Крещение купание: Откуда пришла традиция крещенских купаний
Содержание
Откуда пришла традиция крещенских купаний
Рассказываем, откуда появилась на Руси экстремальная традиция купаться в лютый мороз в проруби. Своими корнями она уходит, во времена древних скифов, окунавших своих младенцев в студеную воду, когда христианства ещё и в помине не было.
А вот массовое купание в проруби-иордани, приуроченное к празднику Крещения Господнего, это совершенно новый обряд.
А. Овсянников. Крещение
Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.
Альбани (1578-1660). Крещение Христа
Согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь, подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он постился, ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.
Иван Крамской. Христос в пустыне
Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако, католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением.
Теодор Аксентович. Swieto Jordanu. 1893 г.
В это время особое внимание уделяется воде, которая, как считается, в крещенский день приобретает особую, чудотворную силу.
Т. Аксентович. Водосвятие. Конец ХIХ века
Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.
Воинов Константин Семенович. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаиха в Красноярске
Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали церковнослужители согласно рангу, а за ними – прихожане.
Борис Кустодиев. Крещение. Водосвятие.1921 г.
Ниже по течению от «иордани», как правило, вырубалась бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того, как священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлениям, вода мгновенно становилась святой. Остальных верующих священник просто окроплял водою.
Н. Грандковский. Купание после освящения воды. 1903 г.
В основном, окунались в студеную воду те, кто «святошничал» и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые просто купались «для здоровья». И это все, невзирая на лютый мороз, который, как правило, всегда сопутствовавший этому празднику.
А. Авраменко. Ледяной Крест
Из исторических летописей известен факт, касающийся Ивана Грозного, любившего удивить иностранных послов доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях демонстрации воинской доблести.
Панцырева Е.Ю. Купание на Крещение
Обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь не является исконной традицией и появился совсем недавно. До революции крестные ходы на «Иордани» с освящением воды совершались, но массовое купание этому не сопутствовало.
Анатолия Данилов. Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь
Многие не задумываются о глубочайшем смысле праздника, думают, что единожды в году, окунувшись в прорубь, могут считать, что они ведут христианский образ жизни.
Некоторые ошибочно считают купание в проруби обязательным ритуалом, без совершения которого человека нельзя назвать верующим. Но так ли это на самом деле? В последнее время стало модным не просто нырнуть на Крещение в прорубь, но и разместить фотографии сего события в социальных сетях, информируя всех о своём благочестии и удали. Такая практика, к празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощеного воскресения.
Теперь Вы знаете о происхождении крещенской традиции купания в проруби, а вот следовать ей или нет, это вопрос личного выбора.
Хорошего Вам настроения, крепкого здоровья и приятной зимы!
Крещенские обряды: Крещение и купание
Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.
Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.
К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры.
протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии
Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:
Иордань — это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью
— Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она — в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?
Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань — это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.
Другое дело — масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы — сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.
Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.
— Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?
Священник Святослав Шевченко: — Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду — это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск — и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Еврейское ритуальное омовение — предшественник крещения? — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни
Еврейское ритуальное омовение — предтеча крещения?
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ проповедовал «крещение как символ покаяния». Иисус также повелел своим последователям подготавливать учеников и крестить их (Марка 1:4; Матфея 28:19.
Библия указывает, что христианское крещение требует полного погружения в воду. «Похожие обряды,— утверждается в книге «Иисус и его мир, »,— можно наблюдать во многих религиях прошлого и настоящего, независимо от географических и культурных границ». В книге утверждается, что «истоки христианского крещения… . . встречаются в иудаизме». Насколько обосновано это утверждение?
Еврейские ритуальные купальни
Археологи, проводившие раскопки недалеко от Храмовой горы в Иерусалиме, обнаружили около 100 ритуальных купален или бассейнов для купания, датируемых первым веком до н. э. и первый век н. э. В синагогальной надписи второго или третьего века н. э. говорится о том, что такие бани предназначались для «посетителей, которые в них нуждаются». Другие бассейны были найдены в квартале Иерусалима, который был заселен богатыми и священническими семьями; почти в каждом доме была собственная ритуальная баня.
Бани представляли собой прямоугольные резервуары, вырубленные в скале или вкопанные в землю и облицованные кирпичом или камнем. Они были оштукатурены, чтобы предотвратить протечки. Размер большинства из них составляет примерно шесть футов на девять футов [1,8 x 2,7 м] . Трубопроводы направляли дождевую воду в резервуары. Глубина воды была не менее 1,2 м 90 004 [четыре фута 90 003], чтобы можно было полностью погрузиться в воду, пригнувшись. Ступени, ведущие в воду, иногда разделялись невысокой перегородкой. Считается, что одна сторона ступеней использовалась для входа в очистительную ванну, когда купающийся был нечист, а другая сторона — для выхода, чтобы избежать загрязнения.
Ванны использовались в связи с еврейской ритуальной чистотой. Что это повлекло за собой?
Закон и традиция купания
В Моисеевом законе подчеркивалась необходимость того, чтобы Божий народ был чист как духовно, так и физически. Израильтяне подвергались различным формам нечистоты, от которой им приходилось очищаться, омывая свое тело и стирая одежду (Левит 11:28; 14:1-9; 15:1-31; Второзаконие 23:10, 11.
Иегова Бог абсолютно чист и свят. Поэтому от священников и левитов требовалось под страхом смерти мыть руки и ноги перед тем, как подойти к его жертвеннику (Исход 30:17—21).
Ученые полагают, что к первому веку н. э. иудейское религиозное учреждение распространило требования священнического очищения на не-левитов. И ессеи, и фарисеи часто совершали омовения. Один источник сообщает о временах Иисуса: «От еврея требовалось соблюдать ритуальную чистоту перед тем, как войти на Храмовую гору, перед принесением жертвы, перед получением приношения священника и для других подобных целей». В текстах Талмуда говорится, что купающиеся должны были полностью погрузиться в воду.
Иисус критиковал фарисеев за их упорство в ритуальном очищении. Очевидно, они практиковали «различные крещения», в том числе для «чашек, кувшинов и медных сосудов». Иисус сказал, что фарисеи преступили Божьи заповеди, чтобы навязать свои собственные традиции. (Евреям 9:10; Марка 7:1—9; Левит 11:32, 33; Луки 11:38—42). Ни одна часть Моисеева закона не требовала полного погружения в воду.
Можно ли найти происхождение христианского крещения в ритуальном купании, практикуемом евреями? Нет!
Ритуальное купание и христианское крещение
Евреи совершали над собой обряды очищения. Однако крещение, которое совершил Иоанн, не было ритуальным омовением, привычным для евреев. То, что Иоанн стал известен как Креститель, указывает на то, что погружение, которое он совершил, было другим. Еврейские религиозные лидеры даже прислали к нему делегацию, чтобы узнать: «Почему… . . ты крестишь?» (Иоанна 1:25).
Очищение, требуемое Моисеевым законом, должно было повторяться каждый раз, когда прихожанин становился нечистым. Этого нельзя было сказать ни о крещении, которое совершил Иоанн, ни о том, что позже практиковали христиане. Крещение Иоанново означало покаяние и отказ от прежнего жизненного пути. Христианское крещение символизировало тот факт, что человек посвятил себя Богу. Христианин сделал это один раз, а не снова и снова.
Ритуальное омовение, совершавшееся в домах еврейских священников и в общественных банях недалеко от Храмовой горы, имело лишь внешнее сходство с христианским крещением. Соответствующие значения этих погружений были совершенно иными. The Anchor Bible Dictionary отмечает: «Согласно мнению ученых, Иоанн [Креститель] не заимствовал и не адаптировал какое-либо конкретное крещение из своей среды», то есть из иудаизма. То же самое можно сказать и о крещении, практикуемом в христианском собрании.
Христианское крещение представляет собой «просьбу к Богу о доброй совести». (1 Петра 3:21). Это символизирует, что человек полностью посвятил себя Иегове, чтобы служить Ему как ученик Его Сына. Полное погружение в воду является подходящим символом такого посвящения. Уход человека под воду олицетворяет его смерть для прежнего жизненного пути. Поднятие из воды символизирует его оживление для исполнения воли Бога.
Иегова Бог дает добрую совесть тем, кто совершает такое посвящение и крестится. Таким образом, вдохновенный апостол Петр мог сказать соверующим: «[Крещение] и теперь спасает вас». Это то, чего нельзя было достичь никакими еврейскими ритуальными омовениями.
Опасные крещения и вода для купания Христиане – Семья Суко
Что вы представляете, когда думаете о крещении?
Если вы из Северной Америки, как и я, у вас, скорее всего, есть изображение баптистерия, наполненного теплой водой, в настоящем церковном святилище.
Или, может быть, вы думаете о сверкающем бассейне в ухоженном дворе.
Вы можете представить себе приятную встречу друзей и родственников с угощением после крещения, чтобы каждый мог пожать руку и ободрить новокрещеных.
Опасность, вероятно, самая далекая вещь от вашего разума. Самое опасное в большинстве крещений, которые происходят в США, — это мокрые полы в ванной после них.
На прошлой неделе я участвовал в крещении в горах Западной Грузии (страна).
Все началось с 3-х часовой службы, мы сидели на узких деревянных скамьях без спинок, здание не отапливалось, но служба продолжалась полдюжины проповедей.
Это было не особенно удобно.
После службы мы спустились с холма, через пастбище, через лес, через несколько ручьев и вниз к реке.
Это было немного сложно.
Они нашли прекрасное место для крещения, где река каскадом сбегала из лужи в лужицу, спускаясь по склону горы.
Красиво, но холодно.
Тут меня осенило!
Эти ребята готовы прыгнуть в ледяную горную реку в ноябре, чтобы показать другим свою веру! Они знают, что это будет нелегко, но понимают цену и готовы ее заплатить.
И тут меня снова осенило!
Лежать в ванне с теплой водой не так уж и сложно. Кажется, что наши методы крещения часто точно отражают наши представления о христианской жизни.
Честно говоря, я немного устал от христиан с водой из бани, я устал от христиан, которые хотят служить, где удобно, и отдавать, когда удобно. Я устал от христиан, которые судят о своих церквях по толщине пенопласта, покрывающего их скамьи.
Пожалуйста, дайте мне больше христиан горной реки, христиан, которые не боятся идти вброд против стремительного течения, христиан, которые знают, что промокнут до костей, но им все равно, потому что они так взволнованы тем, что Иисус сделали для них христиане, вера которых течет глубже и быстрее, чем рукотворные традиции.
Вот несколько слов, которые я услышал сегодня от брата во Христе, который живет и работает в стране, недружелюбной к христианам.
Он сказал:
«Мы никогда никого не заставляем креститься, мы позволяем им принять это решение самостоятельно, потому что мы знаем, что акт крещения вполне может привести к тому, что они потеряют все, что у них есть».