Кто написал летопись повесть временных лет: «Повесть временных лет» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Содержание
«Повесть временных лет» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
ЧТО ТАКОЕ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
«Повесть временных лет» занимает в истории русского общественного самосознания и истории русской литературы особое место. Это не только древнейший из дошедших до нас летописных сводов, повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории, но одновременно и важнейший памятник историографии, в котором отразились представления древнерусских книжников начала XII в. о месте русичей среди других славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии, в котором с необычайной ясностью освещены, как бы сказали сегодня, основные направления внешней и внутренней политики. «Повесть временных лет» свидетельствует о высоко развитом в то время национальном самосознании: Русская земля осмысляет себя как могущественное государство со своей самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с могущественной Византийской империей, тесно связанное политическими интересами и родственными отношениями правителей не только с сопредельными странами — Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией, и даже с Францией, Данией, Швецией. Русь осмысливает себя как православное государство, уже с первых лет своей христианской истории освященное особой божественной благодатью: оно по праву гордится своими святыми покровителями — князьями Борисом и Глебом, своими святынями — монастырями и храмами, своими духовными наставниками — богословами и проповедниками, известнейшим из которых, безусловно, являлся в XI в. митрополит Иларион. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно было являться владычество в ней единой княжеской династии — Рюриковичей. Поэтому напоминания, что все князья — братья по крови, — постоянный мотив «Повеcти временных лет», ибо на практике Русь сотрясают междуусобицы и брат не раз поднимает руку на брата. Еще одна тема настойчиво обсуждается летописцем: половецкая опасность. Половецкие ханы — иногда союзники и сваты русских князей, чаще всего все же выступали как предводители опустошительных набегов, они осаждали и сжигали города, истребляли жителей, уводили вереницы пленных. «Повесть временных лет» вводит своих читателей в самую гущу этих актуальных для того времени политических, военных, идеологических проблем.
Библиотека литературы Древней Руси. Том 1
ЛЕГЕНДА ОБ АПОСТОЛЕ АНДРЕЕ
Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно дойти даже до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и идет к северу, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — к варягам, а от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает в Понтийское море тремя устьями; это море именуемо Русским, — по берегам его учил святой Андрей, брат Петра.
Как говорят, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром, встав, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и подивился на них. И пошел к варягам, и пришел в Рим, и поведал о том, скольких научил и кого видел, и рассказал им: «Диво видел я в Славянской земле, когда шел сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются мытелью, и возьмут веники, и начнут хлестаться, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят не мытье себе, а <…> мученье». Те же, слышав, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.
Повесть временных лет
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» И ЕЕ РЕДАКЦИИ
В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет — пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи — монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.
В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.
Энциклопедия «Кругосвет»
РЕДАКТИРОВАНИЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Став киевским князем, Владимир Мономах сохранил и свою «отчину» — княжество Переяславльское, а также Суздальскую землю и Ростовскую. Признал власть Владимира и Великий Новгород, повинуясь его распоряжениям и принимая от него князей. В 1118 году Владимир потребовал к себе «вся бояры новгородськыя» для приведения их к присяге. Часть из них он отпустил обратно в Новгород, а «иныя у себя остави». При Владимире восстановилась прежняя военная мощь древнерусского государства, ослабленная предшествовавшими феодальными распрями. Половцам был нанесен сокрушительный удар, и они не осмеливались нападать на Русскую землю…
Одной из мер при вокняжении Владимира Мономаха в Киеве в 1113 году было исправление несторовской «Повести временных лет» с целью более правильного освещения правления Святополка Изяславича, ненавистного киевскому трудовому народу. Это дело Мономах поручил игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру. Выдубецкий монастырь был основан отцом Владимира Мономаха, князем Всеволодом Ярославичем, и, естественно, держал сторону этого князя, а после его смерти — сторону его сына. Сильвестр добросовестно выполнил порученное ему дело. Он переписал «Повесть временных лет» и дополнил ее несколькими вставками об отрицательных поступках Святополка. Так, Сильвестр ввел в «Повесть временных лет» под 1097 годом рассказ попа Василия об ослеплении Василька Ростиславича. Затем по-новому он изложил историю похода русских князей против половцев в 1103 году. Хотя этот поход возглавлялся Святополком, как старшим киевским князем, пером Сильвестра Святополк был отодвинут на второй план, а на первое место поставлен Владимир Мономах, действительно участвовавший в этом походе, но не руководивший им.
То, что эта версия не могла принадлежать Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, ясно из сопоставления с нею рассказа о том же самом походе, имеющегося в «Киево-Печерском патерике», идущем, вероятно, по традиции от самого Нестора. В рассказе «Патерика» Владимир Мономах даже не упомянут, а победа над половцами приписывается одному Святополку, который получил благословение перед походом от монахов Киево-Печерского монастыря.
Редактируя «Повесть временных лет» Нестора, Сильвестр не продолжил ее ни на один год, но выпустил указание на авторство киево-печерского монаха. Под тем же 1110 годом Сильвестр сделал такую приписку: «Игумен Сильвестр святого Михаила написах книгы си, летописець, надеяся от бога милость прияти при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святого Михаила, в лето 6624 (1116) индикта 9. А иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах». Поскольку редакция Сильвестра получила официальное признание, она легла в основу всего дальнейшего русского летописания и дошла до нас во множестве позднейших летописных списков. Несторовский же текст «Повести временных лет», оставшийся достоянием только киево-печерской традиции, до нас не дошел, хотя некоторые следы отличий этого текста от сильвестровской редакции сохранились, как уже сказано, в отдельных рассказах более позднего «Киево-Печерского патерика». В этом «Патерике» сохранилось и указание на Нестора, написавшего русский «летописец».
В 1118 году сильвестровская редакция «Повести временных лет» была продолжена, по-видимому, в связи с включением в нее написанного в этом году известного «Поучения Владимира Мономаха». По убедительному предположению М. Приселкова, дополнение сделал сын Владимира Мономаха Мстислав, находившийся тогда в Новгороде. Большой интерес среди этих дополнений представляют два рассказа о северных странах, слышанные автором в 1114 году, когда он присутствовал при закладке каменной стены в Ладоге. Ладожский посадник Павел рассказал ему о северных странах, находящихся за Югрою и Самоядью. Другой же рассказ об этих странах, слышанный автором от новгородца Гюряты Роговича, помещен под 1096 годом, с указанием, что он был услышан «прежи сих 4 лет». Так как оба рассказа тесно связаны между собой по содержанию, то слова «прежи сих 4 лет» следует отнести ко времени написания этой вставки в 1118 году, когда был услышан автором и первый рассказ. . Поскольку до нас не дошел подлинник рукописи Мстислава, а только ее позднейшие списки, то единственным объяснением получившейся путаницы может быть случайная перестановка листов оригинала, с которых потом делались эти списки. Такое предположение тем более допустимо, что в имеющихся списках под 1096 годом находится и «Поучение Владимира Мономаха», написанное не ранее 1117 года.
Водовозов Н. В. История древней русской литературы
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ | Энциклопедия Кругосвет
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). В этом отношении летописи, в том числе и Повесть временных лет, принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, из которых русские составители заимствовали многочисленные сведения из всемирной истории. В переводных византийских хрониках события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров.
Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).
Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.
В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.
В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.
Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14–16 вв. открываются текстом Повести временных лет.
Название Повесть временных лет (точнее, Повести временных лет – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как Повесть минувших лет, но существуют и другие толкования: Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках, Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда.
Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.
Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.
Летописи, в том числе и Повесть…, – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.
Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом – все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны.
Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988).
Повести временных лет чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте – краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее.
В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.
В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.
Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.
Издания: Памятники литературы Древней Руси. XI – первая половина XII века. М., 1978; Повесть временных лет. 2-е изд., доп. и испр. СПб., 1996, серия «Литературные памятники»; Библиотека литературы Древней Руси, т. 1. XI – начало XII в. СПб., 1997.
Андрей Ранчин
Основная хроника | Encyclopedia.com
Сборник летописных записей, известный как Повсть временных лт ( ПВЛ ), является фундаментальным источником для исторического изучения обширных восточноевропейских и евразийских земель, включающих большую часть Украины и Белоруссии, а также а также обширные части Российской Федерации и Польши. Как единственный важнейший источник для изучения древнерусских княжеств, он содержит большую часть существующих письменных сведений о территории, населенной восточными славянами с IX по XII век, и был предметом многих исторических, литературных, и лингвистический анализ. ПВЛ в различных вариантах встречается в начале большинства сохранившихся летописей, составленных с четырнадцатого по семнадцатый век. в 1116 г. Атрибуция Сильвестра основана на колофоне в копиях так называемой Лаврентьевской ветви, где он заявляет: «Я записал эту летопись» и просит, чтобы его читатели молились о нем (286,1–286, 7). Не исключено, что Сильвестр просто скопировал или отредактировал уже существующее полное сочинение монаха Киево-Печерского монастыря, упомянутого в заголовке (т. и кто первый в нем начал править и откуда стала Русская земля»), но возможно также, что этот монах просто начал дело, которое закончил Сильвестр. Вставка в название списка Хлебникова шестнадцатого века привела к распространенному мнению, что Нестор был именем этого монаха и что он завершил ныне утерянную первую редакцию полного текста. Но эта интерполяция не является надежным свидетельством, так как она могла быть результатом предположения интерполятора, и в этом случае имя монаха, упомянутого в названии, или время, когда он составил свой текст, неизвестно. Таким образом, самое простое объяснение состоит в том, что Сильвестр использовал более раннюю (возможно, незаконченную) хронику неизвестного монаха Печерского монастыря вместе с другими источниками для составления того, что сейчас известно как ПВЛ. Голографии Сильвестра не существует; самая ранняя копия датируется более чем 260 годами позже. Поэтому исследователям приходится пытаться реконструировать написанное Сильвестром на основе дошедших до нас копий, отстоящих на сотни лет от предполагаемой даты его написания.
Есть пять основных свидетелей оригинальной версии PVL. Термин «основной свидетель» относится только к тем копиям, которые имеют независимые полномочия свидетельствовать о том, что было в архетипе. Поскольку большинство копий ПВЛ (например, встречающиеся в Никоновской летописи, Воскресенской летописи и др.) являются вторичными (т. е. производными) от основных свидетелей, не дают первичных прочтений по отношению к архетипу. Пять основных свидетелей:
- Лаврентьев (RNB, F.IV.2), датированный 1377 годом;
- Радзивилл (БАН, 34. 5. 30), датируется 1490-ми гг.;
- Академия (RGB, MDA 5/182), датированная 15 веком;
- Ипатьев (БАН, 16. 4. 4), датированный ок. 1425;
- Хлебникова (РНБ, Ф. IV.230), датируется XVI веком.
Кроме того, в нескольких местах Погодинская летопись заполняет пробелы в Хлебниковском списке:
- 6. Погодин (РНБ, Погодин 1401), датируется началом XVII в.
Текстуальное подтверждение можно найти и в соответствующих местах позднейшей редакции Новгородской I летописи. На сегодняшний день нет ни литографий, ни фотофаксимилей ни одной рукописи Новгородской I летописи. Три копии опубликованной версии Novg. Я:
- Комиссия (СПб ИРИ, Арх. ком. 240), 1450-е гг.;
- Академия (БАН 17.8.36), 1450-е гг.;
- Толстой (РНБ, Толстовой Ф.И.В.223), датированный 1820-ми гг.
рис. 1.
Можно также использовать некоторые текстовые прочтения из соответствующих мест приселковской реконструкции несуществующей Троицкой летописи.
Стэмма , или генеалогическое древо показывает генеалогическое родство копий рукописи.
Хотя были предложены различные теории для этапов составления PVL, достигнуто небольшое соглашение. Однако источники, которые использовал(а) компилятор(ы), общепризнаны. Основным источником для 842 года является Хроника Георгия Хамартолу , а для 948 года — Продолжение Симеона Логофета. Отчеты о Вселенских соборах могли быть взяты по крайней мере из трех возможных источников: (1) болгарского сборника, послужившего основой для Изборника 1073 г.; (2) Хроника Гамартола; и (3) Послание Патриарха Фотия Борису, князю Болгарии. Копии договоров между Византией и Русью фигурируют под записями 907, 912, 945 и 971. Символ веры Михаила Синцелла был источником Символа веры, преподанного Владимиру I в 988 году. Слово митрополита Илариона о законе и благодати используется для библейских цитат об обращении Владимира I. Также есть выдержки из Воспоминаний и Похвалы Владимира , которые приписывают монаху Джеймсу. Жизнь Бориса и Глеба появляется в ПВЛ , но в редакции, отличной от самостоятельного произведения, написанного Нестором. Цитаты в PVL , приписываемые Иоанну Златоусту, кажутся взятыми из Zlatoustruiu (антология его сочинений). Впоследствии в PVL делаются две ссылки на Откровения Псевдо-Мефодия Патарского. Различные части PVL рисовать на Палея (конспект истории Ветхого Завета с толкованиями). В записях с 1097 по 1100 год имеется повествование о некоем Василии, который утверждает, что был очевидцем и участником описываемых событий. Ближе к концу текста летописи появляются Завещание Владимира Мономаха и Письмо Олегу . Наконец, устные предания и легенды, по-видимому, лежат в основе ряда других рассказов, в том числе о приходе Руси.
Хотя текст PVL публиковался несколько раз, в том числе как часть публикации более поздних хроник, только недавно было завершено критическое издание, основанное на Stemma Codicum .
См. также: дипломная книга; хроники; киевская русь; династия Рюриковичей
Кросс, Самуил Х. , и Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (1953). Русская полевая летопись: Лаврентьевский текст. Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия наук.
Островски, Дональд. (2003). Повести временных лет: Подстрочное сопоставление и парадозы, 3 тт., доц. изд. Дэвид Дж. Бирнбаум (Гарвардская библиотека ранней украинской литературы, том 10, части 1–3). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Дональд Островский
Статья о+хронике+ушедших+лет из The Free Dictionary
Хроника+ушедших+лет | Статья о хронике+прошедших+лет от The Free Dictionary
Хроника+ушедших+лет | Статья о хронике+прошедших+лет от The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
хроника
из
прошлое
годы
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Первичная летопись
- Курья (хан)
- Аббатство Мария Лаах
- Брайон Батлер
- Джон Захерле
- Киевская церковь Святого Андрея
- Nottingham Evening Post
- Pat LoBrutto
- Женская одежда на каждый день
- Владимир I Киевский
- Это еще не все
- Битва на Буге
- Казухито Ямасита
- Джордж Холиок
- Фариал Египта
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.
Полный браузер
?
- ▲
- Хроника Генриха Ливонского
- Хроника высшего образования
- Хроники Хуру
- Хроники Ирландии
- Хроника латиноамериканской экономики
- Хроника Малайзии
- Хроника многих потрясений
- Хроники Мелроуза
- Хроники Муассака
- Хроники Мореи
- Хроника Моисея
- Хроники Нанта
- Хроника Нестора
- Летопись Переяславля-Суздальского
- Хроника Псевдо-Дионисия Телль-Маре
- Хроники Сирта
- Хроника Стефана Великого
- Хроника исследований Археографической комиссии
- Летопись начала царствования царя и великого князя
- Хроника Лошади
- Хроники королей Альбы
- Хроники Мореи
- Хроника жреца Дукля
- Хроника Токко
- Хроника семьи Токко из Кефалонии
- Хроника огненных лет
- хроника играть
- хроника играет
- Издательство «Хроника»
- Хроника Экстра
- хроника+прошедших+лет
- хроника, том.