Каково значение законов хаммурапи: Законы Хаммурапи – значение — Русская историческая библиотека
Содержание
Суть законов Хаммурапи и их значение
Научные доклады
Автор J.G. На чтение 2 мин Обновлено
Из этой статьи Вы узнаете, какое значение законов Хаммурапи и о чем они были.
Содержание
- Суть законов Хаммурапи и их значение
- Кто открыл свод законов?
- Какие законы Хаммурапи были?
- Какое значение законов Хаммурапи?
Суть законов Хаммурапи и их значение
Законы Хаммурапи или Кодекс Хаммурапи является древнейшим сводом законов, который дошел до наших дней. Он относится к старовавилонскому периоду ХХ – ХVI вв. до н. э. Составлен царем Хаммурапи.
Кто открыл свод законов?
Законы Хаммурапи были найдены английским археологом Генри Лэйардом в 1853 году. Он нашел глиняную табличку с указанием имени царя Хаммурапи. Ряд историков предположили, что на данной табличке написан первый свод законов цивилизации человека. Расшифровать табличку смогли в 1881 году. Из нее стало известно, что Хаммурапи был великим законодателем, который объединил месопотамские государства в одну мощную цивилизацию. Позже в библиотеке царя Ашшурбанипала историки нашли остатки законов, принадлежавших руке Хаммурапи.
Какие законы Хаммурапи были?
Законы Хаммурапи были написаны на стеле высотой 2,25 м, весом в 4 т. Она была изготовлена из базальта. Вся задняя и часть лицевой стороны состоят из столбцов – законов. Читать их следует от вершины до основания. Сегодня сохранилось 1638 строк, остальные уничтожены временем. Законы Хаммурапи были созданы в средине XVIII ст. до Рождества Христового – в последние годы царствования Хаммурапи. Кроме того, свод законов был высечен на глиняных табличках.
Весь текст схематически разделен на 282 параграфа. Каждый отдельный параграф начинался со слова «если». Законы Хаммурапи разделяют на 8 групп:
- Охрана имущества царских людей, общинников, храма и царя.
- Отправление правосудия.
- Различные операции с недвижимостью.
- Защита собственности, которую получили от царя за верную службу.
- Преступления против людей.
- Семейное и наследственное право.
- Торговля и коммерческие операции.
- Коммерческие операции с движимым имуществом.
В документе имеются сведенья о разделении общества, делилось на 3 сословия – царские люди, свободные общинники и рабы.
Какое значение законов Хаммурапи?
Законы Хаммурапи являются первым в истории правовым документом. Благодаря ему мы можем узнать, что представляло из себя общество Месопотамии, какими законами руководились, какие роли выполняло каждое сословие. В течение долгих столетий Кодекс Хаммурапи не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое значение законов царя Хаммурапи.
1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи».
2.
Правовое
положение основных групп населения по
«Законам
Хаммурапи».
3.
Институты
брачно-семейного права по «Законам
Хаммурапи».
4.
Институты
вещного права. Виды договоров по «Законам
Хаммурапи».
5.
Преступления
и наказания по «Законам Хаммурапи».
6.
Суд
и судебный процесс в «Законах
Хаммурапи».
Первый
вопрос.
Готовясь к обсуждению этого вопроса на
семинарском
занятии, следует прежде всего обратить
внимание на историю находки «Законов
Хаммурапи» французскими археологами
и на характер оригинального текста
данного памятника, высеченного на
каменной стеле знаками классического
вавилонского диалекта аккадского языка.
Дело в том, что текст «Законов»,
публикуемый в различных изданиях
(хрестоматиях или сборниках исторических
документов), есть результат научной
обработки оригинального текста. Этот
текст разбили на статьи, к нему добавили
фрагменты, выскобленные со стелы и
восстановленные на основе текстов,
которые были начертаны
на глиняных табличках, обнаруженных в
той же местности,
где археологи нашли указанную стелу.
Далее
необходимо рассмотреть структуру
«Законов Хаммурапи».
Даже самый поверхностный взгляд позволяет
выделить в
этом
правовом памятнике три отдельных части,
а именно: пролог,
основной
текст, разбитый
на 282 параграфа, и эпилог.
Такая
структура присуща и правовым памятникам
Месопотамии, предшествовавшим по времени
создания «Законам Хаммурапи». В
частности, пролог имеет юридический
сборник, составленный и государстве
Шумера и Аккада в период правления
Шульги (2093—2046 гг. до н. э.), — так называемые
«Законы Шульги»1.
В этом прологе говорится о защите вдов
и сирот, бедных и слабых от посягательств
богатых и сильных. О том, что после
основного
текста «Законов Шульги» шел эпилог,
можно только предполагать
— текст данного правового памятника
сохранился не в полном его объеме. С
пролога начинается и юридический
сборник,
созданный в месопотамском государстве
Иссин во время правления Липит-Иштара
(1934—1924 гг. до н. э.). Пролог имеется
и в дошедшем до нас тексте сборника
правовых норм Эш-нунны — маленького
месопотамского государства, покоренного
в 1756 г. до н. э. Вавилоном. Историки
датируют появление «Законов
Эшнунны» временем около 1790 г. до н. э.
и считают данный
правовой памятник непосредственным
предшественником «Законов Хаммурапи».
Как бы то ни было, предпосылая основному
тексту своих «Законов» пролог,
Хаммурапи следовал устоявшимся
традициям месопотамской юриспруденции.
Традиционным
является в некоторой степени и содержание
пролога. В нем выражаются типичные для
древневосточной политической идеологии
представления о функциях государственной
власти, о предназначении верховного
правителя.
В
прологе
к
своим «Законам» Хаммурапи дает
оценку себе как властителю, широко
используя при этом мифологические
образы и высокие эпитеты. Студенты
должны попытаться разъяснить
смысл этих образов и эпитетов, показав,
какие идеологические
концепции о сущности государственной
власти и ее функциях в обществе выражает
пролог.
После
этого рекомендуется обратиться к эпилогу
«Законов»,
поскольку в нем развиваются идеи,
провозглашенные в прологе.
При анализе содержания эпилога особое
внимание следует уделить той характеристике,
которую Хаммурапи дает здесь своим
«Законам». Слова Хаммурапи, приводимые
в эпилоге, свидетельствуют
о том, что его решение начертать текст
«Законов» на стеле не было случайным
— оно было продиктовано совершенно
определенными представлениями
вавилонского правителя
о сущности своих «Законов», об их
роли в общественной жизни.
Студенты должны рассказать, в чем
заключается суть этих представлений.
Обращаясь
к основному
тексту «Зшсоиои
Хаммурапи», необходимо
в первую очередь ответить ни вопрос,
есть ли в нем какой-нибудь
порядок в расположении правовых норм.
Если порядок
все же обнаруживается, то каков он? Далее
необходимо остановиться
на вопросе о происхождении этих норм,
а именно: являются ли они записью обычаев,
судебных решений или же их источник —
воля исключительно одного Хаммурапи,
возжелавшего
по-своему переустроить общественные
отношения в Вавилоне.
Свои
«Законы» Хаммурапи представляет
в прологе и эпилоге
к ним как воплощение справедливости.
Студенты должны определить при анализе
их основного текста, чем является такая
характеристика «Законов» — просто
идеологическим мифом или же отражением
реальности. Что такое справедливость
в понимании Хаммурапи? Действительно
ли содержание «Законов Хаммурапи»
пронизано началами справедливости?
Общая
характеристика любого правового
памятника предполагает,
помимо прочего, характеристику его
правовых норм. Рассматривая основной
текст «Законов Хаммурапи», необходимо
обратить внимание на форму их изложения.
Какова она — казуистична
или абстрактна? Используются ли в данном
правовом памятнике при изложении норм
какие-либо абстрактные юридические
понятия?
Для
древневосточных обществ закономерностью
является тесная связь правовой культуры
с религией. Обнаруживается ли влияние
религии на правовые нормы в «Законах
Хаммурапи»? Если да, то в чем выражается
это влияние? Каков его характер?
После
ответа на указанные вопросы можно
предпринять попытку
определить, основываясь строго на тексте
«Законов Хаммурапи»,
юридическую природу данного памятника,
настоящую цель его создания.
Второй
вопрос.
При обсуждении этого вопроса на
семинарском
занятии необходимо в первую очередь
назвать
те социальные группы, статус которых
юридически оформляется в «Законах
Хаммурапи». Сделать это не просто.
Для обозначения различных групп населения
в переводах текста
«Законов» на русский язык широко
используются термины языка оригинала,
такие как, например: «редум»,
«баирум», «там-кар», «мушкенум»
и др. При этом в самих «Законах» не
дается специальных определений данных
терминов. К тому же многие из них
употребляются редко — не более чем в
трех-четырех статьях. Поэтому подлинное
их значение не может быть установлено
в полном объеме. Однако с учетом контекста,
в котором применяются указанные термины,
а также с помощью сравнительного
метода вполне можно установить, какую
категорию населения
каждый из них обозначает. По роду занятий
это могут быть землевладельцы, купцы
или же государственные служащие,
жрецы; по месту в общественной иерархии
— высшие или низшие классы.
Особое
внимание следует обратить на термин
«человек», используемый
в русском переводе текста «Законов
Хаммурапи». Данный термин выступает
здесь, по меньшей мере, в трех значениях.
В большинстве статей он обозначает
лично свободного общинника, владельца
земельным участком, способного покупать
серебро, золото, рабов, домашний скот.
Это первое значение термина
«человек». В некоторых статьях он
равнозначен термину «физическое
лицо», обозначая человека, индивида
как такового. Это его второе значение.
И, наконец, в ряде случаев термином
«человек» называется представитель
определенной социальной группы. В этих
случаях он противопоставляется члену
другой социальной группы, состоящей из
мушкенумов. Таково третье значение
рассматриваемого термина. Студенты
должны отыскать
в тексте «Законов Хаммурапи» статьи,
показывающие каждое
из указанных трех значений термина
«человек».
Рассматривая
правовой статус таких социальных групп,
как редумы, тамкары и мушкенумы, необходимо
обратить внимание на их обязанности по
отношению к государству. Характер
возложенных
на них повинностей в пользу государства
во многом определял и характер их
правового статуса, место в общественной
иерархии. Студенты должны привести
конкретные статьи «Законов Хаммурапи»,
иллюстрирующие отмеченную закономерность.
Наиболее
отчетливо различия в правовом положении
социальных
групп вавилонского общества проявляются
в статьях «Законов», определяющих
наказания за те или иные преступления.
Студенты должны найти эти статьи и на
конкретных примерах
показать суть указанных различий.
Лица,
относящиеся к группе несвободного
населения, в русском
переводе текста «Законов Хаммурапи»
именуются рабами. При анализе норм,
закрепляющих правовой статус данной
социальной
группы, следует учесть, что в «Законах»
говорится о различных категориях рабов.
Студенты должны назвать эти категории
и при этом определить, существуют ли
какие-либо раз-линия в их правовом
положении. Если да, то между какими
категориями
рабов, и в чем заключаются эти различия»
При
описании правового положении рабов
необходимо обратить
внимание на следующие статьи «бакшиш
Хаммураппи»: 7, 171, 175, 176, 199 и 247, 205, 213,
214, 2;И, 21.1 и 282, 278
282.
Какие выводы о правовом положении paбов
можно сделать из содержания указанных
статей?
Третий
вопрос. Нормы
брачно-семейного права занимают в
«Законах Хаммурапи» почти четвертую
часть основного текста. Они расположены
здесь компактно со 12Я-ой по 193 статью. К
сфере брачно-семейпого права можно
отнести также статьи 194 и 195 рассматриваемого
сборника, хоти зафиксированные здесь
нормы имеют одновременно ярко выраженный
уголовно-правовой характер, поскольку
в них идет речь о преступлениях
и наказаниях за преступления.
Уголовно-правовыми
по своему характеру являются и другие
статьи указанной части «Законов»
— они также посвящены преступлениям и
наказаниям.
Их присутствие в группе норм брачно-семейного
права
свидетельствует о том, что в вавилонском
обществе предпринимались
особые меры по защите устоев семьи.
«Законы
Хаммурапи» выражают определенные
представления
о природе и цели брака. Как можно
определить юридическую
природу и цель брака по нормам
рассматриваемого правового
памятника? Нормы «Законов Хаммурапи»
устанавливают, что заключенный брак
будет действительным лишь при соблюдении
определенных условий. Какие это условия?
При каких обстоятельствах возможен
развод супругов?
После
ответа на указанные вопросы следует,
основываясь на конкретных статьях
«Законов Хаммурапи», определить
права и обязанности супругов. При этом
в оценке правового положения
мужа и жены необходимо избегать
односторонности. К примеру,
описывая статус замужней женщины,
необходимо специально
остановиться на предусмотренных для
нее нормами «Законов»
гарантиях материального содержания.
Студенты должны выявить эти нормы в
тексте изучаемого правового памятника.
При
анализе имущественных прав и обязанностей
супругов следует обратить внимание на
статьи 159—164, в которых идет речь о
брачном выкупе и приданом супруги, а
также на статью 150, где говорится об
имуществе, перешедшем от мужа к жене по
договору дарения. Какова юридическая
природа этих категорий
имущества? Как меняется статус приданого
в различных обстоятельствах? «Законы
Хаммурапи» содержат также нормы,
регулирующие
взаимоотношения родителей и детей. Эти
нормы ограничивают
власть родителей над детьми. В чем
состоят данные ограничения?
Каково
правовое положение приемных детей по
«Законам Хаммурапи»?
К
нормам, регулирующим взаимоотношения
родителей и детей, тесно примыкают
правила наследования детьми имущества
их отца. Какой порядок наследования
имущества родителей
детьми устанавливают «Законы
Хаммурапи»? Может ли отец отстранить
сына от наследования семейного имущества?
Четвертый
вопрос.
Институты
вещного права — это в первую
очередь
институты права собственности, владения
или держания, то есть совокупности
правовых норм, закрепляющих те или иные
вещи во власти какого-либо
субъекта права — будь это отдельный
индивид или объединение индивидов
(корпорация, товарищество, община).
В
Вавилоне, как и во всех других древних
странах, главной вещью, составлявшей
фундамент благосостояния индивида,
семьи
и общества в целом, выступала земля. В
силу такого своего
значения земельные участки становились
объектом сложнейших
правоотношений, в которых вещные права
индивида определялись
во многом в зависимости от его места в
общественной иерархии, они тесно
переплетались с личными его повинностями
в пользу государства или общины.
Содержание
«Законов Хаммурапи» ясно
свидетельствует о том, что земельные
участки являлись в вавилонском обществе
предметом гражданского оборота — они
могли продаваться, сдаваться
в аренду, обмениваться, передаваться
по наследству, быть предметом залога
(см. , например: ст. 39—42). Следовательно,
здесь был вполне развит институт права
собственности на землю. Вместе с тем,
однако, осуществление этого права имело
некоторые правовые ограничения. Студенты
должны внимательно
прочитать статьи «Законов Хаммурапи»,
в которых идет речь о земельных участках,
и найти указанные ограничения. Необходимо
четко определить те условия, при которых
по «Законам Хаммурапи» можно было
совершить куплю-продажу земли, сдать
земельный участок в аренду, сделать его
предметом договора
мены, передать по наследству, отдать в
залог.
Текст
изучаемого правового памятника
показывает, что земля могла быть объектом
не только права собственности, но и
других вещных прав. Студенты должны
самостоятельно определить характер
этих прав. Особое внимание следует при
этом уделить институту служебного
держания — нормам, которые устанавливали
вещные права на земельные участки,
полученные
от правителя за государственную службу.
«Законы Хаммурапи» зафиксировали
несколько разновидностей таких вещных
прав, которым сопутствует обязанность
нести государственную службу. Какие
разновидности института служебного
держания можно обнаружить в тексте
«Законов»? Что они собой представляют
и чем друг от друга отличаются?
Помимо
земельных участков, объектом права
собственности,
служебного держания и других вещных
прав по «Законам Хаммурапи» могли
выступать также иные материальные
предметы
(дом, сад, скот, рабы, драгоценные металлы,
продукты и т. д.). Студенты должны
проанализировать конкретные статьи, в
которых идет речь о вещных правах на
эти предметы, и сделать
соответствующие выводы.
После
рассмотрения всего комплекса норм
«Законов Хаммурапи»,
закрепляющих те или иные материальные
предметы во власти индивида, общины или
правителя, следует перейти к анализу
статей, в которых идет речь о договорах.
В первую очередь
необходимо установить, какие виды
договоров нашли свое отражение в тексте
изучаемого правового памятника. Затем
студенты
должны дать описание условий тех
договоров, которые упоминаются здесь
наиболее часто. К их числу относятся
договор
купли-продажи, аренды, найма, займа,
хранения и др. «Законы
Хаммурапи» показывают, что государственная
власть широко
вмешивалась в договорные отношения
частных лиц, ограничивая
их свободу в выборе условий договоров
определенными
рамками. В чем конкретно проявлялось
вмешательство государства
в указанную сферу?
Какие
правила устанавливаются в рассматриваемом
правовом
памятнике относительно договора
купли-продажи?
«Законы
Хаммурапи» предусматривают не только
имущественную,
но и личную ответственность должника
перед кредитором.
В чем заключалась указанная ответственность?
Вместе с тем, нормы «Законов»
содержат определенные ограничения
власти
кредитора над должником. В чем состоит
суть этих ограничений?
Какие
правила устанавливаются относительно
договора аренды? Какими правами обладает
арендатор? В чем состоят его обязанности?
Как
регулируется договор найма? Какими
правами обладает наемный работник?
Каковы его обязанности? Какие правила
установлены в «Законах Хаммурапи»
относительно
договора хранения? При каких условиях
данный договор
считается юридически действительным?
Пятый
вопрос. Приступая
к рассмотрению данного вопроса, следует
иметь в виду, что в «Законах Хаммурапи»
отсутствует строгая грань между уголовным
преступлением
и гражданским правонарушением. Под
преступлением здесь понимается, как
правило, действие, причинившее тот или
иной материальный ущерб — будь то: кража
или нанесение телесного
увечья. Соответственно наказание
выступает часто в форме возмещения
причиненного материального ущерба.
Студенты
должны привести конкретные статьи
«Законов», отражающие
такое понимание преступления и наказания.
После
этого необходимо остановиться на
конкретных видах преступлений и
наказаний, встречающихся в тексте
изучаемого правового памятника.
Особое
внимание при изучении рассматриваемого
вопроса следует уделить факторам,
определяющим назначение того или иного
наказания. Студенты должны установить,
учитывается ли при этом «Законами
Хаммурапи» фактор вины правонарушителя,
различаются ли между собой умышленные
и неосторожные преступления, выделяются
ли различные стадии совершения
преступления, формы соучастия в преступном
деянии. Необходимо
также определить, какое влияние на
назначение наказания оказывает
принадлежность преступника и потерпевшего
к той или иной социальной группе.
«Законы
Хаммурапи» знают принцип талиона при
назначении
наказания. В чем смысл, данного принципа.
Каковы его достоинства
и недостатки? В каких случаях он
применяется по «Законам Хаммурапи»?
Можно ли считать принципом талиона
принцип, примененный при назначении
наказания в ст. 230 «Законов»?
Шестой
вопрос «Законы
Хаммурапи» мало говорят о суде и
судебном процессе — им посвящено не
более
десяти статей (3—5, 9—13). Тем не менее, по
содержанию этих статей можно сделать
ряд выводов относительно характера
вавилонского суда и судебного процесса.
В частности, можно утверждать, что помимо
суда, отправлявшегося правителем в его
дворце, в вавилонском обществе времен
Хаммурапи существовали
судебные органы и более низкого уровня.
Судей могли
снять с должности за нарушение правил
судопроизводства. Текст «Законов
Хаммурапи» зафиксировал порядок
привода
ответчика
и свидетелей в суд, различные способы
доказывания тех или иных фактов сторонами
судебного процесса. Студенты должны
описать эти аспекты судебного процесса
на основании соответствующих статей
правового памятника.
Статья
2 «Законов Хаммурапи» содержит
описание так называемого
«божьего суда». В чем состоит цель
и смысл такого «суда»?
Как древний кодекс Хаммурапи раскрывает общество, похожее и чуждое нашему
Великие правители на протяжении всей истории строили памятники себе и своим достижениям, которые должны были пережить их короткую жизнь. От могучих пирамид до монолитных статуй, цель состояла в том, чтобы произвести неизгладимое впечатление на будущие поколения. Некоторые правители хотели поделиться своей мощью, другие — присоединиться к богам. Для Хаммурапи, царя Вавилона, его наследие было законом.
Кодекс Хаммурапи начертан на камне (или стеле) из черного базальта высотой более семи футов. Написанные клинописью на аккадском языке законы, касающиеся преступного поведения, семейных отношений, экономических сделок и многого другого. Наказания за каждый проступок сопутствуют законам, начиная от денежных штрафов и заканчивая смертной казнью.
Законы Хаммурапи перекликаются с некоторыми из наших сегодняшних правовых философий, хотя и пропущенными через призму общества, которое часто выглядело совсем иначе, чем наше. Рабство было законным, и считалось, что женщины и дети подчиняются взрослым мужчинам.
Цель стелы была разнообразной: ясно изложить законы страны для граждан, а также сделать Хаммурапи законодателем и судьей даже после его смерти. Соответственно, законы сопровождаются словами и образами, проясняющими божественное происхождение его царствования. В верхней части находится барельеф, изображающий Хаммурапи, получающего благословение богов, ниже — сами законы, а также пролог и эпилог, перечисляющие достижения царя и божественное право на власть.
Собрание из 282 законов хранится сегодня в парижском Лувре, его предписания сохранялись почти четыре тысячи лет. Сама стела была обнаружена в 1901 году французскими археологами, и это один из старейших образцов письма значительной длины, когда-либо найденных. Для современных археологов собрание законов является сокровищницей, раскрывающей не только существование древней правовой системы, но и примеры трудовых отношений, семейной жизни, общественной организации и многого другого.
Код, написанный на камне
Массивный камень и его законы были помещены в общественный храм либо в Вавилоне, либо в древнем городе Сиппар, оба в современном Ираке, где-то ближе к концу царского правления в 18 веке до н.э. Видное размещение означало, что законы были хорошо видны, а эпилог советует всем, у кого есть юридический спор, представить его перед самой стелой и рассмотреть свое дело под ее бдительным взглядом:
«Пусть угнетенный, у кого есть дело, приди и встань перед этим Моим образом как царь праведный; пусть прочитает надпись, и поймет мои драгоценные слова: надпись объяснит ему его дело; он узнает правду, и возрадуется сердце его».
Сами законы являются одними из самых ранних обнаруженных примеров письма любой длины, и они копировались писцами в качестве письменных упражнений на протяжении более тысячи лет. Это означало, что сами законы были распространены и широко читались, и они будут влиять на юридическое мышление на протяжении тысячелетий. Это не обязательно означает, что Хаммурапи был создателем всех или даже большинства изложенных им законов. Другие письменные образцы древнего права, такие как Шумерский Кодекс Ур-Намму и Законы Эшнунны, старше Кодекса Хаммурапи на несколько сотен лет и имеют много общего. Однако ни один из них не является столь всеобъемлющим.
Законы Хаммурапи охватывают большую часть правовой территории, и ученые полагают, что они, вероятно, были взяты из реальных дел, в которых председательствовал король или его судьи. Примеры включают законы, регулирующие такие преступления, как кража, убийство и прелюбодеяние, а также семейные отношения, такие как брак, развод и наследование. Существуют законы, устанавливающие заработную плату рабочим и компенсацию за пожары и другие виды ущерба. Некоторые из законов кажутся нам сегодня знакомыми, а другие кажутся чуждыми. Например, 135-й закон подробно описывает, что должно произойти, если муж взят в плен, а его жена покидает его дом. (Все в порядке, если еды нет.)
Тем не менее, сегодня продолжаются споры о том, должны ли законы быть обязательными или просто использоваться в качестве прецедентов для судебных дел. У нас также мало свидетельств того, насколько строго соблюдались законы во времена Хаммурапи. Однако ученые согласны с тем, что в Месопотамии существовала формализованная система правосудия, которая обязательно зависела бы от подобных законов.
Преступление и наказание
Наряду с законами Кодекс Хаммурапи также предписывает наказания за их нарушение. Сегодня многие относятся к нам сурово: смертный приговор — обычный приговор, будь то за убийство, грабеж или неуплату наемнику. В некоторых особых случаях указывается даже способ умерщвления. Инцест наказывался сожжением, а убийство за супружескую измену — пронзанием. Отрубание рук было еще одним популярным наказанием, если, например, сын ударил своего отца или полевой работник украл урожай, за которым они ухаживали. Эти наказания также включают в себя, пожалуй, самый известный из законов Хаммурапи: печально известный диктат «око за око».
Но такое беспристрастное правосудие было не всегда. Наказания существенно различаются в зависимости от статуса преступника и потерпевшего. Например, если врач случайно убьет свободного человека, ему отрубят руки. Однако, если врач убивает раба, ему нужно только заменить раба. Точно так же, если свободнорожденный ударит кого-то равного ему по положению, он должен заплатить штраф золотом. Но если раб ударит свободнорожденного, то рабу должно быть отсечено ухо.
Женщины тоже имели дело с более строгими законами. Если женщина пренебрегла и оставила своего мужа, она могла быть брошена в воду; если муж пренебрегал своей женой, его единственным наказанием было то, что она могла уйти от него. Мужчинам также разрешалось брать еще одну жену, если их первая жена не родила им детей (хотя закон действительно предусматривал, что он должен продолжать заботиться о ней). Но некоторые средства защиты для женщин существовали. Если жена заболевала, то, например, мужу запрещалось покидать ее; и если мужчина разводился со своей женой, в некоторых случаях она имела права на часть его имущества.
Другие законы устанавливали справедливую заработную плату и условия для ведения бизнеса в древней Месопотамии. Цены на строительство домов, аренду сельскохозяйственных животных, наем рабочих, строительство лодок и многое другое четко указаны. Детализированы и наказания за плохую работу — если дом рухнет и убьет хозяина, погибнет и строитель. Или, если лодка даст течь, корабельный плотник должен починить ее за свой счет.
Длинная тень Хаммурапи
Влияние Кодекса Хаммурапи выходит за пределы Месопотамии. Библия содержит формулировки, почти идентичные политике Кодекса относительно наказания в натуральной форме, несколько раз упоминая «око за око, зуб за зуб». И некоторые ученые утверждают, что Кодекс библейского завета, в котором изложены многие законы для христиан и евреев, в значительной степени восходит к Кодексу Хаммурапи.
Элементы правового мышления, существовавшие во времена Хаммурапи, существуют и сегодня. Кодекс предполагает невиновность лица, например, в ожидании доказательств обратного. Месопотамская правовая система давала как обвиняемому, так и обвинителю возможность изложить свои дела перед судьей. Законы даже учитывали плохие судебные решения — пятый закон гласит, что, если судья допустил ошибку, он должен заплатить штраф и быть отстранен от суда. Навсегда.
Помимо изучения ранней юриспруденции, сборник законов также предлагает подробный взгляд на древнее общество. Мы узнаем, что у месопотамцев была не только правовая система, но и система налогообложения. Брак был связан законами о приданом, имуществе и рождении детей. Проституция и рабство были легальны. Мужчин можно было призвать в армию короля, чтобы сражаться в его битвах. Более богатые землевладельцы обычно нанимали рабочих для своих полей или сдавали в аренду своих волов и ослов для работы.
Мы также видим, насколько жестко сегментировано месопотамское общество. Рабы были внизу, но в некоторых случаях их можно было освободить. Мужчины, рожденные свободными, имели больше всего прав, в то время как женщины подвергались дополнительным ограничениям в отношении того, чем они могли владеть и какими свободами обладали.
Кодекс Хаммурапи предлагает заглянуть в общество, которое одновременно похоже на наше и отличается от него. Что, в конечном счете, объединяет нас и древних месопотамцев, так это признание того, что для функционирования функционирующих обществ требуется набор согласованных законов. Надежная правовая система является необходимым условием для сосуществования людей рядом друг с другом, и царь Хаммурапи, очевидно, прекрасно это осознавал.
Заключение | Законы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традиций
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Больше
Cite
Barmash, Pamela,
‘Conclusion’
,
The Laws of Hammurabi: At the Confluence of Royal and Scribal Traditions
(
New York,
2021;
online edn,
Oxford Academic
, 22 октября 2020 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780197525401.003.0010,
, по состоянию на 2 января 2023 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Этот том освещает законы Хаммурапи в свое время и его наследие для более поздней Месопотамии и для культур за пределами Месопотамии. Законы Хаммурапи дают представление об интеллектуальных достижениях и рациональности человека в целом, а также о взаимодействии между правовой деятельностью, юриспруденцией и политическими обстоятельствами в Месопотамии в частности. Хотя писец жил в культуре, в которой не было юридических или философских сочинений о праве, статуты, которые он составил, являют собой важный пример юридических рассуждений до расцвета римского права. Методы композиции, которые он использовал, позволяют нам увидеть ранние способы юридического мышления. Закон как теоретическая проблема возник в Законах Хаммурапи. Это свидетельствует о богатстве и сложности правового мышления до римского права. Он демонстрирует жизнеспособность правового мышления, и его существование подсказывает более сложную историю правового развития и воображения.
Ключевые слова:
юридическая история, римское право, правосудие, юридическое мышление, интеллектуальная история, царская идеология, зарождающееся юридическое мышление
Предмет
Библейские исследования
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.