Какая правильная вера: «Какая из существующих религий может быть самой правильной?» – Яндекс.Кью
Содержание
Наука и религия: можно ли положить конец вражде?
- Кэролайн Уайат
- Би-би-си
Автор фото, Getty
Подпись к фото,
Для многих наука и вера не являются взаимоисключающими понятиями
Новый британский проект, целью которого стало примирение религии и науки, вряд ли положит конец долгим и подчас ожесточенным дебатам об их взаимоотношениях. Однако он позволит объединить семинаристов и ученых-христиан в вопросах изучения современной науки.
На проект, поддержанный Церковью Англии, выделено более 700 тысяч фунтов (около 1,05 млн долларов). Он является частью трехлетней программы Даремского университета и ставит своей целью углубить взаимодействие между наукой и верующими-христианами.
Будущие священники и другие участники проекта получат доступ к ресурсам современной науки. Кроме того в рамках программы будет изучаться отношение к науке среди иерархов церкви.
Финансирует программу благотворительный фонд Templeton World Charity Foundation, который предлагает отправлять заявки на получение гранта до 10 тысяч фунтов всем ученым-прихожанам, желающим способствовать развитию более глубокого понимания взаимоотношений между верой и наукой.
Среди сегодняшнего научного сообщества нет единого отношения к вопросу веры.
Так, одни современные ученые выступают с атеистических позиций и крайне отрицательно относятся к религии. Например, популяризатор материалистической картины мира Ричард Докинз, известный своей многолетней борьбой с религией, в своей книге «Бог как иллюзия» называет веру не заслуживающей доверия и даже бредовой.
Автор фото, Thinkstock
Подпись к фото,
Модель, согласно которой наука выставляется противником религии, не объясняет всех сложных взаимоотношений между двумя этими сферами
Другие же не считают науку и веру взаимоисключающими понятиями. В их числе один из кураторов программы, преподобный Дэвид Уилкинсон — профессор-астрофизик на кафедре теологии и религии Даремского университета.
«Слишком часто христианские лидеры считали науку угрозой или боялись обращаться к ней», — сетует он.
Битва идей
Профессор Уилкинсон стал священником методистской церкви после обучения и работы в области теоретической астрофизики; его специализация – изучение происхождения Вселенной.
«Многие вопросы, которые вера и наука ставили друг другу, приносили значительные плоды», — замечает он.
«Люди внутри и вне церкви убеждены, что у науки и религии непростые отношения, но упрощенная модель, согласно которой наука выставляется противником религии, не объясняет очень интересных взаимоотношений, исторически сложившихся между этими сферами», — добавляет священник-ученый.
«Сегодня космологи обнаруживают, что некоторые вопросы выходят за рамки науки, — например, откуда у нас берется чувство благоговейного трепета», — объясняет он.
Сама по себе идея о борьбе между наукой и религией уходит корнями в средневековье, ко временам преследования Галилея католической церковью за его утверждения о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Потребовались сотни лет, чтобы церковь признала, что Галилей был прав.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,
Церковь признала свою неправоту в споре с Галилеем лишь сотни лет спустя
Но подлинный конфликт между наукой и религией начал пылать с конца XIX века. Он оказался удивительно стойким, до сих пор вызывая оживленные в споры на телевидении, радио и в интернете.
Многие говорят, что наука имеет дело с фактами, в то время как религия – с верой, хотя сегодня есть множество и тех, кто утверждает, что есть области, в которых интересы религии и науки пересекаются. К ним относится, например, вопрос о том, благодаря кому или чему возникла и существует Вселенная.
Нередко эти интересы перерастают во взаимную вражду, вырастающую, например, из не утихающих споров между верующими и атеистами на тему креационизма или
разумного замысла.
Упрощенные определения
«Старое определение, что наука имеет дело с фактами, а религия – с верой, является слишком упрощенным, — говорит профессор Уилкинсон. — Наука включает в себя доказательства, но также включает в себя и навыки формулирования суждений и оценки доказательств».
«В конце концов, у вас есть только ограниченный набор доказательств, с помощью которых вы можете обосновать свою теорию, и вам приходится верить им, что не слишком далеко от положения верующего-христианина», — убежден Уилкинсон.
«Речь не о слепой вере, и на самом деле не слишком хороша та религия, что основывается лишь на слепой вере, — считает преподобный Дэвид Уилкинсон. — Христианство должно быть открыто для интерпретаций его суждений о мире и опыте».
По его убеждению, наука и религия отнюдь не исключают друг друга.
Он цитирует книгу физика Пола Дэвиса «Космический джекпот», где говорится, что Земля, как кровать в сказке про Машу и трех медведей оказалась идеально приспособлена для жизни по целому ряду удивительных и независящих друг от друга параметров.
«У меня был такой момент, когда я остановился и подумал: вот это да! Я был поражен красотой и изяществом самой Вселенной, а также красотой и простотой законов физики, которые лежат в основе Вселенной», — говорит профессор Уилкинсон.
Это чувство изумления разделяет и католический священник, специалист в области физики элементарных частиц Эндрю Пинзент, работающий в лаборатории ЦЕРНа, а также возглавляющий Центр науки и религии имени Иэна Рэмси в Оксфордском университете.
Отец Эндрю Пинзент уверен, что сегодня — чрезвычайно многообещающее время для изучения науки и религии.
В то же время он опасается, что старая «парадигма конфликта» также переживает свое второе рождение, и она формирует образ мышления для многих людей — особенно из числа тех, кто слабо разбирается как в науке, так и в религии.
Подпись к фото,
Ричард Докинз известен своей многолетней борьбой против религии
Ученый-священник приветствует открытие доступа к научным знаниям для служителей церкви.
«Многие священники уже прошли значительную научную подготовку, — утверждает он. – Когда я готовился к роли католического священнослужителя в Риме, то 10% семинаристов в моем колледже имели высшее научное и медицинское образование. При этом в среднем по Великобритании такое образование у менее чем 1,5% населения».
«Более того, две важнейшие теории современной науки – генетика и теория «Большого взрыва» – были разработаны священниками», — добавляет он.
По словам Пинзента, его, как специалиста в области физики элементарных частиц, всегда поражали открытия восхитительных форм и симметрии в природе, математики, лежащей в основе всего, а также невероятных особенностей света.
«Эти открытия сами по себе не могут быть использованы для формального доказательства существования Бога, но они порождают чувство прекрасного, для которого вполне естественным является религиозный отклик», — замечает он.
Рост взаимопонимания
Другие ученые соглашаются, что давняя идея войны между наукой и религией является устаревшей и неверной концепцией, хотя они не считают науку и религию естественными союзниками.
Автор фото, Thinkstock
Подпись к фото,
Дарвиновская теория возникновения жизни и человека на протяжении многих лет вызывает ожесточенные споры между сторонниками эволюции и «разумного замысла»
Джеймс Уильямс, специалист по преподаванию естественных наук в Университете Сассекса говорит: «Проблемы, как правило, возникают в кругах людей, которые пытаются совместить науку и религию или же норовят использовать религию, чтобы подвергать сомнению науку».
«В этом заключается неправильное понимание природы науки, — говорит он. — Наука имеет дело с естественным, а религия — со сверхъестественным».
«Наука ищет объяснения природным явлениям, в то время как религия пытается понять смысл жизни».
«На мой взгляд, наука и религия не могут быть интегрированы, то есть наука не может ответить на многие вопросы, которые поднимает религия и, аналогично, религия не может ответить на научные вопросы», — замечает Уильямс.
Что значит правильная вера
Само собой то, что каждый из нас станет утверждать: «правильная вера – это наша вера!». Сотни, тысячи различных религий на протяжении истории человечества, их течений и сект…
Так кто же из нас прав?
Как понять, правильная ли (настоящая ли) моя вера?
Для начала, друзья, обратимся к одной казалось бы не относящейся к данной теме истории.
«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему:
вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. …
И сказал Господь Самуилу:
послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе. Ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. …
Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал:
нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1Цар.8:4,5,7-9,19,20).
В чём суть данного примера?
В человечестве, созданном в шестой библейский день вместе с животными (Быт.1:25-31.), заложено множество различных инстинктов. Одно из таких запрограммированных желаний, это искать и руководствоваться вожаком, — так же, как это например происходит у волков, собак, горилл, шимпанзе.
Евреи, времени Самуила, оказались виновны в том, что следуя своим плотским инстинктам, отвергли Всевышнего (смотри: Галат. 5:16,17,19-24.). Такие направления, как политика и религия (особенно это заметно в тоталитарных сектах), работают на принципе лидерства и главенства над стадом, которое нуждается в каком либо боге, кумире, вожде.
И когда-то, народ, не дождавшись Моисея, бывшего на горе Синай, сказал Аарону:
«сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх.32:1).
*** Апостол Павел писал: «первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. … Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1Кор.15:45,47,48). Корень описываемой проблемы заключается в том, что человечество, будучи потомками плотского Адама, не в состоянии в совершенстве владычествовать над самими собой, своими желаниями. Так, например: инстинкт размножения — каким бы необходимым для продолжения рода он не являлся, – приносит немало поводов для греха, проблем и раздоров.
*** для получения более подробной информации см. статью: Значение Субботы – Тайны Библии.
Какова же причина того, что Всевышний Яхве заложил подобную склонность?
Взаимодействие лидера и стада играет важную роль в существовании окружающего общества (Рим.13:1-6.). Однако, главная причина не в этом. Писание говорит: «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:26,27).
Плотское, и потому отделённое от Всевышнего, любящее заблуждаться человечество веками бродит в поисках. В нём не прекращаются непримиримые споры не только между политиками – но и религиями: иудеями, мусульманами, синтоистами, буддистами. Разногласия конечно же раздирают и само христианство; даже самая незначительная секта (и каждый из нас в отдельности), готовы считать себя носителями христианской истины. Но, все наши убеждения не могут быть правильными; истина одна – и доказать её большинству, на данный момент невозможно. Всевышний открывает Свою правду через своих избранных посланников (Иоан.6:44,45,65.), — и лишь затем, она откроется для всех, искренне, всеми силами ищущих добра людей (Матф.10:42; 25:31-40. Откр.7:9-17.). *** для получения более подробной информации см. статью: Что такое Вавилон великий – Тайны Библии.
Итак, друзья, с какой целью мы излагаем вам эти мысли?
Наш Господь говорил: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8). Именно это качество помогает видеть действительность всего того, что нас окружает.
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Матф.6:22,23).
Если человек нечестивый, смотрит сквозь призму своего эгоизма: злобы, каких-то тайных желаний, — он не способен воспринимать и делать выводы верными (Матф. 7:6.). Всевышний предупреждал еврейский народ, который в свою очередь утверждал что он верующий: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» (Соф.2:1). Но, подавляющее большинство из них и не пыталось исследовать и обуздывать себя, — им было вполне достаточно того, что они были верующими и как бы исполняющими закон. Евангелия от: Марк.6:33-44 и Иоан.6:14,15 повествуют о том, что верующие израильтяне хотели сделать Христа царём, — чтобы Тот в свою очередь, заботился об их чреве. Со времён Закона, переданного через Моисея, человечество не изменилось.
Практически, каждому из нас, так называемым христианам, может казаться, что именно МЫ (в отличие от других верующих) истинно возрождены Святым Духом, МЫ верные свидетели Бога, МЫ правильные… — но, все ли мы?.. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте…» — писал апостол Павел (2Кор.13:5).
Так какого же царя ищем мы?.. Для чего?.. Действительно ли моим Царём является Всевышний Бог и Господь Христос?. . Может быть мы просто следуем за толпой, желая быть благословенными здоровьем, и удовлетворяющими нашу плоть деньгами?..
(С. Иаковлев)
«Много обид». Для христиан всего мира грядет «событие тысячелетия»
https://ria.ru/20210622/khristiane-1737963819.html
«Много обид». Для христиан всего мира грядет «событие тысячелетия»
«Много обид». Для христиан всего мира грядет «событие тысячелетия» — РИА Новости, 23.06.2021
«Много обид». Для христиан всего мира грядет «событие тысячелетия»
«Сделать христиан едиными вновь» — к этому регулярно призывают и православные, и католики. Однако в последнее время споров больше, особенно после заявлений… РИА Новости, 23.06.2021
2021-06-22T08:00
2021-06-22T08:00
2021-06-23T08:28
религия
справки
ватикан
белоруссия
москва
русская православная церковь
франциск (хорхе марио бергольо)
римско-католическая церковь
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/104834/57/1048345791_0:158:3077:1889_1920x0_80_0_0_abe332ebb1559b580f098e651a2b3bfb.jpg
МОСКВА, 22 июн — РИА Новости, Олег Налисник. «Сделать христиан едиными вновь» — к этому регулярно призывают и православные, и католики. Однако в последнее время споров больше, особенно после заявлений представителей Константинопольской церкви. О том, почему последователи Христа разделены и что мешает их объединению, — в материале РИА Новости.Вера одна, церкви разныеЭту молитву христиане читают каждый день. Начинается она так: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя». А далее — основные положения вероучения. Словесная формула так и называется: Символ веры.И у большинства населения Земли вера-то одна, но почему-то молятся везде по-разному. Еще из учебников истории известно — христианство давно не едино. С первых веков оно дробилось на течения. Самое масштабное разделение произошло в 1054-м — на православную и католическую ветви.И вот спустя почти тысячу лет разговоры о возможном объединении зазвучали с новой силой. Верующие обсуждают заявление представителя Константинопольского патриархата митрополита Поликарпа (Ставропулоса) о беспрецедентной близости между двумя церквами.»Путь католиков и православных к полному единству, ведомый Святым Духом, приближается к финишу. Я думаю, на уровне верующих эта цель уже достигнута», — сказал он в интервью официальному изданию Ватикана.Подобные заявления обе стороны делали не раз. Но сейчас слова срезонировали, вызвав неоднозначную реакцию. Сразу поползли слухи о скором слиянии. Мол, это случится уже в 2025-м, в год 1700-летия первого Вселенского собора. На нем Церковь — еще единая — приняла основные догматы. Именно тогда и утвердили тот самый Символ веры, читаемый в храмах по сей день.Слухи подогрели и недавние высказывания некоторых католических и православных священнослужителей по поводу Пасхи: почему бы ее не праздновать в один день. Ведь уже больше тысячелетия оба направления христианства отмечают самую важную для себя дату в разные числа. В этом году у католиков она выпала на 4 апреля, а у православных — на 2 мая. Почти через месяц.Спор двух столицКалендарные расхождения между восточными и западными христианами проявились еще в V веке. Но это не единственная проблема. Христианские общины были раскиданы по огромной территории Римской империи и слабо контактировали друг с другом. Поэтому, например, в Палестине и Риме службы совершали неодинаково. Падение самого могущественного государства древности, по мнению ряда историков, лишь усугубило противоречия. Постепенно на разницу в языке и богослужении наслоились различия в догматике — богословском понимании веры.Камнем преткновения стало всего одно латинское слово: Filioque. Речь идет об одном из пассажей Символа веры, где постулируется, что Святой Дух, одно из лиц Троицы, исходит от Бога Отца, в таком виде его принимали в 325 году. Но в документах Толедского собора 681 года появилась приписка: еще и от Сына (по-латински Filioque). Именно эту версию одной из главных молитв взяли западные христиане.Постепенно богословские противоречия усиливались — сейчас список уже довольно большой. Но тогда, в первом тысячелетии, Церковь все равно оставалась единой. И в ней постоянно шла борьба за лидерство между двумя епископами — Римским и Константинопольским. Дело в том, что изначально в христианстве так и не определили, кто главный. По канонам, Иисус Христос. А вот кто его наместник на Земле — непонятно. Этот вопрос верующих особо не волновал, ведь они, по сути, были вне закона в империи римлян. Но когда религия Христа стала легальной, а потом уже государственной — и паства разрослась вместе с духовенством, разгорелся нешуточный спор.Папа римский и патриарх Константинопольский неспроста тянули одеяло каждый на себя. Первый утверждал, что все верующие должны придерживаться той версии христианства, что «дал римлянам апостол Петр». Именно так написано в знаменитом эдикте 377 года, изданном императором Феодосием. Если вера Вечного города самая правильная, а понтифик — преемник ученика Христа, значит, он и должен властвовать над всеми.Константинополь парировал: первенство Рима над христианами утвердил глава светской империи. А в V веке ее столица официально переместилась на Босфор, во Второй Рим. Соответственно, там и духовный центр.Это довольно поверхностное объяснение, потому что за спором двух священнослужителей стояли запутанные политические интриги той эпохи. Так или иначе, оба предстоятеля окончательно рассорились к середине XI столетия. В 1054-м папа Лев IX и патриарх Михаил Керуларий обменялись анафемами. Событие вошло в историю под названием Великой схизмы (раскола).»Украина усугубила»Взаимные проклятия отменили только спустя тысячу лет. В 1965-м Константинопольский патриарх Афинагор и Папа Римский Павел VI по итогам встречи в Иерусалиме приняли совместную декларацию, где заявили о готовности «примириться и развивать диалог». Документ во всем мире встретили неоднозначно: за века накопилось немало обид и противоречий. Кроме того, до недавнего времени православные и католики считали друг друга еретиками. Сейчас же они — «инославные христиане».С неодобрением верующие отнеслись и к созданию совместной комиссии по богословскому диалогу, на которой обсуждали ключевые вопросы вероучения. Причем не без скандалов — не раз дискуссии даже на довольно абстрактные темы перерастали в горячие споры.Католики и православные остались при своем: последних не устраивает не только «Филиокве», но и, например, учение о непогрешимости папы римского и запрет священникам жениться. У последователей «наместника Бога на Земле» более мягкая позиция — они признают таинства восточных собратьев.»При этом с их стороны звучит нередко такой аргумент: у православных нет единого мнения по вопросу авторитета в Церкви. Кто главный и в чем проявляется лидерство, формальное оно или нет — непонятно», — объясняет религиовед Алексей Юдин.Все дело в разной административной структуре. Католической паствой, чья численность свыше 1,2 миллиарда, управляет один человек — понтифик. А 330-миллионное православие «поделено» между 15-ю поместными церквами. Самая крупная из них — Русская. А открывает диптих, формальный список чести, — Константинопольская. При этом по канонам ее патриарх лишь «первый среди равных», потому что настоящий глава — Иисус Христос. «Однако в последние годы вспыхнул конфликт между Москвой и Константинополем. — говорит Юдин. — И это усугубило не только обсуждение вопроса о лидерстве, но и трудности в диалоге между православием и католичеством».Три года назад Константинопольский предстоятель легализовал украинских раскольников и там самым вторгся в канонические границы РПЦ, нарушив многовековой принцип: «У каждой Церкви — своя территория». Это привело к расколу уже внутри православия.Вместе, но при своих?Кроме того, по словам Юдина, непонятно, как будут объединяться две ветви христианства, если это все же случится. «Ни у кого не получается ответить на вопрос: можно ли восстановить евхаристическое общение, то есть возможность совместно причащаться».Единственный понятный формат, по его словам, — уния. Так было в середине XV века, когда по результатам Ферраро-Флорентийского собора часть православного духовенства признала главенство папы римского и католические догматы, но при этом сохранила восточный обряд. Аналогичным образом к Ватикану примкнули приходы Западной Украины и Белоруссии в результате Брестской унии в 1596-м. Сейчас они известны как грекокатолики.Однако в XX веке эту модель отвергли как православные церкви, так и Ватикан. В итоге в последние десятилетия между двумя ветвями христианства — статус-кво: общаются на разные темы, но не совершают совместные службы и не меняют вероучение.Такого подхода придерживается и Русская церковь. «Ситуация, когда миллионы называющих себя христианами людей фактически принадлежат к разделенным друг с другом общинам – безусловно вызов для христианского мира. Восстановление утраченного единства возможно если все христиане вернутся к тем основам церковной жизни, которые были в апостольские и святоотеческие времена и которые бережно хранятся в православной Церкви. Пока этого не произошло, мы не можем вместе служить литургию и причащаться от одной чаши. Это очевидно. Иначе мы будем утверждать не истинное, а мнимое единство. Для православных такой подход исключен. Вместе с тем, существует очень много направлений сотрудничества между представителями разных конфессий, развивая которые мы можем конкретными делами приносить пользу ближним и являть перед лицом всего мира доброе имя христиан. Именно этому уделяет сегодня большое внимание Русская православная церковь», — говорит РИА Новости секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов).Между тем после исторической встречи в Гаване патриарха Кирилла с папой Франциском в адрес РПЦ посыпались обвинения чуть ли не «в предательстве веры». Но, как там неоднократно подчеркивали, речи о «богословском сближении» и изменении догматов пока не идет.
https://ria.ru/20210404/paskha-1604029129.html
ватикан
белоруссия
москва
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/104834/57/1048345791_174:0:2905:2048_1920x0_80_0_0_1f7a51a716a1b7a55722663467f98597.jpg
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, ватикан, белоруссия, москва, русская православная церковь, франциск (хорхе марио бергольо), римско-католическая церковь, московский патриархат, константинопольский патриархат, папа римский, иисус христос, аналитика — религия и мировоззрение
МОСКВА, 22 июн — РИА Новости, Олег Налисник. «Сделать христиан едиными вновь» — к этому регулярно призывают и православные, и католики. Однако в последнее время споров больше, особенно после заявлений представителей Константинопольской церкви. О том, почему последователи Христа разделены и что мешает их объединению, — в материале РИА Новости.
Вера одна, церкви разные
Эту молитву христиане читают каждый день. Начинается она так: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя». А далее — основные положения вероучения. Словесная формула так и называется: Символ веры.
И у большинства населения Земли вера-то одна, но почему-то молятся везде по-разному. Еще из учебников истории известно — христианство давно не едино. С первых веков оно дробилось на течения. Самое масштабное разделение произошло в 1054-м — на православную и католическую ветви.И вот спустя почти тысячу лет разговоры о возможном объединении зазвучали с новой силой. Верующие обсуждают заявление представителя Константинопольского патриархата митрополита Поликарпа (Ставропулоса) о беспрецедентной близости между двумя церквами.»Путь католиков и православных к полному единству, ведомый Святым Духом, приближается к финишу. Я думаю, на уровне верующих эта цель уже достигнута», — сказал он в интервью официальному изданию Ватикана.
Подобные заявления обе стороны делали не раз. Но сейчас слова срезонировали, вызвав неоднозначную реакцию. Сразу поползли слухи о скором слиянии. Мол, это случится уже в 2025-м, в год 1700-летия первого Вселенского собора. На нем Церковь — еще единая — приняла основные догматы. Именно тогда и утвердили тот самый Символ веры, читаемый в храмах по сей день.
Слухи подогрели и недавние высказывания некоторых католических и православных священнослужителей по поводу Пасхи: почему бы ее не праздновать в один день. Ведь уже больше тысячелетия оба направления христианства отмечают самую важную для себя дату в разные числа. В этом году у католиков она выпала на 4 апреля, а у православных — на 2 мая. Почти через месяц.
Спор двух столиц
Календарные расхождения между восточными и западными христианами проявились еще в V веке. Но это не единственная проблема. Христианские общины были раскиданы по огромной территории Римской империи и слабо контактировали друг с другом. Поэтому, например, в Палестине и Риме службы совершали неодинаково. Падение самого могущественного государства древности, по мнению ряда историков, лишь усугубило противоречия. Постепенно на разницу в языке и богослужении наслоились различия в догматике — богословском понимании веры.
Камнем преткновения стало всего одно латинское слово: Filioque. Речь идет об одном из пассажей Символа веры, где постулируется, что Святой Дух, одно из лиц Троицы, исходит от Бога Отца, в таком виде его принимали в 325 году. Но в документах Толедского собора 681 года появилась приписка: еще и от Сына (по-латински Filioque). Именно эту версию одной из главных молитв взяли западные христиане.
Постепенно богословские противоречия усиливались — сейчас список уже довольно большой. Но тогда, в первом тысячелетии, Церковь все равно оставалась единой. И в ней постоянно шла борьба за лидерство между двумя епископами — Римским и Константинопольским. Дело в том, что изначально в христианстве так и не определили, кто главный. По канонам, Иисус Христос. А вот кто его наместник на Земле — непонятно. Этот вопрос верующих особо не волновал, ведь они, по сути, были вне закона в империи римлян. Но когда религия Христа стала легальной, а потом уже государственной — и паства разрослась вместе с духовенством, разгорелся нешуточный спор.Папа римский и патриарх Константинопольский неспроста тянули одеяло каждый на себя. Первый утверждал, что все верующие должны придерживаться той версии христианства, что «дал римлянам апостол Петр». Именно так написано в знаменитом эдикте 377 года, изданном императором Феодосием. Если вера Вечного города самая правильная, а понтифик — преемник ученика Христа, значит, он и должен властвовать над всеми.Константинополь парировал: первенство Рима над христианами утвердил глава светской империи. А в V веке ее столица официально переместилась на Босфор, во Второй Рим. Соответственно, там и духовный центр.
Это довольно поверхностное объяснение, потому что за спором двух священнослужителей стояли запутанные политические интриги той эпохи. Так или иначе, оба предстоятеля окончательно рассорились к середине XI столетия. В 1054-м папа Лев IX и патриарх Михаил Керуларий обменялись анафемами. Событие вошло в историю под названием Великой схизмы (раскола).
«Украина усугубила»
Взаимные проклятия отменили только спустя тысячу лет. В 1965-м Константинопольский патриарх Афинагор и Папа Римский Павел VI по итогам встречи в Иерусалиме приняли совместную декларацию, где заявили о готовности «примириться и развивать диалог». Документ во всем мире встретили неоднозначно: за века накопилось немало обид и противоречий. Кроме того, до недавнего времени православные и католики считали друг друга еретиками. Сейчас же они — «инославные христиане».
С неодобрением верующие отнеслись и к созданию совместной комиссии по богословскому диалогу, на которой обсуждали ключевые вопросы вероучения. Причем не без скандалов — не раз дискуссии даже на довольно абстрактные темы перерастали в горячие споры.
Католики и православные остались при своем: последних не устраивает не только «Филиокве», но и, например, учение о непогрешимости папы римского и запрет священникам жениться. У последователей «наместника Бога на Земле» более мягкая позиция — они признают таинства восточных собратьев.
«При этом с их стороны звучит нередко такой аргумент: у православных нет единого мнения по вопросу авторитета в Церкви. Кто главный и в чем проявляется лидерство, формальное оно или нет — непонятно», — объясняет религиовед Алексей Юдин.
Все дело в разной административной структуре. Католической паствой, чья численность свыше 1,2 миллиарда, управляет один человек — понтифик. А 330-миллионное православие «поделено» между 15-ю поместными церквами. Самая крупная из них — Русская. А открывает диптих, формальный список чести, — Константинопольская. При этом по канонам ее патриарх лишь «первый среди равных», потому что настоящий глава — Иисус Христос.
«Однако в последние годы вспыхнул конфликт между Москвой и Константинополем. — говорит Юдин. — И это усугубило не только обсуждение вопроса о лидерстве, но и трудности в диалоге между православием и католичеством».
Три года назад Константинопольский предстоятель легализовал украинских раскольников и там самым вторгся в канонические границы РПЦ, нарушив многовековой принцип: «У каждой Церкви — своя территория». Это привело к расколу уже внутри православия.
Вместе, но при своих?
Кроме того, по словам Юдина, непонятно, как будут объединяться две ветви христианства, если это все же случится. «Ни у кого не получается ответить на вопрос: можно ли восстановить евхаристическое общение, то есть возможность совместно причащаться».
Единственный понятный формат, по его словам, — уния. Так было в середине XV века, когда по результатам Ферраро-Флорентийского собора часть православного духовенства признала главенство папы римского и католические догматы, но при этом сохранила восточный обряд. Аналогичным образом к Ватикану примкнули приходы Западной Украины и Белоруссии в результате Брестской унии в 1596-м. Сейчас они известны как грекокатолики.
Однако в XX веке эту модель отвергли как православные церкви, так и Ватикан.
В итоге в последние десятилетия между двумя ветвями христианства — статус-кво: общаются на разные темы, но не совершают совместные службы и не меняют вероучение.
Такого подхода придерживается и Русская церковь. «Ситуация, когда миллионы называющих себя христианами людей фактически принадлежат к разделенным друг с другом общинам – безусловно вызов для христианского мира. Восстановление утраченного единства возможно если все христиане вернутся к тем основам церковной жизни, которые были в апостольские и святоотеческие времена и которые бережно хранятся в православной Церкви. Пока этого не произошло, мы не можем вместе служить литургию и причащаться от одной чаши. Это очевидно. Иначе мы будем утверждать не истинное, а мнимое единство. Для православных такой подход исключен. Вместе с тем, существует очень много направлений сотрудничества между представителями разных конфессий, развивая которые мы можем конкретными делами приносить пользу ближним и являть перед лицом всего мира доброе имя христиан. Именно этому уделяет сегодня большое внимание Русская православная церковь», — говорит РИА Новости секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов).
Между тем после исторической встречи в Гаване патриарха Кирилла с папой Франциском в адрес РПЦ посыпались обвинения чуть ли не «в предательстве веры». Но, как там неоднократно подчеркивали, речи о «богословском сближении» и изменении догматов пока не идет.4 апреля 2021, 08:00РелигияКогда все христиане будут праздновать Пасху в один день
12 вопросов к Блаженнейшему митрополиту Киевскому Онуфрию — о красоте и свободе, искушениях, расколе и стойкости в вере / Интервью / Патриархия.ru
25 июня 2019 г. 13:59
Что такое настоящая красота и свобода? Как пережить современные искушения и оставаться стойкими в вере? Почему люди идут в раскол? Все ли добро, что мы делаем ближним, — добро? Как научиться смирению?
Накануне дня ангела Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дал интервью «Церковной православной газете».
— Ваше Блаженство, в своих проповедях Вы часто говорите о красоте человека. Что Вы имеете в виду, о какой красоте идет речь?
— Все, что Бог творит, причастно красоте Божией. Также был красив и первозданный человек, созданный по образу и подобию Божию. После грехопадения человек утратил подобие Божие — ту красоту, которой наделил Бог человека. Для того чтобы вернуть себе эту первозданную красоту, человек должен очистить свои душу и тело, вновь сподобиться чести быть чистым творением, подобным нашему Творцу. И Иисус наш Спаситель пришел на землю именно для того, чтобы дать нам возможность увидеть красоту Божественной природы и красоту и силу человеческой природы. Он уничтожил преграду, стоявшую между Богом и людьми, — грех. Иисус сделал человека доступным для действия Святого Духа Утешителя.
— Ваше Блаженство, для чего нужны человеку испытания, искушения?
— Всякое испытание, даже самое незначительное, — это вопрос: «Ты верен Христу или не верен, любишь Христа или что-то иное?». Именно поэтому все искушения важны для нашей души, потому что на них мы должны ответить: «Да, я верен Богу, я хочу служить Богу, я хочу жить с Богом».
Преодолевая испытания, человек узнает, какой он на самом деле и на что способен. Живя в благополучии, человек может даже не знать, что у него внутри, — он как будто находится в спячке. Но когда человек достойно переживает скорби, болезни, то иногда сам удивляется добрым талантам и силам, которые в нем открываются.
— В современном мире христианин встречает на каждом шагу различные искушения. Как устоять ему в вере и верности Богу?
— Суть испытаний, постигающих нас в современном мире, — это попытка отклонить христиан от чистоты православной веры. Духовно сбить христианина с прямого духовного пути, ведущего к Богу. Современный мир стремится к новому формату, где не отведено место для православных христиан. И мы, православные христиане, боремся за то, чтобы в новом мировом формате найти себе место. Однако нельзя за это место платить чистотой своей веры, это будет неправильно и неспасительно. Если человек изменит верности Христу, то может для себя найти многое, но потерять главное — вечное спасение. Потому что в Царство Небесное не входят в грязной одежде, а ложь — это грязь. Человек может не занимать высокие посты, не быть ученым, а простым крестьянином или рабочим, но духовная одежда у него должна быть скромной и чистой, то есть не запятнанная ложью. Вот эту чистую одежду для души христианин находит через жизнь согласно правилам чистой, неповрежденной Православной веры.
— Сегодня много говорится о свободе. Что значит свобода для христианина?
— Свободен тот человек, который не грешит. Если я склонен ко греху и к порокам, то, хотя и считаю себя свободным, на самом деле я — раб греха. Мы должны свято хранить чистоту Православной веры и не менять ее ни на что — ни на богатство, ни на обещанные свободы. Она ведет нас к настоящей свободе.
— Многие говорят о благотворительности, помощи нуждающимся. Как правильно делать добро ближним?
— Добрые дела нужно делать так, как их заповедует нам делать Господь наш Иисус Христос: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3). Сегодня же принято поступать так: еще не сделал ничего, а уже «пропиарился», рассказал об этом всем.
Добрые дела нужно делать, скрывая их от других. Тайный подвиг должен совершать каждый христианин, каждый священник, каждый инок, потому что в этом подвиге человек становится таким, каким его хочет видеть Господь Бог.
И добро мы должны оказывать даже тем, кто нас ненавидит и оскорбляет. Мы должны любить своих неприятелей — тогда мы будем детьми Божиими, и благодать Божия будет почивать на нас и будет укреплять нас.
— Почему люди поддаются соблазнам и уходят в раскол?
— Главная причина, по которой люди уклоняются в раскол, — это страсти, амбиции, прежде всего страсть гордости, которая врачуется только смирением.
— Некоторые уходят в раскол по политическим мотивам или исходя из национальных предпочтений… В чем причина нестойкости таких христиан?
— Причина — слабость веры таких людей. Человек, не твердый в вере, колеблется в путях своих. Он часто сходит с узкого спасительного пути и становится на широкий путь греха, который ведет в погибель.
Бог хочет, чтобы мы были принципиальны в своей вере. Чтобы мы не были размыты, как политики: сегодня в одной партии, завтра — в другой, послезавтра — в третьей, потом — ни в какой. Мы имеем одну «партию» (образно говоря) — это Церковь Христова, Святая Православная Церковь. И надо быть принципиальными и беречь ту чистоту веры, которую Господь нам передал через святых апостолов, через святых отцов, через наших блаженных предков.
— Что такое смирение, чем характеризуется смиренный человек?
— О смирении много сказано. Смирение — это когда человек помнит о том, что он является творением Божиим, а Бог — его Творец. Что Господь сотворил его из земли или, точнее, из ничего (потому что земля сотворена из ничего).
Человек смиренный видит себя самым великим грешником — это не является чем-то надуманным или искусственно созданным. Каждый человек — неповторимая личность. Мы похожи друг на друга во многом, но в каждом из нас есть что-то такое, чего нет ни у кого другого. И грешим мы тоже неповторимо. Мы еще являемся и неповторимыми грешниками. «Такого грешника, как я, больше нет» — смиренный это видит. И он действительно считает себя самым грешным из всех людей.
Смиренный человек, не доверяя своей воле и желаниям, в которых много искажений и ошибок, старается себя полностью подчинить воле Божией. Ведь в Божией воле нет ошибок, нет искажений — это воля Совершенного Бога.
Еще есть одно замечательное свойство смиренного человека — он осознает себя частью вселенной — маленькой частицей огромной вселенной, которую сотворил Господь. Вселенная влияет на человека, а человек влияет на вселенную, на все творение Божие. Мы взаимосвязаны. Поэтому человек считает себя виновным в своих бедах. Он никогда не скажет: «За что Ты мне, Господи, это послал?» или «Я гідний кращої долі». Он считает себя виновным в какой-то мере даже в тех бедах и неприятностях, которые случаются с иными людьми в самых разных уголках земного шара.
— Как воспитывать в себе дух смирения?
— Для этого нужно трудиться над собой. Дух смирения сам не приходит. Бог дал нам ум, свободную волю, силу воли, дал физические способности и силы, чтобы с помощью этого мы приобретали, образовывали в себе дух смирения. Начинать этот путь нужно с самоукорения, а не с самооправдания: «Вот, сосед сказал мне слово, оно на меня повлияло, и я сделал то и то». Это неправильно. Всегда нужно укорять или обвинять себя самого. Это будет неприятно вначале, будут внутренние протесты у человека, но человек должен сказать себе: «Господи, я виноват. У меня нет оправдания».
Нужно время от времени себя укорять: «Господи, я грешный, я падший, я имею множество недостатков, я ничего доброго сделать не могу — Ты делаешь добро!» Это путь к приобретению смирения.
— Однако иногда люди боятся быть смиренными, боятся, что другие будут их использовать… Боятся смирения, потому что, размышляя о своих грехах, о своем недостоинстве, могут впасть в уныние. Как побороть эти страхи или предостеречь себя от них?
— Не нужно бояться заглянуть внутрь себя, даже если душа вся во грехах. Единственно возможный путь избавления от грехов — покаяние. Оно возможно только лишь когда человек увидит свои грехи и смиренно покается в них перед Богом и с помощью Божией изменит свою жизнь. Мы иногда боимся, что это будет для нас тяжело. Мы думали, что лучше всех, а когда мы стали думать, что мы хуже всех, то на нас нападает уныние, отчаяние… Нет, когда человек себя правильно оценивает, то Бог любит такого человека и посылает ему утешение. Человек, считая себя слабым, немощным, укрепляется Божественной силой, которая делает его, — чаще всего, для него самого незаметно, — сильнее тех, которые считают себя самыми крепкими, умными и сильными. Поэтому смирения не нужно бояться, к нему себя нужно приучать. Господь сказал нам: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Господь был кроток и смирен сердцем, но Каким Он был сильным! Он воскрешал мертвых, ходил по воде, кормил несколькими хлебами тысячи человек, исцелял всяческие болезни. Такая сила пребывает там, где есть смирение.
— Ваше Блаженство, как избежать самопревозношения, когда тебя хвалят другие люди?
— Мы в своей жизни иногда любим похвалу. Если мы сделали доброе дело, то хотим, чтобы кто-то хотя бы сказал: «Xорошо, молодец, какой ты умница, какой ты добрый». Господь же учит нас обратному: если сделал доброе дело, то после него пойди и вознеси тайную молитву Богу и поблагодари Его за то, что Он сподобил тебя быть орудием в Его руках для совершения добра.
Если художник написал картину, то никто из нормальных людей не будет хвалить кисточку за то, что она хорошо написала картину. Все хвалят художника. Так и мы, делая доброе дело, должны вспомнить, что являемся кисточкой в руке Высочайшего Художника — Бога.
То, что Бог через нас сделал, нарисовал, — это не наша, а Божия заслуга. Совершая добро, мы должны вспоминать об этом и говорить себе: «Господи, я — орудие, а Ты — делатель добра!»
— Что значит для человека «чистая, правильная вера»?
— Правильная вера — это правильный, евангельский вектор в жизни, который показывает человеку, куда надо идти. Но человек, который не имеет правильной веры, блуждает вокруг Бога, но к Богу прийти не может. Ему кажется, что он идет к Богу, но Бога он не достигнет, он не может стать сыном Божиим.
Правильная вера в Бога ведет человека к Богу, а не к политическим или иным предпочтениям. И человек, познавая Бога, убеждается, что, действительно, Бог — это Светлое Существо, наполненное любовью, милосердием, это наша жизнь, красота нашей жизни и содержание ее.
Поэтому нам, православным христианам, необходимо быть верными Богу и принципиальными в вопросах веры, и идти тем путем, который начертан в Святом Евангелии.
— Идти евангельским узким путем?
— Этот путь называется узким, но он приятный, он не является горьким. Широкий путь — путь греха. Там можно много из стороны в сторону метаться, но там горечь и пустота какая-то, внутренняя горечь, печаль, безысходность. На узком пути Христовых заповедей внутренняя радость и внутренний мир — глубокий, далекий, но он там есть.
— Ваше Блаженство, вокруг много соблазнов и искушений. Человеку, попавшему в сети диавола, трудно освободиться от них. Что Вы посоветуете человеку в такой ситуации?
— Прежде всего вспомнить о том, что после смерти каждый человек воскреснет и получит свой суд по делам. Если человек делал добро, то будет вознагражден, если же делал зло, то будет осужден.
Помня об этом, мы должны стараться во время своей жизни отворачиваться от зла и делать добро. Это не так просто — надо делать усилия над собой, потому что зло — как болото: оно втягивает, засасывает человека. Если он попал туда, то ему надо приложить много усилий, чтобы вытянуть себя оттуда. Нужно видеть коварство диавола: когда человек еще не согрешил, то враг представляет человеку грех малозначимым: мол, ничего, что согрешишь, потом покаешься, и все будет хорошо — Бог принимает покаяние. Но когда человек согрешит, диавол начинает уже другую песню петь: «Ой, что ты сделал! Как же ты будешь говорить об этом на исповеди, ведь люди узнают об этом, что это будет, какой позор!» — и начинает человека отпугивать от покаяния. Введение
Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы с глубоким уважением относятся к верующим мусульманам и не преследуют цели оскорбления или унижения мусульманского вероисповедания, а ставят своей целью сравнение двух религий по основным вероисповедным принципам. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть». Тем самым они хотят заставить глубже задуматься представителей двух мировых религий об их различиях. По мнению авторов, именно осознание различий крайне необходимо для плодотворного диалога и конструктивной полемики между христианством и исламом.
В качестве основ мусульманского вероучения авторами рассматривается суннитский ислам и шиитский ислам, за некоторыми исключениями. Так, они не рассматривают учения «крайних» шиитов («гулат»), которые прямо обожествляют имамов, развивают учения о переселении душ («танасух»), вселении в человека божественной частицы и т. д. Для подобного сравнения нужна иная таблица – «христианство и учения «крайних» шиитов». Также ими не рассматривается учение исмаилитов, отстаивающих принцип скрытого учения («батинийя»), которое в отличие от внешнего знания («захир») содержит учение о переселении душ, обожествление имамов, неоплатонические идеи эманации и доктрины, известные лишь посвященным. Не рассматриваются учения алавитов и друзов, также верящих в перевоплощение и обожествляющих имамов. К сожалению, приходится оставить в стороне и «тасаввуф» – исламский мистицизм суфиев, утверждающий возможность мистических «опьянений» («сукр» у Абу Язида аль-Бистами), фраз «анна-аль-хакк» («я – истинный», то есть Бог, фраза аль-Хуссайна аль-Халляджа, казненного в Багдаде в 922 г.), учений «вахдат аль-вуджут» (единобытие у Ибн аль-Араби как слияние Бога и мира) и прочие мистические теории, граничащие с пантеизмом. Подчеркнем, что статус таких учений в исламе во многом остается неопределенным. Для сравнения их с христианством также нужна отдельная таблица. Оставлен в стороне и ваххабизм, высказывающий идею «очищения ислама», во многом ведущий к очищению «ислама от самого ислама» в учении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, настаивающего на ликвидации мусульманских святынь.
В тоже время авторы таблицы отдают себе отчет в том, что вышеуказанные направления в исламе не являются исчезнувшими или маловлиятельными. Достаточно упомянуть, что пришедший в 2000 году к власти в Сирии президент Башар Асад, как и его отец, правящий Сирией в течение 30 лет, является шиитом – алавитом (или «нусайритом», это течение – ок. 16% населения страны, более 1,5 миллиона человек), признающим учение о переселении душ. Он, как и его отец Хафез аль-Асад, вершит судьбами страны с преимущественно суннитским населением. I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Утверждает ли религия веру в единого Бога? | Да «Верую во Единого Бога» (начало Символа Веры). «Нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:6). | Да Нет Бога кроме Аллаха (часть шахады – араб. свидетельства веры). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Отрицает ли религия язычество (многобожие, идолопоклонство)? | Да «Мы знаем, что идол в мире ничто» (1Кор. 8:4), а язычники «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим. 1:25). | Да Отрицается многобожие и идолопоклонство как придание Аллаху товарищей (равных). Многобожие называется ширк (от араб. «шарик» – товарищ) и является синонимом неверия (араб. «куфр» – сокрытие, отсюда кафир – неверный). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Считает ли религия Бога невещественным Духом? | Да Бог есть Дух Вездесущий, Неограниченный, Беспредельный и Всесовершенный. «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем. 1:7). «Нетленный Твой Дух пребывает во всем» (Прем. 12:1). «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 138). «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня». (Иов. 33:3-4) (1). 1. | Нет Религия отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху. Духовность – не атрибут Аллаха 2. В Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела. Святым духом назван ангел Джибрил | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. Считает ли религия, что Бог обладает тварными атрибутами (качествами и свойствами, присущими творениям)? | Нет «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Ис. 40:25). Свойства Бога совершенно не подобны свойствам Его творений. О Его свойствах надо судить только духовно 3. | Да Бог обладает тварными свойствами слуха и зрения, «слышит» самый тихий шорох и «видит» черного паука ночью на темном камне 4. Учение о зрении и телесности Аллаха засвидетельствовано в официальных документах мусульманского вероисповедания 5. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. Раскрывает ли религия внутреннюю природу Бога? | Да Христианство считает, что Господь существует в трех Ипостасях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), Который в вечности рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности» как сказал о Святой Троице св. Григорий Богослов. «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице» (св. Григорий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» (св. Никита Студийский). | Нет Внутренняя природа Бога остается нераскрытой. Учение о Божественном Уме, Слове и Духе отсутствует 6. При этом само учение о Святой Троице истолковано превратно в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6. Считает ли религия, что Бог есть любовь? | Да «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Любовь — образ бытия Лиц Святой Троицы, единство в любви. | Нет Между понятиями «любящий» и «любовь» имеется принципиальная разница. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7. Считает ли религия, что Бог обладает смирением? | Да «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). | Нет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.8. Считает ли религия, что Бог обладает святостью? | Да «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». (1Пет. 1:15-16) | Нет Аллах является источником добра и зла, следовательно он не обладает святостью, под которой подразумевается совершенная непричастность злу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.9. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является хитрость? | Нет Хитрость и лукавство – свойства дьявола (лукавого), прельщающего людей и последующих ему. Бог ненавидит ложь, коварство и лицемерие. | Да Аллах «замышляет хитрость» (86. 16), «хитрит», поскольку «Аллах – лучший из всех хитрецов» (3:54), «обманывает» (4.142). «Поиздевается», «увеличит беззаконие» (2:15). «Запутывает козни» (105:2).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.10. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является гордость? | Нет Гордость – свойство дьявола, ложных учителей, всех злых и нечестивых. | Да «Гордое достоинство – Мое покрытие». Гордость – атрибут сущности Аллаха 7. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.11. Считает ли религия, что Бог хочет спасения всех людей, желает, чтобы все люди познали Его? | Да «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). | Нет «Тот кто хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи» 8. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.12. Считает ли религия, что Бог порождает зло? | Нет Истинный, Святой и Праведный Бог не является источником зла. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5). «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (1Тим. 2:4). «Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем (Втор. 32:4). | Да Аллах является источником зла. «И добро и зло от Аллаха» 9. Аллах приносит пользу и вред 10, Аллах есть приносящий зло и дарующий блага” 11. Аллах усиливает порок в сердцах неверующих (2:10), «Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него» (13:11). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.13. Считает ли религия, что Бог изначально желает мучений в аду для определенной части людей? | Нет Бог не желает погибели людей. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» (Иез. II. БОГ И МИР (ТВОРЕНИЕ)
^ III.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
|