Консервативная идеология признаки: Характеристика консерватизма: зарождение и развитие идеологии
Содержание
Характеристика консерватизма: зарождение и развитие идеологии
Под консервативной идеологией подразумевается приверженность традиционным порядкам. В её основу ложится сохранение существующих традиций и наработанных ценностей.
Представители консерваторов отрицательно относятся к радикальным реформам, ведущим к кардинальным изменениям общества. В отношении внешней политики, в целях повышения безопасности государства, опора ведётся на хорошо зарекомендовавших себя партнёров. В случае необходимости консерваторы допускают возможность применения военной силы.
Консерватор — это человек, являющийся сторонником старых традиционных принципов и доктрин развития. Главная задача консерватора заключается в содействии сохранения и стабилизации традиционных социальных и духовных институтов, норм этики, морали и базовых ценностей.
Содержание
- 1 Понятие консерватизма
- 2 Причина появления консерватизма
- 3 Зарождение идеологи
- 4 Принципы консерватизма
- 5 Консерватизм и его разновидности. Таблица
- 6 О типологии консерватизма
- 7 Консерватизм в России
- 8 Консервативные партии мира. Таблица
- 9 Консерватизм и современность
Понятие консерватизма
В основе консерватизма лежат понятия, которые характеризуется следующими чертами:
- Сохранение устоявшегося положения вещей.
- Проведение изменений не больше необходимого.
- Сохранение существующих традиций.
- Постепенность в основе развития общества.
- Доверие и уважение к накопленному опыту.
Консерваторы смотрят на мир, как на структуру, сформировавшуюся в длительном процессе эволюции. Поэтому резкого вмешательства реформаторских сил недопустимо.
Причина появления консерватизма
Основной причиной появления консерватизма стала прошедшая Французская революция. Стремительно развивающиеся события привели к потребности формирования новой идеи. Не всем представителям французского общества понравились бурные новшества. Новая идеология возникла как противопоставление проходившим процессам. Она дала понять, что среди населения появились протестные настроения.
Зарождение идеологи
Считается, что основной вклад в развитие идеологи внесли Эдмунт Берк, Жозеф де Местр, Томас Гоббс, Клемент Меттерних. Зарождение консерватизма относится ещё к 1660-1688 годам. Произошло это в Англии, когда в государстве у власти стоял монарх, обладавший неограниченными полномочиями.
Прошедшая революция, связанная со свержением короля Якова II, привела к провозглашению суверенитета страны, который лёг в основу идеологии. В этот период времени произошло укоренение консерватизма, который стал перерождаться из роялизма.
После 1668 года консерваторы стали называться тори. Однако последующие события отодвинули эту партию. На первый план вышли виги. Только в 1830 году партия вернула себе влияние в парламенте и стала называться по-прежнему.
Принципы консерватизма
Принципы консерватизма состоят из следующих доктрин:
- Развитие общества на традиционных ценностях.
- Проведение политики, отрицающей социальное равенство.
- Осознание долга каждой личностью перед государством.
- Отрицание политики мелиоризма, что означает улучшение состояние общества.
- Поддержание разделения общества по социальным иерархиям.
- Признание незыблемости нравственных ценностей.
- Критическое отношение к возможным социальным переменам за счёт политических и экономических рычагов.
- Признание бессмысленности изменений в жизни государства.
Консерваторы отрицают целесообразность правления демократии. По их мнению, это ведёт к хаосу в государстве. Поддерживая иерархию, представители идеологии не отрицают принципа социального равенства. Однако этот процесс, по их утверждению, должен проходить естественным путём. При этом власти необходимо стоять на страже бурного развития, предотвращая возможные перевороты.
В основе всеобщей стабильности должен лежать компромисс. Именно с его помощью можно добиться гармоничного развития страны без социальных катаклизмов.
Консерватизм и его разновидности. Таблица
Существуют разновидности консерватизма, информация о которых представлена в таблице.
Вид консерватизма | Описание |
---|---|
Традиционный | В основу идеологии было положено отрицание возможности создания человеком существующего общества. На первый план выходила вера в провидение или Бога. Деяния человечества не являлись движущей силой. Такие аргументы вели к отрицанию переходных этапов революционных процессов. Консерваторы негативно относились к Французской революции, осуждая её. |
Либеральный | Этот вид консерватизма сформировался в XIX, когда появилась буржуазия и пролетариат. Аристократия вынуждена была пойти на сближение с промышленниками. Так появилось либеральное течение. Оно поддерживало государя, но допускало наличие двухпалатного парламента. |
Реформистский | В конце XIX начале XX века произошло окончательно сближение аристократии с буржуазией. На фоне становления рыночных отношений. формируется реформистский консерватизм, который постепенно сближается с либерализмом. |
Экстремистский | По мере укрепления буржуазной демократии некоторые представители аристократии сформировали реакционное крыло консерваторов. Цель состояла в замене парламентской системы диктаторским режимом. Так образовалось экстремистское течение консерватизма. |
О типологии консерватизма
Существует несколько типологий классификаций консерватизма, разработанных разными авторами. К ним относятся:
Легитимистское направление. Основано на точке зрения законности. Означает, что во главе государства должна находиться Верховная власть. Кроме того, прийти она должна законным путём, а не на основании переворота.
Романтическое направление. Его основу оставляли консерваторы, поддерживающие идею социального неравенства. При этом чёткой программы у них не существовало.
Реально-политическое направление. Это ответвление отличалось чётко выраженным прагматизмом.
Консерватизм в России
Политика консерватизма в России появилась в начале XIX века. Проявлялось это в следующем:
В 1811 году Карамзин в своих произведениях основой благополучия общества считал авторитаризм. Он негативно относился к реформам, хотя и не отрицал необходимости европеизации общества.
В дальнейшем такое мнение поддержали Леонтьев, Победоносцев, Розанов и Тихомиров. Это проявилось в период правления Александра III.
В настоящее время такую же политику исповедует партия «Единая Россия».
Консервативные партии мира. Таблица
В настоящее время в ряде стран существуют консервативные партии. Однако их идеология корректируется в зависимости от курса страны.
Страна | Особенности консервативной партии |
---|---|
Великобритания | Благодаря Маргарет Тэтчер, консервативная партия сменила направление в пользу народного капитализма. |
Германия | Была создана в 1876 году, а распущена в 1918. В дальнейшем большое количество её членов приняли участие в формировании Национальной партии. |
Ирландия | Организация, созданная в 1929 году, постоянно имела поддержку 40 % населения. В течение все её деятельности имеет опору в лице рабочего класса. |
Канада | Сформировалась она из представителей партии тори, которые покинули США после революции. Долгое время носила название Прогрессивно-консервативная партия. С 2003 года называется просто Консервативная партия. |
США | Здесь идеология имела много направлений. Присутствовал даже биоконсерватизм. |
Франция | Консерватизм в стране сформировался после Второй мировой войны. Связано это было с Шарлем де Голлем. Затем партия стала называться Союзом народного движения. |
Консерватизм и современность
Во второй половине XX века консерватизм превратился в неоконсерватизм. Случилось это по следующим причинам:
- Необходимости приспособление идеологии к современным новшествам.
- Для формирования новых идей с целью успешной конкуренции с социал-демократизмом.
Современный демократизм характеризуется новыми идеологическими особенностями. Это выражается в следующем:
Произошла связь неоконсерватизма с бизнесом, у которого никогда не было своей идеологии.
Прогресс развития связывается с новейшими технологиями. В частности, с телекоммуникационными системами.
Перемены должны происходить не естественными темпами, а за счёт изменений, совершаемых сверху. При этом подчёркивается неспешность текущего процесса.
Каждый представитель общества должен опираться исключительно на свои силы и не надеяться на помощь властей. В обязанности государства входят исключительно подержания правопорядка и целостности системы.
Опора на рыночную систему хозяйствования с целью противостояния мировой нестабильности.
Консерватизм – это идеологическая система, представленная на арене политики. В мире постоянно наблюдается конкуренция за мировые ценности и инструментом в этой борьбе является идеология. Появление множества течений в консерватизме связано с тем, что не все её представители разделяли сложившиеся взгляды. Примером могут служить Германия или Италия, где консервативные идеи национализма привели к формированию фашистских партий.
Характерные черты консерватизма как идеологии:
1) пессимизм в оценке человеческой
природы (идея несовершенства человека
и общества, а, следовательно, неверие в
неизбежность прогресса). Консерватизм
опирается на разум, а не чувства.
2) необходимость укрепления таких
традиционных ценностей как семья и
государство.
3) провозглашение нравственного
абсолютизма.
4) в области экономики: господство частной
собственности, свободное предпринимательство
как гарант личной свободы и социального
порядка, исходят из принципа сильная
экономика – пассивная политика.
5) дело государства – дать всем заработать,
налоги на прибыль не превышают 33%.
6) идея социального неравенства в
социальной сфере – отрицательное
отношение к идее коммунистов. Считают,
что социальное равенство ведет к
моральной деградации, ликвидирует
стимулы к эффективному труду, что
порождает тунеядство.
7) защита сильной власти, сильного
государства, недоверие к выборным
органам власти, демократии, парламенту;
против активного участия широких
народных масс в политике, поддерживают
демократические выборы элит
8) от консерваторов берет начало теория
элитарности как продолжения аристократизма
(у аристократов элементы управления
заложены в генах). Консерватизм –
идеология высших слоев.
9) приверженность к местному самоуправлению
– перераспределение власти между
центральными и местными органами.
10) национализм – идея национального
величия, превосходства (поиск примеров
славного прошлого)
Неоконсерватизм.
Американские политологи Белл, Гелен,
Бенуасчитали, что консерватизм должен
измениться в сторону популизма.
1) экономика: не отвергают государственного
вмешательства в экономику
2) социальная политика: слабая социальная
политика, дают возможность заработать.
Каждый человек должен сам выбирать, где
учиться и учить детей, где лечиться
(бесплатная социальная клиника не очень
качественная, но дешевая, частная –
качественная, но дорогая). Однако в
отличие от консерватизма выделяют часть
средств на социальные программы
(различные пособия, средства на
переподготовку)
3) равенство всех перед Богом и перед
законом
4) отрицают государство всеобщего
благоденствия
5) в политической сфере выступают за
сильное мощное государство, но вынуждены
считаться и с выборными органами власти,
с парламентом.
Консерваторы «левеют» (становятся ближе
к народу).
Неоконсерватизм– опора на сильную власть и крепкий | ||
Либеральный К. (Тори | Авторитарный К. – | Христианско-демократический |
37. Современная социал-демократия: истоки, ценности и программные цели.
Социалистическая идеология–
идеология рабочего класса – разделилась
на два направления: а) коммунистическая
идеология б) социал-демократия.
Коммунистическая идеология.
Источники: Т.Мор, Н. Кампанелла, фр.
просветители (Сен-Симон, Фурье), Р. Оуэн.Идеи:
а) классовая борьба (пролетарии против
буржуазии)
б) классовая борьба ведет неизбежно к
социальной революции
в) установление диктатуры пролетариата
г) ликвидация частной собственности и
установление общенародной формы
собственности – основа социального
равенства и справедливости.
Даль: коммунизм – право каждого на
чужое.
Раскол в 1903 г. на IIсъезде
РСДП на большевиков и меньшевиков. Цели
и задачи и у социал-демократов, и у
коммунистов одни и те же – построение
демократического социализма, пути
достижения же различны. Если коммунисты
шли коренным путем (революционно), то
социал-демократы идут эволюционным
путем.
Родоначальник западной социал-демократии–Э.Бернштейн, затем развивал
Хауцкий. Худшими врагами коммунистов
до 30-ыхXXвека считались
именно социал-демократы. Термин
социал-демократия введен в конце 19 в.,
когда в Европе начали возникать массовые
партии. 1864 г. – создание первого
Интернационала. На практике социал-демократы
и коммунисты размежевались в годы первой
мировой войны. В 1951 г. создан социалистический
Интернационал (Коминтерн существовал
с 1918 по 1943 г.г.). Численность
социал-демократических партий превышает
20 млн человек. Голосуют за социал-демократов
свыше 80 млн человек. В 30 странах мира
они входят в состав правительства или
формируют его (Швеция, Австрия, Греция,
некоторые постсоветские страны). Основная
доктрина западной С.-Д. –модель
демократического социализма:
1. В политической сфере:
а) гарантированное право на частную
жизнь, защищенную от произвольного
вмешательства государства
б) всеобщие выборы, предоставляющие
возможность смены правительства и
власти мирным путем
в) наличие многопартийной системы и
права на оппозицию
г) гарантия прав личности, национальных
меньшинств
д) существование независимой судебной
системы, основанной на верховенстве
закона
2. В экономической программе(претерпела значительные изменения по
сравнению с 19 в.):
а) сначала преобладало планирование в
государственной форме собственности,
затем перешли к плюрализации форм
собственности, отказались от
огосударствления собственности
(сдвигаются «вправо»)
б) существуют следующие формы собственности:
государственная (транспорт, сырье,
энергетика, природные ресурсы, военный
комплекс), кооперативная, частная (земля,
недвижимость). Все формы собственности
равноправны.
в) определенную и значительную роль
играет рынок, хотя есть и планирование
г) перераспределение доходов (70-80% налог
– до войны, сейчас 45-47% от доходов —
государству)
3. Социальная программасамая сильная
и мощная. Расходы на здравоохранение,
образование, пособия, пенсии. Цель –
государство всеобщего благоденствия,
борьба за высокий уровень жизни для
всего общества. Пенсия выплачивается
всем, здравоохранение практически
бесплатное, бесплатный проезд для детей
(Швеция, Финляндия, Норвегия).
4. Международная программа: во внешней
политике часто выступают против США.
Либералы и консерваторы – идеология
богатых, правых, но в последнее время
«левеют». Социал-демократы постепенно
«правеют». Мир сближается («теория
конвергенции»).
7 основных принципов консерватизма
|
Десять консервативных принципов | Центр Рассела Кирка
Не являясь ни религией, ни идеологией, группа мнений, именуемая консерватизмом , не обладает ни Священным Писанием, ни Das Kapital для выработки догм. Насколько возможно определить, во что верят консерваторы, первые принципы консервативного убеждения вытекают из того, что исповедовали ведущие консервативные писатели и общественные деятели в течение последних двух столетий. После некоторых вводных замечаний по этой общей теме я перейду к перечислению десяти таких консервативных принципов.
Возможно, в большинстве случаев было бы правильно использовать это слово «консервативный» главным образом как прилагательное. Ибо не существует Образцового консерватора, а консерватизм есть отрицание идеологии: это состояние души, тип характера, способ смотреть на гражданский общественный строй.
Позиция, которую мы называем консерватизмом, поддерживается совокупностью чувств, а не системой идеологических догм. Почти верно, что консерватором можно определить человека, считающего себя таковым. Консервативное движение или группа мнений могут примириться со значительным разнообразием взглядов по очень многим вопросам, поскольку в консервативном кредо нет ни Закона об испытаниях, ни Тридцати девяти статей.
В сущности, консервативный человек — это просто тот, кто находит постоянные вещи более приятными, чем Хаос и Старая Ночь. (Тем не менее, консерваторы вместе с Берком знают, что здоровые «изменения — это средство нашего сохранения».) Историческая преемственность опыта людей, по словам консерватора, предлагает руководство для политики гораздо лучше, чем абстрактные замыслы философов из кофейни. Но, конечно, в консервативных убеждениях есть нечто большее, чем это общее отношение.
Невозможно составить аккуратный каталог убеждений консерваторов; тем не менее, я предлагаю вам, вкратце, десять общих принципов; можно с уверенностью сказать, что большинство консерваторов подпишутся под большинством из этих принципов. В различных изданиях моей книги Консервативное мышление Я перечислил некоторые каноны консервативной мысли — список несколько отличается от издания к изданию; в моей антологии The Portable Conservative Reader я предлагаю вариации на эту тему. Теперь я представляю вам сводку консервативных предположений, несколько отличающихся от моих канонов в этих двух моих книгах. В конце концов, разнообразие способов выражения консервативных взглядов само по себе является доказательством того, что консерватизм не является фиксированной идеологией. Какие конкретные принципы подчеркивают консерваторы в любой момент времени, зависит от обстоятельств и потребностей той эпохи. Следующие десять статей веры отражают акценты консерваторов в Америке в наши дни.
Во-первых, консерватор верит, что существует устойчивый моральный порядок. Что порядок создан для человека, и человек создан для него: человеческая природа постоянна, и нравственные истины неизменны.
Это слово порядок означает гармонию. Есть два аспекта или типа порядка: внутренний порядок души и внешний порядок общества. Двадцать пять столетий назад Платон проповедовал это учение, но даже сегодня образованным людям трудно его понять. Проблема порядка была главной заботой консерваторов с 9 века.0065 консерватор стал политическим термином.
Наш мир двадцатого века пережил ужасные последствия краха веры в нравственный порядок. Подобно злодеяниям и бедствиям Греции в пятом веке до нашей эры, гибель великих наций в нашем столетии показывает нам яму, в которую падают общества, которые ошибочно принимают разумный личный интерес или изощренный социальный контроль за приятную альтернативу старомодному моральному порядку. .
Либеральные интеллектуалы сказали, что консерватор считает все социальные вопросы в глубине души вопросами личной морали. При правильном понимании это утверждение совершенно верно. Общество, в котором мужчины и женщины руководствуются верой в устойчивый моральный порядок, сильным чувством правильного и неправильного, личными убеждениями в отношении справедливости и чести, будет хорошим обществом, какой бы политический механизм оно ни использовало; в то время как общество, в котором мужчины и женщины нравственно дрейфуют, не знают норм и сосредоточены главным образом на удовлетворении своих аппетитов, будет плохим обществом, независимо от того, сколько людей проголосует и какой бы либеральной ни была его формальная конституция.
Во-вторых, консерватор придерживается обычаев, условностей и преемственности. Это старый обычай, позволяющий людям мирно жить вместе; разрушители обычаев разрушают больше, чем они знают или желают. Именно благодаря условности — словом, которым в наше время часто злоупотребляют, — мы умудряемся избегать бесконечных споров о правах и обязанностях: право в своей основе представляет собой совокупность условностей. Непрерывность — это средство связи поколения с поколением; это так же важно для общества, как и для отдельного человека; без него жизнь бессмысленна. Когда успешные революционеры стирали старые обычаи, высмеивали старые условности и нарушали преемственность социальных институтов, — что же, теперь они обнаруживают необходимость установления новых обычаев, условностей и преемственности; но этот процесс болезненный и медленный; и новый социальный порядок, который в конечном итоге возникнет, может быть намного хуже старого порядка, который радикалы ниспровергли в своем рвении к Земному Раю.
Консерваторы являются поборниками обычаев, условностей и преемственности, потому что они предпочитают дьявола, которого знают, дьяволу, которого не знают. Порядок, справедливость и свобода, по их мнению, являются искусственными продуктами долгого социального опыта, результатом столетий испытаний, размышлений и жертв. Таким образом, общественное тело представляет собой своего рода духовную корпорацию, сравнимую с церковью; его можно даже назвать сообществом душ. Человеческое общество — это не машина, чтобы относиться к ней механически. Преемственность, жизненная сила общества не должна прерываться. Напоминание Бёрка о необходимости разумных перемен находится в сознании консерватора. Но необходимые изменения, утверждают консерваторы, должны быть постепенными и дискриминационными, никогда не отменяя сразу старые интересы.
В-третьих, консерваторы верят в то, что можно назвать принципом давности. Консерваторы считают, что современные люди — это карлики на плечах гигантов, способные видеть дальше своих предков только благодаря огромному росту тех, кто предшествовал нам во времени. Поэтому консерваторы очень часто подчеркивают важность предписания , т. е. вещей, установленных незапамятным обычаями, чтобы ум человеческий не стремился к противоположному. Существуют права, главной санкцией которых является их древность, в том числе права собственности, часто. Точно так же наша мораль по большей части предписывает. Консерваторы утверждают, что мы, современные люди, вряд ли сможем сделать новые смелые открытия в области морали, политики или вкуса. Опасно взвешивать каждый мимолетный вопрос на основе частного суждения и личной рациональности. Индивидуум глуп, но вид мудр, заявил Берк. В политике мы хорошо поступаем, придерживаясь прецедентов, предписаний и даже предрассудков, ибо великое таинственное объединение человеческого рода приобрело предписывающую мудрость, гораздо большую, чем человеческая мелочная рассудочность.
В-четвертых, консерваторы руководствуются принципом благоразумия. Бёрк соглашается с Платоном в том, что у государственного деятеля благоразумие является главной среди добродетелей. О любом общественном мероприятии следует судить по его вероятным долгосрочным последствиям, а не только по временной выгоде или популярности. Либералы и радикалы, по словам консерватора, неосмотрительны: они бросаются к своим целям, не обращая особого внимания на риск новых злоупотреблений, худших, чем зло, которое они надеются уничтожить. Как выразился Джон Рэндольф из Роанока, Провидение движется медленно, но дьявол всегда спешит. Поскольку человеческое общество сложно, лекарства не могут быть простыми, если они должны быть эффективными. Консерватор заявляет, что действует только после достаточного размышления, взвесив последствия. Внезапные и резкие реформы так же опасны, как внезапные и резкие операции.
В-пятых, консерваторы обращают внимание на принцип разнообразия. Они испытывают привязанность к разрастающейся сложности давно установившихся социальных институтов и способов жизни, в отличие от сужающего единообразия и мертвящего эгалитаризма радикальных систем. Для сохранения здорового разнообразия в любой цивилизации должны сохраняться порядки и классы, различия в материальном положении и многие виды неравенства. Единственными истинными формами равенства являются равенство на Страшном Суде и равенство перед справедливым судом; все остальные попытки уравниловки должны привести в лучшем случае к социальному застою. Обществу требуется честное и умелое руководство; и если естественные и институциональные различия будут уничтожены, то вскоре какой-нибудь тиран или сонм жалких олигархов создадут новые формы неравенства.
В-шестых, консерваторов наказывает их принцип несовершенства. Консерваторы знают, что человеческая природа непоправимо страдает от некоторых серьезных недостатков. Поскольку человек несовершенен, невозможно создать совершенный общественный порядок. Из-за человеческого беспокойства человечество взбунтовалось бы при любом утопическом господстве и снова вспыхнуло бы бурным недовольством — или же умерло бы от скуки. Консерватор говорит, что искать утопию — значит кончить катастрофой: мы не созданы для идеальных вещей. Все, на что мы можем разумно рассчитывать, — это сносно упорядоченное, справедливое и свободное общество, в котором будут продолжать таиться некоторые пороки, неприспособленность и страдания. При должном внимании к разумной реформе мы можем сохранить и улучшить этот терпимый порядок. Но если пренебрегать старыми институциональными и моральными гарантиями нации, то анархический импульс в человечестве вырывается на свободу: «церемония невиновности тонет». Идеологи, обещающие совершенство человека и общества, превратили большую часть мира двадцатого века в земной ад.
В-седьмых, консерваторы убеждены, что свобода и собственность тесно связаны. Отделите собственность от частной собственности, и Левиафан станет хозяином всего. На фундаменте частной собственности строятся великие цивилизации. Чем шире распространено владение частной собственностью, тем устойчивее и продуктивнее государство. Экономическое выравнивание, утверждают консерваторы, не есть экономический прогресс. Получение и расходование не являются главными целями человеческого существования; но здоровая экономическая основа для человека, семьи и общества оставляет желать лучшего.
Сэр Генри Мейн в своем труде Village Communities решительно отстаивает частную собственность в отличие от общественной: «Никто не вправе нападать на несколько объектов собственности и в то же время говорить, что он ценит цивилизацию. История этих двух вещей не может быть распутана». Ибо институт совместной собственности, то есть частной собственности, был мощным инструментом для обучения мужчин и женщин ответственности, для обеспечения мотивов честности, для поддержки общей культуры, для поднятия человечества над уровнем простой тяжелой работы, для предоставления досуга думать и свобода действий. Уметь сохранять плоды своего труда; иметь возможность видеть свою работу постоянной; иметь возможность завещать свое имущество потомству; быть в состоянии подняться от естественного состояния мучительной бедности к уверенности в постоянном достижении; иметь что-то действительно свое — преимущества, которые трудно отрицать. Консерватор признает, что владение собственностью возлагает на владельца определенные обязанности; он с радостью принимает эти моральные и юридические обязательства.
В-восьмых, консерваторы поддерживают добровольное сообщество так же, как они выступают против принудительного коллективизма. Хотя американцы были сильно привязаны к неприкосновенности частной жизни и правам частной жизни, они также были людьми, отличающимися успешным духом сообщества. В подлинном сообществе решения, непосредственно влияющие на жизнь граждан, принимаются на местном уровне и добровольно. Некоторые из этих функций выполняются местными политическими органами, другие — частными ассоциациями: пока они остаются локальными и отмечены общим согласием тех, кого затрагивает, они составляют здоровое сообщество. Но когда эти функции по умолчанию или узурпации переходят к централизованной власти, тогда сообщество оказывается в серьезной опасности. Все благотворное и благоразумное в современной демократии становится возможным благодаря совместной волеизъявлению. Если же во имя абстрактной Демократии функции сообщества передаются в отдаленное политическое русло, — то ведь реальное правительство с согласия управляемых уступает место стандартизирующему процессу, враждебному свободе и человеческому достоинству.
Ибо нация не сильнее, чем многочисленные маленькие общины, из которых она состоит. Центральная администрация или группа избранных менеджеров и государственных служащих, какими бы благими намерениями и хорошо ни обученными они ни были, не может обеспечить справедливость, процветание и спокойствие массе мужчин и женщин, лишенных своих старых обязанностей. Этот эксперимент уже проводился раньше; и это было катастрофическим. Именно выполнение наших обязанностей в обществе учит нас благоразумию, эффективности и милосердию.
В-девятых, консерватор осознает необходимость благоразумного ограничения власти и человеческих страстей. С политической точки зрения, власть — это возможность поступать так, как хочется, невзирая на волю своих товарищей. Государство, в котором отдельный человек или небольшая группа могут беспрепятственно господствовать над волей своих собратьев, есть деспотизм, независимо от того, называется ли он монархическим, аристократическим или демократическим. Когда каждый человек претендует на то, чтобы быть властью сам по себе, тогда общество впадает в анархию. Анархия никогда не длится долго, она невыносима для всех и противоречит тому неизбежному факту, что некоторые люди сильнее и умнее своих соседей. На смену анархии приходит тирания или олигархия, при которой власть монополизирована очень немногими.
Консерваторы стремятся так ограничить и сбалансировать политическую власть, чтобы не могли возникнуть анархия или тирания. Тем не менее во все времена мужчины и женщины испытывают искушение ниспровергнуть ограничения власти ради какой-нибудь воображаемой временной выгоды. Для радикала характерно то, что он думает о власти как о силе добра — до тех пор, пока власть попадает в его руки. Во имя свободы французские и русские революционеры отменили старые ограничения власти; но власть не может быть упразднена; оно всегда попадает в чьи-то руки. Та власть, которую революционеры считали угнетающей в руках старого режима, стала во много раз тиранической в руках радикально новых хозяев государства.
Зная человеческую природу как смесь добра и зла, консерватор не надеется на простую доброжелательность. Конституционные ограничения, политическая система сдержек и противовесов, адекватное исполнение законов, старая запутанная сеть ограничений воли и аппетитов — все это консерваторы одобряют как инструменты свободы и порядка. Справедливое правительство поддерживает здоровое противоречие между требованиями власти и требованиями свободы.
В-десятых, думающий консерватор понимает, что постоянство и изменение должны быть признаны и согласованы в энергичном обществе. Консерватор не против социального улучшения, хотя и сомневается, что в мире действует какая-то сила, такая как мистический Прогресс с римской буквой П. Когда общество прогрессирует в одних отношениях, обычно оно приходит в упадок в других отношениях. Консерватор знает, что любое здоровое общество находится под влиянием двух сил, которые Сэмюэл Тейлор Кольридж назвал Постоянством и Прогрессом. Постоянство общества формируется теми устойчивыми интересами и убеждениями, которые дают нам стабильность и преемственность; без этого Постоянства разбиваются источники великой бездны, общество скатывается в анархию. Прогресс в обществе — это тот дух и та совокупность талантов, которые побуждают нас к благоразумным реформам и улучшениям; без этой Прогрессии люди застаиваются.
Поэтому разумный консерватор пытается примирить требования Постоянства и требования Прогрессии. Он думает, что либералы и радикалы, слепые к справедливым требованиям Постоянства, будут подвергать опасности наследие, завещанное нам, в попытке поторопить нас в какой-то сомнительный Земной рай. Короче говоря, консерватор предпочитает разумный и умеренный прогресс; он выступает против культа Прогресса, сторонники которого верят, что все новое обязательно выше всего старого.
Изменения необходимы для тела по социальным, консервативным причинам, точно так же, как они необходимы для человеческого тела. Тело, которое перестало обновляться, начало умирать. Но если это тело должно быть сильным, изменение должно происходить регулярным образом, в гармонии с формой и природой этого тела; в противном случае изменение производит чудовищный рост, рак, который пожирает своего хозяина. Консерватор заботится о том, чтобы ничто в обществе никогда не было полностью старым и чтобы ничто никогда не было полностью новым. Это средство сохранения нации, равно как и средство сохранения живого организма. Сколько изменений требуется обществу, и какие изменения, зависит от обстоятельств эпохи и нации.
Таковы десять принципов, вырисовывавшихся в течение двух столетий современной консервативной мысли. Здесь можно было бы обсудить и другие не менее важные принципы: например, консервативное понимание справедливости или консервативный взгляд на образование. Но такие темы, время идет, я должен оставить вашему частному расследованию.
Великая демаркационная линия в современной политике, как часто указывал Эрик Фогелин, — это не разделение между либералами с одной стороны и тоталитаристами с другой. Нет, по одну сторону этой линии находятся все те мужчины и женщины, которые воображают, что мирской порядок есть единственный порядок, и что материальные потребности являются их единственными потребностями, и что они могут распоряжаться человеческим достоянием, как хотят. По другую сторону этой линии находятся все те люди, которые признают непреходящий нравственный порядок во вселенной, постоянную человеческую природу и высокие обязанности по отношению к порядку духовному и порядку мирскому.