святого Илии Печерского построен исключительно на биографии эпического персонажа».


            Никита Петров  

            Конспект

            В начале XX века былины все еще были довольно популярным жанром. Cказители выступали в Москве и Санкт-Петербурге и собирали огромные залы. Этот феномен не остался без внимания советской власти: фольклористов обязали ехать по деревням и записывать не только традиционный фольклор, но и песни о новых, советских героях.


            «Логика здесь очень простая: если народ поет о Ленине, о Сталине, о папанинцах, значит, эти герои действительно достойные, а события — героические, стоящие воспевания».


            Никита Петров


            Так как советского фольклора не существовало, его необходимо было создать. Так появился псевдофольклорный, так называемый «фейклорный» жанр — новины. В них воспевались подвиги и события героического советского настоящего. Специально обученные фольклористы ездили к деревенским исполнителям, показывали им фильмы, проводили политработу. Сказители перерабатывали этот материал и создавали новые произведения — те самые новины. 


            «Там, где сосны шумят исполины,

            Где могучие реки текут,

            Там о Сталине мудром былины

            У костров лесорубы поют».


            Карельская песня о Сталине


            Таким образом власть пыталась легитимизировать себя и свои небывалые подвиги с помощью фольклорной традиции. Подобную деятельность в начале XX века можно смело назвать пропагандой.


            «Предполагалось, что этот эпос будет воспевать подвиги советской промышленности, жизнь вождей и если не заменит, то станет рядом с былинами. Но так не получилось, и жанр умер в 60-е годы. Никаких фольклорных признаков у него не было — это было разовое исполнение, мало кто перенимал дальше эти тексты. Но само явление очень любопытное».


            Никита Петров


            Несмотря на старания фольклористов (новины не только навязывались, но и активно печатались), новые сказания не прижились. «Былинам» о Сталине пришли на смену песни другого жанра и формата. Жанр сам себя изжил, так как в него вошла идеология, не свойственная ни эпосу, ни фольклору.


            «Эпос — это жанр, который аккумулирует псевдоисторические события, выдавая их за исторические. Героика и пафос эпоса могут быть использованы не носителями фольклорной традиции, а, например, государством — с другими, может быть, более важными целями. Кроме того, эпос позволяет консолидировать то, что можно назвать русскостью. Известно, что во время Великой Отечественной войны новины, которые писали сказительницы солдатам на фронт, помогали им идти в бой. То есть они пели новины и шли воевать».


            Никита Петров  

            Материалы к курсу

            Новые песни о главном: Сталин и вытрезвитель

            Как правительство пыталось легитимизировать свою власть с помощью фейклора

            Никита Петров: «Фольклор не умрет никогда»

            Кто есть кто в былинном мире

            Путеводитель по былинным персонажам

            Весь курс за 5 минут

            Всё о богатырях, былинах и русском эпосе в самом кратком изложении

            Сказители-звезды

            7 коротких рассказов о главных певцах былин Русского Севера

            Как присушить парня

            Несколько народных способов приворота, собранных в фольклорно-этнографических экспедициях

            Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

            Каким предстает киевский князь в былинах

            Былинные головные уборы в Красной армии

            Краткая история легендарной буденовки

            Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

            Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

            Общий предок Одиссея и Ильи Муромца

            Существовал ли общий, индоевропейский праэпос?

            Как стать сказителем

            Подробная инструкция, как стать былинным певцом и собирать вокруг себя толпу рыбаков

            Как открыли былины

            История о том, как ссыльный выпускник Московского университета в XIX веке нашел русский эпос

            Кто автор фольклора?

            Что такое предварительная цензура коллектива

            Былины — не крестьянский жанр

            Развенчание массового заблуждения

            Cловарь терминов русского фольклора

            Чем сказка отличается от былины, кто такой сказитель и что такое инвариант

            Герои былин в русской живописи

            Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники

            Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции

            Почему академик Рыбаков был неправ

            Карта былинного мира

            Где живут богатыри, куда ездят собирать дань и пировать, а где находят свою смерть

            Былинные слова и выражения

            Лельки, пельки и другие непонятности из русских былин

            Какой вы богатырь?

            Ответьте на вопросы и узнайте, на кого из эпических героев вы похожи

            Кто отрубил руки невесте?

            Тест на знание характеров персонажей русского эпоса

            Краткий разговорник для путешествующих в мир былины

            Как сказать богатырям «здравствуйте, коллеги!» и «я вне себя»?

            Все сюжеты русских былин

            Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

            Подарите друзьям и родным подписку на «Радио Arzamas» и «Гусьгусь»

            С наступающим! Чтобы ваши близкие могли провести следующий год с викингами и Толкиным, этрусками и «Точками опоры», Хармсом и первобытными людьми, подарите им подписку на наши приложения

            Спецпроекты

            Обложка: Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 год

            Wikimedia Commons

            Курс был опубликован 14 мая 2015 года

            Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в

            Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
            Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»

            Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!

            «Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas

            «Святая Русь не стоит впустую» — святитель Илья Муромец

            Сегодня, 19 декабря по церковному календарю, мы празднуем память святителя Ильи Муромца [1], «Ильи Муромца» (1188). Вот описание его жизни в Прологе :

            Он был монахом Киево-Печерским, умер в 1188 году. Его нетленные мощи имеют чудотворную силу. Три пальца его правой руки до сих пор подняты в молитве, откуда видно, что он умер во время молитвы. Это комментарий для тех, кто не крестится тремя перстами. [2]

            Кажется, святой Илья в народе отождествляется с легендарным русским богатырем , или средневековым героем, которого Джеймс Биллингтон называет «возможно, самым популярным героем христианизированного эпического фольклора», связывая его с пророком Илией Фесвитянином. [3] Пан Димитрий Оболенский опубликовал текст с прозаическим переводом одной из былин («устных героических поэм средневековой Руси», воспетых в последние века «крестьянскими бардами» [4]) о святом Илье. Вот часть перевода:

            Это не зеленый дуб, склонившийся низко к земле, и не бумажные листья, трепещущие на землю, — сын падает ниц перед отцом и просит у него благословения: «Отец мой, дай мне свое благословение, чтобы мне идти в славный и царственный город Киев, там помолиться киевским чудотворцам, присягнуть князю Владимиру, служить ему в правде и чести, защищать веру христианскую». Тимофеевич ответил: «Я дам тебе свое благословение на добрые дела, но на злые у тебя нет моего благословения. Когда пойдешь, не замышляй зла на какого-нибудь татарина и не убивай христианина на открытой равнине».

            Илья Муромец поклонился до земли пред отцом, сел на своего доброго коня и выехал на чистую равнину. Он бьет лошадь по ее крутым бокам, он пронзает шкуру по черной плоти; его огненный конь сердится, освобождается от земли и прыгает выше стоящих деревьев и лишь немного ниже проплывающих облаков. В первый свой прыжок он прыгнул на пятнадцать верст; при его втором прыжке возник колодец; у колодца он срубил зеленый дуб и построил часовню; на часовне он начертал свое имя: «Проехал здесь сильный и могучий богатырь — Илья Муромец, сын Ивана». Третий прыжок привел его в окрестности города Чернигова. На подступах к Чернигову стояло бесчисленное войско, на подступах к Чернигову стояли три [татарских] князя, каждый с войском в сорок тысяч человек. Сердце героя пылкое и стремительное: оно разгорелось жарче огня, жарче обжигающего мороза.

            Тогда сказал Илья Муромец такие слова: «Не хотел противиться отцу моему, да и заповеди его нарушать. »

            Схватил боевую саблю и стал ходить по стану: куда ни вертелся, улицы рубил , где бы он ни поворачивался, появлялись [общественные] площади; он прорубил себе путь к трем принцам. Тогда сказал Илья Муромец такие слова: «О мои три князя! Мне взять вас в плен или отсечь ваши непослушные головы? Если я возьму вас в плен, у меня будут дороги, по которым люди будут ездить и приносить мне хлеб. Но если я отрублю вам головы, я уничтожу потомство царей. Возвращайтесь в свои дома и распространяйте всюду весть, что Святая Русь не стоит пусто, и что на Святой Руси есть сильные и могучие богатыри».0006

            Увидел его черниговский губернатор: «Какого вестника послал нам Господь! Он освободил наш славный город Чернигов». [5]

            Здесь есть краткий прозаический рассказ о некоторых наиболее известных приключениях святого Ильи. Сравнение его там с рыцарем Артура, сэром Ланселотом, уместно оно или нет, напоминает мне замечательное эссе 1940 года К. С. Льюиса под названием «Необходимость рыцарства». [6] Там Льюис в попытке «изолировать это конкретное представление о человеке comme il faut , что явилось особым вкладом Средневековья в нашу культуру» [7], цитирует Мэлори Morte Darthur , Bk. XXI:

            «А, Ланселот! — сказал он, — ты был рыцарем al Crysten knyghtes! И теперь я осмелюсь сказать, — сказал сэр Эктор, — ты, сэр Ланселот, вот ты где лжешь, что ты никогда не был ровней среди истинных рыцарей. И ты был самым кратким рыцарем, который когда-либо носил шельде! И . . . ты был самым добрым человеком, который когда-либо боролся со злом. И ты был самым благочестивым человеком, который когда-либо встречался с дочерьми королей, и ты был самым кротким мужчиной и самым джентиллическим человеком, который когда-либо входил в зал с дамами, и ты был самым суровым рыцарем по отношению к своей смертной жене, которая когда-либо устраивала пиршество в лесу». [8]

            Льюис замечает:

            Самое важное в этом идеале, конечно же, двойное требование, которое он предъявляет к человеческой природе. Рыцарь — человек из крови и железа, человек, знакомый с видом разбитых лиц и рваными культями отрубленных конечностей; он тоже тихий, почти девичий гость в зале, мягкий, скромный, ненавязчивый мужчина. Он не компромисс и не золотая середина между свирепостью и кротостью; он жесток к n-му и кроток к n-ому. [9]

            Конечно, Льюис утверждает, что этот идеал важен сегодня как никогда:

            Средневековый идеал объединил две вещи, которые не имеют естественной тенденции притягиваться друг к другу. Это объединило их именно по этой причине. Он научил великого воина смирению и терпению, потому что каждый знал по опыту, как сильно он обычно нуждался в этом уроке. Это требовало мужества от учтивого и скромного человека, потому что все знали, что он скорее всего будет сопляком. [10]

            Рекомендую всем прочитать это эссе полностью.

            [1] Я использую транслитерацию русской формы этого имени, а не «Илия», потому что именно под первой наиболее широко известен преподобный Илья. Моя стандартная политика долгое время заключалась в том, чтобы полностью англизировать имена, но это кажется достойным исключением.

            [2] Святой Николай (Велимирович), Пролог из Охрид, Том. 4 , пер. Мать Мария (Бирмингем: Лазарика, 1986), с. 346.

            [3] Джеймс Х. Биллингтон, Икона и топор: интерпретирующая история русской культуры (Нью-Йорк: Винтаж, 1970), с. 24.

            [4] Сэр Дмитрий Оболенский, изд., Наследие русского стиха (Блумингтон, IN: Indiana U, 1976), с. xi.

            [5] Там же ., стр. 23-5.

            [6] К. С. Льюис, «Необходимость рыцарства», Настоящие проблемы: очерки К. С. Льюиса , изд. Уолтер Хупер (Сан-Диего: Харкорт, 1986), стр. 13-6.

            [7] Там же ., с. 13.

            [8] Сэр Томас Мэлори, Works , 2-е изд., изд. Эжен Винавер (Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1978), с. 725. Льюис цитирует только последние строки этого отрывка, но я счел целесообразным дать немного больше описания сэром Эктором рыцарского идеала.

            [9] Льюис, с. 13.

            [10] Там же ., с. 14.

            Tarot Art VIII Илья Муромец и IX Кощей Бессмертный

            Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

            Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

            • Нажмите, чтобы увеличить

            294 продажи
            |

            5 из 5 звезд

            Редкая находка

            €121,43

            Загрузка

            В наличии только 1

            Включен НДС (где применимо) плюс доставка

            Включено в список 23 ноября 2022 г.

            4 избранных

            Информация о продавце

            Сообщить об этом элементе в Etsy

            Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

            Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

            Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

            Сообщить о проблеме с заказом

            Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

            Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

            Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

            Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

            Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

            Товар на продажу…

            не ручная работа

            не винтаж (20+ лет)

            не ремесленные принадлежности

            запрещены или используют запрещенные материалы

            неправильно помечен как содержимое для взрослых

            Пожалуйста, выберите причину

            Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы