Князь новгородский владимир ярославович: Благоверный князь Влади́мир Ярославич Новгородский

Разное

Благоверный князь Влади́мир Ярославич Новгородский

Дни памяти

17 октября

25 июня

 – Собор Новгородских святых

Житие

Краткое житие благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского

Свя­той бла­го­вер­ный князь Вла­ди­мир Яро­сла­вич, Нов­го­род­ский чу­до­тво­рец, стар­ший сын ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, ро­дил­ся в 1020 го­ду. В 14 лет отец сде­лал его на­мест­ни­ком в Нов­го­ро­де. В управ­ле­нии кня­же­ством ему по­мо­га­ли во­е­во­да Вы­ша­та и свя­той епи­скоп Лу­ка Жи­дя­та (па­мять 10 фев­ра­ля). Воз­му­жав, князь стал от­важ­ным за­щит­ни­ком стра­ны и бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном. Свя­той Вла­ди­мир по­стро­ил в Нов­го­ро­де Со­фий­ский со­бор, ко­то­рый был за­ло­жен в 1045 го­ду и освя­щен 14 сен­тяб­ря 1052 го­да епи­ско­пом Лу­кой. Бла­го­че­сти­вый во­ин не толь­ко за­бо­тил­ся об укреп­ле­нии кня­же­ства (по его при­ка­зу со­ору­же­на в Нов­го­ро­де ка­мен­ная кре­пость), но и усерд­но по­учал­ся в за­коне Гос­под­нем. Из­вест­но, что в 1047 го­ду для него бы­ли пе­ре­пи­са­ны про­ро­че­ские кни­ги с тол­ко­ва­ни­я­ми. Скон­чал­ся свя­той князь 32-х лет 4 ок­тяб­ря 1052 го­да через 20 дней по­сле освя­ще­ния Со­фий­ско­го хра­ма, и мо­щи его по­ло­же­ны в со­здан­ном им хра­ме. В Нов­го­род­ском Си­но­ди­ке упо­ми­на­е­тся его су­пру­га, кня­ги­ня Алек­сандра. Па­мять свя­то­му кня­зю Вла­ди­ми­ру уста­нов­ле­на в 1439 го­ду свя­ти­те­лем Ев­фи­ми­ем, ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским (па­мять 11 мар­та).

Полное житие благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского

Бла­го­вер­ный князь Нов­го­род­ский Вла­ди­мир, внук св. рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, стар­ший сын ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва и бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны (в ми­ру Ири­ны), ро­дил­ся в 1020 г. В 1034 г. князь Яро­слав по­са­дил его на кня­же­ние в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком и дал нов­го­род­цам гра­мо­ту с по­ве­ле­ни­ем пла­тить по ней дань. От­сю­да, из Нов­го­ро­да, в 1042 г. Вла­ди­мир Яро­сла­вич хо­дил вой­ною на ямь и по­бе­дил их. Но слу­чил­ся мор на ко­ней, и во­и­ны кня­зя ли­ши­лись их.

В 1043 г. по при­ка­за­нию от­ца Вла­ди­мир Яро­сла­вич участ­во­вал в по­хо­де рус­ских про­тив гре­ков, пред­при­ня­том для на­ка­за­ния гре­ков за оскорб­ле­ние рус­ских куп­цов в Ца­рь­гра­де и за убий­ство од­но­го из них. По­ход этот был неуда­чен. На пу­ти в Ца­рь­град Вла­ди­ми­ра встре­ти­ли по­слы им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Мо­но­ма­ха (1042–1054), обе­щая име­нем им­пе­ра­то­ра на­ка­зать убийц рус­ско­го куп­ца, но князь Вла­ди­мир от­пу­стил по­слов ни с чем и на лод­ках при­бли­зил­ся к го­ро­ду. На вто­рич­ное пред­ло­же­ние ми­ра со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ра Вла­ди­мир Яро­сла­вич со­гла­шал­ся на мир толь­ко под тем усло­ви­ем, что гре­ки да­дут по три фун­та зо­ло­та на каж­до­го че­ло­ве­ка в его вой­ске. То­гда гре­ки на­ча­ли сра­же­ние и за­жгли несколь­ко рус­ских ло­док; к до­вер­ше­нию бед­ствия под­ня­лась бу­ря, раз­ме­та­ла рус­ские су­да и мно­го их по­то­пи­ла. По­шла ко дну и лод­ка кня­зя, так что Вла­ди­ми­ра взя­ли в дру­гую лод­ку. Вой­ско рус­ских при­нуж­де­но бы­ло раз­де­лить­ся: во­и­ны, ли­шив­ши­е­ся су­дов, под пред­во­ди­тель­ством Вы­ша­ты ре­ши­ли воз­вра­щать­ся су­хим пу­тем, а кня­же­ская дру­жи­на под на­чаль­ством Вла­ди­ми­ра Яро­сла­ви­ча от­пра­ви­лась мо­рем. Им­пе­ра­тор по­слал за рус­ски­ми по­го­ню су­хим пу­тем и мор­ским. За­ме­тив лод­ки гре­ков, князь Вла­ди­мир всту­пил в бит­ву и, по­ра­зив гре­ков на­го­ло­ву, воз­вра­тил­ся в Ки­ев со мно­же­ством плен­ных. Не так счаст­лив был ше­сти­ты­сяч­ный от­ряд, воз­вра­щав­ший­ся на ро­ди­ну су­шей под пред­во­ди­тель­ством Вы­ша­ты. При го­ро­де Варне (ныне бол­гар­ский го­род на за­пад­ном бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря) рус­ские окру­же­ны бы­ли гре­ка­ми, взя­ты в плен и в Ца­рь­гра­де мно­гие из рус­ских во­и­нов бы­ли ослеп­ле­ны. От­пу­ще­ны они бы­ли на Русь лишь через три го­да, по­сле за­клю­че­ния ми­ра с гре­ка­ми.

В 1045 г. Вла­ди­мир Яро­сла­вич с то­гдаш­ним Нов­го­род­ским епи­ско­пом Лу­кою Жи­дя­тою за­ло­жил ка­мен­ный со­бор во имя Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, окон­чен­ный через семь лет (в 1052 г. ). Этот храм был глав­ной свя­ты­ней воль­но­го го­ро­да, свя­щен­ным сре­до­то­чи­ем его жиз­ни. Древ­ние нов­го­род­цы го­во­ри­ли: «Где Свя­тая Со­фия, там Нов­го­род; умрем, про­льем кровь за Свя­тую Со­фию». По рас­по­ря­же­нию бла­го­че­сти­во­го кня­зя в 1017 г. спи­са­ны бы­ли од­ним свя­щен­ни­ком про­ро­че­ские кни­ги с тол­ко­ва­ни­я­ми.

4 ок­тяб­ря 1052 г. Вла­ди­мир Яро­сла­вич, имея все­го 32 го­да от ро­да, пре­ста­вил­ся в Нов­го­ро­де; те­ло его бы­ло по­ло­же­но в со­здан­ном им хра­ме Свя­той Со­фии, где немно­го ра­нее, в 1050 г., по­гре­бе­но бы­ло те­ло бла­го­че­сти­вой его ма­те­ри, бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны. По­сле свя­то­го кня­зя остал­ся один сын Рос­ти­слав.

В 1178 г. нов­го­род­цы в од­ной гроб­ни­це со свя­тым Вла­ди­ми­ром по­ло­жи­ли те­ло умер­ше­го у них кня­зя Мсти­сла­ва Ро­сти­сла­ви­ча Храб­ро­го. В 1439 г. ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Ев­фи­мий по­зо­ло­тил, сде­лал над­пи­си и по­ло­жил по­кро­вы на гроб­ни­цы св. Вла­ди­ми­ра и его бла­го­че­сти­вой ма­те­ри; то­гда же он уста­но­вил празд­но­вать их па­мять в 4-й день ок­тяб­ря. В 1654 г. мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ма­ка­рий пе­ре­нес их мо­щи из Кор­сун­ской па­пер­ти в са­мую цер­ковь Свя­той Со­фии и по­ло­жил их в но­вой ра­ке на пра­вой сто­роне, у по­лу­ден­ных две­рей. Мо­щи св. кня­зя Вла­ди­ми­ра Яро­сла­ви­ча по­чи­ва­ют от­кры­то.

Развернуть

Случайный тест

ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ — Древо

Владимир Ярославич (1020 — 1052), благоверный князь Новгородский, чудотворец

Память 4 октября в день кончины и в Соборе Новгородских святых

Старший сын благоверного великого князя Ярослава Мудрого и благоверной княгини Ирины, родился в 1020 году.

В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята. В Новгородском Синодике упоминаете его супруга, княгиня Александра. Возмужав, князь стал благочестивым христианином и отважным защитником страны.

О воинских делах благоверного князя летописи повествуют, что он ходил в 1042 году с новгородцами на ямь и победил их, но воины его потеряли от мора всех коней.

В 1043 году Владимир Ярославич, по повелению отца, возглавил последнее враждебное столкновение Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими после чего, не получая удовлетворения за обиду, Ярослав, поручив войско полководцу Вышате, велел Владимиру идти с ним в Царьград — наказать греков за убийство. Послы Константина Мономаха встретили Владимира и дали слово, именем императора, наказать убийц. Юный князь отпустил греческих послов и пошел далее. Тогда Константин Мономах приказал взять под стражу всех русских, бывших в Царьграде, и выехал сам на царской яхте против неприятеля, за ним следовал флот, а берегом — конница. Русские стояли в боевом порядке близ Фара. Император вторично предложил им мир. «Соглашусь», — сказал князь Новгородский, — «ежели вы, богатые греки, дадите по три фунта золота на каждого человека в моем войске». Тогда три галеры греческие врезались в средину Владимирова флота и зажгли «греческим огнем» несколько судов. Русские снялись с якорей, чтобы спастись от пламени, но поднявшаяся буря, гибельная для малых русских лодок, разметала их и многие потопила. Корабль Владимиров пошел на дно, но некто Творимирич спас князя и воевод Ярославовых, взяв их к себе в лодку. На берегу собралось шесть тысяч русских, которые, не имея судов, решились возвратиться в отечество сухим путем под предводительством главного воеводы Ярославова, Вышаты. Другие под началом князя отправились морем. Император послал за ними флот и два легиона. 24 галеры обогнали Владимира и стали в заливе. Князь пошел на них, окружил их своими лодками и разбил наголову. Предводитель греков был убит, и Владимир пришел в Киев со множеством пленных. Однако, Вышата был окружен и взят в плен при Варне, после чего борьба продлилась до 1046 года.

В 1045 году заложил в Новгороде новый каменный Софийский собор, который был достроен в 1050 году. Также при нём в стольном городе была возведена каменная крепость. Святой князь усердно поучался в законе Господнем: известно, что в 1047 году для него были переписаны пророческие книги с толкованиями.

Скончался святой князь 32-х лет 4 октября 1052 года.

Мощи и почитание

Мощи его были положены в созданном им Софийском соборном храме.

4 октября 1439 года святителю Новгородскому Евфимию было чудесное явление (см. подробнее Собор Новгородских святителей), после чего в этот день было установлено совершение сугубой панихиды погребенным в Софийском соборе русским князьям и архиепископам Новгородским и всем православным христианам — начало празднования памяти святых Владимира Ярославича, его матери княгини-инокини Анны, и Собора Новгородских святителей. Согласно «Софийской летописи» в то время: «Архиепископ Евфимий позлати гроб князя Владимира и подписа; такожде и матери его Анны гроб подписа, и покровы положи и память им устави творити октоврия в 4 день

На начало XX века мощи его открыто почивали в Новгородском Софийском соборе.

Молитвословия

Тропарь

Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд из­бран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися ниспослати и нам велию и богатую милость.

Использованные материалы

  • Страницы календаря портала Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1665.htm
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6509.htm
    • http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT432.htm
  • Страница портала Русское Православие:
    • http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_122

Ярослав Мудрый | князь киевский

Ярослав I

Смотреть все СМИ

Год рождения:
980
Умер:
2 февраля 1054 г. (74 года)
Дом/Династия:
Династия Рюриковичей
Известные члены семьи:
отец Владимир I

Просмотреть весь связанный контент →

Ярослав Мудрый , он же Ярослав I, Русский Ярослав Мудрый , (род. 980 — ум. 2 февраля 1054), великий князь киевский с 1019 по 1054 год.

Владимир Сын великого князя , он был наместником Новгорода на момент смерти отца в 1015 году. Тогда его старший оставшийся в живых брат, Святополк Окаянный, убил трех других своих братьев и захватил власть в Киеве. Ярослав при активной поддержке новгородцев и помощи варяжских наемников победил Святополка и стал великим князем киевским в 1019 г..

Ярослав начал консолидацию Киевского государства как посредством культурных и административных улучшений, так и посредством военных походов. Он способствовал распространению христианства в Киевском государстве, собрал большую коллекцию книг и нанял многих писцов для перевода греческих религиозных текстов на славянский язык. Он основал церкви и монастыри и издал уставы, регулирующие правовое положение христианской церкви и права духовенства. С помощью византийских архитекторов и мастеров Ярослав укрепил и украсил Киев по византийскому образцу. Он построил величественный Софийский собор и знаменитые Золотые ворота Киевской крепости. При Ярославе была начата кодификация правовых обычаев и княжеских постановлений, и эта работа послужила основой для свода законов, названного Русской правдой («Русское правосудие»).

Ярослав вел активную внешнюю политику, и его войска одержали несколько заметных военных побед. Он отвоевал у поляков Галицию, решительно разгромил кочевых печенегов на южной границе Киевского государства и расширил киевские владения в Прибалтике, подавив литовские, эстонские и финские племена. Однако его военная кампания против Константинополя в 1043 г. потерпела неудачу.

Торговля с Востоком и Западом играла важную роль в Киевской Руси в XI веке, и Ярослав поддерживал дипломатические отношения с европейскими государствами. Его дочери Елизавета, Анна и Анастасия были замужем соответственно за Харальдом III из Норвегии, Генрихом I из Франции и Андреем I из Венгрии.

В своем завещании Ярослав стремился предотвратить борьбу за власть между своими пятью сыновьями, разделив между ними свою империю и предписав четырем младшим сыновьям подчиняться старшему, Изяславу, который должен был сменить своего отца на посту великого князя Киевского. Этот совет не имел длительного действия, и после смерти Ярослава началась гражданская война.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Великий Новгород – родина православной Руси

Корни русского православия

В 988 году князь Владимир Святославович крестил всю Русь по византийскому обряду. В реки и озера бросали языческих идолов, а на старых местах языческого культа возводили христианские церкви. В 1045-1050 годах в Новгороде был возведен величественный Софийский собор; собор является действующим местом отправления культа и по сей день. Это старейшая церковь в современных границах России. Религиозная и общественная жизнь Новгорода и сама духовная сущность этого древнего города неразрывно связаны с собором вот уже почти десять веков.

В средние века Новгород постепенно окружился плотным кольцом монастырей и женских монастырей. Представители этих монашеских общин часто занимали важные экуменические должности на всех русских землях, в том числе и в Москве. Благотворительные дела некоторых отцов-основателей монастыря приводят к их причислению к лику святых.

В течение XV века власть новгородских правителей приняла новый характер, распространившись на все сферы жизни города. Архиепископ стал фактическим главой олигархической республики бояр (дворян). Новгород того времени напоминал Ватикан: гражданская жизнь города подчинялась духовной власти. Но в отличие от Ватикана, новгородский архиепископ стал единоличным правителем огромной территории, равной площади Франции, Бельгии и Нидерландов вместе взятых или величине штата Техас. Только победа Москвы над Новгородом положила конец правлению этой очень независимой республики, заставив ее войти в состав централизованного Российского государства.

Новгород как святая земля

В эти дни паломники со всего мира стремятся посетить Новгородскую землю для поклонения святыням. Так, в соборе св. Иверия), хранящаяся в Иверском Святоозерском Богородицком монастыре на Валдае, икона Божией Матери «Старорусская», покровительница города Старой Руссы Георгиевского храма в Старой Руссе.

Ряд святых русского православия освятил Новгородскую землю, средневековый центр русской духовности. Так, это новгородский архиепископ Иоаким Корсунянин, новгородский князь Владимир Ярославович (сын Ярослава), свв. Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский Чудотворцы, юродивые Николай Кочанов, святители Иаков Боровичский (г. Боровичи), Михаил Клопский, преподобный Савва Вишерский (г. Вишера Новгородской области). Всего 120 святых.

Монастыри Новгородской епархии

Монастыри всегда были неотъемлемой добродетелью Российского государства. Будучи всегда местами, где испокон веков дни и ночи молятся благочестивые иноверцы, монастыри продолжают привлекать людей, оставивших свои тягостные бремена в мире, для общения с вечным, которое утешает унылых в печали, дает надежду безнадежным. , поддерживает верующих и ободряет душу, томящуюся по вере.

На протяжении столетий монастыри были неотъемлемой частью жизни новгородцев. В эти дни можно говорить о возрожденных мужских и женских монастырях Новгородской земли. Так, в Великом Новгороде есть Спасо-Преображенский Варлаамовский женский монастырь в селе Хутин, Свято-Николаевский женский монастырь в селе Вяжищи, Георгиевский монастырь. На Валдае находится Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.

Паломнические службы России и зарубежных стран разрабатывают и организуют поездки в Новгородскую область. Таким образом, 6-дневная поездка включает в себя посещение основных достопримечательностей Великого Новгорода, Валдая и Старой Руссы: Ночные богослужения в Софийском соборе (Великий Новгород), Богородице-Перынский скит, Георгиевский монастырь, Свято-Варлаамов монастырь. Спасо-Преображенский женский монастырь в селе Хутын, Свято-Николаевский женский монастырь в селе Вяжищи, церкви и храмы чудотворной иконы Божией Матери «Старорусская» в Старой Руссе, Дом-музей Ф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы