Константинопольский патриарх фотий: святитель Фотий, патриарх Константинопольский

Разное

святитель Фотий, патриарх Константинопольский

День памяти: 6(19) февраля

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский (греч. Πατριάρχης Φώτιος), жил в IX веке, происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними». У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни – всей душой он стремился к иночеству.

В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока. В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году – святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке. Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. Был созван Собор, осудивший своеволие Запада.

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу. На его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?» Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его…» В то время латинское духовенство было изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов. В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия, был созван Собор (многими отцами Церкви называемый 8-м Вселенским), вновь признавший святителя Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув латинское искажение (filioque), признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там.

При преемнике императора Василия, Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году, святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 году.

Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

Главное сочинение патриарха Фотия — «Библиотека» (иначе «Myriobiblion», греч. Μυροβίβλιον). Содержит реферативные обзоры и извлечения (иногда весьма протяжённые) из 386 сочинений ораторов, грамматиков, врачей, историков, географов, христианских богословов, из соборных постановлений, житий святых и др. Почти полностью отсутствуют рефераты поэтических сочинений древних, а также Платон и Аристотель. Особую ценность представляют извлечения из исторических сочинений, так как Фотий располагал документами, которые впоследствии были утеряны.

Сочинения патриарха Фотия Константинопольского собраны в Patrologia Graeca (Тома: 101, 102, 103, 104).

Тропарь свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, глас 5

Премудрости возвеститель блистательный был еси, / Православия Богоданный защитниче, Отцов украшение Фотие Великий, / ибо ересей не устрашився, / обличаеши доныне гордыню их, / от Востока воссиявшее светило, / облистание Церкве, / юже сохрани, отче, неколебиму во веки.

Тропарь свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, гла́с 4:

Яко апо́столов единонра́вный / и вселе́нныя учи́тель, /  Влады́ку всех, Фо́тие, моли́, / ми́р вселе́нней дарова́ти / и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
 

Конда́к свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, гла́с 4:

Церко́вный свети́льник светоза́рнейший / и правосла́вных наста́вник боже́ственнейший /, да увенча́ется ны́не цветы песненными,/ боговеща́нная цевни́ца Ду́ха, / крепча́йший ересе́м противобо́рец, / ему́же и зове́м ти:/ ра́дуйся, всечестны́й Фо́тие.

Конда́к на русском языке, гла́с 4:

Церкви светильник далеко светящий / и православных путеводитель в Боге наибольший / увенчивается ныне цветами песней /, Богозвучная кифара Духа / твердейший ересей противник, / и вопием ти / радуйся всечестный Фотие.

Молитва

О всемудре и преизрядне архиерею равноапостольный просветителю земли болгарския, светлогласная гусло Божественного Духа, святителю отче Фотие к тебе ныне притекаем, и малое сие моление тебе умиленно приносим. Услыши нас, смиренных чад твоих, яви предстательство твое о нас к Вышнему, тепле Того умоляя да простит ны рабы своя, да отверзет нам двери милосердия своего. Несмы бо достойни, ниже довольно зрети высоту небесную от множества грехов наших сляцаеми. Но аще и тажце согрешихом и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений его, обаче не обратихомся к богу иному, ниже прострохом руце к богу чуждему. Преклоняюще колена сокрушенна и смиренна сердца нашего зиждителю своему и твоего отеческаго заступления к Нему паки просим: предстательствуй, угодниче Христов, светлопозлащенный Фотие, стране нашей и Церкве Болгарстей, некогда потом трудов твоих напаяемой, ныне же горькими соблазны снедаемой. Помози нам, святче Божий, да не погибнем со беззаконии нащими, избави нас от всякого зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердца наша в православней вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством ни ранами, ни прещением, ни коим гневом от Создателя своего умаленны будем. Молитимся, пастырю добрый, волки тяжки от словеснаго стада Христова отгоняй, латинскую гордыню, аки бы смирением себе покрывающую, и лестне о любви глаголющую, на Церковь же Соборную крепце востающу, якоже древле посецы. Нас же от еретических ухищрений добре сохрани и истинствовати в любви настави. Всякому доброделанию, наипаче же покаянию слезному о гресех нас научи: яко да по исходе нашем в тамошный мир омофором молитв твоих покрываеми и Матерним заступлением Преблагословенныя Владычицы нашея сохрани, избавимся воздушных мытарств и вечнаго мучения, да с тобою и со всеми святыми всегда прославляем Всепетое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и в безконечныя веки веков, Аминь.

Тропарь, глас 5

Му́дрости яви́тель све́тел быв,/ правосла́вия побо́рник яви́лся еси богоутвержде́н,/ отце́в доброто,/ Фо́тие вели́кий. / Ты бо ересе́й лю́тых шата́ние столпопису́еши,/ Восто́ка боже́ственное облиста́ние/, Це́ркве све́тлосте,// ю́же сохрани́, о́тче, неколе́блему.

 
Кондак, гла́с 4

Це́ркве свети́льник лучеза́рнейший/ и правосла́вных путево́ждь боже́ственнейший,/ да венча́ется ныне пе́сненными цве́ты,/ богогла́сная цевни́ца Ду́ха,/ крепча́йший ересе́й противобо́рник,/ ему́же зове́м:// Ра́дуйся, Фо́тие всече́стне.

Святитель Фо́тий Константинопольский, патриарх

Дни памяти

19 февраля

Житие

Свя­ти­тель Фо­тий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, жил в IX ве­ке, про­ис­хо­дил из се­мьи рев­ност­ных хри­сти­ан. Отец его скон­чал­ся му­че­ни­че­ской смер­тью за за­щи­ту икон. Свя­той Фо­тий по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние и, со­стоя в род­ствен­ных от­но­ше­ни­ях с им­пе­ра­тор­ским до­мом, за­ни­мал долж­ность пер­во­го го­судар­ствен­но­го сек­ре­та­ря в се­на­те. Совре­мен­ни­ки го­во­ри­ли о нем: «све­де­ни­я­ми по­чти во всех свет­ских на­у­ках он столь­ко от­ли­чал­ся, что по пра­ву мог счи­тать­ся сла­вою сво­е­го ве­ка и да­же мог спо­рить с древни­ми». У него обу­ча­лись на­у­кам юный на­след­ник пре­сто­ла Ми­ха­ил и бу­ду­щий про­све­ти­тель сла­вян рав­ноап­о­столь­ный Ки­рилл. Глу­бо­кое хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие ограж­да­ло свя­то­го Фо­тия от пре­льще­ния бла­га­ми при­двор­ной жиз­ни – всей ду­шой он стре­мил­ся к ино­че­ству.

В 857 го­ду со­пра­ви­тель ца­ря Ми­ха­и­ла, Вар­да, уда­лил с Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ры пат­ри­ар­ха Иг­на­тия. Епи­ско­пы, зная бла­го­че­стие и об­шир­ную уче­ность Фо­тия, ука­за­ли им­пе­ра­то­ру на него как на че­ло­ве­ка до­стой­но­го за­нять пер­во­свя­ти­тель­ский пре­стол. Свя­той Фо­тий со сми­ре­ни­ем при­нял пред­ло­же­ние. В те­че­ние 6 дней про­ве­ден он был по иерар­хи­че­ским сте­пе­ням, а в день Рож­де­ства Хри­сто­ва по­свя­щен во епи­ско­па с воз­ве­де­ни­ем на пат­ри­ар­ший пре­стол. Од­на­ко вско­ре на­ча­лись вол­не­ния в Церк­ви, раз­жи­га­е­мые уда­лен­ным с ка­фед­ры пат­ри­ар­хом Иг­на­ти­ем. В 861 го­ду был со­зван Со­бор для пре­кра­ще­ния смут, на ко­то­ром утвер­жде­но бы­ло низ­ло­же­ние Иг­на­тия и утвер­жде­ние пат­ри­ар­хом Фо­тия. Па­па Ни­ко­лай I, по­слы ко­то­ро­го при­сут­ство­ва­ли на этом Со­бо­ре, на­де­ял­ся, утвер­ждая Фо­тия пат­ри­ар­хом, под­чи­нить его сво­ей вла­сти, но, не по­лу­чив ожи­да­е­мо­го, на Рим­ском Со­бо­ре пре­дал Фо­тия ана­фе­ме. С то­го вре­ме­ни на­ча­лось для свя­ти­те­ля Фо­тия длив­ше­е­ся до кон­ца его жиз­ни про­ти­во­бор­ство пап­ско­му свое­во­лию и по­ся­га­тель­ству на Пра­во­слав­ную Цер­ковь Во­сто­ка. В 864 го­ду вся Бол­гар­ская стра­на доб­ро­воль­но об­ра­ти­лась к хри­сти­ан­ству. Бол­гар­ский князь Бо­рис кре­щен был, как по­ла­га­ют, са­мим пат­ри­ар­хом Фо­ти­ем, по­сле че­го свя­ти­тель Фо­тий от­пра­вил в Бол­га­рию ар­хи­епи­ско­па и свя­щен­ни­ков для Кре­ще­ния бол­гар­ско­го на­ро­да, а в 865 го­ду – свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия для про­по­ве­ди Хри­ста на сла­вян­ском язы­ке. Од­на­ко при­вер­жен­цы па­пы в Бол­га­рии воз­бу­ди­ли недо­ве­рие бол­гар к про­по­вед­ни­кам Во­сточ­ной Церк­ви. Бед­ствен­ное по­ло­же­ние Бол­га­рии из-за на­па­де­ния гер­ман­цев за­ста­ви­ло их ис­кать по­мо­щи на За­па­де, и бол­гар­ский князь об­ра­тил­ся к па­пе с прось­бой при­слать ему сво­их епи­ско­пов. При­быв в Бол­га­рию, пап­ские ле­га­ты на­ча­ли ак­тив­но утвер­ждать в ней уче­ние и обы­чаи ла­тин­ские вме­сто пра­во­слав­ных. Свя­ти­тель Фо­тий, бу­дучи твер­дым за­щит­ни­ком ис­ти­ны и об­ли­чи­те­лем неправ­ды, из­ве­стил окруж­ным пись­мом Во­сточ­ную Цер­ковь о де­лах па­пы, ука­зав на от­ступ­ле­ние Рим­ской Церк­ви от древ­не­го Пра­во­сла­вия не толь­ко в об­ря­дах, но и в ве­ро­ис­по­ве­да­нии. Был со­зван Со­бор, осу­див­ший свое­во­лие За­па­да.

В 867 го­ду им­пе­ра­тор­ский пре­стол за­хва­тил Ва­си­лий Ма­ке­до­ня­нин, умерт­вив им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла. Свя­ти­тель Фо­тий об­ли­чил убий­цу и не до­пу­стил его до при­об­ще­ния Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. За это он был уда­лен с пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла и за­клю­чен в мо­на­стырь под стра­жу. На его ме­сто был сно­ва по­став­лен пат­ри­арх Иг­на­тий. Со­бор, со­зван­ный для рас­сле­до­ва­ния по­ступ­ка свя­ти­те­ля Фо­тия, про­хо­дил при уча­стии пап­ских ле­га­тов, ко­то­рые по­тре­бо­ва­ли от Со­бо­ра под­пи­са­ния гра­мо­ты о без­услов­ном под­чи­не­нии всей Церк­ви су­ду па­пы. Во­сточ­ные епи­ско­пы, не со­гла­ша­ясь на это, всту­пи­ли в спор с ле­га­та­ми. Вы­зван­ный на Со­бор свя­ти­тель Фо­тий мол­ча­ни­ем от­ве­чал на все на­пад­ки ле­га­тов и лишь на во­прос су­дей: хо­чет ли он по­ка­ять­ся, от­ве­чал: «Оду­ма­лись ли са­ми судьи?» Про­тив­ни­ки Фо­тия по­сле дол­гих спо­ров одер­жа­ли по­бе­ду и, не имея ни­ка­ких ос­но­ва­ний к осуж­де­нию, про­из­нес­ли ана­фе­му пат­ри­ар­ху Фо­тию и за­щи­щав­шим его епи­ско­пам. Свя­ти­тель был по­слан в за­то­че­ние на 7 лет и, по его соб­ствен­но­му сви­де­тель­ству, «толь­ко бла­го­да­рил Гос­по­да, тер­пе­ли­во нес су­ды Его…».

В то вре­мя ла­тин­ское ду­хо­вен­ство бы­ло из­гна­но из Бол­га­рии за свое­во­лие па­пы, и пат­ри­арх Иг­на­тий по­слал ту­да сво­их епи­ско­пов. В 879 го­ду, по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Иг­на­тия, был со­зван Со­бор (мно­ги­ми от­ца­ми Церк­ви на­зы­ва­е­мый 8-м Все­лен­ским), вновь при­знав­ший свя­ти­те­ля Фо­тия за­кон­ным пас­ты­рем Церк­ви. Па­па Иоанн, лич­но знав­ший Фо­тия, через по­слов объ­явил на Со­бо­ре об от­мене всех преж­них пап­ских опре­де­ле­ний о Фо­тии. Со­бор при­знал непри­кос­но­вен­ность Ни­кей­ско-Ца­ре­град­ско­го Сим­во­ла, от­верг­нув ла­тин­ское ис­ка­же­ние (filioque), при­знал неза­ви­си­мость и ра­вен­ство обо­их пре­сто­лов и обе­их Церк­вей (За­пад­ной и Во­сточ­ной). Со­бор по­ста­но­вил уни­что­жить в Бол­га­рии цер­ков­ные обы­чаи и об­ря­ды, вве­ден­ные ла­ти­ня­на­ми, чем пре­сек их гос­под­ство там.

При пре­ем­ни­ке им­пе­ра­то­ра Ва­си­лия, Льве, свя­ти­тель Фо­тий вновь по­стра­дал по лож­но­му до­но­су, об­ви­нен­ный в за­го­во­ре про­тив им­пе­ра­то­ра. Бу­дучи низ­ве­ден с ка­фед­ры в 886 го­ду, свя­ти­тель окон­чил дни свои в Ар­мо­ний­ском мо­на­сты­ре в 891 го­ду.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­чи­та­ет свя­ти­те­ля Фо­тия как рев­ност­но­го за­щит­ни­ка Пра­во­слав­но­го Во­сто­ка от вла­ды­че­ства пап и как уче­но­го бо­го­сло­ва, оста­вив­ше­го мно­го­чис­лен­ные и раз­но­об­раз­ные тру­ды, по­свя­щен­ные об­ли­че­нию за­блуж­де­ний ла­ти­нян, опро­вер­же­нию раз­лич­ных ере­сей, разъ­яс­не­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, рас­кры­тию раз­лич­ных пред­ме­тов ве­ры.

Развернуть

Творения в библиотеке

Труды о святом в библиотеке

Случайный тест

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский

Тропарь и кондак

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, «светоч Церкви дальний», жил в IX веке, происходил из семьи ревностных христиан. Его отец Сергий мученически погиб при защите святых икон. Святитель Фотий получил прекрасное образование и, поскольку его род был в родстве с императорским домом, занимал должность первого статс-секретаря в Сенате. Современники говорили о нем: «Он так отличился познаниями почти во всех светских науках, что с полным правом можно было бы принять во внимание славу его века и сравнить его с древними».

У него учились юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян святой Кирилл. Его глубокое христианское благочестие оберегало святителя Фотия от соблазнения прелестями придворной жизни. Всей душой он стремился к монашеству.

В 857 году Варда, правивший с императором Михаилом, низложил патриарха Игнатия (память 23 октября) с Константинопольской кафедры. Епископы, зная благочестие и обширные познания Фотия, донесли императору, что он человек, достойный занять архипастырский престол. Святитель Фотий со смирением принял предложение. Он прошел все церковные чины за шесть дней. В день Рождества Христова он был рукоположен во епископа и возведен на патриарший престол.

Однако вскоре внутри Церкви возникли разногласия, вызванные отстранением от должности патриарха Игнатия. Для прекращения беспорядков был созван Синод 861 г. , на котором было подтверждено низложение Игнатия и постановление Фотия патриархом.

Папа Николай I, посланники которого присутствовали на этом соборе, надеялся, что, признав Фотия патриархом, сможет подчинить его своей власти. Когда новый патриарх оказался непокорным, Николай предал Фотия анафеме на римском соборе.

Святитель Фотий до конца своей жизни был твердым противником папских козней и замыслов в отношении Православной Церкви Востока. В 864 году Болгария добровольно приняла христианство. Болгарский князь Борис был крещен самим Патриархом Фотием. Позже святой Фотий послал архиепископа и священников крестить болгарский народ. В 865 году святые Кирилл и Мефодий были посланы проповедовать Христа на славянском языке. Однако сторонники Папы настраивали болгар против православных миссионеров.

Бедственное положение в Болгарии сложилось из-за того, что нашествие немцев вынудило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к Папе с просьбой прислать своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали заменять латинские учения и обычаи православной верой и практикой. Святитель Фотий, как твердый защитник истины и обличитель лжи, написал энциклику, информирующую восточных епископов о действиях папы, указывающую, что отход Римской Церкви от Православия заключался не только в обряде, но и в ее исповедании веры. Был созван собор, порицавший высокомерие Запада.

В 867 году Василий Македонянин захватил императорский престол, убив императора Михаила. Святитель Фотий обличал убийцу и не позволял ему причащаться Святых Христовых Таин. Поэтому он был снят с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу, а патриарх Игнатий восстановлен в своем положении.

Синод 869 года собрался для расследования поведения святого Фотия. Собор этот проходил при участии папских легатов, которые потребовали от участников подписать документ (Libellus), осуждающий Фотия и признающий первенство папы. Восточные епископы не соглашались на это и спорили с легатами. Вызванный на собор, святитель Фотий встретил все обвинения легатов достойным молчанием. Только когда судьи спросили его, хочет ли он покаяться, он ответил: «Почему вы считаете себя судьями?» После долгих споров противники Фотия одержали победу. Хотя их приговор был необоснованным, они предали анафеме патриарха Фотия и защищавших его епископов. Святителя отправили в темницу на семь лет, и по собственному свидетельству он благодарил Господа за терпение Своих судей.

В это время латинское духовенство было изгнано из Болгарии, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов. В 879 году, через два года после смерти патриарха Игнатия, был созван еще один Собор (многие считают его Восьмым Вселенским Собором), и снова святитель Фотий был признан законным архипастырем Константинопольской Церкви. Папа Иоанн VIII, лично знавший Фотия, заявил через своих посланников, что прежние папские решения о Фотии аннулированы. Собор признал неизменный характер Никео-Константинопольского Символа веры, отвергнув латинское искажение («filioque») и признав самостоятельность и равенство обоих престолов и обеих церквей (Западной и Восточной). Собор постановил отменить латинские обычаи и обряды в Болгарской церкви, введенные римским духовенством, прекратившим там свою деятельность.

При преемнике императора Василия Льве святой Фотий снова подвергся ложным доносам и был обвинен в выступлении против императора. Вновь низложенный с престола в 886 г., святитель завершил жизненный путь в 891 г. Погребен в монастыре Еремии.

Православная Церковь почитает святителя Фотия как «столп и основание Церкви», «вдохновенного наставника православных» и мудрого богослова. Он оставил после себя несколько работ, разоблачающих заблуждения латинян, опровергающих душегубные ереси, разъясняющих Священное Писание и исследующих многие стороны Веры.

Святой Фотий Великий — Греческая православная святыня Святого Фотия

Святитель Фотий Великий, память которого 6 февраля, был Константинопольским Вселенским Патриархом в середине IX века. Вместе с другими великими отцами Церкви святитель Фотий своими произведениями и учением показывает, что ученость может быть ценным орудием в провозглашении и выражении Веры Церкви.

Православная Церковь чтит святителя Фотия как богослова, сторонника миссионерской деятельности и защитника Веры. Фотий родился около 820 г. от святых родителей, исповедников веры. Его родителей преследовали за защиту икон от иконоборцев и выслали из Константинополя.

Хотя на святого Фотия оказывали давление, чтобы он стал Патриархом Константинопольским, он серьезно отнесся к своему призванию и сразу же приступил к работе как человек Божий. Одним из его направлений деятельности было исправление ошибки папы Николая Римского, поработившего народы Запада угрозами осуждения в ад за неповиновение папе. Святитель Фотий писал Николаю: «Нет ничего дороже Истины». В том же письме он отмечал: «Воистину необходимо, чтобы мы соблюдали все, но прежде всего то, что относится к вопросам веры, в которой даже небольшое отклонение представляет собой смертный грех».

Святой Фотий также был известен своим великолепием и миссионерским рвением, и одно из его величайших достижений было в области миссионерской работы. В 863 году святой Фотий послал двух своих племянников из Салоник, известных нам сегодня как святые Кирилл и Мефодий, проповедовать Евангелие в Моравии. Он благословил святителя Кирилла на его работу по созданию алфавита для славянского народа, а также на более позднюю деятельность святителя Кирилла и его брата святителя Мефодия в качестве миссионеров среди славян. В результате предпринятых ими усилий славянские народы и народы приняли православие.

Достижения Отца Церкви принесли ему репутацию величайшего из всех Патриархов.

Никейский символ веры

Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, рожденного от Отца всех веков. Свет Света, истинный Бог от истинного Бога, рожденный, не сотворенный, Единосущный с Отцом, через Которого все было сотворено. Ради всех нас и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии и ставшего человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts