Вставные эпизоды в борисе годунове: Анализ композиционной структуры «Бориса Годунова» (Борис Годунов Пушкин)

Разное

Анализ композиционной структуры «Бориса Годунова» (Борис Годунов Пушкин)

В тех двадцати трех сценах, на которые, в духе «Цыган» и в противовес традиционному, соблюдавшемуся даже Шекспиром делению на акты, Пушкин членит своего «Бориса Годунова», он полностью разрушает не только пресловутый закон «трех единств», выдвигавшийся в качестве непреложного теоретиками классицизма (единство места, времени, действия), но в значительной степени, нарушает и «четвертое», как сам он его называл, единство — «единство слога». Вместо традиционно допускавшихся двадцати четырех часов действие его трагедии происходит в течение семи с лишком лет; прямо-таки с кинематографической быстротою переносится из дворца (наиболее частое и единое на протяжении всей пьесы место действия в трагедиях классицизма) на площадь, из монастырской кельи и палат патриарха в пограничную корчму, на поля сражений, даже из одной страны в другую — из России в Польшу и обратно. Требуемое «единство действия» по меньшей мере раздваивается линия Годунова и линия Самозванца.

Равным образом в «Борисе Годунове» звучит не один-единственный традиционный «высокий штиль» трагедии классицизма, а самая разнообразная и живая речь, соответствующая не только социальному положению, но даже в некоторых случаях национальности действующих в трагедии лиц (сцена «Равнина близ Новгорода-Северского», ведущаяся в основном на французском и немецком языках), обстоятельствам, в которых им приходится выступать и т. п. Наконец, нет в «Борисе Годунове» и единства самой художественно-словесной формы: в трагедии, в основном написанной белым, нерифмованным стихом, имеются не только отдельные зарифмованные места, но и сцены, частично, а порой и полностью, написанные прозой.

Однако воспринимать все это величайшее реалистическое разнообразие и соответствующее ему огромное богатство художественных средств и приемов, применяемое Пушкиным в его трагедии, как непозволительную пестроту и неоправданный, беззаконный авторский произвол могли только критики, воспитанные в традициях классицизма. Наоборот, и Гоголя и Белинского трагедия Пушкина справедливо восхищала своей художественной целостностью, стройностью и единством — «внутренней, неприступной поэзией», лишенной «всякого грубого, пестрого убранства», «недоступным величием строгого художественного стиля, благородной классической простоты».

Действительно, каждая сцена «Бориса Годунова» — закономерное и вместе с тем необходимое звено в общей цепи развертывающегося исторического и ‘художественного действия трагедии. Причем все эти двадцать три сцены-звена не только следуют друг за другом в порядке внешней хронологической последовательности, а и нерасторжимо сцеплены между собой внутренним сродством, органической художественной взаимосвязью. В то же время вся эта гибкая, подвижная и вместе с тем необыкновенно крепкая, обладающая прямо-таки стальной прочностью, композиционная структура отличается не меньшей, чем в «Цыганах», не только внутренней, но и внешней гармоничностью, соразмерностью и уравновешенностью частей, поразительной симметрией.

Трагедия начинается и заканчивается в Московском кремле. В трех первых сценах нет ни одного из основных антагонистов трагедии — ни самого Бориса Годунова, ни оспаривающего у него царский престол Григория — Лжедимитрия. Но показаны основные социальные силы: боярство, народ. Совершенно то же самое происходит и в трех последних сценах. Борис Годунов непосредственно появляется только в четвертой сцене от начала, выходит из действия — умирает — в четвертой сцене от конца. Григорий появляется в первый раз в пятой сцене от начала, в последний раз — в пятой сцене от конца. Считать все эти совпадения и соответствия случайными, естественно, не приходится. Здесь, несомненно, действовал, в чем мы особенно можем быть уверены после того, как познакомились на анализе «Цыган» с принципами композиционного мастерства Пушкина, строгий, продуманный и взвешенный расчет великого архитектора словесного искусства.

В то же время это подлинно архитектурное оформление начала и конца — первых и последних пяти сцен — «Бориса Годунова» полно глубокого внутреннего смысла, композиционно воплощает и осуществляет основное идейное задание Пушкина -V создать историческую трагедию, которая не только сочетала бы в себе изображение судьбы человеческой и судьбы народной, но в которой именно народ являлся бы главным трагическим героем.

Говоря об исторических хрониках Шекспира, бывших во многих отношениях драматургическим образцом для Пушкина, Белинский проницательно отмечал: «Что составляет содержание шекспировских драматических хроник? Борьба личностей, которые стремятся к власти и оспаривают ее друг у друга». В «Борисе Годунове», тоже в полном соответствии с исторической правдой, показана борьба за власть между Самозванцем и Борисом; показаны неустанно помышляющий о захвате царского венца в свои руки Василий Шуйский, втайне мечтающий о том же Басманов. Но содержание трагедии одним этим отнюдь не ограничивается.

Как видим, первоначально трагедия строилась именно в плане «борьбы личностей, которые стремятся к власти и оспаривают ее друг у друга». Трагедия, видимо, должна была начинаться эпизодом, непосредственно связанным с Годуновым, притворно запершимся в монастыре, но на самом деле жадно рвущимся к «венцу и бармам Мономаха» — к царскому престолу. Личность Годунова выдвигается на первый план и в дальнейшем. Затем ее постепенно вытесняет личность Самозванца, триумфальным въездом которого в Москву трагедия и должна была заканчиваться.

Если сперва Пушкин предполагал начать трагедию сценой, в которой сразу же появлялся Борис («Годунов в монастыре»), и окончить ее сценой, действующим лицом которой являлся Самозванец, — в дальнейшем и тот и другой были значительно и, как мы видели, совершенно равномерно отодвинуты внутрь пьесы, даны в обрамлении боярских и народных сцен. Действие пьесы, как уже сказано, начинается за три сцены до того, как перед нами непосредственно появляется Борис, и за четыре до появления Самозванца; действие пьесы продолжается ровно столько же после ухода со сцены сперва Самозванца, потом Бориса. Тем самым композиционно подчеркивается, что как Борис, так и Самозванец не являются главными героями пьесы, что драматическая ее коллизия не в конфликте двух людей, алчно борющихся за власть, а в столкновении социальных сил. Индивидуальные герои — цари восходят на престол и свергаются с престола; герои коллективные социальные силы эпохи, и в особенности главная сила стихийно-могучий, но скованный, угнетенный народ, остаются. Трагедия борьбы личностей перестраивается в трагедию совсем нового типа, трагедию, раскрывающую «судьбу народную».

Подобно двум первым и двум последним сценам «Цыган», три первые сцены «Бориса Годунова», действие которых непосредственно связано с подготовляющимся воцарением Бориса, и три последние его сцены, связанные с подготовляющимся воцарением Самозванца, построены также совершенно симметрично.

Композиция трагедии «Борис Годунов», анализ особенностей

«Борис Годунов».
Иллюстрация Е. Кибрик

Для своего времени трагедия «Борис Годунов» была новаторским, оригинальным произведением в русской литературе. Оригинальность Пушкина проявилась в том числе и в композиции драмы.  

В статье представлен анализ композиции драмы «Борис Годунов» Пушкина: взгляд профессора С. М. Бонди на особенности произведения.

Композиция трагедии «Борис Годунов»: анализ особенностей

«Ни Борис, ни Отрепьев не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц. 

С точки зрения развития этой идеи становится ясен и с первого взгляда разбросанный, непоследовательный ход драмы, чередование ее двадцати четырех сцен.

Первые четыре сцены (Шуйский и Воротынский, две народные сцены и первое появление избранного на царство Бориса) представляют собою нечто вроде пролога, события которого отделены пятью годами от основного действия трагедии. Здесь дана экспозиция драмы: недовольство Борисом готовых ко всяким козням бояр, равнодушие пока еще пассивного народа; зритель узнает и о давнишнем преступлении Бориса, играющем такую важную роль в его дальнейшем поведении.

В следующих четырех сценах (с 5-й по 8-ю) — завязка будущей борьбы Бориса с Самозванцем: Григорий в келье Чудова монастыря; рассказы Пимена, зарождающие в Григории замысел объявить себя Димитрием; побег через границу, обнаруживающий необыкновенную находчивость и смелость будущего Самозванца. Контрастом этой восходящей линии Григория является 7-я сцена («Царские палаты»), раскрывающая глубокий упадок духа Бориса, его разочарование, вызванное сознанием полного отчуждения и враждебности к нему народа и усугубленное угрызениями совести.

В дальнейших двенадцати сценах развертывается борьба Бориса и Самозванца, показанная в ряде последовательных разнообразных перипетий. Так как решающую роль в этой борьбе играет «мнение народное», то этой внутренней, подпольной стороне отведено столько же места, если не больше, чем прямым и непосредственным столкновениям. Сначала показано действие слухов о появлении Самозванца на недовольных бояр и на царя — сцены 9-я и 10-я; в обеих сценах высказываются опасения о поведении народа, когда до него дойдет весть о появлении Димитрия. Далее мы видим Григория в его новой роли и группирующиеся вокруг него силы самых разнообразных врагов Бориса (сцены 11-я — 13-я). В этих «польских» сценах Самозванец обнаруживает во всем блеске свою богатую и беспокойную натуру. Две параллельные сцены (14-я — «Граница Литовская» и 15-я — «Царская Дума») еще раз демонстрируют контрастные настроения в двух противных лагерях в момент, непосредственно предшествующий столкновению: радость, веселые надежды, высказываемые устами молодого Курбского, ведущего на Русь войско интервентов Самозванца, и слегка омраченные угрызениями совести; с другой стороны — угнетенное настроение в Москве, «тревога и сомнение» в народе. В последней сцене Борис впервые слышит гласное обвинение его в убийстве царевича…

В 16-й сцене происходит битва, кончающаяся победой Самозванца. Объяснение этой победы дается в репликах бегущих воинов Бориса…

В следующей картине («Площадь перед собором») на сцене снова народ — еще пассивный, но уже явно враждебный Борису… 17-я и 18-я сцены происходят в лагере Самозванца до и после сражения, окончившегося разгромом его войск. В словах пленного мы снова слышим невольное сочувствие Борисовых воинов Самозванцу…

Самозванец (который появляется в этой сцене в последний раз) показывает свое добродушие, простоту в обращении, бесстрашие, непреоборимую, даже после полного поражения, веру в окончательный успех своего предприятия, заражающую его приверженцев.

Эти две сцены, дающие картину делового, бодрого, несмотря на неудачу, настроения, товарищеских, простых отношений Самозванца с окружающими, сменяются мрачной картиной последнего дня Бориса. Сначала происходит разговор царя с Басмановым…

Далее следуют честолюбивые размышления интригана Басманова, прерванные суматохой среди бояр и появление умирающего Бориса, и, наконец, знаменитая сцена смерти Бориса — его предсмертное наставление сыну, присяга бояр и принятие схимы.

В трех последних сценах трагедии появляется во всей своей мощи главное действующее лицо драмы — народ. <…> В двух последних картинах действует народ как активная, решающая сила: в виде бунтующей, мятежной толпы в сцене у Лобного места… и как моральная сила грозной в своем единодушном осудительном молчании толпы в последней сцене.

Народ, увидевший, что и новый царь, Димитрий, начинает свое царствования с кровавого злодеяния — убийства безоружного юноши и его матери, — отказывается приветствовать этого царя. «Народ безмолвствует». Этими словами заканчивается трагедия «Борис Годунов».»

(профессор С. М. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.)

Это был анализ композиции драмы «Борис Годунов» Пушкина: отзыв профессора С. М. Бонди об особенностях произведения.

Кризис в Кремле: Борис Годунов Мусоргского | Код Арии

Стенограмма

ARIA CODE S3 EP 11

«Достиг Джа Висшхей Власти»

от Муссоргского Boris Godunov

9000 9000 66. Whole All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All All. власть, он одновременно почти не имеет силы. Он кажется довольно бессильным.

GIDDENS: От WQXR и Метрополитен-опера, это Ария Код e. Я Рианнон Гидденс.

МОРРИСОН: И власть наверху приходит и уходит. Эти правители России могут хватать его по-разному и использовать для огромного насилия над бедняками внизу.

GIDDENS: Каждую серию мы помещаем арию под микроскоп, чтобы мы могли рассмотреть ее поближе. Сегодня речь пойдет о «Достиг я высшей власти» от Борис Годунов Модеста Мусоргского.

PAPE: Все эти лидеры, все эти громкие имена в истории, у них было все, что они могли иметь, но внутри себя [sic], их души, их сердца, они несчастны.

GIDDENS INTRO

Одна из замечательных особенностей оперы — это то, как мы знакомимся с разными языками и культурами через истории, которые видим на сцене. И я очень взволнован сегодня, потому что это первая серия с русской арией. Россия присоединилась к оперной тусовке немного позже, чем такие страны, как Италия и Франция, но они подарили нам потрясающие произведения. Один из лучших Борис Годунов , которую многие считают величайшей русской оперой из когда-либо написанных. И это настоящий предмет национальной гордости.

 

Это единственная опера, которую композитор Модест Мусоргский написал при жизни. Он умер довольно молодым, но у него был дар писать картины с помощью музыки, и он запечатлел нечто существенное о России и ее людях.

 

Опера о царе, который правил в конце 1500-х годов. Цари обычно рождались на престоле, но Борису Годунову было 9 лет.0013 избран после кризиса престолонаследия, и его легитимность в основном ставилась под сомнение на протяжении всего его правления. Так что в опере у него ничего не получится. Череда стихийных бедствий, обвинение в том, что он убил ребенка, чтобы занять престол, а потом против него отвернулся и сам русский народ.

 

И что действительно делает эту оперу сияющей, так это то, что, хотя она о реальном царе и его очень реальной разгадке, она выходит далеко за рамки одного человека. Либретто, основанное на произведении великого русского писателя Александра Пушкина, дает вам такой взгляд на вызовы, с которыми сталкивался русский народ в то время: наводнения, голод, угроза нашествия, целые города стирались с лица земли и восстанавливались.

 

Не лучшее время, чтобы быть законным правителем. Монолог Бориса Годунова «Достиг я высшей власти» — о том, как удерживать власть, но в то же время чувствовать себя бессильным.

 

Послушайте, я не совсем специалист по русской истории XVI века, так что давайте браться за большие пушки!

Во-первых, бас Рене Пап.

Рене начал исполнять партию Бориса Годунова более десяти лет назад.

ПАПЕ: В ней есть все, в этой музыке. Вот русская душа, знаете ли, страдальческая, в ней немножко удачи, немножко радости. Весь спектр трансформации ему предстоит пройти.

Далее Саймон Моррисон, профессор истории музыки Принстонского университета. Большая часть его работ посвящена русской опере, и в настоящее время он пишет книгу о Москве.

МОРРИСОН: Я и не подозревал, что это займет у меня 15 лет, но… это история города от супа до орехов… или, знаете, от бересты до современных цифровых файлов и, э-э, троллинга. .

И, наконец, Шошана Келлер, профессор истории России и Евразии в Гамильтон-колледже.

КЕЛЛЕР: Иногда я думаю, откуда все это взялось? Помню, на уроках обществознания меня завораживали изображения русских луковиц. И я не был лучшим в мире студентом по языку, но я был хорош в истории. Поэтому я начал изучать эту часть.

Все на борт путешествующего во времени спутника! Мы отправляемся в Россию 1500-х годов, чтобы встретиться с Борисом Годуновым.

РАСШИФРОВАТЬ

Исторический Борис Годунов

КЕЛЛЕР: Борис Годунов как историческая личность, выросший в центре двора Ивана Грозного, того, чья сила настолько велика, что дрожишь.

Он участвовал в нескольких совершенно ужасных массовых убийствах, и мы можем поставить ему в заслугу то, что он был, возможно, первым правителем в России, который сознательно использовал террор как политический инструмент.

Так Борис Годунов сблизился с Иваном лично, настолько, что женился на дочери одного из самых известных приспешников Ивана. Годуновы теперь близкие члены семьи Ивана.

И вот в 1581 году умер единственный здоровый сын Ивана Грозного. Это катастрофа, отчасти потому, что у Ивана остался только один законный сын, Федор. Который всегда описывается в источниках как слабоумный.

Итак, Иван Грозный умер естественной смертью в 1584 году. И теперь царем остается этот слабоумный Федор. Он не может править сам. Итак, что же они делают?

МОРРИСОН: Борис Годунов, шурин Ивана Грозного, был избран царем, хотя он не был частью родословной, и все это знали, и поэтому сразу возникло подозрение о нем, знаете ли. или он не заслуживал быть там.

PAPE: Дело в власти, в деньгах, в том, из какой ты семьи.

МОРРИСОН: Несколько лет он правил довольно мудро. Но тут удача отвернулась от того, что в стране голод и, знаете ли, лишения вследствие того.

КЕЛЛЕР: Это начало Смуты, Смутное время , на русском языке. В частности, годы примерно с 1601 по 1604 год были годами страшного голода в Московии. Это растущее королевство, центром которого является Москва, но оно еще не стало очень большим. Московия всегда была склонна к голоду, но этот был необычайно жестоким. Было холодно, было мокро. Никто не мог заставить урожай расти. И мы думаем, что, может быть, треть населения умерла.

МОРРИСОН: Я имею в виду, что высшей силой в истории России является Мать-Природа, а Мать-Природа дает вам пожары, наводнения и голод.

Так начинаются разные слухи, которые предполагают, что этот голод — некое проклятие, вызванное сверхъестественным, или месть природы, основанная на этом демоническом присутствии в Кремле. И связано это с тем, что, возможно, Борис Годунов был на престоле незаконно.

КЕЛЛЕР: Этого не было на самом деле, богоизбранный царь и поэтому Бог наказывал Россию, за то, что у нее был этот незаконный царь.

МОРРИСОН: И что, возможно, он убил раннего сына Ивана Грозного.

КЕЛЛЕР: А это мальчик Дмитрий Иванович, рожденный от шестой жены Ивана.

PAPE: Царь Борис обвиняется в убийстве этого мальчика, что не доказано реальной историей.

КЕЛЛЕР: Большинство современных историков, на самом деле, не думают, что Борис Годунов имел какое-либо отношение к смерти.

МОРРИСОН: Что произошло на самом деле, пришел ли Борис Годунов к власти незаконным путем, я имею в виду, Хроники умалчивают

ПАПЕ: Я скорее думаю, что он этого не делал. Так лучше для моей души. Я всегда чувствую себя невинным.

КЕЛЛЕР: Но у Бориса были настоящие враги при дворе. Таким образом, он действительно усилил свою тайную полицию и шпионскую службу в дополнение к подтвержденной привычке Годунова заставлять своих врагов исчезать, когда ему это нужно. Так что его народная репутация полностью рухнула.

И я не думаю, что какой-либо правитель мог бы преуспеть в этот период, но Годунов имел тенденцию усугублять бедствия, которые не были его собственными действиями, с поведением, которое только усугубляло ситуацию.

PAPE: Характер Бориса действительно сложный. У него нет радости. И все это у него есть, эти враги его окружают, населения нет, не совсем с ним, в эти дни почти не понятно, что творилось 400 лет назад.

Пушкин и Мусоргский в 1860-е годы

КЕЛЛЕР: Борис Годунов приобрел новое значение в русском воображении в конце 18-го и начале 19-го века, когда Россия действительно позиционировала себя как одну из крупнейших европейских держав, идеально равную Великобритании или Франции.

Но откуда вы знаете, что вы великая нация? У вас должна быть великая национальная история, вы должны написать свою историю о том, почему вы сейчас являетесь одной из действительно великих держав.

Так Александр Пушкин, величайший русский поэт, написал эту пьесу в 1824 году.

МОРРИСОН: Называется Борис Годунов , что вполне шекспировское в том смысле, что имеет отношение и к психологии правителя и к слухам и клевете и к интригам при дворе, к этим самым шекспировским темам.

КЕЛЛЕР: Пушкин был очень заинтересован в попытке выяснить, что именно делает нас по-настоящему русскими. И некоторые из них касались вопроса борьбы за создание законного правительства, и легитимность является одним из вопросов, лежащих в основе всей этой истории.

МОРРИСОН: Когда вы думаете об истории России, она родилась из травмы или как, я думаю, другой историк выразился, вы знаете, часть проблемы России в том, что она возникла как своего рода ребенок, подвергшийся насилию. У вас есть такой ритуал, озверение и дедовщина и оккупация, в которой она была стерта с лица земли не раз. Эта идея угроз вторжения извне заложена внутри. Так что я думаю, что это лежит в основе работы.

КЕЛЛЕР: Между композиторами возникло параллельное движение за создание самобытной русской национальной классической музыки. Отчасти путем подбора русских народных мелодий и включения в наши оперы характерно русских сюжетов.

Мы перескакиваем на пару десятилетий вперед, в 1850-е, 1860-е годы, а Модест Мусоргский и его небольшое окружение развивают эти идеи гораздо дальше, закрепляя их в своей версии русской национальной истории.

МОРРИСОН: Он написал эту оперу дважды, по организационным причинам и по политическим причинам. Переработанная версия была завершена в 1872 году. Это был более либеральный период, когда можно было ставить на сцене произведения, ранее подвергавшиеся цензуре. И это был период в 19 веке, когда ходили слухи о людях, потенциально способных убить императора.

И это тема, которая на самом деле глубоко информирует Бориса Годунова.

PAPE: Когда ты впервые поешь роль, ты читаешь много литературы об этом времени, об этом конкретном человеке, ты много исследуешь. И когда ты играешь, как мы это делали в Нью-Йорке, в таких исторических костюмах, это, конечно, дает тебе другое ощущение. Вы не знаете, как люди жили в то время. Вы понятия не имеете, но можете только представить.

МОРРИСОН: У Бориса в опере три больших и больших монолога. Первый из них происходит после коронации. Сцена коронации — один из замечательных моментов в этой великой опере из-за великолепного использования гармонизированных звуков колокола. Русские колокола на самом деле не воспроизводят гармонии или мелодии, они воспроизводят диссонирующие звуки, обладающие волшебной силой и обладающие очищающей силой, так что неодушевленные предметы наделяются духовной силой, и колокола — одна из таких вещей. И эти колокола звонят и, гм, отмечают его коронацию и, гм, в этом уже заложено ощущение обреченности, потому что одна из вещей, которую Мусоргский делает очень ловко, это то, что он берет оркестр, и у него есть эти аккорды, которые вводятся под колокольчик, перезвон. И эти аккорды очень диссонансны. Он в основном подчеркивает идею о том, что здесь что-то не так.

КЕЛЛЕР: А в сцене коронации вся слава и толпы, и первое, что он поет, это то, как сильно его беспокоит его душа. Так что для того, у кого есть вся власть, он одновременно почти не имеет власти, он кажется скорее бессильным.

ПАПЕ: Мне кажется, что он не рад быть царем, значит, он на самом деле не хочет иметь корону. Но он вынужден в этой части. И поэтому, если вас заставляют что-то делать и у вас нет выбора, вы просто делаете это.

 

Перед Арией — Детская Сцена

КЕЛЛЕР: Действие этой арии, этого монолога Бориса происходит в детской Кремля. Сцена начинается с того, что двое детей Бориса и няня играют в игры. Входит Борис, и мы видим очень нежную сцену, где он очень индивидуально выражает свою любовь к обоим детям, знаете ли, он гладит сына по голове. Он выражает свою огромную любовь к дочери, которая недавно овдовела. И это дает нам кого-то, у кого есть настоящая эмоциональная глубина. Он не просто плоский злодей. Вот кто любит свою семью.

PAPE: Он действительно человек. Он добрый отец, дружелюбный отец, даже с няней он милый.

МОРРИСОН: Единственная радость в его жизни — его семья. И прямо в конце этого раздела он на самом деле говорит о приближающейся буре. И это в его душе.

PAPE: Как и другие короли я играл до того, как он был полон проблем.

МОРРИСОН: Он переходит от ля-бемоль к своего рода до-бемоль, ну, все квартиры здесь. Так что мы движемся к настоящему спаду с точки зрения музыкального языка, к плоской стороне и максимально плоской стороне музыкального компаса.

Монолог — Начало

КЕЛЛЕР: И вот тогда Борис входит в эту, знаете ли, внутреннюю медитацию.

МОРРИСОН: Он произносит речь, и эта речь более или менее принадлежит ему самому. Вступление и начало этого монолога в мажоре. Это в ми, красивой, яркой тональности, связанной со сценой коронации, и он говорит о своей силе.

КЕЛЛЕР: «Я достиг наивысшей силы, и что она мне дает?»

МОРРИСОН: А потом он останавливается на одном из этих аккордов, когда он говорит, знаете, «Но моя душа мучается».

ПАПЕ: «Моя душа дрожит».

МОРРИСОН: И вдруг музыка становится второстепенной, задумчивой, во многом глубоко романтической. Это тот, кого мучает совесть. Он тот, кто жаждет власти, сильно обижен тем, что его недостаточно ценят за его пять-шесть лет хорошего и мудрого правления. А затем, когда дела идут плохо, он в равной степени обижается на то, что массы не прощают его за это или не уважают в достаточной мере. И так в течение этого монолога он поворачивается от мажора к минору.

PAPE: Я чувствую, что теперь я один. Теперь я на самом деле говорю себе: «Что случилось? Что я сделал, чего не сделал?»

КЕЛЛЕР: Он действительно очень расстроен тем, что продолжает пытаться помочь людям. А в ответ он получает только проклятия, оскорбления и подозрения в убийстве.

МОРРИСОН: Он кажется мудрым и хорошим, а потом начинают происходить плохие вещи. Голод и лишения на земле, мысль о том, что, возможно, вулкан где-то в другой части мира вызвал нарушение погоды, которое вызвало этот великий голод, который запятнал его правление.

КЕЛЛЕР: У него явно было противоречивое представление о своей роли царя. С одной стороны, согласно политике тогдашнего московского правительства, роль народа заключалась в том, чтобы «быть немым, как рыба». Они просто должны сидеть с закрытым ртом, как стая рыб, и подчиняться. И это тот мир, в котором вырос Годунов, верно? что все существуют, чтобы служить государству.

МОРРИСОН: А власть наверху, знаете ли, приходит и уходит. это сила, которая возникает сама по себе. Эти правители России могут хватать ее по-разному и использовать для огромного насилия над бедняками внизу, простым народом. Это история, связанная с большим позором из-за репрессивности правителей. И это то, что имеет тенденцию повторяться снова и снова.

КЕЛЛЕР: С другой стороны, совершенно верно и то, что голод опустошил деревню, а в Москве действительно случился крупный пожар, и Годунов изо всех сил старался помогать людям.

PAPE: Он дал им еду, он дал им дома. Он дал им квартиры, апартаменты.

КЕЛЛЕР: Даже все усилия Бориса помочь взорвались ему в лицо. Он раздавал зерно людям в Москве. Значит, по деревне прошла молва: «Еда в Москве есть», все сбежались в Москву, кончилось зерно. Итак, у них есть все эти голодные, а теперь и злые люди, и нечем их кормить.

PAPE: Итак, он недоволен и все эти лидеры, все эти громкие имена в истории, они не были счастливы. У них все было хорошо. Они могли иметь все то, то, богатство, но внутри себя [так в оригинале], своих душ, своих сердец они не были счастливы.

КЕЛЛЕР: Итак, у нас есть размышления Бориса о его правилах до этого момента в контексте того, что, возможно, является его конечной мотивацией, а именно любовью к своим детям. Так что это добавляет эмоциональной глубины страданиям Бориса.

МОРРИСОН: Затем он рассказывает о своей семье. И мы спускаемся на пару ступенек вниз, пока не доходим до этой теплой, бемольной тональности, очень далекой от начала ми мажор. На какой-то противоположной стороне компаса его собственной идентичности гармонирует представление о том, что он семейный человек. И на самом деле это место, где Мусоргский вводит действительно прекрасную тему. Вокруг него такое свечение.

PAPE: Я как певец, как музыкант, я просто думаю о красоте музыки, как она была написана.

МОРРИСОН: А потом, в конце, что-то вроде музыкального оползня, все начинает разваливаться. Он начинает представлять себе убитого ребенка, убийство законного царя. Здесь он срывается на что-то очень расплывчатое и больше похожее на прозу. А Мусоргский говорит: «На самом деле это правда. Никакого конструктива, никаких искусств. Это оно.» И у вас есть этот человек, в основном разоблачающий свою собственную психологию, рассказывающий, знаете ли, довольно образно об этом ужасном видении, которое у него было, об этом убитом ребенке.

КЕЛЛЕР: Мусоргский показывает нам через музыку глубокие конфликты Бориса. Для частей арии у вас есть эти красивые, мягкие парящие мелодии, а затем они перемежаются этими резкими переходами в очень дикую сердитую музыку вверх и вниз.

МОРРИСОН: Любое подобие мелодии, которая была у вас в начале, все это исчезло. Кажется, что бурлящие мысли, неврозы и тревоги на самом деле превращаются здесь в звук. Дело не столько в том, что вы слышите, как он как бы выплескивает свои страхи по поводу вещей, сколько в том, что вы на самом деле слышите своего рода графическое музыкальное распутывание, в котором у вас действительно есть все виды невроза и нестабильности его психологии, что впадение в психоз.

Вот так все и заканчивается. И что очаровательно в этом, так это то, что в этом монологе у вас есть предвкушение того, чем закончится вся опера, потому что она просто, опера просто как бы растворяется, и эта энтропия, и недомогание, и неуверенность, и этот огромный исторический вопрос, как что будет дальше? Это обречено на повторение?

После Арии

КЕЛЛЕР: Так что у него уже много проблем. И вот в 1603 году, видимо из ниоткуда, он получает известие из Польши, что объявился какой-то неизвестный человек, выдающий себя за мальчика Дмитрия Ивановича, который, насколько было известно Годунову, умер еще в 159 году. 1. Вот тогда он и начинает рассказывать, что этот парень вовсе не Дмитрий. Он сбежавший монах-ренегат и полный неудачник. Не следуй за ним.

Итак, Дмитрий вторгся в Московию осенью 1604 года. Так что Борис действительно становился все более параноидальным и более жестоким по мере того, как дела становились все хуже.

Тогда весной 1605 года у самого Годунова, кажется, было какое-то массивное кровоизлияние в мозг. Он встал. Внезапно у него случился припадок, и он упал, и было много крови.

МОРРИСОН: Борис умирает во время акции протеста, когда голодают крестьяне, идущие к Кремлю.

КЕЛЛЕР: И Лжедмитрий официально коронован Царем.

МОРРИСОН: Итак, у вас есть этот ужасный цикл незаконных правителей или людей, которые взяли под контроль Московское царство с помощью насилия, а затем их быстро уничтожают.

КЕЛЛЕР: Историки считают, что между 1604 и 1630 годами на престол претендовали от 12 до 15 претендентов.

МОРРИСОН: Идея отсутствия легитимности, идея хаоса, идея нации, которая потенциально может подвергнуться нападению со стороны иностранных сил, давно не дает покоя российским лидерам. Так что это во многом часть национального самосознания России.

Размышления

КЕЛЛЕР:  В некотором смысле кризис российской идентичности так и не был разрешен полностью. У нас есть люди, которые хотят, чтобы правительство функционировало, но в наши дни оно часто, слишком часто выживает благодаря коррупции и прямому насилию над людьми. Но времена, когда они были немы, как рыбы, давно прошли.

МОРРИСОН: Это огромное и непокорное, многонациональное и многоконфессиональное государство, рожденное в результате грубого приобретения. Всегда было очень трудно держаться вместе, и ужас перед отсутствием легитимности в автократической системе — это страх перед тем, что ничего больше не работает, верно? Нет еды, нет дорог. Нет преград для вторжения. Там хаос. И эта опера — размышление о том, какова природа власти. Существует ли он сам по себе, что каждый может его захватить? Это что-то божественное? Что невероятного в опере «Борис Годунов», так это то, что это да, это отличная история. Это отличная драма. Это большой кусок русской истории, поставленный на сцену. Это история. Я имею в виду, произведение искусства рассказывает историю, оно пишет историю.

GIDDENS

Профессор музыки Саймон Моррисон, историк России Шошана Келлер и бас Рене Папе…

… расшифровка «Достиг я высшей власти» из Борис Годунов Модеста Мусоргского . Рене вернется, чтобы спеть ее для вас после перерыва.

МИДРОЛЛ

Борис Годунов в своих покоях в Кремле. Он правит уже шесть лет, и хотя у него есть вся власть, о которой он мог только мечтать, он несчастен. Все, что не дает ему спать по ночам, он выплескивает в монологе «Достиг я высшей власти». Вот бас Рене Папе на сцене Метрополитен-опера.  

«Достиг я высшей власти»

У Бориса Годунова все чувств в его монологе «Достиг я высшей власти», и каждое из них можно услышать в этом спектакле Рене Папе.

Много эмоций и в следующий раз, когда мы вернемся к знаменитой Безумной Сцене из Лючия ди Ламмермур !

Код арии является совместным продуктом WQXR и Метрополитен-опера. Шоу продюсирует и озвучивает Меррин Лазян. Макс Файн — наш помощник продюсера, Хелена де Гроот — наш редактор, а Мэтт Абрамовиц — наш исполнительный продюсер. Сведение и звуковой дизайн — Мэтт Бойнтон и Аня Гжесик из Ultraviolet Audio, а оригинальная музыка — Ханнис Браун. Этот проект частично поддерживается Национальным фондом искусств. В Интернете на сайте arts.gov.

Продолжайте в том же духе с этими рейтингами и обзорами! Это отличный способ помочь другим людям найти сериал.

 

Я Рианнон Гидденс. Увидимся в следующий раз.

Copyright © 2021 Нью-Йоркское общественное радио. Все права защищены. Посетите наш веб-сайт условия использования по телефону www.wnyc.org для получения дополнительной информации.

Стенограммы New York Public Radio создаются в сжатые сроки, часто подрядчиками. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ Нью-Йоркского общественного радио является аудиозапись.

«Метрополитен-опера HD Live» Мусоргский: Борис Годунов (телесериал 2021)

Метрополитен-опера HD Live

S15.E1

Все выпуски

Все

  • Эпизод вышел в эфир 9 октября 2021 г. 9046 Без рейтинга
  • 9046

    Оценка IMDB

    6.1/10

    Ваше рейтинг

    Музыкал

    Рейтинг IMDB

    6. 1/10

    9

    Ваш рейтинг

    • Директор 0488
    • Gary Halvorson(directed for live cinema by)
  • Writers
    • Modest Mussorgsky(libretto by)
    • Alexander Pushkin(based on the histrical tragedy by)
  • Stars
    • Sebastian Weigle
    • Nadine Sierra
    • Ричард Бернстайн
  • Режиссер
    • Гэри Халворсон (режиссёр живого кино)
  • Сценаристы
    • Модест Мусоргский (либретто)
    • Alexander Pushkin(based on the histrical tragedy by)
  • Stars
    • Sebastian Weigle
    • Nadine Sierra
    • Richard Bernstein
  • See production, box office & company info
  • See more at IMDbPro
  • Фото

    Топ актерский состав

    Себастьян Вайгле

    • Самостоятельный дирижер

    Надин Сьерра

    • Самостоятельный ведущий

    Ричард Бернштейн

    • Nikitich

    Bradley Garvin

    • Mitiukha

    Alexey Bogdanov

    • Shchelkalov

    Maxim Paster

    • Prince Shuisky

    René Pape

    • Boris Godunov

    Ain Anger

    David Батт Филип

    • Григорий

    Тичина Вон

    • Хозяйка гостиницы

    Брентон Райан

    • Missail

    Ryan Speedo Green

    • Varlaam

    Kevin Burdette

    • Police Officer

    Erika Baikoff

    Megan Marino

    • Feodor

    Eve Gigliotti

    Mark Schowalter

    • Boyar in attendance

    Майлз Микканен

    • Юродивый
    • Режиссер
      • Гэри Халворсон (режиссёр живого кино)
    • Писатели
      • Скромный Мусоргский (Libretto BY)
      • Александр Пушкин (на основе Histrical Tradey By)
    • All Cast & Crew
    • 9066.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts

    Разное

    Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

    Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

    Как читать Библию

    Ветхий Завет

    Новый Завет

    Текст Библии, цитаты и толкования

    Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

    Разное

    Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

    Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

    5 мест и ещё 6 неподалёку

    храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
    мы