Какого числа крестовоздвижение: какого числа, история и традиции праздника

Разное

какого числа, история и традиции праздника

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – праздник, который относится к числу 12 наиболее важных – двунадесятых – церковных праздников. Они связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

По сути, Воздвижение — это воспоминание о событии, произошедшем в далеком 326 году. Именно тогда равноапостольная царица Елена отыскала в Иерусалиме Крест, на котором был распят Иисус Христос.

Какого числа отмечают Воздвижение Креста Господня в 2023 году

Крестовоздвижение — непреходящий праздник, в 2023 году, как и всегда, его отметят 27 сентября.

История

Согласно преданию, в 326 году мать императора Константина Елена отправилась в Иерусалим на поиски христианских святынь (можно сказать, что царица стала основоположницей библейской археологии). Так были обретены Крест, а также Гроб Господень (пещера, где был погребен и на третий день воскрес Христос).

Раскопки проводились на Голгофе, где и был распят Христос. Под землей были обнаружены три креста, несколько гвоздей и доска с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Правда, доска лежала отдельно, и понять, какой именно из трех крестов — Господень, было невозможно. По преданию, кресты поочередно прикладывали к больному, и после прикосновения к тому самому Кресту он исцелился. А когда мимо Голгофы шла похоронная процессия, кресты приложили и к покойнику, и от прикосновения одного из крестов он воскрес.

Иерусалимский патриарх Макарий поднял (или, иначе, «воздвиг») Крест, чтобы все присутствующие могли увидеть обретенную святыню — так было положено начало празднику Воздвижения Креста Господня.

А император Константин, воодушевленный находками матери, велел построить в Иерусалиме храм Воскресения Христова (известный также как Храм Гроба Господня). Строительство было окончено только в 335 году. Царица Елена до этого события не дожила.

13 сентября 335 года храм освятили, а на 14 сентября (27 — по новому стилю) было решено установить празднование Воздвижения Креста Господня. На освящение храма съехалось множество епископов со всех концов Римской империи. Благодаря им традиция праздновать Крестовоздвижение распространилась по всему христианскому миру.

Судьба Животворящего Креста

В день Крестовоздвижения православные вспоминают еще одно историческое событие. Дело в том, что в 614 году Животворящий Крест был похищен захватившими Иерусалим персами. Вернуть его удалось лишь 14 лет спустя. Император Ираклий одержал победу над персами в 628 году и вернул Крест Христов в Иерусалим.

А вот дальнейшая судьба Креста малоизвестна. Скорее всего, его разделили на множество частей и развезли по всему миру, поэтому сегодня частички Животворящего Креста есть во многих православных храмах.

Тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Что изображают на иконах Воздвижения Креста Господня

В центре на возвышении стоит патриарх, поднимающий Крест. Его под руки поддерживают дьяконы. Справа от патриарха или по обе стороны от него стоят равноапостольные Константин и Елена. Кресту поклоняется множество людей, в основном епископы, которые и способствовали распространению праздника.

история, смысл и традиции праздника

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвижение, отмечается Русской православной церковью 27 сентября и относится к числу 12 важных церковных праздников. Однако это единственный из двунадесятых праздников, который не связан с событиями земной жизни Христа и Богородицы. Считается, что события, которым посвящено Крестовоздвижение, произошли спустя 300 лет после описанного в Новом Завете распятия Христа. Об истории, смысле и традициях Воздвижения Креста Господня — в нашем материале.

Воздвижение Креста Господня связано с легендой об обретении Креста, на котором был казнен Иисус. По иудейским правилам, орудие казни оставляли в гробнице. Однако, согласно преданию, апостолы положили крест своего Учителя рядом с двумя крестами, на которых распяли разбойников, неподалеку от места погребения Христа. Для поиска главной святыни христианства римский император Константин Великий (272–337) организовал археологическую экспедицию. Раскопки возглавила его мать, царица Елена. Дата обретения Честного Креста точно не известна, чаще ее относят к 326 году.

Обретенную реликвию разделили на две части. Одну оставили в Иерусалиме, другую отправили в Константинополь. История иерусалимского фрагмента обрывается в 1187 году, когда крестоносцы взяли его с собой на битву с армией Саладина. Судьба константинопольской части тоже остается под вопросом. По одной из версий, ее во время разграбления византийской столицы в 1204 году выкрали венецианцы и затем перепродали. По другой — святыня хранилась в Константинополе до прихода турок в 1453 году. По третьей версии — Крест постоянно дробился, поэтому его частицы можно встретить в самых разных уголках Европы.

В России считается, что частицы Креста Господня хранятся в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иванове. А в 2006 году частицу Креста даже отправили на околоземную орбиту.

Предание об обретении Креста опирается на труды Амвросия Медиоланского, Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика и Руфина Аквилейского, которые жили в IV–V веках н.э. А в XIII веке эти тексты были объединены с фольклорными сказаниями в самую популярную после Библии книгу в средневековой Европе — «Золотую легенду».

Многие исследователи считают версию о нахождении Креста Еленой легендой, ссылаясь на то, что первые упоминания о нахождении Креста появились лишь в конце IV века. Также факт нахождения Животворящего Креста никак не отражен в сохранившемся путеводителе по Святой земле «Бордосском путнике». Ряд исследователей пришли к выводу, что культ Животворящего Креста возник в промежуток времени между 333 годом и серединой IV века.

 

 

 

В этот день христиане вспоминают не только легенду о поисках Креста возле Голгофы, но и возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену с 614 года — в течение 14 лет. В 628 году греческий император Ираклий одержал победу над персами и вернул святыню в Иерусалим.

Оба события объединяет то, что Крест воздвигали, то есть поднимали перед народом. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться Кресту и разделить друг с другом радость обретения святыни.

 

В день Крестовоздвижения положено совершать всенощное бдение и литургию. Центральным событием становится праздничное богослужение накануне праздника — бдение. Интересно, что во время утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не посредине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит Крест в алтарь.

Крестовоздвижение выпадает на строгий пост. Из рациона исключается мясо, рыба, яйца и молочные продукты. А вот растительное масло разрешено.

 

  

3 апреля 33 г. н.э.: почему мы верим, что можем знать точную дату смерти Иисуса

В нашей книге Последние дни Иисуса: самая важная неделя самого важного человека, который когда-либо жил Я предполагаю, но не оспариваю точную дату распятия Иисуса.

Практически все ученые по разным причинам считают, что Иисус был распят весной 30 или 33 года н.э., причем большинство предпочитает первое. (Астрономические данные сужают возможности до 27, 30, 33 или 34 года нашей эры). Однако мы хотим изложить наши доводы в пользу даты пятницы, 3 апреля 33 года по Р.Х., как точного дня, когда Христос умер за наши грехи.

Чтобы было ясно, Библия прямо не указывает точную дату распятия Иисуса, и это не является существенной истиной спасения. Но это не делает его непознаваемым или неважным. Поскольку христианство — историческая религия, и события жизни Христа действительно имели место в истории человечества наряду с другими известными событиями, полезно определить место смерти Иисуса — настолько точно, насколько это позволяют имеющиеся свидетельства — в более широком контексте человеческой истории.

Среди писателей Евангелий никто не подчеркивал этого более решительно, чем Лука, языческий врач, ставший историком и вдохновенным летописцем раннего христианства.

Год начала служения Иоанна Крестителя

Лука подразумевает, что Иоанн Креститель начал свое общественное служение незадолго до того, как это сделал Иисус, и дает нам историческую точку отсчета того, когда началось служение Крестителя: «В году пятнадцатого года от Р. царствование Тиберия Цезаря  . . ». (Луки 3:1).

Из римских историков мы знаем, что Тиберий сменил Августа на посту императора и был утвержден римским сенатом 19 августа 14 года от Р.Х. Он правил до 37 года от Р. Х. но есть некоторые неясности, начиная с того, когда начинают вычисление. Скорее всего, правление Тиберия отсчитывалось либо со дня его вступления в должность в 14 г. н.э., либо с 1 января следующего года, 15 г. н.э. Самая ранняя возможная дата начала «пятнадцатого года» Тиберия — 19 августа., 28 г. н.э., а самая поздняя возможная дата окончания его «пятнадцатого года» — 31 декабря 29 г. н.э. Таким образом, служение Иоанна Крестителя началось где-то с середины 28 г. н.э. до г. 29 г. н.э.

Год начала служения Иисуса

Если Иисус, как, по-видимому, указывает Евангелие, начал свое служение вскоре после Иоанна, то, основываясь на приведенных выше расчетах, самая ранняя дата крещения Иисуса будет в конце 28 г. очень ранний. Однако более вероятно, что это где-то в первой половине года 29 г. н.э., потому что между началом служения Иоанна и Иисусом, вероятно, прошло несколько месяцев (и 30 год нашей эры — самая поздняя возможная дата). Таким образом, 90 003 служение Иисуса должно было начаться между концом 28 н. э. самое раннее и 30 н.э. самое позднее.

Это согласуется с упоминанием Луки о том, что «Иисусу, когда Он начал Свое служение, было лет около тридцати » (Луки 3:23). Если бы он родился в 6 или 5 г.0004  в конце 28 года – 30 года н.э., что вполне соответствует тому диапазону, когда ему было «около тридцати лет».

Продолжительность служения Иисуса

Теперь нам нужно знать, как долго продолжалось публичное служение Иисуса, потому что, если бы оно продолжалось два или более лет, это, по-видимому, исключает весну 30 н.э. как возможную дату для распятие.

В Евангелии от Иоанна упоминается, что Иисус присутствовал по крайней мере на трех (возможно, на четырех) Пасхах, которые праздновались раз в году весной:

  • В начале его общественного служения в Иерусалиме была Пасха (Иоанна 2:13, 23).
  • В середине его общественного служения в Галилее была Пасха (Иоанна 6:4).
  • Последняя Пасха в Иерусалиме была в конце его общественного служения, то есть во время его распятия (Ин. 11:55; 12:1).
  • И Иисус, возможно, посетил еще одну Пасху, не описанную у Иоанна, но, возможно, в одном или нескольких синоптических Евангелиях (т. е. у Матфея, Марка и Луки).

Даже если бы было только три Пасхи, это все равно означало бы дату н.э. 30 почти невозможно для даты распятия. Как отмечалось выше, наиболее ранняя вероятная дата начала служения Иисуса из Луки 3:1 — конец н.э. 28. Таким образом, первая из этих Пасх (в начале служения Иисуса; Иоанна 2:13) приходится на 15 нисана н.э. 29 (потому что Нисан приходится на март/апрель, ближе к началу года). Второй попадет в н.э. 30 не раньше, а третий выпадет не раньше 31 года. Это означает, что если служение Иисуса совпало по крайней мере с тремя Пасхами, и если первая Пасха была в 29 г., он не мог быть распят в н.э. 30.

Но если Иоанн Креститель начал свое служение в 29 году от Р.Х., то Иисус, вероятно, начал свое служение в конце 29 года или в начале н.э. 30. Тогда Пасверс в Джоне произойдут в следующие даты:

Нисан 15 г. н.э. :1 или же Пасху, о которой Иоанн не упоминает (но это может подразумеваться в синоптиках)
NISAN 15 г. н.э. 32 Иоанна 6: 4
Нисан 15 г. н.э. День приготовления к Пасхе

Иоанн также упоминает, что Иисус был распят в «день приготовления» (Иоанна 19:31), то есть в пятницу перед субботой пасхальной недели (Марка 15:42). Накануне вечером, в четверг, Иисус ел пасхальную трапезу с Двенадцатью (Марка 14:12), свою «Тайную вечерю».

В календаре фарисеев и раввинов, обычно использовавшемся во времена Иисуса, Пасха всегда приходится на пятнадцатый день нисана (Исход 12:6), который начинается в четверг после захода солнца и заканчивается в пятницу на закате. В году н.э. 33, наиболее вероятный год распятия Иисуса, 15 нисана приходится на 3 апреля, что дает 3 апреля н.э. 33, как наиболее вероятная дата распятия. Поэтому в  Последние дни Иисуса мы построили следующую таблицу, чтобы показать даты последней недели жизни Иисуса в н. э. 33:

2 апреля NISSAN 14 Четверг (Среда Вечернее место в четверг) День пасхальной подготовки Последний вечер ) Песах; Праздник Опресноков, начало Распятие
4 апреля Ниссан 16 Суббота (с вечера пятницы до вечера субботы) SABBATH
5 апреля Nissan 17 Воскресень , но вкратце аргумент звучит так:

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГОД
Начало царствования Тиберия г. н.э. 140066
Пятнадцатый год правления Тибериуса: Начало Иоанна — министерство Крестителя г. н.э. Минимальная трехлетняя продолжительность служения Иисуса: Наиболее вероятная дата распятия Иисуса 33 г. н.э. (3 апреля)

Хотя это, по нашему мнению, наиболее вероятный сценарий, следует признать, что многие считают, что Иисус был распят в 30 г. , а не в 33 году. Однако, если начало правления Тиберия относить к 14 году, практически невозможно уместить пятнадцать лет правления Тиберия и три года служения Иисуса между 14 и 30 годом н.э. По этой причине некоторые постулируют соправительство (совместное правление) Тиберия и Августа в течение последних нескольких лет правления Августа. Однако надежных древних исторических свидетельств такого соправительства нет.

Мы заключаем, что Иисус, скорее всего, был распят 3 апреля 33 года н. э. Хотя возможны и другие даты, верующие могут быть уверены в том, что наиболее важные исторические события в жизни Иисуса, такие как распятие, прочно связаны с человеческая история. Когда мы празднуем Пасху и ходим с Иисусом каждый день в году, мы можем поэтому быть уверены, что наша вера основана не только на субъективной личной уверенности, но и на надежных исторических данных, что делает нашу веру в высшей степени разумной.

Впервые эта статья была опубликована по адресу First Things 3 апреля 2014 года. Джастин Тейлор — исполнительный вице-президент и издатель книг в Crossway. Он и Андреас Кёстенбергер являются соавторами Последние дни Иисуса: самая важная неделя самого важного человека, который когда-либо жил  (Crossway, 2014).


Категории:

Евангелия

НЗ исследования

Share this Post:

Является ли 25 марта исторической датой распятия?

Предание гласит, что этот день был датой не только смерти Иисуса, но и бесчисленного множества других библейских событий.

В то время как христиане во всем мире каждый год переживают страдания и смерть Иисуса Христа во время переносного празднования Страстной пятницы, легко забыть, что Иисус умер в определенный исторический день.

Некоторые теологи считают дату смерти Иисуса 3 апреля 33 года. Это соответствует историческим данным о том, что в этот день произошло лунное затмение. Согласно веб-сайту «Вифлеемская звезда», «только одно пасхальное лунное затмение было видно из Иерусалима, пока Пилат находился у власти. Это произошло 3 апреля 33 года нашей эры».

Подробнее:
Была ли темнота при распятии солнечным затмением?

Однако средневековые традиции говорят о другом. Христиане прошлых веков верили, что Иисус умер 25 марта, и приписывали этому дню ряд других важных событий.

25 марта считается днем ​​ сотворения Адама и Евы, а также днем ​​их непослушания в Саду. Он также считался днем, когда Люцифер упал с Небес, и когда израильский народ прошел через Красное море , чтобы начать свой путь в землю обетованную.

Неудивительно, что традиция утверждает, что это был также день, когда Исаак должен был быть принесён в жертву своим отцом Авраамом.

Это еще не все.

Церковь продолжает отмечать 25 марта как день, когда архангел Гавриил посетил Пресвятую Деву Марию и возвестил Ей весть о том, что Она родит Сына Божия. (В этом году литургическое празднование этого праздника, который опережает Вербное воскресенье, Страстную неделю, Пасху и Октаву Пасхи, переносится на 9 апреля..)

Почему христиане относят все эти важные события к одному дню?

Хотя маловероятно, что все эти события произошли в один и тот же день, христиане хотели подчеркнуть глубокую духовную связь между ними. Это, вероятно, лучше всего резюмирует св. Ириней Лионский, когда он писал: «Дело в том, что узел непослушания Евы был развязан послушанием Марии. Ибо то, что дева Ева связала неверием, то дева Мария освободила верой».

Это ясно показывает, как Иисус пришел, чтобы произвести новое  творение и отменить непослушание Адама и Евы полным и непоколебимым  послушанием . Выстраивание событий напоминает нам о том, что Иисус пришел, чтобы победить грех и смерть и открыть врата рая для новой Земли Обетованной . В этот день Иисус стал истинным Агнцем Божьим, добровольно принесшим в жертву себя на древе креста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts