Как здороваться с батюшкой в церкви: В помощь благочестивому паломнику: как здороваться с батюшкой

Разное

Содержание

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

Людям, идущим в храм, надо знать, что Церковь — это особый мир со своими правилами. Отношения между верующими регулируются правилами церковного этикета, которые соблюдаются при посещении храма или монастыря. В отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом, связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.

Соблюдение этикета, у человека духовного может стать средством привлекающим благодать Божию. Поэтому нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, в рубашках с короткими рукавами, от них не должно пахнуть табаком. Это вопросы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справедливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих. Всем же, кто имел по каким-то причинам неприятные минуты общения в церкви, — совет: вы пришли к Богу, Ему и принесите ваше сердце, а искушение преодолейте молитвой и любовью.

В церкви и монастыре

Существуют правила обращения к священнослужителям и мирянам, которые рекомендуется соблюдать не только при посещении церкви, но и в повседневной жизни.

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ.

Обращение к диакону

Диакон — помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы). Соответственно у него и не просят благословения. Но за советом и молитвой к нему можно обращаться. К диакону обращаются со словами: «отец диакон». Например: «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?». Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?» (так можно обращаться к любому православному). Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать «отец». Например: «Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос». Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: «Отец диакон сказал мне…», или «Отец Владимир сообщил…», или «Диакон Павел только что ушел». 

Формы обращения к священнику

В общении со священником мирянин должен проявлять почтительность и уважение, так как служитель является носителем особенной благодати, которую он получает во время совершения таинства рукоположения на священство.

Существует несколько форм обращения к священнику. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?»

Кроме этой, разговорной, формы, есть другая — более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев». Обращение «святой отец» в православии не принято.

В какой форме — на «ты» или на «вы» — нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф. 23:9). Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. О6 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев: «Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

Обращение к архиерею

К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» — это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже — Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…»

В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

Обращение к архиепископу и митрополиту

К архиепископу и митрополиту обращаются: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвяшеннейший Владыко», в третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…»

Обращение к Патриарху

К Патриарху обращаются так: «Ваше Святейшество», «Святейший Владыко». В третьем лице: «Его Святейшество».

Письмо можно начать словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите.»

Обращение к монахам

Монастырь — это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Укажем на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.  Из монастыря без благословения выходить нельзя. Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.). Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови». Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие келий, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь». 

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут. 

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).     

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.     

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («Отец наместник, благословите») или с употреблением имени («Отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник — архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».     

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратимтесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».     

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».     

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют, священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей». Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».     

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику — «брат» (если послушник в преклонном возрасте — «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» — например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».     

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумений. Поэтому если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)     

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»)

Как здороваться со священником

По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.

Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!»

Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Просьба о благословении и его получение являются основными составляющими церковного этикета. Эти действия не являются чистой формальностью.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку. Получив благословение, верующий должен поцеловать руку священника, которой он благословлял, тем самым как бы целуя руку Самого Господа Иисуса Христа. Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки. Священник может благословлять прихожан и иначе, например осенять крестным знамением склоненную голову мирянина или благословлять на расстоянии. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

При расставании вместо прощания мирянин также испрашивает у священника благословения, говоря: «Простите, батюшка, и благословите».

Взаимоприветствия мирян

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «брат» или «сестра». Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Братья и сестры». Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина — тоже братья. 

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу). При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).     

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)». — «Бог простит, ты меня прости». Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника». И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий. 

Библиотека «Благовещение»

Ссылки по теме:
ПОЧЕМУ СВЯЩЕННИКОВ НАЗЫВАЮТ ОТЦАМИ
Иерархия духовенства
Диакон: служитель

 

Церковный этикет — правила благочестивого поведения в храме

Содержание

Зачем нужен церковный этикет? → 

Правила и наставления благочестивого поведения в храме → 

Благословение → 

Обращение к духовенству →

Правила общения мирян →

Обращение в монастырях →

Зачем нужен церковный этикет?

Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?

Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся.

Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде.

Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.

Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета. Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.

  • К началу

Правила и наставления благочестивого поведения в храме

«Дом мой есть дом молитвы» (Лк. 19,46). Молиться Богу Можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в Церкви едиными усты, единем сердцем скорее доходит до Бога.

  1. Входи в храм, ища мира, успокоения и очищения души твоей, ибо Господь говорит «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы (Мф.11,28)
  2. Войдя в Святой Храм, сотвори три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя. грешнаго(ю) и помилуй мя», «Боже, буди милостив мне, грешному (ой)», «Вси Святии, молите Бога о мне, грешном(ой)».
  3. В храм приходи до начала Богослужения: подай поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставь свечи, приложись к иконам. Прежде чем приложиться к иконе, принято положить перед нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования — третий поклон. Необходимо помнить, что почитая икону, мы кланяемся не доске, на которой она написана, а Тому, кто на ней изображен, воздавая, таким образом, через образ поклонение Первообразу.
  4. Твори крестное знамение с благоговением, не спеша, не искажая креста. При правильном крестном знамении первые три пальца правой руки соединяем вместе в честь пресвятой Троицы, два последних — безымянный и мизинец — соединяем, прикладывая к ладони, что означает две природы Христа (Он Бог и человек). Сложив правильно пальцы, полагаем их на лоб, затем на чрево (живот), правое и левое плечи и только потом совершаем поклон.
  5. Православный христианин всегда должен носить на себе нательный крест (включая младенцев).
  6. Когда проходишь мимо Царских врат (на любом расстоянии от них), приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением
  7. Не желательно во время Богослужения ходить по храму и разговаривать, ставить свечи или передавать их. ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пение Херувимской песни и Евхаристического канона молящиеся должны хранить благоговейное молчание. В это время недопустимо беспокоить других вопросами и просьбой передать свечу.
  8. В храме не любопытствуй, не рассматривай молящихся, а сосредоточенно вникай в Богослужение, участвуй в общей молитве. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (ю)».
  9. Если приходишь в Святой Храм с детьми, следи за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно — не бегали, не шумели и не отвлекали молящихся. Приучай их к молитве, если детям требуется уйти из храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.
  10. Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его из храма.
  11. В православном храме должно стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий, а также болящим и крайне утомленным.
  12. По старым нашим обычаям, мужчины должны находиться в правой части храма, а женщины в левой. Прохода от главных дверей к царским вратам не должно занимать.
  13. В храме никого не осуждай. Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочиние, мешая общей молитве. Соблюдай в сердце своем мир, храни молитву, помни свои грехи, молись за того, кто грешит.
  14. До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это — неуважение к святости храма и грех перед Богом. Если же это случилось с тобою (что раньше вышел), то скажи об этом на исповеди священнику.
  15. Женщины должны входить в храм прилично и скромно одетыми, с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
  16. Ко Святому Причащению подходят православные христиане, имея на себе нательный крест, после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (детям до 7-ми лет исповедь не требуется). Готовящиеся к причащению должны быть накануне за вечерним Богослужением, ничего не есть и не пить, начиная с 12-ти часов ночи.
  17. Исповедь должна совершаться после вечернего Богослужения накануне или утром до начала Божественной Литургии.
  18. Перед причащением руки сложи крестообразно на груди (правая сверху), с верой и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши, но не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее, и отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причащения выслушай (прочитай) благодарственные молитвы.
  19. По окончании Литургии подойди и приложись к кресту, который дает верующим священник из алтаря. Если нужно уйти раньше, например, с маленькими детьми, то можно приложится к большому распятию.
  20. Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением и помолись.

Православная церковь об одежде определяет: «Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную … посему тех, которые отныне, зная это, дерзнуть делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики — повелеваем извергать из священного чина, если же миряне — отлучать от общения церковного» (VI Вселенский Собор, правило 62)

  • К началу

Благословение

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к не облаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Верующему человеку очень важно соблюдать церковный этикет, который значительно отличается от светского. Например, встречая священнослужителя на улице, нужно обращаться к нему особым образом:

— Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавать первому руку (для рукопожатия) священнику не тактично, но если священник сам Вам протянул руку для рукопожатия, то нужно поздороваться рукопожатием.

— Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

— В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать, как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

— Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

— Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.

— При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

— Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.

— Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.

  • К началу

Обращение к духовенству

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

Формы обращения к диакону

  • К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».

Формы обращения к священнику

  •  Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».
  • Кроме этой, разговорной, формы, есть другая – более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».
  • В какой форме – на «ты» или на «вы» – нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

Как здороваться со священником?

  • По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.
  • Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение. 

Обращение к архиерею

  • К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже – Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство». 
  • К началу

Правила общения мирян

Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах. Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.

Приветствие. Для малознакомых или не знакомых людей достаточно кивка головы и обычной фразы приветсятвия: Добрый день (вечер), Здравствуйте, С праздником!. Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», а отвечают «Воистину Воскресе!». Для более знакомых людей (мужчин) — рукопожатие и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой. Для более знакомых людей (женщин) — обнимание и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой щеки.

В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.

  • К началу

Обращение в монастырях

Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.

Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику, который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение – «Ваше Высокопреподобие» – это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» – если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».

К благочинному, первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат».

В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».

В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».

  • К началу

Как поздороваться с католическим священником?

Приветствие должно быть Дорогой Отец . Чтобы быть еще более вежливым, обращайтесь к священнику Его Преосвященство. Если это очень официальное письмо, скажите: «Фамилия Преподобный Отец в качестве приветствия или Дорогой Преподобный Отец».

Посмотреть полный ответ на en. wikipedia.org

Как католики приветствуют друг друга?

Римлянам 16:16 — «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (греч. ἀσπάσασθε ἀλλήλους ἐν φιλήματι ἁγίῳ). 1 Коринфянам 16:20 — «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (греч. ἀσπάσασθε ἀλλήλους ἐν φιλήματι ἁγίῳ). 2 Коринфянам 13:12 — «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (греч. ἀσπάσασθε ἀλλήλους ἐν ἁγίῳ φιλήματι).

Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org

Как поздороваться с католическим епископом?

Приветствуйте их как «Ваше превосходительство», а затем их фамилию.

В устной речи, как и в письменной, к епископу или архиепископу следует обращаться с почтением. Использование фразы «Ваше превосходительство», за которой следует фамилия епископа, является хорошим этикетом.

Посмотреть полный ответ на wikihow.com

Как отблагодарить католического священника?

Большое спасибо за вашу доброту. Членам нашей церкви так повезло, что вы наш католический священник. Наша семья очень благодарна вам за подготовку к панихиде моего дедушки. Ваша проповедь была красивой и невероятно трогательной.

Посмотреть полный ответ на сайте morethankyounotes.com

Как обращаться к римско-католическому священнику?

Священники, как епархиальные, так и религиозные, имеют титул «Reberendo Padre» («Преподобный отец», сокращенно «преподобный о.») перед своим именем, а затем фамилией. К священникам в просторечии обращаются «Отец» (сокращенно «Фр.») Перед их настоящим именем или фамилией, даже перед их прозвищем.

Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org

Как стать католическим священником? | Католическое ток-шоу

Почему католики называют священников отцами?

Помимо самого имени, священников называют отцами по нескольким причинам: в знак уважения и потому, что они действуют как духовные лидеры в нашей жизни. Как глава прихода, каждый священник берет на себя духовную заботу о своей пастве. В свою очередь, собрание смотрит на него с сыновней любовью.

Посмотреть полный ответ на сайтемилосердияhome.org

Как вы называете женщину-католического священника?

Сейчас около двухсот женщин-священников, многие из них в Соединенных Штатах. Они называют себя римско-католическими женщинами-священниками. Через некоторое время Ватикан перестал утруждать себя индивидуальными письмами-предупреждениями женщинам, учитывая, что женщины-священники автоматически отлучаются от церкви в момент совершения обряда.

Посмотреть полный ответ на newyorker.com

Как вы приветствуете священника?

Приветствие должно быть Дорогой Отец. Чтобы быть еще более вежливым, обращайтесь к священнику Его Преосвященство. Если это очень официальное письмо, скажите: «Фамилия Преподобный Отец в качестве приветствия или Дорогой Преподобный Отец».

Посмотреть полный ответ на wikihow.com

Как вы желаете священника?

Примеры благодарственной записки для пасторов, служителей или священников

  1. Пастор, мы желаем вам крепкого здоровья и побольше дней рождения.
  2. Счастливого дня рождения. …
  3. Желаю тебе еще много счастливых лет. …
  4. Да исполнит Бог желание твоего сердца!
  5. Да укрепит тебя милость Божья в день твоего рождения!

Посмотреть полный ответ на holidappy.com

Как закончить благодарственное письмо священнику?

Завершите свое сообщение, еще раз выразив свою признательность и подписав записку, желательно своим именем и фамилией. Вы можете написать «С уважением» и свое имя; однако лучше не обращаться к Богу и не предлагать божественных благословений, так как это может оскорбить священника.

Посмотреть полный ответ на class.synonym.com

Является ли преподобный отцом?

Священники: формальный стиль для священника — Преподобный или Очень Преподобный, но для священников-мужчин часто используются титул Отец и фамилия человека (например, Отец Смит). Епископы носят титул Преосвященных.

Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org

Что означает слово «преподобный» в католической церкви?

Старший священник собора, будь то декан или ректор, обычно именуется Преосвященным, независимо от того, является ли священник также настоятелем соборного прихода или собор является приходской церковью.

Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org

Что вы говорите в начале мессы?

Приветствие. Крестимся, как говорит Священник: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Мы отвечаем: Аминь. Священник приветствует всех теми или иными словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Божия и общение Святаго Духа со всеми вами.

Посмотреть полный ответ на d2y1pz2y630308.cloudfront.net

Что означает мирный поцелуй?

Определение поцелуя мира

: церемониальный поцелуй, объятие или рукопожатие, используемые в христианских литургиях и особенно в Евхаристии как знак братского единства.

Посмотреть полный ответ на merriam-webster.com

Как вы желаете кому-то?

Пожелания

  1. «Удачи в завтрашней гонке! …
  2. «Удачи сегодня! …
  3. «Удачи и добрых пожеланий».
  4. «Всех удач на свете, всего желаю тебе».
  5. «Удачи тебе! …
  6. «Любви и удачи вам в первый рабочий день. …
  7. «Отправить хорошее настроение, чтобы взять его с собой на лечение».
  8. «Я знаю, как это важно для тебя.

Посмотреть полный ответ на idea.hallmark.com

Как поздравить священника с годовщиной?

Да пребудет с вами Божья благость и доброта в этот особенный день и во все дни вашей жизни. Да благословит вас Бог, и пусть Он хранит вас в безопасности на Своей ладони. Поздравляем и желаем всего наилучшего в связи с 30-летием священства. Поздравляю с 30-летием священника.

Посмотреть полный ответ на cbdparish.org.au

Жмёте ли вы руку священнику?

Традиционно католики обнимаются или обмениваются рукопожатием во время так называемого «обмена миром», повторяя приветствие «мир вам».

Посмотреть полный ответ на reuters.com

Можете ли вы выйти из католической церкви?

Если вы были крещены в католической церкви, как и я, церковь считает вас ее членом на всю жизнь, даже если вы перестанете ее посещать. Единственный способ отменить это — официально дезертировать, уведомив епископа вашей местной епархии о том, что вы покинули церковь.

Посмотреть полный ответ на buzzfeednews.com

Почему священник не может жениться?

Священническое безбрачие основано на традициях, а не на католической догме, поэтому папа может изменить его в одночасье. Те, кто доволен нынешними правилами, говорят, что священническое безбрачие позволяет священникам тратить время и силы, чтобы полностью сосредоточиться на своей пастве и более верно подражать Иисусу, который не был женат.

Посмотреть полный ответ на сайте livecience.com

Может ли католический священник жениться?

Католическая, Восточно-православная и Восточно-православная церкви, как правило, исключают рукоположение женатых мужчин в епископат и брак после священнического рукоположения. Во всей католической церкви, как на Востоке, так и на Западе, священник не может жениться.

Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org

Кто жена Папы?

Однако книги правил, когда вы становитесь Папой, немного строже. Вы должны выучить несколько языков, посещать исповеди, встречаться с главами государств, проводить массовые службы и соблюдать целибат. Это означает, что простой ответ на вопрос этой статьи — нет, папы не женятся.

Посмотреть полный ответ на vaticancitytours.it

Почему католики молятся Марии?

Католики не молятся Марии, как если бы она была Богом. Молитва Марии есть воспоминание о великих тайнах нашей веры (Воплощение, Искупление через Христа в розарии), хвала Богу за чудеса, которые Он совершил в и через одно из Своих созданий (Радуйся, Мария) и заступничество (вторая половина Богородица).

Посмотреть полный ответ на udayton.edu

Как называется это воскресенье в католической церкви?

История. Термин «Laetare Sunday» используется большинством римско-католических, лютеранских и англиканских церквей.

Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org

Что говорят католики перед причастием?

СЕ, Добрый и сладчайший Иисусе, пред лицем Твоим я смиренно преклоняю колени и с самым горячим желанием души молю и умоляю Тебя запечатлеть в моем сердце живые чувства веры, надежды и милосердия, истинного сокрушения о моих грехах и твердая цель внесения поправок.

Посмотреть полный ответ на TraditionalCatholicprayers.com

Предыдущий вопрос
Как вы преодолеваете слабую молитвенную жизнь?

Следующий вопрос
Чем питаются переменчивые ящерицы?

Простое приветствие: Глубокое высказывание

После крестного знамения в начале мессы священник может приветствовать людей простым и знакомым приветствием «Господь с вами». Это же приветствие он употребляет перед чтением Евангелия, в начале Предисловия и перед окончательным благословением. Однако, когда в этом Адвенте будет представлен новый перевод Римского Миссала, люди больше не будут отвечать: «И также с вами». Наоборот, они ответят: «И духом твоим». Прежде чем смотреть на изменение реакции людей, полезно понять, что на самом деле означает приветствие священника.

Иакову (Бытие 26:3; 31:3), Моисею (Исх 3:12) и преемнику Моисея Иисусу Навину (ИсН 1:5; 3:7) Бог говорит: «Я буду с тобой ». Божьи слова — это божественное обетование. Бог будет сопровождать Своих избранных в их миссии для Своего народа. Его обещание о постоянном присутствии напоминает им, что работа, за которую они берутся, — это не то, что они должны выполнять самостоятельно. Призванные Богом, они выполняют свою миссию с божественной помощью. Приветствие «Господь с тобой» восходит к этому обетованию и делает его молитвой из уст произносящего эти слова.

Это приветствие «Господь с тобой» встречается в ряде мест Священного Писания. В период Судей в Израиле Гедеону является ангел и приветствует его такими словами: «Господь с тобою, муж храбрый!» (Судья 6:12). Затем ангел говорит Гедеону, что Бог призывает его избавить израильтян от мадианитян, их грозного врага. Какая уверенность для Гедеона! С самого начала его миссии Господь с ним.

Тем не менее, Гидеон протестует. Такая задача слишком велика для него. Он напоминает ангелу о его низком семейном происхождении и его личном недостоинстве. В ответ на его возражение Сам Господь просто повторяет обетование: «Я буду с вами…» (Суд. 6:16). Гидеону не о чем беспокоиться. Бог – это тот, кто принесет спасение Своему народу.

В тот же период Судей в Земле Обетованной был великий голод. Елимелех, его жена Ноеминь и их сыновья Махлон и Хилион покинули родной Вифлеем и отправились в близлежащую страну Моав. Когда Елимелех и его сыновья умирают, Ноеминь возвращается в дом своих предков. Руфь, невестка ее моавитянка, идет с ней. Двух женщин связывает любовь и общее горе. Ноеминь потеряла мужа и двух сыновей, а Руфь овдовела.

Бедные и очень нуждающиеся, они возвращаются в Вифлеем. Руфь идет на поля Вооза, родственника Ноемини, чтобы собрать зерно, которое собиратели оставляют для бедных. Когда Вооз приходит на поле, где они находятся, он говорит: «Господь с тобою!» (Руфь 2:4). Его приветствие — это особое пожелание Божьего присутствия, чтобы работники давали достаточно хлеба голодным. Рут в полях среди рабочих. Она тоже присутствует в его приветствии. Ибо именно через Руфь Бог даст Хлеб Жизни, чтобы удовлетворить всех духовно голодных.
Вооз не только замечает Руфь, но и очень привлекает ее красота. Он принимает ее за свою жену. У них есть сын по имени Обед, который затем становится отцом Джесси. И Джесси — отец Давида. Воистину, Господь с Руфью. Он выбрал ее, чтобы создать семью Давида. Именно из семьи Давида Бог принесет в мир Иисуса, Хлеб Жизни, который родится в Вифлееме, Доме Хлеба.

В тот самый момент, когда Марии возвещается о рождении Иисуса, Гавриил также использует приветствие «Господь с тобою» (Лк. 1:28). Слова ангела — это не просто заверение в Божьей помощи, но провозглашение того, что Бог совершает в Марии и через нее. Ибо когда Мария говорит «да» воле Божией, Сын Божий воплотился в ее чреве, и Господь воистину с ней. Через Марию Сам Бог осуществляет наше спасение и утоляет наш глубочайший голод.

Таким образом, простое приветствие «Да пребудет с вами Господь» передает самую глубокую истину. Когда священник использует это приветствие, слова священника напоминают нам, что мы находимся в присутствии Бога. Наше собрание — это не то, что мы делаем сами по себе. Сам Бог призывает нас вместе. Бог представляет Себя нам в Иисусе, нашем Спасителе и Господе, нашем Хлебе в пути, нашей Жертве и Причастии.

Как мы видим, приветствие священника «Господь с тобой» вполне библейское. То же самое и с нашим новым ответом: «И с вашим духом». Св. Павел заканчивает четыре своих письма этим выражением (Гал. 6:18; Флп. 4:23; 2 Тим. 4:22; и Флм. 25). В богословии Павла πνεᅪμα или «дух» — это духовная часть человеческой личности, открытая Святому Духу и находящаяся под его непосредственным влиянием. Этот ответ «И с вашим духом» ставит перед нами реальность того, что мы делаем. Мы вступаем в Литургию, где мы открыты для действия Бога в нашей жизни и где наши отношения друг с другом являются глубоко духовными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы