Князь новгородский владимир ярославович: Благоверный князь Влади́мир Ярославич Новгородский
Содержание
Благоверный князь Влади́мир Ярославич Новгородский
Дни памяти
17 октября
25 июня
– Собор Новгородских святых
Житие
Краткое житие благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского
Святой благоверный князь Владимир Ярославич, Новгородский чудотворец, старший сын великого князя Ярослава Мудрого, родился в 1020 году. В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята (память 10 февраля). Возмужав, князь стал отважным защитником страны и благочестивым христианином. Святой Владимир построил в Новгороде Софийский собор, который был заложен в 1045 году и освящен 14 сентября 1052 года епископом Лукой. Благочестивый воин не только заботился об укреплении княжества (по его приказу сооружена в Новгороде каменная крепость), но и усердно поучался в законе Господнем. Известно, что в 1047 году для него были переписаны пророческие книги с толкованиями. Скончался святой князь 32-х лет 4 октября 1052 года через 20 дней после освящения Софийского храма, и мощи его положены в созданном им храме. В Новгородском Синодике упоминается его супруга, княгиня Александра. Память святому князю Владимиру установлена в 1439 году святителем Евфимием, архиепископом Новгородским (память 11 марта).
Полное житие благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского
Благоверный князь Новгородский Владимир, внук св. равноапостольного князя Владимира, старший сын великого князя Ярослава и благоверной княгини Анны (в миру Ирины), родился в 1020 г. В 1034 г. князь Ярослав посадил его на княжение в Новгороде Великом и дал новгородцам грамоту с повелением платить по ней дань. Отсюда, из Новгорода, в 1042 г. Владимир Ярославич ходил войною на ямь и победил их. Но случился мор на коней, и воины князя лишились их.
В 1043 г. по приказанию отца Владимир Ярославич участвовал в походе русских против греков, предпринятом для наказания греков за оскорбление русских купцов в Царьграде и за убийство одного из них. Поход этот был неудачен. На пути в Царьград Владимира встретили послы императора Константина Мономаха (1042–1054), обещая именем императора наказать убийц русского купца, но князь Владимир отпустил послов ни с чем и на лодках приблизился к городу. На вторичное предложение мира со стороны императора Владимир Ярославич соглашался на мир только под тем условием, что греки дадут по три фунта золота на каждого человека в его войске. Тогда греки начали сражение и зажгли несколько русских лодок; к довершению бедствия поднялась буря, разметала русские суда и много их потопила. Пошла ко дну и лодка князя, так что Владимира взяли в другую лодку. Войско русских принуждено было разделиться: воины, лишившиеся судов, под предводительством Вышаты решили возвращаться сухим путем, а княжеская дружина под начальством Владимира Ярославича отправилась морем. Император послал за русскими погоню сухим путем и морским. Заметив лодки греков, князь Владимир вступил в битву и, поразив греков наголову, возвратился в Киев со множеством пленных. Не так счастлив был шеститысячный отряд, возвращавшийся на родину сушей под предводительством Вышаты. При городе Варне (ныне болгарский город на западном берегу Черного моря) русские окружены были греками, взяты в плен и в Царьграде многие из русских воинов были ослеплены. Отпущены они были на Русь лишь через три года, после заключения мира с греками.
В 1045 г. Владимир Ярославич с тогдашним Новгородским епископом Лукою Жидятою заложил каменный собор во имя Святой Софии Премудрости Божией, оконченный через семь лет (в 1052 г. ). Этот храм был главной святыней вольного города, священным средоточием его жизни. Древние новгородцы говорили: «Где Святая София, там Новгород; умрем, прольем кровь за Святую Софию». По распоряжению благочестивого князя в 1017 г. списаны были одним священником пророческие книги с толкованиями.
4 октября 1052 г. Владимир Ярославич, имея всего 32 года от рода, преставился в Новгороде; тело его было положено в созданном им храме Святой Софии, где немного ранее, в 1050 г., погребено было тело благочестивой его матери, благоверной княгини Анны. После святого князя остался один сын Ростислав.
В 1178 г. новгородцы в одной гробнице со святым Владимиром положили тело умершего у них князя Мстислава Ростиславича Храброго. В 1439 г. архиепископ Новгородский Евфимий позолотил, сделал надписи и положил покровы на гробницы св. Владимира и его благочестивой матери; тогда же он установил праздновать их память в 4-й день октября. В 1654 г. митрополит Новгородский Макарий перенес их мощи из Корсунской паперти в самую церковь Святой Софии и положил их в новой раке на правой стороне, у полуденных дверей. Мощи св. князя Владимира Ярославича почивают открыто.
Развернуть
Случайный тест
ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ — Древо
Владимир Ярославич (1020 — 1052), благоверный князь Новгородский, чудотворец
Память 4 октября в день кончины и в Соборе Новгородских святых
Старший сын благоверного великого князя Ярослава Мудрого и благоверной княгини Ирины, родился в 1020 году.
В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята. В Новгородском Синодике упоминаете его супруга, княгиня Александра. Возмужав, князь стал благочестивым христианином и отважным защитником страны.
О воинских делах благоверного князя летописи повествуют, что он ходил в 1042 году с новгородцами на ямь и победил их, но воины его потеряли от мора всех коней.
В 1043 году Владимир Ярославич, по повелению отца, возглавил последнее враждебное столкновение Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими после чего, не получая удовлетворения за обиду, Ярослав, поручив войско полководцу Вышате, велел Владимиру идти с ним в Царьград — наказать греков за убийство. Послы Константина Мономаха встретили Владимира и дали слово, именем императора, наказать убийц. Юный князь отпустил греческих послов и пошел далее. Тогда Константин Мономах приказал взять под стражу всех русских, бывших в Царьграде, и выехал сам на царской яхте против неприятеля, за ним следовал флот, а берегом — конница. Русские стояли в боевом порядке близ Фара. Император вторично предложил им мир. «Соглашусь», — сказал князь Новгородский, — «ежели вы, богатые греки, дадите по три фунта золота на каждого человека в моем войске». Тогда три галеры греческие врезались в средину Владимирова флота и зажгли «греческим огнем» несколько судов. Русские снялись с якорей, чтобы спастись от пламени, но поднявшаяся буря, гибельная для малых русских лодок, разметала их и многие потопила. Корабль Владимиров пошел на дно, но некто Творимирич спас князя и воевод Ярославовых, взяв их к себе в лодку. На берегу собралось шесть тысяч русских, которые, не имея судов, решились возвратиться в отечество сухим путем под предводительством главного воеводы Ярославова, Вышаты. Другие под началом князя отправились морем. Император послал за ними флот и два легиона. 24 галеры обогнали Владимира и стали в заливе. Князь пошел на них, окружил их своими лодками и разбил наголову. Предводитель греков был убит, и Владимир пришел в Киев со множеством пленных. Однако, Вышата был окружен и взят в плен при Варне, после чего борьба продлилась до 1046 года.
В 1045 году заложил в Новгороде новый каменный Софийский собор, который был достроен в 1050 году. Также при нём в стольном городе была возведена каменная крепость. Святой князь усердно поучался в законе Господнем: известно, что в 1047 году для него были переписаны пророческие книги с толкованиями.
Скончался святой князь 32-х лет 4 октября 1052 года.
Мощи и почитание
Мощи его были положены в созданном им Софийском соборном храме.
4 октября 1439 года святителю Новгородскому Евфимию было чудесное явление (см. подробнее Собор Новгородских святителей), после чего в этот день было установлено совершение сугубой панихиды погребенным в Софийском соборе русским князьям и архиепископам Новгородским и всем православным христианам — начало празднования памяти святых Владимира Ярославича, его матери княгини-инокини Анны, и Собора Новгородских святителей. Согласно «Софийской летописи» в то время: «Архиепископ Евфимий позлати гроб князя Владимира и подписа; такожде и матери его Анны гроб подписа, и покровы положи и память им устави творити октоврия в 4 день.»
На начало XX века мощи его открыто почивали в Новгородском Софийском соборе.
Молитвословия
Тропарь
Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися ниспослати и нам велию и богатую милость.
Использованные материалы
- Страницы календаря портала Православие.Ru:
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life1665.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6509.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT432.htm
- Страница портала Русское Православие:
- http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_122
Ярослав Мудрый | князь киевский
Ярослав I
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 980
- Умер:
- 2 февраля 1054 г. (74 года)
- Дом/Династия:
- Династия Рюриковичей
- Известные члены семьи:
- отец Владимир I
Просмотреть весь связанный контент →
Ярослав Мудрый , он же Ярослав I, Русский Ярослав Мудрый , (род. 980 — ум. 2 февраля 1054), великий князь киевский с 1019 по 1054 год.
Владимир Сын великого князя , он был наместником Новгорода на момент смерти отца в 1015 году. Тогда его старший оставшийся в живых брат, Святополк Окаянный, убил трех других своих братьев и захватил власть в Киеве. Ярослав при активной поддержке новгородцев и помощи варяжских наемников победил Святополка и стал великим князем киевским в 1019 г..
Ярослав начал консолидацию Киевского государства как посредством культурных и административных улучшений, так и посредством военных походов. Он способствовал распространению христианства в Киевском государстве, собрал большую коллекцию книг и нанял многих писцов для перевода греческих религиозных текстов на славянский язык. Он основал церкви и монастыри и издал уставы, регулирующие правовое положение христианской церкви и права духовенства. С помощью византийских архитекторов и мастеров Ярослав укрепил и украсил Киев по византийскому образцу. Он построил величественный Софийский собор и знаменитые Золотые ворота Киевской крепости. При Ярославе была начата кодификация правовых обычаев и княжеских постановлений, и эта работа послужила основой для свода законов, названного Русской правдой («Русское правосудие»).
Ярослав вел активную внешнюю политику, и его войска одержали несколько заметных военных побед. Он отвоевал у поляков Галицию, решительно разгромил кочевых печенегов на южной границе Киевского государства и расширил киевские владения в Прибалтике, подавив литовские, эстонские и финские племена. Однако его военная кампания против Константинополя в 1043 г. потерпела неудачу.
Торговля с Востоком и Западом играла важную роль в Киевской Руси в XI веке, и Ярослав поддерживал дипломатические отношения с европейскими государствами. Его дочери Елизавета, Анна и Анастасия были замужем соответственно за Харальдом III из Норвегии, Генрихом I из Франции и Андреем I из Венгрии.
В своем завещании Ярослав стремился предотвратить борьбу за власть между своими пятью сыновьями, разделив между ними свою империю и предписав четырем младшим сыновьям подчиняться старшему, Изяславу, который должен был сменить своего отца на посту великого князя Киевского. Этот совет не имел длительного действия, и после смерти Ярослава началась гражданская война.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.
Великий Новгород – родина православной Руси
Корни русского православия
В 988 году князь Владимир Святославович крестил всю Русь по византийскому обряду. В реки и озера бросали языческих идолов, а на старых местах языческого культа возводили христианские церкви. В 1045-1050 годах в Новгороде был возведен величественный Софийский собор; собор является действующим местом отправления культа и по сей день. Это старейшая церковь в современных границах России. Религиозная и общественная жизнь Новгорода и сама духовная сущность этого древнего города неразрывно связаны с собором вот уже почти десять веков.
В средние века Новгород постепенно окружился плотным кольцом монастырей и женских монастырей. Представители этих монашеских общин часто занимали важные экуменические должности на всех русских землях, в том числе и в Москве. Благотворительные дела некоторых отцов-основателей монастыря приводят к их причислению к лику святых.
В течение XV века власть новгородских правителей приняла новый характер, распространившись на все сферы жизни города. Архиепископ стал фактическим главой олигархической республики бояр (дворян). Новгород того времени напоминал Ватикан: гражданская жизнь города подчинялась духовной власти. Но в отличие от Ватикана, новгородский архиепископ стал единоличным правителем огромной территории, равной площади Франции, Бельгии и Нидерландов вместе взятых или величине штата Техас. Только победа Москвы над Новгородом положила конец правлению этой очень независимой республики, заставив ее войти в состав централизованного Российского государства.
Новгород как святая земля
В эти дни паломники со всего мира стремятся посетить Новгородскую землю для поклонения святыням. Так, в соборе св. Иверия), хранящаяся в Иверском Святоозерском Богородицком монастыре на Валдае, икона Божией Матери «Старорусская», покровительница города Старой Руссы Георгиевского храма в Старой Руссе.
Ряд святых русского православия освятил Новгородскую землю, средневековый центр русской духовности. Так, это новгородский архиепископ Иоаким Корсунянин, новгородский князь Владимир Ярославович (сын Ярослава), свв. Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский Чудотворцы, юродивые Николай Кочанов, святители Иаков Боровичский (г. Боровичи), Михаил Клопский, преподобный Савва Вишерский (г. Вишера Новгородской области). Всего 120 святых.
Монастыри Новгородской епархии
Монастыри всегда были неотъемлемой добродетелью Российского государства. Будучи всегда местами, где испокон веков дни и ночи молятся благочестивые иноверцы, монастыри продолжают привлекать людей, оставивших свои тягостные бремена в мире, для общения с вечным, которое утешает унылых в печали, дает надежду безнадежным. , поддерживает верующих и ободряет душу, томящуюся по вере.
На протяжении столетий монастыри были неотъемлемой частью жизни новгородцев. В эти дни можно говорить о возрожденных мужских и женских монастырях Новгородской земли. Так, в Великом Новгороде есть Спасо-Преображенский Варлаамовский женский монастырь в селе Хутин, Свято-Николаевский женский монастырь в селе Вяжищи, Георгиевский монастырь. На Валдае находится Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.
Паломнические службы России и зарубежных стран разрабатывают и организуют поездки в Новгородскую область. Таким образом, 6-дневная поездка включает в себя посещение основных достопримечательностей Великого Новгорода, Валдая и Старой Руссы: Ночные богослужения в Софийском соборе (Великий Новгород), Богородице-Перынский скит, Георгиевский монастырь, Свято-Варлаамов монастырь. Спасо-Преображенский женский монастырь в селе Хутын, Свято-Николаевский женский монастырь в селе Вяжищи, церкви и храмы чудотворной иконы Божией Матери «Старорусская» в Старой Руссе, Дом-музей Ф.