Ксении блаженной история: Блаженная Ксения Петербургская: история любви
Содержание
Блаженная Ксения Петербургская: история любви
Смерть
Никто не знает, когда она родилась, но в ту пору, где-то в начале XVIII века, Петербург еще достраивался. Улица, на которой поселилась молодая прекрасная, респектабельная семейная пара – военный Андрей Федорович Петров и его жена Ксения Григорьевна Петрова, вся состояла из деревянных домиков.
Счастливые пары не так интересны обывателям, как бродящие по околотку сумасшедшие.
Вот и эта пара ничем особенным не отличилась в памяти народной, разве что муж был интересный человек: будучи военным, по преданию в чине полковника, он пел в церковном хоре. Все изменилось в день внезапной кончины Андрея Федоровича во цвете лет без христианского покаяния.
Ксения. Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com
На похоронах Ксения Григорьевна была одета в камзол, кафтан, штаны и картуз покойного мужа. Весь костюм был традиционных армейских цветов – зеленый с красным, а сама Ксения, которой тогда минуло только 26 лет, выглядела совершенно сумасшедшей. Она всех уверяла, что Андрей Федорович жив и что это его жена, Ксения, скончалась. Конечно, соседи жалели несчастную вдову, не выдержавшую удара судьбы, но сама вдова не понимала, почему ее жалеют.
Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com
Ксения Григорьевна Петрова стала скитаться по улицам и всем, знавшим ее, предлагала признать в ней покойного Андрея Федоровича. «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, – говорила она встречным знакомым, – аз же грешный весь тут».
Видимо, она решилась прожить жизнь за своего мужа, чтобы таким образом завершить дело его христианского спасения. Безумие?
Сильнее смерти любовь
Блаженная Ксения. Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com
В то время люди лучше всматривались в жизнь друг друга. Соседи за Ксенией Григорьевной послеживали. Что-то никак она в себя не приходила.
В военной форме ходить это одно, а вот отдать бедным свой дом и все имущество – это уже совсем другое дело, даже в XVIII веке. Времена меняются, но людское рассуждение в таких случаях неизменно: «Вы подумайте! Была приличная женщина, вела дом, следила за собой и на тебе! Ходит в рванье по улицам, несет всякий бред, да еще и сама себе финансовую яму роет».
Общественность решила, что пора принимать меры. Организовали встречу Ксении Григорьевны с бывшим начальством покойного мужа.
Может быть, они смогут выяснить, что случилось с ее головой, и поместить в какое-нибудь богоугодное заведение? Но при беседе Ксения вела себя вполне разумно, и начальство вынуждено было признать, что с головой у нее все в порядке. Пришлось добропорядочным горожанам примириться с этой странной женщиной в своем околотке. Так началась история святой, для которой любовь стала сильнее смерти.
Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com
Как произошло так, что в босоногой, грязной Ксении, в потрепанном всеми петербургскими ветрами мужнином камзоле, люди стали видеть блаженную, сказать трудно. Просто постепенно стали замечать, что безумные речи «Андрея Федоровича», как она просила себя называть, имеют свой скрытый смысл.
Они стали понимать «шифр». «Возьми пятак, – предлагала Ксения монету своей знакомой, – тут царь на коне (Георгий Победоносец – прим.ред.). Потухнет». Что потухнет? Зачем пятак? Уже подходя к дому, женщина видит, что ее дом горит. Потушили пожар очень быстро. Даже, можно сказать, со скоростью чуда.
Или однажды зашла Ксения к Параскеве Антоновой, которой когда-то подарила свой дом, и говорит: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища, тебе Бог ребенка послал! Беги скорее!» Параскева была женщина одинокая и страдала от этого, так что призыв блаженной прозвучал для нее, как горн, и она побежала.
При приближении к воротам Смоленского кладбища, ныне это улица Камская, ее бег остановили «непредвиденные» обстоятельства. Извозчик сбил беременную женщину, та разродилась и сразу скончалась. Младенец оказался на руках у Параскевы. Но разве не за ним она бежала на кладбище? Отца и родных искали, да так и не нашли. Так у Параскевы появился сын.
Блаженная Ксения дожила до 72 лет, проведя на улице 42 года. Скончалась она не позднее 1806 года. По ночам Ксения стояла на молитве в полях за городом, помогала носить кирпичи на строящуюся колокольню Смоленской церкви, а днем разговаривала с людьми своим эзоповым языком, молилась о них с заботой, по-матерински. Ведь люди во все времена с одинаковыми бедами.
Часовня
Часовня-усыпальница блаженной Ксении. Изображение с сайта nelli-art.ucoz.ru
На Смоленском кладбище гуляют, как в парке. Мамаши с детьми, молодые влюбленные, старики под ручку. По этим же дорожкам когда-то бродила босоногая Ксения, привычный городской персонаж, как сказали бы сейчас.
Кто-то смеялся над ней, а кто-то с таинственным видом рассказывал: «Она не простая. Вчера мои из гостей ехали поздно, ее за городом видели. И знаете, что она там делала? Молилась. Представляете? Ночью». От улицы Лахтинской на Петроградской стороне, где сначала жила, а потом скиталась Ксения, до Смоленского кладбища на Васильевском острове путь не близкий.
Но там, на Смоленском кладбище лежал драгоценный человек, незабвенный муж, любовь к которому была у Ксении так велика, что ее и теперь хватает на многих.
Сейчас могила Андрея Федоровича, к сожалению, утеряна. В годы гонений целые династические склепы сравнивали с землей. Но Ксенину могилу до 1902 года регулярно сравнивали с землей верующие, нескончаемым потоком приходившие к ней и понемногу бравшие «земельку» для исцелений. Так ее могилу никак нельзя было незаметно уничтожить.
Часовню над могилой поставили еще в 1830 году. В 1902-м было совершено освящение каменной часовни над могилой блаженной Ксении. В изголовье мраморной гробницы был поставлен иконостас. На стенах было множество икон.
После революции и начавшихся гонений на церковь «двадцатка» Смоленской церкви и священники подписали с Василеостровским Советом рабочих депутатов договор об аренде часовни. Среди имен, подписавшихся под этим документом, мы видим имя настоятеля – протоиерея Алексея Западалова. Впоследствии священник принял мученическую кончину в Свирьлаге.
В 1940 году часовню закрыли, но люди не переставали идти к Ксении. Во время войны в часовне устроили склад горюче-смазочных материалов, надгробие разобрали, иконы сожгли. После войны в 1946 году, в тот же год, когда открыли Троице-Сергиеву лавру, было получено разрешение и на открытие часовни.
Отсыревшее, оскверненное здание было отреставрировано, начали служить панихиды. С девяти утра до девяти вечера поток людей не иссякал в те годы. В 1960 году часовню опять закрыли, устроили в ней скульптурную мастерскую.
А в 1988 году, 6 июня, Русская Церковь прославила свою святую.
Жизнь как чудо
Мозаика на часовне
Уборщица часовни, проработавшая на этом послушании десяток лет, говорит о чудесах на могилке блаженной Ксении так: «Видела ли я чудеса? Ну, смотря, что вы подразумеваете под этим словом. Что вошел человек без ноги, а вышел на своих двоих – нет, такого я не видела.
А вот как приходят благодарить и прямо в часовне из ушей вот такие бриллианты вынимают и отдают на храм – это я видела».
Она делает многозначительное лицо и показывает на руках, что бриллианты были достаточной величины. «Я же не буду спрашивать „какое с вами чудо произошло, что вы такие бриллианты отдаете?“» – то ли спрашивает она, то ли делает заключение о существовании чудес вообще.
Чаще всего в часовню к Ксении приходят девушки и женщины. Когда-то сама Ксения устроила семейную жизнь одной своей знакомой девицы.
Правда, есть мнение, что Ксения это сделала скорей из жалости к несчастному вдовцу. Девице блаженная сказала, что ей надо идти на Смоленское кладбище, потому что «там твой муж жену хоронит».
Девица пошла, хотя в словах Ксении было много непонятного, и действительно встретилась там с похоронной процессией. Присоединившись к ней, она познакомилась с самим вдовцом, который впоследствии женился на ней и получил утешение в своей скорби. Так что мужчинам тоже стоит просить себе у Ксении хорошую жену.
Раньше и сейчас
На Смоленском кладбище. Рисунок Александра Простева с сайта insemnaripecale.wordpress.com
Смоленское кладбище напоминает сказочный лес где-то на экваторе: стволы деревьев, словно из темного бархата, высокий папоротник пропускает сквозь резные листья солнечные лучи, стелющиеся растения окутывают камни надгробий, покрытые мхом. Но, проведя несколько часов около часовни блаженной Ксении, пообщавшись с людьми, перестаешь понимать, в каком мире ты находишься. Мир живых переплетается с миром мертвых в бесконечных историях.
История человека начинается с рождения, но настоящую жизнь она получает после его смерти, с того часа, когда уже ничего нельзя изменить в этой летописи. На Смоленском кладбище с любовью рассказывают как истории святых, так и истории бандитов.
Галина – администратор цирка. Она вырастила трех дочерей, муж у нее генерал-майор милиции, участвовал во многих боевых операциях. На кладбище она свой человек вот уже 12 лет. Ее часто можно встретить у могилы праведного Григория, которого она очень почитает. «Он мне всегда помогает.
Я спросила благословение у батюшки ухаживать за могилкой. Он давно жил, где-то в конце XVIII века. Что-то у него в жизни случилось, и он стал все бедным раздавать. Раздавал и говорил: „Когда ваши дела поправятся, вы тоже часть бедным отдавайте“», – рассказывает она народное предание.
Так Григорий создал что-то типа финансовой пирамиды. По его молитвам многие стали жить хорошо и в свою очередь помогали другим. Эта схема действует и по сей день. Есть странная традиция закапывать в его могилу монетки. Галина все время пытается посадить в эту землю цветы, поэтому монетки откапывает и несет в храм. Иногда люди кладут и большие купюры. Так деньги возвращаются нуждающимся.
Еще две блаженные, Ирина и Анна, почивают недалеко от блаженной Ксении.
Блаженная Анна (Лашкина) скончалась в 1853 году. Окончив один из петербургских институтов, она готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел другую. Тогда Анна покинула Петербург и стала скитаться. Однажды ее поместили в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре Анна ушла и оттуда. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, Анна бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной площади. Обитатели Сенной – торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики – хорошо знали ее, охотно подавали ей милостыню. Все полученное подаяние Анна раздавала бедным.
Рядом с блаженными находится общая могила «сорока мучеников», сорока монахов, расстрелянных на кладбище в годы советских гонений.
Блаженная Ксения Петербургская. Икона, фрагмент. Изображение с сайта www.k-istine.ru
Святой блаженной Ксении принято писать письма. Раньше из каждой щели часовни над ее могилой на Смоленском кладбище выглядывал беленький уголок записки. Но теперь повесили специальный ящик. Пишут письма и в храм Смоленской иконы Божией Матери, что на кладбище, к которому приписана часовня, с просьбой помолиться «у Ксеньюшки». Так обычно поступают те, кто по тем или иным причинам не имеют возможности доехать до Санкт-Петербурга.
Им обычно высылают в ответ лепестки роз в конверте, смоченные в масле из лампадки на могилке блаженной. Потом многие пишут письма, благодарят: «Я вам писала в прошлом году о наших семейных проблемах, просила помолиться за нас, грешных. И по молитвам Ксеньюшки все разрешилось. Мама успела оформить досрочную пенсию в 60 лет, а у сестры бывший супруг не отобрал квартиру, оставил сыну». Все благодарности публикуются в специальной газете «Смоленский храм»
Конечно, что такое квартира или пенсия, по сравнению с духовной жизнью!? Но ведь не все могут жить духовной жизнью на улице без денег, как делала это блаженная Ксения. Петербуржцы идут к ней как к самому близкому человеку. И не важно, что они просят квартиру с машиной или мужа хорошего. Загадка в том, что просят они у той, кто все это потерял за один день – и мужа, и дом, и экипажи. И она никому не отказывает в утешении и помощи.
Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10 часов утра. В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии – ранняя в 7 часов утра и поздняя в 10 часов. Каждый день по окончании литургии – таинство крещения. Вечернее богослужение начинается в 6 часов вечера в летнее время и в 5 часов вечера в зимнее.
Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11 часов утра в будни и с 10 часов утра в праздники. Часовня открыта для посещений до 5 часов вечера. Адрес храма Смоленской иконы Божией Матери, по которому вы можете отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды: 199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д. 24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому.
Святая Ксения скиталась так же, как скитались бездомные и нищие в ее время, да и сейчас. У многих это вызывает непонимание – в чем тут подвиг и святость? Читайте здесь:
Зачем Ксения Петербуржская все раздала и ходила с бродягами?
Блаженная Ксения Петербургская: подвиг во имя любви
6 февраля православная церковь отмечает День памяти блаженной Ксении Петербургской. Эта удивительная святая, жившая в городе на Неве не так давно, в середине XVIII века, стала известна благодаря тому, что посвятила свою жизнь единственной задаче: вымолить у Бога прощение для своего внезапно скончавшегося мужа.
Пожалуй, не так легко отыскать в Санкт-Петербурге человека, который не слышал бы об этой святой. И уж совсем не найти жителя Васильевского острова, который не указал бы дорогу к Смоленскому кладбищу, на котором стоит возведенная в ее честь часовня. И не бывает дня, в который не толпились бы люди возле этой часовни, стремясь попасть внутрь или хотя бы коснутся часовенных стен, моля святую о помощи. Помощи в самых простых житейских ситуациях: в несчастной любви, в надломленной семейной жизни, во внезапном нездоровье, в надежде обрести радости материнства и отцовства.
Как стала юродивой дворянка Ксения Петрова
Сведений о жизни той, что звалась Ксенией Григорьевной Петровой, а потом стала зваться Ксенией Петербургской, известно до обидного мало. И это несмотря на то, что нас отделяет от нее не так много времени. При жизни она была известна всему Петербургу, а потом и всей России. Родилась она в Петербурге, в дворянской семье, примерно между 1719 и 1730 годами. Скорее всего, какие-то метрики должны были сохраниться. Но не сохранились. Многие верующие видят в этом проявление воли Божьей, поскольку по-настоящему важными были события, которые происходили с нею уже в годы ее юродства, а прежняя жизнь была ею отвергнута.
Она вышла замуж за придворного певчего, пехотного полковника Андрея Федоровича Петрова. Семейный дом их находился в самом начале нынешней улицы Лахтинской, что на Петроградской стороне. Согласно легенде, молодые жили душа в душу примерно восемь или десять лет, поскольку известно, что замуж Ксения вышла сразу после совершеннолетия. А когда ей исполнилось 26 лет, ее супруг внезапно и скоропостижно скончался. Настолько внезапно, что не успел исповедаться перед смертью.
«Одно из главных мест биографии блаженной Ксении, хотя документов о ней крайне мало, связано с тем, почему она пришла к своему подвигу юродства, – говорит ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, доктор филологических наук Юлия Балакшина. – Ее муж, который был певчим у Анны Иоанновны, скончался без покаяния, возможно, во время одной из попоек при дворе среди других певчих. И Ксения, понимая, что ее дорогой, любимый человек ушел, не примирившись ни с Богом, ни с людьми, решает прожить свою жизнь как бы за него, берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел».
Фото: Степанов Евгений/ТАСС
С этого мгновения раз и навсегда изменилась и жизнь молодой вдовы. Ксения оделась в мужнин мундир, зеленый с красным, и назвала себя Андреем Федоровичем, говоря всем, что-де это «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Столь же решительно, как она отказалась от собственного имени и своей судьбы, Ксения отказалась и от всего имущества, подарив свой дом молодой женщине Параскеве Антоновой, снимавшей в нем комнату. Все свои деньги она раздала бедным, а оставшиеся вещи отнесла в церковь «за упокой души рабы Божией Ксении».
Тут-то и выяснилось, что все эти поступки, которые окружающие принимали за помешательство, не имеют с ним ничего общего. В стремлении запретить Ксении раздать оставшееся от мужа имущество, родственники полковника Петрова потребовали признать женщину умалишенной. Обследование назначили у прежнего начальства Андрея Федоровича, которое, к своему удивлению, увидело, что имеет дело с совершенно разумным человеком, сознательно взявшим на себя тяжесть юродства. На том все пересуды и кончились – и началась совершенно иная жизнь юродивой Ксении.
Молитвенная заступница
С тех пор Ксения стала скитаться вокруг мест, где жила ее семья, прежде всего – по улице, которая сейчас называется Лахтинской, а с конца VIII века носившая имя ее покойного супруга «улица Андрея Петрова», позже «Петровская». Почти каждый день она появлялась и на Смоленском кладбище, где упокоился ее муж. А расстояние было неблизким: с Петроградской стороны на Васильевский остров даже сегодня быстрым шагом идти час, а по тогдашним немощеным улицам, да на страдающих от холода и сырости ногах, на которых только чудом держались вконец изношенные мужнины башмаки, куда дольше.
Этой новой, совершенно иной, чем прежде, жизни юродивая Ксения посвятила 45 лет своей жизни. Многое пришлось претерпеть ей за эти годы. И смешки, и издевательства глупых по малолетству мальчишек, которые закончились лишь тогда, когда взрослые, сумевшие увидеть за фасадом помешательства настоящий подвиг, строго-настрого запретили им обижать юродивую. И обывательское недоверие, которое вынуждало полицию ночью отправляться вслед за Ксенией в поле, чтобы увидеть, как она до рассвета стоит там коленопреклоненная, время от времени кладя земные поклоны на все четыре стороны. И недовольство иных нищих. Впрочем, им же она и раздавала полученное ею подаяние, которое соглашалась брать далеко не у всех.
Фото: Андрей Сидоров/ТАСС
«Будучи дворянского происхождения, Ксения отказывается от благополучного устроенного быта и начинает вести нищенскую, странствующую жизнь. По ночам она носит кирпичи для строительства церкви, но главное – помогает людям своими прозорливыми, пророческими, духовными советами. Ведь у человека, который преодолевает пелену обыденных, обывательских ценностей, открывается особое зрение, он начинает видеть духовный смысл вещей. Ей это зрение было дано», – говорит Юлия Балакшина.
Ксения стала ходатайствовать перед Богом за людей, которые просили ее о молитве и в ком она сама видела нужду в ее молитвенном заступничестве. И это представление о ней, как о молитвенной заступнице, сохранилось до сих пор.
С поклоном к блаженной Ксении
О дне кончины блаженной Ксении, как и о дне ее рождения, не осталось никаких точных сведений. Можно лишь предполагать, что умерла она не позднее 1803 года. С того дня вокруг могилы знаменитой юродивой на Смоленском кладбище, где покоился и отмоленный ею муж, начали собираться люди. Они приходили сюда, чтобы поделиться с «Ксеньюшкой», как все чаще стали называть ее люди, своими горестями и попросить помощи в спасении от бед. Уходя, многие брали с собой горсть земли с могилы Ксении, так что служителям кладбища не раз и не два пришлось заново насыпать могильный холм.
Только в 1830 году над могилой появилась деревянная часовня, а в начале 1900-х, спустя почти век после упокоения Ксении – каменная. Как ни удивительно, но до 1940 года часовня оставалась действующей, хотя для этого приходу пришлось заключить договор с Василеостровским Советом рабочих депутатов. Но и после того, как ее закрыли, к часовне, «к Ксении» продолжали приходить люди. И даже в блокаду Ленинграда сюда, к постройке, в которой в те годы устроили склад горюче-смазочных материалов, на слабых ногах стекались верующие ленинградцы. В 1947 году на волне прекращения гонений на Русскую православную церковь часовню вновь разрешили открыть – но лишь до 1960 года, поскольку потом начался очередной всплеск атеистической пропаганды. И лишь спустя 23 года она вновь вернулась в собственность Церкви. И сегодня к часовне святой Ксении Петербургской приходят жители Петербурга, приезжают паломники из других городов России и даже из-за ее пределов.
«Мне, как жителю Петербурга, блаженная Ксения очень дорога, – рассказывает доктор филологических наук Юлия Балакшина. – Она одна из тех, кого можно назвать небесной заступницей нашего города. Блаженная Ксения и святой праведный Иоанн Кронштадтский – это два человека, которые были праведниками в нашем городе, с его очень непростой судьбой, в городе, почти искусственно созданном императором Петром, как бы переламывающим всю русскую историю. И, конечно, в этом городе должны быть люди, которые бы явили настоящую праведность».
«Таким светильником для Петербурга стала Ксения. Ее подвиг, который рождается из любви, из желания поддержать своего мужа и за него покаяться, очень важен для нас, людей, живущих в трудном XXI веке. Когда позади XX век, в котором очень много людей ушли, не покаявшись и не узнав веры, не узнав Бога, нам бы тоже надо прожить свою жизнь так, чтобы, пусть и не подвигом юродства, но принести это покаяние за тех, кто был до нас», – говорит Юлия Балакшина .
Фото: Пименов Роман /ТАСС
Посвящение святой Ксении Петербургской и ее влияние на нашу жизнь
Трудно найти учебник истории, в котором упоминалась бы блаженная Ксения Петербургская, память которой Русская Православная Церковь празднует 6 февраля и 6 июня. И наоборот, почти любая книга по истории расскажет о жизни и действиях Наполеона. Оба человека жили примерно в одно и то же время, на рубеже девятнадцатого века. Но так ли уж сильно различаются эти две фигуры по своему историческому значению, как это могут предположить учебники истории?
Действия Наполеона и его исторические последствия действительно впечатляют. Его вторжения привели к гибели сотен тысяч людей и разрушению тысяч церквей. В России и других странах Европы они изменили жизни миллионов людей. Его влияние на культуру и духовную жизнь также было обширным. Его характер и идеи зримо присутствуют в произведениях русских классиков, таких как Толстой и Достоевский. Когда Раскольников, герой «Преступления и наказания» Достоевского, топорил недобросовестного ростовщика, он спрашивал себя: «Тварь ли я дрожащая или имею право?» — вопрос поистине наполеоновского масштаба.
Жизнь блаженной Ксении также хорошо задокументирована. Молодая вдова, потерявшая мужа в 26 лет, взяла на себя подвиг юродивой. Она оставила свое поместье и бродила по улицам родного города в красном и зеленом. Над ней насмехались и насмехались, и она никогда не прекращала своей молитвы. За свой давний подвиг — неоцененный миром — Ксения получила драгоценный подарок от Бога. Она приобрела способность помогать людям, попавшим в беду, и принесла долгожданные изменения в жизни тысяч людей.
У нее был особый талант помогать людям находить брачных партнеров и создавать счастливые семьи. Придя в дом семьи Голубевых, блаженная Ксения сказала их семнадцатилетней дочери: «Пока вы варите кофе на кухне, ваш муж плачет над могилой жены на Охтинском кладбище. его. Почему ты ждешь? Смущенная, молодая женщина не знала, что ответить, но блаженная Ксения настаивала, и она слушала. На кладбище она увидела мужчину, врача. Его жена умерла при родах. Он оплакивал ее смерть и потерял сознание от слез. Голубевы пошли его утешать и стали его друзьями. Через год он сделал их дочери предложение руки и сердца, и они жили долго и счастливо. Она помогла такому количеству людей создать счастливые семьи, что заработала себе имя архитектора человеческих жизней.
Наполеон был похоронен в Доме Инвалидов в Париже. Туристы стекаются к его могиле из красного порфира на постаменте из зеленого гранита. Но никто не приходит к его могиле молиться или молиться. Сегодня Наполеон больше похож на музейный экспонат или мокрый образец истории. Его современное значение ничтожно. Его биография — в лучшем случае сюжетный источник для второсортного фильма или посредственной книги начинающего писателя.
Могила блаженной Ксении иная. Более двух столетий посетители ее могилы получали исцеление и практическую помощь в, казалось бы, неразрешимых жизненных проблемах. Однажды святая Ксения явилась в видении алкоголику и повелела: «Бросай немедленно пить! Мою могилу заливают слезы твоей матери и жены. Надо ли говорить, что этот человек до конца жизни больше не прикасался к алкоголю».
Каждый день тысячи людей приходят к ее могиле, чтобы просить ее заступничества и помощи. Они изложили свои просьбы на бумаге. Гирлянды из этих белых нот во все времена украшают интерьер ее часовни. Сотни и миллионы призывали ее имя. Но кто оставил хоть одну записку у роскошной гробницы Наполеона из красного порфира на постаменте из зеленого гранита?
Среди историков социальная история приобретает все большее значение. Это растущая область, которая рассматривает жизненный опыт людей, маленькие дела, изменившие их жизнь, роль рядовых людей в историческом процессе.
Ошибочно думать, что богатые и могущественные обладают монополией на создание истории. Исторические рассказы по телевидению часто не отражают истинную историю. В конце концов, история разворачивается в наших сердцах. Мы делаем историю, продвигаясь к чистоте в нашей молитве, покаянии, смирении и терпении. Чем больше мы работаем над нашим прогрессом, тем больше наша роль в истории.
Блаженная Ксения не была ни монархом, ни полководцем; она не повела в бой миллионы. Она молилась, постилась и смирялась; она безоговорочно прощала все обиды и в конечном итоге оставила в истории человечества более глубокий след, чем сам Наполеон.
Книги по истории мало что говорят об этом, но учение Христа в Евангелии говорит о многом. «Какая польза тому, кто приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Примеры Наполеона и Ксении подтверждают истинность этих слов.
История не делается в Кремле или Белом доме, Брюсселе или Страсбурге. Он разворачивается прямо на наших глазах. Это происходит в наших сердцах, когда мы осмеливаемся открыть их Богу и людям.
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Источник: Православие.ру
Житие святой Ксении Петербургской / Православие.Ком
Святая блаженная Ксения Петербургская.
ул.
Ксения была женой полковника Андрея Феодоровича
Петров, служивший придворным певчим. В возрасте
26 лет, Ксения овдовела и, похоже, потеряла свою
ум от горя: она раздала свое имущество
бедная, оделась в одежду своей усопшей
мужа, и, как бы позабыв собственное имя,
назвала себя именем покойного мужа —
Андрей Федорович.
Эти эксцентриситеты не свидетельствовали о потере
причине, однако, а означало полное презрение к
земные блага и человеческое мнение, что ставит их на
центр существования. Таким образом, Ксения Петербургская взяла на себя
себе трудный подвиг юродства для
Христа ради.
Познав непостоянство земного счастья
через смерть любимого мужа Ксения стремилась
к Богу всем сердцем и искала защиты и
утешение только в Нем. Земные, преходящие блага перестали
иметь для нее какую-либо ценность. У Ксении был дом; но дал это
к знакомому при условии, что это будет
использовали для приюта бедняков. Но сама Ксения, не имея
убежище, скитался бы среди бедняков Петербурга. В
ночь она выходила в поле, где проводила
время в горячей молитве.
Когда начали строить церковь в Смоленске
Кладбище, Ксения, после наступления темноты, бы
тайно нести кирпичи на вершину конструкции, и
тем самым помогли каменщикам возвести стены церкви.
Кто-то из родственников Ксении хотел взять ее к себе и
снабди ее всем необходимым, но блаженная
ответил им: «Мне ничего не нужно».
Она радовалась своей бедности, и когда куда-нибудь заезжала,
временами замечал: «Я весь здесь!» когда ее
Одежда покойного мужа износилась, Ксения одела
сама в самой бедной одежде и в рваных ботинках
без чулок на ногах. Она не оделась тепло
и заставил ее тело страдать от сильного холода.
Чувствуя величие души блаженной Ксении,
жители Петербурга любили ее за то, что она презирала
земное ради Царства Небесного. Если
Ксения входила в чей-либо дом, это считалось
хороший знак. Матери радовались, если она целовала их детей.
Извозчики спрашивали разрешения у блаженной
погонять ее немного, так как после этого заработок был бы
гарантия на весь день. Торговцы на базарах
попробовал бы дать здесь калач [сухарики] или что-нибудь
еда; если бы блаженная Ксения взяла что-нибудь из того, что было
предложили, все товары продавца были быстро раскуплены
вверх.
Ксения обладала даром ясновидения. Накануне
Рождества Христова 1762 года, она гуляла по Петербургу
и сказал: «Пеките блины! Завтра вся Россия будет печь
блины!» На другой день императрица Елизавета Петровна,
внезапно умер [блины традиционно пекут в
чья-то смерть]. За несколько дней до убийства
царственный юноша, Иоанн VI (Антонович,
праправнук царя Алексея Михайловича),
который в младенчестве был провозглашен русским императором,
блаженный плакал и повторял: «Кровь, кровь,
крови». Через несколько дней после смерти Мировича
неудачный заговор, молодой Джон был убит.
Однажды Ксения пришла в дом, где жил взрослый
дочь. Повернувшись к девушке, она сказала: «Вот вам
пьете кофе, пока ваш муж хоронит свою
жена на Охте». Через некоторое время эта девушка
вышла замуж за того самого вдовца, который в ту минуту был
похоронил первую жену на Охтинском кладбище.
Блаженная Ксения скончалась в конце восемнадцатого века,
но традиция не сохранила ни года, ни дня
ее кончина. Похоронена на Смоленском кладбище.
где она помогала строить церковь.
Паломничества к ее могиле начались вскоре после ее кончины.
Блаженная Ксения часто являлась в видениях людям в
трудные обстоятельства, предупреждены об опасностях и спасены
их от бедствий. Праведник не переставал
проявляйте сострадательную любовь ко всем, кто с верою имеет
призвал ее, и многие примеры ее помощи для
известны страдающие и находящиеся в отчаянном положении.
Жил служащий Николай Селиванович Головин.
в Гродно ориентировочно до 1907. Он часто переживал
неприятности на работе. Он приехал в Петербург, чтобы положить
дела в порядке, но они еще больше запутались.
Головин был очень беден, ухаживая за пожилой матерью и
две сестры. В отчаянии он шел по улицам г.
в Петербурге, и, хотя он был человеком верующим, мысль
броситься в Неву украл в душу. В
в этот момент перед ним стояла какая-то незнакомая женщина. Он
был поражен ее видом, который напоминал
бедная монахиня. «Почему ты грустишь?» она спросила.
«Иди на Смоленское кладбище, отслужи панихиду [а
Панихида] по Ксении, и все будет
поселились.» После этих слов неизвестная женщина
исчезнувший. Головин выполнил совет
таинственная монахиня, и его дела неожиданно уладились
наилучшим образом. Он радостно вернулся домой в
Гродно.
Император Александр III, будучи наследником, заболел
с тяжелой формой сыпного тифа. Великая княгиня Мария
Федоровна была очень встревожена болезнью супруга.
Один из камердинеров, увидев ее в коридоре, отнесся к
ей, как блаженная Ксения помогает больным, дала ей песок из
заветную могилу и добавил, что сам был
исцелился от болезни по молитве праведника.
Великая Княгиня положила песок под подушку
пациент. В ту же ночь, сидя во главе
постели, ей было видение блаженной Ксении, которая сказала ей, что
пациент выздоровеет и что дочь будет
родился в их семье. Ее надо звать Ксенией.
предсказание блаженной сбылось в точности.
В Псковскую губернию приехал родственник из Петербурга
погостили у помещика и рассказали, как они
почитают блаженную Ксению в столице. Под влиянием
об этом благочестивый помещик молился перед сном
за упокой ее души. Ночью ей приснилось, что
Ксения ходила вокруг своего дома и поливала его водой.
Утром сенокос на даче поймал
загорелся, но дальше огонь не распространился и дом
остался целым.
Вдова полковника приехала в Петербург, чтобы записать ее
двух сыновей в кадетский корпус. Ей не удалось
это. Деньги, взятые в долг на поездку, подошли к концу,
а вдова шла по улице и горько плакала.
Вдруг к ней подошла какая-то женщина из простолюдинов
и сказал: «Отслужи панихиду по Ксении.