Когда зародился ислам и где: Зарождение ислама – DW – 13.02.2003
Содержание
Зарождение ислама – DW – 13.02.2003
https://p.dw.com/p/1SLX
Реклама
Держитесь крепче за Его связующую вервь
И не делитесь меж собой,
И помните с признанием ту милость,
Которой Он вас одарил:
Когда вы недругами были,
Ваши сердца в любви скрепил Он,
И милостью Его вы стали братья…»
«И пусть поднимутся средь вас те люди,
что призовут к добру и праведное возгласят,
И запретят дурное.
Таким в блаженстве пребывать.»
7 и 8 века нашей эры оказались решающими в истории народов Ближнего Востока. Именно в это время сформировалась третья (после иудаизма и христианства) великая монотеистическая религия – ислам. В качестве новой духовно-политической силы ислам сумел постепенно слить в единой мусульманской общине многие народы трёх континентов и нанести поражение двум враждовавшим между собой могущественным империям – Византии и Персии, причём в ходе борьбы Персия была исламизирована, а Византия лишилась почти всех своих африканских и азиатских владений.
Ко времени возникновения ислама язычество в Аравии переживало упадок под влиянием иудаизма и христианства. Языческое сознание было не способно выработать более высокие нравственные нормы, которые способствовали бы прекращению межплеменных распрей. В 7 веке среди аравийских племён начался процесс становления государственности. Одним из самых богатых и влиятельных племён Аравии было мекканское племя курайш. Именно в его среде и зародился ислам – новая «надплеменная» монотеистическая религия. Политическое объединение Аравии в результате распространения ислама привело к образованию арабской нации.
Основоположником ислама и первым его проповедником был житель Мекки Мухаммад, выходец из племени курайш. Родился он примерно в 571 году в семье небогатого купца из знатного, но бедного рода хашим.
В возрасте 6 лет Мухаммад осиротел, и заботу о ребёнке взял на себя его дядя Абу Талиб. Какое-то время Мухаммад был пастухом, а затем поступил приказчиком к знатной и богатой овдовевшей купчихе Хадидже. Он сопровождал её торговые караваны в Сирию. В возрасте 24 лет Мухаммад женился на своей 40-летней хозяйке, родившей ему нескольких детей, в том числе и дочь Фатиму. Вскоре после женитьбы Мухаммад оставил торговлю и всецело отдался проповеднической деятельности.
В «Житии пророка», составленном в начале 9 века Ибн Хишамом, рассказывается о путешествиях Мухаммада с караванами. В это время, он очевидно, и познакомился с вероучениями иудеев, христиан и отшельников-ханифов, также отвергавших многобожие. Тогда, по всей видимости, Мухаммад и осознал свою миссию провозвестника новой веры.
Первоначально проповеди Мухаммада были встречены враждебно мекканской знатью, видевшей в новой религии угрозу своим наследственным привилегиям. Пророка пытались заставить отступиться от своего учения, его даже пытались убить. Спасаясь от преследований, Мухаммад в 622 году вместе со своими ближайшими соратниками (мухаджирами) бежит в Ясриб, жители которого давно враждовали с мекканцами. По мере утверждения ислама Ясриб стали именовать «городом пророка» – Мадинат ан-Наби или просто Медина. Год хиджры (то есть бегства Мухаммада в Медину) является началом мусульманского летоисчисления.
В Медине проповеди пророка имеют большой успех. Вокруг него группируются его мединские последователи (ансары, то есть «помощники», «приверженцы»). Именно в Медине и возникает мусульманская религиозная община (умма), ставшая ядром будущего мусульманского государства. Первоначально Мухаммад пытался поставить ислам в один ряд с иудаизмом и христианством, присоединив, таким образом, арабов к другим культурным народам. Затем, однако, он начинает проповедовать ислам в качестве универсальной религии, принять которую должны все народы.
Согласно мусульманской богословской традиции, священная книга ислама Коран была ниспослана Мухаммаду Богом через ангела Джибрила (Гавриила) в форме откровений, которые пророк передал в своим соплеменникам в проповедях.
После смерти Мухаммада в 632 году начинают предприниматься попытки собрать воедино разрозненные части Корана. Первые преемники Мухаммада, так называемые «праведные халифы» Абу Бакр и Омар поручили запись проповедей пророка одному из его сподвижников – Зайду ибн Сабиту, знавшему их наизусть. Третий халиф Осман распорядился в середине 7 века выработать единую редакцию Корана, а все остальные записи уничтожить. Окончательно отредактированный текст был канонизирован.
Весь Коран разделён на 114 глав – сур. Они расположены не по смысловому или хронологическому принципу, а в зависимости от их размера: вначале идут длинные суры, а затем суры с постепенно убывающим количеством стихов. Мусульманская традиция делит суры на «мекканские» (проповеди, произнесённые до бегства в Медину) и «мединские». Современные исследователи Корана датируют суры по содержанию, историческим реалиям и стилистическим особенностям.
Мекканские суры, обращённые к враждебным язычникам, более эмоциональны. В них Мухаммад проповедует единобожие, прославляет Аллаха, грозит язычникам вечной карой. В мединских сурах, обращённых к тем, кто уже принял его учение, Мухаммад формулирует предписания религиозного, нравственного и житейского характера, а также основы политической и военной организации мусульманской общины.
Коран не содержит систематического изложения мусульманских религиозных догматов. В нём содержатся лишь основные положения новой веры, которые впоследствии разъяснялись и комментировались мусульманскими богословами.
В своих проповедях Мухаммад постоянно подчёркивал единство Бога. Однако, в отличие от христианского учения об ипостасях Бога, которое Мухаммад хорошо знал, Бог в исламе «не родил и не рождён». У него нет никаких «товарищей», то есть равноправных или подчинённых божеств. Власть этого Бога безгранична. Он повелевает жизнью и смертью, он всеведущ и всемогущ. Ничто в мире не происходит без его ведома. Бог обладает слухом, зрением, речью. Он может положить руку на плечо пророка так, что «тот чувствует холод его пальцев». Он восседает на престоле в окружении ангелов. Однако, несмотря на всю антропоморфность представлений о Боге в исламе, Мухаммад запрещал какие бы то ни было материальные изображения Бога, трактуя их как идолопоклонство.
Бог беспощадно карает грешников и вознаграждает праведников, причём судьба человека определяется, прежде всего, его верой, покорностью Богу, исполнением Его заповедей. В Коране подчёркивается, что Бог сотворил вселенную и человека исключительно из желания подвергнуть человека испытанию.
Жизнь человека на земле – это лишь этап на пути к будущей жизни, где он получит воздаяние, предначертанное Господом. Это произойдёт не сразу после смерти, а после «Дня воскресения» и Страшного Суда. Как и ортодоксальные христиане, Мухаммад проповедовал не отвлечённое бессмертие души, а воскресение целостного человека во всём его земном физическом обличии. Поэтому будущую (после воскресения) жизнь ислам представляет как полноту бытия не только духовного, но и телесного.
В качестве пророка-посредника между людьми и Богом Мухаммад никогда не приписывал себе сверхчеловеческих достоинств: «Всего лишь человек я, вам подобный. Пришло мне Откровение, что бог ваш – Бог Единый». Мухаммад лишь утверждал, что провозглашаемые им откровения ниспосланы ему свыше от Аллаха. Он не подтверждал это никакими знамениями, не творил чудес; он лишь, согласно Божьей воле, проповедовал арабам единство и истинность Бога, учил их различать добро и зло: «Я вам не говорю, что у меня сокровища Аллаха, и сокровенное мне неизвестно, не говорю я вам, что ангел я. И я лишь следую тому, что мне открыто в откровеньи».
Мухаммад не утверждал, что он – единственный пророк, посланный Богом в этот мир. Напротив, он считал себя последним из «посланников Божиих», завершившим череду пророков, среди которых были Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и другие. Все эти пророки получали чистую веру от Бога, но впоследствии она искажалась по вине дьявола и людей.
Согласно мусульманской традиции, лишь последний пророк, Мухаммад, после которого больше не может быть посланцев Божиих, правильно понял обращённые к нему слова Аллаха и возвестил подлинный божественный закон не только своим соотечественникам, но и всему человечеству. Таким образом, учение Мухаммада мусульмане считают не только восстановлением истины в её первоначальной чистоте, но и высшей ступенью в богопознании, ибо это – последнее слово Бога, а ислам – универсальная религия, поэтому для спасения человечества необходимо способствовать её распространению.
Установлением мусульманской обрядности и определением основных обязанностей мусульман Мухаммад начал заниматься в Медине. Основные обязанности мусульман сводятся к так называемым «пяти столпам ислама». Мусульманин обязан верить в то, что нет иного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад его посланник; совершать ежедневно пятикратную молитву; делать взнос в пользу бедных в общественную казну; поститься в месяц рамадан; и совершить паломничество в Мекку. Для того, чтобы стать мусульманином, не нужно специальной подготовки.
Достаточно лишь произнести мусульманский Символ Веры:
«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха».
Мухаммад выступил не только в качестве основателя новой религии, но и в качестве главы формировавшегося тогда исламского государства. Он соединил в себе роль духовного вождя и светского политического руководителя. Идея теократического государства выразилась в создании сторонниками Мухаммада уммы – мусульманской общины-государства.
На протяжении всей своей истории ислам оказывал решающее влияние на все области духовной жизни мусульман. Главные положения Корана легли в основу мусульманского права. Ислам определял нормы поведения, этики и морали населения мусульманских стран. Он был главной духовной силой, направлявшей личную и общественную жизнь народов мусульманского Востока.
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Когда и где возник ислам – век, основные положения, истоки и основатель
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 129.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 129.
Мусульманство или ислам является государственной религией в 28 странах. Он представляет собой самую молодую из мировых авраамистических религией. Его исповедует свыше 1,8 млрд человек на планете. Следовательно, необходимо знать когда и где возник ислам и каковы основные положения вероучения.
История возникновения
Ислам появился в VII веке нашей эры на территории современной Саудовской Аравии, а точнее в западной ее части, которая называется Хиджаз. Основателем ислама стал пророк Мухаммед, который жил с 571 по 632 год.
Рис. 1. Ислам.
До появления ислама на Аравийском полуострове основными религиями были: язычество, христианство, иудаизм, сабианство и зороастризм. Главной идеей в проповедях пророка Мухаммеда стало единобожие – таухид. Он начал проповедовать в Мекке с 610 года, но местная знать к нему отнеслась враждебно и в 622 пророк с последователями переселился в Медину. С тех пор у мусульман от этой даты идет летоисчисление. Мусульманская община получила название “умма”.
После завоевания Мекки, с 630 года, ислам становится общеарабской религией. Началась быстрая исламизация региона и вскоре после смерти пророка было создано теократическое государство – Халифат. Уже к концу VII века под его контролем оказался огромная территория, от Марокко на западе и до Таджикистана на востоке.
2020 год по христианскому календарю соответствует 1441-1442 годам по хиджре. Новый год мусульмане празднуют в конце августа-начале сентября.
Рис. 2. Ислам основатель.
Основы вероучения
Священной книгой для мусульман является Коран. Вторым источником являются предания о деяниях пророка Мухаммеда – хадисы.
Основной религии являются “Пять столпов ислама”:
- Исповедование веры – шахада.
- Молитва (намаз).
- Пост в рамадан.
- Милостыня (2,5% от дохода).
- Паломничество в Мекку.
Три основные мечети ислама расположены в Мекке, Медине и Иерусалиме (аль-Акса). Институт церкви в исламе отсутствует.
Большую часть мусульман, от 85% до 90% составляют сунниты. Больше всего мусульман суннитского толка проживает в Индонезии. На втором месте идут шииты. Наибольшее их количество проживает в Иране. Третьим направлением можно считать ибадизм.
Рис. 3. Распространение ислама в мире.
Что мы узнали?
Для понимания истории мировых религий и межрелигиозных отношений современности следует знать в каком веке возник ислам и каковы его истоки.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 129.
А какая ваша оценка?
Руководство для учителей — Мусульмане | учительский центр | ФРОНТЛАЙН
Дом | |||
Обсуждение и деятельность | |||
Глоссарий | |||
Верования и повседневная жизнь мусульман | |||
Хронология ислама | |||
Начало ислама приходится на 610 год, после первого откровения пророку Мухаммеду в возрасте 40 лет. Мухаммед и его последователи распространяли учение ислама по всему Аравийскому полуострову. Вскоре после смерти пророка Мухаммеда были предприняты военные экспедиции, называемые «футухат», или буквально «отверстия», на территории современного Египта и других частей Северной Африки. В других частях мира ислам распространился через торговлю и коммерцию. Ниже приводится краткая хронология, в которой освещаются некоторые из основных событий в развитии ислама, а также географическое распространение ислама в некоторых странах, показанных в фильме.
570 г. н.э. Мухаммед родился в Мекке. Он происходит из знатной семьи и хорошо известен своей честностью и прямолинейным характером.
610 г. н.э. Согласно мусульманскому поверью, в возрасте 40 лет Мухаммеда посещает ангел Гавриил во время ретрита в пещере недалеко от Мекки. Ангел читает ему первые откровения Корана и сообщает ему, что он Божий пророк. Позже Мухаммеду говорят призвать свой народ к поклонению единому Богу, но они реагируют враждебно и начинают преследовать его и его последователей.
622 г. н.э. г. После преследований в Мекке Мухаммед и его последователи переселяются в соседний город Ятриб (позже известный как Медина), где местные жители приняли ислам. Это знаменует «хиджру» или «эмиграцию» и начало исламского календаря. В Медине Мухаммад основывает исламское государство, основанное на законах, открытых в Коране, и вдохновенном руководстве, исходящем к нему от Бога. В конце концов он начинает приглашать другие племена и народы к исламу.
630 г. н.э. г. Мухаммад возвращается в Мекку с большим количеством своих последователей. Он мирно входит в город, и в конце концов все его жители принимают ислам. Пророк очищает Каабу от идолов и изображений и вновь посвящает ее поклонению только Богу.
633 г. н.э. г. Мухаммад умирает после продолжительной болезни. Мусульманская община избирает его тестя и близкого соратника Абу Бакра халифом или преемником.
638 г. н.э. г. Мусульмане входят в район к северу от Аравии, известный как «Шам», включая Сирию, Палестину, Ливан и Ирак.
641 г. н.э. г. Мусульмане входят в Египет и разбивают византийскую армию. Мусульмане рассматривают свое завоевание как освобождение порабощенных людей, поскольку в большинстве случаев они находились под гнетом власти.
655 г. н.э. г. Ислам начинает распространяться по всей Северной Африке.
661 г. н.э. Имам Али убит, положив конец правлению четырех «праведных халифов»: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Это также знаменует собой начало правления Омейядов.
711 г. н.э. Мусульмане входят в Испанию на западе и в Индию на востоке. В конце концов почти весь Пиренейский полуостров находится под контролем ислама.
732 г. н.э. г. Мусульмане потерпели поражение при Потье во Франции от Шарля Мартеля.
750 г. н.э. Аббасиды принимают власть от Омейядов, перенеся власть в Багдад.
1000 г. н.э. Ислам продолжает распространяться по африканскому континенту, включая Нигерию, которая служила торговым связующим звеном между северными и центральными регионами Африки.
1099 г. н.э. г. Европейские крестоносцы отбирают Иерусалим у мусульман. В конце концов мусульмане побеждают крестоносцев и восстанавливают контроль над святой землей.
1120 г. н.э. Ислам продолжает распространяться по всей Азии. Малазийские торговцы взаимодействуют с мусульманами, которые учат их исламу.
1299 г. н.э. г. В Анатолии, Турция, образовано самое раннее османское государство.
1453 г. н.э. г. Османы захватывают византийский престол Константинополь и меняют его название на Стамбул.
Около 1800 г. н. э. Приблизительно 30 процентов африканцев, обращенных в рабство в США, являются мусульманами.
1870-1924 гг. н.э. Иммигранты-мусульмане из арабского мира добровольно прибывают в Соединенные Штаты, пока в 1924 г. не будет принят Закон об исключении азиатских стран.
Первая мировая война заканчивается поражением и распадом Османской империи, которая была последней из исламских империй. Многие регионы, населенные мусульманами в Африке и Азии, колонизированы европейцами. Традиционный религиозный образ жизни находится под угрозой, а в некоторых случаях и вовсе уничтожается.
1930 г. н.э. г. У. Д. Фард создает в США «Нацию ислама». Он основан на некоторых исламских идеях, но содержит новшества, такие как назначение или объявление Илии Мухаммеда пророком.
1948 г. н.э. г. Создано государство Израиль. Некоторые палестинские и ливанские беженцы бегут в США, среди них мусульмане и христиане.
1952 г. н.э. г. Закон Маккаррена-Уолтера ослабляет запрет США на иммиграцию из Азии. Студенты-мусульмане приезжают в США из многих стран.
1965 г. н.э. г. Изменения в иммиграционном законодательстве еще больше открывают двери для мусульманской иммиграции.
1975 г. н.э. г. Уоллес Д. Мухаммад, сын Элайджи Мухаммеда, берет на себя руководство «Нацией ислама» после смерти своего отца и приводит большинство своих последователей в основной ислам. Позже он создает Мусульманское американское общество, которое привлекает множество членов, большинство из которых афроамериканцы.
1979 г. н.э. г. Иранская революция привела к созданию Исламской Республики Иран, что стало первой попыткой создания исламского государства в современную эпоху.
Ислам | Религия, верования, обычаи и факты
Мечеть Абу-Дарвиш
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Мухаммед
Ибн Таймия
Мухаммад I Аския
Аурангзеб
Махмуд Газан
- Похожие темы:
- Исламское искусство
Исламский мир
суфизм
шариат
Шии
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Ислам , основная мировая религия, провозглашенная пророком Мухаммедом в Аравии в 7 веке н.э. Арабский термин islām , буквально «сдача», освещает фундаментальную религиозную идею ислама, что верующий (называемый мусульманином, от активной частицы islām ) соглашается сдаться воле Аллаха (по-арабски Аллах: Бог). Аллах рассматривается как единственный Бог — создатель, хранитель и восстановитель мира. Воля Аллаха, которой люди должны подчиняться, становится известна через священные писания, Коран (часто пишется как Коран на английском языке), который Аллах открыл своему посланнику Мухаммеду. В исламе Мухаммед считается последним из серии пророков (включая Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Соломона и Иисуса), и его послание одновременно завершает и завершает «откровения», приписываемые более ранним пророкам.
Сохраняя акцент на бескомпромиссном монотеизме и строгом следовании определенным основным религиозным практикам, религия, которой Мухаммад обучал небольшую группу последователей, быстро распространилась по Ближнему Востоку в Африку, Европу, Индийский субконтинент, Малайский полуостров и Китай. К началу 21 века во всем мире насчитывалось более 1,5 миллиарда мусульман. Хотя в исламе возникло множество сектантских движений, все мусульмане связаны общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу.
В этой статье рассматриваются основные верования и практики ислама, а также связь религии и общества в исламском мире. История различных народов, принявших ислам, освещается в статье «Исламский мир».
Основы ислама
Наследие Мухаммеда
С самого начала Ислама Мухаммед прививал своим последователям чувство братства и узы веры, что помогло развить между ними чувство близких отношений, которое было подчеркнуто их опытом преследований в качестве зарождающейся общины в Мекка. Сильная привязанность к принципам откровения Корана и заметное социально-экономическое содержание исламских религиозных практик скрепили эту связь веры. В 622 г. н. э., когда Пророк мигрировал в Медину, его проповедь вскоре была принята, и возникла община-государство ислама. В этот ранний период ислам приобрел свой характерный этос как религия, объединяющая в себе как духовную, так и светскую стороны жизни и стремящаяся регулировать не только отношения человека к Богу (через совесть), но и человеческие отношения в социальной среде. Таким образом, существует не только исламский религиозный институт, но и исламское право, государство и другие институты, управляющие обществом. Только в 20 веке религиозное (частное) и светское (общественное) были разделены некоторыми мусульманскими мыслителями и формально разделены в некоторых местах, таких как Турция.
Викторина по Британике
Ислам
Как много вы знаете о Пророке Мухаммеде? Как насчет святых городов? Проверьте свои знания об исламе с помощью этого теста.
Этот двойственный религиозный и социальный характер ислама, выражающийся одним образом, как религиозное сообщество, которому Бог поручил принести в мир свою собственную систему ценностей через джихад («усилие», обычно переводимое как «священная война» или « священная борьба»), объясняет поразительный успех первых поколений мусульман. В течение столетия после смерти Пророка в 632 году н. э. они подчинили большую часть земного шара — от Испании через Среднюю Азию до Индии — новой арабо-мусульманской империи.
Период исламских завоеваний и строительства империи знаменует собой первую фазу распространения ислама как религии. Принципиальный эгалитаризм ислама в сообществе верующих и его официальная дискриминация последователей других религий быстро завоевали верующих. Евреи и христиане получили особый статус общин, владеющих писаниями, и назывались «людьми Книги» ( ахл ал-китаб ) и, следовательно, им была разрешена религиозная автономия. Однако они были обязаны платить налог на душу населения, называемый джизья , в отличие от язычников, от которых требовалось либо принять ислам, либо умереть. Тот же самый статус «людей Книги» позже был распространен в определенные времена и места на зороастрийцев и индусов, но многие «люди Книги» присоединились к исламу, чтобы избежать инвалидности джизьи . Гораздо более массовое распространение ислама после XII века началось с суфиев (мусульманских мистиков), которые в основном несли ответственность за распространение ислама в Индии, Центральной Азии, Турции и странах Африки к югу от Сахары (9). 0213 см. ниже ).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Помимо джихада и суфийской миссионерской деятельности, еще одним фактором распространения ислама было далеко идущее влияние мусульманских торговцев, которые не только довольно рано принесли ислам на восточное побережье Индии и в Южную Индию, но и оказались главными катализаторами (помимо суфиев) в обращении людей в ислам в Индонезии, Малайе и Китае. Ислам был завезен в Индонезию в 14 веке, едва успев закрепиться там политически, прежде чем регион перешел под голландскую гегемонию.
Огромное разнообразие рас и культур, охваченных исламом (по оценкам, в начале 21 века во всем мире насчитывается более 1,5 миллиарда человек), породило важные внутренние различия. Однако все сегменты мусульманского общества связаны общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу. С утратой политической власти в период западного колониализма в 19 и 20 веках концепция исламской общины ( умма ) вместо того, чтобы ослабевать, стала укрепляться. Вера ислама помогла различным мусульманским народам в их борьбе за политическую свободу в середине 20 века, а единство ислама способствовало последующей политической солидарности.
Источники исламских доктрин и социальных воззрений
Исламское учение, закон и мышление в целом основаны на четырех источниках или фундаментальных принципах ( усуль ): (1) Коран, (2) Сунна («Предания»), (3) иджма’ (« консенсус») и (4) иджтихад («индивидуальная мысль»).
Коран (буквально «чтение» или «чтение») считается дословным словом или речью Бога, переданной Мухаммеду архангелом Гавриилом. Разделенный на 114 сур (глав) разной длины, он является основным источником исламского учения. Суры, ниспосланные в Мекке в самый ранний период жизни Мухаммеда, касаются в основном этических и духовных учений и Судного дня. Суры, ниспосланные в Медине в более поздний период карьеры Пророка, по большей части касаются социального законодательства и политико-моральных принципов формирования и упорядочивания общины.
Сунна («проторенный путь») использовалась доисламскими арабами для обозначения своего племенного или общего права. В исламе оно стало означать пример Пророка, т. е. его слова и дела, записанные в сборниках, известных как хадисы (по-арабски хадис: буквально «отчет»; собрание высказываний, приписываемых Пророку). Хадисы представляют собой письменное подтверждение слов и деяний Пророка. Шесть из этих сборников, составленных в 3 веке н.э. (9 век н.э.), стали считаться особо авторитетными среди самой большой группы ислама, суннитов. У другой большой группы, шиитов, есть свои собственные хадисы, содержащиеся в четырех канонических сборниках.
Доктрина ijmāʿ , или консенсуса, была введена во 2 веке ах (8 век н.э.) с целью стандартизации теории и практики права и преодоления индивидуальных и региональных различий во мнениях. Хотя иджма задумывался как «консенсус ученых», на практике он был более фундаментальным действующим фактором. С 3-го века ah ijmāʿ стал принципом устойчивости мышления; пункты, по которым на практике был достигнут консенсус, считались закрытыми, и дальнейшие их существенные вопросы запрещались. Принятые толкования Корана и действительное содержание Сунны (т. е. хадисов и теологии) в конечном итоге опираются на0213 ijmāʿ в смысле признания власти своей общины.
Иджтихад , что означает «стремиться» или «прилагать усилия», требовалось, чтобы найти юридическое или доктринальное решение новой проблемы. В ранний период ислама, поскольку иджтихад принял форму отдельного мнения ( raʾy ), существовало множество противоречивых и хаотичных мнений. Во II веке ах иджтихад был заменен на кияс (рассуждения по строгой аналогии), формальной процедуре вывода, основанной на текстах Корана и хадисах. Преображение иджмах в консервативный механизм и принятие окончательного свода хадисов фактически закрыли «врата иджтихада » в суннитском исламе, в то время как иджтихад продолжились в шиизме. Тем не менее, некоторые выдающиеся мусульманские мыслители (например, ал-Газали в 11–12 вв.) продолжали претендовать на право нового иджтихада для себя, а реформаторы в 18–20 вв.