Корин александр невский: Александр Невский
Содержание
Павел Корин: триптих «Александр Невский»
В 1942 году Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР заказал художнику Павлу Корину картину, поддерживающую боевой дух армии. К следующему году он показал законченную работу — гигантский триптих «Александр Невский», который сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Рассказывают, что для написания воинских доспехов, Корин отправлялся в Исторический музей и изучал там оружие и амуницию древних русичей — копья, кольчуги, шлем князя Ярослава Всеволодовича. После окончания Великой Отечественной войны художнику довольно часто задавали вопрос: почему он заковал в латы Александра Невского? Павел Корин обычно отвечал:
— Я мог бы одеть его в бархатные штанишки и сафьяновые сапожки, но только такой Невский вряд ли смог бы вышибить Бергера из седла.
Александр Невский
На центральной, ключевой части произведения представлен портрет самого князя Александра Невского, остановившего немецких рыцарей на Чудском озере в XIII веке, и если верить историкам, не проигравшего ни одной битвы.
Князь в латах, красном плаще, завязанном на плече узлом, и в золотом шлеме монументально возвышается над всем, почти упираясь головой в небо. Художник изобразил его зрелым мужчиной, а не двадцатиоднолетним, коим тот был в год Ледового побоища. За спиной князя живописная река Волхов, величественный собор Святой Софии, стяг с образом Спаса Нерукотворного. Замысел художника можно трактовать как собирательный образ родной земли.
Сам Павел Корин признавался: легендарный полководец олицетворяет гордый дух русского народа, который в судный час встал во весь свой рост.
Прообразы
На левой и правой частях триптиха — «Северной балладе» и «Старинном сказе» — изображены собирающиеся на войну мужчины. Прообразами персонажей послужили реальные люди. Например, сказительница из Архангельской губернии Мария Кривополенова. В 1915-1916 годах она приезжала выступать в Москву, ездила и по другим городам России.
Старый воин с булавой списан со сказителя из Карелии Фёдора Андреевича Конашкова. Для изображения молодого воина с кистенем в руке в «Северной балладе» Павел Корин использовал этюды иеромонаха, преподобномученника Феодора (в миру Олег Богоявленский). Его он рисовал в 1932 году для картины «Реквием. Русь уходящая». Сам Феодор скончался в тюрьме города Балашова 19 июля 1943 года.
Прошлое, настоящее, будущее
Общепринято считать, что все три части символизируют объединение народа против врага. Однако искусствоведы склоняются к мысли, что в триптихе предстало прошлое, настоящее и будущее.
В правой части триптиха («Старый сказ»), уводящей нас в прошлое, на фоне гигантского образа Николая Угодника изображена остроглазая согбенная старушонка и два мужика – могучий старик и закатывающий рукава молодой азиат.
В центре, это настоящее, мы видим князя — воина, готового защищать свою землю. В его руках тяжёлый меч, за спиной Русь, которую он не даст в обиду. Невольно вспоминается его фраза: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет».
А вот на третьей картине, это уже будущее, тот же воин, но уже в старости. Именно его подвиги воспевают в балладах, а ему остались только воспоминания. Манера написания весьма напоминает скандинавскую историческую живопись рубежа XIX и ХХ веков. И не всё так однозначно воспринимается…. Скорее всего именно поэтому эти части триптиха, в отличие от центральной части, быстро забыли…
Павел Корин
Павел Корин родился в Палехе в 1892 году. В одиннадцать лет поступил на учёбу в Палеховскую иконописную школу, потом продолжил обучение в иконописной палате Донского монастыря.
Однажды в монастырь пришёл запрос от Великой княгини Елизаветы Фёдоровны на двух лучших иконописцев для создания копий фресок Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители. Педагоги сразу выбрали Корина, который очень нравился Нестерову, бывшему его наставником и другом долгие годы. Хоть и закончил Павел Училище живописи, ваяния и зодчества, но иконопись оставалась частью его самого. Потом он как-то признался: «Обдирая кожу, вылезал я из иконописи».
В его творчестве было создание мозаичного фриза для Дворца Советов под названием «Марш в будущее», мозаики для станций московского метро «Комсомольская-кольцевая» и «Новослободская». По заданию партии и правительства Павел Корин писал портреты Алексея Толстого, Кукрыниксов, Василия Качалова, Максима Горького, маршала Георгия Жукова и других крупных деятелей советской эпохи.
Удивительный факт: художник получил Сталинскую и Ленинскую премию и, вместе с тем, собрал одну из лучших в СССР частную коллекцию икон. Он говорил: «Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту».
Все своё имущество художник завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае её смерти — Третьяковской галерее. В этой галерее сейчас и выставлено полотно «Александр Невский».
Корин. Портрет маршала ЖуковаП. Корин. Кукрыниксы. Групповой портретКорин. Правая часть триптиха «Александр Невский»Корин. Левая часть триптиха «Александр Невский»
Корин. Центральная часть триптиха Александр НевскийКорин. Плафон станции метро «Комсомольская»
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Дочь Айдан Таир Салахов изобразил на игрушечной лошадке
А.
Невский на картинах художников
Корин Павел Дмитриевич (1892–1967) – российский и советский живописец, реставратор, монументалист, мастер портрета, народный художник СССР (1962), действительный член Академии художеств СССР (1958). Триптих «Александр Невский» был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику стала центральной в искусстве.
П.Д.Корин «Александр Невский»
Павел Дмитриевич начал работать над триптихом осенью 1942 года. В трудный, грозный час истории человечества художник обратился к образу, который олицетворял для него доблесть, славу и непобедимость России.Картина писалась под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Она была призвана вызвать в душах зрителей подъём и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, какимбы ужасным он не казался и как бы несметны были его полчища.
Художник использовал историко-археологические данные о русской художественной культуре XIII века,изображая одежду, боевые доспехи, знамя Невского. Пеший строй на заднем плане картины исторически документален – заимствован Павлом Дмитриевичем с восходящих к глубокой древности миниатюр XIV века. Его Александр – не двадцатилетний юноша, а опытный, зрелый полководец Невский. Те, кто могли бы послужить для образа Александра Невского, были на передовой, в окопах. Нужно было писать суровые, мужественные лица, изображать шлемы, мечи, щиты, но Оружейная палата была эвакуирована. И тут пришло на помощь воображение.«Я представил себе, – говорил Корин, – как стал бы под княжеским знаменем Фёдор Иванович Шаляпин. Фёдора Ивановича я запомнил этаким русским молодцем, статным,сильным, красивым. И когда начал писать Невского, придув мастерскую, пластинку Шаляпина поставлю – и весь он передо мной – высокий, могучий, лицо открытое, взгляд смелый…».
Сила воздействия созданного образа оказалась такова, что репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. А огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город. Впервые триптих «Александр Невский» был показанна выставке в Третьяковской галерее.
Внимание великому князю уделил и известный художник Николай Рерих, написав картины «Александр Невскийпоражает ярла Биргера» и «Александр Невский после Ледового побоища»
Н.К. Рерих «Александр Невский поражает ярла Биргера»
Н.К. Рерих «Александр Невский после Ледового побоища»
Рерих Николай Константинович (1874–1947) – русский философ, поэт, писатель, художник, археолог, путешественник и общественный деятель. С конца 1890-х годов характер творчества Николая Константиновича определяли его занятия археологией, интерес к языческой славянской, скандинавской старине. Он был одним из немногих мастеров, которые обратились ктеме Древней Руси.Поиски образов древней Руси, стремление к лаконизму
рисунка, яркости цвета, стилизации отразились в картине«Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (2-й вариант названия). Цветовая гармония, приближенная к мозаике, –фактор воздействия на зрителей произведений художника,но нельзя забывать и о графичности картин, достаточнопо смотреть на их чёрно-белое воспроизведение. В 1910 году несколько работ художника были переданы Русскому музею, в том числе картина «Александр Невский поражает ярла Биргера». В картине «Александр Невский» (1942) зрители видят лишь момент перед самым началом боя. Главным для художника в батальных произведениях было стремление передать атмосферу, в которой рождается геройство, воспеть его возвышенную красоту, внушить зрителям сознание необходимости, неизбежности подвига во славу родины. На вершине снежного холма в сиянии света остановился на коне Александр Невский, склонивший голову у погибшего воина в красном плаще. Князь изображён Рерихом в момент скорби и сострадания о павших в битве воинах.
Серов Владимир Александрович (1910–1968) – советский живописец и график, педагог и профессор, президент Академии художеств СССР в 1962–1968 годах. В годы войны живописец, как и многие патриоты, обратился к преданиям о героическом прошлом нашей Родины. Его большая многофигурная историческая картина«Ледовое побоище» (1942) находится в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого. Написана картина в блокадном Ленинграде, она посвящалась 700-летию разгрома тевтонских рыцарей на льду.
Чудского озера. На полотне показан кульминационный момент сражения: преследуемые воинами Александра Невского спасаются бегством закованные в броню псы рыцари. Под их тяжестью ломается лёд Чудского озера,погребая в тёмных водах непрошеных гостей. «Ещё в дни блокады я начал работать над большой картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», посвящённой славе русского оружия, –вспоминал художник. – Работал более двух лет, с любовью и большим напряжением. Картина дала мне некоторые радости и много разочарований. Она была экспонирована на первой послевоенной Всесоюзной выставке в Москве в1946 году».
В.А. Серов «Ледовое побоище»
В.А. Серов «Въезд Александра Невского во Псков»
Картина впечатляет и размахом, и прорисовкой деталей. Каждый образ наделён характером. Снежная, вьюжная весна. Князь-победитель на вороном коне въезжает в освобождённый город. Мы видим пленных рыцарей и ликующих русских мальчишек. Войско степенно движется под знамёнами и хоругвями. Город встречает героев колокольным звоном и всеобщим восторгом. Воспевая славную победу русского оружия, автор проводит параллель с современными ему событиями – разгромом гитлеровцев под Москвой. На великий бой выходила Русь; Ворога победила Русь. На родной земле не бывать врагу. Кто придёт, будет насмерть бит. Веселися, пой, мать родная Русь!На Руси родной не бывать врагу, Не видать врагу наших русских сёл,Кто придёт на Русь, будет насмерть бит.На Руси родной, на Руси большой Не бывать врагу! (Слова из 7 части кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева «Въезд Александра во Псков»).
Пантюхин Юрий Петрович (р. 1938 г.) – мастер традиционной петербургской живописи, вобравшей лучшие достижения русской классики. В основе творчества художника заложена искренняя и глубокая любовь к Отечеству с героическим прошлым его народа, красота и духовность подвига. Александр Невский стоит на возвышении. Его гордая фигура облачена в серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской святой власти. Его молодое лицо выражает спокойствие и уверенность, оно написано правдоподобно; его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве.Тёмно-синий стяг служит фоном портретному фрагменту.Произведение наполнено чувством патриотизма, верой в народную силу.
Ю.П. Пантюхин «За землю русскую» из серии «Русь изначально» Александр Невский (левая часть)
Рыженко Павел Викторович (1970–2014) – российский живописец, художник Студии военных художников имени М. Б. Грекова, заслуженный художник Российской Федерации (2012).
Живопись Павла Рыженко пронизывает светлая любовь к России. Изучение великой истории нашего народа стало для него источником глубокого вдохновения. После окончания академии художник активно и плодотворно работал. Дипломная картина «Калка» положила начало целой серии произведений на исторические сюжеты. «Стоход», «Брусиловский прорыв», «Поле Куликово»,«Невская битва» и другие полотна – отнюдь не иллюстрации к беспристрастному учебнику истории.
На каждой картине разворачивается панорама поворотных событий нашей истории, но в центре внимания всегда человек, совсем многообразием его чувств и осознанием трагичности момента.В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и пропаганду военно-патриотической и мемориально-исторической темы Павел Рыженко был представлен к присвоению почётного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
П.В. Рыженко из триптиха «Солнце земли русской» «Невская битва»
Великий князь Александр Невский умел побеждать своих врагов не только и не столько мечом, но любовью и силой убеждения. Так он победил и татарского князя Сартака. Сартак принял христианство под воздействием общения со святым князем Александром Невским. На картине изображён момент их общения, общения без слов. Известно также, что Сартак принял мученическую смерть за свою веру.
П.В. Рыженко «Александр Невский и Сартак»
страница-1 …>>
Павел Корин.
«Александр Невский». Невозможно смятенной душе
Вот она, эта историческая картина
…и вложи в руку Мой меч.
Книга пророка Иезекииля 30:24)
Искусство и история. Наверное, нет в России такого человека, который не видел или не держал в руках изделие из села Палех. Они оригинальные, они красивые, они хорошо смотрятся. А есть люди, которые родились в Палехе и всю эту красоту видят с детства. Там она занимается каждый день, там об этом говорят за обедом, там учатся рисовать в Палехе в местной школе в художественном классе, а друг у друга – в семейных мастерских. Но художники Палеха писали не только лаковые миниатюры. Ими расписана Грановитая палата Московского Кремля. И палехские мастера работали и в храмах Троице-Сергиевой Лавры, и в Новодевичьем монастыре в Москве. Так что родиться там для многих было настоящим счастьем, ведь в прежние времена гарантировался правильный заработок.
Такой Александр Невский был представлен в фильме
Я одел князя в его длинную одежду, в которой почти не видно его обуви, и доспех майора, относящийся к кожаным пластинам. Как Долгополов и одежда его сподвижников.
Фигурка получилась монументальной
Некоторые западные рыцари тоже довольно реалистичны. Например, здесь этот рыцарь явно скопирован с миниатюр кодекса Манаскова. Вольфрам фон Эшенбах
Тот самый Павел Корин, триптих которого посвящен Александру Невскому, мы сегодня рассмотрим, родился именно в Палехе. И сначала учился живописи дома, потом в Палехской иконописной школе, а потом принял своего ученика в Московскую иконописную палату Донского монастыря, где среди его учителей был художник Нестеров. И он был хорошим учителем, потому что тогда Корин писала о нем: «Ты оставил мне Свой пламень, Ты виноват, что я стал художником».
Кукрыниксы. Групповой портрет Павла Корина
Затем Нестеров настоял на том, чтобы Корин в 1912 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, что и было сделано, стал дипломированным художником и познакомился с великой княгиней Елизаветой Федоровной, по настоянию которой отправился в Ярославль и Ростов для изучения фресок древних церквей. И эта принцесса была сестрой императрицы, а ее муж террорист Каляев убит прямо в Кремле. А потом она основала Марфо-Мариинскую обитель, расписывать ее храм стали Михаил Нестеров и Павел Корин.
Это маршал Жуков, конечно. Но присмотритесь: на всех картинах художника черепа, персонажи некоторых икон вытянуты. Или это только кажется?
Почему такой подробный рассказ о биографии этого художника? Может быть, сразу перейти к рецензии на триптих, спросит, может быть, кто-нибудь из читателей «ВО». Ответ таков: потому что в данном случае это имеет значение. Ведь формирование его мировоззрения, а оно является ключом к пониманию картин очень многих художников.
Тень станции «Комсомольская». Также работа знакомого миллионам Павла Корина
Александр Невский с мозаичным панно станции «Комсомольская», крупный план
Александр Невский на памятнике «Тысячелетие России». И это бахтерец XVI века
А потом Корин стала жить и работать в Москве, где в феврале 1917 года поселилась на чердаке дома 23 по Арбату и прожила там до 1934 года, почти 17 лет. Он признался: «Соскребая кожу, я вылез из иконописи». И вышел! Сделал мозаичный фриз для Дворца Советов «Марш в будущее», мозаики его работ украшают подземные станции московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая» и «Новослободская». По заданию большевистской партии и правительства писал портреты писателя А. Н. Толстого, художников Кукрыниксов, актера В. И. Качалова, пролетарского писателя Максима Горького, Маршала Победы Жукова и многих других известных деятелей Советского Союза. И в то же время известно, что все это время он оставался верующим. Он был коллекционером икон, но главное — мечтал о том, чтобы написать большую картину «Реквием», немыслимую в стране соцреализма, как там (и это известно по сохранившимся эскизам) он хотел изобразить все иерархов Русской православной церкви в Успенском соборе Кремля, и он натянул на подрамник огромное полотно и за тридцать лет ни разу не сделал на нем ни единого штриха, хотя и рисовал этюды. Советская власть относилась к ним доброжелательно. Стал лауреатом Ленинской премии, но… о самой власти, скорее всего, ничего хорошего не подумал. Хотя с другой стороны, после 17 лет за границу уехал. И причины на это были серьезные. Ведь это его учитель Михаил Нестеров в 1938 августа он был арестован по обвинению в шпионаже. Его зятя, известного юриста и профессора МГУ Виктора Шрётера также обвинили в шпионаже и, естественно, расстреляли, а дочь художника Ольгу Михайловну отправили в лагерь в Лондоне, откуда она в 1941 году вернулась на костылях инвалидом. Вряд ли он был рад «хорошей работе» советских органов безопасности. Но продолжал еще писать. И то бы тоже… был обвинен в шпионаже в пользу то ли Польши, то ли Японии.
Левая часть триптиха
Знаменитый триптих, в центре которого изображен Александр Невский, вещь полна тайн даже больше, чем картина Рембрандта «Ночной дозор», которую мы рассмотрели здесь. Но судите сами. В триптихе, потому что это триптих, то есть нечто похожее на церковный триптих (!), там три картины. И каждый из них имеет свое название. И ваш сюжет. Здесь левая часть — «Старая история», где мы видим гигантское изображение святителя Николая, сгорбленной старухи и двух странных мужчин. Один старый с Олопой — обух с дубиной с гвоздями, и молодой, засучив рукав, с дубинкой и явно нерусского вида. Почитайте, что там написано об искусстве: «картина «наводит на мысль о богатой истории и культуре русского народа». Ну не бред ли это? Что за культура, когда ясно, что главное в этой картине образ Святого, и обилие крестов на одеяниях.Он,Святой,за всеми этими людьми,потому что как-то они так выглядят…явно счастливые.Бабушка явно улыбается(это во время бедствий и т.п.),тоже бородатый…либит щербатый рот и моложавый вид «на уме» — «так его-то я не упущу». Но в руках Святой меч и странный храм Божий. Если это история русского народа, все они проникнуты духом православия, и… как-то сходит с рук, видать время в стране было такое, что… правительство смотрело на такие «шалости» сквозь пальцы, только крася народ против врага
Правая часть триптиха
Правая часть, «Северная баллада», тоже странная. Какие-то расплывчатые и несоветские идеи в нем. Ну, меч… Меч, каким из русских воинов никогда не был, и вообще трудно понять, кому он мог принадлежать. Хотя рука нарисована хорошо, ладно, и тупой риказ. Но… ну не со всеми этими реалистичными деталями печей такие пропорции. Вот что важно. И снова-слепости, сказочности этой картине добавляет. А идеология – нет. Кстати, в ногах у него доспехи… Он кто – человек с золотым кольцом на пальце? И недаром об этих частях триптиха мы должны сказать никогда не любили вас.
Центральная часть триптиха
Князь Александр крупным планом. Революционный плащ, завязанный бантом. Где находится золотая фибула?
А вот центральная часть триптиха нашим критикам пришлась по душе. И вот что о ней пишут. Официоз, так сказать: «Работая над триптихом, художник советовался с историками, сотрудниками Исторического музея, где природа написала кольчугу, доспехи, шлем, все снаряжение главного героя, образ которого он воссоздал на холсте всего за три недели». А если это все так и есть, то лучше бы они с ними не советовались и в музей не ходили. Потому что по отношению к эпопее опять же с этим полотном все в порядке, а вот с историчностью у него, ну правильно, разве что только копейки и наберется.
Здесь костюм коринский Александр. Это Усмань конца XV – XVI века, возможно, турецкий, Стамбул. Длина 81,3 см, вес 10,07 кг (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Аналогичные доспехи из Музея иранской работы
В то же время несомненно картина иконы, эпическая и суровая. С точки зрения историчности она не выдерживает критики и могла бы вызвать смех и у братьев Васнецовых и Суриковых. Дело в том, что Александр Невский облачил художника в странные и немыслимые для русского воина XIII века цельные доспехи, доспехи, которых в то время Россия просто не знала. Однако голову князя покрывает золоченый шлем, очень похожий на шлем его отца, князя Ярослава, который он потерял в битве под Липицей в 1216 году, был найден земледельцем в зарослях орешника и дошел до наших дней. Однако шлем на снимке явно Александру маловат и вряд ли ему было в нем удобно. Просто сравните лицо командира и сидящего на каске…
Еще одна «историческая работа» — скульптура Святослава работы Е. Э. Лансере. Ну и где там доспехи? А с другой стороны, поразил своего византийского воина копьем в плечевую кость, но не смог убить. Это значит, что это были не кольчуги и доспехи из пластин!
Образ Принца весьма противоречив. В год Ледового побоища ему был всего 21 год. Здесь изображен зрелый мужчина, которому явно «много лет». Очевидно, что художник хотел показать мужчину мудрым, опытным, уверенным в себе… но не сумел выразить это в лице юноши 21 года или не захотел. Ведь никто не знал, как Александр выглядит на самом деле. В 1942 года, когда он за три недели его нарисовал, все видели только фильм «Ледовое побоище», где он играл Черкасова. Кстати, в профиль изображен орден Александра Невского. И, видимо, Корине хотелось уйти от всем известного «черкизовского» образа, причем в чертах лица, в первую очередь в одежде. И он ушел… но… зашел очень далеко. Но нарисовал за спиной князя еще один образ – образ Спасителя Чудесного. И опять же, как и почему? Ведь только что это была «безбожная пятилетка» (так их называли) не приветствовались образы святых… А тут… Но видели святых только одним глазом, а он смотрит так пронзительно, что он один достаточно вспомнить, что без Промысла Божия у вас блохи не убиваются, и «кто против нас, если Бог с нами?!»
Из кинофильма «Александр Невский». Посмотрите на баннеры. Никаких изображений святых. Да и сам Александр во время фильма ни о Боге ни разу не упомянул, ни на лбу не перекрестился. Так и было тогда…
Все «русские воины» жили «Правдой»
Понятно, что перед художником стояла очень непростая задача. Пришлось изобразить Александра так, чтобы он даже одеждой не походил на своего кинематографического аналога, но это было непросто. Вот я и постарался показать его в одеянии, не уступающем рыцарскому, хоть и в чешуйчатых пластинчатых доспехах и на вид из кожи, а не из металла. И как ему было поступить? Надеть на него доспехи? После этого все скажут, что Александр Эйзенштейн выглядит богаче… Чешуйчатый панцирь взять и позолотить, как он это сделал на мозаичном панно в метро? Да, это было бы хорошим решением, если бы не образ Спасителя над ним, который тоже «золотистый». «Золото» в центре и «золото» справа — не смотрится. Вот его, видимо, и решили вписать в совершенно неисторический Усмань.
Картинка с солдатами в османах из книги Висковатого А.В.
А ноги? Как ноги? Потому что на них типичные латные наголенники и наколенники, что не было характерно для наших воинов. А. В. Висковатый наши рыцари изображены в кольчужных штанах, хотя археологами они не обнаружены. И тут снова проблема. Я шел, ноги прикрывал длиннополый князь в старорусской одежде. Но Усман был коротким. Нарисовать принца в брюках и сафьяновых сапогах? Красиво, но… не сложно! Поэтому он одел их в синюю сталь.
Вот каким художник изобразил Принца на ногах! Относятся к 1400 году. Сделано в Италии. Художественная галерея Kelvingrove, Глазго)
Чучело из замка Каркассон. Видна петля на лосинах, а правая обувь – пластинчатая, закаленная до какой-то основы. Не исключено, что это металл или толстая кожа, но заклепки в любом случае должны были быть металлическими. Считается, что это чучело относится к эпохе альбигойских войн 1209-1229 годов, хотя скорее к их концу, чем к началу. То есть у испанских рыцарей такие доспехи были. А вот эффигии немецких рыцарей ничего нам не показывают
И таких чучел в Испании много! Effigia дона Альваро де Кабрера-младшего из церкви Санта-Мария-де-Бельпуиг-де-лас-Авельянес, Лерида, Каталония, 1299 (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
О мече следует поговорить отдельно. Балдрик, это вполне согласуется с этим и, скорее всего, Корин взяла свои книги у Вилле Ле Дюк. А вот перекрестие… дело в том, что «рожки» у него повернуты внутрь, хотя обычно от всегда выгнуты наружу или же они были прямыми. Но… «вне» чисто визуально всегда агрессивно. А Принц из Корины защитник, а не агрессор, поэтому он загнул их к себе, то есть к рукоятке, а не к острию клинка. Решение психологически правильное, хотя, опять же, историзмом здесь и не пахнет.
Средневековый меч из городского музея в Мейсене
Меч десятого века из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Длина 95,9 см. Длина лезвия 81 см. Вес 1021 г.
Меч, наиболее близкий к эпохе, отраженной в картине. Франция, XIII век. Общая длина 91,8 см, длина клинка 75,6 см, ширина крестовины 13,0 см. Вес 850 г (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Меч 1400 Длина клинка 102,2 см Длина клинка 81,3 см 1673 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) )
А вот выглядели как настоящие двуручные мечи ландскнехтов XVI века (рюсткаммер)
Ну и в итоге можно сказать, что время было драматичное, время было противоречивое, но тогда так было искусство иное быть им просто не мог!
Портрет Павла Корина работы М. В. Нестерова. 1925.
Кстати, освобожден в 1943 году, работы Корина, когда Советская власть пошла на примирение с Церковью, священники были возвращены из лагерей, открыты и приходы в храмы, совсем недавно бывшие склады МТС и зернохранилища, созрела как раз вовремя и поэтому была принята на ура! Так говорят люди в тренде, и это тоже причина его успеха. И вот вопрос: каким мог быть его князь на другой картине, более исторически достоверной? Но кто сегодня может такое сказать?! Тайна его образов ушла вместе с художником…
Советское искусство, культура СССР
« Советский художник Валерий Пименов
Советский русский скульптор Владимир Кошелев »
Советский художник Павел Корин. Портрет маршала Георгия Жукова. 1945. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Советский художник Павел Корин хотел «отразить мятежный, гордый дух нашего народа». И писал пейзажи родного Палеха, портреты неизвестных и известных людей, не уставая смотреть на судьбы их проявлений «народного духа». Среди этих работ особое место занимает «Портрет маршала Жукова» (1945). Более того, даже создание этой картины началось в годы Великой Отечественной войны, когда Корин написал триптих «Александр Невский», достойный места в музее. Репродукция «Александра Невского» украсила фронтовую землянку солдат. У его входа установлена огромная копия «Александра», сделанная группой воинов, штурмовавших древний Новгород. Солдаты уходили на Запад, и легендарный русский полководец призвал их сражаться за свободу. Таким образом, искусство способствовало победе.
Советский художник Павел Корин (25 июня 1892 — 22 ноября 1967). Александр Невский. Центральная часть триптиха. 1942. Холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея
А 1945-й. Советский флаг над Рейхстагом. В июне советская газета «Правда» опубликовала фото наших военачальников. Павел Корин ее спас, и ему пришла в голову идея написать групповой портрет – картину «Комитет обороны». По опыту художника он знал, что идея воплощается только в общении с натурой. Газеты, журналы, по радио часто рассказывали о маршале Жукове. 12 июня ему вручили третью Золотую Звезду Героя Советского Союза, а 24 июня он принял Парад Победы на Красной площади.
Осенью 1945 года Маршал и художник познакомились в Москве. «Двух-трех сеансов будет достаточно?» – спросил Жуков. «Нам нужно как минимум пятнадцать, а то и двадцать один с половиной час. Я очень серьезно отношусь к своей работе, как и я».
В Москве Жуков не позировал – срочное дело требовало его присутствия в берлинской группе войск. Но гражданских в Германию не пускали, и маршал приказал художнику носить форму капитана. Утром 16 октября Корин вылетел в Берлин. С первых набросков автор преследовал портретную композицию. Времени, необходимого для работы в импровизированной студии, не хватало. Художник рисовал Маршала везде, где только мог его найти. Один из помощников Георгия Жукова дал Корину свою фотографию – Жуков и Рокоссовский принимают иностранные делегации. С этим фото художник пришел на встречу, посвященную годовщине Октября. Жуков сидел на трибуне. Как раз подходящий момент, чтобы нарисовать его! Но блокнота в кармане не было. А Корин нарисовал эскиз на обороте фотографии…
При составлении автор учел особенности цвета и построения. Так, яркая парадная форма, многочисленные награды, медали требуют очень локального фона, но динамичного, способного выдержать пестроту красок.
Сам Корин говорил о картине, посвященной маршалу Жукову – единственном портрете, который он не хотел оставлять, он с удовольствием оставил бы его дома.
Зная об отношении художника к портрету, о настроении, которым владел автор при создании картины, вдова выдающегося мастера Прасковья Тихоновна Корина сказала:
— Портрет маршала Жукова — Одна из лучших работ художника. Нет ни одного бесцветного, безразличного мазка. Этот портрет подтвердил слова Павла Корина, говорившего: в картине художник должен знать действие каждого мазка, отвечать за каждую линию, за каждый контур, за каждый силуэт. Главное – чтобы это была не «сонная кисть». Суть портрета не только в сходстве, хотя и абсолютном. В произведении слышен гром войны и эхо победы; в нем воплощена гордость людей, свято веривших в торжество добра.
Создание мозаичных сюжетных композиций актового зала Московского университета, нескольких станций метро и вестибюлей Москвы стало естественным продолжением творческого пути советского художника Павла Корина. Работая над мозаикой, он внимательно изучал и использовал новые материалы. Много сил Корин отдал реставрации, двадцать семь лет возглавляя реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
В 1961 году П. Корин с женой путешествовали по Италии. Там он познакомился с Гуттузо и решил написать его портрет. Художник согласился позировать. Портрет создавался за 12 сеансов, каждый по три часа. На Всесоюзной выставке 1961 произведение Павла Корина было впервые представлено зрителям и сразу же получило всеобщее признание. Сейчас «Портрет Ренато Гуттузо» хранится в одном из крупнейших художественных собраний Государственного Русского музея.
Павел Корин (25 июня 1892 — 22 ноября 1967) — советский живописец, художник-монументалист, портретист, педагог, профессор. Академик Академии художеств СССР (1958, член-корреспондент 1954). Народный артист СССР (1962). Лауреат Ленинской (1963) и Сталинской премий II степени (1952).
Портрет художников Кукрыниксов. 1957-1958 гг. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Мозаичное панно с изображением матери с ребенком и портретом Сталина над ними. Московский метрополитен
Советский художник Павел Корин (25 июня 1892 – 22 ноября 1967)
М.В. Нестеров. Портрет П.Д. Корин. 1925
Портрет летчика Громова М.М. 1930. Холст, масло. Самарский художественный музей
А.М. Горький. 1932
Ренато Гуттузо. Масло. 1961
Пейзаж. Сорренто. 1932. Картон, масло. Павел Корин (1892-1967)
Портрет Л.М. Леонидова. 1939. ГТГ
Художник М.В. Нестеров, портрет. 1939. П.Д. Корин
эскиз к картине «Древняя Русь». 1931
Фрагмент портрета К.