Крест ефросіньі полоцкой: Крест преподобной Евфросинии Полоцкой / Православие.Ru

Разное

Крест преподобной Евфросинии Полоцкой / Православие.Ru

По
мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой,
как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку
самых ценных пропавших произведений искусства, за
которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История
этого креста драматична, полна загадок и неясностей.
И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но
знаменитая реликвия для православных не просто
художественная редкость – она бесценна, ибо
является одной из самых известных святынь Белоруссии.

История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже
далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой
полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе,
внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился
ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на
берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там
женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при
поддержке епископа Илии и влиятельных родственников,
учредила в Сельце обитель.

В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена
каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская)
церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для
того времени. Сооружался храм под руководством зодчего
Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века,
продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью
своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции
и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество
других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода,
Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали
стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта
особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в
Чернигове.

При монастыре действовала мастерская, где делали оклады
для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из
самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша –
золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к
современному языку). Богша – сокращенная форма имени
Богуслав, которое тогда было широко распространено в
землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при
крещении. Мастер владел техникой перегородчатой эмали
– очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего,
Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому
времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ
изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской
церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте.
Свидетельство этому – надписи на ювелирных и
культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на
кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны
еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд
неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне
эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше
– в частности, медальон барм нагрудного княжеского
украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный
историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы,
выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии
Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера,
считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его
учениками.

В
то время на выполненных изделиях мастер редко
указывал свое имя, однако на обратной стороне креста
Лазарь Богша, словно понимая, что он создал, сделал
следующую надпись: «Г[оспод]и, помози рабоу
своемоу Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавъшемоу
крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи».

Высота креста – 52 см; верхнее перекрестие –
14 см, нижнее – 21 см. Крест был сделан из кипариса,
покрыт золотыми и серебряными пластинами с изображениями,
выполненными в технике перегородчатой эмали (именно эту
технику было очень трудно воспроизвести при воссоздании
креста, предпринятом в наше время, но все же ее удалось
повторить) и украшен восемью драгоценными камнями и
жемчугом. Изображения на кресте передают основные события
Нового Завета.

Крест шестиконечный. По мнению богословов, это
символизирует шесть дней творения мира. На верхних концах
креста были поясные изображения Иисуса Христа, Матери
Божией и Иоанна Предтечи, на концах нижнего перекрестия
– архангелы Гавриил и Михаил, а в центре креста
– евангелисты Матфей, Марк, Иоанн и Лука.

В специальных гнездах креста хранились святыни из Византии
– частица Креста Господня с каплями Его крови,
камень из гробницы Божией Матери, частица Гроба Господня и
частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, капли крови
святого Димитрия. Святыни для креста, откликнувшись на
просьбу Евфросинии, прислали византийский император Мануил
Комнин и патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг. И
то, какие святыни были отправлены в Полоцк, чтобы быть
вставленными в крест, – свидетельство важности этой
реликвии для обители Евфросинии, Полоцкого княжества и
всей Руси. Изготовленный Лазарем Богшей крест
воспринимался и в те времена как не только местная
русская, но и общеправославная святыня.

В Полоцке в Спасо-Евфросиниевском монастыре крест хранился
больше 60 лет, но в 1222 году во время очередной русской
усобицы смоленский князь Мстислав Давыдович разорил Полоцк
и увез реликвию к себе. В Смоленске крест был без малого
почти три века. В 1495 году, желая лучше сохранить святыню
и чтобы не опускать ее больше в воду при водосвятии, с
креста сделали первую копию.

В начале XVI века вновь столкнулись давние соперники: Русь
и Литва. Василий III занял Смоленск, тогда центр
Смоленского воеводства Великого княжества Литовского и
Русского, и, завладев святыней в 1514 году, повелел
привезти крест Евфросинии Полоцкой в Москву. В Никоновской
летописи читаем: «Нецыи же поведают: впрежнии
некогда смолняне и полочане держаше у себя государей
князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны
воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша
в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый
государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину
свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во
царствующий град Москву привезен». Василий III
оценил доставшуюся ему святыню по достоинству, и она
попала не в митрополичью казну, а в царскую. В Москве
крест Евфросинии Полоцкой выносили из казны только в самых
торжественных случаях.

Василий III был государем всея Руси, но впервые на
царствование венчался его внук Иван IV Грозный, и Великое
княжество Московское стало Царством Русским. Добившись
успехов на востоке и присоединив к Московскому государству
причинявшие много бед русским землям Казанское и
Астраханское ханства, Грозный обратил свой взор на запад.
Царь хотел вернуть русскому государству удобный выход к
Балтийскому морю. Его соперником был Ливонский орден,
ранее захвативший Балтийское побережье. Немцы
препятствовали в торговле русским купцам, а в 1557 году
Ливонский орден и Великое княжество Литовское заключили
военный союз против Царства Русского. В начале зимы 1563
года русское войско, с сильной артиллерией, во главе с
самим Иваном IV Грозным подошло к Полоцку. Иван Грозный
взял с собой в этот поход крест Евфросинии Полоцкой, решив
вернуть его городу, если Господь дарует ему победу. Вот
что сказано об этом в той же Никоновской летописи:
«Царь же и великий князь тот крест обновити велел и
украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на
милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя,
еже и бысть».

Весть
о кресте быстро разнеслась по Полоцку. Местное
население, согласно донесениям папского нунция в Рим,
«публично молилось о даровании победы
московитам» и всячески приветствовало
единоверцев. Полоцк был хорошо укреплен, но
продержался всего 16 дней.

По приказу Ивана Грозного в Полоцке был построен Нижний
замок. Одним из его оборонительных сооружений стал
массивный насыпной земляной вал, сохранившийся до нашего
времени (и послуживший основанием для трибун стадиона
«Спартак»). Этот вал до сих пор называется
валом Ивана Грозного. И крест Евфросинии Полоцкой был
возвращен Полоцку – царь сдержал свое слово.

Пытаясь спасти положение, с их точки зрения – весьма
неважное, литовские паны начали переговоры о новой унии с
Польшей, заключив в августе 1563 года перемирие с Иваном
Грозным. Но замириться не удавалось: Литва требовала
отдать назад Полоцк, а царь Иван не соглашался, считая,
что древнерусская Полоцкая земля должна быть у Царства
Русского, тем более теперь, после возвращения городу
креста Евфросинии Полоцкой.

10 января 1569 года начался объединительный
польско-литовский сейм с целью обсуждения условий новой
унии – государственного объединения Королевства
Польского и Великого княжества Литовского и Русского. В
результате 1 июля 1569 года было объявлено о создании
нового государства – Речи Посполитой. Могучее в
прошлом литовско-русское государство утратило
самостоятельность и по сути стало провинцией польской
короны. Теперь у Польши и Литвы был один король и один
сейм.

Подчинив себе великое княжество, поляки не забыли и о
войне с Иваном Грозным, но так как добиться успеха своими
силами они не могли, то рассчитывали втянуть в войну на
своей стороне Османскую империю (царство Турецкое) и ее
вассала крымского хана. Летом 1572 года хан Девлет-Гирей
уже с огромным 140-тысячным татарско-турецким войском
двинулся на Москву с намерением уничтожить Царство
Русское. Отправляясь в этот поход, крымский хан хвастливо
заявлял, что «едет в Москву на царство». В
начале августа возле села Молоди, в 50 километрах от
Москвы, было дано решающее сражение. 20-тысячное русское
войско, состоявшее из стрелецких полков, дворянской
конницы и донских казаков, наголову разгромило вторгшуюся
орду. В Крым вернулось не более 10 тысяч татар и турок. Но
платой за эту победу было полное опустошение Московской
Руси.

Воспользовавшись этим, в августе 1579 года Стефан Баторий
с 42-тысячным польско-литовским войском, в составе
которого было 14 тысяч венгерской и немецкой пехоты,
подошел к Полоцку. Город подвергся разграблению. Самый
большой урон понесли православные храмы: пропала огромная
книжница (библиотека), в которой находилось очень много
редких летописей и ценных рукописей, даже переводы
Священного Писания, писанные рукой братьев Кирилла и
Мефодия – славянских апостолов. Но крест Евфросинии
Полоцкой захватчики так и не смогли отыскать – его
во время штурма православные монахи спрятали.

Впоследствии крест был перенесен в Софийский собор. Но
после Брестской церковной унии древний православный
Софийский собор отошел к униатам, которые также высоко
почитали доставшуюся им святыню.

В 1812 году после захвата Полоцка французами вновь
появилась угроза утраты реликвии, и уже базилиане
замуровали его в стену Софийского собора, чтобы не нашли
захватчики, достав его лишь когда неприятель покинул
пределы Российской империи.

После упразднения унии уникальный крест в 1839 году был
возвращен Православной Церкви. Два года спустя по
инициативе епископа Василия (Лужинского), перешедшего из
унии в Православие, состоялось принесение креста в Москву
и Петербург. Столицы встречали святыню с ликованием. В
соборной церкви Зимнего дворца реликвию осмотрел император
Николай I. Государь подумал было оставить святыню в
Петербурге, но затем все же отказался от этого, и крест
вернулся в Спасо-Евфросиниевский монастырь, для которого и
был изготовлен.

Новые
испытания начались после Октябрьской революции. В
1921 году крест Евфросинии Полоцкой изъяли
большевики. В 1928 году минские ученые, понимая
ценность реликвии, выехали из Минска в Полоцк и
попытались ее отыскать. Это удалось, и крест
перевезли вначале в Минск, а затем – в 1929
году – в Могилев, который планировали сделать
новой столицей Белоруссии. Там реликвия как музейный
экспонат сначала была выставлена в Могилевском
историческом музее, но народ, подходивший в музее к
кресту, осенял себя возле святыни крестным знамением,
и опасный экспонат похоронили в одном из сейфов
горкома партии.

В 1941 году на нашу родину напала фашистская Германия,
Могилев заняли немцы, и крест бесследно пропал. После
войны его искали, но безуспешно. Появилось множество
различных версий его исчезновения и дальнейшей судьбы.

В 1990 году была предпринята попытка по линии ООН отыскать
его следы в США, где он мог находиться в одной из частных
коллекций, но она окончилась неудачей. Вносит путаницу в
поиск подлинного креста Евфросинии Полоцкой и
существование его копий. Такой копией является крест
Параскевы Полоцкой, который находится в настоящее время в
Ярославо-Ростовском музее-заповеднике. В свое время еще
одну копию сделали иезуиты, когда пытались похитить
подлинный крест Евфросинии Полоцкой из Софийского собора.
Доктор исторических наук, сотрудник Эрмитажа Б. Сапунов
утверждал, что крест Евфросинии был закуплен в коллекцию
Морганов на аукционе в Западной Европе после окончания
Второй мировой войны. Интересна и версия, согласно которой
крест Евфросинии и вовсе не покидал Полоцка и находится
там, надежно спрятанный в неизвестном месте, а
большевиками изъята и бесследно исчезла во время войны
лишь одна из его копий. Нам же остается только надеяться,
что рано или поздно эта тайна будет раскрыта, и подлинный
крест Евфросинии Полоцкой отыщется.

В
1992 году во время празднования 1000-летия
Полоцко-Глубокской епархии было принято решение
воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем
Кузьминым в 1997 году по благословлению
Иерусалимского патриарха Диодора II и Патриаршего
Экзарха всея Белоруссии митрополита Филарета был
изготовлен точно такой же крест. Воссозданный крест
был освящен в Симеоновском соборе Бреста, а потом
торжественно доставлен на прежнее место – в
Спасо-Евфросиниевский монастырь.

С того времени каждый год 5 июня, в день памяти
преподобной Евфросинии, в Полоцк съезжается множество
людей. В монастыре в присутствии митрополита Минского и
Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, и местного
епископа выносится крест Евфросинии Полоцкой, совершается
молебен. Крест Евфросинии Полоцкой, повторенный в
нескольких копиях, является одной из главных православных
святынь Белой Руси.

Крест святой Евфросинии Полоцкой

О судьбе великой христианской святыни рассказываем в вопросах и ответах.

Что мы знаем об истории возникновения креста и как он выглядел?

Крест святой Евфросинии Полоцкой — работа полоцкого мастера-ювелира Лазаря Богши. В 1161 году он изготовил для Спасской церкви Полоцкого монастыря напрестольный крест. На эту работу его благословила игумения обители — святая Евфросиния.

В специальные ковчежцы на кресте вставлены частица Креста Господня, на которой была капля Его Крови, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика Стефана и великомученика Пантелеимона, капля крови святого Димитрия Солунского. Только представьте себе, что все эти святыни привезли в Полоцк в XII веке! Это стало больше чем ответом на письма Евфросинии, которые святая направила в Константинополь патриарху Луке Хрисовергу и императору Мануилу Комнину, и свидетельствует о понимании значимости святыни для всего Православия.

Лазарь сделал крест шестиконечным. В высоту он был чуть больше полуметра. Основание креста было кипарисовым, а чтобы покрыть деревянную основу пластинами из золота и позолоченного серебра с изображениями, мастер прибегнул к известной в Византии (но не на наших землях) технике перегородчатой эмали, что еще раз говорит о его высоком мастерстве. А выполненный им изысканный орнамент стал не меньшим украшением, чем драгоценные камни и жемчуг.

На кресте мастер изобразил Господа Иисуса Христа, Божию Матерь, Иоанна Крестителя, архангелов Гавриила и Михаила, евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луку, преподобную Евфросинию Александрийскую — небесную покровительницу святой Евфросинии Полоцкой, а также великомученика Георгия Победоносца и мученицу Софию — покровителей ее родителей. Маленькие образы святых Стефана, Пантелеимона и Димитрия, святых первоверховных апостолов Петра и Павла и святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова мастер разместил на оборотной стороне креста.

Надписи на кресте делают его памятником не только искусства, но и древней письменности. Это редкий случай, когда художник, связанный с церковным искусством, оставляет свое имя. Лазарь Богша написал: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи». По бокам креста сделана надпись, ставшая завещанием самой преподобной Евфросинии Полоцкой: «Да не изнесется из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати. Аще се кто преслушаеть, изнесеть его из манастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий».

Почему нарушили запрет святой Евфросинии и вывезли крест из монастыря? Как сложилась дальнейшая судьба святыни?

Междоусобные войны оказались сильнее запрета, и уже в 1222 году после победы Смоленского княжества над Полоцким крест переносится в Смоленск. Здесь святыня находилась три века, а об особом к ней отношении говорит тот факт, что для лучшего ее сохранения в 1495 году была сделана близкая к оригиналу копия, но уже из меди, и когда освящали воду, крест в нее опускали медный.

Судьбу полоцкого креста продолжили определять войны. Московский князь Василий III в 1514 году завладел Смоленском, и вместе с другими святынями Смоленской земли крест преподобной Евфросинии перевозится в Москву. Его государь не передавал в храмы, а хранил у себя, и верующие могли поклониться ему только в дни великих церковных праздников.

Возвращение Креста в Полоцк связано с именем Иоанна IV Грозного. Евфросиниевский крест он взял с собой вместе с Донской и Колочской иконами Божией Матери, идя в военный поход на Полоцк. В связи с Ливонской войной, бывшей в 1563 году, Евфросиниевский крест впервые упоминается в летописи. Полоцк пал, а Иоанн Грозный, быть может, убоявшийся оставленного на кресте завещания, возвращает святыню в Спасский монастырь.

В границы Речи Посполитой Полоцк вновь входит в 1579 году, после того как город отвоевывает король Стефан Баторий. С его именем связано распространение католицизма на территории нашего государства. В 1582 году был издан указ, подразумевавший передачу православных храмов и монастырей иезуитам. Православные хотели сохранить святыню и прежде перенесли крест из древней обители, которая также отошла католикам, в Софийский собор, но после Брестской унии 1596 года собор передают униатским монахам базилианского ордена, и те стали обладать крестом.

Иезуиты делали множество попыток отнять крест у униатов, даже судились, а после и вовсе хотели украсть его, заменив на подделку, но отнять крест им не удалось.

Большой угрозой для бесценной реликвии стала и война 1812 года, когда Полоцк был захвачен войском Наполеона Бонапарта. Но крест спасли, замуровав его в стене Софийского собора. Достали его лишь тогда, когда французы ушли за границы Российской империи.

Важным событием в истории креста стало его возвращение православным после упразднения унии в 1839 году. А через два года епископ Василий (Лужинский) привозит Евфросиниевский крест для поклонения в Москву и Санкт-Петербург. Встреча полоцкой святыни в этих городах была поистине всенародной. Во время пребывания креста в московских и петербуржских храмах были собраны большие пожертвования, которые после указа о возрождении древней Спасской обители в Полоцке в 1841 году направили на восстановление монастыря.

В летописи обители памятна дата 23 мая (по старому стилю) 1842 года. В день памяти святой Евфросинии Полоцкой из Софийского собора крест преподобной торжественно крестным ходом перенесли в обитель «на вечное хранение» и положили в Спасо-Преображенской церкви в келлии преподобной, на хорах храма.

И всё же мы знаем, что крест был утерян. Как так получилось?

В 1921–1922 годах, когда советская власть проводила кампанию по изъятию церковных ценностей, крест из Спасского монастыря передали в Полоцкий финансовый отдел.

О реликвии беспокоились многие, ведь люди осознавали, каким выдающимся памятником древнерусской культуры был этот крест. Это подтверждает и интересный факт из истории: сотрудники Оружейной палаты Московского Кремля несколько раз в 1924 и 1925 годах писали в Главное управление научных, научно-художественных и музейных учреждений РСФСР, чтобы узнать о том, где и в каком состоянии находится Евфросиниевский крест.

Комиссия из Белорусского государственного музея, которую возглавлял его директор Вацлав Устинович Ластовский, исследовала в 1928 году крест преподобной Ефросинии Полоцкой и привезла его в Минск в музей. Некоторое время крест находился здесь, но в 1929 году его перевезли в Могилевский краеведческий музей. Это было связано с тем, что столицу БССР хотели перенести из Минска в Могилев.

Сначала крест выставили как экспонат, но люди, подходя к святыне, крестились, и потому его поместили в сейф. В 1941 году на нашу страну напали немецкие войска, и Могилев оказался захвачен оккупантами. Не все музейные ценности к тому времени были эвакуированы, а Евфросиниевский крест исчез таинственным образом. Высказываются разные предложения относительно того, как сложилась дальнейшая судьба полоцкой святыни, но ее местонахождение по-прежнему неизвестно.

Где же может быть Евфросиниевский крест?

В 1990 году крест Евфросинии Полоцкой искали в одной из частных коллекций в США и даже задействовали в этом ООН, но найти реликвию не смогли. Тем не менее существует версия, что после Второй мировой войны на аукционе в Западной Европе крест был продан в коллекцию Моргана[1].

Поиск подлинного креста осложняется тем, что в разные годы было изготовлено несколько его копий. Одна из них — крест Параскевы Полоцкой — хранится в Ярославо-Ростовском музее-заповеднике. Еще одну копию креста сделали иезуиты при попытке похищения креста Евфросинии Полоцкой из Софийского собора. Возможно, большевики изъяли только одну из копий настоящего креста, а подлинный крест Евфросинии Полоцкой был надежно спрятан в тайном месте в самом Полоцке и до сих находится где-то в городе.

Что означает «точная копия»? Крест воссоздан со всеми реликвиями?

Да, работы по воссозданию креста святой Евфросинии Полоцкой включали в себя несколько этапов. Сначала крест реконструировали. Для этого использовали фотонегативы, которые сделал на стекле в 1896 году Иван Федорович Чистяков, сотрудник Императорской Археологической Комиссии. Фрагменты и детали креста во всех подробностях изучали по напечатанным с этих негативов фотографиям. Реконструкцией белорусы занимались в Бресте с 1992 по 1997 годы.

Практическую часть доверили художнику-ювелиру Николаю Петровичу Кузьмичу. В своей работе мастер старался руководствоваться теми же методами и техниками, которые использовал в XII веке Лазарь Богша.

Святыни для копии Евфросиниевского креста собирались буквально по крупицам. Для этого в августе 1994 года Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет вместе с Николаем Кузьмичом и другими паломниками отправились на Святую Землю.

Нашу делегацию встречал Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор. Он благословил это начинание и передал частицу Животворящего Древа, камни от Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы святых мощей. Будучи на Святой Земле, Митрополит Филарет освятил кипарисовое основание будущего креста на Гробе Господнем, на Голгофе, на Гробе Пресвятой Богородицы, у мощей преподобного Феодосия Великого.

Частицы Крови Христовой передали из Свято-Троицкой Сергиевой лавры по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а частицу мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона привезли из Брестского Свято-Никольского собора.

Работы по воссозданию креста Евфросинии Полоцкой продолжались еще несколько лет. В Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь святыня была принесена в 1997 году в канун праздника Крестовоздвижения, а еще через год Святейший Патриарх Алексий II совершил чин Воздвижения воссозданного креста. Мастером Николаем Кузьмичом также была изготовлена ставротека — ковчег для креста.

[1] Библиотека и музей Моргана — научная библиотека, расположенная в Нью-Йорке, известная прежде всего своей коллекцией рукописей, папирусов, инкунабул, ранних изданий, редких иллюстрированных книг, оригинальных партитур и графических работ. Основу библиотеки составила частная коллекция американского банкира и финансиста Джона Пирпонта Моргана (1837‒1913).

В оформлении материала использованы фотографии с сайта Слуцко-Солигорской епархии. На них изображена новосозданная копия креста Евфросинии Полоцкой, которая была выполнена мастером ювелирного дела Олегом Ермоловичем.

25.12.2018

День памяти святой Евфросинии Полоцкой (Беларусь)

23 мая (5 июня) — день, когда православные чтят память особой белорусской святой, преподобной Евфросинии Полоцкой. Как вы знаете, настоятельница нашего монастыря носит имя святой, а значит, сегодня и ее именины.

Житие святой Евфросинии

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, особенная святая для всех православных христиан Беларуси.

Ее отец, князь Святослав Полоцкий, назвал свою дочь Предславой. В детстве она была мудра и умна не по годам. В молодости она отказывалась от многих предложений руки и сердца. Когда она узнала, что родители хотят, чтобы она вышла замуж за одного из князей, она тайно покинула отчий дом и ушла в монастырь. На тот момент ей было всего двенадцать лет. Никакие отцовские угрозы не могли отвратить ее от избранного ею пути — монашеской жизни с Богом.

Теткой Предславы была игуменья Романа. Она благословила девушку принять монашеский постриг, когда увидела ее любовь к Богу и желание молиться. Она приняла постриг и получила новое имя — Евфросиния.

Икона ручной работы Святой Евфросинии Полоцкой из самоцветов, созданная в нашем монастыре*

Строгая монашеская жизнь не казалась юной девушке угнетающей. На самом деле, она нашла это освобождающим. Поэтому ей хотелось совершать все больше и больше подвигов. Сначала она удалилась в уединение, где могла проводить много времени в молитве. Она также начала печатать копии духовных книг, которые читала.

Через несколько лет монашеской жизни, когда юная монахиня Евфросиния окрепла духовно, ей явился Ангел Божий. Он показал ей конкретное место под Полоцком, где она должна построить новый монастырь. Ангел сказал ей, что Бог желает многих привести на путь спасения через святую Евфросинию и ее монастырь.

Евфросиния сделала так, как сказал ей ангел. Она основала Спасо-Преображенский монастырь в Сельцо, где начала обучать молодых девушек, стремящихся к монашеской жизни, своим любимым занятиям — переписыванию книг, пению духовных песнопений и шитью. Так она стала духовной матерью для многих молодых женщин.

Мощи и крест святой Евфросинии Полоцкой

Словом и мудростью святая Евфросиния умиротворила не только души монахинь монастыря, но и сердца некоторых русских земельные правители. Во времена раздробленности Руси она мирила князей и дворян милостивым словом наставления и любви.

К концу жизни ее давняя мечта посетить Иерусалим стала реальностью. Она совершила паломничество в Святую Землю и там мирно отошла ко Господу.

Как мы празднуем День памяти святой

День памяти святой Евфросинии всегда очень радостный день для всех сестер Свято-Елисаветинского монастыря.

Накануне праздника мы служим праздничную вечерню и поем гимны в честь святой Евфросинии. Вот один из них:

«Жизни горней желая и всех земных наслаждений оставив,

Как человек среди людей жила Ты, Евфросиния.

Ради Христа, Жениха твоего,

Ты презрел земное обручение!»

(Kontakion of the Feast Day of Saint Euphrosinia of Polotsk)

Эвпхрозиния Св. Элизабет Монастырь

Дневной церкви. все посещают праздничную и радостную Божественную литургию, когда поется еще много песнопений:

Как подвижница сокрыла ты женственность свою

И засыпание твое было изумлением, Евфросиния.

Будучи женщиной, ты трудился как мужчина,

И своими молитвами спасаешь тех, кто чтит тебя!

(Тропарь праздника преподобной Евфросинии Полоцкой)

После литургии духовенство, сестры и прихожане монастыря обычно поздравляют нашу игуменью Евфросинию с именинами и желают ей многолетия.

Если вы хотите поздравить нашу дорогую игуменью Евфросинию с именинами или молитвенными просьбами, вы можете сделать это, перейдя по этой ссылке. Она будет рада помолиться за вас и ваших близких в день праздника святой Евфросинии!

* Заказать эту икону и другие изделия Свято-Елисаветинского монастыря можно по этой ссылке.

Святая Евфросиния Полоцкая (+ 1167)

Святая Евфросиния Полоцкая (День памяти — 23 мая)

Святая Евфросиния родилась между 1101 и 1104 годами и в миру была названа Предславой. Она была дочерью князя Георгия Всеславича, второго сына Всеслава Чародея, из дворянского рода Рюриковичей, члены которого были князьями Полоцкого княжества на территории современной Беларуси.

С детства она отличалась любовью к молитве и изучению книг. Она отказалась от всех предложений руки и сердца и без ведома родителей сбежала в монастырь в возрасте двенадцати лет, где ее тетя была настоятельницей. Она сначала критически отнеслась к решению девочки и, опасаясь гнева отца, обескуражила племянницу. Однако после просьб Предиславы благословила ее. Отец не одобрил выбор дочери, и вся ее семья была огорчена.

Предслава приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. По благословению епископа Полоцкого Илии, она стала жить в подклете Софийского собора, где занималась переписыванием книг. Заработанные таким образом деньги она раздавала бедным.

Процесс копирования книг был крайне сложным и медленным, это был тяжелый физический труд, и он предназначался исключительно мужчинам. Писец писал не на столе, а на ладони левой руки, упираясь локтем в колено. Писал на пергаменте по правилу — крупно и прямо, без наклона, каждая буква отделялась от следующей. Писец должен был не только хорошо знать грамматику, но и иметь художественные способности, так как начальные буквы и заголовки разделов должны были быть украшены узорами животных или растений. Кроме того, книги часто украшались специально написанными заглавными буквами. За день удавалось списать не более четырех страниц.

Однажды ангел взял Евфросинию во сне и привел ее в Сельцо, в двух верстах от Полоцка, на берегу Полоты, и сказал: «Здесь ты должна быть!» Сон повторился трижды. Около 1128 года епископ Илия поручил монахине организовать женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, место будущей обители, подвижница взяла только свои священные книги. В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святитель обучал девушек переписыванию книг, пению, шитью и другим рукоделиям. Строительство было завершено в 1133 году.

Ее усилиями в 1161 году была построена Спасская церковь, которая стоит до сих пор и считается ценнейшим памятником древнебелорусского зодчества. Святая Евфросиния также основала мужской монастырь, посвященный Богородице. Патриарх Константинопольский Лука по ее просьбе прислал список чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, также известной как Корсунская икона. Незадолго до кончины святая Евфросиния совершила паломничество в Константинополь и Святую Землю со своим племянником Давидом и сестрой Евпраксией.

Могила святой Евфросинии в Свято-Феодосиевском монастыре. Фотография сделана в 1930-х годах.

По пути в Константинополь в 1167 году она встретила императора Мануэля, который в это время собирался на войну с венграми. Поклонившись святыням в Константинополе, она отправилась в Иерусалим. Король крестоносцев Амальрик I Иерусалимский принял ее в Святой Земле. В Иерусалиме Евфросиния подошла к Гробу Господню. Через несколько дней она заболела и отправила племянника и сестру за святой водой на Иордан. После явления ангела Евфросиния стала готовиться к смерти. Она отправила прошение о погребении в Лавре Святого Саввы, но ее просьба была отклонена, поскольку это мужской монастырь, куда женщинам вход воспрещен. Получив отказ, она послала слугу купить гроб и устроить погребение в Русском монастыре Пресвятой Богородицы, находившемся при монастыре преподобного Феодосия Великого. Господь даровал ей мирную кончину после 23 дней болезни 24 мая 1167 года9.0003

Мощи св. Евфросинии в Киево-Печерской Лавре

Ее тело, после завоевания Иерусалима Саладином, перевезено туда монахами в Киев в 1187 г. Печерского монастыря, а мощи были перенесены в Полоцк в 1910 году в основанный ею монастырь.

Перенесение мощей святой Евфросинии в Полоцк в 1910 г.

Святая Евфросиния Полоцкая прославлена ​​в Русской Церкви как покровительница женского монашества. Она единственная святая-девственница восточнославянского происхождения. Евфросиния (или Ефросиния) Полоцкая – покровительница Беларуси. В Беларуси есть Свято-Евфросиниевский женский монастырь в Полоцке и Свято-Евфросиниевская православная церковь в Минске.

Крест Святой Евфросинии. Литография 1889 г.

Крест Святой Евфросинии был великолепным, усыпанным драгоценными камнями крестом, созданным по ее воле местным мастером Лазарем Босой. Знаменитый шестиконечный золотой крест был украшен эмалями и драгоценными камнями и подарен ею церкви Святого Спаса в 1161 году. Изысканной красоты реликвия пережила многовековые потрясения вплоть до Второй мировой войны, когда таинственным образом исчезла при эвакуации. музея в 1941 году. В последний раз крест видели в Могилеве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы